СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива "Искусство устной и письменной речи" 11кл

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поможет учителю в проведении факультативных занятий по написанию сочинений при подготовке к ЕГЭ. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Искусство устной и письменной речи" 11кл»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Меляевская СОШ


СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

Решением Решением Приказом директора

М/О гуманитарного цикла Методического совета МБОУ Меляевской СОШ МБОУ Меляевской СОШ МБОУ Меляевской СОШ

Протокол от 13. 04. 2015г. №4 Протокол от17. 04. 2015г. № 5 От 18. 05. 2015г. №101









ПРОГРАММА

факультатива

в 11 классе в

на 34 часа (1 час в неделю)

«Искусство устной и письменной речи»




Учитель: Фадеева Ольга Ростиславовна

Категория высшая





2015г










Пояснительная записка


Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме. В связи этим старшеклассники должны освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть разными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Кроме того, ученики должны научиться соблюдать в речевой практике основные нормы русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные); уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения). И наконец, учащиеся должны осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Теоретической основой формирования коммуникативных умений является описание особенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.

Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков предлагается чаще обращаться к такой форме обучения, как семинар.

Программа нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном и электронном форматах. Предполагается активное использование Интернет-ресурсов, электронных учебников, электронных справочников.


Тематическое планирование составлено на основании курса

Искусство устной и письменной речи. Программа элективного (факультативного) курса для 10 -11 классов/ Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/ (авт.-сост. С.И. Львова). – М.: Мнемозина, 2008.





Прогнозируемые результаты


Элективный курс «Искусство устной и письменной речи» поможет поднять общекультурный уровень современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно уделяться формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения (электронная почта, электронная конференция, чат, обмен файлами и др.).


В результате обучения старшеклассники получат возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.


























Структурирование курса


№ п\п

Раздел, подраздел

Кол-во часов

Теория

Практика

Форма контроля

1.

Сбор материала для письменного и устного высказывания


5

2

3

Практическая работа


2.

Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании

7

3

4

Практическая работа

3.

Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств


6

4

2

Практическая работа

4.

Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя

6

1

5

Семинар-практикум

5.

Публичная защита реферата

10

2

8

Зачёт



Итого 34 часа (1 час в неделю).


























Календарно – тематическое планирование факультатива

«Искусство устной и письменной речи» 11 кл. 34часа.




№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Форма организации

урока

Дата

Коррекция


Сбор материала для письменного и устного высказывания


5




1.

Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли.

1

Лекция.




2.

Работа над содержанием речи. Анализ литературы.

1

Конспект



3.

Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отражёнными в прочитанных текстах.

1

Практическая

работа



4.

Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.

1

Практическая работа



5.

Способы цитирования.

1

Лекция




Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании

7




6.

Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления.

1

Лекция.



7.

Основная часть речевого высказывания. Логические формы и приёмы изложения.

1

Конспект.



8.

Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.

1

Практическая работа



9.

Заключение и основная мысль текста. Функции заключения, варианты заключений.

1

Практическая работа.



10

Смысловые части письменного текста и абзац.

1

Лекция



11

Языковые средства, подчёркивающие движение мысли в письменном тексте.

1

Лекция.



12

Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли.

1

Практическая работа




Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств


6




13

Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию.

1

Практическая работа.



14.

Языковая норма и её признаки. Орфоэпические и интонационные нормы.

1

Лекция




15.

Лексические и стилистические нормы.

1

Лексика.



16.

Морфологические и синтаксические нормы.

1

Лекция




17.

Правописные нормы. Вариативность норм.

1

Лекция




18.

Нормативные словари современного русского языка и справочники.

1

Практическая работа.




Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя

6




19.

Выразительность речи.

1

Семинар-практикум



20.

21.

Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи.

2

Семинар-практикум



22.

Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.

1

Урок-игра



23.

Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя.

1

Семинар-практикум



24.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.


1

Лекция





Публичная защита реферата

10




25.

Психолого-физиологическая подготовка к выступлению.

1

Лекция.



26.

Психологическая готовность к трудностям публичного выступления.

1

Практикум.



27.

Основные критерии оценки выступления на защите реферата.

1

Лекция




28.

Содержательность и соответствие нормам.

1

Конспект.



29.

Выразительность речи.

1

Семинар-практикум



30.

Успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата.

1

Семинар-практикум



31.

Защита рефератов.

1

Зачёт.



32.

Защита рефератов.

1

Зачёт.



33.

Защита рефератов.

1

Зачёт.



34.

Итоговое занятие.

1







































Литература

Для учащихся

Баранов А.Н. Я вас слушаю. – М., 1990.

Вагаков Д. Риторика. – М., 2001.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1989.

Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 1983

Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? – М., 1991.

Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994.

Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. – М., 1992.

Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.

Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? – М., 1988

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 1983

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.


Словари

Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2004

Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. – М., 2003.

Школьный словарь иностранных слов/ Под ред. В.В. Иванова. – М., 1999.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В. Панов. – М., 1984.


Для учителя

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.

Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. – М., 1989.

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М., 1983

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.

Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. – М., 1989.

Иванова С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. – М., 1992.

Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997.

Казарцева О.М. Культура речевого оющения: теория и практика обучения. – М., 1998.

Культура русской речи/ Под ред. Л.К. Граудиной Е.Н. Ширяева. – М., 1998.

Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 1986.

Ладыженская Т.А. Риторика в школе и в жизни. – М., 2001.

Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. – М., 1991.

Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002.

Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1995

Стернин И.А. Коммуникативные ситуации. – Воронеж, 1993.

Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2004.

Уайтсайд Р. О чем говорят лица. – СПб., 1996.