Рабочая программа элективного курса
«Анатомия и физиология человека»
для 9 класса
на 2017 -2018 учебный год
Составитель: учитель биологии
первой квалификационной категории
Быкова Светлана Семеновна
Нижневартовск, 2017
Пояснительная записка
Раздел «Анатомия» является одним из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии, а «Основы физиологии» в школьном курсе по биологии не предусмотрены. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать практикум по анатомии и физиологии человека. Использование такого подхода в преподавании анатомии и физиологии человека развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, дает возможность преподавателям осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний. Практические умения и теоретические знания, полученные в данном элективном курсе, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а также профессиональной ориентации школьников.
Целью курса является предоставление обучающимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к анатомии и физиологии в процессе познавательной и творческой деятельности.
Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю), включает в себя 16 практических и 2 лабораторные работы.
Задачи элективного курса:
-повышение интереса учащихся к изучению биологии, познанию своего организма;
-расширение и углубление знаний о факторах, влияющих на здоровье человека; предупреждение заболеваний человека;
-формирование знаний о достижениях современной медицины;
-развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков проведения биологического эксперимента;
-формирование навыков работы в группе, участию в дискуссиях.
В процессе обучения учащиеся овладевают умениями самостоятельно приобретать и применять полученные знания, пользоваться лабораторным и медицинским оборудованием, описывать и анализировать результаты наблюдений и исследований.
При проведении занятий данного курса предполагается широкое применение нестандартных уроков: уроков-семинаров, уроков-конференций, ролевых игр и др.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании изучения курса учащиеся должны:
знать/понимать:
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
• достижения в области изучения человека, новейшие медицинские исследования, новые технологии в изучении человеческого организма, меры профилактики вредных привычек и распространенных заболеваний человека;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать человека как биологический объект: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека; съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека на здоровье;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в том числе с использованием информационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание курса (35 часов, 1 час в неделю)
Раздел 1. Анализаторы (5ч)
Строение зрительного анализатора. Движение глазных яблок. Стереоскопическое зрение. Оптические иллюзии. Заболевания органа зрения, восстановление зрения.
Вкусовые и обонятельные анализаторы. Химическая природа чувств. Особенности обонятельной памяти человека. Дегустаторы.
Слуховой анализатор. Как звуки становятся слышимыми. Осязание. Загадки болевых ощущений.
Практические работы:
1. Определение слепого пятна сетчатки глаза и изучение аккомодации глаз.
2. Вкусовое и обонятельное распознавание знакомых веществ.
3. Измерение остроты слуха.
4. Определение остроты восприятия ощущений различных участков тела.
Раздел 2. Высшая нервная деятельность (5ч)
Рефлекс – основа нервной деятельности. Типы рефлексов. Строение и деятельность головного мозга. Классификация темперамента. Влияние темперамента на характер и поведение человека.
Познавательные процессы. Память, ее виды и значение для формирования мыслительной деятельности. Речь. Мышление. Сознание. Внимание. Эмоции.
Особенности психики. Психиатрия.
Биологические ритмы. Сон, его особенности. Летаргия, лунатизм. Гигиена сна.
Практические работы:
1. Изучение безусловных рефлексов человека.
2. Определение типа темперамента по методике Г.Айзенка.
3. Определение объема памяти и внимания.
Раздел 3. Опорно-двигательная система (2ч)
Мышцы. Скелет. Координация и контроль. Ушибы, растяжения, вывихи, переломы. Меры оказания первой доврачебной помощи при повреждениях опорно-двигательного аппарата.
Практические работы:
1. Первая помощь при повреждениях скелета.
Раздел 4. Система органов кровообращения (3ч)
Кровь, ее состав и значение. Анализ крови. Свертываемость крови. Группы крови. Донорство. Кровяное давление. Пульс.
Лимфатическая система. Иммунная система.
Строение и работа сердца. Патологии и аномалии сердца. Исследования сердца. Кардиограмма.
Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при остановке кровотечения.
Практические работы:
1. Определение пульса. Измерение артериального давления. Изучение показаний электрокардиограммы.
