СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Программируем на языке Паскаль"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе учебной литературы:

- Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие

- Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников

- Мещанинов Н.А. Программирование на языке Pascal (основы)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Программируем на языке Паскаль"»

Мостовский район село Шедок

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 села Шедок муниципального образования Мостовский район



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического

совета от 30 августа 2016 года

протокол № 1

Председатель

____________ О.В.Скрипник



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Элективного курса «Программируем на языке Паскаль»

Уровень образования: среднее общее образование, 10 - 11 классы

Количество часов: 68

Учитель: Соловьянов Александр Сергеевич



Программа разработана в соответствии с ФКГОС-2004 и на основе учебной литературы:

- Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие

- Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников

- Мещанинов Н.А. Программирование на языке Pascal (основы)

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе учебной литературы:

- Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие

- Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников

- Мещанинов Н.А. Программирование на языке Pascal (основы)

Изучая программирование на языке Паскаль, учащиеся приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Усвоив материал курса, учащиеся могут применять свои знания в изучении этой темы, а также объектно-ориентированного программирования.

Учитывая все вышесказанное, можно выделить основную цель данного курса.

Цели и задачи курса

  • Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.

  • Формирование алгоритмической культуры.

  • Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.

  • Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.

  • Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.

  • Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.

  • Развитие алгоритмического мышления учащихся.

  • Формирование навыков грамотной разработки программ.

  • Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Основной формой проведения занятий являются практикумы по решению задач. Организация личностно-ориентированных практикумов по решению задач, личностно-ориентированного контроля – это как раз то, что необходимо учащемуся для его уверенности, успешности в очень сложном разделе информатики. Эти две формы работы предполагают следующее:

  • Каждому ученику подбираются индивидуальные задачи (как правило, для тематического 2-3, для итогового до 10).

  • Подбор задач для каждого ученика необходимо выполнять исходя из их умственных способностей и психологического настроя к программированию.

  • Задачи каждому ученику выдаются адресно. Каждый ученик на разных практикумах имеет разный вариант (сегодня первый, в следующий раз девятый и т.д.) – это тоже важный момент, ориентированный на личность учащегося.

  • Задачи для каждого ученика посильные, т.е. он заведомо уверен в своем успехе.

После завершения практикума каждый ученик защищает свои решения на семинарах перед другими учениками, делится новыми способами решения. Принимает участие в дискуссии по поводу решения задач, предлагает другие пути их решения. Отвечает на возникшие вопросы в ходе обсуждения.

Разработка проектов. Данный вид работы проводится один раз в год, итого за два года обучения на курсе – 2 проекта. Цель проектной деятельности – развитие самостоятельного, проектного мышления учащихся, подготовка их к обучению в высшем учебном заведении.


  1. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данная программа составлена для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных школ базового уровня обучения и рассчитана на 34 учебных часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе, по 1 часу в неделю.


Таблица тематического распределения количества часов


п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

10 класс

11 класс

10 класс

11 класс

Введение в Паскаль. Данные. Типы данных

4


4


Алгоритмы линейной структуры

5


5


Алгоритмы разветвляющейся структуры

5


5


Перечислимый и интервальный типы данных

3


3


Циклы

5


5


Подпрограммы

4


4


Массивы

7


7


Проектная работа

1

2

1

2

Повторение


2


2

Записи


6


6

Строки


8


8

Множества


8


8

Файлы


8


8

Итого:

34

34

34

34



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


10 класс

Введение в Паскаль. Данные. Типы данных

  • Введение в Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Рекомендации по стилю записи программы, использование комментариев. Алфавит языка.

  • Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные.

  • Организация ввода-вывода. Оператор присваивания.

  • Обобщающий урок по теме «Данные. Типы данных»


Алгоритмы линейной структуры
  • Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование.


Алгоритмы разветвляющейся структуры

  • Организация ветвлений в программах. Основные понятия математической логики. Условный оператор. Оператор безусловного перехода.


Перечислимый и интервальный типы данных

  • Перечислимые и ограниченные типы данных. Оператор выбора case.


Циклы

  • Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы.


Подпрограммы

  • Процедуры. Функции. Рекурсии. Процедуры и функции пользователя.


Массивы

  • Одномерные массивы: описание и задание элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки.

  • Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива. Обработка элементов двумерных массивов. Квадратная матрица. Транспонирование матрицы.


11 класс


Записи

  • Комбинированный тип - записи. Оператор присоединения. Сортировка записи.


Строки

  • Строковый тип данных. Нахождение, замена, вывод на экран элементов строк, подчиненных определенным условиям с использованием стандартных функций


Множества

  • Понятие множества. Использование множеств при обработке текстов и массивов.


