МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. УЛЬЯНОВСКА «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 74»
Рабочая программа
элективного курса по обществознанию
Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ
Методическая разработка учителя истории и обществознания
МБОУ СОШ №74 г.Ульяновска
Исаевой Оксаны Рустамовны
г. Ульяновск, 2014.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов составлена на основе: Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. «Обществознание 10-11 классы, базовый уровень» в сборнике «Обществознание, 10-11 классы, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., Просвещение, 2009, базовый уровень».
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Реализация данной программы в рамках элективного курса рассчитана в течение 1 года обучения 1 час в неделю.
Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.
При разработке программы решена проблема: с одной стороны, избежать дублирования базового курса, с другой - банального «натаскивания» учащихся на решение заданий ЕГЭ.
Целевые установки курса:
Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги. При планировании и организации занятий необходимо определить оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, использовать активные и интерактивные методы обучения.
Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.
При проведении семинарских занятий следует уделить внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.
Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.
Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.
Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.
Итоговая оценка (зачет) выставляется по результатам промежуточного контроля, творческой работы (эссе), а также итоговой письменной работы, ориентированной на проверку способности выполнять задания различных моделей, используемых в ЕГЭ по всем содержательным линиям курса.
Реализация данной программы осуществляется с опорой на учебно - справочные пособия, подготовленные авторским коллективом под общей редакцией Л.Боголюбова, дидактическими материалами для подготовки в ЕГЭ, ресурсами сети Интерне в режиме On-line.
Ожидаемые результаты:
Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий уровня А, В, С; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;
Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.
Содержание программы
1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (1 ч).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (32 ч.).
2.1 Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы (8 ч).
Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.
Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий
2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» (8 ч.)
Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).
Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.
2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (8 ч).
Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.
Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
2.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (8 ч.).
Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.
Учебно-тематическое планирование
10 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Форма занятия |
Теор. | Практ. |
1. | Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы | 1 | 1 |
| вводная лекция практикум (входной контроль) |
2. | Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ | 32 | 24 | 8 | |
2.1 | Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы | 8 | 6 | 2 | лекция семинар практикум |
2.2 | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» | 8 | 6 | 2 | лекция семинар практикум |
2.3 | «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы | 8 | 6 | 2 | лекция семинар практикум |
2.4 | Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» | 8 | 6 | 2 | лекция семинар практикум |
3 | Повторение. | 2 |
| 2 | практикум |
| Итого в 10 классе | 35 | 25 | 10 |
|
11 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Форма занятия |
Теор. | Практ. |
4. | Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ | 32 | 24 | 8 | |
4.1 | Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Политика» | 12 | 9 | 3 | лекция семинар практикум |
4.2 | Проблемы изучения раздела «Политическая система и органы государственной власти Российской Федерации» | 8 | 6 | 2 | лекция семинар практикум |
4.3 | «Право»: обзор основных позиций, сложные вопросы | 12 | 9 | 3 | лекция семинар практикум |
5 | Повторение. | 3 |
| 3 | практикум |
| Итого в 11 классе | 35 | 24 | 11 |
|
Поурочное планирование
10 класс
№ пп | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Содержание занятий |
Теор. | Практ. |
1. | Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы | 1 | 1 | | вводная лекция практикум (входной контроль) |
2. | Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ | 32 | 24 | 8 | |
2.1 | Содержательные линии « Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы | 8 | 6 | 2 |
|
| Социум как особенная часть мира. | 1 | 1
|
| Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура |
| Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. | 1 | 1 |
| Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты.. |
| Многовариантность общественного развития. | 1 | 1
|
| Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества |
| Культура и духовная жизнь. Тенденции духовной жизни | 1 | 1 |
| Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни |
| Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). | 1 | 1 |
| Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). |
| Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). | 1 | 1
|
| Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории. |
| Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий | 2 |
| 2 | Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий |
2.2 | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» | 8 | 6 | 2 |
|
| Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. | 1 | 1 |
| Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. |
| Цель и смысл жизни человека. | 1 | 1 |
| Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. |
| Познание мира.
| 1 | 1 |
| Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.
|
| Человек как индивид, индивидуальность, личность. | 1 | 1 |
| Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). |
| Социализация личности | 1 | 1 |
| Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). |
| Научное познание | 1 | 1 |
| Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации). |
| Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям. | 2 |
| 2 | Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям. |
2.3 | «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы | 8 | 6 | 2 |
|
| Социальное взаимодействие и общественные отношения.
