Управление образования МР «Печора» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» п.Каджером
«УТВЕРЖДАЮ» РУКОВОДИТЕЛЬ ОУ ____________Л.В. Годун «______» сентября 2014 г.
|
РЕКОМЕНДОВАНА ______школьным_____ методическим объединением учителей естественно – гуманитарного цикла Протокол №_1___ от «____» сентября 2014 г. |
.
Рабочая учебная программа элективного курса по обществознанию
«Основы потребительской культуры»
10 класс
IIΙ ступень обучения
Срок реализации 1 год
Составлена на основе программы элективного курса:
В. Д.Симоненко, Т. А. Степченко « Основы потребительской культуры»
Каджером, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс предназначен для изучения в 10 классе.
Курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1час в неделю.
Курс является практико – ориентированным.
Программа элективного курса составлена на основе Программы элективного курса «Основы потребительской культуры».Авторы программы – В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко
Потребительское движение - влиятельная конструктивная сила цивилизованного мирового сообщества. Возникновение новых экономических отношений в России вызвало активизацию процессов в области развития потребительского права, общественного движения в защиту прав и интересов потребителей. Начался процесс консолидации усилий всех составляющих системы защиты прав потребителей.
На данном этапе особенно острой является проблема информационного обеспечения и создания условий для просвещения и воспитания правовой культуры граждан.
Статья 3 ФЗ «О защите прав потребителей» гласит: «Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.» Однако, недостаточно представить потребителю права и законодательно закрепить ответственность за их нарушения. Нужно, чтобы человек знал, как воспользоваться своими правами. А для этого необходимо научить людей этими правами пользоваться, делать разумный и осмысленный потребительский выбор. Консультативным советом по защите прав потребителей принято решение признать актуальным вопросы повышения правовой и финансовой грамотности потребителей, в том числе потребительского просвещения учащихся образовательных учреждений.
Курс «Основы потребительскойкультуры» призван помочь учащимся овладеть современными экономическими знаниями в области прав и обязанностей человека как потребителя, системой защиты прав потребителей, разумным потребительским поведением в соответствии с законами Российской Федерации. Необходимо показать учащимся, что потребитель является главным действующим лицом в рыночной экономике, поэтому должен вести себя в соответствии с требованиями объективных экономических законов.
Экономика и право должны стать уделом каждого члена общества, так как каждый участвует в экономическом обороте, совершая разного рода покупки, заключая те или иные договоры - письменные или устные. Лавина рекламной информации, зачастую не всегда достоверной, появление на рынке поддельных товаров, товаров с истекшим сроком реализации - все этот нарушает права потребителей на качественный товар или услугу, на достоверную информацию и пр. В связи с этим изучение предлагаемого факультатива, направленного на защиту прав потребителя, актуально и перспективно.
Содержание предлагаемого курса будет способствовать развитию и формированию умений и навыков, необходимых для любого человека, так как гражданин ежедневно многократно выступает в роли потребителя и рискует быть обманутым недобросовестным продавцом.
Формирование готовности молодёжи к адаптации в изменяющихся условиях социально –экономической жизни, получение для этого соответствующих знаний – одна из насущных общественных потребностей.
Главным действующим лицом в предлагаемой программе является потребитель, поэтому в ней рассматриваются проблемы, которые решают потребители ежедневно, чтобы создать комфортные условия для жизни.
Цель курса–формирование у старшеклассников знаний основ потребительской культуры, правил поведения и качеств культурного потребителя,грамотного поведения в рыночной и правовой среде.
Задачи:
Освоение учащимися знаний рационального потребления, теории потребительского поведения и защиты прав потребителей.
Овладение умениями разумного выбора различных источников информации, товаров, услуг и навыками самозащиты на основе государственного законодательства.
Развитие логического и критического мышления, творческих способностей, толерантности, коммуникативных умений.
Воспитание важнейших качеств культурного потребителя: целеустремлённости, настойчивости, выдержки, решительности, инициативности и самостоятельности, а также организованности и уверенности.
Подготовка учащихся к успешной самостоятельной деятельности.
Особенности курса:
Практико-ориентированный подход в изложении содержания;
Опора на социальный опыт учащихся;
Формирование активной потребительской позиции;
Обеспечение необходимого уровня потребительской грамотности школьников.
