Пояснительная записка.
1 часть занятий курса рассчитана на обучающихся 11 класса, которым в декабре 2014 года предстоит сдача экзаменационного сочинения, являющегося одним из этапов допуска к сдаче Единого Государственного Экзамена.
В процессе освоения курса учащиеся получат навыки анализа художественных произведений, познакомятся с теоретическим материалом, терминами и принципами создания собственного текста по законам классического сочинения.
Задача курса - формирование навыков создания композиционно целостного оригинального сочинения на основе литературных и публицистических текстов.
Теоретические знания, полученные в процессе обучения, закрепляются при выполнении практических заданий, непрерывного тренинга выявления стилевых особенностей различных текстов и выбора собственных композиционных решений для сочинения, что является залогом самостоятельной успешной работы над экзаменационным сочинение.
2 часть занятий курса. Единый государственный экзамен по русскому языку является важным испытанием для учащихся 11-х классов. Для его успешной сдачи необходимы усилия как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. 2часть курса поможет выпускникам не только организовать повторение изученных в предыдущих классах тем по русскому, но и углубить знания в различных областях лингвистики.
Преимуществом занятий является нацеленность на самостоятельную работу обучающихся, индивидуальный подход к каждому выпускнику, возможность повторить трудные темы в области языкознания..
Программа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку предусматривает повторение тем, вызывающих у учащихся наибольшее затруднение: «Грамматические ошибки в структуре слова, словосочетания и предложения», «Орфография», «Синтаксис», «Пунктуация», «Сочинение-рассуждение на основе исходного текста».
Цели :
Познакомить обучащихся с основными типами грамматических ошибок ;
Повторить трудные случаи русской орфографии ;
Повторить трудные случаи русской пунктуации ;
Организовать повторение основных способов словообразования в русском языке;
Организовать обобщающее повторение синтаксиса;
Совершенствовать умение написания сочинения-рассуждения.
Задачи:
Обучающие:
-овладение умениями орфографического, пунктуационного, грамматического анализа слова;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- совершенствование умения пользоваться различными лингвистическими словарями;
Развивающие:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и саморазвития, информационных умений и навыков;
- развитие мышления, памяти, воображения;
Воспитательные:
- воспитание гражданина и патриота;
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- осознание национального своеобразия русского языка;
- овладение культурой национального развития.
Режим организации занятий.
Программа рассчитана на 56 часов (2 час в неделю начиная с 1 ноября 2014года).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
коммуникативные – владение основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучащихся сферах и ситуациях общения;
интеллектуальные – умение сравнивать и сопоставлять, обобщать, оценивать и классифицировать материал;
информационные – умение извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом;
организационные – умение производить анализ слова, словосочетания и предложения.
Ожидаемые результаты обучения.
В результате обучения обучащийся должен
знать/понимать
основные типы грамматических ошибок;
правописание Н и НН в словах разных частей речи;
орфограммы в корне слова;
орфограммы в приставках;
орфограммы в суффиксах и окончаниях;
правописание НЕ с разными частями речи;
слитное, дефисное, раздельное написание слов разных частей речи;
постановку знаков препинания в простом и сложном предложении;
структуру простого осложненного и сложного предложения;
структуру сочинения-рассуждения.
