СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Сочинение рассуждение, как способ формирования,,,,"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса "Сочинение рассуждение, как способ формирования коммуникативной компетенции школьников". Программа расчитана на учащихся 8-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Сочинение рассуждение, как способ формирования,,,,"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Дубравская основная общеобразовательная школа»







РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ»

ДЛЯ 9 КЛАССА

(34 ЧАСА)




Составил:

учитель русского языка

и литературы

Гончарова Л.Е.



















2013 - 2016 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Элективный курс русского языка «Сочинение-рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции школьников» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Задачи изучения элективного курса:

  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

  • редактирование собственного текста;

  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

  • соблюдение в практике письма основных норм языка;

  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой гимназии у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.

Для изучения элективного курса используется пособия:

Симаковой Е.С. (Симакова Е.С. Русский язык: Сочинение: 9-й кл. – М., 2009).

Сениной. Подготовка к ГИА.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы

Треть часть экзаменационной работы – сочинение-рассуждение, содержащее аргументацию, включающую примеры из исходного текста. С2.1- рассуждение на лингвистическую тему. Связь с языковой теорией, смыслом и назначением языковых единиц, спецификой их функционирования в конкретных текстах.

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать характер творческих заданий к тексту.

Тема 2. Понятийно-справочный аппарат

Терминология формулировок творческого задания: текст, тема, основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы рассуждения (индуктивное и дедуктивное); доказательства в рассуждении; типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки.

Обучающиеся должны знать:

  • понятийно-справочный аппарат.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать понятия, связанные с анализом и построением текста.

Тема 3. Критерии оценивания творческой работы

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

  • работать со стилистическими синонимами.

Тема 4. Классификация грамматических и речевых ошибок

Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Ошибки в структуре слова, в структуре словосочетания, в структуре предложения.

Нарушение речевых норм. Употребление слов в несвойственном ему значении, несоответствие слова стилю текста, нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, нарушение структуры фразеологизма.

Обучающиеся должны знать: виды грамматических и речевых ошибок, а также нормы словоупотребления.

Обучающиеся должны уметь: соблюдать нормы построения языковых единиц и нормы словоупотребления.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.


Тема 5. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Кол-во

часов

Формы контроля

Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы

4

Текущий контроль

Тема 2. Понятийно-справочный аппарат

4

Текущий контроль

Тема 3. Критерии оценивания творческой работы

4

Текущий контроль

Тема 4. Классификация грамматических и речевых ошибок

5

Текущий контроль – тренировочные упражнения


Тема 5. Построение сочинения- рассуждения

17

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Практическая работа - 2

Итого:

34 часа



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения элективного курса русского языка « » ученик должен

знать/понимать

  • основные правила работы с текстом;

  • основные средства выразительности;

  • основные сведения по стилистике русского языка;

  • орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;

уметь

  • различать средства выразительности;

  • находить в тексте средства выразительности;

  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности;

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

  • работать со стилистическими синонимами;

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;

  • использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

  • совершенствования коммуникативных способностей;

  • развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.

  2. Корчагина Е.В. Русский язык: Сочинение: 9-й кл. – М., 2009.

  3. Бабайцева В.В.,Еремеева, Купалова, Пименова. Русский язык. Теория. – М. , 2013

  4. Никитина Русский язык: Русская речь. – М., 2012

  5. ГИА – 2010: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. – М., АСТ,2009.

































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ»

ДЛЯ 9 КЛАССА

2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД


УЧИТЕЛЬ: ЕРШОВА Е.В.






Количество часов – 17

Учебник – Корчагина Е.В. Русский язык: Сочинение: 9-й кл. – М., 2009.

Практические работы - 2


















п/п

Виды контроля

Тема урока

Кол-во часов

Дата



Первое полугодие





Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы



1


Анализ формулировок заданий С2.1

1


2


Анализ формулировок заданий С2.2

1




Тема 2. Понятийно-справочный аппарат



3


Терминология формулировок творческого задания

1


4


Терминология формулировок творческого задания

1




Тема 3. Критерии оценивания творческой работы



5



Критерии оценивания творческой работы С2.1

1


6


Критерии оценивания творческой работы С2.2

1


7


Критерии оценивания грамотности

1




Тема 4. Классификация грамматических и речевых ошибок



8


Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения

1


9


Нарушение речевых норм

1


10

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по определению грамматических и речевых ошибок

1




Тема 5. Построение сочинения-рассуждения



11


Построение сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

1


12

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня С2.1

1


13

Пр.р

Практическая работа С2.1

1


14



Построение сочинения-рассуждения, связанного с анализом содержания текста

1


15

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня С2.2

1


16

Пр.р

Практическая работа С2.2

1


17


Итоговое занятие

1



Итого:


17 часов