СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов "Ступени к ЕГЭ" на 2016-2017 учебный год

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Ступени к ЕГЭ» в 10-11 классах составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10 – 11 классов средней школы под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой на основе пособия Е. А. Влодавской, рекомендованного  Российской Академией Образования, для подготовки выпускников всех типов образовательных учреждений РФ к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ.   

   Программа учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок.

      Предлагаемый элективный курс поможет обеспечить эффективную подготовку обучающихся 10 – 11 классов к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

    Планирование составлено на 34 учебных часа в 10 классе и 34 учебных часа в 11 классе. Учебным планом образовательной организации из компонента образовательного учреждения выделен 1 час в 10 классе и 1 час в 11 классе на изучение курса.

    Срок реализации программы – 2 года.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов "Ступени к ЕГЭ" на 2016-2017 учебный год»

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ


Рабочая программа элективного курса «Ступени к ЕГЭ» в 10-11 классах составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10 – 11 классов средней школы под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой на основе пособия Е. А. Влодавской, рекомендованного Российской Академией Образования, для подготовки выпускников всех типов образовательных учреждений РФ к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ.

Программа учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок.

Предлагаемый элективный курс поможет обеспечить эффективную подготовку обучающихся 10 – 11 классов к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

Планирование составлено на 34 учебных часа в 10 классе и 34 учебных часа в 11 классе. Учебным планом образовательной организации из компонента образовательного учреждения выделен 1 час в 10 классе и 1 час в 11 классе на изучение курса.

Срок реализации программы – 2 года.





























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТУПЕНИ К ЕГЭ»


В результате изучения курса «Ступени к ЕГЭ» ученик должен:


Орфоэпия

знать:

что изучает орфоэпия;

основные орфоэпические нормы произношения слов;

уметь:

проводить орфоэпический разбор;

находить в тексте основные выразительные фонетические средства.

Словообразование

знать:

что изучает словообразование;

систему словообразующих и формообразующих морфем, основные способы образования слов;

что морфема – это значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении;

что в морфемной структуре слова с течением времени могут происходить изменения;

как связано строение слова и его написание;

уметь:

опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных;

определять способы образования слов;

находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства.

Лексикология и фразеология

знать:

что изучает лексикология и фразеология;

основные понятия лексикологии и фразеологии;

основные способы объяснения лексического значения слова;

различать по значению паронимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы;

уметь:

соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка;

соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;

находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;

определять прямое и переносное значение слова;

находить в тексте основные выразительные лексические средства.

Морфология

знать:

что изучает морфология;

что такое грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.);

принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические принципы, роль в предложении, признаки частей речи;

основные морфологические нормы;

уметь:

определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам;

различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;

проводить морфологический разбор слова;

находить в тексте основные выразительные средства морфологии.

Синтаксис и пунктуация

знать:

что изучает синтаксис и пунктуация;

основные признаки словосочетания и предложения;

виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании;

виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения;

основные пунктуационные нормы;

основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями);

основные выразительные средства синтаксиса русского языка;

уметь:

устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;

определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

пользоваться синтаксическими синонимами;

проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;

проводить пунктуационный разбор предложения;

находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.

Орфография

знать:

что изучает орфография;

основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов;

уметь:

применять орфографические правила на письме;

применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;

проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;

соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.

Работа над сочинением

знать:

нормы современного литературного языка (орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические;

критерии оценивания сочинения.

уметь:

работать над сочинением по исходному тексту с учётом критериев оценки задания;

оценивать свою работу по предложенным критериям.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

​ осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

​ развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

​ увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

​ совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

​ самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


































СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«СТУПЕНИ К ЕГЭ» В 10-11 КЛАССАХ



Синтаксис и пунктуация – 16 часов


Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы постановки знаков препинания.

Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русского языка.

Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения. Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них.

Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи.

Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов.

Контрольный анализ художественного текста.


Речь. Функциональные стили речи – 32часа


Обобщающее повторение. Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования.

Официально- деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. Практика анализа и составления деловых бумаг, официальных документов.

Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад.

Жанры публицистического стиля: очерк.

Жанры публицистического стиля: путевой очерк, портретный очерк.

Жанры публицистического стиля: проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера.

Жанры публицистического стиля: эссе.

Практикум. Выполнение задания С по тексту публицистического стиля.

Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно – выразительных средств.

Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи.

Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.

Практическая работа. Анализ художественно – языковой формы произведения русской классической литературы.

Практикум. Написание рецензии на текст художественного стиля.




Общие сведения о языке – 6 часов


Культура речи и языковая норма.

Функции языка. Выдающиеся учёные – русисты.

Повторение и систематизация знаний – 14 часов


Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии.

Повторение и систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания.

Трудные случаи пунктуации. Цитирование.

Лингвистический анализ текста.

Итоговая контрольная работа по выполнению заданий пробного ЕГЭ.










































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТУПЕНИ К ЕГЭ»

В 10 КЛАССЕ


п/п

Тема раздела, урока

Кол

-во часов

Дата

Повторение и разбор заданий ЕГЭ по русскому языку

Примечания


по плану

фактическая


1

Синтаксис и пунктуация – 8 часов.

Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации.




Правописание приставок


2

Трудные вопросы постановки знаков препинания.




Союз И в простом и сложном предложении


3

Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русского языка. (Сообщения обучающихся, работа в группах, практическая работа).




Речевые нормы, тема текста и авторская позиция; словосочетания и типы связи в словосочетаниях.


4

Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения. Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. (Составление таблицы, практическая работа, составление вопросов и заданий к теме.)




Речевые нормы. Знаки препинания при однородных членах предложения и обособленных членах предложения.


5

Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них. (Сообщения обучающихся, редактирование стилистических текстов)






6

Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи. (Практикум, беседа, работа с учебниками разных программ).






7

Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов. (Практическая работа)




Средства художественной выразительности в текстах различных стилей .


8

Контрольный анализ художественного текста.









9

Речь. Функциональные стили речи – 17 часов.

Обобщающее повторение. Функциональные стили речи (Сообщения обучающихся, практическая работа; семинар, работа в группах).






10

Основные особенности функциональных стилей: назначение каждого из стилей, сфера использования.






11

Официально- деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста.






12

Практика анализа и составления деловых бумаг, официальных документов (Составление таблицы, деловых бумаг и официальных документов, работа в группах).




Резюме


13

Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи.




Средства художественной выразительности в текстах различных стилей.


14

Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад (Практическая работа, составление таблицы, выступления обучающихся).






15

Жанры публицистического стиля: очерк (Сообщения обучающихся, работа с публицистическими текстами)




Жанры сочинения – рассуждения.


16

Жанры публицистического стиля: путевой очерк, портретный очерк (Работа с текстами, беседа).




Анализ авторской позиции.


17

Жанры публицистического стиля: проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера. (Работа с текстами).




Анализ языковых средств.


18

Жанры публицистического стиля: эссе. (Работа с текстами, составление алгоритма).




Сочинение по данному тексту в жанре эссе.


19

Практикум. Выполнение задания С по тексту публицистического стиля.




Сочинение по данному тексту в жанре эссе.


20

Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно – выразительных средств. (Сообщения обучающихся, работа в группах с текстами)




Средства художественной выразительности в текстах различных стилей.


21

Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. (Анализ текстов)






22

Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста. (Работа в группах, беседа)






23

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. (Семинар, анализ стихотворного текста).




Средства художественной выразительности в текстах различных стилей


24

Практическая работа. Анализ художественно – языковой формы произведения русской классической литературы.






25

Практикум. Написание рецензии на текст художественного стиля.






26

Общие сведения о языке – 3 часа.

Культура речи (Работа в группах, работа со справочной литературой).




Языковые нормы


27

Языковая норма.






28

Функции языка. Выдающиеся учёные – русисты. (Беседа, сообщения обучающихся)




Морфология


29

Повторение и систематизация знаний – 6 часов. Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии. (Работа в группах, беседа, составление алгоритма к заданию)






30

Повторение и систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии.






31

Трудные случаи правописания. (Индивидуальная работа с последующими выводами, работа в группах, анализ текста)






32

Трудные случаи пунктуации. Цитирование. (Практическая работа, пунктуационный анализ текста)






33

Лингвистический анализ текста.






34

Итоговая контрольная работа по выполнению заданий пробного ЕГЭ.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТУПЕНИ К ЕГЭ»

В 11 КЛАССЕ


п/п


Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

по плану

фактическая


1.

Структура и содержание экзаменационной работы.


1




2.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

1




3.

Средства связи предложений в тексте.

1




4.

Стили речи.

1




5.

Функционально-смысловые типы речи.

1




6.

Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.

1




7.

Современные требования к созданию вторичных текстов. Структура сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ).

1




8.

Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.


1




9.

Выразительные средства фонетики и словообразования.

1




10.

Выразительные средства лексики и фразеологии, грамматики

1




11.

Анализ средств выразительности в тексте

1




12.

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

1




13.

Значимые части слова (морфемы). Морфемный анализ слова

1




14.

Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова.

1




15.

Самостоятельные и служебные части речи

1




16.

Морфологический анализ самостоятельных частей речи.

1




17.

Морфологический анализ служебных частей.

1




18.

Омонимия самостоятельных и служебных частей речи.

1




19.

Правописание корней. Правописание словарных слов.

1




20.

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.

1




21.

Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание -н-/-нн- в различных частях речи.

1




22.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

1




23.

Словосочетание.

1




24.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

1




25.

Осложненное простое предложение. Знаки препинания между членами предложения.

1




26.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

1




27.

Сложное предложение.

Сложносочиненное предложение.

1




28.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1




29.

Сложноподчиненное предложение.

1




30.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1




31.

Бессоюзное сложное предложение

1




32.

Сложные предложения с разными видами связи между частями.

1




33.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

1




34.

Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему.

1