2. Первая помощь при остановке кровотечений.
Раздел 5. Эндокринная система (1ч)
Гормоны. Железы внутренней секреции. Карлики и великаны, бородатые женщины и другие проявления нарушения действия гормонов.
Раздел 6. Дыхательная система (2ч)
Органы дыхания. Круговорот кислорода в организме. Жизненная емкость легких.
Диафрагмальное дыхание. Холотропное дыхание.
Заболевания органов дыхания. Вред табакокурения и наркомании.
Раздел 7. Пищеварительная система (4ч)
Пищеварительный тракт. Пищеварение. Пищеварение в ротовой полости. На приеме у врача-стоматолога. Печень, поджелудочная железа, желчный пузырь. Их значение, особенности строения, заболевания. Тонкий кишечник. Толстый кишечник.
Пищевые продукты и основы рационального питания. Ожирение. Анорексия.
Лечебное голодание: мифы и реальность. Советы врача-диетолога.
Практические и лабораторные работы:
1. Изучение микрофлоры ротовой полости (лаб. работа).
2. Исследование состояния массы тела путем вычисления индекса Кетле.
3. Составление меню дневного рациона.
Раздел 8. Выделительная система (1ч)
Почки. Баланс жидкости в организме. Заболевания почек. Искусственная почка.
Диализ. Пересадка почки.
Раздел 9. Кожа (3ч)
Структура кожи, ее функции. Волосы и ногти. Вирусные заболевания кожи (бородавки, герпес). Грибковые заболевания кожи (микозы, лишай, парша). Кожные паразиты. Ожоги. Обморожения. Пересадка кожи. Приемы наложения повязок на условно поврежденное место.
Косметические средства и их рациональное использование.
Практические работы:
1. Определение типа кожи на разных участках лица.
2. Приемы наложения повязок на условно пораженное место.
Раздел 10. Размножение и развитие (3ч)
Строение мужской и женской половых систем. Оплодотворение. Развитие эмбриона. Плод. Близнецы. Роды. Методы контрацепции. «Дети из пробирки».
Лабораторная работа:
1. Строение яйцеклетки и сперматозоида человека.
Раздел 11. Достижения медицины (6ч)
Вакцинация. Антисептики. Анестезия. Методы диагностики: рентгенография, компьютерная томография, УЗИ-исследования и др. Пластическая хирургия. Пересадка органов. Нейрохирургия, микрохирургия. Скрининг.
.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Дата | Практические работы |
по плану | по факту |
| Раздел 1. Анализаторы | 5 | | | |
1 | Строение зрительного анализатора. Вкусовые и обонятельные анализаторы | 1 | 05.09 | | 1. Определение слепого пятна сетчатки глаза и изучение аккомодации глаз |
2 | Движение глазных яблок. Стереоскопическое зрение | 1 | 12.09 | | |
3 | Заболевания органа зрения, восстановление зрения | 1 | 19.09 | | |
4 | Химическая природа чувств. Особенности обонятельной памяти человека. Осязание. | 1 | 26.09 | | 2. Вкусовое и обонятельное распознавание знакомых веществ 3. Определение остроты восприятия ощущений различных участков тела |
5 | Слуховой анализатор | 1 | 03.10 | | 4. Измерение остроты слуха |
| Раздел 2. Высшая нервная деятельность | 5 | | | |
6 | Рефлекс – основа нервной деятельности | 1 | 10.10 | | 5. Изучение безусловных рефлексов человека |
7 | Строение и деятельность головного мозга | 1 | 17.10 | | |
8 | Классификация темперамента | 1 | 24.10 | | 6. Определение типа темперамента по методике Г.Айзенка |
9 | Познавательные процессы. Память. Речь. Мышление. Сознание. Внимание. Эмоции | 1 | 07.11 | | 7. Определение объема памяти и внимания |
10 | Особенности психики. Сон. Гигиена сна | 1 | 14.11 | | |
| Раздел 3. Опорно-двигательная система | 2 | | | |
11 | Мышцы. Скелет | 1 | 21.11 | | |
12 | Ушибы, растяжения, вывихи, переломы | 1 | 28.11 | | 8. Первая помощь при повреждениях скелета |
