Администрация города Дзержинска Нижегородской области
Управление образования Администрации города Дзержинска
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 10»
ПРИНЯТА педагогическим советом от 25.06.2014 протокол № 9 | УТВЕРЖДЕНА приказом директора от 25.06.2014 № 353-п |
Дополнительная образовательная программа
« Ландшафтный дизайн с элементами проектирования»
| Разработчик программы учитель биологии Майорова Н.Н. |
2014 г.
Пояснительная записка.
Сад — это попытка создания идеального
мира взаимоотношений человека с природой.
Поэтому сад представляется...
раем на земле, Эдемом.
Д.С.Лихачев. Поэзия садов
В условиях современного мира, характеризующегося обилием новейших технологий и современных технических достижений, человек, живущий в едином ритме со временем, все сильнее ощущает стремление к естественному, прекрасному. Ведь хорошо известно, что люди чувствуют себя наиболее комфортно лишь в местах, позволяющих прикоснуться к живой природе — будь то великолепные городские парки, уютные скверы, отдых на морском побережье или на берегу реки. А зеленый оазис на собственном приусадебном участке подарит хозяину чувство гордости и удовлетворения и станет любимым местом отдыха.
Программа курса «Ландшафтный дизайн с элементами проектирования» объемом 68 часов предназначена для учащихся 9-10 классов общеобразовательных учреждений. Данный курс позволит всем желающим воссоздать свой оазис сначала на бумажном носителе, а затем при желании воплотить свою мечту в виде уютного уголка в любимом саду.
Актуальность программы.
Данное направление деятельности в последнее время приобретает все большую актуальность, и введение в образовательную среду соответствующей профилизации позволит учащимся познакомиться с приёмами ландшафтного дизайна ещё в период школьного обучения. И потому возможно, что для кого-то из них этот вид деятельности в будущем станет профессией. В настоящее время специалистов в данной сфере в Нижнем Новгороде готовит только Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (кафедра «Садово-парковое и ландшафтное строительство»), а разнообразные институты повышения квалификации предлагают только дорогостоящие курсы. Аналогичная этим курсам программа существенно расширит кругозор школьников и их возможности выбора при решении проблемы профессиональной ориентации.
Нижегородское Поволжье — регион, благоприятный для занятия ландшафтным дизайном, и в настоящее время такие специалисты здесь очень нужны.
Программа курса «Ландшафтный дизайн с элементами проектирования» значительно отличается от программ базовых общеобразовательных и профильных курсов. В ходе изучения ее учащиеся познакомятся со всевозможными историческими стилями садовой архитектуры, особенностями создания зимних садов , садов на крыше. Довольно подробно в курсе изучаются разделы «Классификация растений и их декоративные особенности. Приёмы создания растительных композиций», «Цветоводство. Разработка цветников», которые позволяют учащимся познакомиться с многообразием жизненных форм растений, способами их размножения, защиты от болезней и вредителей.
Большое место в программе отводится практическим занятиям, на которых учащиеся получат сведения об основных приёмах проектирования, разнообразных способах зонирования сада, приобретут практические навыки посадки растений на пришкольном участке.
Цель программы:
Развитие у школьников творческой активности, художественного вкуса и фантазии,формирование практических трудовых навыков.
Задачи программы:
познакомить учащихся с историческим стилями садово-паркового искусства;
познакомить школьников с основными приёмами композиции при проектировании малого сада;
познакомить ребят с малыми архитектурными формами, используемыми в садовом искусстве;
развивать умения и навыки в разработке графических решений планирования сада при оформлении чертежей и эскизов;
научить школьников правильно ухаживать за растениями, исходя их условий их произрастания;
научить использовать теоретические знания на практике;
научить детей жить в гармонии с окружающей средой.
Особенности тематики курса.
Курс «Ландшафтный дизайн с элементами проектирования» основан на идее профильного обучения на старшей ступени общего образования. Предлагаемые программы по биологии не всегда опираются на интересы учащихся и практическую направленность знаний. Данный курс ориентирован на непосредственный интерес школьников и предлагает ими некоторую вариативность при выборе образовательно-профессиональной траектории. Углубляя и дополняя материал систематических курсов, он тесно связан с такими базовыми предметами, как биология, ИЗО, черчение, физическая география, информатика.
