СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного часа «Занимательное языкознание» 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дополнительного часа «Занимательное языкознание»,11 класс. Рассчитана на 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного часа «Занимательное языкознание» 11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 г. Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

________________

Протокол № ____


«____»________2016 г.


«Согласовано »

Заместитель директора по УР

______________________


«____»____________2016 г.



«Утверждаю»

Директор МБОУ Гимназии №1

______________________

Приказ №____

от «___»__________2016 г.





Рабочая программа

дополнительного часа

«Занимательное языкознание»

11 класс

Козиной Марины Ивановны,

учителя русского языка и литературы





2016-2017 учебный год




Пояснительная записка.


Данная программа «Занимательное языкознание» предназначена для учащихся 11 класса с гуманитарным направлением.


Разработана на основе Примерной программы по русскому языку М.,Дрофа,2007г., Программы по русскому языку для 10–11 классов общеобразовательных учреждений под ред. А.И.Власенкова. М., «Просвещение», 2009г., которые соответствуют Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).

Цели программы:

-формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;

- формирование речевых умений по русскому языку, как способности передавать информацию в соответствиями с условиями общения

В процессе реализации данной программы учащиеся должны знать:

-основные составляющие речевого общения: нормативность, уместность, соответствие нормам речевого поведения;

Уметь: выбирать языковые средства в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения.

Опыт ЕГЭ по русскому языку показал, насколько необходимы занятия по углублению лингвистических знаний учащихся в старших классах: недостаточным является как объём программы общего курса, так и количество учебных часов, отведённых на её усвоение.

Кроме того, в тестовых заданиях к ЕГЭ обнаруживаются вопросы, рассчитанные на частные и так называемые трудные случаи; задание «С» требует выражения творческих способностей учащихся. Поэтому возникает необходимость в индивидуальных занятиях с целью выявления и развития способностей каждого.

Выполнению этих и других задач может помочь только внеурочная работа, в частности, курс факультативных занятий.

Курс рассчитан на 34 занятия (34 учебные недели). Каждое занятие строится с учётом повторения наиболее трудных тем по орфографии, орфоэпии, фонетике, словообразованию, морфологии и пунктуации. Повторение производится в ходе работы над текстом. Для этого текст подбирается с учётом содержания в нём необходимого для анализа материала.

Основным видом работы является подготовка учащихся к выполнению задания «С»: изучается структура текста, определяется его стилистическая принадлежность, типы речи и т. д., составляются собственные тексты с учётом задания.

Необходимо также использовать технологии, позволяющие овладевать практической грамотностью интенсивно. Применение интенсивных технологий освободит учебное время, интеллектуальные и эмоциональные усилия для решения таких проблем, как формирование лингвистической, языковой, коммуникативной, культурологической компетенции.

Технология позволяет практически реализовать дифференциацию по видам помощи учащимся.

Интенсивное овладение практической грамотностью обеспечивается системой изложения орфографического и пунктуационного материала, системой удержания орфографических и пунктуационных умений, системой упражнений, которые позволяют реализовать дифференцированный подход к учащимся и стимулируют проявление их знаний в свободном письме.

Небольшой объем изучаемого материала позволяет сочетать рассматриваемую технологию интенсивного формирования практической грамотности со всеми действующими программами и учебниками по русскому языку.

Учебные возможности технологии:

1.Объединение ряда орфограмм или пунктограмм в одно доступное обобщенно-сопоставительное правило.

2.Освоение орфографии и пунктуации на основе обобщенно-сопоставительных правил позволит сократить объем изучаемого материала.

3.Повторение орфографии и пунктуации на основе обобщенно-сопоставительных правил позволяет выделить орфографию и пунктуацию (при необходимости ускоренного обучения правописанию) в качестве системообразующей основы изучения курса русского языка.

4.Компактное изучение позволит преодолеть «дробность», «мозаичность» знаний норм правописания.

5.При построении курса русского языка в логике изучения орфографии и пунктуации решается проблема актуального системного повторения, удержания орфографических и пунктуационных навыков.

Всё повторение рассчитано на 34 занятия. .

Исходя из этого программа нацелена на решение следующих главных задач обучения :

1.Повышение качества обучения и уровня подготовленности обучающихся к ЕГЭ;

3.Совершенствование использований информационных ресурсов электронного образования РТ



В процессе обучения используются следующие формы и методы преподавания:

- Постановка учебных задач

- Фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная работа

- Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми

- Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников

- Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации

- Самоконтроль, самокоррекция

- Проверка ответов по эталону

- Участие в коллективном обсуждении предложенных учителем вопросов, выдвижение и защита гипотез

- Включение в образовательный процесс ИКТ

- Использование метода проектов

- Организация работы по алгоритму

- Вывод о степени усвоения нового материала. При необходимости – коррекция. Организация рефлексии с учётом задач, решаемых на уроке

- Мотивация учащихся на выполнение домашнего задания

Учебники:

Пособие для занятий по русскому языку в старших классах М.,Просвещение ,2007г. Авторы В.Ф.Греков,Крючков С.Е.,Чешко Л.А.;

« Русский язык.10 – 11 классы» Авторы: « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи..10 – 11 классы» Авторы: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Просвещение, 2011 год.

Место курса «Занимательное языкознание»: в 11 классе рабочая программа рассчитана на 34 часов /год (1 ч/неделю), что соответствует учебно-воспитательному плану МБОУ Гимназии №1 на 2016-2017г.







Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса

В результате изучения русского языка ученик 11 класса должен:

Знать:

функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста; создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


Учебно – тематический план


Разделы

Кол-во час.

В том числе

Текст

3

практикум

самоконтроль.

Учебная игра

Коллективная работа

Изобразительно-выразительные средства

4

1

1

1

1

Морфемика и словообразование

2

1

1



Фонетика.


1


1






Лексика


1

1




Морфология




5


2

1

1

1


Орфография

8

5

1

1

1

Стилистика, синтаксис и пунктуация


7

5

1

1

1

Пунктуация при прямой речи

1

1



1

Типы речи

1

1



1

Повторение изученного.

Всего:

1

34



18

1

6



4




6





Календарно - тематическое планирование на 2016-2017 уч.г.



№ занятия

Тема занятия

Дата проведения

По плану факт.


1

Стили речи. Типы речи. Сочетание различных типов речи. Тема. Выбор темы. Рассуждение, описание, повествование в раскрытии темы.



2

Односоставные и двусоставные предложения. Стилистическая роль назывных, безличных, неопределённо-личных предложений.



3

Парцелляция как средство художественной выразительности



4

Состав слова. Разбор слова по составу и словообразовательный анализ. Значения морфем.



5

Состав слова. Разбор слова по составу и словообразовательный анализ. Значения морфем.



6

Текст. Структура текста. Связь предложений в тексте. Главная мысль. Моё отношение к теме, проблеме, авторской позиции.



7

Текст. Структура текста. Связь предложений в тексте. Главная мысль. Моё отношение к теме, проблеме, авторской позиции.



8

Микротема (понятие, структура).



9

Сложное предложение: союзное и бессоюзное. Стилистическое употребление.



10

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Явление ассимиляции.



11

Художественный стиль. «Поэзия прозы»: тропы и фигуры.



12

Однородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов как средство выразительности



13

Типы связи слов в словосочетаниях. Типичные ошибки при согласовании и управлении.



14

Окончания имён существительных, имён прилагательных, причастий и глаголов



15

Художественный стиль. Средства связи предложений в тексте.



16

Местоимения – наречие – частицы



17

Союзы сочинительные и подчинительные. Сложноподчинённое предложение.



18

Суффиксы существительных и прилагательных.



19

Публицистический стиль. Жанры: особенности, назначение.



20

Экспрессивно-оценочная лексика



21

Вставные и вводные конструкции: знаки препинания, роль в публицистическом тексте.



22

Гласные и согласные в корне.



23

Очерк. Автор и читатель. Антитеза как средство выразительности. Фразеологизм в художественном и публицистическом тексте. Перифраз.



24

Обособленные определения и обстоятельства. Уточняющие члены предложения.



25

Обособленные определения и обстоятельства. Уточняющие члены предложения. Сравнительный оборот.



26

Правописание приставок. Ы – И после приставок.



27

Научный стиль: лексика, синтаксис. Типичные грамматические ошибки: употребление слов в несвойственном им значении. Неологизмы и архаизмы: стилистическая роль.



28

Союзы «И» в простом и сложном предложении.



29

«НЕ» с различными частями речи.



30

«НЕ» с различными частями речи.



31

Краткие причастия и отглагольные прилагательные.



32

Разговорный стиль. Диалог в художественном тексте.



33

Диалектные и профессиональные слова: стилистическое употребление.



34

Прямая речь: знаки препинания. Повторение. Индивидуальная работа с учащимися.



35

Заключительный урок.Повторение изученного материала по всему курсу.





НОРМЫ ОЦЕНКИ
ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.


Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 – 2 ошибки

«3»

3 – 4 ошибки







II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ



Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.





Учебно –методическое обеспечение:


1.Греков В.Ф.Пособие для занятий по русскому языку в старших классах М., Просвещение,2000г. 4. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах. 5-11кл. Классы. М.,Дрофа – 2006г. 5. Дейкина,Пахнова Русский язык.10-11 кл. М., Просвешение,2011.

2.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по учебнику В.И. Власенкова. 11 класс. Москва «Вако»,2013г.

3. ж. «Русский язык в школе» М. 2011-2012гг.

4.ж. «Русский язык в школе» М. 2000-2013гг.

5. Золотарева И.В.и др.Универсальные поурочные разработки по русскому языку по учебнику В.И. Власенкова. и др. 11 класс. – М.,Вако, 2008г


Список литературы:

1. Введенская Л.А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского .языка» М., Просвещение,1991г.

2. Голуб И.Б. ,Розенталь Д.Е. Секреты хорошей речи М., Международные отношения, 1993г.

3. Дудников А.В. Современный русский язык М., Высшая школа,1990г.

4.. Иванов В.В, Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе М.,Просвещение,1985г.

5. Ломизов А.Ф. Обучение пунктуации в средней школе М., Педагогика,1989г

6. Московкина Р.А. Изучение сложного предложения в школе М, Просвещение,1998г.

.

7.Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах М, Просвещение,2000г.

8.Сироткина О.Б. Современная разговорная речь М.,Просвещение ,1994г.

9.Успенский Л. За языком до Киева. Лениздат, 1988г.

10.Фомина М.И. Лексика современного русского языка М.,Высшая школа 1993г.

11.Чудинов В.А. Загадки славянской письменности М.,Вече,2002г.

18