Мостовский район село Шедок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 села Шедок муниципального образования Мостовский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического
совета от 30 августа 2016 года
протокол № 1
Председатель
____________ О.В.Скрипник
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Программируем на языке Паскаль»
Уровень образования: среднее общее образование, 10 - 11 классы
Количество часов: 68
Учитель: Соловьянов Александр Сергеевич
Программа разработана в соответствии с ФКГОС-2004 и на основе учебной литературы:
- Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие
- Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников
- Мещанинов Н.А. Программирование на языке Pascal (основы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе учебной литературы:
- Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие
- Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников
- Мещанинов Н.А. Программирование на языке Pascal (основы)
Изучая программирование на языке Паскаль, учащиеся приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
Усвоив материал курса, учащиеся могут применять свои знания в изучении этой темы, а также объектно-ориентированного программирования.
Учитывая все вышесказанное, можно выделить основную цель данного курса.
Цели и задачи курса
Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.
Формирование алгоритмической культуры.
Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.
Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.
Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.
Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.
Развитие алгоритмического мышления учащихся.
Формирование навыков грамотной разработки программ.
Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Основной формой проведения занятий являются практикумы по решению задач. Организация личностно-ориентированных практикумов по решению задач, личностно-ориентированного контроля – это как раз то, что необходимо учащемуся для его уверенности, успешности в очень сложном разделе информатики. Эти две формы работы предполагают следующее:
Каждому ученику подбираются индивидуальные задачи (как правило, для тематического 2-3, для итогового до 10).
Подбор задач для каждого ученика необходимо выполнять исходя из их умственных способностей и психологического настроя к программированию.
Задачи каждому ученику выдаются адресно. Каждый ученик на разных практикумах имеет разный вариант (сегодня первый, в следующий раз девятый и т.д.) – это тоже важный момент, ориентированный на личность учащегося.
Задачи для каждого ученика посильные, т.е. он заведомо уверен в своем успехе.
После завершения практикума каждый ученик защищает свои решения на семинарах перед другими учениками, делится новыми способами решения. Принимает участие в дискуссии по поводу решения задач, предлагает другие пути их решения. Отвечает на возникшие вопросы в ходе обсуждения.
Разработка проектов. Данный вид работы проводится один раз в год, итого за два года обучения на курсе – 2 проекта. Цель проектной деятельности – развитие самостоятельного, проектного мышления учащихся, подготовка их к обучению в высшем учебном заведении.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа составлена для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных школ базового уровня обучения и рассчитана на 34 учебных часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе, по 1 часу в неделю.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа |
10 класс | 11 класс | 10 класс | 11 класс |
-
| Введение в Паскаль. Данные. Типы данных | 4 | | 4 | |
-
| Алгоритмы линейной структуры | 5 | | 5 | |
-
| Алгоритмы разветвляющейся структуры | 5 | | 5 | |
-
| Перечислимый и интервальный типы данных | 3 | | 3 | |
-
| Циклы | 5 | | 5 | |
-
| Подпрограммы | 4 | | 4 | |
-
| Массивы | 7 | | 7 | |
-
| Проектная работа | 1 | 2 | 1 | 2 |
-
| Повторение | | 2 | | 2 |
-
| Записи | | 6 | | 6 |
-
| Строки | | 8 | | 8 |
-
| Множества | | 8 | | 8 |
-
| Файлы | | 8 | | 8 |
Итого: | 34 | 34 | 34 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
10 класс
Введение в Паскаль. Данные. Типы данных
Введение в Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Рекомендации по стилю записи программы, использование комментариев. Алфавит языка.
Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные.
Организация ввода-вывода. Оператор присваивания.
Обобщающий урок по теме «Данные. Типы данных»
Алгоритмы линейной структуры
Алгоритмы разветвляющейся структуры
Перечислимый и интервальный типы данных
Циклы
Подпрограммы
Массивы
Одномерные массивы: описание и задание элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки.
Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива. Обработка элементов двумерных массивов. Квадратная матрица. Транспонирование матрицы.
11 класс
Записи
Строки
Строковый тип данных. Нахождение, замена, вывод на экран элементов строк, подчиненных определенным условиям с использованием стандартных функций
Множества
Файлы
Перечень практических и контрольных работ
10 класс
Практикум по решению задач №1
Практикум по решению задач №2
Практикум по решению задач №3
Практикум по решению задач №4
Практикум по решению задач №5
Практикум по решению задач №6
Практикум по решению задач №7
Практикум по решению задач №8
Практикум по решению задач №9
Практикум по решению задач №10
Практикум по решению задач №11
Практикум по решению задач №12
Практикум по решению задач №13
Практикум по решению задач №14
Практикум по решению задач №15
Практикум по решению задач №16
Проектная работа
11 класс
Практикум по решению задач №1
Практикум по решению задач №2
Практикум по решению задач №3
Практикум по решению задач №4
Практикум по решению задач №5
Практикум по решению задач №6
Практикум по решению задач №7
Практикум по решению задач №8
Практикум по решению задач №9
Практикум по решению задач №10
Практикум по решению задач №11
Практикум по решению задач №12
Практикум по решению задач №13
Практикум по решению задач №14
Проектная работа
Использование резерва учебного времени
Резерв учебного времени в 10 классе составляет 1 час, который включен в раздел «Проектная работа». В 11 классе резерв учебного времени составляет 2 часа, которые распределены следующим образом: в раздел «Проектная работа» добавлены темы «Работа над проектом» и «Защита проекта».