Учебно — тематический план.
№ | Тема | Количество часов теории | Количество часов практики |
1 | Введение. | 1 | |
2 | Исторические стили садового искусства. | 3 | |
3 | Фэн — шуй в организации пространства. | 1 | 1 |
4 | Предпроектные изыскания. | 3 | |
5 | Компоненты ландшафта. | 2 | |
6 | Масштабный план участка. | 3 | |
7 | Основы архитектурно-ландшафтной композиции. | 2 | 1 |
8 | Понятие зонирования в ландшафтном проектировании. | 2 | 1 |
9 | Пространство. | 2 | |
10 | Динамика и статика, ритм и пластика в композиционном решении участка. | 2 | |
11 | Колористика в ландшафтном дизайне. | 2 | |
12 | Работа над планом. | 2 | 1 |
13 | Вертикальна планировка и инженерные коммуникации. | 2 | |
14 | Способы покрытия почвы. | 4 | |
15 | Ограждения и подпорные стенки. | 2 | |
16 | Водоёмы и фонтаны. | 3 | 1 |
17 | Рокарий — имитация горного ландшафта. | 2 | 1 |
18 | Малые архитектурные формы. | 2 | |
19 | Зелёные насаждения. | 9 | 3 |
20 | Цветники. | 4 | 1 |
21 | Вертикальное озеленение. | 3 | 2 |
| Итого: | 54 | 14 |
Календарно - тематическое планирование курса «Ландшафтный дизайн с элементами проектирования».
№ урока | Темы занятий | Теория | Практика |
1 | Введение. | 1 | |
2 | История возникновения и развития садового искусства. | 1 | |
3 | Современные стили в организации сада. Стиль и форма. | 1 | |
4 | Русская усадьба. Традиции и современность. | 1 | |
5 | История китайского сада. организованного по принципам фэн — шуй. | 1 | |
6 | Принципы фэн-шуй в размещении элементов сада | | 1 |
7 | Использование и организация пространства | 1 | |
8. | Анализ участка. Анализ существующей ситуации | 1 | |
9. | Предпроектные изыскания | 1 | |
10. | Основные компоненты ландшафта | 1 | |
11. | Определение видовых точек. Этап эскизного проекта | 1 | |
12. | Съёмка участка. Существующая ситуация | 1 | |
13. | Масштаб. Масштабный план участка | 1 | |
14. | Основы чертёжных работ | 1 | |
15. | Основные пространственные формы: плоскость и объём | 1 | |
16. | Виды композиций. Перспектива | 1 | |
17. | Графические упражнения | | 1 |
18. | Элементы садового дизайна | 1 | |
19. | Функциональные зоны сада | 1 | |
20. | Разработка карты садовых зон | | 1 |
21. | Единство и взаимосвязь элементов композиции | 1 | |
22. | Пропорциональность и масштабность. Разработка графических решений | 1 | |
23. | Ритм и метод: метрическая композиция, ритмическая композиция, сложный ритм | 1 | |
24. | Свет и тень. Контраст и нюанс | 1 | |
25. | Основы цветоведения. Цветовой круг. | 1 | |
26. | Факторы, требующие участия в ландшафтном дизайне. Время. Смена времен года. Звук | 1 | |
27. | Эскизный проект | 1 | |
28. | Основные составляющие проекта | 1 | |
29. | Модульная сетка, её построение | | 1 |
30. | Методы вертикальной планировки. Геопластика | 1 | |
31. | Дренажные системы и инженерные коммуникации | 1 | |
32. | Мощение и его виды. Материалы для мощения | 1 | |
33. | Виды и стили садовых дорожек | 1 | |
34. | Травяное покрытие — газон. Виды газонов | 1 | |
35. | Способы создания газонов. Уход за газоном | 1 | |
36. | Подпорные стенки, механизм их устройства. | 1 | |
37. | Изгороди и их значение. Материалы для изготовления изгородей. Живые изгороди. | 1 | |
38. | Водоёмы, водопады, ручьи. Формирования береговой линии. | 1 | |
