Утверждено: Согласовано:
директор школы зам. директора по УВР
_________________Т.М. Калинаичева _________________Т.Н.Зарубина
Приказ № ____ от__________ 2016 г. «____»__________2016 г.
МКОУ Чернавская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативный курс
«Реальная математика»
6 класс
на 2016 – 2017 учебный год
Учитель I категории
Сальникова Наталия Васильевна
Рассмотрено на заседании школьного МО
Протокол № ________ от _____________________2016г
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Реальная математика» разработана на основании учебного плана и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), которые предусмотрены школьным компонентом. Целью данного курса является подготовка учащихся 6 класса к освоению модуля «Реальная математика», входящего в ОГЭ 9 класса. Программный материал математики 5-6 класса позволяет справиться практически со всеми заданиями, включенными в раздел «Реальная математика».Поэтому целесообразно уделять внимание подготовки к ОГЭ начиная с 6 класса. Темы занятий курса перекликаются с программным материалом математики и соответствуют заданиям ОГЭ.
Планируемые результаты изучения курса
.Личностные результаты:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
1) регулятивные
учащиеся получат возможность научиться:
составлять план и последовательность действий;
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
2) познавательные
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3) коммуникативные
учащиеся получат возможность научиться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные
учащиеся получат возможность научиться:
отработать до навыка умение решать арифметические задачи по действиям; ликвидировать пробелы по данной теме;
отработать навык решения прикладных арифметических задач;
решать задачи, в которых условие задано в таблице, в частности задачи на подсчет выгодных покупок;
решать задачи на нахождения дроби от числа и числа по его дроби;
решать различные задачи на проценты: нахождение процента от числа, числа по его проценту, процентное изменение величины, а также задачи на подорожание и удешевление товара.
использовать уже изученный геометрический материал при решении прикладных геометрических задач: находить углы,образованные стрелками часов; вычислять периметр и площадь прямоугольных участков;
читать графики и круговые диаграммы.
Содержание учебного курса
Арифметические задачи. Составление краткого условия задачи. Решение задач по действиям.
Текстовые задачи прикладного характера. Решение задач с избытком и недостатком.
Задачи с табличным условием. Решение задач, в которых условие дано в виде таблицы. Расчет наиболее выгодных покупок.
Задачи с обыкновенными дробями. Задачи на нахождения дроби от числа, числа по его дроби.
Задачи на проценты. Нахождение процента от числа. Нохождение числа по его проценту. Задачи на изменение величины в процентах.
Прикладные задачи геометрии. Нахождение периметра и площади прямоугольных участков. Задачи с часами.
Графики, диаграммы. Чтение графиков, круговых и столбчатых диаграмм.
Тематическое планирование с указыванием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тема раздела | Количество часов |
Арифметические задачи | 3 |
Текстовые задачи прикладного характера | 5 |
Задачи с табличным условием | 3 |
Задачи с обыкновенными дробями | 5 |
Задачи на проценты | 10 |
Прикладные задачи геометрии | 4 |
Графики, диаграммы | 5 |
Всего | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Кол- во часов | Примечание |
по плану | факти чески |
Арифметические задачи(3ч) |
1 | | | Арифметические задачи, решаемые по действиям | 1 | |
2 | | | Арифметические задачи, решаемые по действиям | 1 | |
3 | | | Арифметические задачи, решаемые по действиям | 1 | |
Текстовые задачи прикладного характера(5ч) |
4 | | | Прикладные арифметические задачи | 1 | |
5 | | | Прикладные арифметические задачи | 1 | |
6 | | | Прикладные арифметические задачи | 1 | |
7 | | | Прикладные арифметические задачи | 1 | |
8 | | | Прикладные арифметические задачи | 1 | |
Задачи с табличным условием(3ч) |
9 | | | Работа с таблицами | 1 | |
10 | | | Работа с таблицами | 1 | |
11 | | | Работа с таблицами | 1 | |
Задачи с обыкновенными дробями(5ч) |
12 | | | Задачи на нахождения дроби от числа | 1 | |
13 | | | Задачи на нахождения дроби от числа | 1 | |
14 | | | Задачи на нахождения числа по его дроби | 1 | |
15 | | | Задачи на нахождения числа по его дроби | 1 | |
16 | | | Задачи на отношения величин | 1 | |
Задачи на проценты(10ч) |
17 | | | Нахождение процента от числа | 1 | |
18 | | | Нахождение процента от числа | 1 | |
19 | | | Нахождение числа по его проценту | 1 | |
20 | | | Нахождение числа по его проценту | 1 | |
21 | | | Нахождение числа по его проценту | 1 | |
22 | | | Изменение величины в процентах | 1 | |
23 | | | Изменение величины в процентах | 1 | |
24 | | | Изменение величины в процентах | 1 | |
25 | | | Комбинированные задачи | 1 | |
26 | | | Комбинированные задачи | 1 | |
Прикладные задачи геометрии(4ч) |
27 | | | Углы, образованные стрелками часов | 1 | |
28 | | | Задачи на вычисления периметра прямоугольника | 1 | |
29 | | | Задачи на вычисления площади прямоугольника | 1 | |
30 | | | Задачи на вычисления площади прямоугольника | 1 | |
Графики, диаграммы(5ч) |
31 | | | Чтение графиков | 1 | |
32 | | | Чтение графиков | 1 | |
33 | | | Чтение графиков | 1 | |
34 | | | Чтение столбчатых диаграмм | 1 | |
35 | | | Чтение круговых диаграмм | 1 | |
Учебно-методическое оснащение программы
1.УМК Н.Я. Виленкина 5класс
2.УМК Н.Я.Виленкина 6 класс
3.«Внеурочная деятельность школьников.Методический конструктор:пособие для учителей»/Д.В.Григорьева, П.В.Степанов.-М.:Просвещение,2011
4.Комплекс материалов для подготовки учащихся к ОГЭ
5.За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5-6 классов/ И.Я.Депман,Н.Я.Виленкин.-М.:Просвещение,2009
6.Математика.Внеурочные занятия.5-6 классы./ Т.Б.Анфимова-М.:ИЛЕКСА,2012