СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по биологии «Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в год, 1 час в неделю. В содержание включен материал о механизмах, позволяющих поддерживать постоянство состава внутренней среды на клеточном, тканевом и организменном уровнях, так как в школьном курсе биологии вопросы гомеостаза рассматриваются не глубоко, а о гомеостазе у растений не говорится вообще.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по биологии «Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения»»

Администрация Поспелихинского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №1»



«Рассмотрено»

Руководитель РМО

_________ Карпова И. А.

Протокол № ______

от «____»________2015 г.


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________ Кабакова И. А.

«____»__________2015 г.


«Утверждаю»

Директор школы

______ Пустовойтенко Н. А.

Приказ № _______

от «___»_________2015 г.





Рабочая программа элективного курса по биологии «Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения» для 11 класса (34ч.) на 2015-2016 учебный год



Программа составлена в соответствии с примерной программой элективных курсов автора И. П. Чередниченко




Составитель:

Карпова Ирина Анатольевна,

учитель биологии

высшей квалификационной

категории






с. Поспелиха

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в год, 1 час в неделю. В содержание включен материал о механизмах, позволяющих поддерживать постоянство состава внутренней среды на клеточном, тканевом и организменном уровнях, так как в школьном курсе биологии вопросы гомеостаза рассматриваются не глубоко, а о гомеостазе у растений не говорится вообще.


Цель курса: расширение, углубление и интеграция знаний о физиологии клеток, тканей, органов.


Задачи:

  • Сформировать у учащихся научное понимание роли внутренней среды (гомеостаза) в обмене веществ и формировании приспособленности организмов к факторам среды.

  • Научить комплексному интегрированному подходу к изучению механизмов гомеостаза.

Изучение данного курса способствует целенаправленной подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ по биологии и поступлению в высшие учебные заведения; поможет определить правильность предварительного профессионального выбора.


Планируемые результаты

Учащиеся должны:

  • знать и уметь характеризовать механизмы гомеостаза на клеточном, тканевом и организменном уровнях;

  • обосновывать роль органов и систем органов в поддержании постоянства состава внутренней среды;

  • уметь находить нужный материал, систематизировать дополнительную информацию;

  • владеть терминологией и знать основные понятия в области биохимии, физиологии клеток, тканей, организмов.




Основные формы и методы изучения курса:


Лекции, проектная деятельность, семинарские занятия, защита рефератов, лабораторные работы. Предусматриваются и индивидуальные формы работы: биологические диктанты, тесты.





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

тема

Все-го ча-сов

Тео-рия

Про-ект-ная дея-тель-ность

Прак-тика

Названия практических работ

1.

Введение


1

1




2.

Клеточные механизмы саморегуляции

6

5


1

Л/р №1 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»

3.

Физиологические механизмы регуляции

6

4

1

1

Л/р №2 «Определение частоты дыхания и пульса до и после физической нагрузки»


4.

Терморегуляция

7

5


2

Л/р №3 «Изучение адаптации растений к высоким и низким температурам»

Л/р №4 «Изучение адаптации животных к высоким и низким температурам»


5.

Роль печени в поддержании гомеостаза

3

3




6.

Экскреция и терморегуляция

6

5

1



7.

Роль почек в экскреции и терморегуляции

4

4




8.

Заключение

1




Семинар


Итого:

34

27

3

4






Календарно-тематический план


уро

ка

п/п

Название темы, уроков

Лабораторные, проектные работы, семинары

Дата


1.


1.

Введение (1ч.)

Введение



1 четвер

4.09





2.




3.




4.




5.



6.




7.





1.




2.




3.




4.



5.




6.

Т-1.

Клеточные механизмы саморегуляции (6ч.)


Транспорт веществ через мембраны по градиенту концентрации.


Л/р №1 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»


Транспорт веществ через мембраны против градиента концентрации.


АТФ. Активный и вторично-активный транспорт веществ.


Внутриклеточный метаболизм и механизмы его регуляции. Гипотеза Ф. Жакоба -Ж. Моно.


Межклеточная тканевая жидкость и ее состав.










Л/р №1 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»






11.09




18.09



25.09




2.10



9.10




16.10








8.


9.



10.




11.



12.



13.






1.


2.



3.




4.



5.



6.


Т-2.

Физиологические механизмы регуляции (6ч.)


Вегетативная нервная система.


Регуляция ритмов работы сердца и кровяного давления.


Л/р №2 «Определение частоты дыхания и пульса до и после физической нагрузки»


Механизмы защиты от инфекций. Барьерная роль кожи.


Клеточный и гуморальный иммунитет.


Представление проектов по теме: «Физиологические процессы регуляции»










Л/р №2 «Определение частоты дыхания и пульса до и после физической нагрузки»






Проектная деятельность






23.10


30.10


2 четв


13.11




20.11



27.11



4.12










14.



15.



16.




17.






18.




19.



20.




1.



2.



3.




4.






5.




6.



7.

Т-3.

Терморегуляция (7ч.)


Регуляция температуры тела у водных и наземных животных.


Эктотермные и эндотермные организмы.


Механизмы теплоотдачи. Тепловой баланс и роль гипоталамуса в его сохранении.


Поведенческие механизмы гомеостаза. Адаптация к экстремальным климатическим условиям. Защита проектных работ.


Л/р №3 «Изучение адаптации растений к высоким и низким температурам»


Адаптация животных к жизни при низких и высоких температурах.


Л/р №4 «Изучение адаптации животных к высоким и низким температурам»


















Л/р №3 «Изучение адаптации растений к высоким и низким температурам»



Л/р №4 «Изучение адаптации животных к высоким и низким температурам»






11.12



18.12



25.12



3 четв


15.01






22.01




29.01



5.02











21.


22.


23.





1.


2.


3.

Т-4.

Роль печени в поддержании гомеостаза (3ч.)


Строение и функции печени.


Углеводный и белковый обмен.


Жировой обмен в печени.









12.02


19.02


26.02







24.




25.


26.




27.



28.



29.





1.




2.


3.




4.



5.



6.



Т-5.

Экскреция и терморегуляция (6ч.)


Значение экскреция и осморегуляция для живых организмов.


Экскреция у растений и животных.


Механизмы экскреции. Ультрафильтрация, избирательная реасорбция, секреция.


Осморегуляция у растений и ее механизмы.


Влияние окружающей среды на экскрецию и осморегуляцию.


Представление проектных работ по теме: «Экскреция и осморегуляция у живых организмов»





















Проектная деятельность





5.03



12.03



19.03


4 четв


2.04



9.04



16.04









30.


31.



32.



33.





1.


2.



3.



4.

Т-6.

Роль почек в экскреции и терморегуляции (4ч.)


Строение и функции почек.


Основные принципы работы почек.


Образование первичной и вторичной мочи.


Гуморальная регуляция водного и солевого баланса.






23.04


30.04



7.05



14.05



34.



1.

Заключение (1ч.)


Семинар по теме: «Гомеостаз в живой природе и его значение»




Семинар



21.05


Литература


  1. Биология. 10-11 классы: элективные курсы/ авт.-сост. И. П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2007.

  2. Антонов В. Ф., Мембранный транспорт // Соросовский образовательный журнал, 1997, №6.- с. 14-20

  3. Биология /под ред. Проф. Ярыгина. М.: Медицина 2001.

  4. Болдырев А. А. /Введение в биохимию мембран. – М.: Высшая школа

  5. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. – Т.1-3. М.: Высшая школа, 2003.

  6. 5. Мамонтов С. Г. Биология для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа 2003.