уметь
находить слова, словосочетания и предложения с грамматическими ошибками;
определять вид орфограммы;
ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях;
определять способ словообразования;
определять тип подчинительной связи в словосочетании;
определять тип односоставных предложений;
определять тропы и фигуры речи;
писать сочинение-рассуждение;
оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими нормами литературного языка.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Тематическое планирование занятий по подготовке к экзамену по литературе и русскому языку в 11 классе
№ | Тема занятия | колич | Дата проведения |
План | Факт |
Литература |
1. | Требования к композиции и структуре классического сочинения. Понятия текста, темы, идеи, литературного образа, сюжета, пафоса произведения. Роль ключевых слов в создании собственного текста: хронологический и тематический способ построения сочинения. Жанровые особенности исходных текстов. | 1ч | 1.11. | |
2.3. | Обзор основных направлений тем сочинений. Подготовка к размышлениям о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова: особенности лирического героя и проблематики творчества , своеобразие художественного мира и воплощение в нем авторского мировоззрения . | 2 | 6.11. | |
4.5. | Подготовка к размышлениям на тему войны: Воплощение темы войны в творчестве русских и советских писателей: эволюция восприятия войны писателями. Роль личности в истории и на войне: причины и последствия военных действий для мирового сообщества. Нравственный выбор человека на войне | 2 | 13.11. | |
6.7. | Подготовка к размышлениям о взаимосвязи человека и природы: Эстетическая роль природы в духовном развитии личности Экологические проблемы современности Различные подходы к проблемам взаимосвязи человека и природы в отечественной и зарубежной литературе. | 2 | 20.11 | |
8.9. | Подготовка к размышлениям о проблемах взаимоотношений между поколениями: Семейные ценности как основа духовного развития человека и общества. Психологическая, социальная, нравственная ипостаси взаимоприятия и неприятия друг друга поколениями. | 2 | 27.11 | |
10 11 | Подготовка к размышлениям на морально-этические темы: | 2 | 2.11. | |
Русский язык |
12 | Фонетика. Орфоэпические нормы русского языка.(А4) | 1 | 4.12. | |
13 | Лексика. Паронимы. (А5). Синонимы. (А3. А 22) | 1 | 4.12. | |
14 | Лексика. Паронимы. (А5). Синонимы. (А3. А 22) | 1 | 11.12. | |
15 | Морфология. Трудные случаи образования форм слов. Образование и правописание числительных (А6) | 1 | 11.12 | |
16 | Морфология. Трудные случаи образования форм слов | 1 | 18.12. | |
17 | Морфология. Трудные случаи образования форм слов | 1 | 18.12. | |
18 | Тест | 1 | 25.12. | |
19 | Виды грамматических ошибок (А7) | 1 | 25.12 | |
20 | Виды грамматических ошибок (А7) | 1 | 15.01. | |
21 | Правописание гласных в корне (А8). | 1 | 15.01. | |
22 | Правописание приставок (А9) | 1 | 22.01 | |
23 | Правописание суффиксов прилагательных, глаголов, причастий (А10,А11) | 1 | 22.01. | |
24 | Правописание суффиксов прилагательных, глаголов, причастий (А10,А11) | 1 | 29.01. | |
25 | Тест | 1 | 29.01. | |
26 | Не с разными частями речи (А12) | 1 | 5.02. | |
27 | Не с разными частями речи (А12) | 1 | 5.02. | |
28 | Слитное и раздельное написание слов (А13) | 1 | 12.02. | |
29 | Слитное и раздельное написание слов (А13) | 1 | 12.02. | |
30 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных и причастий (А14) | 1 | 19.02. | |
31 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных и причастий (А14) | 1 | 19.02. | |
32 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных и причастий (А14) | 1 | 26.02 | |
33 | Тест. | 1 | 26.02. | |
34 | Синтаксис. Запятая при ОЧП, в СП. (А 15,18) | 1 | 5.03. | |
35 | Синтаксис. Запятая при ОЧП, в СП. (А 15,18) | 1 | 5.03. | |
36 | Обособление определений (А16), обстоятельств, вводных слов (А17) | 1 | 12.03. | |
37 | Обособление определений (А16), обстоятельств, вводных слов (А17) | 1 | 12.03. | |
38 | Запятая в СП с двойным союзом (А19) | 1 | 19.03. | |
39 | Запятая в СП с двойным союзом (А19) | 1 | 19.03. | |
40 | Тест | | 26.03. | |
42 | Речь. Текст. Информационная обработка письменных текстов. (Компрессия). ( А1, 2). | 1 | 26.03. | |
43 | Речь. Текст. Информационная обработка письменных текстов. (Компрессия). ( А1, 2). | 1 | 2.04. | |
44 | Речеведение. Текст. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. (А21) | 1 | 2.04. | |
45 | Речеведение. Текст. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. (А21) | 1 | 9.04. | |
46 | Средства связи предложений в тексте. (А23) | 1 | 9.04 | |
47 | Средства связи предложений в тексте. (А23) | 1 | 16.04. | |
48 | Выразительность русской речи. (А24) | 1 | 16.04. | |
49 | Выразительность русской речи. (А24) | 1 | 23.04. | |
50 | Тест | 1 | 23.04. | |
51 | Как писать сочинение-рассуждение | 1 | 7.05. | |
52 | Композиция сочинения- рассуждения | 1 | 7.05. | |
53 | Формулировка проблемы сочинения, комментарий к проблеме. | 1 | 14.05. | |
54 | Аргументация собственного мнения. Типичные ошибки аргументации. Подбор аргументов | 1 | 14.05. | |
55 | Речевое оформление сочинения | 1 | 21.05. | |
56 | Типичные ошибки в сочинении. | 1 | 21.05 | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
6