Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пристенская основная обшеобразовательная школа
Валуйского района Белгородской области»
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ________Ветренко Л.Л. «____»________2014 г. _____________________ | | «Утверждаю» Директор МОУ «Пристенская ООШ» _______Даньшина Г.П. Приказ № 109 от «___»____2014г. |
Рабочая программа
по учебному курсу
«Написание сжатого изложения»
для 9 класса
Составитель: учитель
русского языка и литературы
Богатырева Евгения Викторовна
Срок реализации – 1 год
2014 год
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Написание сжатого изложения» составлена на основе авторского курса Долгинцевой И.М, методиста отдела образования управления по социально-культурному развитию администрации Ивнянского района, рекомендованной
Бел РИПКППС.
Необходимость предпрофильной подготовки учащихся требует использования элективных курсов для 8-9 класса средней школы, которые бы не только готовили учащихся к успешной итоговой аттестации, но и закладывали основу профильного обучения. Элективный курс «Написание сжатого изложения» предусматривает именно такой подход к изучению материала. В современных программах не содержится законченной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это требует создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в новой форме.
Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и сточки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
Элективный курс «Написание сжатого изложения» рекомендован к использованию в практике преподавания русского языка в предпрофильных классах Белгородской области на основании решения областного экспертного совета департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности в сфере образования от 23.06. 2009 года
Место курса в учебном плане
Написание сжатого изложения по прослушанному тексту – аттестационная форма контроля за курс основной школы.
Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, что в программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.
Основная цель обучения - научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса.
Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части С1 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текст.
Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, из применяющихся с целью развития речи школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.
Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике. Элективный курс
позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы). На занятиях можно вести и психологическую подготовку выпускников к итоговой аттестации, организовать практикумы по само- и взаимопроверке и оценке пробных изложений.
В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения:
1. | Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию). |
2. | Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи. |
3. | Умение обрабатывать информацию звучащего текста. |
4. | Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию). |
5. | Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме. |
6. | Умение интерпретировать информацию прочитанного текста. |
7. | Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента. |
8. | Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. |
9. | Умение последовательно излагать собственные мысли. |
10. | Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи. |
11. | Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка. |
12. | Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка. |
Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений – контрольное изложение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом
В начале и в конце курса рекомендуется провести оценку уровня развития школьников.
Данный курс рассчитан на 34 часа.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся
От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи − таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.
Программа элективного курса
« Написание сжатого изложения».
1.Вводное занятие. Цели и задачи курса. (1ч) 2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч) 3.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (1ч) 4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. (1ч) 5. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (2ч.) 6. Подготовка рабочих материалов к изложению (2ч)
7.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)
8. Приемы компрессии текста. (5ч)
9. Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения (2ч)
10. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)
11. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)
12. Обучающее изложение «Как делаются слова». (3ч)
13.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)
14.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок»(2ч)
15.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. (2ч)
16.Проверка и оценка изложения. (1ч)
17.Психологический тренинг « Боремся со стрессом». (1ч)
18.Контрольное изложение. (4ч)
19. Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками(1ч)
20. Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения.(1ч)
Итого – 34 часа
Содержание программы учебного курса
1.Вводное занятие. Цели и задачи курса (1ч)
Цели и задачи курса. Рекомендации по психологической подготовке к экзамену выпускников и их родителей «Экзамены: как к ним подготовиться и как их пережить». Понятия «текст», «главная мысль текста». Устный пересказ текстов. Выделение главной мысли.
2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч)
Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий. Мини-сочинение «Скоро экзамен. Мои первые впечатления». Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на начало обучения.
3.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (1ч) Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения. Упражнения на сравнение исходного текста с его письменным изложением.Анализ ученического изложения. Работа над ошибками.
4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. (1ч)
Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста:
- определить тему текста,
- пересказать его содержание, ответить на вопросы: кто действующее лицо, что произошло (или описывается, или доказывается), почему, где, когда и т. д.,
-восстановить последовательность эпизодов ,
-определить общий смысл текста: что хотел сказать автор, -какова главная мысль текста,
-каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте.
Понятие «авторский стиль изложения».
Упражнения для подготовки учащихся к изложению
6. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (2ч.)
Искусство слушать текст. Как составить план текста. Основные пункты плана. Последовательность событий. Выделение микротем. Упражнения в абзацном членении текста Коллективная работа – составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению
7. Подготовка рабочих материалов к изложению (2ч)
Подготовка рабочих материалов к изложению. Выделение микротем. Составление плана. Словарная работа. Изложение каждой микротемы. Анализ черновых работ. Исправление недочетов.
8.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)
Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложения. Сравнение текста полного изложения с текстом сжатого изложения, написанному по одному исходному тексту. Практикум по сокращению текста.
