Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Степновская средняя школа»
Николаевского муниципального района Волгоградской области
Рассмотрено на педсовете, протокол № __ « _» 2016 г | Согласовано ответственный за организацию и контроль УР в школе ____ Н. Н. Кондрашова «__» __________2016 | Утверждено директор школы _______И.В.Петренко «__» __________2016 |
Рабочая программа дополнительного образования
«Школа юного экскурсовода»
обучающихся среднего и старшего школьного возраста 11-15 лет
Составитель: Панина Ирина Геннадьевна,
учитель истории и обществознания
Пояснительная записка
Направленность программы носит историко-краеведческий ориентирующий характер. Занятия предполагают многообразие информации, расширяющей содержание материалов таких учебных курсов как история, география, биология, МХК и др. Это важно, так как музейная среда и музейный предмет обладают большими возможностями эмоционального воздействия в нравственном воспитании.
Познание детьми азов экскурсионной деятельности – не только удовольствие, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями, умениями; это труд не только творческий, наполненный радостью, но и упорный, направленный на достижение определённого результата, требующий пытливости, инициативы, умения преодолевать трудности, критически относиться к достижениям и поражениям.
Программа «Школа юного экскурсовода» по содержанию является историко-краеведческой; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковая и индивидуально ориентированная; по времени реализации – 1 год.
Программа рассчитана на 34 ч., 1 ч. в неделю.
Новизна программы состоит в преемственности по отношению к содержанию уроков истории на ступени основного общего образования и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Цель: через изучение истории и культуры родного края, семьи, школы вовлечь учащихся объединения в научно — просветительскую деятельность школьного музея.
Задачи:
1. Вовлечение детей в общественно полезную научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и музейного дела.
2. Развитие творческих способностей детей, формирование их гражданского сознания и патриотизма на основе краеведения и музееведения.
3. Формирование у детей устойчивых навыков, необходимых в демократическом обществе: самореализация, самоуправление и самообслуживание, критика и самокритика, социальная активность и дисциплина, инициативность и ответственность, высокая нравственность и трудолюбие
4. Познакомить учащихся с источниками информации в школьном музее.
5. Научить детей приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве экскурсовода.
6. Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия.
7. Воспитывать музейную культуру, самостоятельность, творческую инициативу учащихся.
Методы обучения:
Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
Наглядный – посещение экспозиций, просмотр альбомов, книг, буклетов.
Поисковый – сбор информации по заданной теме.
Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Предметом изучения являются культура, быт и духовные традиции, история села, история школы, семьи, годы Великой Отечественной войны, судьбы людей, тесно связанные с историей села.
Данная программа создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к школе, родному краю, к Родине.
Принципы функционирования программы:
Принцип продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.
Принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
Принцип творческо-практической деятельности – вариативность в рамках канона.
Принцип коллективности – воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.
Особенность организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создает условия для комплексного изучения истории, культуры и природы родного края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме дает возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики про ведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
Актуальность программы заключается в осуществлении её как учебно-деятельностной и предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет обучающимся принимать, участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях.
Возраст детей. Программа ориентирована на активизацию внеурочной деятельности школьников 5- 9 классов (11-15 лет).
Сроки реализации. Данная программа рассчитана на 1 год 1 час в неделю, всего 34 часа. Возможно увеличение количества часов совместной с преподавателем работы по необходимости и корректировка в планировании, по мере выявления новых направлений в работе в соответствии с найденными материалами, в ходе проводимых исследований. Параллельно с поисковой – исследовательской работой проводится экскурсионная (просветительская) работа учащихся из числа членов объединения по уже найденным и оформленным материалам для учащихся школы и жителей социума.
Формы занятий: беседы, лекции, индивидуальные занятия с учащимися, занятия – отчеты о проделанной работе, описание поискового материала, оформление выставок. проектно-исследовательская деятельность, конкурсы.
Формы организации работы с музейной аудиторией:
• лекции;
• экскурсии;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
Предусматриваются различные формы самостоятельной работы: подготовка сообщений, рефератов, очерков, рисунков, разработка экскурсий, проектов, исследовательская работа (сбор материалов об исторических событиях, известных людях, знакомство с документами и материалами архивов, краеведческих музеев, изучение памятников истории и культуры встреча с жителями; поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры; консультации).
Ожидаемые результаты:
К концу обучения должны знать и уметь:
1. Основные этапы развития и исторические события, природное и культурное наследие края;
2. Историю школы,
3. Терминологию музееведения;
4. Правила оформления музейной карточки и ее заполнения;
5. Правила оформления книги поступления и ее заполнения;
6. Правила заполнения актов поступления, и их непосредственное заполнение.
7. Культурное наследие родного края
8. Правила ведения экскурсии и ее непосредственное проведение;
9. Работать с информационными источниками;
10. Составлять тексты экскурсий.
В процессе обучения по программе учащиеся получат возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.
Реализация познавательного и воспитательного потенциала для формирования исторического сознания и гражданской идентичности подрастающего поколения.
Результатом всей работы можно считать то, что практически каждый ребенок может выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного гостям, посетителям музея.
Формы подведения итогов: исследовательские работы, выставки, экспозиции, публичные выступления. Участие в школьных, районных и областных конференциях, краеведческих проектах и конкурсах, фестивалях, подготовка экспозиций и проведение экскурсий.
Тематическое планирование и часовая разбивка курса отражены в учебно-тематическом плане.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1. Введение (4 часа)
Цели и задачи кружка «Юный экскурсовод». Методика проведения экскурсии: методика показа и методика рассказа. Система задач и требований.). Исторические музеи: Исторический музей в Москве, Палаты бояр Романовых.
Художественные музеи: Государственная Третьяковская галерея. музеи: музеи Есенина, Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Музей книги. Технические музеи: Политехнический музей, Мемориальный музей космонавтики. Естественнонаучные музеи: Зоологический музей, Палеонтологический музей. Отраслевые музеи: музей воды, животноводства, шахмат, Метрополитена
Школьный музей в системе образования. Основные признаки школьного музея. Его специфика и функции. Школьный музей - отечественный феномен. Эволюция школьного музея. Роль и место музея в образовательном учреждении. Какой музей нужен школе? Школьный музей в музейной сети страны. Чем отличается школьный музей от музея государственного. Вчера - школьный, завтра - государственный. Нормативная база. «Положение о школьном музее». Паспортизация школьных музеев.
Раздел 2. Методика экскурсоведения (5 часов)
Особенности классификации методических приѐмов. Методические приѐмы
показа, осмотра. Имидж экскурсовода, этикет, умение вести беседу, одежда. Искусство принимать гостей. Речь экскурсовода. Чтение прозы, стихов. Анализ моей речи и речи моих друзей (диалект, жаргонизмы). Рассказ экскурсовода. Что такое ораторское искусство. Практикум (упражнения на дыхание, скороговорки).
Практические занятия. Игра-практикум по разработке текстов мини-экскурсий по выбранной теме. Репетиции мини-экскурсий
Раздел 3. Сбор материала для ведения экскурсий (5 часов)
Где и как собирать материалы для музея. Где и как собирать материалы для ведения экскурсий. Библиография. Как работать с газетами, журналами, книгами. Художественная мемуарная, справочная литература. Как записывать воспоминания. Краткая летопись основных событий
Раздел 4. Экскурсия - одна из основных форм работы музея (10 часов)
Знакомство с теоретическими понятиями «музей», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод», «архив», «фонд». Цель экскурсии и знакомство с работой экскурсовода. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, игровая. Составление текста и маршрута экскурсии. Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая. Приемы подготовки и проведения экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Где и как собирать материалы для ведения экскурсий. Библиография. Как работать с газетами, журналами, книгами. Художественная мемуарная, справочная литература. Как записывать воспоминания. Краткая летопись основных событий. Связь темы экскурсии с экспозицией
Раздел 5. Основные требования к экскурсии (11 часов)
Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии. Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии. Подтемы экскурсии. Содержание экскурсии, экспонаты. Отработка и сдача экскурсии по часам. Показ и анализ экспонатов. Отработка и сдача тематической экскурсию. Отработка и сдача обзорной экскурсии. Обсуждение и анализ проведѐнных экскурсий. Как подготовить доклад, выступление. Как подготовить презентацию. Практикум
Программа реализуется в следующих формах:
· Мероприятия –презентация, защита проекта, экскурсия, игра.