Главным действующим лицом в предлагаемой программе является потребитель, поэтому в ней рассматриваются проблемы, которые решают потребители ежедневно, чтобы создать комфортные условия для жизни.
В программе восемь тем. В первой теме рассматривается сущность понятия «потребительская культура», уровни потребительской культуры, проблемы взаимодействия человека с окружающей средой, а также вопросы рационального потребления и питания.
Из второй темы учащиеся узнают о законе «О защите прав потребителей» и правах потребителей, получают сведения о классификции человеческих потребностей, психологии и суверенитете потребителя.
«Потребитель — король на рынке» — это третья тема программы, цель которой — познакомить учащихся с видами рынков, способами торговли и отдельными правилами продажи товаров.
При изучении четвертой темы учащимся предлагается поразмышлять над финансовыми проблемами потребителей. Большое значение имеет владение потребителем информацией о продавце (изготовителе, исполнителе), о предлагаемых им товарах (работах, услугах), поэтому в пятой теме рассматриваются доступные и необходимые для потребителя источники информации.
В следующих двух темах анализируется поведение потребителей при покупке товаров и при оказании услуг. Особое внимание необходимо обратить на такие вопросы, как поведение потребителей при покупке продуктов питания, одежды и обуви, сложной бытовой техники, использование прав потребителями в случае приобретения товара с недостатком и при обмене качественных товаров. Следует сосредоточить внимание на правах и обязанностях сторон (потребителей и исполнителей) в различных типах учреждений (служба быта, финансовые, коммунальные услуги, образовательные и медицинские учреждения и др.)- Разъяснить учащимся, какую помощь потребителям могут оказать нотариус и страховое агентство.
Хорошо знать права потребителям чрезвычайно важно (тема 8). Причем не просто знать, но и проявлять активность в их защите, поэтому завершает программу глава о защите прав потребителей, цель которой — познакомить учащихся с системой государственных органов и общественных организаций по защите прав потребителей, с оформлением необходимой документации, если дело дошло до судебного разбирательства. Примечательно, что все ответы на различные ситуации даются со ссылкой на конкретные статьи закона «О защите прав потребителей», соответствующие правовые и другие нормативные документы.
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения: уроки — деловые игры, практикумы, уроки — защиты тематических заданий, творческих работ, экскурсии и самостоятельные работы, а также решение тестов, задач и проблемных ситуаций, которые способствуют более эффективному решению образовательных задач. Особое внимание учителю следует уделять самостоятельной работе учащихся, которая должна включать поиск дополнительной литературы, осмысление и анализ фактов, написание рефератов и выполнение творческих проектов.
При изучении теоретического материала используются:
кий, репродуктивный (беседа, рассказ, лекция, семинар, применение новых знаний, самос-
тоятельное изучение нового по книге, решение проблемных задач);
ный опрос, письменный опрос, домашние творческие задания;
дидактические принципы обучения: наглядность, системность и последовательность знаний, доступность и посильность, сознательность и активность, связь теории с практикой, обучения с жизнью, научность, прочность и т.д.;
виды деятельности учащихся (учебной): репродуктивный (деятельность по образцу), репро-
дуктивно-поисковый, частично-поисковый, поисковый (творческий);
виды учебной работы: чтение, пересказ, слушание, ответы на вопросы;
формы учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/Сост.Л.Н.Поташева. -3-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС,2008
Нормативно-правовые акты.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II.
Закон РФ «О защите прав потребителей» (действующая редакция)
Закон « О страховании»
Закон РФ « О рекламе» от 14. 06 1995г.
Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами
Правила продажи товаров по образцам.
Примерные правила работы предприятий розничной торговли
Правила бытового обслуживания населения РФ от 15.08.1997. в
редакции постановления Правительства РФ от 30.09.2002г № 742
Правила предоставления гостиничных услуг.
Правила оказания услуг общественного питания
Правила оказания платных образовательных услуг.
"О железнодорожном транспорте в Российской
Федерации"(Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ)
Правила оказания услуг по перевозке пассажиров ж/д транспортом.
Воздушный кодекс Российской Федерации.
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
Сборник нормативных актов РФ регулирующих защиту прав
потребителей ч.1 (товары), ч.2 (услуги).
Правила оказания услуг почтовой связи.
