СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология человека» для 9 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел «Анатомия» является одним из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии, а «Основы физиологии» в школьном курсе по биологии не предусмотрены. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать практикум по анатомии и физиологии человека. Использование такого подхода в преподавании анатомии и физиологии человека развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, дает возможность преподавателям осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний. Практические умения и теоретические знания, полученные в данном элективном курсе, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а также профессиональной ориентации школьников.

Целью курса является предоставление обучающимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к анатомии и физиологии в процессе познавательной и творческой деятельности.

Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю), включает в себя 16 практических и 2 лабораторные работы.

Задачи элективного курса:

-повышение интереса учащихся к изучению биологии, познанию своего организма;

-расширение и углубление знаний о факторах, влияющих на здоровье человека; предупреждение заболеваний человека;

-формирование знаний о достижениях современной медицины;

-развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков проведения биологического эксперимента;

-формирование навыков работы в группе, участию в дискуссиях.

В процессе обучения учащиеся овладевают умениями самостоятельно приобретать и применять полученные знания, пользоваться лабораторным и медицинским оборудованием, описывать и анализировать результаты наблюдений и исследований.

При проведении занятий данного курса предполагается широкое применение нестандартных уроков: уроков-семинаров, уроков-конференций, ролевых игр и др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология человека» для 9 класса»















Рабочая программа элективного курса

«Анатомия и физиология человека»

для 9 класса

на 2017 -2018 учебный год







Составитель: учитель биологии

первой квалификационной категории

Быкова Светлана Семеновна














Нижневартовск, 2017

Пояснительная записка

Раздел «Анатомия» является одним из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии, а «Основы физиологии» в школьном курсе по биологии не предусмотрены. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать практикум по анатомии и физиологии человека. Использование такого подхода в преподавании анатомии и физиологии человека развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, дает возможность преподавателям осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний. Практические умения и теоретические знания, полученные в данном элективном курсе, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а также профессиональной ориентации школьников.

Целью курса является предоставление обучающимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к анатомии и физиологии в процессе познавательной и творческой деятельности.

Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю), включает в себя 16 практических и 2 лабораторные работы.

Задачи элективного курса:

-повышение интереса учащихся к изучению биологии, познанию своего организма;

-расширение и углубление знаний о факторах, влияющих на здоровье человека; предупреждение заболеваний человека;

-формирование знаний о достижениях современной медицины;

-развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков проведения биологического эксперимента;

-формирование навыков работы в группе, участию в дискуссиях.

В процессе обучения учащиеся овладевают умениями самостоятельно приобретать и применять полученные знания, пользоваться лабораторным и медицинским оборудованием, описывать и анализировать результаты наблюдений и исследований.

При проведении занятий данного курса предполагается широкое применение нестандартных уроков: уроков-семинаров, уроков-конференций, ролевых игр и др.



Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании изучения курса учащиеся должны:

знать/понимать:

• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

• достижения в области изучения человека, новейшие медицинские исследования, новые технологии в изучении человеческого организма, меры профилактики вредных привычек и распространенных заболеваний человека;


уметь:

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

• изучать человека как биологический объект: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека; съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека на здоровье;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в том числе с использованием информационных технологий;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Содержание курса (35 часов, 1 час в неделю)


Раздел 1. Анализаторы (5ч)

Строение зрительного анализатора. Движение глазных яблок. Стереоскопическое зрение. Оптические иллюзии. Заболевания органа зрения, восстановление зрения.

Вкусовые и обонятельные анализаторы. Химическая природа чувств. Особенности обонятельной памяти человека. Дегустаторы.

Слуховой анализатор. Как звуки становятся слышимыми. Осязание. Загадки болевых ощущений.

Практические работы:

1. Определение слепого пятна сетчатки глаза и изучение аккомодации глаз.

2. Вкусовое и обонятельное распознавание знакомых веществ.

3. Измерение остроты слуха.

4. Определение остроты восприятия ощущений различных участков тела.

Раздел 2. Высшая нервная деятельность (5ч)

Рефлекс – основа нервной деятельности. Типы рефлексов. Строение и деятельность головного мозга. Классификация темперамента. Влияние темперамента на характер и поведение человека.

Познавательные процессы. Память, ее виды и значение для формирования мыслительной деятельности. Речь. Мышление. Сознание. Внимание. Эмоции.

Особенности психики. Психиатрия.

Биологические ритмы. Сон, его особенности. Летаргия, лунатизм. Гигиена сна.

Практические работы:

1. Изучение безусловных рефлексов человека.

2. Определение типа темперамента по методике Г.Айзенка.

3. Определение объема памяти и внимания.

Раздел 3. Опорно-двигательная система (2ч)

Мышцы. Скелет. Координация и контроль. Ушибы, растяжения, вывихи, переломы. Меры оказания первой доврачебной помощи при повреждениях опорно-двигательного аппарата.

Практические работы:

1. Первая помощь при повреждениях скелета.

Раздел 4. Система органов кровообращения (3ч)

Кровь, ее состав и значение. Анализ крови. Свертываемость крови. Группы крови. Донорство. Кровяное давление. Пульс.

Лимфатическая система. Иммунная система.

Строение и работа сердца. Патологии и аномалии сердца. Исследования сердца. Кардиограмма.

Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при остановке кровотечения.

Практические работы:

1. Определение пульса. Измерение артериального давления. Изучение показаний электрокардиограммы.

2. Первая помощь при остановке кровотечений.

Раздел 5. Эндокринная система (1ч)

Гормоны. Железы внутренней секреции. Карлики и великаны, бородатые женщины и другие проявления нарушения действия гормонов.

Раздел 6. Дыхательная система (2ч)

Органы дыхания. Круговорот кислорода в организме. Жизненная емкость легких.

Диафрагмальное дыхание. Холотропное дыхание.

Заболевания органов дыхания. Вред табакокурения и наркомании.

Раздел 7. Пищеварительная система (4ч)

Пищеварительный тракт. Пищеварение. Пищеварение в ротовой полости. На приеме у врача-стоматолога. Печень, поджелудочная железа, желчный пузырь. Их значение, особенности строения, заболевания. Тонкий кишечник. Толстый кишечник.

Пищевые продукты и основы рационального питания. Ожирение. Анорексия.

Лечебное голодание: мифы и реальность. Советы врача-диетолога.

Практические и лабораторные работы:

1. Изучение микрофлоры ротовой полости (лаб. работа).

2. Исследование состояния массы тела путем вычисления индекса Кетле.

3. Составление меню дневного рациона.

Раздел 8. Выделительная система (1ч)

Почки. Баланс жидкости в организме. Заболевания почек. Искусственная почка.

Диализ. Пересадка почки.

Раздел 9. Кожа (3ч)

Структура кожи, ее функции. Волосы и ногти. Вирусные заболевания кожи (бородавки, герпес). Грибковые заболевания кожи (микозы, лишай, парша). Кожные паразиты. Ожоги. Обморожения. Пересадка кожи. Приемы наложения повязок на условно поврежденное место.

Косметические средства и их рациональное использование.

Практические работы:

1. Определение типа кожи на разных участках лица.

2. Приемы наложения повязок на условно пораженное место.

Раздел 10. Размножение и развитие (3ч)

Строение мужской и женской половых систем. Оплодотворение. Развитие эмбриона. Плод. Близнецы. Роды. Методы контрацепции. «Дети из пробирки».

Лабораторная работа:

1. Строение яйцеклетки и сперматозоида человека.

Раздел 11. Достижения медицины (6ч)

Вакцинация. Антисептики. Анестезия. Методы диагностики: рентгенография, компьютерная томография, УЗИ-исследования и др. Пластическая хирургия. Пересадка органов. Нейрохирургия, микрохирургия. Скрининг.






















.

Тематическое планирование


Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата


Практические работы

по плану

по факту


Раздел 1. Анализаторы


5




1

Строение зрительного анализатора. Вкусовые и обонятельные анализаторы

1

05.09


1. Определение слепого пятна сетчатки глаза и изучение аккомодации глаз



2

Движение глазных яблок. Стереоскопическое зрение

1

12.09



3

Заболевания органа зрения, восстановление зрения


1

19.09



4

Химическая природа чувств. Особенности обонятельной памяти человека. Осязание.