39. | Фонтаны, их формы и обслуживание. | 1 | |
40. | Системы полива. Мостики и подсветка. Светильники. | 1 | |
41. | Приемы освещения элементов сада. Разработка эскизов собственных идей. | | 1 |
42. | Альпийская горка — механизм устройства. | 1 | |
43. | Растения, обитающие на камнях. Почвопокровные растения. | 1 | |
44. | Разработка эскиза альпийской горки с видовым составом растений. | | 1 |
45. | Беседки, перголы,берсо, навесы, трельяжи. | 1 | |
46. | Садово — парковая скульптура. Садовая мебель. | 1 | |
47. | Классификация жизненных форм растений по внешнему виду. | 1 | |
48. | Хвойные и вечнозелёные растения. | 1 | |
49. | Декоративно-лиственные и красивоцветущие деревья и кустарники. | 1 | |
50. | Лианы. Обьёмно-пространственные характеристики растений. | 1 | |
51. | Размножение и его значение. Черенкование. Прививка. | 1 | |
52. | Размножение и его значение. Черенкование. Прививка. | | 1 |
53. | Особенности посадки растений. Размер посадочных ям. | 1 | |
54. | Особенности посадки растений. Размер посадочных ям. | | 1 |
55. | Уход за растениями. Борьба с болезнями и вредителями растений. | 1 | |
56. | Разновидности структурных посадок. Составление растительных композиций с учётом декоративных особенностей растений. | 1 | |
57. | Декоративная стрижка растений. Зелёная скульптура. | 1 | |
58. | Посадочный чертёж, его построение. | | 1 |
59. | Виды цветников и их характеристика. | 1 | |
60. | Способы создания цветников и уход за ними. | 1 | |
61. | Многолетние и однолетние растения, используемые в цветниках. | 1 | |
62. | Правила формирования цветников. Создание цветников и ведомостей цветочного оформления. | 1 | |
63. | Правила формирования цветников. Создание цветников и ведомостей цветочного оформления. | | 1 |
64. | Виды растений, применяемых для вертикального озеленения. Лианы. Опоры, решётки. | 1 | |
65. | Ландшафт в миниатюре. Зимние сады, сады на крыше. | 1 | |
66 | Элементы ландшафтного дизайна в формировании городских улиц. | 1 | |
67. | Защита собственного проекта. | | 1 |
68. | Защита собственного проекта. | | 1 |
Литература
1. Газета «1 сентября. Биология. »- 2001. - №5 — Стр.53. - «Цветы земной красы начало»; эколого-биологический эрудицион.
2. Газета «1 сентября. Биология. »-2003.-№33.-Стр.29.- «Золотой цветок императора Японии».-О хризантеме.
3. Газета «1 сентября. Биология. »-2003-№30.-Стр.4- «Вегетативное размножение растений». - Об истории вегетативного размножения растений.
4. Вершинина,Н.П. Вредители оранжерейных и комнатных растений и меры борьбы с ними/ Н.П.Вершинина, Е.Т.Лебедева. - Кировск,1985.
5. Ильина,Е.К. Комнатные растения и их использование в интерьере/Е.Я.Ильина, Е.И.Стерлигова. – Свердловск, 1991.
6. Тавлинова,Т.К. Цветы на приусадебном участке./Т.К.Тавлинова, - 1977.
7. Шклярова,М.М. Лианы и ампельные растения для интерьера/М.М.Шклярова, Т.В.Якимова. – М., 1975.
8. Короткова,Е.В. Обучение технологии в познавательной деятельноси школьников/ Е.В.Коротаева. – М.,2003.
9. Богоявлинская,А.Е. Активные формы и методы обучения биологии/А.Е.Богоявленская. – М., Просвещение, 1996.
10. Приёмы и формы учебной деятельности/В.М.Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
11. Сорокин,Л.В. Элементы ландшафтного дизайна в формировании городских улиц/Л.В.Сорокин. – М.,2004.