СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа элективного курса
по математике «Практикум по решению задач»
в 11 классе
учителя Степановой Ирины Вадимовны
Москва 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа элективного курса своим содержанием может привлечь внимание учащихся 11 классов. В 11-ом классе, дети начинают чувствовать тревожность перед экзаменами, пытаются как-то готовиться к ним, но самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный в 7-11 классах, не каждому выпускнику под силу. На занятиях этого курса есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным темам. Ученик более осознанно подходит к материалу, который изучался в 7-11 классах, т.к. у него уже более большой опыт и богаче багаж знаний. Учитель помогает выявить слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала, готовит правильно оформлять экзаменационную работу.
Данный элективный курс является предметно ориентированным и содержит материал, необходимый для организации и проведения повторения курса математики в формате ЕГЭ. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике. Планомерное повторение и систематизация учебного материала позволит не только существенно повысить результаты учащихся на экзамене, но и качественно улучшить общий математический уровень знаний.
При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые нехарактерны для традиционных учебных курсов.
Содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса математики, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения математических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления. Поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ по математике, а также при выборе ими будущей профессии, связанной с математикой.
Данный курс является базовым. Курс рассчитан на 35 час в год, т.е.1 час в неделю.
Цели курса:
ликвидировать пробелы в знаниях, обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики;
познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики
сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач.
Задачи курса:
развить интерес и положительную мотивацию изучения математики;
расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения математических задач;
формирование навыка работы с дополнительной литературой, использования различных Интернет-ресурсов;
развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
развитие способности к самоконтролю и концентрации, умения правильно распорядиться отведенным временем.
Структура курса представляет собой 9 логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Для работы с учащимися применимы такие формы работы, как: лекция учителя, беседа, практикум, консультация, работа с компьютером. Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционные занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Помимо этих традиционных форм рекомендуется использовать также дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя.
Теоретический материал дается в виде лекции, основное внимание уделяется отработке практических навыков. В каждой лекции разбираются задачи разного уровня сложности. От простых, повторяющих школьную программу задач (таких немного), до сложных задач, решение которых обеспечивает хорошую и отличную оценку на экзаменах. Геометрический материал (используемые свойства фигур, тел и формулы) кратко повторяется на лекции в ходе решения базовых задач по готовым чертежам. Особое внимание следует уделить умениям учащихся правильно выполнять чертёж согласно условию задачи, а также «узнать» на пространственном чертеже плоские фигуры с тем, чтобы свести решение задачи к пошаговому применению свойств плоских фигур.
Особое значение отводится самостоятельной работе учащихся, при которой учитель на разных этапах изучения темы выступает в разных ролях, чётко контролируя и направляя работу учащихся. Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения. При решении ряда задач необходимо рассмотреть несколько случаев. Одной группе учащихся полезно дать возможность самим открыть эти случаи. В другой - учитель может сузить требования и рассмотреть один из случаев.
Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.
Таким образом, программа применима для различных групп школьников.
Формы и методы контроля: тестирование по каждой теме. Для текущего контроля на занятиях учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Количество заданий в тестах по каждой теме не одинаково, они носят комплексный характер, и большая часть их призвана выявить уровень развития математического мышления тестируемого. Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников, различных вариантов ЕГЭ или составлены самим учителем.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.
Рассматриваемый материал курса разбит на блоки, в которых приводятся задания и упражнения для закрепления, более полного усвоения материала и для самоконтроля. В начале каждой темы блока приводятся краткие теоретические сведения, затем на типовых задачах разбираются различные методы решения задач, уравнений, систем уравнений и неравенств. В конце блока предлагаются задания на отработку приведённых способов решения. Для проверки усвоения материала проводятся тесты с задачами различной трудности.