Правила распространения периодических печатных изданий по подписке.
Правила предоставления услуг телеграфной связи.
Правила продажи отдельных видов товаров (утверждены постановлением
Правительства РФ от 19 января 1998г.).
Правила оказания услуг общественного питания (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г.).
Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г.).
Правила предоставления коммунальных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994г.С изменениями на 13 октября 1997 г.).
Правила оказания услуг телефонной связи (утверждены постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г.)
Контроль реализации программы
а) Текущий контроль – во время изучения программы осуществляется промежуточный контроль. После прохождения каждой темы программы проводится одновременно: рубежный контроль по теории и выполнение практических работ.
б) Итоговый контроль – в конце изучения курса:итоговой зачетной работой по курсу является конкурс «Грамотный потребитель».
Тематический план
Дата план | Дата факт | № урока | Раздел | Тема | Количество часов |
| | 1 | Потребительская культура и экология человека.2 ч. | Что такое потребительская культура. | 1 |
| | 2 | | Потребление: структура и нормы. | 1 |
| | 3 | Потребитель и закон. 3 ч. | Кто такой потребитель? | 1 |
| | 4 | | Психология потребителя. | 1 |
| | 5 | | Потребность в защите: закон «О защите прав потребителей». | 1 |
| | 6 | Потребитель – король на рынке.3 ч. | Что такое рынок? Виды и способы торговли. | 1 |
| | 7 | | Продажа товаров в кредит. Комиссионная торговля. | 1 |
| | 8 | | Продажа товаров по образцам и на дому у покупателей. | 1 |
| | 9 | Куда уходят деньги?3 ч. | Разумные расходы – статья доходов. | 1 |
| | 10 | | Рациональный бюджет школьника. | 1 |
| | 11 | | Каждый платит налоги. | 1 |
| | 12 | Информация для потребителей. 5 ч. | Источники информации. | 1 |
| | 13 | | Реклама – двигатель торговли. Виды рекламы. | 1 |
| | 14 | | Символы на этикетках, упаковках, вкладышах. | 1 |
| | 15 | | Назначение товарных знаков. | 1 |
| | 16 | | Индекс Е.Что он означает? | 1 |
| | 17 | Искусство покупать. 5 ч. | Качество товаров. | 1 |
| | 18 | | Будьте внимательны при покупке продуктов питания. | 1 |
| | 19 | | Как выбирать одежду и обувь? | 1 |
| | 20 | | Бытовая техника: всерьёз и надолго. | 1 |
| | 21 | | Всегда ли товар можно обменять? | 1 |
| | 22 | Потребительская культура в сфере услуг. 9 ч. | Служба быта. | 1 |
| | 23 | | Правила пользования коммунальными услугами. | 1 |
| | 24 | | « У меня зазвонил телефон…» | 1 |
| | 25 | | Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу. | 1 |
| | 26 | | Век живи, век учись. | 1 |
| | 27 | | Будьте здоровы… | 1 |
| | 28 | | Финансовые услуги. | 1 |
| | 29 | | Потребитель у нотариуса. | 1 |
| | 30 | | Об услугах страховых агентств. | 1 |
| | 31 | Кто защищает права потребителей? 3 ч. | Государственные органы и общественные организации по защите прав потребителей. | 1 |
| | 32 | | В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту? | 1 |
| | 33 | | Что такое моральный вред и как он возмещается? | 1 |
| | 34 | | Обобщающее занятие курса | 1 |
Содержание изучаемого курса
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Содержание |
1 | Что такое потребительская культура. | 1 | Принципы культурного потребления. Понятие «потребительская культура», её место в системе общей культуры человека. Потребительская культура личности и общества. Важнейшие слагаемые потребительской культуры: материальные и духовные ценности, знания, образцы и нормы поведения. Уровни потребительской культуры. |
2 | Потребление: структура и нормы. | 1 | Взаимосвязь человека с природой. Экономическая деятельность и экология человека. Виды потребления. Рациональное потребление. Питание и здоровье человека. |
3 | Кто такой потребитель? | 1 | Понятие «потребитель» в обыденной жизни. Кто является потребителем «по закону»? Основные права потребителей. |
4 | Психология потребителя. | 1 | Суверенитет потребителя. Возникновение и развитие потребностей. Переход потребностей с одного уровня на другой. Основные виды потребностей. «Пирамида «человеческих потребностей по А. Маслоу. |
5 | Потребность в защите: закон «О защите прав потребителей». | 1 | Психология потребителя. Психологические факторы поведения потребителя. Мотив и потребность. Самоменеджмент и его роль в управлении поведением потребителя. |
