СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по обществознанию, 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для расширения знаний обучающихся по политико-правовой сфере в  9 классе и подготовке к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по обществознанию, 9 класс»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «СОШ №69»





ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета МОАУ «СОШ №69» Протокол №__ от __.__.2016 г. Обсуждено на методическом объединении учителей Протокол №__ от __.__.2016 г

СОГЛАСОВАНО

ЗД по УВР

_________________

Атлякина.ВМ./







Рабочая программа

Предмет:

Элективный курс

«Основы правовых знаний»

Класс: 9

Всего часов: 35

Количество часов в неделю : 1





УТВЕРЖДАЮ

Директор МОАУ«СОШ№69»

________________________

/Журавлева С.В /






















Раздел 1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по «Основам правовых знаний» для 9 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта ООО от 05.03.2004 N 1089 и примерной программы основного общего образования по обществознанию, примерной рабочей программе по учебному курсу «Основы правовых знаний 8-9 классы, под ред. А.И.Ивониной, 2015, М, Академикнига/учебник.

Курс «Основы правовых знаний» позволяет расширить знания обучающихся в контексте изучения политико-правоой сферы предмета обществознание. Главной целью правового образования в школе является формирование правосознания – одной из форм общественного сознания. Предназначение курса – практическая составляющая, позволяющая моделировать различные правовые ситуации и находить правовым путем выход из конфликта, уметь принимать на практике положения российского законодательства, касающиеся выполнения обязанностей и защиты прав подростков. Курс может обеспечить:

  1. Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской граданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

  2. Приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире,выработки способов адаптации в нем, формировании активной жизненной позиции при решении задач в области социальных отношений.

.

В соответствии с учебным планом образовательной организции на изучение элективного курса в 9 классе отводится 35 часов. Рабочая программа предусматривает обучение в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года .

Раздел 2. Требования к уровню подготовки выпускников (планируемые результаты)

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать:

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.


Раздел 3. Содержание тем учебного предмета, курса.

Власть. Роль политики в жизни общества. Политический режим. Демократия, ЕЕ РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Разделение властей. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.

Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Норма права. Нормативный правовой акт. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. СУБЪЕКТЫ ПРАВА. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Гражданские правоотношения. Право собственности. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. ПРЕДЕЛЫ ДОПУСТИМОЙ САМООБОРОНЫ.

Раздел 4. Распределение учебного материала .

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение.

1

2

Государство и человек

9

3

Отрасли права

20

4

Итоговый урок

2


Итого

35












Раздел 5. Календарно-тематическое планирование.




Тема урока


Дидактическая единица стандарта

Повторение

(подготовка к ОГЭ)

Дата

1

Введение в курс «Основы правовых знаний»

Власть. Роль политики в жизни общества.



2

Виды государств

Понятие и признаки государства. Органы государственной власти Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Федеративное устройство России.

Работа с текстом - «Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 1


3

Гражданство Российской Федерации

Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Работа с частью 1 и 2

«Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 1


4

Организация государственной власти в РФ

Органы государственной власти Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Работа с текстом - «Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 2


5

Правоохранительные органы РФ

Правоохранительные органы. Судебная система. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ.

Работа с частью 1 и 2

«Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 2


6

Гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество и правовое государство.

Работа с текстом - «Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 3


7

Нарушения прав человека

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.


Работа с частью 1 и 2

«Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 3


8

Международное право

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.


Работа с текстом - «Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 4


9

Международная защита прав человека

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Работа с частью 1 и 2

«Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 4


10

Защита прав человека в РФ

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина..


Работа с текстом - «Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 5


11

Повторение по главе «Государство и человек»


Работа с частью 1 и 2

«Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 5


12

Зачет по теме «Государство и человек»




13

Система права.

Что такое правовая норма

Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Норма права. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. СУБЪЕКТЫ ПРАВА.

Работа с текстом - «Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 6


14

Как принимаются законы?

Нормативный правовой акт. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Работа с частью 1 и 2

«Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 6


15

Как найти нужный закон?

Нормативный правовой акт. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Работа с частью 1 и 2

«Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 7


16

Конституция – основной закон страны.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Работа с частью 1 и 2

«Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 8


17

Общая характеристика прав и свобод гражданина РФ


Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.


Работа с текстом - «Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 7


18

Политические и гражданские права Экономические, социальные и культурные права.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Участие граждан в политической жизни.


Работа с частью 1 и 2

«Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 9


19

Что такое собственность? Кто может быть собственником

Гражданские правоотношения. Право собственности.

Работа с текстом - «Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 8


20

Защита прав собственности

Гражданские правоотношения. Право собственности.

Работа с частью 1 и 2

«Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 10


21

Что такое сделка? Виды гражданско-правовых договоров. Соблюдение договора

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ.

Работа с текстом - «Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 9


22

Прав и обязанности родителей и детей

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.

Работа с частью 1 и 2

«Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 11


23

Трудовой договор

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.

Работа с текстом - «Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 10


24

Как устроиться на работу


Право на труд и трудовые правоотношения.

Трудоустройство несовершеннолетних.

Работа с частью 1 и 2

«Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 12


25

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. ПРЕДЕЛЫ ДОПУСТИМОЙ САМООБОРОНЫ.

Работа с текстом - «Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 11


26

Административная ответственность

Административные правоотношения, правонарушения и наказания.

Работа с частью 1 и 2

«Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 13


27

Жилищные правоотношения


ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.

Работа с текстом - «Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант12


28

Обобщающий урок по теме «Отрасли права»


Работа с частью 1 и 2

«Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 14


29

Права потребителей

Права потребителей.

Работа с текстом - «Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 14


30

Отношения с банками

СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. СУБЪЕКТЫ ПРАВА.

Работа с частью 1 и 2

«Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 15


31

Земельные правоотношения

СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. СУБЪЕКТЫ ПРАВА.

Работа с частью 1 и 2

«Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант 14


32

Экологическое законодательство

СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. СУБЪЕКТЫ ПРАВА.

Работа с текстом - «Тематические тесты для полготовки к ГИА -9»(О.Чернышева), вариант15


3435

Итоговое повторение




Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Для каких классов

наличие электронного варианта


Литература для учителя:



1

Ампилогова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений для студентов ВУЗов. Серия Шпаргалки. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160с.


9


1.1

Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко, С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ОГЭ. Москва. Астрель 2014г

9

-

1.2

Основы правовых знаний, Е.Певцова, Владлос, 2012

9-11

-

1.3

Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл.: Пособие для учителя/Л.Н.Боголюбов, Н.Ю. Басик, Н.И.Городецкая. – М,: Просвещение, 2002 – 173с.


8-9

-

1.4

О.Чернышева, Р.Пазин, Тематическме тесты для подготовки к ГМА-9,Легион, 2013.

9

-

2

Литература для ученика



2.1

Кравченко А. И, Певцова Обществознание 9 класс

9

-

2.2

Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко., С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва, « Астрель» 2011г


-

3

Технические средства обучения

9


3.1

Компьютер (ноутбук)

4-11


3.2

Мультимедийный проектор

4-11


3.3

Экран

4-11


4

Электронные образовательные ресурсы



4.1

Наименование сайтов




Основной государственный экзамен 2015. Обществознание. Учебно - тренировочные материалы для подготовки обучающихся / ФИПИ – центр, 2015.

9


4.2

Наименование электронных пособий



5

Оборудование



5.1

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

4-11


5.2

Стол учительский со стулом

4-11


5.3

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

4-11




Раздел 7. Оценочные материалы.


Промежуточная контрольная

Часть 1

А1. Что из перечисленного относится к факторам (источникам) производства?

1) предложение

2) предпринимательство

3) спрос

4) конкуренция

А2. Верны ли следующие суждения о формах собственности?