Тема занятия
| Всего часов
| Форма контроля | |||||
лекция | практика | контроль | |||||
1 блок Преобразование алгебраических выражений. | 3 | 0,5 | 2,5 | тест | |||
Модуль предназначен для подготовки к ЕГЭ по математике и ориентирован на изучение задач уровня сложности В7. Тема «Преобразование алгебраических выражений» достаточно широка и важна при изучения математики. Это основа основ решения уравнений и неравенств, текстовых и геометрических задач. Не зная этой темы, невозможно понять последующие. В нашем курсе математики это самая первая и важная тема. Ключевые понятия и вопросы, освещенные в модуле:
| |||||||
2 блок Тригонометрия | 3 | 0,5 | 2,5 | тест | |||
Модуль предназначен для подготовки к ЕГЭ по математике и ориентирован на изучение задач уровня сложности В13, В7, С1, С3.Тема "Тригонометрия" по праву считается одной из самых сложных и важных тем школьного курса математики. Она включает в себя почти все, что связано с понятиями угла, периодической функции. В естественных и экономических науках эта тема всплывает всегда, когда речь идет о каком-либо периодическом процессе, будь то волна на поверхности моря или периодическое изменение экономических факторов. Ключевые понятие и вопросы, рассмотренные в модуле:
| |||||||
3 блок Решение текстовых задач | 5 | 1 | 4 | тест | |||
Тема "Текстовые задачи" самая интересная тема школьного курса математики. Практическая польза от знания ее очевидна. Задачи, рассматриваемые здесь встречаются в нашей повседневной жизни на каждом шагу. Решая текстовые задачи, вы учитесь создавать математические модели реальных процессов и явлений. Это пригодится не только при изучении ВУЗовской программы, но и в повседневных делах и проблемах. Ключевые понятие и вопросы, рассмотренные в модуле:
| |||||||
4 блок Функции и графики. Производная и ее применение. Первообразная. | 2 | 0,5 | 1,5 | тест | |||
Модуль предназначен для подготовки к ЕГЭ по математике и ориентирован на изучение задач уровня сложности В2, В8. Тема "Функции и графики. Производная и ее применение. Первообразная." одна из самых наглядных и интересных тем в школьном курсе математики. Изучение этой темы формирует правильное понимание многих математических моделей. Практически любой процесс в природе, жизни, экономике можно описать графиком. Знание этой темы также важно при решении неравенств, некоторых уравнений, некоторых текстовых задач и при решении задач по аналитической геометрии. Ключевые понятия и вопросы, освещенные в модуле:
| |||||||
5 блок Геометрия. Планиметрия | 9 | 1 | 8 | тест | |||
Тема "Планиметрия" одна из самых больших и сложных тем школьного курса математики. Ее изучают в отдельном курсе геометрии в течение 3-4 лет. Хорошо развитое геометрическое мышление – это не только важный навык в жизни, но и база к дальнейшему обучению стереометрии. Без умения работать в плоскости, нельзя научиться работать в пространстве. Модуль предназначен для подготовки к ЕГЭ по математике и ориентирован на изучение задач уровня сложности В4, В6, С2. Ключевые понятие и вопросы, рассмотренные в модуле:
| |||||||
6 блок Уравнения и системы уравнений | 3 | 0,5 | 2,5 | тест | |||
Модуль предназначен для подготовки к ЕГЭ по математике и ориентирован на изучение задач уровня сложности В3, С1. Тема "Уравнения и системы уравнений" - одна из ключевых тем школьного курса математики. На ней основаны темы решения неравенств и текстовых задач, аналитическое решение геометрических задач. Если говорить о практическом применении, то можно сказать, что ни одна экономическая модель не обходится без этой темы. Практически все естественные науки тем или иным образом затрагивают тему решения уравнений и систем уравнений. Знание этой темы может пригодиться вам и в ваших повседневных делах, например при подсчете расхода электроэнергии или воды. Ключевые понятие и вопросы, рассмотренные в модуле:
| |||||||
7 блок Элементы статистики и теории вероятностей | 2 | 0,5 | 1,5 | тест | |||
Модуль предназначен для подготовки к ЕГЭ по математике и ориентирован на изучение задач уровня сложности В11. Ключевые понятие и вопросы, рассмотренные в модуле:
| |||||||
8 блок Геометрия. Стереометрия | 4 | 1 | 3 | тест | |||
Модуль предназначен для подготовки к ЕГЭ по математике и ориентирован на изучение задач уровня сложности B9, С4. Тема "Элементы стереометрии" сама большая и сложная тема школьного курса математики. Ее изучают в отдельном курсе геометрии на протяжении 2 лет. Здесь закладываются основы геометрических представлений о мире, в котором мы с вами живем. Без знания элементарной геометрии сложно починить стул или найти нужную вещь в шкафу, не говоря уже о конструировании космических кораблей и строительстве городов и дорог. Ключевые понятие и вопросы, рассмотренные в модуле:
| |||||||
9 блок Неравенства | 4 | 0,5 | 3,5 | тест | |||
Модуль предназначен для подготовки к ЕГЭ по математике и ориентирован на изучение задач уровня сложности С3. Тема "Неравенства" тесно переплетена с темой "Уравнения и системы уравнений". Здесь необходимо уметь оперировать такими понятиями как числовая ось, больше-меньше, графическое представление функции. Пройдя эту тему, учащиеся научатся оценивать и сравнивать выражения, уравнения и функции. Изучение этой темы важно для понимания темы "Текстовые задачи" и решения некоторых геометрических задач. Ключевые понятие и вопросы, рассмотренные в модуле:
|
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
освоить основные приемы решения задач;
овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
решать задания, по типу приближенных к заданиям ЕГЭ;
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
иметь опыт (в терминах компетентностей):
работы в группе, как на занятиях, так и вне,
работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
универсальный характер законов логики математических рассуждений; их применимость в различных областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
сравнивать значения числовых выражений;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
решать рациональные, иррациональные, показательные, тригонометрические и логарифмические уравнения и неравенства, их системы,
решать уравнения, системы уравнений, используя свойства функций и их графиков, использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
вычислять производные и первообразные элементарных функций;
исследовать функции на монотонность и экстремумы, находить наибольшее и наименьшее значения функции;
моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры;
моделировать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин;
моделировать реальные ситуации на языке теории вероятностей и статистики, вычислять в простейших случаях вероятности событий;
решать планиметрические и стереометрические задачи на нахождение геометрических величин, использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать логически некорректные рассуждения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Семенов А.В. и др. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2013. Математика. Учебное пособие. / А. В. Семенов, Л. С. Трепалин, И. П. Ященко, П. И. Захаров; под ред. И. В. Ященко; Московский Центр непрерывного математического образования. - М.: Интеллект-Центр, 2013. — 80 с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B1. Рабочая тетрадь. Шноль Д.Э. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд., испр. - М.: 2013. - 40с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B2. Рабочая тетрадь. Посицельская М.А., Посицельский С.Е. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд., стер. - М.: 2013. - 56с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B3. Рабочая тетрадь. Смирнов В.А. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд., доп. - М.: 2013. - 48с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B4. Рабочая тетрадь. Высоцкий И.Р. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд., доп. - М.: 2013. - 96с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B5. Рабочая тетрадь. Шестаков С.А. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд., стер. - М.: 2013. - 48с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B6. Рабочая тетрадь. Смирнов В.А. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд, стер. - М.: 2013 - 60 с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B7. Рабочая тетрадь. Шестаков С.А. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд, стер. - М.: 2013 - 48 с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B8. Рабочая тетрадь. Ященко И.В., Захаров П.И. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд, доп. - М.: 2013 - 96 с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B9. Рабочая тетрадь. Смирнов В.А. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) М.: 2013 - 68с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B10. Рабочая тетрадь. Высоцкий И.Р., Ященко И.В. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 2-е изд., доп. - М.: 2013 - 60с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B11. Рабочая тетрадь. Смирнов В.А. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд., стер. - М.: 2013 - 56с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B12. Рабочая тетрадь. Гущин Д.Д., Малышев А.В. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд., стер. - М.: 2013 - 80с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B13. Рабочая тетрадь. Шестаков С.А., Гущин Д.Д. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд., стер. - М.: 2013 - 64с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B14. Рабочая тетрадь. Шестаков С.А. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2013 - 112с.
Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2013. Математика. Задача С1/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2014. – 120с
Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2013. Математика. Задача С2/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2014. – 120с
Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2013. Математика. Задача С3/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013. – 120с
ЕГЭ 2013. Математика. Типовые тестовые задания/ И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И. Захаров, В.С. Панферов, С.Е. Посицельский, А.В. Семёнов, А.Л. Семёнов, М.А. Семёнова, И.Н. Сергеев, В.А. Смирнов, С.А. Шестаков, Д.Э.Шноль, И.В. Ященко; под ред. А.Л. Семёнова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2021. – 55, с.
ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В/ А.Л. Семёнов, И.В. Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2011
ЕГЭ 2013. Математика. 30 вариантов типовых тестовых заданий и 800 заданий части 2(С). Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. - М.: 2013 - 216 стр.
1. Министерство образование РФ: http//www.ed.ru/ http//www.edu.ru
2. Тестирование online: 5-11 классы: http//www.kokch.kts.ru/cdo
3. Досье школьного учителя математики: http//www.mathvaz.ru
4. Новые технологии в образование: http//www.edu.ru 5. Мега энциклопедия Кирилла и Мефодия: http//www.mega.km.ru
6. Сайты «Энциклопедий»: http//www.rubricon.ruhttp//www.encyclopedia.ru
7. Сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http//www.bztest.ru
Календарно-тематическое планирование
элективного курса
по математике «Практикум по решению задач»
Класс 11
Учитель :Степанова И.В.
Количество часов: 1
В неделю: 35
Москва 2014 г.
№ п/п | Тема занятия
| Всего часов | | | Форма контроля | ||
лекция | Дата проведения | практика | Дата проведения | контроль | |||
| 1 блок Преобразование алгебраических выражений. | 3 | 0,5 | | 2,5 | | |
| Теоретические сведения.
Разбор методов решения типовых задач. | | 0,5 | | | | |
| Вычисление значений числовых выражений. Вычисление значений буквенных выражений. | | | | 1,5 | | тест |
| Преобразование логарифмических выражений. | | | | 1 | | |
| 2 блок Тригонометрия | 3 | 0,5 | | 2,5 | | |
| Основы тригонометрии. Тригонометрические функции. | | 0,5 | | 0,5 | | |
| Преобразование и вычисление тригонометрических выражений с помощью формул. | | | | 1 | | |
| Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений. И неравенств.
| | | | 1 | | Тест |
| 3 блок Решение текстовых задач | 5 | 1 | | 4 | | |
| Общие подходы к решению текстовых задач Задачи на движение. | | 0,5 | | 0,5 | | |
| Задачи на работу. | | | | 1 | | |
| Задачи на проценты. Задачи на сложные проценты. | | | | 1 | | |
| Задачи на десятичную форму записи числа. Задачи на концентрацию, смеси и сплавы. | | | | 1 | | |
| Практико-ориентированные задачи | | | | 1 | | Тест |
| 4 блок Функции и графики. Производная и ее применение. Первообразная. | 2 | 0,5 | | 1,5 | | |
| Понятие функции. График функции. Преобразования графиков функций Графики элементарных функций. Свойства функций. Точки экстремума (локального максимума и минимума) функции. Понятие о производной функции. Вычисление производных. | | 0,5 | | 0,5 | | |
| Применение производной. Первообразная. | | | | 1 | | тест |
| 5 блок Геометрия. Планиметрия | 9 | 1 | | 8 | | |
| Треугольник. | | 0,5 | | 0,5 | | |
| Нахождение элементов прямоугольных треугольников, равнобедренных треугольников. Нахождение углов. | | 0,5 | | 0,5 | | |
| Нахождение элементов прямоугольных треугольников, равнобедренных треугольников. Нахождение углов. | | | | 1 | | |
| Параллелограмм, прямоугольник. Ромб, квадрат. | | | | 1 | | |
| Трапеция. | | |
| 1 | | |
| Окружность. Вписанные окружности. Описанные окружности. | | |
| 1 | | |
| Многоугольник. | | |
| 1 | | |
| Декартовы координаты на плоскости. | | |
| 1 | | |
| Решение задач.
| | |
| 1 | | тест |
| 6 блок Уравнения и системы уравнений | 3 | 0,5 | | 2,5 | | |
| Уравнения и равносильные переходы. Квадратный трехчлен и квадратные уравнения. Уравнения, сводящиеся к квадратным. Другие рациональные уравнения. | | 1 |
|
| | |
| Иррациональные уравнения Показательные уравнения Логарифмические уравнения | | |
| 1
| | |
| Уравнения, содержащие знак модуля Решение уравнений различных видов. Системы уравнений | | | | 1 | | Тест |
| 7 блок Элементы статистики и теории вероятностей | 2 | 0,5 | | 1,5 | | |
| Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Работа с графиками. Работа со схемами и таблицами | | 0,5 | | 0,5 | | |
| Примеры использования вероятности и статистики при решении задач. | | | | 1 | | тест |
| 8 блок Геометрия. Стереометрия | 4 | 1 | | 3 | | |
| Прямые и плоскости в пространстве. Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Перпендикулярность и параллельность прямых и плоскостей. Теорема о трех перпендикулярах. | | 0,5 | | 0,5 |
|
|
| Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, куб. | | | | 1 | | |
| Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, шар и сфера. | | | | 1 | | |
| Декартовы координаты на плоскости и в пространстве. Понятие вектора. Площади и объемы пространственных и плоских фигур.
| | 0,5 | | 0,5 | | |
| 9 блок Неравенства | 4 | 0,5 | | 3,5 | | |
| Рациональные неравенства. Задачи на неравенства с нестандартным условием. | | 0,5 | | 0,5
| | |
| Методы решения показательных, логарифмических и иррациональных неравенств. | | |
| 1 |
| тест |
| Использование свойств и графиков функций при решении неравенств. | | |
| 1 |
|
|
| Итоговый урок. Обобщение знаний | | |
| 1 | | тест |
СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАДЕТСКИЙКОРПУС СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»
809462 г.Москва улица Маршала Чуйкова дом 26 корпус 1 тел./факс:(495) 734-79-60; email:[email protected]
«Утверждаю» Заместитель директора по УР ________ / В.И.Ковригина/
«___» ________2014г. | «Согласовано» Начальник УМО ________ / Е.Н.Скворцова/ «____» _________ 2014г. | «Рассмотрено» Руководитель МО ________ / / Протокол № от «____» _________2014г. |
Рабочая программа элективного курса
по математике «Практикум по решению задач»
в 10 классе
учителя Степановой Ирины Вадимовны
Москва 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа элективного курса своим содержанием может привлечь внимание учащихся 10 классов. На занятиях этого курса есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным темам. Ученик более осознанно подходит к материалу, который изучался в 7-9 классах, т.к. у него уже более большой опыт и богаче багаж знаний. Учитель помогает выявить слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала, готовит правильно оформлять экзаменационную работу.
Данный элективный курс является предметно ориентированным и содержит материал, необходимый для организации и проведения повторения курса математики в формате ЕГЭ. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике. Планомерное повторение и систематизация учебного материала позволит не только существенно повысить результаты учащихся на экзамене, но и качественно улучшить общий математический уровень знаний.
При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые нехарактерны для традиционных учебных курсов.
Содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса математики, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения математических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления. Поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ по математике, а также при выборе ими будущей профессии, связанной с математикой.
Данный курс является базовым. Курс рассчитан на 17,5 час в год, т.е.1 час в 2 недели.
Цели курса:
ликвидировать пробелы в знаниях, обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики;
познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики
сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач.
Задачи курса:
развить интерес и положительную мотивацию изучения математики;
расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения математических задач;
формирование навыка работы с дополнительной литературой, использования различных Интернет-ресурсов;
развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
развитие способности к самоконтролю и концентрации, умения правильно распорядиться отведенным временем.
Структура курса представляет собой 9 логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Для работы с учащимися применимы такие формы работы, как: лекция учителя, беседа, практикум, консультация, работа с компьютером. Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционные занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Помимо этих традиционных форм рекомендуется использовать также дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя.
Теоретический материал дается в виде лекции, основное внимание уделяется отработке практических навыков. В каждой лекции разбираются задачи разного уровня сложности. От простых, повторяющих школьную программу задач (таких немного), до сложных задач, решение которых обеспечивает хорошую и отличную оценку на экзаменах. Геометрический материал (используемые свойства фигур, тел и формулы) кратко повторяется на лекции в ходе решения базовых задач по готовым чертежам. Особое внимание следует уделить умениям учащихся правильно выполнять чертёж согласно условию задачи, а также «узнать» на пространственном чертеже плоские фигуры с тем, чтобы свести решение задачи к пошаговому применению свойств плоских фигур.
Особое значение отводится самостоятельной работе учащихся, при которой учитель на разных этапах изучения темы выступает в разных ролях, чётко контролируя и направляя работу учащихся. Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения. При решении ряда задач необходимо рассмотреть несколько случаев. Одной группе учащихся полезно дать возможность самим открыть эти случаи. В другой - учитель может сузить требования и рассмотреть один из случаев.
Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.
Таким образом, программа применима для различных групп школьников.
Формы и методы контроля: тестирование по каждой теме. Для текущего контроля на занятиях учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Количество заданий в тестах по каждой теме не одинаково, они носят комплексный характер, и большая часть их призвана выявить уровень развития математического мышления тестируемого. Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников, различных вариантов ЕГЭ или составлены самим учителем.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.
Рассматриваемый материал курса разбит на блоки, в которых приводятся задания и упражнения для закрепления, более полного усвоения материала и для самоконтроля. В начале каждой темы блока приводятся краткие теоретические сведения, затем на типовых задачах разбираются различные методы решения задач, уравнений, систем уравнений и неравенств. В конце блока предлагаются задания на отработку приведённых способов решения. Для проверки усвоения материала проводятся тесты с задачами различной трудности.
Тема занятия
| Всего часов
| Форма контроля | ||
лекция | практика | контроль | ||
1 блок Преобразование алгебраических выражений. | 3 | 0,5 | 2,5 | тест |
Модуль предназначен для подготовки к ЕГЭ по математике и ориентирован на изучение задач уровня сложности В7. Тема «Преобразование алгебраических выражений» достаточно широка и важна при изучения математики. Это основа основ решения уравнений и неравенств, текстовых и геометрических задач. Не зная этой темы, невозможно понять последующие. В нашем курсе математики это самая первая и важная тема. Ключевые понятия и вопросы, освещенные в модуле:
| ||||
2 блок Решение текстовых задач | 5 | 1 | 4 | тест |
Тема "Текстовые задачи" самая интересная тема школьного курса математики. Практическая польза от знания ее очевидна. Задачи, рассматриваемые здесь встречаются в нашей повседневной жизни на каждом шагу. Решая текстовые задачи, вы учитесь создавать математические модели реальных процессов и явлений. Это пригодится не только при изучении ВУЗовской программы, но и в повседневных делах и проблемах. Ключевые понятие и вопросы, рассмотренные в модуле:
| ||||
3 блок Геометрия. Планиметрия | 9 | 1 | 8 | тест |
Тема "Планиметрия" одна из самых больших и сложных тем школьного курса математики. Ее изучают в отдельном курсе геометрии в течение 3-4 лет. Хорошо развитое геометрическое мышление – это не только важный навык в жизни, но и база к дальнейшему обучению стереометрии. Без умения работать в плоскости, нельзя научиться работать в пространстве. Модуль предназначен для подготовки к ЕГЭ по математике и ориентирован на изучение задач уровня сложности В4, В6, С2. Ключевые понятие и вопросы, рассмотренные в модуле:
| ||||
4 блок Уравнения и системы уравнений | 3 | 0,5 | 2,5 | тест |
Модуль предназначен для подготовки к ЕГЭ по математике и ориентирован на изучение задач уровня сложности В3, С1. Тема "Уравнения и системы уравнений" - одна из ключевых тем школьного курса математики. На ней основаны темы решения неравенств и текстовых задач, аналитическое решение геометрических задач. Если говорить о практическом применении, то можно сказать, что ни одна экономическая модель не обходится без этой темы. Практически все естественные науки тем или иным образом затрагивают тему решения уравнений и систем уравнений. Знание этой темы может пригодиться вам и в ваших повседневных делах, например при подсчете расхода электроэнергии или воды. Ключевые понятие и вопросы, рассмотренные в модуле:
| ||||
5 блок Элементы статистики и теории вероятностей | 2 | 0,5 | 1,5 | тест |
Модуль предназначен для подготовки к ЕГЭ по математике и ориентирован на изучение задач уровня сложности В11. Ключевые понятие и вопросы, рассмотренные в модуле:
| ||||
6 блок Геометрия. Стереометрия | 4 | 1 | 3 | тест |
Модуль предназначен для подготовки к ЕГЭ по математике и ориентирован на изучение задач уровня сложности B9, С4. Тема "Элементы стереометрии" сама большая и сложная тема школьного курса математики. Ее изучают в отдельном курсе геометрии на протяжении 2 лет. Здесь закладываются основы геометрических представлений о мире, в котором мы с вами живем. Без знания элементарной геометрии сложно починить стул или найти нужную вещь в шкафу, не говоря уже о конструировании космических кораблей и строительстве городов и дорог. Ключевые понятие и вопросы, рассмотренные в модуле:
| ||||
7 блок Неравенства | 4 | 0,5 | 3,5 | тест |
Модуль предназначен для подготовки к ЕГЭ по математике и ориентирован на изучение задач уровня сложности С3. Тема "Неравенства" тесно переплетена с темой "Уравнения и системы уравнений". Здесь необходимо уметь оперировать такими понятиями как числовая ось, больше-меньше, графическое представление функции. Пройдя эту тему, учащиеся научатся оценивать и сравнивать выражения, уравнения и функции. Изучение этой темы важно для понимания темы "Текстовые задачи" и решения некоторых геометрических задач. Ключевые понятие и вопросы, рассмотренные в модуле:
|
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
освоить основные приемы решения задач;
овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
решать задания, по типу приближенных к заданиям ЕГЭ;
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
иметь опыт (в терминах компетентностей):
работы в группе, как на занятиях, так и вне,
работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
универсальный характер законов логики математических рассуждений; их применимость в различных областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
сравнивать значения числовых выражений;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
решать рациональные, иррациональные, показательные, тригонометрические и логарифмические уравнения и неравенства, их системы,
решать уравнения, системы уравнений, используя свойства функций и их графиков, использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
вычислять производные и первообразные элементарных функций;
исследовать функции на монотонность и экстремумы, находить наибольшее и наименьшее значения функции;
моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры;
моделировать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин;
моделировать реальные ситуации на языке теории вероятностей и статистики, вычислять в простейших случаях вероятности событий;
решать планиметрические и стереометрические задачи на нахождение геометрических величин, использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать логически некорректные рассуждения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Семенов А.В. и др. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2013. Математика. Учебное пособие. / А. В. Семенов, Л. С. Трепалин, И. П. Ященко, П. И. Захаров; под ред. И. В. Ященко; Московский Центр непрерывного математического образования. - М.: Интеллект-Центр, 2013. — 80 с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B1. Рабочая тетрадь. Шноль Д.Э. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд., испр. - М.: 2013. - 40с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B2. Рабочая тетрадь. Посицельская М.А., Посицельский С.Е. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд., стер. - М.: 2013. - 56с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B3. Рабочая тетрадь. Смирнов В.А. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд., доп. - М.: 2013. - 48с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B4. Рабочая тетрадь. Высоцкий И.Р. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд., доп. - М.: 2013. - 96с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B5. Рабочая тетрадь. Шестаков С.А. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд., стер. - М.: 2013. - 48с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B6. Рабочая тетрадь. Смирнов В.А. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд, стер. - М.: 2013 - 60 с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B7. Рабочая тетрадь. Шестаков С.А. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд, стер. - М.: 2013 - 48 с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B8. Рабочая тетрадь. Ященко И.В., Захаров П.И. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд, доп. - М.: 2013 - 96 с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B9. Рабочая тетрадь. Смирнов В.А. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) М.: 2013 - 68с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B10. Рабочая тетрадь. Высоцкий И.Р., Ященко И.В. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 2-е изд., доп. - М.: 2013 - 60с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B11. Рабочая тетрадь. Смирнов В.А. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд., стер. - М.: 2013 - 56с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B12. Рабочая тетрадь. Гущин Д.Д., Малышев А.В. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд., стер. - М.: 2013 - 80с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B13. Рабочая тетрадь. Шестаков С.А., Гущин Д.Д. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд., стер. - М.: 2013 - 64с.
ЕГЭ 2013. Математика. Задача B14. Рабочая тетрадь. Шестаков С.А. (под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.) 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2013 - 112с.
Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2013. Математика. Задача С1/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2014. – 120с
Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2013. Математика. Задача С2/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2014. – 120с
Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2013. Математика. Задача С3/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013. – 120с
ЕГЭ 2013. Математика. Типовые тестовые задания/ И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И. Захаров, В.С. Панферов, С.Е. Посицельский, А.В. Семёнов, А.Л. Семёнов, М.А. Семёнова, И.Н. Сергеев, В.А. Смирнов, С.А. Шестаков, Д.Э.Шноль, И.В. Ященко; под ред. А.Л. Семёнова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2021. – 55, с.
ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В/ А.Л. Семёнов, И.В. Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2011
ЕГЭ 2013. Математика. 30 вариантов типовых тестовых заданий и 800 заданий части 2(С). Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. - М.: 2013 - 216 стр.
1. Министерство образование РФ: http//www.ed.ru/ http//www.edu.ru
2. Тестирование online: 5-11 классы: http//www.kokch.kts.ru/cdo
3. Досье школьного учителя математики: http//www.mathvaz.ru
4. Новые технологии в образование: http//www.edu.secna.ru
5. Мега энциклопедия Кирилла и Мефодия: http//www.mega.km.ru
6. Сайты «Энциклопедий»: http//www.rubricon.ruhttp//www.encyclopedia.ru
7. Сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http//www.bztest.ru
Календарно-тематическое планирование
элективного курса
по математике «Практикум по решению задач»
Класс 10
Учитель :Степанова И.В.
Количество часов: 17,5
1 час в две недели
Москва 2014 г.
№ п/п | Тема занятия
| Всего часов | | | Форма контроля | ||
лекция | Дата проведения | практика | Дата проведения | контроль | |||
| 1 блок Преобразование алгебраических выражений. | 1,5 | 0,5 | | 1 | | |
| Теоретические сведения.
Разбор методов решения типовых задач. | | 0, 5 | | 0,5 | | |
| Вычисление значений числовых выражений. Вычисление значений буквенных выражений. | | | | 0,5 | | тест |
| 2 блок Решение текстовых задач | 4 | 0,5 | | 3,5 | | |
| Общие подходы к решению текстовых задач Задачи на движение. | | 0,5 | | 0,5 | | |
| Задачи на работу. | | | | 1 | | |
| Задачи на проценты. Задачи на сложные проценты. | | | | 1 | | |
| Практико-ориентированные задачи
| | | | 1 | | Тест |
| 3 блок Геометрия. Планиметрия | 4 | 1 | | 3 | | |
| Треугольник. Нахождение элементов прямоугольных треугольников, равнобедренных треугольников. Нахождение углов. Нахождение элементов прямоугольных треугольников, равнобедренных треугольников. Нахождение углов. | | 0,5 | | 0,5 | | |
| Параллелограмм, прямоугольник. Ромб, квадрат. Трапеция. | | | | 1
| | |
| Окружность. Вписанные окружности. Описанные окружности. | | |
| 1 | | |
| Многоугольник. | | |
| 1 | | |
| 4 блок Уравнения и системы уравнений | 3 | 0,5 | | 1,5 | | |
| Уравнения и равносильные переходы. Квадратный трехчлен и квадратные уравнения. Уравнения, сводящиеся к квадратным. Другие рациональные уравнения. | | 0,5 |
| 0,5 | | |
| Уравнения, содержащие знак модуля Решение уравнений различных видов. Системы уравнений | | | | 1 | | Тест |
| Решение тригонометрических уравнений. | | | | 1 | | |
| 5 блок Элементы статистики и теории вероятностей | 1 | | | 1 | | |
| Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Работа с графиками. Работа со схемами и таблицами Примеры использования вероятности и статистики при решении задач. | | | | 1 | | тест |
| 6 блок Геометрия. Стереометрия | 2 | 0,5 | | 1,5 | | |
| Прямые и плоскости в пространстве. Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Перпендикулярность и параллельность прямых и плоскостей. Теорема о трех перпендикулярах. | | 0,5 | | 0,5 |
|
|
| Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, куб. | | | | 1 | | |
| 7 блок Неравенства | 2 | 0,5 | | 1,5 | | |
| Рациональные неравенства. Задачи на неравенства с нестандартным условием. | | 0,5 | | 0,5
| | |
| Итоговый урок. Обобщение знаний | | |
| 1 | | тест |