СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Решение нестандартных задач по химии" (для 10-11 классов)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса «Решение нестандартных задач по химии» составлена на основе Программы Химического отделения Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета (Заочная школа), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Решение нестандартных задач по химии" (для 10-11 классов)»





Структура рабочей программы

1.      титульный лист (название программы);

2.      пояснительная записка;

3.      содержание тем учебного курса;

4.      учебно-тематический план;

5.      требования к результатам;

6.      критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний;

7.      перечень учебно-методического обеспечения;

8.      список литературы (основной и дополнительной);

9.      приложение (календарно-тематическое планирование).





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа элективного курса «Решение нестандартных задач по химии» составлена на основе Программы Химического отделения Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета (Заочная школа), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и Положением о разработке и утверждении рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности в МОУ СОШ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 23. Курс рассчитан на 1 ч в неделю.

Срок реализации программы 2 года.

Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

Данная рабочая программа реализуется при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Среднее (полное) общее образование — третья, заключительная ступень общего образования. Содержание среднего (полного) общего образование направлено на решение двух задач:

1. Завершение общеобразовательной подготовки в соответствии с Законом об образовании

2. Реализация предпрофессионального общего образования, которое позволяет обеспечить преемственность общего и профессионального образования.

Большой вклад в достижение главных целей среднего (полного) общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:

1. формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

2. развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

3. выработку у обучающихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;

4. формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.



Цель элективного курса: формировать умения и навыки решения расчетных нестандартных задач повышенного уровня.

Задачи:

- формирование умения решать расчетные задачи повышенного уровня сложности; 
- закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по химии;
- осуществлять межпредметную связь, а также связь химической науки и жизни;
- расширить знания учащихся о различных рациональных способах решения, продолжить формирование навыков самостоятельной работы;
- научить учащихся мыслить, ориентироваться в проблемных ситуациях, развивать учебно-коммуникативные умения.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

10 класс

 

1. Строение атома и структура периодической системы

Строение атома: ядро и нуклоны, электрон, распределение электронов по орбиталям (принцип Паули, правило Хунда). Электронные конфигурации и валентные электроны. Квантовые числа. Радиоактивность.

Задачи: на состав атома и более сложных частиц; на изотопный состав; на электронные конфигурации атомов, ионов; на квантовые числа; на радиоактивный распад.

2. Химическая связь и строение веществ

Ковалентная связь. Электроотрицательность, степень окисления и валентность. Пространственное строение молекул, гибридизация. Полярность молекул (дипольный момент). Ионная связь. Водородная связь. Металлическая связь.

Задачи:на определение вида связи в молекуле; определение возможной валентности по электронной конфигурации; определение пространственного строения молекулы; определение полярности молекулы с учётом электроотрицательности и пространственного строения.

3. Термохимия, скорость химических реакций

Тепловые эффекты реакций. Термохимические уравнения. Понятие об энтальпии и энтропии. Скорость химической реакции, её зависимость от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения веществ, температуры, давления, катализатора. Энергия активации. Катализаторы и катализ (гомогенный, гетерогенный, ферментативный).

Задачи: на тепловой эффект реакции, на скорость реакции и её изменение от температуры/давления, на энергию активацию, с участием катализатора.

4. Химическое равновесие, растворы

Обратимость реакций и химическое равновесие, способы его смещения. Принцип Ле-Шателье. Константа равновесия. Растворы. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Константы диссоциации. Реакции ионного обмена. Произведение растворимости. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Амфотерность. Ионное произведение воды, рН.

Задачи: константа равновесия для газовой фазы; смещение равновесия; диссоциация сильных и слабых электролитов, определение рН этих растворов; реакции ионного обмена (в т.ч. ПР, гидролиз)

5. Окислительно-восстановительные реакции

ОВР. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Направление окислительно-восстановительных реакций. Электролиз растворов и расплавов.

Задачи: ОВР, направление ОВР, электролиз.

11 класс

1. Основные понятия органической химии. Номенклатура и изомерия органических соединений

Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Молекулярная или брутто-формула. Структурная формула. Функциональная группа. Гомологи. Понятие изомерии. Структурные изомеры. Пространственные изомеры. Предельные радикалы. Непредельные радикалы и ароматические радикалы. Кислород- и азотсодержащие радикалы.

2. Идентификация органических соединений.

Классы органических соединений. Характерные свойства и признаки. Примеры решения задач.

3. Расчетные задачи на примере реакций органических соединений.

Установление химической формулы вещества по продуктам сгорания. Задачи на смеси, на избыток недостаток, на параллельно и последовательно протекающие реакции. Примеры решения задач.

4. Как из неорганических и органических веществ синтезировать заданные органические соединения.

Получение органических соединений из минерального сырья. Получение заданных веществ из доступных органических соединений. Примеры решения задач. Получение органических соединений из сложных природных соединений. Синтез сложных органических соединений из простого промышленно доступного углеводорода. Примеры решения задач.






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.


Раздел (тема) курса

Кол-во часов

Контрольная работа

10 класс

1.

Строение атома и структура периодической системы

3

Первое итоговое задание

2.

Химическая связь и строение веществ

4

Второе итоговое задание

3.

Термохимия, скорость химических реакций

4

Третье итоговое задание

4.

Химическое равновесие, растворы

3

Четвертое итоговое задание

5.

Окислительно-восстановительные реакции

3

Переводное итоговое задание

11 класс

1.

Основные понятия органической химии. Номенклатура и изомерия органических соединений

4

Первое итоговое задание

2.

Идентификация органических соединений.

4

Второе итоговое задание

3.

Расчетные задачи на примере реакций органических соединений.

