СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по физике в 9 классе "Физика вокруг нас"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса по физике 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«элективный курс Физика вокруг нас»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

«ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»


Учитель: Копаницкая Татьяна Геннадьевна

Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования: «Физика» 7-9 класс (базовой уровень) и «Биология 8 класс»


Раздел : Пояснительная записка

элективного курса: «Физика вокруг нас»


Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа

  1. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39);

  2. Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

  3. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  4. Приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России 31.03.2014 № 253».

  5. Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

  6. Учебный план МБОУ Краснооктябрьская СОШ

  7. Положение о рабочей программе по предмету, курсу, дисциплине (модулю) в МБОУ Краснооктябрьская СОШ от 19.08.2014г. № 179


Общие цели образования с учетом специфики элективного курса


Изучение курса в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • знакомство учащихся с важнейшими методами применения физических знаний на практике;

  • формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся.

Достижение целей рабочей программы элективного курса обеспечивается решением следующих  задач:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации;

  • повышение информационной, коммуникативной, экологической культуры, опыта самостоятельной деятельности;

  • совершенствование умений и навыков в ходе выполнения программы курса (выполнение лабораторных работ, изучения, отбора и систематизации информации, подготовка реферата);

  • овладение учащимися знаниями о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов;

  • воспитания навыков сотрудничества в процессе совместной работы;

  • осознанный выбор профильного обучения.



Роль, значимость, преемственность, практическая направленность учебного предмета.



Элективный курс «Физика вокруг нас» является интегрированным. Курс предполагает знакомство с определённым аспектом базовой науки (физики) и направлением исследований, которые возникли на стыке биологии и физики. Интеграция учебной и вне учебной деятельности учащихся, решение личностно значимых для ученика прикладных задач способствуют расширению его кругозора, усилению интереса к науке физике. Включение в программу вопросов, связанных с физикой человека, позволит учащимся продвинуться по пути познания самих себя, лучше понять природу человека и его возможностей.

При изучении данного элективного курса акцент следует делать не столько на приобретение дополнительной суммы знаний по физике, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания. Поэтому ведущими формами занятий могут быть практические занятия, круглый стол, работа с научно-популярной литературой.

Курс построен с опорой на знания и умения, полученные учащимися при изучении физики, биологии и природоведения в 5 – 9-х классах. Домашнее задание предусмотрено в виде составления необходимых расчетов или подготовки докладов по заданной теме.

Результат введения курса:

формирование ключевых компетенций

В области учебных компетенций:

Уметь:

  • решать учебные и самообразовательные проблемы;

  • связывать воедино и использовать отдельные части знаний.

В области исследовательских компетенций:

Уметь:

  • получать и использовать информацию;

  • обращаться к различным источникам данных и их использование;

Знать:

  • способы поиска и систематизации информации в различных видах источника.

В области социально-личностных компетенций:

Уметь:

  • видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.

В области коммуникативных компетенций:

Уметь:

  • выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;

  • выступать на публике;

  • читать графики, диаграммы и таблицы данных;

  • сотрудничать и работать в команде.


Ценностные ориентиры содержания учебного курса


При изучение курса ведущую роль играют познавательные ценности, так как предмет физика входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:

  • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

  • в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;


  • в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:

  • уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

  • понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;


Обоснованность отклонения рабочей программы

Отклонений нет

Место предмета в учебном плане

Элективный курс «Физика вокруг нас» рассчитан на учеников 9-х классов. Продолжительность курса 9 часов, состоит из 8 тем, (из них практических работ – 5 часов) каждая тема имеет логическое завершение.

Ресурсы для реализации курса:

Для проведения элективного курса «Физика вокруг нас» необходимо наличие в образовательном учреждении:

  • лабораторное оборудование,

  • компьютерный класс с выходом в Интернет,

  • мультимедийная библиотека по физике,

  • наличие научной и учебной литературы.


Основное содержание рабочей программы курса «Физика вокруг нас».



  1. Тема: Введение. Цели и методы науки «Физика».(1час)

Теория: Физика-наука о природе. Физический эксперимент. Физические законы и границы их применение. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

Диагностика: Тест.

Практическая работа: «Измерение плотности неизвестной жидкости прямым и косвенным путём».

У.М.К. Энциклопедия «Физика», журнал «Физика в школе».


2.Тема: «Механические явления. Сила трения». Мои наблюдения. (1 час)

Теория: Сила. Сложение сил. Сила трения. Коэффициент силы трения.

Практическая работа : «Исследование и построение графика зависимости силы трения скольжения от материала соприкасающихся поверхностей»

У.М.К. Учебник 9 класса. Журнал «Физика в школе». Мир механики и техники.


3.Тема: «Тепловые явления» (1час)

Теория: Теплопередача и ее виды. Парообразование: испарение и кипение.

Викторина: Физика чайного стола.

У.М.К. Термометры, мензурка, вода, энциклопедия «Физика школьника»


4.Тема: Электрический ток (1час)

Теория: Источники постоянного тока. Работа и мощность электрического тока.