А. Одним из путей увеличения доли государственной собственности является национализация.

Б. Конкурентная борьба производителей возможна лишь в условиях частной собственности.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А3. Признаком любого государства является

1) многопартийность

3) суверенитет

2) разделение властей

4) парламентаризм

А4. В США в середине XIX века избирательные права получили все белые мужчины, затем — бывшие рабы, а в 1920 г. — женщины. Это движение в направлении к избирательному праву

1) равному

2) формальному

3) прямому

4) всеобщему

А5. Верны ли следующие суждения о формах правления?

А. Все современные демократические государства являются республиками.

Б. Передача власти главы государства по наследству присуща монархиям.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А6. Какая отрасль права регулирует вопросы родительских обязанностей?

1) гражданское право

3) семейное право

2) трудовое право

4) административное право

А7. Что отличает конституцию от других правовых актов?

1) письменная форма

3) обращение ко всем гражданам

2) высшая юридическая сила

4) поддержка силой государства

А8. Инициативная группа граждан выступила против намеченного местными властями строительства жилого квартала на месте парка. Граждане обратились в суд за защитой своих прав. Данный факт свидетельствует о

  1. наличии гражданского общества

  2. деятельности органов местного самоуправления

  3. нарушении природоохранного законодательства

  4. федеративном устройстве государства

А9. Верны ли следующие суждения о правах ребенка?

А. Права ребенка защищаются особой конвенцией.

Б. Право жить и воспитываться в семье одно из главных прав ребенка.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А10. Что относится к полномочиям Государственной Думы?

1) разработка и принятие законов

3) решение вопросов войны и мира

2) управление федеральной собственностью

4) разработка и исполнение бюджета страны

А11. Вечером на улице гражданин был остановлен неизвестными людьми и ограблен. Куда ему следует обратиться за помощью?

1) к мировому судье

3) в органы внутренних дел

2) к адвокату

4) к нотариусу

А12. Верны ли следующие суждения о правовых нормах?

А. Правовые нормы являются обязательными для исполнения гражданами страны.

Б. Правовые нормы в современном обществе существуют только в письменной форме.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны


Часть 2


В1. Установите соответствие между формами демократии и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ

А) всенародное избрание президента

1) прямая

Б) референдум

2) представительная

В) выборы депутатов парламента


Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В





В

1)

пресечение нарушений общественного порядка



2)

наличие органов исполнительной власти



3)

свободные выборы на альтернативной основе



4)

вынесение приговоров внесудебными органами




Черты сходства

Черты отличия






Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6

Семейный кодекс РФ

Глава 8. Договорный режим имущества супругов.

Статья 41.

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в Период брака. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Статья 42.

1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности (статья 34 настоящего Кодекса), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

2. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов...

3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. Когда может быть заключен брачный договор?

С3. Найдите в тексте и выпишите три условия, без соблюдения которых брачный договор не имеет юридической силы.

С4. Выпишите из текста документа любые два условия, которые не могут быть включены в брачный договор, и проиллюстрируйте каждое из них примером.

С5. При обсуждении условий брачного договора возник спор. Одна сторона утверждала, что в договор необходимо вносить все имущество супругов, другая сторона — что можно оговорить только часть имущества. Как, по-вашему, разрешить этот спор? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.

С6. В нашем обществе существует как положительное, так и негативное отношение к брачному договору. Какой точки зрения на необходимость заключения брачного договора придерживаетесь вы? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.




Итоговая контрольная работа.


А 1.Сфера деятельности, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью власти, называется

1) правом 2) экономикой 3) политикой 4) суверенитетом

А 2.Верны ли следующие суждения о суверенитете

А.Суверенитет государства означает его способность выполнять свои функции без вмешательства выполнять свои функции без вмешательства других государств

Б.Суверенитет государства означает его право выступать в качестве независимого и самостоятельного участника международных отношений

1) верно А. 2) верно Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны.

