Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №3 г. Феодосии Республики Крым»
Рассмотрено заседание ШМО Руководитель ______________________ Протокол №__ от «___» __________ 2017 г. | Согласовано зам. директора по УВР ______ В.А.Шумилова «___» ________ 2017 г. | Утверждаю Директор школы ________О.А. Сукач «___» ________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экологии и рациональному природопользованию
10 -А класс основное общее образование
Срок реализации 2017/2018уч.год.
учитель Пономарёва Татьяна Юрьевна, Высшая категория
г. Феодосия
2017 г.
Предмет: Элективный курс «Экология Крыма и сбалансированное природопользование »
Класс: 10класс
Количество часов: 34 часа
Программа данного курса была одобрена и рекомендована к использованию Коллегией Министерства образования и науки АРК (Решение № 4/4 от 27 августа 2009 г.) в качестве регионального компонента для 10-11 классов с "Экология Крыма" (региональный контекст).
Цель курса: сформировать у учащихся представление о сложных процессах взаимодействия природы и общества, биосферы, социосферы и техносферы, высокой скорости антропогенных преобразований биосферы, об ответственности человека за состояние естественного природного окружения.
Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. В него входит осознание сущности экологических законов; понимание причин противоречий в системе «природа–общество»; осознание опасности глобальных экокатастроф и локальных экологических кризисов; осознание необходимости морального выбора способа деятельности; познание себя как части окружающего мира. Если для сохранения себя человек должен сохранять природу, то для охраны природы он должен развивать себя.
Задачи курса:
усвоение знаний о биосфере как глобальном природном единстве, ландшафтных системах как естественном базисе существования человека, биологических видов и биоразнообразии как ценнейшего ресурса, воплотившего многомиллионную эволюция Земли.
углубление знаний о закономерностях устойчивого развития природных и природно-социально-хозяйственных экосистем;
формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды;
формирование нового мировоззрения и ценностей, перестройка сознания от доминирования потребительских ценностей к принципам сотворчества с природой;
повышение экологической грамотности учащихся, формирование цельного представления об экологических проблемах глобального, регионального и локального значения;
формирование конкретных знаний о поведении в быту и ландшафте, об экологических свойствах ландшафта, о передовых малоотходных технологиях, об организации экопоселений.
Программа предполагает расширение знаний учащихся о влиянии различных отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства на состояние окружающей среды. Школьники должны получить представление о тех изменениях и последствиях, которые возникают в результате техногенного воздействия человека на природу, о мерах по предотвращению отрицательного влияния на биосферу.
Показателем эффективности формирования экологических знаний должна стать экологическая ответственность и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.
Итогом введения в школу и преподавания курса станет привитие у учеников навыков неистощительного природопользования, воспитания чувства бережного отношения к природным ресурсам, любви и уважения к живым организмам, экологической этики. Курс должен дать представление об особой роли современной экологии в жизни общества: экология – это не только академическая наука, это биоцентристское движение, это учение о путях выживания человечества, это особая идеология и мировоззрение. Экология в современном ее понимании охватывает практически все сферы человеческого знания, но выстраивает эту совокупность знаний под определенным углом зрения – как человеку вместе с его техникой и хозяйством вписаться в параметры биосферы.
1 . Планируемые результаты
структуре экосистем и биосферы, основных понятиях и законах экологии, эволюции биосферы, взаимоотношениях организма и среды;
влиянии факторов среды на здоровье человека;
глобальных проблемах окружающей среды;
экологических принципах использования природных ресурсов и охраны природы, об основах рационального природопользования;
элементах экозащитной техники и технологий;
основах экологического права и профессиональной ответственности.
Должны знать/ уметь:
- основы теоретических знаний по предмету;
- закономерности устойчивого развития природных и природно-социально-хозяйственных экосистем;
- использовать полученные знания на практике
Повышенные экологические требования к состоянию окружающей среды и функционированию всех отраслей хозяйства, в том числе и энергетики, связаны с тем, что Крым – один из немногих центров мирового биоразнообразия. Пока еще сохранившиеся, малонарушенные ландшафты – не менее значимое богатство полуострова, ценность которых, как ни парадоксально, осознается только по мере их исчезновения. Несмотря на кажущуюся меньшую финансовую значимость природоохранной деятельности, она намного важнее и ценнее других прибыльных видов хозяйственной деятельности, если речь идет о выборе стратегических путей не только экономического, но и социального развития.
Перечень практических работ
1 . Наблюдение за водным биоценозом.
2 . Загрязнение воды и её очистка.
3 . Расчёт оптимальных территориальных соотношений различных видов природопользования и природных ландшафтов.
4 . Квартира как экосистема.
5 . Установление связей между качеством окружающей среды и здоровьем человека.
2 . Содержание тем учебного курса
1 . Краткая история развития экологии м природпользования ( 1 час).
История развития экологии как самостоятельной науки . основные этапы её формирования. Цели и задачи экологи. Основные методы исследования.
2 .Биосфера и экосистемы ( 5 часов)
Биосфера – крупнейшая экосистема Земли. Свойства биосферы. Состав биосферы. Взаимодействие биосферы с внешней средой. Биосфера как стадия эволюции Земли. Энергетика биосферы. Биогеоценоз. Взаимодействие организмов с внешней средой
3 . Человек и биосфера ( 3 часа)
Процесс взаимодействия человека с биосферой. Человек как часть биосферы. Месть человека в биосфере. Основные этапы эволюции человека и природы. Этапы природопользования.
4 . Экологические проблемы современности ( 15.часов)
Классификация основных экологических проблем современности. Определения причин и следствий их проявлений. Экологические проблемы в атмосфере, Экологические проблемы в гидросфере.. Земельные ресурсы Мира и проблемы окружающей среды. Использование ресурсов литосферы и проблемы окружающей среды. . Энергетика и проблемы окружающей среды. Изменение физического состояния атмосферы и его последствия. Мониторинг и управление качеством воздуха. Мировой океан. Загрязнение прибрежных зон, использование морских биологических ресурсов. Экологически устойчивое и экологически чистое сельское хозяйство. Антропогенная трансформация ландшафтов. Альтернативные энергетические стратегии человечества. Возобновляемые источники энергии в Крыму.
5 . Энергетика и проблемы окружающей среды ( 2 часа).
Структура производства и потребления энергии. Альтернативные энергетические стратегии человечества. Возобновляемые источники энергии в Крыму Экологические проблемы урбанизации. Экология жилища
6 . Технологические аспекты природоохранной деятельности ( 2 часа)
Система очистки промышленных выбросов в атмосферу и сточные воды. Промышленные и бытовые отходы
7 . Здоровье человека и проблемы окружающей среды ( 2 часа).
Здоровье человека и проблемы окружающей среды. Установление связей между качеством окружающей среды и здоровьем человека
8 . Экологическое развитие ( 4 часа)
Концепция устойчивого и сбалансированного развития. Экология и политика, Экология и этика.
3 . Тематическое планирование
№ | тема | Количество часов |
всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Краткая история развития экологии и природопользования | 1 | | |
2 | Биосфера и экосистемы | 5 | | 1 |
3 | Человек и биосфера | 3 | | |
4 | Экологические проблемы современности | 15 | | 3 |
5 | Энергетика и проблемы окружающей среды | 2 | | |
6 | Технологические аспекты природоохранной деятельности | 2 | | |
7 | Здоровье человека и проблемы окружающей среды | 2 | | 1 |
8 | Экологическое развитие | 4 | 1 | |
| итого | 34 | 1 | 5 |