СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования « Ландшафтный дизайн с элементами проектирования»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка помогает детям развивать эстетическое воспитание.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования « Ландшафтный дизайн с элементами проектирования»»

Администрация города Дзержинска Нижегородской области

Управление образования Администрации города Дзержинска

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 10»



ПРИНЯТА

педагогическим советом

от 25.06.2014 протокол № 9

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

от 25.06.2014 № 353-п





Дополнительная образовательная программа

« Ландшафтный дизайн с элементами проектирования»








Разработчик программы

учитель биологии Майорова Н.Н.





















2014 г.



Пояснительная записка.



Сад — это попытка создания идеального

мира взаимоотношений человека с природой.

Поэтому сад представляется...

раем на земле, Эдемом.

Д.С.Лихачев. Поэзия садов


В условиях современного мира, характеризующегося обилием новейших технологий и современных технических достижений, человек, живущий в едином ритме со временем, все сильнее ощущает стремление к естественному, прекрасному. Ведь хорошо известно, что люди чувствуют себя наиболее комфортно лишь в местах, позволяющих прикоснуться к живой природе — будь то великолепные городские парки, уютные скверы, отдых на морском побережье или на берегу реки. А зеленый оазис на собственном приусадебном участке подарит хозяину чувство гордости и удовлетворения и станет любимым местом отдыха.

Программа курса «Ландшафтный дизайн с элементами проектирования» объемом 68 часов предназначена для учащихся 9-10 классов общеобразовательных учреждений. Данный курс позволит всем желающим воссоздать свой оазис сначала на бумажном носителе, а затем при желании воплотить свою мечту в виде уютного уголка в любимом саду.


Актуальность программы.


Данное направление деятельности в последнее время приобретает все большую актуальность, и введение в образовательную среду соответствующей профилизации позволит учащимся познакомиться с приёмами ландшафтного дизайна ещё в период школьного обучения. И потому возможно, что для кого-то из них этот вид деятельности в будущем станет профессией. В настоящее время специалистов в данной сфере в Нижнем Новгороде готовит только Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (кафедра «Садово-парковое и ландшафтное строительство»), а разнообразные институты повышения квалификации предлагают только дорогостоящие курсы. Аналогичная этим курсам программа существенно расширит кругозор школьников и их возможности выбора при решении проблемы профессиональной ориентации.

Нижегородское Поволжье — регион, благоприятный для занятия ландшафтным дизайном, и в настоящее время такие специалисты здесь очень нужны.

Программа курса «Ландшафтный дизайн с элементами проектирования» значительно отличается от программ базовых общеобразовательных и профильных курсов. В ходе изучения ее учащиеся познакомятся со всевозможными историческими стилями садовой архитектуры, особенностями создания зимних садов , садов на крыше. Довольно подробно в курсе изучаются разделы «Классификация растений и их декоративные особенности. Приёмы создания растительных композиций», «Цветоводство. Разработка цветников», которые позволяют учащимся познакомиться с многообразием жизненных форм растений, способами их размножения, защиты от болезней и вредителей.

Большое место в программе отводится практическим занятиям, на которых учащиеся получат сведения об основных приёмах проектирования, разнообразных способах зонирования сада, приобретут практические навыки посадки растений на пришкольном участке.




Цель программы:


Развитие у школьников творческой активности, художественного вкуса и фантазии,формирование практических трудовых навыков.


Задачи программы:


  • познакомить учащихся с историческим стилями садово-паркового искусства;

  • познакомить школьников с основными приёмами композиции при проектировании малого сада;

  • познакомить ребят с малыми архитектурными формами, используемыми в садовом искусстве;

  • развивать умения и навыки в разработке графических решений планирования сада при оформлении чертежей и эскизов;

  • научить школьников правильно ухаживать за растениями, исходя их условий их произрастания;

  • научить использовать теоретические знания на практике;

  • научить детей жить в гармонии с окружающей средой.


Особенности тематики курса.


Курс «Ландшафтный дизайн с элементами проектирования» основан на идее профильного обучения на старшей ступени общего образования. Предлагаемые программы по биологии не всегда опираются на интересы учащихся и практическую направленность знаний. Данный курс ориентирован на непосредственный интерес школьников и предлагает ими некоторую вариативность при выборе образовательно-профессиональной траектории. Углубляя и дополняя материал систематических курсов, он тесно связан с такими базовыми предметами, как биология, ИЗО, черчение, физическая география, информатика.



Учебно — тематический план.


Тема

Количество часов теории

Количество часов практики

1

Введение.

1


2

Исторические стили садового искусства.

3


3

Фэн — шуй в организации пространства.

1

1

4

Предпроектные изыскания.

3


5

Компоненты ландшафта.

2


6

Масштабный план участка.

3


7

Основы архитектурно-ландшафтной композиции.

2

1

8

Понятие зонирования в ландшафтном проектировании.

2

1

9

Пространство.

2


10

Динамика и статика, ритм и пластика в композиционном решении участка.

2


11

Колористика в ландшафтном дизайне.

2


12

Работа над планом.

2

1

13

Вертикальна планировка и инженерные коммуникации.

2


14

Способы покрытия почвы.

4


15

Ограждения и подпорные стенки.

2


16

Водоёмы и фонтаны.

3

1

17

Рокарий — имитация горного ландшафта.

2

1

18

Малые архитектурные формы.

2


19

Зелёные насаждения.

9

3

20

Цветники.

4

1

21

Вертикальное озеленение.

3

2


Итого:

54

14


Календарно - тематическое планирование курса «Ландшафтный дизайн с элементами проектирования».

№ урока

Темы занятий

Теория

Практика

1

Введение.