А3.Способ территориальной организации государства называется формой

1) правления 2) режима 3) суверенитета 4) устройства

А 4.Что характеризует тоталитарный режим?

1) наличие гражданского общества 2) обеспечение прав и свобод граждан

3) отсутствие обязательной государственной идеологии 4) всесторонний контроль государства за жизнью общества

А5.Верны ли суждения о референдуме?

А.референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее важным вопросам всего общества

Б.Референдум, как и выборы, предполагают голосование за кандидатуры или партии

1) верно А. 2) верно Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А 6.Что относится к политическим правам граждан?

1) право на жизнь 2) право избирать и быть избранным 3) право на образование 4) право на труд

А 7.Кто является главой государства в РФ?

1) Председатель Правительства 2) Президент РФ 3) спикер Государственной Думы РФ

4) Председатель Конституционного суда РФ.

А8.Законодательная власть в РФ осуществляется

1)Федеральным собранием РФ 2) Верховным судом РФ 3)Президентом РФ 4)Правительством

А 9.Верны ли суждения?

А.Президент РФ избирается всенародным голосованием

Б. Президент РФ - Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил РФ

1) верно А. 2) верно Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А10.Что является частью гражданского общества?

1) государство 2) союз предпринимателей 3) Совет Федерации 4) армия

А11.Полная дееспособность физических лиц наступает

1) в 14 лет 2)с 16 лет 3) с 18лет 4) с 21года

А12.Субъектом правоотношений является

1) гражданин, сдающий квартиру в аренду 2) арендная плата за квартиру

3)право гражданина сдавать квартиру в аренду 4) сосед, живущий в квартире напротив

А13.Равенство сторон в гражданском праве означает

1) принятие свободных решений сторонами 2) добровольность принимаемых решений

3) имущественные отношения между сторонами 4) отсутствие между сторонами властного подчинения

А14.Верны ли суждения об отраслях права?

А.Уголовное право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для общества

Б.Конституционное право регулирует отношения в сфере экономической деятельности граждан и фирм

1) верно А. 2) верно Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А15.Что из перечисленного ниже является административным проступком?

1) незаконное лишение свободы 3) нарушение правил пользования газом в быту

3) нарушение порядка проезда в общественном транспорте 4) незаконная продажа наркотических средств

В 1.В приведенном списке указаны черты сходства и отличия понятий государство и правовое государство. Выберите и запишите в первую колонку черты сходства, во вторую черты отличия

1) верховенство закона 2) наличие органов и структуры управления 3) государственный суверенитет 4) система разделения властей

Черты сходства

Черты отличия





В2. Гражданин Иванов продал квартиру знакомому, зарегистрировал сделку у нотариуса. Какими признаками будет обладать данная сделка?

1) формальная 2) устная 3) купля - продажа 4) дарение 5) законная 6) безвозмездная

В3. Установите соответствие

Понятия

Отрасли права

А) наследование

1) трудовое право

Б) авторство

2) гражданское право

В) время отдыха


Г) сделка


Д) коллективный договор работников с фирмой


В4.Определите, какие положения текста отражают 1) факты 2) отражают мнения

(А) Главой государства в РФ является Президент РФ (Б) Главой правительства является Председатель Правительства РФ (В) Однако многие СМИ называют главу Правительства премьер- министром.

В5.В тексте представлены политические права граждан, какое право выпадает из общего ряда

Право на участие в митингах, право на участие в выборах, право на участие в управлении своей страной, право на свободу совести.


Часть 3.

Прочитайте текст и выполните задания.

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.

В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это — штраф.

По кн. К.С.Гаджиева «Политология». М., 2002. С. 245-247.


С 1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С 2. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.

С3. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?


Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки

Школьная отметка

5

4

3

2

Первичный балл

29-25

24-20

19-15

14 и менее


2. В государстве Z установлен демократический политический режим,
а в Y государстве – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.


15