| Раздел 4. Система органов кровообращения | 3 | | | |
13 | Кровь, ее состав и значение. Донорство | 1 | 05.12 | | |
14 | Кровяное давление. Пульс. Лимфатическая система. Иммунная система | 1 | 12.12 | | 9. Определение пульса. 10. Измерение артериального давления 11. Изучение показаний электрокардиограммы |
15 | Строение и работа сердца. Сердечно-сосудистые заболевания | 1 | 19.12 | | 12. Первая помощь при остановке кровотечений |
| Раздел 5. Эндокринная система | 1 | | | |
16 | Гормоны. Железы внутренней секреции | 1 | 26.12 | | |
| Раздел 6. Дыхательная система | 2 | | | |
17 | Органы дыхания | 1 | 16.01 | | |
18 | Жизненная емкость легких. Заболевания органов дыхания | 1 | 23.01 | | |
| Раздел 7. Пищеварительная система | 4 | | | |
19 | Пищеварительный тракт. Пищеварение в ротовой полости | 1 | 30.01 | | Лабораторная работа №1 «Изучение микрофлоры ротовой полости» |
20 | Печень, поджелудочная железа, желчный пузырь | 1 | 06.02 | | |
21 | Тонкий кишечник. Толстый кишечник | 1 | 13.02 | | |
22 | Пищевые продукты и основы рационального питания. Ожирение | 1 | 20.02 | | 13. Исследование состояния массы тела путем вычисления индекса Кетле 14. Составление меню дневного рациона |
| Раздел 8. Выделительная система | 1 | | | |
23 | Почки. Заболевания почек. Искусственная почка. Диализ | 1 | 27.02 | | |
| Раздел 9. Кожа | 3 | | | |
24 | Структура кожи, ее функции. Волосы и ногти | 1 | 06.03 | | 15. Определение типа кожи на разных участках лица. |
25 | Вирусные заболевания кожи | 1 | 13.03 | | |
26 | Ожоги. Обморожения. Пересадка кожи. Косметические средства и их рациональное использование | 1 | 20.03 | | 16. Приемы наложения повязок на условно пораженное место |
| Раздел 10. Размножение и развитие | 3 | | | |
27 | Строение мужской и женской половых систем | 1 | 03.04 | | Лабораторная работа №2 «Строение яйцеклетки и сперматозоида человека» |
28 | Оплодотворение. Развитие эмбриона. Близнецы | 1 | 10.04 | | |
29 | Роды. Методы контрацепции. ЭКО | 1 | 17.04 | | |
| Раздел 11. Достижения медицины | 6 | | | |
30 | Вакцинация. Антисептики | 1 | 24.04 | | |
31 | Анестезия | 1 | 30.04 | | |
32 | Методы диагностики: рентгенография, компьютерная томография, УЗИ-исследования и др. | 1 | 08.05 | | |
33 | Пластическая хирургия | 1 | 15.05 | | |
34 | Пересадка органов. Нейрохирургия, микрохирургия | 1 | 22.05 | | |
35 | Скрининг | 1 | 29.05 | | |
| ИТОГО 35 ЧАСОВ | | | | |
Литература
Древо познания. Универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. – научно-познавательная коллекция «Маршал Кавендиш» М., 2003г.
Л.Бурмистрова, В.Мороз Всемирная детская энциклопедия. Рекорды человека. – М: «Эксмо», 2003г.
Тайны человеческого тела. Энциклопедия курьезов и необычных фактов. – М: «Терра», 1998г.
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология: человек» - М., издательский центр «Вентана-Граф», 2008 г.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене. –М: «Просвещение», 1989 г.
Колесников Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. - М., «Просвещение», 1989г.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека - для 9 класса школ с углубленным изучение биологии - М: «Просвещение», 1999 г.
Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. Биологический эксперимент в школе – М: «Просвещение», 1990 г.
Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене. - М., «Просвещение», 1983 г.
Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах - М., «Просвещение», 1996 г.
7