Файлы

  • Файловые типы. Процедуры и функции работы с файлами



Перечень практических и контрольных работ


10 класс


Практикум по решению задач №1

Практикум по решению задач №2

Практикум по решению задач №3

Практикум по решению задач №4

Практикум по решению задач №5

Практикум по решению задач №6

Практикум по решению задач №7

Практикум по решению задач №8

Практикум по решению задач №9

Практикум по решению задач №10

Практикум по решению задач №11

Практикум по решению задач №12

Практикум по решению задач №13

Практикум по решению задач №14

Практикум по решению задач №15

Практикум по решению задач №16

Проектная работа


11 класс


Практикум по решению задач №1

Практикум по решению задач №2

Практикум по решению задач №3

Практикум по решению задач №4

Практикум по решению задач №5

Практикум по решению задач №6

Практикум по решению задач №7

Практикум по решению задач №8

Практикум по решению задач №9

Практикум по решению задач №10

Практикум по решению задач №11

Практикум по решению задач №12

Практикум по решению задач №13

Практикум по решению задач №14

Проектная работа


Использование резерва учебного времени


Резерв учебного времени в 10 классе составляет 1 час, который включен в раздел «Проектная работа». В 11 классе резерв учебного времени составляет 2 часа, которые распределены следующим образом: в раздел «Проектная работа» добавлены темы «Работа над проектом» и «Защита проекта».


Примерные темы проектов

Тема 1. Числа Близнецы. Два нечетных простых числа, разнящиеся на два, называются Близнецами (5 и 7, 11 и 13, 17 и 19…). Составить программу, которая находит все числа Близнецы в интервале [2;1000]

Тема 2. Совершенные числа. Совершенным числом называется число, равное сумме всех делителей, меньших, чем оно само. Например, 28=1+2+4+7+14. Составить программу, которая находит все совершенные числа в интервале [1;10000].

Тема 3. Дружественные числа. Дружественными числами являются два натуральных числа, таких, что каждое из них равно сумме всех натуральных делителей другого, исключая само это другое число. Например, 220 и 284. Составить программу, которая находит все дружественные числа в интервале [1;10000].

Тема 4. Автоморфные числа. Автоморфным числом называется число, равное последним цифрам своего квадрата. Например, 52=25, 252=625. Составить программу, которая находит все автоморфные числа в интервале [m;n].

Тема 5. Пифагоровы числа. Пифагоровыми числами называются числа, для которых выполняется равенство a2+b2= c2. Например, 32+42= 52, следовательно, числа 3,4,5 – пифагоровы. Составить программу, которая находит все пифагоровы числа, не превышающих 20.

Тема 6. Взаимно – простые числа. Числа, у которых НОД равен 1, называются взаимно - простыми. Найти все взаимно - простые числа на отрезке [1;100].

Тема 7. Счастливые троллейбусные билеты. Счастливый билет – это такой билет, в котором сумма трех первых цифр равна сумме трех последних цифр, например, №627294, 6+2+7=2+9+4. Составить программу для нахождения всех номеров счастливых билетов, таких, что из них можно извлечь квадратный корень.

Тема 8. Квадраты натуральных чисел. Составить программу, позволяющую напечатать квадрат натуральных чисел от 1 до n без операции умножения: 12=1, 22=1+3, 32=1+3+5, 42=1+3+5+7, 52=1+3+5+7+9 и т.д.

Тема 9. Натуральное число с максимальной суммой делителей. Найти натуральное число от 1 до N с максимальной суммой делителей.

Тема 10. Трехзначные числа. Найти трехзначные натуральные числа, равные сумме кубов своих цифр.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Введение в Паскаль. Данные. Типы данных

4



Алгоритмы линейной структуры

5



Алгоритмы разветвляющейся структуры

5



Перечислимый и интервальный типы данных

3



Циклы

5



Подпрограммы

4



Массивы

7



Проектная работа

1




11 класс

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Повторение изученного в первом модуле

2



Записи

6



Строки

8



Множества

8



Файлы

8



Проектная работа

2





  1. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Для учителя:

  1. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин. Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчик. - М.: -Издательский центр «Академия», 2001.

  2. Керниган Брайан В., Пайк Роб. Практика программирования. - СПб. Невский диалект, 2001

  3. Малютин Э.А., Малютина Л.В. «Языки программирования»

  4. Учебно-методический комплект по элективному курсу «Программируем на языке Паскаль» включает учебные пособия и практикум:

  5. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие. - 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.

  6. Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. – СПб. БХВ-Петербург, 2004.

  7. Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.


Для учащихся:

  1. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие. - 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.

  2. Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.

  3. Культин Н. Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб. БХВ-Петербург, 2002.

  4. Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. – СПб: БХВ-Петербург, 2004.























СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей математики, физики, информатики и ИКТ

МБОУ СОШ №3 села Шедок

от 29 августа 2016 года №1

_____________ Е.П. Зинченко


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_____________ Т.А. Шадрина

29 августа 2016 года

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу элективного курса «Программируем на языке Паскаль» учителя информатики и ИКТ МБОУ СОШ №3 села Шедок Мостовского района

Соловьянова Александра Сергеевича



Данная программа составлена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ базового уровня обучения и рассчитана на 34 учебных часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе, по 1 часу в неделю.

Рабочая программа «Программируем на языке Паскаль» составлена с учетом требований образовательного стандарта и запросов, учащихся по данному направлению.

Целями данного курса является развитие алгоритмического мышления учащихся, обучение структурному программированию, освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на Паскале, углубление знаний, формирование интереса к профессиям, связанным с программированием.

Материал, использованный автором при составлении программы, подобран грамотно и профессионально с точки зрения необходимости данной тематики в элективном курсе.

Данная программа может быть использована в 10 классе (34 учебных часа) и в 11 классе (34 часа), по 1 часу в неделю.

























Рецензию составил (-а):

заведующий

районным методическим объединением

учителей информатики ________________ С.Н. Михалева