9. Приемы компрессии текста. (5ч)
Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. – 1ч
Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) -1ч Замены:
-замена однородных членов обобщающим наименованием;
-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
-замена предложения или его части указательным местоимением;
-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
-замена сложноподчинённого предложения простым -1ч
Исключения:
- исключение повторов;
- исключение фрагмента предложения;
- исключение одного или нескольких из синонимов.
Слияния: -слияние нескольких предложений в одно и т.д.- 1ч.
Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии.-1ч
10.Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения. (1ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста. Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки «Как работать над сжатым изложением» (Приложение1)
11.Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)
Написание сжатого изложения.
12. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)
13. Обучающее изложение «Как делаются слова». (3ч)
(Разработка урока дана в пособии И.Д.Морозовой «Виды изложений и методика их проведения», М. «Просвещение», 1984)
14.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)
Проверка и оценка сжатого изложения. Критерии оценивания задания С1:
-содержание
изложения,
наличие сжатия исходного текста, -смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Рассмотрение системы оценивания задания С1 (Приложение2)
Памятка для анализа изложения. Упражнения для подготовки учащихся к изложению
15.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» (2ч) Рекомендации по квалификации ошибок.
16.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. (2ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста.
Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения .
17.Проверка и оценка изложения. (1ч)
18.Психологический тренинг « Боремся со стрессом»(1ч)
19.Контрольное изложение. (4ч)
20.Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками(1ч)
21. Итоги учебного курса.
Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на конец обучения.(1ч) Итого – 34 часа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пристенская основная общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
Приложение 1
к рабочей программе
по учебному курсу «Написание сжатого изложения»
»
«Согласовано» Заместитель директора МОУ «Пристенская ООШ» Валуйского района Белгородской области ______ Ветренко Л.Л. «____»______2014 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Пристенская ООШ» Валуйского района Белгородской области ________ Даньшина Г.П. Приказ № ___ от «___»__________2014 г. |
Календарно-тематическое планирование
по учебному курсу «Написание сжатого изложения»
9 класс
2014 год
Приложение 1 Календарно-тематическое планирование курса
№ | Тема | Дата | Кол-во час | Примечание |
план | факт |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. Понятия «текст», «главная мысль текста». | 03.09 | | 1 | |
2 | Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий. | 10.09 | | 1 | |
3 | Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения | 17.09 | | 1 | |
4 | Упражнения для подготовки учащихся к написанию изложения. Упражнения на сравнение исходного текста с его изложением | 24.09 | | 1 | |
5 | Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Анализ текста. | 01.10 | | 1 | |
6 | Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение текста | 08.10 | | 1 | |
7 | Составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению | 15.10 | | 1 | |
8 | Подготовка рабочих материалов к изложению текста Выделение микротем. Составление плана. | 22.10 | | 1 | |
9 | Подготовка рабочих материалов к изложению текста. Словарная работа. Изложение каждой микротемы. Анализ черновых работ. Исправление недочетов. | 29.10 | | 1 | |
10 | Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложением. | 12.11 | | 1 | |
11 | Приемы компрессии текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. | 19.11 | | 1 | |
12 | Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) | 26.11 | | 1 | |
13 | Свёртывание исходной информации за счёт замены | 03.12 | | 1 | |
14 | Свёртывание исходной информации за счёт исключения повторов, синонимов | 10.12 | | 1 | |
15 | Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии | 17.12 | | 1 | |
16 | Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения | 24.12 | | 1 | |
17 | Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения | 14.01 | | 1 | |
18 | Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом | 21.01 | | 1 | |
19 | Обучающее изложение «Как делаются слова». | 28.01 | | 1 | |
20 | Обучающее изложение «Как делаются слова». | 04.02 | | 1 | |
21 | Обучающее изложение «Как делаются слова». | 11.02 | | 1 | |
22 | Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. | 18.02 | | 1 | |
23 | Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок». Речевые ошибки | 25.02 | | 1 | |
24 | Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок». Грамматические ошибки | 04.03 | | 1 | |
25 | Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. | 11.03 | | 1 | |
26 | Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения | 18.03 | | 1 | |
27 | Проверка и оценка изложения | 01.04 | | 1 | |
28 | Психологический тренинг « Боремся со стрессом» | 08.04 | | 1 | |
29 | Контрольное изложение. | 15.04 | | 1 | |
30 | Контрольное изложение. | 22.04 | | 1 | |
31 | Контрольное изложение. | 29.04 | | 1 | |
32 | Контрольное изложение. | 06.05 | | 1 | |
33 | Проверка и оценка изложений. Работа над ошибками | 13.05 | | 1 | |
34 | Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения. | 20.05 | | 1 | |
| |
Литература
1. Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб.пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2006.
2.Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
3. Готовые изложения к сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку 9 класс авторов Л.М. Рыбченковой, В.Л.Скляровой, -М.: «ВАКО»,-2004
4.Долинина Т.А. «Готовимся к государственной итоговой аттестации Русский язык 9класс: Пособие для учащихся .М: «Русское слово», 2010
5.Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2006.
6. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-Центр, 2001.
7.Морозова И.Д.«Виды изложений и методика их проведения».-М. : «Просвещение», -1984)
8.Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме .Русский язык, - Федеральный институт педагогических измерений, 2008
9.Русский язык. 9-й класс. Итоговая аттестация-2007. Предпрофильная подготовка: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2006.
10.Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной средней школы. 9 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ авт.- сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, -2007
11.Подготовка к ГИА-9 2011 под редакцией Н.А.Сениной. Легион-М, 2010.
12.Подготовка к ГИА-2013 под редакцией Н.А. Сениной. Легион-М, Ростов-на-Дону, 2012.
13. Подготовка к ГИА-2015 под редакцией Н.А. Сениной. Легион-М, Ростов-на-Дону, 2014.
С вариантами спецификаций, кодификаторов и демонстрационных вариантов КИМ можно ознакомиться на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по адресу:
http://final.ron.rbcsoft.ru/ru/activities/attestation/9/
Приложение 1
Памятка « Как работать над сжатым изложением»
(рекомендации составлены по материалам пособия Морозовой И.Д.«Виды изложений и методика их проведения»)
1.Прочитайте исходный текст, определите его тему и главную мысль, выделите изобразительные средства выразительности.
2.Подумайте, кому будет адресовано ваше сжатое изложение. Какова его задача.
3. Прочитайте текст еще раз. Выделите в тексте все микротемы (Помните: сколько абзацев, столько микротем).
4.Составьте план сжатого изложения (Помните: сколько микротем, столько пунктов в плане).
5.В каждой микротеме выделите главное, подчеркните авторские слова, которые обязательно надо будет включить в новый текст.
6.Отметьте то, что в микротеме можно опустить или объединить.
7.Подберите обобщающие слова и предложения.
8.Попытайтесь сжато пересказать текст, пользуясь планом.
9.Изложите сжато каждую микротему на черновике.
10.Перечитайте написанное. Выделите ошибкоопасные места в тексте, вспомните правила написания. Используйте в работе изобразительные средства выразительности!
11.Проверьте:
- есть ли речевые связки между предложениями и абзацами текста,
-соответствует ли абзацное членение микротемам,
-уменьшилось ли количество слов в вашем изложении по сравнению с исходным текстом,
-не нарушилась ли при этом целостность текста.
Все ли в нем будет понятно тому, кто будет читать ваше изложение?
12. Аккуратно перепишите текст в тетрадь.
Приложение 2 Формы и средства контроля
Контрольная работа «Векторная графика»
Векторное графическое изображение формируется из
красок
пикселей
графических примитивов
Эффективно представляет изображения фотографического качества...
векторная графика;
растровая графика.
Могут быть легко распечатаны на принтерах...
векторные рисунки;
растровые изображения.
Векторное графическое изображение получается
при работе с системами компьютерного черчения
при работе с фото и видеокамерами
при преобразовании графической информации из аналоговой формы в цифровую
Какой тип графического изображения вы будете использовать для разработки эмблемы организации, учитывая, что она должна будет печататься на малых визитных карточках и больших плакатах?
растровое изображение
векторное изображение
К какой компьютерной графике вы отнесёте данное изображение, построенное в текстовом процессоре Microsoft Word?
Р
астровой.
Векторной.
Трёхмерной
К числу достоинств векторного графического изображения относится
создание практически любого изображения, вне зависимости от сложности
наивысшая скорость обработки сложных изображений
увеличение масштаба без увеличения размера файла ни на один байт
Файлы, с какой графикой имеют наименьший размер?
Растровой.
Векторной.
Трёхмерной
Относительно небольшой объём памяти занимают ...
векторные рисунки;
растровые изображения.
Могут быть легко масштабированы без потери качества...
векторные рисунки;
растровые изображения.
Растровое графическое изображение получается
в процессе сканирования
при работе с системами компьютерного черчения
при создании рисунка в MS Word
Что можно отнести к достоинствам растровой графики по сравнению с векторной?
Малый объём графических файлов.
Фотографическое качество изображения.
Возможность просмотра изображения на экране графического дисплея.
Возможность масштабирования изображения без изменения его качества
Файлы, с какой графикой имеют наибольший размер?
Растровой.
Векторной.
Трёхмерной.
Ключ к тесту
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 13 |
1 | a | c | b | b | a | b | b | c | b | a | 16 цветов |
2 | b | b | a | a | a | a | a | b | a | a | 2 цвета |