| 1 | 1 |
| Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. |
| Социальный статус. | 1 | 1 |
| Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. |
| Социальные нормы. | 1 | 1 |
| Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль.. |
| Семья и брак как социальные институты. | 1 | 1 |
| емья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. |
| Этнические общности. | 1 | 1 |
| Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России |
| Характеристика понятия «социальный конфликт». | 1 | 1 |
| Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук |
| Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий. | 2 |
| 2 | Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий. |
2.4 | Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» | 8 | 6 | 2 | |
| Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. | 1 | 1 |
| Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. |
| Экономическое содержание собственности. | 1 | 1 |
| Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. |
| Рыночный механизм. | 1 | 1 |
| Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие |
| Роль государства в экономике. | 1 | 1 |
| Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. |
| Банковская система. | 1 | 1 |
| Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. |
| Экономика потребителя. Семейная экономика.. | 1 |
| 1 | Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. |
| Рынок труда. | 1 | 1 |
| Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. |
| Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии. | 1 |
| 1 | Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии. |
3 | Повторение. | 2 |
| 2 | практикум |
| Итого в 10 классе | 35 | 25 | 10 |
|
11 класс
№ пп | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Содержание занятий |
Теор. | Практ. |
4. | Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ | 32 | 24 | 8 | |
4.1 | Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Политика» | 12 | 9 | 3 |
|
| Политическая система общества и ее структурные элементы | 1 | 1
|
| Политика. Внутренняя политика. Внешняя политика. Политология. Политическая система общества. Структурные элементы политической системы: государство, политические партии, правительство, представительные органы власти, органы местного самоуправления, группы политических интересов, группы влияния, общественные организации, СМИ, граждане государства. |
| Государство. Государственная власть. | 1 | 1 |
| Понятие государства. Признаки государства. Причины возникновения государства. Государственная власть: аппарат управления и аппарат принуждения. Внутренние и внешние функции государства. Три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная. |
| Формы правления. | 1 | 1
|
| |
| Формы государственного устройства. | 1 | 1 |
| |
| Политические режимы. | 2 | 2 |
| |
| Свойства современного государства | 1 | 1
|
| |
| Легитимность. Политическая культура. | 1 | 1 | | |
| Политические идеологии | 1 | 1 | | |
| Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 данных содержательных линий | 3 |
| 3 | Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 данных содержательных линий |
4.2 | Проблемы изучения раздела «Политическая система и органы государственной власти Российской Федерации» | 8 | 6 | 2 |
|
| Конституция РФ | 1 | 1 |
| |
| Государственное устройство РФ. | 1 | 1 |
| |
| Президент и правительство Российской Федерации. | 1 | 1 |
| |
| Федеральное Собрание Российской Федерации | 1 | 1 |
| |
| Судебная система Российской Федерации | 1 | 1 |
| |
| Прокуратура Российской Федерации | 1 | 1 | | |
| Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям. | 2 |
| 2 | Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям. |
4.3 | «Право»: обзор основных позиций, сложные вопросы | 12 | 9 | 3 |
|
| Правоотношения.
| 1 | 1 |
| |
| Гражданская дееспособность в РФ. | 1 | 1 |
| |
| Нормы права. | 1 | 1 |
| |
| Права человека. | 1 | 1 |
| |
| Семейное право РФ. | 1 | 1 |
| |
| Трудовое право РФ. | 1 | 1 |
| |
| Административное право РФ. | 1 | 1 | | |
| Гражданское право РФ. | 1 | 1 | | |
| Уголовное право РФ. | 1 | 1 | | |
| Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям. | 3 |
| 3 | Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям. |
5 | Повторение. | 3 |
| 3 | практикум |
| Итого в 11 классе | 35 | 25 | 10 |
|
Техническое оснащение:
Компьютер в кабинете истории и обществознания.
Использование программ: Microsoft Word, Power Point.
Мультимедийный проектор.
Использование Интернет ресурсов.
Литература
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2012.
2. Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2006.
3. ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2007.
4. Единый государственный экзамен 2009. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2009.
5. ЕГЭ-2009: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2008.
6. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2008.
7. Лазебникова А.Ю ЕГЭ-2010: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 20010.
8. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2007 -2011
9. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе.- 2009.- № 10.
10. ЕГЭ. Обществознание. Расширенный курс / С.Б.Павлов. – М.: АЙРИС – пресс, 2015.
11. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
12. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
13. www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования», 2005-2011 гг.