6 | Что такое рынок? Виды и способы торговли. | 1 | Сущность выражения «Потребитель – король…». Понятие «рынок». Товары потребительского назначения; длительного пользования, краткосрочного пользования и бытовые услуги. Потребительский спрос и факторы спроса. Что выигрывает от конкуренции потребитель? |
7 | Продажа товаров в кредит. Комиссионная торговля. | 1 | Виды торговли. Продажа гражданам товаров длительного пользования в кредит; по образцам. Особенности комиссионной торговли и на дому у покупателей. |
8 | Продажа товаров по образцам и на дому у покупателей. | 1 | Виды и способы магазинной и внемагазинной торговли: преимущества и недостатки. Скидки. Купоны и флаеры. Дисконтные карты. |
9 | Разумные расходы – статья доходов. | 1 | Деньги. Из истории возникновения денег. Свойства и функции денег. Пластиковые карты: правила пользования. Национальная валюта. Как потребителю грамотно распоряжаться деньгами? |
10 | Рациональный бюджет школьника. | 1 | Доходы и их источники. Номинальные и реальные доходы. Потребительские расходы. Классификация расходов. Закон Энгеля. Рациональный бюджет школьника. |
11 | Каждый платит налоги. | 1 | Виды налогов: прямые и косвенные. Права и обязанности налогоплательщиков. Сколько и за что следует платить? Льготы при уплате налогов. Ответственность налогоплательщиков в случае нарушения законодательства. |
12 | Источники информации. | 1 | Право потребителей на информации. Источники информации: контролируемые и иные. Достоверность информации. Понятие «реклама». Формы рекламы. Наиболее популярные приёмы, используемые в рекламе. |
13 | Реклама – двигатель торговли. Виды рекламы. | 1 | Классификация видов рекламы. Федеральный закон «О рекламе». Виды рекламы. Публичная оферта и социальная реклама. |
14 | Символы на этикетках, упаковках, вкладышах. | 1 | Маркировка. Средства, с помощью которых потребитель получает информацию о товарах: этикетка, вкладыш, маркировка на упаковке продуктов питания, промышленных товаров. Закон « О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184. О знаке обращения на рынке. |
15 | Назначение товарных знаков. | 1 | Товарный знак – лучшая реклама. Особенности использования символики и товарных знаков. Подделка товарного знака и её последствия. Условия использования чужого товарного знака. Регистрация товарных знаков. Отличие бренда от товарного знака. |
16 | Индекс Е.Что он означает? | 1 | Пищевые добавки (индекс Е). Причины, по которым применяются пищевые добавки. Классификация пищевых добавок. Запрещённые к применению в России индексы Е. Противопоказания к использованию продуктов с пищевыми добавками. |
17 | Качество товаров. | 1 | Что мы понимаем под качеством товаров? Виды недостатков товаров. Специальные сроки, устанавливаемые на товары. |
18 | Будьте внимательны при покупке продуктов питания. | 1 | Знакомство с основными положениями «Правил продажи отдельных видов товаров». Особенности продажи продовольственных товаров. Информация о продовольственных товаров. Условия продажи хлебобулочных изделий, мясомолочных продуктов. |
19 | Как выбирать одежду и обувь? | 1 | Что должен знать покупатель при покупке одежды и обуви? Международные размеры. |
20 | Бытовая техника: всерьёз и надолго. | 1 | Как не ошибиться в выборе при покупке сложной бытовой техники? Доставка крупногабаритных товаров. Рациональное использование бытовых приборов. О правилах продажи лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, животных и растений; товаров бытовой химии; видеофильмов. |
21 | Всегда ли товар можно обменять? | 1 | Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичным товаром (от 20.10.1998 № 1222). Требования покупателя в случае приобретения недоброкачественного товара. Условия обмена товара с недостатком. Сроки обмена товара ненадлежащего качества. Ответственность продавца перед покупателем за нарушение его прав. Неустойка. Право потребителя на обмен качественных товаров. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (ПП РФ от 20.10.1998 № 1222; от 06. 02.2002 № 81) |
22 | Служба быта. | 1 | Служба быта.«Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации» (ПП РФ от 02.10.1999 № 1104; в ред. от 30.09.200 № 742). Оформление заказов на услуги. Договор. Что должно быть в договоре? Поведение потребителя в химчистке, в ремонтной мастерской, в ателье. |
23 | Правила пользования коммунальными услугами. | 1 | Правила пользования коммунальными услугами. Права и обязанности потребителя и исполнителя услуг. |
