СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Экономика Карелии" 10-11 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена рабочая программа элективного курса "Экономика Карелии" 10-11 класс. 35 часов в год; периодичность -1 раз в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Экономика Карелии" 10-11 класс»

Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение Сортавальского муниципального района Республики Карелия Средняя общеобразовательная школа № 6






Утверждаю: ____________________
Директор школы Л.Д. Кравченко

Приказ № __ от «___» ________ 20__ г.








Рабочая программа

по элективному курсу «Экономика Карелии»

(10 – 11 класс)










Учитель: Чернобай С.Н.

















2013 г.

Пояснительная записка


Элективный курс «Экономика Карелии»» предусматривает обстоятельное изучение своего края. Предлагаемая программа по экономики Карелии разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к региональному компоненту общего среднего образования Российской Федерации. Ее структура и содержание, сохраняя все разделы, принятые в географическом страноведении.


Цели курса «Экономики Карелии»: оснастить подрастающее поколение жителей республики:

  • современными знаниями о взаимодействии общества и природы в пределах нашего северного края;

  • глубоким пониманием природных, экономических, социальных и экологических процессов, определяющих условия и качество жизни населения Карелии;

  • умение находить и адекватно интерпретировать информацию о природе, населении и хозяйстве северного края;

  • стремление к физическому и духовному здоровью, экологически грамотному поведению во всех сферах общественной деятельности и в своей личной жизни.


Основные задачи курса предполагают

  • формирование разносторонних и глубоких знаний о природе, населении и экономике своего края;

  • сосредоточение внимания учащихся на усиливающихся географических факторах развития Карелии (приграничное положение, природно-ресурсный потенциал, природоохранная деятельность, внешние связи и др.) и ее специфической роли в России;

  • ознакомление учащихся с особенностями карельской экономики;

  • углубление природоохранного и экологического аспектов при изучении всех разделов курса;

  • широкое привлечение местных, краеведческих материалов, иллюстрирующих особенности природы и жизни людей ближайшей местности;

  • использование полученных сведений о своем крае для формирования осознанной профессиональной ориентации учащихся.


Предполагаемый результат изучения курса:
1. В области предметной компетенции:
  - понимать смысл и содержание географических терминов, иметь представление о экономике соей республики;
  - развивать умение аргументировать собственную точку зрения на основе картографических материалов.
2. В области компетенции саморазвития: курс стимулирует потребность и способность к самообразованию.
3. В области коммуникативной компетенции: формируется умение учащихся воспринимать и характеризовать различные подходы к современным социальным проблемам общества.
Методика преподавания курса определяется его задачами и предполагаемыми результатами обучения на основе проведения лекций, дискуссий, постановке проблемных вопросов, экскурсий, работы с географическими справочниками и литературными источниками, проектной, исследовательской деятельности учащихся.

Программа рассчитана на 70 часов учебного времени, предполагается также разнообразная внеклассная работа, в том числе:

  • проектная деятельность учащихся;

  • экскурсия на один из наиболее интересных и типичных объектов природы или экономики своей местности;

  • итоговая конференция «Моя малая Родина».

Все разделы программы оснащены довольно обширным перечнем практических работ и заданий, являющихся в данном курсе итогом работы учителя по формированию у учащихся умения пользоваться разнообразной географической информацией. В соответствии с этим предполагаются практические работы разного уровня сложности.


Введение (5 часа)


Тема 1 (2 час). Республика Карелия (РК) – субъект Российской Федерации.

Величина территории и численность населения РК. Структура управления и представительство РК в федеральных органах власти. Административно-территориальное устройство РК и проблемы его совершенствования. Государственная символика: флаг, герб, гимн РК. Символика городов и районов РК.


Тема 2 ( час). Географическое положение РК.

Математико-, физико-, экономико-географическое положение РК и связанные с ними особенности

  • природы;

  • условий и качества жизни населения;

  • специализации экономики;

  • международных связей.

Практические работы

** Определение и графическое отображение удельного веса РК в площади территории и населении России, Северо-Западного Федерального округа, Северного экономического района

  • Вычисление координат крайних точек территории республики, г.Петрозаводска, своего населенного пункта

** Сопоставление конфигурации (компактности) территории РК и соседних областей. Расчет коэффициента компактности территории РК, своего административного района

  • Оценка приграничного положения РК для ее современного и будущего развития

** Составление картосхемы «Транспортно-географическое положение РК» (имеющиеся и строящиеся дороги; таможенные и упрощенные пункты перехода на государственной границе; транспортные узлы)

  • Письменное описание государственного флага и герба РК

  • Характеристика географического положения своего административного района, города, поселка.


Раздел I. Природные ресурсы Карелии (28 час.)


Тема 3 (5 часа). Рельеф и недра Карелии.

Строение земной коры в пределах территории Карелии. Возраст горных пород, история формирования лика карельской земли. Основные тектонические структуры: Балтийский щит, Русская плита.

Роль четвертичного оледенения и неотектонических движений в формировании рельефа. Основные формы рельефа ледникового происхождения.

Учет местных особенностей рельефа, геологического и тектонического строения в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Богатства недр Карелии. Полезные ископаемые докембрийского возраста. Разрабатываемые и перспективные месторождения, их значение для экономики республики и страны.

Разработка полезных ископаемых и окружающая среда.

Практические работы

  • Определение горных пород по образцам.

  • Обозначение основных месторождений полезных ископаемых на контурной карте.

  • Установление взаимосвязи строения земной коры, рельефа, полезных ископаемых своей местности.

  • Проектирование горнодобывающего предприятия в своей местности.


Тема 4 (3 часа). Климатические ресурсы Карелии.

Главные климатообразующие факторы: высокоширотное положение территории, близость Атлантического и Северного Ледовитого океанов, преобладание западного переноса воздушных масс, наличие крупных водоемов, характер рельефа.

Основные черты умеренного, переходного от морского к континентальному климата.

Значение прогнозирования погоды.

Влияние агроклиматических условий на развитие сельского хозяйства, другие сферы деятельности человека, здоровье людей.

Практические работы

  • Обозначение на контурной карте основных элементов климата севера и юга Карелии.

  • Изучение связей:

Климат своей местности











Тема 5 (6 часа). Водные ресурсы Карелии.

Многообразие водных объектов (озера, реки, болота, ручьи, подземные воды, искусственные водоемы). Значение рек и озер в заселении и освоении нашего края.

Характеристика гидрографической сети: возраст, величина рек, режим и характер течения рек, сочетание рек и озер. Крупные реки беломорского и балтийского бассейнов.

Озера: происхождение, размеры, глубина, формы и характер берегов.

Онежское озеро – символ Карелии.

Ладожское озеро – крупнейший пресноводный водоем Европы.

Водохранилища.

Беломорско-Балтийский канал.

Белое море: природа и основные ресурсы.

Хозяйственное значение и экологические проблемы.

Воды Карелии как объект туристического бизнеса.

Практические работы:

  • Обозначение на контурной карте основных водных объектов.

  • Географическое описание путешествия по воде из Петрозаводска на Соловецкие острова.

  • Изучение источников водоснабжения своей местности.

** Составление схемы «Влияние деятельности человека на качество воды Онежского озера».


Тема 6 (2 час). Почвенные ресурсы Карелии.

Основные типы карельских почв, их естественное плодородие.

Почвы и урожай. Поддержание и повышение плодородия почв: мелиорация, агротехнические мероприятия, внесение удобрений и др.

Практическая работа:

Изучение строения, свойств и плодородия почв своей местности.

Тема 7 (2 час). Лесные ресурсы Карелии.

Площадь лесного фонда. Возраст лесов. Коренные лесные формации. Типы лесов. Видовой состав лесов. Особенности лесов. Группы лесов. Хозяйственное использование лесных ресурсов. Антропогенное воздействие на леса. Охранные мероприятия. Лесовосстановление.

Практические работы:

- Характеристика леса своей местности

Тема 8 (2 час). Болота Карелии.

Причины образования болот. Возраст болот. Факторы, влияющие на процесс торфообразования. Типы болот. Хозяйственное использование болот.

Практическая работа:

- Характеристика болота по плану с использование карт Атласа Карелии.

- Обозначение на к\карте наиболее крупных болот Карелии

Тема 9 (3 часа). Биологические ресурсы Карелии.

Факторы формирования природно-территориальных комплексов (ПТК). Типичные природные сообщества. Биологическое разнообразие северной и средней подзон европейской тайги. Взаимосвязь и приспособление организмов в лесах Карелии. Биологические ресурсы своей местности. Хозяйственное использование и воздействие человека на северную природу. Виды животных и растений, занесенных в «Красную книгу Карелии».

Практические работы:

  • Нанесение на контурную карту границы северной и средней подзоны карельской тайги.

  • Описание ПТК своей местности.

** Составление схемы «ПТК своей местности».


Тема 10 (5 час). Природопользование и охрана природы в Карелии.

Влияние географического положения, природных условий и ресурсов на освоение территории, жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Экологические проблемы Карелии.

Мониторинг окружающей среды.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) (государственные заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, памятники природы, земли историко-культурного назначения). Закон «Об охране окружающей среды», Закон «Об особо охраняемых территориях»

Практические работы:

  • Обозначение на контурной карте основных ООПТ.

  • Описание ближайшего природного объекта (территории) относящегося к ООПТ.


Раздел II. Население Карелии (10 час.)


Характеристика современного населения РК


Тема 11 ( 2час). Численность населения и ее динамика

Современная демографическая ситуация. Миграционные процессы. Депопуляция, ее социально-экономические причины и следствия. Естественное и механическое движение населения в своей местности. Людность столицы республики, своего районного центра и поселения.


Тема 12 (3 час). Этнический состав населения РК и его региональные особенности. Характерные черты культуры, быта и хозяйственной деятельности славян, карелов, финнов, вепсов. Современные проблемы развития этнической культуры, языка населения республики и своей местности. Конфессиональный состав населения, наиболее распространенные религии в республике и своей местности.


Тема 13 (3час). Урбанизация и ее динамика в РК.

Малые города Карелии: генезис, людность, градообразующая основа, функции, особенности размещения по территории республики. Сельские поселения, их своеобразие и связь с природным окружением.

Петрозаводск: 300-летняя история и современные столичные функции.


Тема 14 (1 час). Характеристика своего поселения, его место в экономике и культуре, районе.

Занятость населения по сферам экономики. Проблема безработицы и ее решение. Народные промыслы и традиции своей местности.

Практические работы:

  • Составление летописи своего поселения, района.

  • Изучение местных топонимов славянского и финно-угорского происхождения.

  • Описание своеобразных местных построек, предметов хозяйственного обихода и художественного творчества людей.

** Построение диаграммы «Динамика численности населения РК».

** Составление картосхемы «Типология городов Карелии», с обозначением выбранными условными знаками следующих показателей:

  1. период возникновения;

  2. особенности местоположения;

  3. первоначальные функции;

  4. современная людность;

  5. современные функции.

  • Сбор и анализ материалов, характеризующих население своей местности:

  • динамика людности своего поселения;

  • миграционные процессы, сальдо миграции;

  • этническая структура населения и ее динамика;

  • конфессиональная принадлежность семей учащихся;

  • структура занятости местного населения и молодежи.


Раздел III. Экономика Карелии (25 час.)


Тема 15 (2час). Отраслевая и территориальная структура экономики. Концепция социально-экономического развития РК до 2010 года и этапы ее реализации. Внутриреспубликанское экономическое районирование территории Карелии.

Практические работы:

  • Сопоставление отраслевой структуры экономики РК и России. Объяснение выявленных различий.

  • Определение главных элементов и уровня зрелости территориальной структуры экономики Карелии.

  • Составление перечня отраслей экономики своего административного района в порядке их значимости.

  • Характеристика территориальной структуры экономики своего административного района.

** Составление картосхемы территориальной структуры экономики своего административного района, с указанием главных ядер, сетей и арелов.


Тема 16 (2 час). Энергетика РК.

Природные энергетические ресурсы Карелии. Топливная промышленность. География поставок и экономичность привозного топлива. Электроэнергетика. Типы и размещение электростанций. Способы преодоления топливно-энергетического дефицита. Топливно-энергетические проблемы своей местности.

Практические работы:

** Составление картосхемы поставок в Карелию привозного топлива.

  • Сравнение мощности Сунского, Выгского и Кемского каскадов ГЭС.

  • Изучение проблем энергосбережения в своей местности.

  • Анализ потребления и стоимости топлива (тепла) и электроэнергии в семьях учащихся.


Тема 17 (3 часа). Лесной комплекс Карелии.

Отраслевая структура лесного комплекса. Лесозаготовительная промышленность – базовая отрасль экономики республики. Расчетная лесосека и ее динамика. Новые технологии заготовки древесины. Охрана и воспроизводство лесных ресурсов.

Деревообработка. Типы предприятий и их размещение. Целлюлозно-бумажная производство, виды продукции и центры ее производства. Экологизация производства бумаги.

Экспорт лесной продукции.

Особенности лесопользования в ближайшем окружении.

Практические работы:

  • Анализ динамики лесозаготовок и причин их сокращения в 90-е годы.

  • Объяснение принципов размещения лесопильных и целлюлозно-бумажных предприятий Карелии.

  • Изучение деятельности людей по охране и восстановлению лесов в своей местности.

  • Организация экскурсий на ближайшее предприятие лесной промышленности.


Тема 18 (3 час). Металлургия.

Черная металлургия. Добыча и обогащение железной руды, география поставок железорудных окатышей. Градообразующее значение Костомукшского ГОКа.

Цветная металлургия. Надвоицкий алюминиевый завод: экономические, технологические и экологические проблемы развития.

Разведанные месторождения руд цветных металлов и перспективы их освоения.

Практические работы:

  • Характеристика градо- и районообразующей роли Костомукшского ГОКа и Надвоицкого алюминиевого завода.


Тема 19 (2 час). Машиностроение.

Развитие отрасли от петровских времен до наших дней. Специализация машиностроения и проблемы его развития в рыночных условиях.

Практические работы:

  • Определение факторов, способствующих развитию разнообразного машиностроения в столице республики.

  • Выявление причин, тормозящих вывод карельского машиностроения из глубокого экономического кризиса.


Тема 20 (2 час). Горнодобывающая промышленность.

Разнообразие и повсеместность неметаллических ресурсов. Общероссийская и международная специализация Карелии по производству дефицитных и уникальных каменных материалов. Кондопога – центр развитой камнеобработки (петрургия, шлифовка и полировка каменных материалов, производство шунгизита). Добыча и обработка камня в своей местности.

Практические работы:

  • Изучение местных и привозных каменных материалов, используемых на местных стройках.


Тема 21 (3 час). Агропромышленный комплекс.

Сельское хозяйство. Региональные особенности сельскохозяйственных угодий Карелии. Специализация растениеводства и животноводства, ее дифференциация по районам республики. Переработка сельскохозяйственной продукции.

Рыбное хозяйство. Морское и внутреннее рыболовство. Воспроизводство рыбных ресурсов.

Особенности сельского и рыбного хозяйства в своем крае.

Практические работы:

  • Оценка агроклиматических ресурсов Карелии.

  • Обоснование специализации ближайшего сельскохозяйственного предприятия.

  • Ознакомление учащихся с работами по мелиорированию сельскохозяйственных угодий в своей местности.

  • Изучение размеров и особенностей размещения угодий (огородов, пастбищ, сенокосов) в местных природно-территориальных комплексах.

  • Экскурсия на ближайшее предприятие АПК.


Тема 22 (2 час). Транспорт Карелии.

Главные виды транспорта и их взаимодействие. Железнодорожный транспорт: сложившаяся сеть и пути ее совершенствования (электрификация, новое строительство). Автотранспортная инфраструктура. Строительство современных дорог внутри республики и «связок» с соседними областями. Водный транспорт: специфика грузов, работа на российских и международных линиях.

Транзитный потенциал Карелии, создание транспортных «коридоров» из стран ЕС вглубь России.

Главные виды транспорта и его работа в своей местности.

Практические работы:

  • Определение наиболее важных для местного населения видов транспорта.

* Составление картосхемы транспортных связей своего поселения внутри Карелии и за ее пределами.


Тема 23 (1 час). Социальная инфраструктура.

Отрасль, определяющая качество жизни населения Карелии. Качество и доступность важнейших услуг, оказываемых населению на примере своего поселения: жилищные условия, образование, здравоохранение, санитарно-курортное хозяйство, физкультура и спорт, туризм, культура, торговля, связь, информационное обслуживание.

Практические работы:

  • Составление перечня услуг, оказываемых населению:

  1. в своем поселении;

  2. в ближайших поселениях;

  3. в районном центре;

  4. в столице республики.

  • Выявление наиболее популярных и востребованных профессий в своей местности, а также сложившихся центров их подготовки.


Тема 24 (2 час). РК в системе международных связей.

Факторы развития международной деятельности республики. Внешние экономические связи (экспорт, импорт, иностранные инвестиции). Участие Карелии в международных организациях и проектах. Побратимские связи. Внешняя деятельность РК в сфере образования, науки, культуры, спорта и туризма, охраны окружающей среды.

Практические работы:

  • Изучение местной продукции (или сырья), поставляемой на экспорт.

Анализ географии поставок продукции, импортируемой для нужд местной экономики и населения.


Обобщение и повторение – 1 час

Экскурсии – 4 часа


Номенклатура.

I

Границы Карелии: Мурманска область, Финляндия, Ленинградская область, Вологодская область, Архангельская область.

Населенные пункты: Петрозаводск, Сортавала, Лахденпохья, Питкяранта, Пудож, Пряжа, Суоярви, Кондопога. Медвежьегорск, Сегежа, Беломорск, Костомукша, Кемь, Лоухи, Муезерка, Калевала.

II

Моря: Белое (Карельский берег, Поморский берег)

Реки: Шуя, Водла, Вытегра, Суна, Кемь, Кереть, Кума

Озера: Ладожское, Онежское, янисъярви, Сямозеро, Сегозеро, Выгозеро, Топозеро, Водлозеро, Пяозеро, Кереть, Энгозеро.

Острова: Валаам, Соловецкие, Большой Климецкий

Каналы: Онежский, Беломоро - Балтийский

III

Низменности: Водлинска, Ладвинская, Олонецкая, Прибеломорская

Возвышенности: Западно – Карельская, Олонецкая, Андомская

Кряж Ветреный пояс

Гора Нуорунен (577 м)










Тематическое планирование

По элективному курсу «Экономика Карелии»

10 -11 класс

70 часов (1 час в неделю)

Составлен на основании модифицированной программы к элективному курсу «Экономика Карелии»

Номер урока

Разделы, темы

Практические задания, номенклатура


Введение (5 часов)


1

Республика Карелия – субъект РФ.


Практическое задание «Описание герба и флага РК»

2

Контурная карта «Административно-территориальное деление Карелии»

Номенклатура административных центров

3

Физико-географическое и геополитическое положение РК и его особенности.


Практическое задание « Характеристика ГПП Карелии по плану», «Оценка приграничного положения РК»


4

Контурная карта «Физико-географическое положение Карелии»

Практическая работа « Оценка ФГП Сортавала»

Номенклатура соседей Карелии

5

Практическая работа «Вычисление координат крайних точек территории РК. Определение протяженности территории»




Природные ресурсы Карелии – 28 часов


6

Рельеф и недра Карелии (5часов)

Тектоническое строение и рельеф Карелии. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека.


7

Контурная карта «Обозначение на к\к основных форм рельефа»

Номенклатура основных форм рельефа

8

Ресурсы недр Карелии.

Месторождения полезных ископаемых и их значение для экономики РК и страны


9

Контурная карта «Обозначение на к\к основных месторождений полезных ископаемых»

Практическая работа « Установление взаимосвязи строения земной коры, рельефа, полезных ископаемых своей местности


10

Практическая работа «Определение горных пород по образцам»


11

Климатические ресурсы Карелии (3 часа)

Климатообразующие факторы. Основные черты климата. Влияние агроклиматических условий на развитие сельского хозяйства и здоровье людей.


12

Контурная карта «Обозначение на к\карте основных элементов климата севера и юга Карелии»


13

Практическая работа «Характеристика климата своего населенного пункта"


14

Водные ресурсы Карелии (6 часов)

Многообразие водных объектов. Характеристика гидрологической сети. Крупные реки.


15

Контурная карта «Обозначение на к\карте основных водных объектов»

Практическая работа «Характеристика реки по плану»

Номенклатура гидрологических объектов.

16

Озера: происхождение, размеры, глубина, формы и характер берегов.

Онежское озеро – символ Карелии. Ладожское озеро – крупнейший пресноводный водоем Европы.


Практическое задание «Характеристика озера по плану»

17

Беломорско-Балтийский канал: история строительства, значение для экономики.


Географическое описание путешествия по воде из Петрозаводска на Соловецкие острова

18

Белое море: природа и основные ресурсы.


Практическое задание «Характеристика Белого моря по плану»

19

Хозяйственное значение и экологические проблемы. Воды Карелии как объект туристического бизнеса.

Практическое задание «Изучение источников водоснабжения своей местности»,

Практическое задание « Составление схемы «Влияние деятельности человека на качество воды Ладожского озера».

20

Почвенные ресурса Карелии (2 часа)

Основные типы почв, их плодородие. Почвы и урожай. Повышение плодородия почв.



21

Контурная карта «Обозначение на к\к основных типов почв»

Практическая работа «Характеристика типов почвы Карелии по плану», «Изучение строения, свойств и плодородия почв своей местности»


22

Лесные ресурсы Карелии (2 часа)

Видовой состав лесов. Особенности лесов. Группы лесов. Хозяйственное использование. Охранные мероприятия.


23

Контурная карта «Обозначение на к\к типы лесов Карелии», «Обозначение на к\к состояние лесных ресурсов Карелии»

Практическая работа « Характеристика леса своей местности».


24

Болота Карелии (2 часа)

Причины образования и типы болот. Торфообразование. Значение и хозяйственное использование болот.


25

Контурная карта «Обозначение на к\карте наиболее крупных болот Карелии».

Практическая работа «Характеристика болота по плану с использование карт Атласа Карелии».



26

Биологические ресурсы Карелии (3)

Природно-территориальные комплексы Карелии. Биологические ресурсы и их хозяйственное использование. Воздействие человека на северную природу.


27

Контурная карта «Нанесение на к\карту границы северной и средней подзоны карельской тайги»

Практическая работа «Характеристика подзон Карелии»


28

Практическая работа «Описание ПТК своей местности по плану»


29

Природопользование и охрана природы в Карелии (5)

Влияние географического положения, природных условий и ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность человека.


30

Экологические проблемы. Мониторинг окружающей природной среды.

Практическое задание «Обзначение на к\карте экологически неблагоприятных территорий»

31

Особо охраняемые природные территории. Виды ОПТ. Нормативные акты.


32

Контурная карта «Обозначение на к\карте основных ООПТ»

Практическая работа «Составление таблицы ООПТ и О»


33

Практическая работа «Описание ближайшего природного объекта (территории) относящегося к ООПТ»


34, 35

Экскурсии в музей – 2 часа



Население Карелии – 10 часов


36\1

Демографическая ситуация. Естественное движение населения. Миграционные процессы


37\2

Практическая работа «Построение диаграммы «Динамика численности населения РК»

Определение естественного прироста населения Карелии по статистическим данным.


38\3

Контурная карта «Плотность населения по районам Карелии», «Естественный прирост населения по годам»


39\4

Половозрастной состав населения Карелии.


40\5

Практическая работа «Построение демографической пирамиды»


41\6

Этнический состав населения РК и его региональные особенности.



42\7

Практическая работа «Построение диаграммы «Этнический состав населения Карелии».

Обозначение на к\карте Вепсских национальных поселений, Калевальского национального района»



43\8

Урбанизация и ее динамика в РК.


44\9

Практическая работа «Составление картосхемы «Типология городов Карелии».

Построение круговой диаграммы «Городское и сельское население»


45\10

Характеристика своего поселения, его место в экономике, культуре, районе.

Сбор и анализ материалов, характеризующих население своей местности.


Экономика Карелии – 25 часов


46\11

Отраслевая и территориальная структура экономики (2)

Отраслевая и территориальная структура экономики Карелии.


47\12

Контурная карта «Нанесение на к\к транспортных магистралей, промышленных центров Карелии»

Практическая работа « Сопоставление отраслевой структуры экономики РК и России. Объяснение выявленных различий», «Характеристика территориальной структуры экономики своего административного района».

.



48\13

Энергетика Карелии (2).

Энергетические ресурсы Карелии. Электроэнергетика и размещение электростанций.



49\14

Практическая работа « Составление картосхемы поставок в Карелию привозного топлива.»,

«Сравнение мощности каскадов ГЭС»

Контурная карта «Нанесение на к\к крупных электростанций Карелии»


50\15

Лесной комплекс Карелии (3 часа)

Отраслевая структура лесного комплекса. Лесозаготовительная промышленность. Охрана и воспроизводство лесных ресурсов.

.

Практическое задание «Составление схемы «Внутриотраслевые связи лесной промышленности»

51\16

Деревообработка. Типы предприятий и их размещение. Целлюлозно-бумажное производство. Экспорт лесной продукции.

Практическое задание «Составление схемы «Межотраслевые связи лесной отрасли»

52\17

Практическая работа «Анализ динамики лесозаготовок и причин их сокращения»,

«Объяснение принципов размещения лесопильных и целлюлозно-бумажных предприятий Карелии»

«Характеристика лесной отрасли Карелии по плану»

Контурная карта « Нанесение на к\к основных районов лесозаготовки, центры деревообработки и ЦБК»


53\18

Металлургический комплекс Карелии (3 часа)

Черная металлургия. Добыча и обогащение руды. Градообразующее значение Костомукшского ГОКа.


54\19

Цветная металлургия. Надвоицкий алюминиевый завод: проблемы развития.


55\20

Практическая работа « Характеристика градо- и районообразующей роли Костомукшского ГОКа и Надвоицкого алюминиевого завода»

Контурная карта «Нанесение на к\к центров черной и цветной металлургии Карелии».


56\21

Машиностроение Карелии (2 часа)

Развитие отрасли, специализация и проблемы развития.


57\22

Практическая работа «Определение факторов, способствующих развитию разнообразного машиностроения в столице республики»,

«Выявление причин, тормозящих вывод карельского машиностроения из глубокого экономического кризиса».

Контурная карта «Нанесение на к/к центров машиностроения



58\23

Горнодобывающая промышленность (2)

Неметаллические ресурсы. Специализация Карелии по производству каменных материалов. Кондопога – центр камнеобработки.


59\24

Практическая работа « Изучение местных и привозных каменных строительных материалов»


60\25

Агропромышленный комплекс (3 часа).

Особенности сельского хозяйства Карелии. Специализация с\х, его дифференциация по районам Карелии.

Практическое задание «Составление схемы «Взаимосвязь отраслей в АПК»

61\26

Рыбное хозяйство. Морское и внутреннее рыболовство. Воспроизводство рыбных ресурсов.



62\27

Практическая работа « Оценка агроклиматических ресурсов Карелии», «Обоснование специализации ближайшего сельскохозяйственного предприятия».



63\28

Транспорт Карелии (2)

Главные виды транспорта и их взаимодействие.

Транзитный потенциал Карелии.


6429

Практическая работа «Определение наиболее важных для местного населения видов транспорта», «Составление картосхемы транспортных связей своего населенного пункта внутри Карелии и за ее пределами».


65\30

Социальная инфраструктура (1)


Практическое задание «Составление перечня услуг, оказываемых населению в своем населенном пункте, в столице республики».

66\31

РК в системе международных связей (2)

Внешние экономические и культурные связи.


67\32

Практическая работа «Изучение продукции (сырья), поставляемой на экспорт.

Анализ географии импортируемой продукции»

Контурная карта «Нанесение на к\к стран, участвующих в международных организациях. Городов –побратимов Петрозаводска»


68\33

Обобщение и повторение по разделу «Экономика Карелии»


69\34

70\35

Экскурсии на предприятия – 2 часа


Итого

70 часов



Список литературы.


1. География КАСС: Учебное пособие для средней школы./Е.В. Андрианова и др.; под ред. А.К. Полина. - Петрозаводск: Карелия, 1989.

2. Республика Карелия: информационно-справочное пособие для общеобразовательных школ и учреждений начального и среднего профессионального образования./ Под редакцией Е.Г. Немковтича, А.С. Кармазина. - Петрозаводск: Карелия, 1999.

3. Атлас КАСС. - Москва: Главное Управление геодезии и Картографии при СМ СССР, 1989.

4. Рабочая тетрадь по географии. / Под редакцией А.С. Кармазина. - Петрозаводск: ПГУ, 2002.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!