СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Секреты русской орфографии»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

     Программа элективного курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку базового уровня (2004 г.) в соответствии с программой по русскому языку «Русский язык, 5-9 классы, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский, 11-ое изд., Москва,«Просвещение», 2010г.».Учебник: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2013г.

   Данный курс позволит  восполнить пропущенный или забытый материал, непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости обучающихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.

     Межпредметные связи: курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на

межпредметные связи с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм. Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков. Близкие понятия содержатся в курсе изобразительного искусства, истории, при занятиях музыкой.

     Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание обучающимися изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по  русскому языку.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании курса учащиеся должны знать:

-принципы русской орфографии;

-основные орфографические нормы, ранее представлявшие определенную трудность.

должны уметь:

- находить орфограммы в морфемах;

- группировать слова по видам орфограмм;

- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами

применения изученных правил орфографии;

- устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические

обозначения;

- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

- применять теоретические знания по разделам «Орфография» на практике (как ранее

известные, так и полученные на занятиях);

- уметь работать с текстами, тестовыми заданиями по русскому языку;

- соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского

литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Содержание элективного курса

34 часа (1 час в неделю)

Введение (1 час). Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

Орфография как раздел науки о языке (30 часов). Основные принципы русской

орфографии.

Фонетический принцип русской орфографии (12 часов). Тайна фонемы. Ударение

над гласной может сделать букву ясной. Коварные словарные слова. Орфографический

словарь - наш главный помощник. Опасные согласные. Звонкие и глухие «двойняшки».

Старые знакомые Ъ и Ь. Большие и маленькие (правописание имен собственных).

Словообразовательный принцип русской орфографии (8 часов). Слитно, раздельно,

через дефис. Омонимичное правописание слов.

Как «справиться со сложными словами»? Сколько н писать? (правописание слов с н и нн).

Морфологический принцип русской орфографии (3 часа). История образования и

правописания числительных. Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений).

Орфографические головоломки.

Морфемный принцип русской орфографии (7 часов). Приставки-труженицы

(классификация приставок). Кто командует корнями? Суффиксы - большие молодцы.

Волшебный клубок орфограмм.

Значение орфографии (3 часа). Путешествие в страну русского языка. Орфография в__

 Цель курса: развитие орфографической зоркости как средства формирования навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

           Задачи: 

- освоение учащимися основ знаний по русскому языку, принципов и закономерностей их функционирования, развитие творческих способностей и связной устной и письменной речи;

- осмысление своего индивидуального потенциала, контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков;

- развитие интереса к русскому языку, постоянной потребности к знаниям, реализации своих возможностей и передачи опыта другим ученикам.

 

                                 

Общая характеристика учебного предмета

Данный курс позволит учащимся 5 класса не только восполнить пропущенный или забытый материал, но углубить знания по русскому языку.  Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5 -11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Процесс активного овладения русским языком пятиклассниками будет протекать более плодотворно, если удастся пробудить интерес к занятиям, научить их испытывать неподдельную радость и удовлетворение от правильного решения лингвистических заданий и задач. Поэтому большое место в программе занятий отводится занимательности, игровым формам обучения.

Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания по русскому языку. Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности. Для развития у учащихся умения рефлексировать используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.

Предпочтительные формы контроля:

Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы. 

 

Основные методы и приёмы работы:

- объяснение учителя; 

- создание проблемной ситуации; 

- работа с тестами; 

- различные виды грамматического разбора; 

- самостоятельное выполнение тестовых заданий. 

Педагогические технологии и средства обучения

Технология дифференцированного обучения

          Разделы курса

 

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии

Тайна фонемы

Ударение над гласной может сделать букву ясной

Коварные словарные слова

Орфографический словарь – наш главный помощник

Опасные согласные

Звонкие и глухие «двойняшки»

Старые знакомые Ъ и Ь

Большие и маленькие (правописание имен собственных)

Слитно, раздельно, через дефис.

Сколько –н писать в словах?

Как «справиться со сложными словами»?

Решение орфографических задач

Проверь себя. Тест № 2

История образования и правописания числительных

Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)

Орфографические головоломки.

Приставки-труженицы (классификация приставок)

Кто командует корнями?

Суффиксы-большие молодцы.

Волшебный клубок орфограмм.

Путешествие в страну русского языка.

Значение орфографии.

 

?