Практическая работа: «Определение мощностей электрических приборов и работы, совершаемой в них током и способы экономии электроэнергии в быту »

У.М.К. Справочник по физике. Паспорта электрических приборов.


5.Тема: «Физика на кухне». (1час)

Теория: Диффузия. Поверхностное натяжение Коэффициент поверхностного натяжения. Смачивание и несмачивание.

Практическая работа: « Применение поверхностного натяжения в быту».

У.М.К. Физические приборы. Перельман Я.И. «Занимательная физика».


6.Тема: Эргометрия. (1час)

Теория: Наука эргометрия: что она изучает? Пища-источник энергии человека. Соотношение между джоулем и калорией.

Практическая работа: «Расчет дневного рациона питания школьника».

У.М.К. Журнал: «Физика в школе», справочник школьника, электив 9,калькулятор.


7.Тема: «Магнит». (1 час).

Теория: Магнитное поле Земли, магнитные силы, магнитные линии, электромагниты.

Практика: Сообщение учащихся о влиянии магнитного поля на здоровье человека.

У. М. К. Электив 9 «Физика. Химия. Биология». Перельман Я.И. «Занимательная физика».


8. Тема: Сердце - неутомимый труженик. (1 час)

Теория: Работа сердца. Пульс. Частота. Кровяное давление. Ритмы работы сердца и их нарушения.

Практика: Освоение процедуры измерения пульса, измерения артериального давления.

УМК. Биология. Физика



9. Тема: Заключительное занятие. Подведение итогов.




Критерии оценки выполнения программы курса:

  • знание основных этапов постановки исследований и экспериментов, основных понятий и положений теории, законов, правил, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерений (проверяется тестированием);

  • умение подготовить лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты и делать выводы на основании полученных данных.

(проверяются отчеты о выполнении лабораторных работ);

  • умение отбирать, изучать и систематизировать информацию, полученную из научно-популярной литературы и других источников.

(оценивается информация при представлении сообщений)

Раздел: Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса (далее, оборудование).

УМК:


    1. Учебник. Физика 7-9 классы под редакцией Шахмаева.

    2. Биология 8 класс.


Методическая литература:


  1. Енохович А.С. Справочник по физике. М., Просвещение. 1996 г.

  2. Кабардин О.Ф. «Внеурочная работа по физике» М., Просвещение 1983 г.

  3. Перельман Я. «Занимательная физика» 1-2 часть. М., Наука 1993 г.

  4. Роль элективных курсов в профильном обучении. П.С.Лернер. Профильная школа №3 2004 5.Научно-методический журнал: «Физика в школе» 2010-2011 год.

  5. Физика «Справочник школьника». М. «Слово». А.С.Т. 1997 год.

  6. История открытий. Энциклопедия. М. «Росмэн». 2009 год.


ЦОР:

  1. Презентация: «Физика чайного стола»

  2. Презентация: «Поверхностное натяжение»

  3. Коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru



Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование


1

Мензурка

2

Деревянные бруски

3

Динамометр

4

Ареометр

5

Термометр

6

Стакан химический

7

Весы лабораторные

8

Прибор для измерения артериального давления


5


Просмотр содержимого документа
«ктп 9 кл.физика вокруг нас»





Календарно-тематический план по элективному курсу ( 9 класс)


Основное содержание:

Физика-наука о природе. Физический эксперимент. Физические законы и границы их применение. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. Сила. Сложение сил. Сила трения. Коэффициент силы трения.

Теплопередача и ее виды. Парообразование: испарение и кипение. Источники постоянного тока. Работа и мощность электрического тока.

Диффузия. Поверхностное натяжение Коэффициент поверхностного натяжения. Смачивание и несмачивание.

Наука эргометрия: что она изучает? Пища-источник энергии человека. Соотношение между джоулем и калорией. Работа сердца. Пульс. Частота. Кровяное давление. Ритмы работы сердца и их нарушения.

Магнитное поле Земли, магнитные силы, магнитные линии, электромагниты.

Требование к уровню подготовки обучающихся:

знать: основные этапы постановки исследований и экспериментов, основные понятия и положения теории, законов, правил, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единиц их измерений;

уметь: подготовить лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты и делать выводы на основании полученных данных; отбирать, изучать и систематизировать информацию, полученную из научно-популярной литературы и других источников.

Дата/№

п/п

Тема

Основные понятия

Виды учебной деятельности

Виды контроля

Практикум

оборудование

Д/З

1

Введение. «Измерение плотности неизвестной жидкости прямым и косвенным путём».

Плотность. Ареометр.

- знакомство с методами определения плотности веществ;

-определение плотности вещества прямым и косвенным способом;

- анализ результатов

Оформление работы, вывод

Практическая работа

Дидакт. материал. Мензурка, весы с разновесами, ареометр, жидкость.


2

Механические явления.