24 | « У меня зазвонил телефон…» | 1 | Что должен знать потребитель при пользовании радио и телефоном? |
25 | Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу. | 1 | Закон «О защите прав потребителей» защищает права пассажиров, туристов. Правила проживания в гостиницах. |
26 | Век живи, век учись. | 1 | Образовательные услуги. Понятие «образование» в Законе РФ «Об образовании». Заключение договора о плате за обучение. Государственные и частные учебные заведения. |
27 | Будьте здоровы… | 1 | Услуги лечебных заведений. Обязательное медицинское страхование. Требования потребителя в случае оказания некачественной услуги. Ответственность медицинского учреждения перед потребителем в случае нарушения его прав. |
28 | Финансовые услуги. | 1 | Финансовые услуги. Банки и вклады. Куда более выгодно вложить деньги? Банковский кредит. Кто и как может получить кредит? Что нужно знать о кредитном договоре? Как правильно застраховать вклад? Дорожные чеки. |
29 | Потребитель у нотариуса. | 1 | Потребитель у нотариуса. Какие действия может выполнять нотариус? Удостоверение сделок, договоров (договор купли – продажи; договор мены, договор дарения, договор ренты) |
30 | Об услугах страховых агентств. | 1 | Об услугах страховых агентств. Закон РФ «О страховании» Порядок заключения и прекращения договора страхования. Какие убытки подлежат возмещению? Противоправные действия третьих лиц. Как определяется размер ущерба? Страховая сумма. |
31 | Государственные органы и общественные организации по защите прав потребителей. | 1 | Федеральная антимонопольная служба (ФАС), её задачи и функции. Территориальные управления Федеральной антимонопольной службы. Задачи Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Общие и специальные функции Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии. Органы местного самоуправления. Общественные организации потребителей: их особенности и права. Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП). «Спрос» - специальное, независимое издание для потребителей, журнал без рекламы. Суд и адвокат. Как обжаловать решение суда? Каков порядок подачи кассационной жалобы, каким требованиям она должна удовлетворять? |
32 | В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту? | 1 | Что должно быть в исковом заявлении? |
33 | Что такое моральный вред и как он возмещается? | 1 | Что такое моральный вред и как он возмещается? Как определяется размер возмещения морального вреда? |
34 | Обобщающее занятие курса | 1 | конкурс «Грамотный потребитель» |
Требования к уровню подготовленности обучающихся
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
Поиска информации по заданному вопросу
Самостоятельной работы с документами
Выявления причин возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы
Объяснения роли права в жизни общества и уметь применять эти знания в различных жизненных ситуациях
Давать оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни
Знание закона РФ "О защите прав потребителя";
Знание прав и обязанностей потребителя;
Формирования умения отличать поддельные товары от фирменных;
Умение грамотно пользоваться источниками информации для потребителей;
Знание основ этики потребительского поведения;
Понимание отрицательного воздействия потребления на окружающую среду;
Знание органов правозащиты и уровень их компетенции;
Умение составлять исковые документы при наличии рекламации.
Ожидаемый результат:
Одновременно с углублением знаний о правах человека обучащиеся научатся работать с нормативными документами, принимать решение и мотивировать его, формулировать и аргументировать свою позицию , вести дискуссии, анализировать публикации в средствах массовой информации. На занятиях курса учащиеся должны приобрести опыт погружения в экономические проблемы и определения вариантов их разрешения, научиться выполнять некоторые процессуальные действия.
Список литературы
Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры: Учебн. пособие. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры: Хрестоматия для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008
Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры: Практикум для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004.
Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры: Метод, пособие. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007.
Васильева Н. В. Рабочая тетрадь по курсу «Основы потребительской культуры». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007.