1

26.09


2. Вкусовое и обонятельное распознавание знакомых веществ

3. Определение остроты восприятия ощущений различных участков тела

5

Слуховой анализатор

1

03.10


4. Измерение остроты слуха



Раздел 2. Высшая нервная деятельность


5




6

Рефлекс – основа нервной деятельности

1

10.10


5. Изучение безусловных рефлексов человека

7

Строение и деятельность головного мозга

1

17.10



8

Классификация темперамента

1

24.10


6. Определение типа темперамента по методике Г.Айзенка

9

Познавательные процессы. Память. Речь. Мышление. Сознание. Внимание. Эмоции

1

07.11


7. Определение объема памяти и внимания


10

Особенности психики. Сон. Гигиена сна

1

14.11




Раздел 3. Опорно-двигательная система


2




11

Мышцы. Скелет

1

21.11



12

Ушибы, растяжения, вывихи, переломы

1

28.11


8. Первая помощь при повреждениях скелета



Раздел 4. Система органов кровообращения

3




13

Кровь, ее состав и значение. Донорство

1

05.12



14

Кровяное давление. Пульс. Лимфатическая система. Иммунная система

1

12.12


9. Определение пульса.

10. Измерение артериального давления

11. Изучение показаний электрокардиограммы

15

Строение и работа сердца. Сердечно-сосудистые заболевания

1

19.12


12. Первая помощь при остановке кровотечений


Раздел 5. Эндокринная система


1




16

Гормоны. Железы внутренней секреции

1

26.12




Раздел 6. Дыхательная система


2




17

Органы дыхания

1

16.01



18

Жизненная емкость легких. Заболевания органов дыхания

1

23.01




Раздел 7. Пищеварительная система


4




19

Пищеварительный тракт. Пищеварение в ротовой полости

1

30.01


Лабораторная работа №1 «Изучение микрофлоры ротовой полости»

20

Печень, поджелудочная железа, желчный пузырь

1

06.02



21

Тонкий кишечник. Толстый кишечник

1

13.02



22

Пищевые продукты и основы рационального питания. Ожирение

1

20.02


13. Исследование состояния массы тела путем вычисления индекса Кетле

14. Составление меню дневного рациона


Раздел 8. Выделительная система

1




23

Почки. Заболевания почек. Искусственная почка.

Диализ

1

27.02




Раздел 9. Кожа


3




24

Структура кожи, ее функции. Волосы и ногти

1

06.03


15. Определение типа кожи на разных участках лица.


25

Вирусные заболевания кожи

1

13.03



26

Ожоги. Обморожения. Пересадка кожи. Косметические средства и их рациональное использование

1

20.03


16. Приемы наложения повязок на условно пораженное место


Раздел 10. Размножение и развитие

3




27

Строение мужской и женской половых систем

1

03.04


Лабораторная работа №2 «Строение яйцеклетки и сперматозоида человека»

28

Оплодотворение. Развитие эмбриона. Близнецы

1

10.04



29

Роды. Методы контрацепции. ЭКО

1

17.04




Раздел 11. Достижения медицины


6




30

Вакцинация. Антисептики

1

24.04



31

Анестезия

1

30.04



32

Методы диагностики: рентгенография, компьютерная томография, УЗИ-исследования и др.

1

08.05



33

Пластическая хирургия

1

15.05



34

Пересадка органов. Нейрохирургия, микрохирургия

1

22.05



35

Скрининг

1

29.05





ИТОГО 35 ЧАСОВ









Литература


  1. Древо познания. Универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. – научно-познавательная коллекция «Маршал Кавендиш» М., 2003г.

  2. Л.Бурмистрова, В.Мороз Всемирная детская энциклопедия. Рекорды человека. – М: «Эксмо», 2003г.

  3. Тайны человеческого тела. Энциклопедия курьезов и необычных фактов. – М: «Терра», 1998г.

  4. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология: человек» - М., издательский центр «Вентана-Граф», 2008 г.

  5. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене. –М: «Просвещение», 1989 г.

  6. Колесников Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. - М., «Просвещение», 1989г.

  7. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека - для 9 класса школ с углубленным изучение биологии - М: «Просвещение», 1999 г.

  8. Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. Биологический эксперимент в школе – М: «Просвещение», 1990 г.

  9. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене. - М., «Просвещение», 1983 г.

  10. Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах - М., «Просвещение», 1996 г.



7