СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива "Введение в ЕГЭ" 10-11кл

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителям русского языка при подготовке К ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Введение в ЕГЭ" 10-11кл»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Меляевская средняя общеобразовательная



СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

Решением Решением Приказом директора

М/О гуманитарного цикла Методического совета МБОУ Меляевской СОШ

МБОУ Меляевской СОШ МБОУ Меляевской СОШ

Протокол от 13. 04. 2015г. №4 Протокол от17. 04. 2015г. № 5 От 18. 05. 2015г. №101



П Р О Г Р А М М А ФАКУЛЬТАТИВА



ВВЕДЕНИЕ В ЕГЭ

(русский язык).

10-11 кл





Класс 10 – 11

Количество часов 68









Учитель: Фадеева Ольга Ростиславовна

Категория высшая








2015г



ОВАНИЕ ________________Н.А.Ермакова"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Элективный курс «Введение в ЕГЭ (русский язык)» может быть использован

в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.


ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 10-11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.



Задачи курса:

- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, ДОН, ККИДППО по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.



Программа элективного курса рассчитана на два года: 10-й класс – 34 часа в неделю, 11 класс – 34 часа в неделю; всего 68 часов (решением педсовета школы

учебный год для 10-11 классов составляет 34 недели).


Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.



Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,

обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др.



Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.


Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).


Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности. Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:


- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.





















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.


Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.


Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.


Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.


Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.


Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.

Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.

Этическая норма.

Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.

Обобщающее повторение.
















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВА


п/п

Тематика курса

кол-во часов


10 класс


1

Введение в курс. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ

2

2

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

1

3

Орфоэпические нормы русского языка

1

4

Словообразовательные нормы

2

5

Лексические нормы

3

6

Морфологические нормы и орфография

10

7

Синтаксические нормы и пунктуация

15


Всего в 10 кл.

34


11 класс


1

Повторение трудных тем орфографии и пунктуации

3

2

Микротекст. Изобразительно-выразительные средства языка

10

3

Исходный текст (проблемы, авторская позиция)

5

4

Коммуникативная компетенция выпускника. Предупреждение ошибок при написании сочинения.

10

5

Итоговая проверочная работа (репетиционный ЕГЭ)

4

6

Анализ и редактирование письменных экзаменационных работ.

Обобщающее повторение

2


Всего в 11 кл

34


И т о г о

68




























10 класс – 34 часа


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




№№

занят.

Дата

провед.

Тема занятия

к-во

час.

форма заня-тия /соответ- ствие зада-

ниям ЕГЭ






10 класс – 34 часа





1


Введение. Нормативные и методические документы по Г(и)А. Особенности ЕГЭ по русскому языку

1

лекция



2


Спецификация, кодификатор и демонстрационная версия экзаменационной работы.

1

практикум



3


Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. .Словари русского языка.

1

лекция

практикум



4


Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

2

работа с тестами

А1



5-6


Лексические нормы. Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология.

Речевые ошибки на лексическом уровне..

2

практикум

А2, А11



7


Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по орфоэпии и лексике.

1

самост.работа

А3



8-9


Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.

2

работа с тестами

В1



10


Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи.

1

практикум

А3



11


Морфологический анализ слов разных частей речи.

1

исслед.работа

А10, В2



12


Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии.

1

самост.работа

А10



13


Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.

1

практикум

А12



14


Правописание корней и приставок.

1

практикум

А13, А14



15


Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

1

исслед.работа

А15



16


Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-).

1

тренинг

А16



17


Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.

1

работа с тестами

А17



18


Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.

1

исслед.работа

А18



19


Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности.

1

самост.работа



20-21


Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.

2

тренинг

А5, В3



22


Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.

1

практикум

А8



23


Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения.

1

практикум

А9, В4



24


Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом).

1

тренинг

А5



25


Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений.

1

практикум

А5, А19, А20



26


Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную.

1

практикум

А4



27


Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы» ( А19-А26).

