АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Рабочая программа элективного курса «Ступени к ЕГЭ» в 10-11 классах составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10 – 11 классов средней школы под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой на основе пособия Е. А. Влодавской, рекомендованного Российской Академией Образования, для подготовки выпускников всех типов образовательных учреждений РФ к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ.
Программа учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок.
Предлагаемый элективный курс поможет обеспечить эффективную подготовку обучающихся 10 – 11 классов к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Планирование составлено на 34 учебных часа в 10 классе и 34 учебных часа в 11 классе. Учебным планом образовательной организации из компонента образовательного учреждения выделен 1 час в 10 классе и 1 час в 11 классе на изучение курса.
Срок реализации программы – 2 года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТУПЕНИ К ЕГЭ»
В результате изучения курса «Ступени к ЕГЭ» ученик должен:
Орфоэпия
знать:
что изучает орфоэпия;
основные орфоэпические нормы произношения слов;
уметь:
проводить орфоэпический разбор;
находить в тексте основные выразительные фонетические средства.
Словообразование
знать:
что изучает словообразование;
систему словообразующих и формообразующих морфем, основные способы образования слов;
что морфема – это значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении;
что в морфемной структуре слова с течением времени могут происходить изменения;
как связано строение слова и его написание;
уметь:
опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных;
определять способы образования слов;
находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства.
Лексикология и фразеология
знать:
что изучает лексикология и фразеология;
основные понятия лексикологии и фразеологии;
основные способы объяснения лексического значения слова;
различать по значению паронимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы;
уметь:
соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка;
соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;
находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;
определять прямое и переносное значение слова;
находить в тексте основные выразительные лексические средства.
Морфология
знать:
что изучает морфология;
что такое грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.);
принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические принципы, роль в предложении, признаки частей речи;
основные морфологические нормы;
уметь:
определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам;
различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;
проводить морфологический разбор слова;
находить в тексте основные выразительные средства морфологии.
Синтаксис и пунктуация
знать:
что изучает синтаксис и пунктуация;
основные признаки словосочетания и предложения;
виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании;
виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения;
основные пунктуационные нормы;
основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями);
основные выразительные средства синтаксиса русского языка;
уметь:
устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;
определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
пользоваться синтаксическими синонимами;
проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;
проводить пунктуационный разбор предложения;
находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.
Орфография
знать:
что изучает орфография;
основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов;
уметь:
применять орфографические правила на письме;
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;
проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;
соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.
Работа над сочинением
знать:
нормы современного литературного языка (орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические;
критерии оценивания сочинения.
уметь:
работать над сочинением по исходному тексту с учётом критериев оценки задания;
оценивать свою работу по предложенным критериям.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«СТУПЕНИ К ЕГЭ» В 10-11 КЛАССАХ
Синтаксис и пунктуация – 16 часов
Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы постановки знаков препинания.
Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русского языка.
Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения. Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.
Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них.
Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи.
Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов.
Контрольный анализ художественного текста.
Речь. Функциональные стили речи – 32часа
Обобщающее повторение. Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования.
Официально- деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. Практика анализа и составления деловых бумаг, официальных документов.
Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад.
Жанры публицистического стиля: очерк.
Жанры публицистического стиля: путевой очерк, портретный очерк.
Жанры публицистического стиля: проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера.
Жанры публицистического стиля: эссе.
Практикум. Выполнение задания С по тексту публицистического стиля.
Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно – выразительных средств.
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи.
Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.
Практическая работа. Анализ художественно – языковой формы произведения русской классической литературы.
Практикум. Написание рецензии на текст художественного стиля.
Общие сведения о языке – 6 часов
Культура речи и языковая норма.
Функции языка. Выдающиеся учёные – русисты.
Повторение и систематизация знаний – 14 часов
Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии.
Повторение и систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания.
Трудные случаи пунктуации. Цитирование.
Лингвистический анализ текста.
Итоговая контрольная работа по выполнению заданий пробного ЕГЭ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТУПЕНИ К ЕГЭ»
В 10 КЛАССЕ
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол -во часов | Дата | Повторение и разбор заданий ЕГЭ по русскому языку | Примечания |
| по плану | фактическая | |
1 | Синтаксис и пунктуация – 8 часов. Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. | | | | Правописание приставок | |
2 | Трудные вопросы постановки знаков препинания. | | | | Союз И в простом и сложном предложении | |
3 | Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русского языка. (Сообщения обучающихся, работа в группах, практическая работа). | | | | Речевые нормы, тема текста и авторская позиция; словосочетания и типы связи в словосочетаниях. | |
4 | Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения. Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. (Составление таблицы, практическая работа, составление вопросов и заданий к теме.) | | | | Речевые нормы. Знаки препинания при однородных членах предложения и обособленных членах предложения. | |
5 | Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них. (Сообщения обучающихся, редактирование стилистических текстов) | | | | | |
6 | Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи. (Практикум, беседа, работа с учебниками разных программ). | | | | | |
7 | Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов. (Практическая работа) | | | | Средства художественной выразительности в текстах различных стилей . | |
8 | Контрольный анализ художественного текста. | | | | | |
9 | Речь. Функциональные стили речи – 17 часов. Обобщающее повторение. Функциональные стили речи (Сообщения обучающихся, практическая работа; семинар, работа в группах). | | | | | |
10 | Основные особенности функциональных стилей: назначение каждого из стилей, сфера использования. | | | | | |
11 | Официально- деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. | | | | | |
12 | Практика анализа и составления деловых бумаг, официальных документов (Составление таблицы, деловых бумаг и официальных документов, работа в группах). | | | | Резюме | |
13 | Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. | | | | Средства художественной выразительности в текстах различных стилей. | |
14 | Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад (Практическая работа, составление таблицы, выступления обучающихся). | | | | | |
15 | Жанры публицистического стиля: очерк (Сообщения обучающихся, работа с публицистическими текстами) | | | | Жанры сочинения – рассуждения. | |
16 | Жанры публицистического стиля: путевой очерк, портретный очерк (Работа с текстами, беседа). | | | | Анализ авторской позиции. | |
17 | Жанры публицистического стиля: проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера. (Работа с текстами). | | | | Анализ языковых средств. | |
18 | Жанры публицистического стиля: эссе. (Работа с текстами, составление алгоритма). | | | | Сочинение по данному тексту в жанре эссе. | |
19 | Практикум. Выполнение задания С по тексту публицистического стиля. | | | | Сочинение по данному тексту в жанре эссе. | |
20 | Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно – выразительных средств. (Сообщения обучающихся, работа в группах с текстами) | | | | Средства художественной выразительности в текстах различных стилей. | |
21 | Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. (Анализ текстов) | | | | | |
22 | Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста. (Работа в группах, беседа) | | | | | |
23 | Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. (Семинар, анализ стихотворного текста). | | | | Средства художественной выразительности в текстах различных стилей | |
24 | Практическая работа. Анализ художественно – языковой формы произведения русской классической литературы. | | | | | |
25 | Практикум. Написание рецензии на текст художественного стиля. | | | | | |
26 | Общие сведения о языке – 3 часа. Культура речи (Работа в группах, работа со справочной литературой). | | | | Языковые нормы | |
27 | Языковая норма. | | | | | |
28 | Функции языка. Выдающиеся учёные – русисты. (Беседа, сообщения обучающихся) | | | | Морфология | |
29 | Повторение и систематизация знаний – 6 часов. Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии. (Работа в группах, беседа, составление алгоритма к заданию) | | | | | |
30 | Повторение и систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. | | | | | |
31 | Трудные случаи правописания. (Индивидуальная работа с последующими выводами, работа в группах, анализ текста) | | | | | |
32 | Трудные случаи пунктуации. Цитирование. (Практическая работа, пунктуационный анализ текста) | | | | | |
33 | Лингвистический анализ текста. | | | | | |
34 | Итоговая контрольная работа по выполнению заданий пробного ЕГЭ. | | | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТУПЕНИ К ЕГЭ»
В 11 КЛАССЕ
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
по плану | фактическая | |
1. | Структура и содержание экзаменационной работы. | 1 | | | |
2. | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | | | |
3. | Средства связи предложений в тексте. | 1 | | | |
4. | Стили речи. | 1 | | | |
5. | Функционально-смысловые типы речи. | 1 | | | |
6. | Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. | 1 | | | |
7. | Современные требования к созданию вторичных текстов. Структура сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ). | 1 | | | |
8. | Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. | 1 | | | |
9. | Выразительные средства фонетики и словообразования. | 1 | | | |
10. | Выразительные средства лексики и фразеологии, грамматики | 1 | | | |
11. | Анализ средств выразительности в тексте | 1 | | | |
12. | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. | 1 | | | |
13. | Значимые части слова (морфемы). Морфемный анализ слова | 1 | | | |
14. | Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. | 1 | | | |
15. | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | | | |
16. | Морфологический анализ самостоятельных частей речи. | 1 | | | |
17. | Морфологический анализ служебных частей. | 1 | | | |
18. | Омонимия самостоятельных и служебных частей речи. | 1 | | | |
19. | Правописание корней. Правописание словарных слов. | 1 | | | |
20. | Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. | 1 | | | |
21. | Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание -н-/-нн- в различных частях речи. | 1 | | | |
22. | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. | 1 | | | |
23. | Словосочетание. | 1 | | | |
24. | Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. | 1 | | | |
25. | Осложненное простое предложение. Знаки препинания между членами предложения. | 1 | | | |
26. | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 | | | |
27. | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. | 1 | | | |
28. | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | | | |
29. | Сложноподчиненное предложение. | 1 | | | |
30. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 1 | | | |
31. | Бессоюзное сложное предложение | 1 | | | |
32. | Сложные предложения с разными видами связи между частями. | 1 | | | |
33. | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | 1 | | | |
34. | Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему. | 1 | | | |