4

Третье итоговое задание

4.

Как из неорганических и органических веществ синтезировать заданные органические соединения.

4

Четвертое итоговое задание


ИТОГО

35




ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА.


Деятельность учителя в обучении направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;

3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

5) использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

В области предметных результатов изучение химии предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне научиться:

1) в познавательной сфере

а) давать определения изученным понятиям;

б) описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии;

в) описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;

г) классифицировать изученные объекты и явления;

д) наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

е) делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

ж) структурировать изученный материал;

з) интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;

и) описывать строение атомов элементов I—IV периода с использованием электронных конфигураций атомов;

к) моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;

2) в ценностно-ориентационной сфере — анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

3) в трудовой сфере — проводить химический эксперимент;

4) в сфере физической культуры — оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.





КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки).

Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Учебно-методический комплект

  1. Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень);

  2. Авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010г.).

  3. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М: «Дрофа», 2010. – 191.

  4. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2009. – 223, [1] с.: ил.

  5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2007г


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. http://sesc.nsu.ru/zfmsh/progs-zsh/129-chemistry.html

  2. Грандберг И.И. Органическая химия. –М.: Дрофа, 2001 г.

  3. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, Издатель Умеренков, 2011г.










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

№ п\п

Дата

Тема занятия

Вид деятельности учащегося

Количество часов

  1. Строение атома и структура периодической системы

1.


Строение атома: ядро и нуклоны, электрон, распределение электронов по орбиталям (принцип Паули, правило Хунда). Электронные конфигурации и валентные электроны.

Лекция

1

2.


Квантовые числа. Радиоактивность.


Лекция

1

3.


Выполнение первого итогового задания.

Составление алгоритмов решения задач. Решение задач

1

2. Химическая связь и строение веществ

4.


Ковалентная связь. Электроотрицательность, степень окисления и валентность. Пространственное строение молекул, гибридизация.

Лекция

1

5.


Полярность молекул (дипольный момент). Ионная связь.

Лекция

1

6.


Водородная связь. Металлическая связь.

Составление алгоритмов решения задач. Решение задач

1

7.


Выполнение второго итогового задания. Решение задач: на определение вида связи в молекуле; определение возможной валентности по электронной конфигурации; определение пространственного строения молекулы; определение полярности молекулы с учётом электроотрицательности и пространственного строения.

Решение задач

1

3.Термохимия, скорость химических реакций

8.


Тепловые эффекты реакций. Термохимические уравнения. Понятие об энтальпии и энтропии.

Лекция

1

9.


Скорость химической реакции, её зависимость от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения веществ, температуры, давления, катализатора.

Лекция.

1

10.


Энергия активации. Катализаторы и катализ (гомогенный, гетерогенный, ферментативный).


Составление алгоритмов решения задач.

1

11.


Выполнение третьего итогового задания. Решение задач на тепловой эффект реакции, на скорость реакции и её изменение от температуры/давления, на энергию активацию, с участием катализатора.


Решение задач

1

4.Химическое равновесие, растворы

12.


Обратимость реакций и химическое равновесие, способы его смещения. Принцип Ле-Шателье. Константа равновесия.

Лекция.

1

13.


Растворы. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Константы диссоциации. Ионное произведение воды, рН.

Составление алгоритмов решения задач.

1

14.


Реакции ионного обмена. Произведение растворимости. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Амфотерность. Выполнение четвертого итогового задания. Задачи: константа равновесия для газовой фазы; смещение равновесия; диссоциация сильных и слабых электролитов, определение рН этих растворов; реакции ионного обмена (в т.ч. ПР, гидролиз)


Решение задач

1

5.Окислительно-восстановительные реакции

15.


ОВР. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Направление окислительно-восстановительных реакций.

Лекция.

1

16.


Электролиз растворов и расплавов.

Составление алгоритмов решения задач.

1

17.


Переводное итоговое задание.

Решение задач

1


11 класс

№ п\п

Дата

Тема занятия

Вид деятельности учащегося

Количество часов

  1. Основные понятия органической химии. Номенклатура и изомерия органических соединений

1.


Теория химического строения органических веществ. Молекулярная или бутта-формула. Структурная формула.

Лекция

1

2.


Структурные, пространственные и оптические изомеры. Функциональные группы.

Лекция

1

3.


Радикалы: предельные и непредельные. Составление названий органических соединений по номенклатуре ИЮПАК.

Составление алгоритмов решения задач.

1

4.


Выполнение первого итогового задания.

Решение задач

1

2.Идентификация органических соединений.

5.


Классы органических соединений.

Лекция

1

6.


Характерные свойства и признаки.

Лекция

1

7.


Примеры решения задач.

Составление алгоритмов решения задач.

1

8.


Выполнение второго итогового задания.

Решение задач

1

3. Расчетные задачи на примере реакций органических соединений.

9.


Установление химической формулы вещества по продуктам сгорания. 

Лекция

1

10.


Задачи на смеси, на избыток недостаток, на параллельно и последовательно протекающие реакции.

Лекция

1

11.


Примеры решения задач.

Составление алгоритмов решения задач.

1

12.


Выполнение третьего итогового задания.

Решение задач

1

4. Как из неорганических и органических веществ синтезировать заданные органические соединения.

13.


Получение органических соединений из минерального сырья.

Лекция

1

14.


Получение заданных веществ из доступных органических соединений. Примеры решения задач.

Лекция

1

15.


Получение органических соединений из сложных природных соединений. Синтез сложных органических соединений из простого промышленно доступного углеводорода.

Составление алгоритмов решения задач.

1

16.


Примеры решения задач. Выполнение четвертого итогового задания.

Решение задач

1


10