· Творческие дела – участие воспитанников в школьных мероприятиях, конкурсах рисунков, выставках поделок, оформлении экспозиций музея школы.
Учебно-тематический план к программе «Школа юного экскурсовода
№ п\п | Название раздела, темы факультатива | Количество часов | Фактическая фата проведения |
| Раздел 1. Введение | 4 | |
1. | Введение | 1 | |
2. | Музеи мира | 1 | |
3. | Школьный музей – основы работы | 1 | |
4. | Роль экскурсовода в деятельности музея | 1 | |
| Раздел 2. Методика экскурсоведения | 5 | |
5. | Значение и виды краеведческой экскурсии | 1 | |
6. | Этапы подготовки экскурсии | 1 | |
7. | Правила подготовки экскурсии | 1 | |
8. | Этикет. Умение вести беседу во время экскурсии. | 1 | |
9 . | Музейные понятия, используемые при подготовке и проведении экскурсии | 1 | |
| Раздел 3. Сбор материала для ведения экскурсий | 5 | |
10. | Правила выбора художественной, мемуарной, справочной литературы для чтения по теме экскурсии. | 1 | |
11 -12 . | Сбор и обработка материала по темам | 2 | |
13 - 14 | Фотодокументы, газетные вырезки, портреты, фото объектов. Подготовка портфеля экскурсовода. | 2 | |
| Раздел 4. Экскурсия - одна из основных форм работы музея | 10 | |
15 - 16. | Выбор экскурсионной темы | 2 | |
17 - 18. | Оформление темы экскурсии. Тема, продолжительность экскурсии. | 2 | |
19 - 20 | Подтемы, отдельные вопросы экскурсии. Содержание экскурсии. | 2 | |
21 - 22 | Панорамный обзор экскурсионной площадки. Конкретизация, коррекция материала. | 2 | |
23 - 24 | Составление текста экскурсии | 2 | |
| Раздел 5. Основные требования к экскурсии | 11 | |
25 - 26 | Связь темы экскурсии с экспозицией | 2 | |
27 - 28 | Оформление текста экскурсии | 2 | |
29 - 30 | Отработка и сдача тематической экскурсии | 2 | |
31 - 35 | Проведение экскурсии для школьников | 5 | |
| Итого | 35 | |
Литература:
Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с.
Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С 4-6.
Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С 89-96.
Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого музея в свете современных теорий научного познания.// Музей в современном мире: традиционализм и новаторство./ Труды ГИМ. Вып.104- М., 1999. С 100-123.
Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовки музейной экскурсии.// Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 1999.С 204 - 215.
Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное образование. 2001. №5.
СD,DVD диски с иллюстративным и справочным материалом, презентации,
Плакаты, схемы, карты.
Медиаресурсы:
www.obd-memorial.ru/ Сайт Министерства обороны «Мемориал»;
podvignaroda.mil.ru/ Сайт Министерства обороны «Подвиг народа»;
http://www.hrono.ru/index.sema - ХРОНОС - всемирная история в Интернете. Историческая энциклопедия;
http://www.istorik.ru/ - Историк. Ру. Рефераты по истории, карты, коллекция исторических источников, каталог сайтов по истории
http://www.shm.ru/ - Государственный Исторический Музей
6