1

самост.работа

А26



28-29


Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения)

2

работа с тестами

А19,А20, А22

В5, В6




30


Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

1

работа с тестами

А21



31


Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях

1

практикум

А23, А24



32


Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью

1

работа с тестами

А25



33-34


Итоговая зачетная работа по тестам А1-А26,

В1-В7 (с само- и взаимопроверкой по окончании работы)

2







11 класс- 34 часа







1


Повторение (орфоэпические, лексические, морфологические нормы)

1

тренинг

А1-А11



2


Повторение трудных тем орфографии

1

тренинг

А12-А18



3


Повторение трудных тем синтаксиса

1

тренинг

А19-А26



4


Микротекст (структура, смысловая и композициионая целостность текста). Логико-смысловые отношения между частями текста.

1

работа / текст

А6, А7



5


Основная и дополнительная информация текста. Информационная обработка текста.

1

исслед.работа

А27, А28



6


Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические).

1

работа / текст

В7



7


Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте.

1

практикум.

А29



8-9


Функциональные стили, их специфика. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

2

практикум

А29



10


Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора)

1

мини-исслед.

В8



11


Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония и др.) Умение находить их в тексте.

1

мини-исслед.

В8



12


Стилистические фигуры, их роль в тексте.

1

В8



13


Тренировочно-диагностическая работа по теме «Микротекст» (А6, А7, А27-А30, В8).

1

А6, А7, А27-

30, В8




14


Коммуникативный уровень выполнения экзаме-национной работы. Требования к письменной работе выпускника ( критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)

1

лекция

практикум



15


Исходные тексты, их жанровое многообразие. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Анализ исходного текста.

1

работа / текст



16


Формулировка проблем исходного текста. Проблематика текстов предыдущих лет. Варианты формулировок проблемы. Анализ текстов и проблем лучших экзаменационных работ прошлых лет.

1

практикум

К1



17


Проблема и её комментарий. Способы коммен-тария проблемы, его письменное оформление.

1

мини-сочин.

К2



18


Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника.

1

мини-сочин.

К3



19


Аргументация собственного мнения по проблеме. Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма.

1

мини-сочин.

К4, К11




20-21


Анализ письменных работ выпускников предыдущих лет с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

2

исслед.работа

К4



22


Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения письменной работы

1

практикум

К5


23


Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки.

1

практикум

К6, К12



24-25


Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения)

2

сочинение

К1-К12


26


Анализ и редактирование своих работ

1

самост.работа


27-28


Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Подготовка к репетиционному ЕГЭ.

2

тренинг


29-32


Итоговая зачетная работа в форме репетиционного ЕГЭ

4

А, В, С


33


Анализ (самоанализ) итоговых зачетных работ

1

мини-исслед.

К1-К12



34


Психологическая подготовка к ЕГЭ («Я справлюсь с работой на ….. баллов») - письменная работа с аргументацией уверенности.

1

психологич. практикум,

мини-сочинение









































Литература для учителя


1. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».

2. ЕГЭ-2009. Русский язык. ГиА, ЕГЭ. Нормы оценки знаний. А.Ю.Бисеров. изд. «Эксмо»,

2009 г. В книге помещён «Свод правил русской орфографии и пунктуации (1956 г.)».

3. Е.П. Марченко. Основы речевой культуры и стилистики. Краснодар, 2007г.

4. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2008 года в

Краснодарском крае и рекомендации по подготовке к экзамену 2009 года. Р.М.Гриценко,

Е.Л.Николаевская;

5. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2009 года в

Краснодарском крае и рекомендации по подготовке к экзамену 2010 года. Р.М.Гриценко,

Е.Л.Николаевская.

6. Методические рекомендации ККИДППО для ОУ Краснодарского края о преподавании

русского языка в 2009-2010 учебном году;

7. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет

8. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.

9. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».



Литература для учащихся


1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним. Приложение 1

«Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ …»: 2008, 2009 гг.

2. Марченко. Основы речевой культуры и стилистики. Учебное пособие. Краснодар, 2007 г.

3. Образцы сочинений, получивших по оценке экспертов наибольшее количество баллов.

Приложение 2 «Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ …»: 2008, 2009 гг.

4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».

5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др.

6. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания».

7. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».


Учебно – методическое обеспечение


  1. Таблицы

  2. Комплекты карточек

  3. Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы