Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Меляевская средняя общеобразовательная
СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Решением Решением Приказом директора
М/О гуманитарного цикла Методического совета МБОУ Меляевской СОШ
МБОУ Меляевской СОШ МБОУ Меляевской СОШ
Протокол от 13. 04. 2015г. №4 Протокол от17. 04. 2015г. № 5 От 18. 05. 2015г. №101
П Р О Г Р А М М А ФАКУЛЬТАТИВА
ВВЕДЕНИЕ В ЕГЭ
(русский язык).
10-11 кл
Класс 10 – 11
Количество часов 68
Учитель: Фадеева Ольга Ростиславовна
Категория высшая
2015г
ОВАНИЕ ________________Н.А.Ермакова"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Введение в ЕГЭ (русский язык)» может быть использован
в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 10-11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, ДОН, ККИДППО по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.
Программа элективного курса рассчитана на два года: 10-й класс – 34 часа в неделю, 11 класс – 34 часа в неделю; всего 68 часов (решением педсовета школы
учебный год для 10-11 классов составляет 34 недели).
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,
обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности. Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВА
№ п/п | Тематика курса | кол-во часов |
| 10 класс | |
1 | Введение в курс. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ | 2 |
2 | Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. | 1 |
3 | Орфоэпические нормы русского языка | 1 |
4 | Словообразовательные нормы | 2 |
5 | Лексические нормы | 3 |
6 | Морфологические нормы и орфография | 10 |
7 | Синтаксические нормы и пунктуация | 15 |
| Всего в 10 кл. | 34 |
| 11 класс | |
1 | Повторение трудных тем орфографии и пунктуации | 3 |
2 | Микротекст. Изобразительно-выразительные средства языка | 10 |
3 | Исходный текст (проблемы, авторская позиция) | 5 |
4 | Коммуникативная компетенция выпускника. Предупреждение ошибок при написании сочинения. | 10 |
5 | Итоговая проверочная работа (репетиционный ЕГЭ) | 4 |
6 | Анализ и редактирование письменных экзаменационных работ. Обобщающее повторение | 2 |
| Всего в 11 кл | 34 |
| И т о г о | 68 |
10 класс – 34 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№ занят. | Дата провед. | Тема занятия | к-во час. | форма заня-тия /соответ- ствие зада- ниям ЕГЭ | | |
| | 10 класс – 34 часа | | | | |
1 | | Введение. Нормативные и методические документы по Г(и)А. Особенности ЕГЭ по русскому языку | 1 | лекция | | |
2 | | Спецификация, кодификатор и демонстрационная версия экзаменационной работы. | 1 | практикум | | |
3 | | Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. .Словари русского языка. | 1 | лекция практикум | | |
4 | | Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. | 2 | работа с тестами А1 | | |
5-6 | | Лексические нормы. Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне.. | 2 | практикум А2, А11 | | |
7 | | Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по орфоэпии и лексике. | 1 | самост.работа А3 | | |
8-9 | | Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе. | 2 | работа с тестами В1 | | |
10 | | Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи. | 1 | практикум А3 | | |
11 | | Морфологический анализ слов разных частей речи. | 1 | исслед.работа А10, В2 | | |
12 | | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии. | 1 | самост.работа А10 | | |
13 | | Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. | 1 | практикум А12 | | |
14 | | Правописание корней и приставок. | 1 | практикум А13, А14 | | |
15 | | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | 1 | исслед.работа А15 | | |
16 | | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-). | 1 | тренинг А16 | | |
17 | | Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. | 1 | работа с тестами А17 | | |
18 | | Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. | 1 | исслед.работа А18 | | |
19 | | Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности. | 1 | самост.работа | | |
20-21 | | Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. | 2 | тренинг А5, В3 | | |
22 | | Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. | 1 | практикум А8 | | |
23 | | Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. | 1 | практикум А9, В4 | | |
24 | | Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). | 1 | тренинг А5 | | |
25 | | Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. | 1 | практикум А5, А19, А20 | | |
26 | | Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную. | 1 | практикум А4 | | |
27 | | Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы» ( А19-А26). | 1 | самост.работа А26 | | |
28-29 | | Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения) | 2 | работа с тестами А19,А20, А22 В5, В6 | | |
30 | | Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 | работа с тестами А21 | | |
31 | | Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях | 1 | практикум А23, А24 | | |
32 | | Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью | 1 | работа с тестами А25 | | |
33-34 | | Итоговая зачетная работа по тестам А1-А26, В1-В7 (с само- и взаимопроверкой по окончании работы) | 2 | | | |
| | 11 класс- 34 часа | | | | |
1 | | Повторение (орфоэпические, лексические, морфологические нормы) | 1 | тренинг А1-А11 | | |
2 | | Повторение трудных тем орфографии | 1 | тренинг А12-А18 | | |
3 | | Повторение трудных тем синтаксиса | 1 | тренинг А19-А26 | | |
4 | | Микротекст (структура, смысловая и композициионая целостность текста). Логико-смысловые отношения между частями текста. | 1 | работа / текст А6, А7 | | |
5 | | Основная и дополнительная информация текста. Информационная обработка текста. | 1 | исслед.работа А27, А28 | | |
6 | | Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические). | 1 | работа / текст В7 | | |
7 | | Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте. | 1 | практикум. А29 | | |
8-9 | | Функциональные стили, их специфика. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента. | 2 | практикум А29 | | |
10 | | Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора) | 1 | мини-исслед. В8 | | |
11 | | Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония и др.) Умение находить их в тексте. | 1 | мини-исслед. В8 | | |
12 | | Стилистические фигуры, их роль в тексте. | 1 | В8 | | |
13 | | Тренировочно-диагностическая работа по теме «Микротекст» (А6, А7, А27-А30, В8). | 1 | А6, А7, А27- 30, В8 | | |
14 | | Коммуникативный уровень выполнения экзаме-национной работы. Требования к письменной работе выпускника ( критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность) | 1 | лекция практикум | | |
15 | | Исходные тексты, их жанровое многообразие. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Анализ исходного текста. | 1 | работа / текст | | |
16 | | Формулировка проблем исходного текста. Проблематика текстов предыдущих лет. Варианты формулировок проблемы. Анализ текстов и проблем лучших экзаменационных работ прошлых лет. | 1 | практикум К1 | | |
17 | | Проблема и её комментарий. Способы коммен-тария проблемы, его письменное оформление. | 1 | мини-сочин. К2 | | |
18 | | Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника. | 1 | мини-сочин. К3 | | |
19 | | Аргументация собственного мнения по проблеме. Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма. | 1 | мини-сочин. К4, К11 | | |
20-21 | | Анализ письменных работ выпускников предыдущих лет с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов. | 2 | исслед.работа К4 | | |
22 | | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения письменной работы | 1 | практикум К5 | |
23 | | Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки. | 1 | практикум К6, К12 | |
24-25 | | Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения) | 2 | сочинение К1-К12 | |
26 | | Анализ и редактирование своих работ | 1 | самост.работа | |
27-28 | | Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Подготовка к репетиционному ЕГЭ. | 2 | тренинг | |
29-32 | | Итоговая зачетная работа в форме репетиционного ЕГЭ | 4 | А, В, С | |
33 | | Анализ (самоанализ) итоговых зачетных работ | 1 | мини-исслед. К1-К12 | | |
34 | | Психологическая подготовка к ЕГЭ («Я справлюсь с работой на ….. баллов») - письменная работа с аргументацией уверенности. | 1 | психологич. практикум, мини-сочинение | | |
| | | | | | |
Литература для учителя
1. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».
2. ЕГЭ-2009. Русский язык. ГиА, ЕГЭ. Нормы оценки знаний. А.Ю.Бисеров. изд. «Эксмо»,
2009 г. В книге помещён «Свод правил русской орфографии и пунктуации (1956 г.)».
3. Е.П. Марченко. Основы речевой культуры и стилистики. Краснодар, 2007г.
4. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2008 года в
Краснодарском крае и рекомендации по подготовке к экзамену 2009 года. Р.М.Гриценко,
Е.Л.Николаевская;
5. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2009 года в
Краснодарском крае и рекомендации по подготовке к экзамену 2010 года. Р.М.Гриценко,
Е.Л.Николаевская.
6. Методические рекомендации ККИДППО для ОУ Краснодарского края о преподавании
русского языка в 2009-2010 учебном году;
7. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет
8. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
9. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
Литература для учащихся
1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним. Приложение 1
«Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ …»: 2008, 2009 гг.
2. Марченко. Основы речевой культуры и стилистики. Учебное пособие. Краснодар, 2007 г.
3. Образцы сочинений, получивших по оценке экспертов наибольшее количество баллов.
Приложение 2 «Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ …»: 2008, 2009 гг.
4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др.
6. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания».
7. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».
Учебно – методическое обеспечение
Таблицы
Комплекты карточек
Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы