СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Математика для всех" 9 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса  "Математика для всех" 9 класс. 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Математика для всех" 9 класс»

Составлена на основе авторской программы Лукичевой Е. Ю., зав. кафедрой физико – математического образования и Лоншаковой Т.Е., методиста ЦЕНиМО. Программа допущена экспертным научно - методическим советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.06.2013 года

Год составления (начала реализации) программы 2017

«Математика для каждого»

















































Аннотация элективного курса


Элективный курс разработан на основе авторской программы Лукичевой Е. Ю., зав. кафедрой физико – математического образования и Лоншаковой Т.Е., методиста ЦЕНиМО. Программа допущена экспертным научно - методическим советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.06.2013 года.

Предлагаемый элективный курс адресован учащимся 9 классов. Главная его идея – это реализация идеи предпрофильной подготовки учащихся, организация систематического и системного повторения, углубления и расширения курса математики за период изучения в основной школе, что, несомненно, будет направлено на осмысленное изучение предмета, а значит и правильный выбор дальнейшего профиля обучения в старшей школе. Данный курс позволит удовлетворить образовательные потребности учащихся, осваивающих как базовый уровень математики, так и повышенный уровень.



Пояснительная записка

Программа данного элективного курса ориентирована на рассмотрение отдельных вопросов математики, которые входят в содержание государственной итоговой аттестации по математике за курс основной школы. Курс дополняет и развивает школьный курс математики, а также является информационной поддержкой дальнейшего образования в старшей школе и ориентирован на удовлетворение образовательных потребностей школьников, их аналитических и синтетических способностей. Основная идея данного элективного курса заключена в расширении и углублении знаний учащихся по некоторым разделам математики, в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, в том числе необходимых при сдаче выпускного экзамена. В процессе освоения содержания данного курса ученики овладевают новыми знаниями, обогащают свой жизненный опыт, получают возможность практического применения своих интеллектуальных, организаторских способностей, развивают свои коммуникативные способности, овладевают общеучебными умениями. Освоение предметного содержания курса и сам процесс изучения его становятся средствами, которые обеспечивают переход от обучения учащихся к их самообразованию. Изучение курса предполагает обеспечение положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного материала, выделение узловых вопросов курса, предназначенных для повторения, использование схем, моделей, опорных конспектов, справочников, компьютерных тестов (в том числе интерактивных), самостоятельное составление (моделирование) тестов. Методологической основой предлагаемого курса является деятельностный подход к обучению математике. Данный подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний, способов рассуждений, доказательств. В связи с этим в процессе изучения курса учащимся предлагаются задания, стимулирующие самостоятельное открытие ими математических фактов, новых, ранее неизвестных, приемов и способов решения задач. Развивающий и воспитательный потенциал элективного курса полностью соответствует основным идеям, заложенным в федеральных образовательных стандартах второго поколения.

Цель курса: оказание помощи учащимся в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе: создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности, развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.

Задачи:

1. Расширение и углубление школьного курса математики.

2. Актуализация, систематизация и обобщение знаний учащихся по математике.

3. Формирование у учащихся понимания роли математических знаний как инструмента, позволяющего выбрать лучший вариант действий из многих возможных.

4. Развитие интереса учащихся к изучению математики.

5. Расширение научного кругозора учащихся.

6. Обучение учащихся решению учебных и жизненных проблем, способам анализа информации, получаемой в разных формах.

7. Формирование понятия о математических методах при решении сложных математических задач.

8. Ориентирование учащихся на профессии, существенным образом связанные с математикой.

Организация занятий элективного курса должна существенно отличаться от урочной: учащемуся необходимо давать достаточное время на размышление, приветствовать любые попытки самостоятельных рассуждений, выдвижения гипотез, способов решения задач.

В курсе заложена возможность дифференцированного обучения. Применяются следующие виды деятельности на занятиях: обсуждение, тестирование, конструирование тестов, заданий, исследовательская деятельность, работа с текстом, диспут, обзорные лекции, мини-лекции, семинары и практикумы по решению задач, предусмотрены консультации. Существенным является организация работы по обучению заполнения бланков итоговой аттестации, что, безусловно, будет способствовать снятию психологического напряжения учащихся перед процедурой экзамена. В связи с этим определены основные приоритеты методики изучения элективного курса:

  • обучение через опыт и сотрудничество;

  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов);

  • личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Формы и методы контроля: тестирование, самопроверка, взаимопроверка учащимися друг друга, собеседование, письменный и устный зачет, проверочные письменные работы, наблюдение.

Количество заданий в тестах по каждой теме не одинаково, они носят комплексный характер, и большая часть их призвана выявить уровень знаний и умений тестируемого.

Организация и проведение аттестации учащихся. Предусмотрено проведение промежуточных зачетов по окончанию каждого модуля, выполнение творческих заданий и итоговой зачетной работы. При прослушивании блоков лекционного материала и проведения семинара, закрепляющего знания учащихся, предусматривается индивидуальное или групповое домашнее задание, содержащее элементы исследовательской работы, задачи для самостоятельного решения. Защита решений и результатов исследований проводится на выделенном для этого занятии и оценивается по пятибалльной системе или системе «зачет-незачет», в зависимости от уровня подготовленности группы.

Методические рекомендации по реализации программы. Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников, различных вариантов, открытого банка заданий ГИА или составлены учителем. Для более эффективной работы учащихся целесообразно в качестве дидактических средств использовать медиаресурсы, организовывать самостоятельную работу учащихся с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе осуществлять консультационные процедуры через форум, чат, электронную почту.

Вариант конструирования учебного плана элективного курса. Курс построен по модульному принципу. Для наполнения учебного плана элективного курса на 34 часа выбрано четыре модуля.


Элективный курс на 34 часа

п\п

Название модуля

Количество часов

1

Модуль «Числа. Преобразования»

7

2

Модуль «Функции. Координаты и графики»

7

3

Модуль «Текстовые задачи»

11

4

Модуль «Планиметрия»

8

5

Итоговое занятие

1

Итого:

34



Содержание курса

  • Модуль «Числа. Преобразования»

Делимость натуральных чисел. Простые и составные числа, разложение натурального числа на простые множители. Признаки делимости. Теорема о делении с остатком. Взаимно простые числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Простые числа.

Выражения, включающие арифметические операции. Выражения, содержащие возведение в степень. Свойства степени. Выражения, содержащие корни натуральной степени. Квадратный корень из квадрата разности двух чисел. Модуль числа.

Сравнение действительных чисел.





  • Модуль «Функции. Координаты и графики»

Функции (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.), их свойства и графики. «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Построение графиков функций и зависимостей, содержащих знак модуля. Графики уравнений.



  • Модуль «Текстовые задачи»

Типы задач. Методы и способы решения задач. Основные способы моделирования задач. Составления плана решения задач. Равномерное движение. Задачи на движение по реке, суше, воздуху. Задачи на определение средней скорости движения. Задачи «на совместную работу». Основная формула процентов. Простые и сложные проценты. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины. Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Банковские операции. Задачи связанные с банковскими расчётами. Концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Количество вещества. Разноуровневые задачи на смеси, сплавы, растворы. Задачи на «оптимальное решение».



  • Модуль «Планиметрия»

Треугольники. Различные способы нахождения площади треугольника. Свойства площадей. Основные соотношения в прямоугольном треугольнике. Решение прямоугольных треугольников. Свойства площадей подобных треугольников. Четырехугольники. Связь квадратов диагоналей параллелограмма и квадратов его сторон. Различные формулы для нахождения площадей четырехугольников. Правильные многоугольники. Окружность. Углы в окружности. Теорема об отрезках пересекающихся хорд. Свойства касательных. Вписанная и описанная окружности. Длина окружности и дуги. Площадь круга, сегмента и сектора.

Тематическое планирование курса



  • № п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

В том числе

Формы занятий

Формы контроля

Лек-ции

Прак-тикум

1.

Модуль «Числа. Преобразования»

7

2

5



1.1.

Сравнение действительных чисел

3

1

2

Практикум,

консультация, работа с бланками

Наблюдение,

Тестирование, самопроверка, зачет

1.2.

Преобразования иррациональных выражений

4

1

3

Мини-лекция, практикум,

обсуждение

Наблюдение,

взаимопроверка учащимися друг друга



4.

Модуль «Функции. Координаты и графики»

7

3

7



4.1.

Элементарное исследование функции

4

2

2

Мини-лекция, практикум

Наблюдение,

проверочная работа

4.2.

Кусочно-заданные функции

3

1

2

Практикум, занятие-конструирование

Наблюдение,

Исследовательский проект



5.

Модуль «Текстовые задачи»

11

5

6



5.1.

Задачи «на движение»

2

1

1

Практикум, игра

Наблюдение, самопроверка

5.2.

Задачи «на совместную работу»

2

1

1

Практикум, игра

Наблюдение, самопроверка

5.3.

Процентные вычисления в жизненных ситуациях

2

1

1

Практикум, занятие-конструирование

Наблюдение, самопроверка

5.4.

Задачи, связанные с банковскими расчётами

2

1

1

Практикум, занятие-конструирование

Наблюдение, взаимопроверка

5.5.

Задачи на смеси, сплавы, растворы

2

1

1

Занятие-обсуждение, консультация, работа с бланками

Тестирование, зачет

5.6.

Задачи на «оптимальное решение»

1

-

1

Занятие-обсуждение, консультация, работа с бланками

Наблюдение,

Тестирование, самопроверка, зачет



7.

Модуль «Планиметрия»

8

3

4



7.1.

Многоугольники

4

2

2

Обзорная лекция, практикум

Наблюдение,

взаимопроверка

7.2.

Окружность

3

1

2

Практикум, занятие-конструирование

Наблюдение,

тестирование



Итоговое занятие

1

-

1

Практикум

Тестирование






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!