Сила трения. «Исследование и построение графика зависимости силы трения скольжения от материала соприкасающихся поверхностей»

Сила трения. Коэффициент трения

-повторение знаний о силе трения и ее характеристик;

-проведение опыта с использованием разных материалов;

- построение графика;

- анализ результатов

Оформление работы, вывод

Практическая работа

ПАК, презентация, брусок, динамометр, набор грузов


3

Тепловые явления. Викторина «Физика чайного стола»

Теплопередача. Кипение. Пар.. конденсация.

- ответы учащихся на вопросы викторины;

- подведение итогов

Опрос, практическая деятельность


ПАК, презентация


4

Электрический ток. «Определение мощностей электрических приборов и работы, совершаемой в них током и способы экономии электроэнергии в быту »

Мощность и работа тока.

- знакомство с определением мощностей электрических приборов и способах экономии электроэнергии в быту;


Оформление работы, вывод

Практическая работа

Карточки с заданием

Подготовить расчеты: экономия электрической энергии дома.

5

Физика на кухне.

« Применение поверхностного натяжения в быту».


Поверхностное натяжение

- знакомство с применением поверхностного натяжения в быту;

- проведение опытов, доказывающих существование поверхностного натяжения

подготовка сообщения учащимися

Практическая работа

Стакан с водой, мензурка, мыльный раствор, легкие палочки, скрепки.


6

Эгрометрия.

«Расчет дневного рациона питания школьника».


Рацион питания. Затрата энергии. Килокалории.

- просмотр презентации о рациональном питании;

-составление дневного рациона учащихся с учетов возраста;

-работа в группах;

- подведение итогов(обсуждение рациона, составленного учащимся )


Практическая работа

Карточки с заданием, справочный материал

Подготовить доклад «влияние магнитного поля на здоровье человека.»

7

Магнит

Магнитное поле.

- заслушивание сообщений учащихся;

- обсуждение

Сообщение, тест




8

Работа сердца. «Освоение процедуры измерения пульса, измерения артериального давления»

Артериальное давление. сердечный пульс

- знакомство с нормами артериального давления;

-знакомство с приборами для измерение артериального давления;

- измерение артериального давления учащимся

Сообщение,

Практическая работа

ПАК, датчик частоты пульса, прибор для измерения артериального давления


9

Заключительное занятие

Подведение итогов


- обсуждение







Просмотр содержимого документа
«метод. реком. к курсу»

Методические рекомендации к проведению занятий по курсу

«Физика вокруг нас»

Курс «Физика вокруг нас» охватывает темы различных разделов физики и биологии. На первом занятии учащиеся знакомятся с темой курса, проходят входное тестирование, позволяющее выявить начальный уровень знаний, а также обозначить круг интересов, делятся на группы. Форма организации деятельности: проблемная беседа, практические работы, индивидуальные задания.

На этапе работы над темой учащиеся проводят сбор информации, измерения, фиксируют результаты измерений, которые будут в дальнейшем использоваться при подготовке отчета о проделанной работе. Информация обрабатывается и представляется форме сводной таблицы, графика, презентации, доклада.

При изучении темы «Цели и методы науки «Физика» необходимо вспомнить из курса физики: Что изучает физика. Методы изучения природы. Научными методами изучения физики, как науки являются: наблюдение, эксперимент и теоретическое осмысление.

Теоретический материал подкрепляется исследовательской работой: «Измерение плотности неизвестной жидкости прямым и косвенным путём». Исследовательская работа выполняется в группах. Каждая группа получает неизвестную жидкость. Результат – название жидкости.

При изучении темы «Тепловые явления» Проводится викторина «За чайным столом»

Собирается информация из истории чаепития, о тепловых процессах, происходящих за чайным столом.

В теме «Электрический ток» выполняется исследовательская работа: «Определение мощностей электрических приборов и работы, совершаемой в них током и способы экономии электроэнергии в быту ». Для этого необходимо ребятам использовать паспорта бытовых приборов и представить рекомендации об экономии энергии у себя дома.

В теме: «Эргометрия» учащиеся готовят информацию о значении пищи в жизни человека, о правильном питании. Практическое исследование, проводимое ребятами: «Расчет дневного рациона питания школьника».

В теме « Физика на кухне» ребята знакомятся с таким явлением как поверхностное натяжение. Ребята собирают информацию по данному вопросу, знакомят учащихся с ней.

В теме: «Сердце - неутомимый труженик» проводят сбор информации о значении сердца, его ритме работы и нарушениях, кровяном давлении. Знакомят с физическими основами клинического измерения давления, с рекомендациями о сохранении здоровой работы сердца. На практической работе учатся измерять пульс и артериальное давление. Проводят измерение у всех желающих.

В теме «Магнит» готовится сообщение о влиянии магнитного поля на здоровье человека. Составляются рекомендации о снижении влияния магнитного поля на здоровье людей.

Заключительное занятие курса проходит в форме дискуссии. Выступления учащихся с сообщениями о результатах познавательной и исследовательской деятельности.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!