1


2

История возникновения и развития садового искусства.

1


3

Современные стили в организации сада. Стиль и форма.

1


4

Русская усадьба. Традиции и современность.

1


5

История китайского сада. организованного по принципам фэн — шуй.

1


6

Принципы фэн-шуй в размещении элементов сада


1

7

Использование и организация пространства

1


8.

Анализ участка. Анализ существующей ситуации

1


9.

Предпроектные изыскания

1


10.

Основные компоненты ландшафта

1


11.

Определение видовых точек. Этап эскизного проекта

1


12.

Съёмка участка. Существующая ситуация

1


13.

Масштаб. Масштабный план участка

1


14.

Основы чертёжных работ

1


15.

Основные пространственные формы: плоскость и объём

1


16.

Виды композиций. Перспектива

1


17.

Графические упражнения


1

18.

Элементы садового дизайна

1


19.

Функциональные зоны сада

1


20.

Разработка карты садовых зон


1

21.

Единство и взаимосвязь элементов композиции

1


22.

Пропорциональность и масштабность. Разработка графических решений

1


23.

Ритм и метод: метрическая композиция, ритмическая композиция, сложный ритм

1


24.

Свет и тень. Контраст и нюанс

1


25.

Основы цветоведения. Цветовой круг.

1


26.

Факторы, требующие участия в ландшафтном дизайне. Время. Смена времен года. Звук

1


27.

Эскизный проект

1


28.

Основные составляющие проекта

1


29.

Модульная сетка, её построение


1

30.

Методы вертикальной планировки. Геопластика

1


31.

Дренажные системы и инженерные коммуникации

1


32.

Мощение и его виды. Материалы для мощения

1


33.

Виды и стили садовых дорожек

1


34.

Травяное покрытие — газон. Виды газонов

1


35.

Способы создания газонов. Уход за газоном

1


36.

Подпорные стенки, механизм их устройства.

1


37.

Изгороди и их значение. Материалы для изготовления изгородей. Живые изгороди.

1


38.

Водоёмы, водопады, ручьи. Формирования береговой линии.

1


39.

Фонтаны, их формы и обслуживание.

1


40.

Системы полива. Мостики и подсветка. Светильники.

1


41.

Приемы освещения элементов сада. Разработка эскизов собственных идей.


1

42.

Альпийская горка — механизм устройства.

1


43.

Растения, обитающие на камнях. Почвопокровные растения.

1


44.

Разработка эскиза альпийской горки с видовым составом растений.


1

45.

Беседки, перголы,берсо, навесы, трельяжи.

1


46.

Садово — парковая скульптура. Садовая мебель.

1


47.

Классификация жизненных форм растений по внешнему виду.

1


48.

Хвойные и вечнозелёные растения.

1


49.

Декоративно-лиственные и красивоцветущие деревья и кустарники.

1


50.

Лианы. Обьёмно-пространственные характеристики растений.

1


51.

Размножение и его значение. Черенкование. Прививка.

1


52.

Размножение и его значение. Черенкование. Прививка.


1

53.

Особенности посадки растений. Размер посадочных ям.

1


54.

Особенности посадки растений. Размер посадочных ям.


1

55.

Уход за растениями. Борьба с болезнями и вредителями растений.

1


56.

Разновидности структурных посадок. Составление растительных композиций с учётом декоративных особенностей растений.

1


57.

Декоративная стрижка растений. Зелёная скульптура.

1


58.

Посадочный чертёж, его построение.


1

59.

Виды цветников и их характеристика.

1


60.

Способы создания цветников и уход за ними.

1


61.

Многолетние и однолетние растения, используемые в цветниках.

1


62.

Правила формирования цветников. Создание цветников и ведомостей цветочного оформления.

1


63.

Правила формирования цветников. Создание цветников и ведомостей цветочного оформления.


1

64.

Виды растений, применяемых для вертикального озеленения. Лианы. Опоры, решётки.

1


65.

Ландшафт в миниатюре. Зимние сады, сады на крыше.

1


66

Элементы ландшафтного дизайна в формировании городских улиц.

1


67.

Защита собственного проекта.


1

68.

Защита собственного проекта.


1








Литература


1. Газета «1 сентября. Биология. »- 2001. - №5 — Стр.53. - «Цветы земной красы начало»; эколого-биологический эрудицион.

2. Газета «1 сентября. Биология. »-2003.-№33.-Стр.29.- «Золотой цветок императора Японии».-О хризантеме.

3. Газета «1 сентября. Биология. »-2003-№30.-Стр.4- «Вегетативное размножение растений». - Об истории вегетативного размножения растений.

4. Вершинина,Н.П. Вредители оранжерейных и комнатных растений и меры борьбы с ними/ Н.П.Вершинина, Е.Т.Лебедева. - Кировск,1985.

5. Ильина,Е.К. Комнатные растения и их использование в интерьере/Е.Я.Ильина, Е.И.Стерлигова. – Свердловск, 1991.

6. Тавлинова,Т.К. Цветы на приусадебном участке./Т.К.Тавлинова, - 1977.

7. Шклярова,М.М. Лианы и ампельные растения для интерьера/М.М.Шклярова, Т.В.Якимова. – М., 1975.

8. Короткова,Е.В. Обучение технологии в познавательной деятельноси школьников/ Е.В.Коротаева. – М.,2003.

9. Богоявлинская,А.Е. Активные формы и методы обучения биологии/А.Е.Богоявленская. – М., Просвещение, 1996.

10. Приёмы и формы учебной деятельности/В.М.Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

11. Сорокин,Л.В. Элементы ландшафтного дизайна в формировании городских улиц/Л.В.Сорокин. – М.,2004.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!