Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дубравская основная общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ»
ДЛЯ 9 КЛАССА
(34 ЧАСА)
Составил:
учитель русского языка
и литературы
Гончарова Л.Е.
2013 - 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс русского языка «Сочинение-рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции школьников» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Задачи изучения элективного курса:
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
редактирование собственного текста;
применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение в практике письма основных норм языка;
использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой гимназии у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.
Для изучения элективного курса используется пособия:
Симаковой Е.С. (Симакова Е.С. Русский язык: Сочинение: 9-й кл. – М., 2009).
Сениной. Подготовка к ГИА.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы
Треть часть экзаменационной работы – сочинение-рассуждение, содержащее аргументацию, включающую примеры из исходного текста. С2.1- рассуждение на лингвистическую тему. Связь с языковой теорией, смыслом и назначением языковых единиц, спецификой их функционирования в конкретных текстах.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Тема 2. Понятийно-справочный аппарат
Терминология формулировок творческого задания: текст, тема, основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы рассуждения (индуктивное и дедуктивное); доказательства в рассуждении; типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Тема 3. Критерии оценивания творческой работы
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Тема 4. Классификация грамматических и речевых ошибок
Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Ошибки в структуре слова, в структуре словосочетания, в структуре предложения.
Нарушение речевых норм. Употребление слов в несвойственном ему значении, несоответствие слова стилю текста, нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, нарушение структуры фразеологизма.
Обучающиеся должны знать: виды грамматических и речевых ошибок, а также нормы словоупотребления.
Обучающиеся должны уметь: соблюдать нормы построения языковых единиц и нормы словоупотребления.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 5. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Кол-во часов | Формы контроля |
Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы | 4 | Текущий контроль |
Тема 2. Понятийно-справочный аппарат | 4 | Текущий контроль |
Тема 3. Критерии оценивания творческой работы | 4 | Текущий контроль |
Тема 4. Классификация грамматических и речевых ошибок | 5 | Текущий контроль – тренировочные упражнения |
Тема 5. Построение сочинения- рассуждения | 17 | Текущий контроль – тренировочные упражнения Практическая работа - 2 |
Итого: | 34 часа | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения элективного курса русского языка « » ученик должен
знать/понимать
основные правила работы с текстом;
основные средства выразительности;
основные сведения по стилистике русского языка;
орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;
уметь
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами;
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
совершенствования коммуникативных способностей;
развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
Корчагина Е.В. Русский язык: Сочинение: 9-й кл. – М., 2009.
Бабайцева В.В.,Еремеева, Купалова, Пименова. Русский язык. Теория. – М. , 2013
Никитина Русский язык: Русская речь. – М., 2012
ГИА – 2010: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. – М., АСТ,2009.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ»
ДЛЯ 9 КЛАССА
2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧИТЕЛЬ: ЕРШОВА Е.В.
Количество часов – 17
Учебник – Корчагина Е.В. Русский язык: Сочинение: 9-й кл. – М., 2009.
Практические работы - 2
№ п/п | Виды контроля | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
| | Первое полугодие | | |
| | Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы | | |
1 | | Анализ формулировок заданий С2.1 | 1 | |
2 | | Анализ формулировок заданий С2.2 | 1 | |
| | Тема 2. Понятийно-справочный аппарат | | |
3 | | Терминология формулировок творческого задания | 1 | |
4 | | Терминология формулировок творческого задания | 1 | |
| | Тема 3. Критерии оценивания творческой работы | | |
5 | | Критерии оценивания творческой работы С2.1 | 1 | |
6 | | Критерии оценивания творческой работы С2.2 | 1 | |
7 | | Критерии оценивания грамотности | 1 | |
| | Тема 4. Классификация грамматических и речевых ошибок | | |
8 | | Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения | 1 | |
9 | | Нарушение речевых норм | 1 | |
10 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по определению грамматических и речевых ошибок | 1 | |
| | Тема 5. Построение сочинения-рассуждения | | |
11 | | Построение сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | 1 | |
12 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня С2.1 | 1 | |
13 | Пр.р | Практическая работа С2.1 | 1 | |
14 | | Построение сочинения-рассуждения, связанного с анализом содержания текста | 1 | |
15 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня С2.2 | 1 | |
16 | Пр.р | Практическая работа С2.2 | 1 | |
17 | | Итоговое занятие | 1 | |
| Итого: | | 17 часов | |