Примерные темы проектов
Тема 1. Числа Близнецы. Два нечетных простых числа, разнящиеся на два, называются Близнецами (5 и 7, 11 и 13, 17 и 19…). Составить программу, которая находит все числа Близнецы в интервале [2;1000]
Тема 2. Совершенные числа. Совершенным числом называется число, равное сумме всех делителей, меньших, чем оно само. Например, 28=1+2+4+7+14. Составить программу, которая находит все совершенные числа в интервале [1;10000].
Тема 3. Дружественные числа. Дружественными числами являются два натуральных числа, таких, что каждое из них равно сумме всех натуральных делителей другого, исключая само это другое число. Например, 220 и 284. Составить программу, которая находит все дружественные числа в интервале [1;10000].
Тема 4. Автоморфные числа. Автоморфным числом называется число, равное последним цифрам своего квадрата. Например, 52=25, 252=625. Составить программу, которая находит все автоморфные числа в интервале [m;n].
Тема 5. Пифагоровы числа. Пифагоровыми числами называются числа, для которых выполняется равенство a2+b2= c2. Например, 32+42= 52, следовательно, числа 3,4,5 – пифагоровы. Составить программу, которая находит все пифагоровы числа, не превышающих 20.
Тема 6. Взаимно – простые числа. Числа, у которых НОД равен 1, называются взаимно - простыми. Найти все взаимно - простые числа на отрезке [1;100].
Тема 7. Счастливые троллейбусные билеты. Счастливый билет – это такой билет, в котором сумма трех первых цифр равна сумме трех последних цифр, например, №627294, 6+2+7=2+9+4. Составить программу для нахождения всех номеров счастливых билетов, таких, что из них можно извлечь квадратный корень.
Тема 8. Квадраты натуральных чисел. Составить программу, позволяющую напечатать квадрат натуральных чисел от 1 до n без операции умножения: 12=1, 22=1+3, 32=1+3+5, 42=1+3+5+7, 52=1+3+5+7+9 и т.д.
Тема 9. Натуральное число с максимальной суммой делителей. Найти натуральное число от 1 до N с максимальной суммой делителей.
Тема 10. Трехзначные числа. Найти трехзначные натуральные числа, равные сумме кубов своих цифр.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс |
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов |
Введение в Паскаль. Данные. Типы данных | 4 | | |
Алгоритмы линейной структуры | 5 | | |
Алгоритмы разветвляющейся структуры | 5 | | |
Перечислимый и интервальный типы данных | 3 | | |
Циклы | 5 | | |
Подпрограммы | 4 | | |
Массивы | 7 | | |
Проектная работа | 1 | | |
11 класс |
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов |
Повторение изученного в первом модуле | 2 | | |
Записи | 6 | | |
Строки | 8 | | |
Множества | 8 | | |
Файлы | 8 | | |
Проектная работа | 2 | | |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для учителя:
Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин. Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчик. - М.: -Издательский центр «Академия», 2001.
Керниган Брайан В., Пайк Роб. Практика программирования. - СПб. Невский диалект, 2001
Малютин Э.А., Малютина Л.В. «Языки программирования»
Учебно-методический комплект по элективному курсу «Программируем на языке Паскаль» включает учебные пособия и практикум:
Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие. - 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.
Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. – СПб. БХВ-Петербург, 2004.
Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.
Для учащихся:
Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие. - 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.
Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.
Культин Н. Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб. БХВ-Петербург, 2002.
Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. – СПб: БХВ-Петербург, 2004.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей математики, физики, информатики и ИКТ МБОУ СОШ №3 села Шедок от 29 августа 2016 года №1 _____________ Е.П. Зинченко | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _____________ Т.А. Шадрина 29 августа 2016 года |
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу элективного курса «Программируем на языке Паскаль» учителя информатики и ИКТ МБОУ СОШ №3 села Шедок Мостовского района
Соловьянова Александра Сергеевича
Данная программа составлена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ базового уровня обучения и рассчитана на 34 учебных часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе, по 1 часу в неделю.
Рабочая программа «Программируем на языке Паскаль» составлена с учетом требований образовательного стандарта и запросов, учащихся по данному направлению.
Целями данного курса является развитие алгоритмического мышления учащихся, обучение структурному программированию, освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на Паскале, углубление знаний, формирование интереса к профессиям, связанным с программированием.
Материал, использованный автором при составлении программы, подобран грамотно и профессионально с точки зрения необходимости данной тематики в элективном курсе.
Данная программа может быть использована в 10 классе (34 учебных часа) и в 11 классе (34 часа), по 1 часу в неделю.
Рецензию составил (-а):
заведующий
районным методическим объединением
учителей информатики ________________ С.Н. Михалева