Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
г. Протвино Московской области
Рассмотрено на заседании МС Председатель МС _____ Г.Н.Солдатова Протокол №____ от «___» _________ 2016г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _____ Н.Н.Храмова «___» _________ 2016 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Гимназия» _____ Л.В.Филонова Приказ № ______ от «___» _________ 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
________________ Фитисовой Ларисы Евгеньевны_________
(ФИО педагога полностью)
для изучения предмета инвариантной части учебного плана
_________история__в 5 _классе
(предмет)
на базовом уровне (ФГОС)
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
История Древнего мира.
Рабочая программа по истории для 5 класса основной средней общеобразовательной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностными, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования и на основе авторской программы В.И. Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», опубликованной в сборнике «Рабочие программы. «Всеобщая история. 5-9 классы.» Москва, изд. «Просвещение», 2012.
Выбор программы обусловлен миссией и целями гимназии, а так же тем, что она обеспечивает непрерывность обучения в 5-9 классах.
Авторская программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год) что соответствует учебному плану МБОУ «Гимназия», но в связи с заведомым выпадением из-за праздничных дней (3.11, 4.11, 9.03, 4.05. 11.05) планируется пройти программу в полном объем путем уплотнения учебного материала за 65 часов.
Основное содержание.
Глава 1. Зачем изучать историю.
Зачем изучать историю. Что такое история. Ключи к познанию прошлого. Исторические источники. Науки-помощницы: археология, антропология, этнология, этнография. Периоды истории, исторические эпохи. История Древнего мира - часть всеобщей истории.
Счет лет в истории. Историческая хронология. Календарь. Лента времени. Счет лет до нашей эры.
Понятия и термины: история, год, век (столетие), тысячелетие , исторический источник.
РАЗДЕЛ I. ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Глава 2. Предыстория человечества. Первобытный период.
Древнейшие люди, их жизнь и деятельность как этап предыстории человечества. Современные взгляды на происхождение человека. Расселение древнейших людей. Древнейший человек и природа. Появление орудий труда. Каменный век. Древнейшие люди покоряют огонь.
Появление «человека разумного». Неандертальцы и кроманьонцы. Собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Изобретения кроманьонцев. Родовые общины. Появление человеческих рас.
Возникновение религии и искусства. Древнейшие формы религиозных верований. Духи природы и душа человека. Художники пещер. Искусство древних людей на территории России.
Древние земледельцы и скотоводы на исходе первобытности . Возникновение земледелия. Изобретение орудий труда, первые выращиваемые культуры. Одомашнивание животных и скотоводство. Переход от присваивающего хозяйства к производящему — основное содержание неолитической революции. Изобретение гончарного круга, простейшего ткацкого станка и другие новшества неолита.
От неолита к медному веку. Строительство мегалитических сооружений. Изобретение плуга. Медный век. Появление ремесел. Зарождение обмена, появление денег. Соседская община. Племя. Семья. Возникновение имущественного и социального неравенства. Выделение знати: вождь, дружина.
Первые очаги цивилизации. Древнейшие города. Показатели перехода от первобытности к цивилизации. Изобретение бронзы. От бронзового века к железному.
Понятия и термины: первобытные люди, орудия труда, человек разумный, земледелие, скотоводство, ремесло, религия, искусство, душа, идол, молитва, жертва, родовая община, старейшина, совет старейшин, племя, вождь племени, знать, царь, цивилизация.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК.
Глава 3. Древнейшие цивилизации Месопотамии.
Начало истории Древнего мира. Древний Восток и Ближний Восток. Плодородный полумесяц.
Речные цивилизации. Междуречье: рождение цивилизации. Природа и население Древней Месопотамии. Необходимость ирригации. Шумер — древнейшая цивилизация. Облик и язык шумеров. Шумерские города-государства Ур, Урук, Лагаш. Цари, династии, законы.
Что такое государство. Территория, границы, казна, налоги, войско, управление государством. Формы государства. Монархия. Подданные, рабы.
Культура Шумера. Возникновение письменности. Клинопись. Рождение литературы. Поэма о Гильгамеше. Шумерский миф о потопе. Знания шумеров.
Астрономия. Математика. Первые школы.
Наследники Шумера. Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Устройство общества Древнего Вавилона. Подданные царя. Особенность «власти-собственности». Восточная деспотия. Боги Древней Месопотамии. Жрецы. Зиккурат. Храмовые хозяйства.
Глава 4. Древний Египет. Страна на берегах Нила и ее жители.
Цивилизация Древнего Египта - ровесница Древнего Шумера. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Оросительные системы. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Власть фараона. Жизнь древних египтян.
Мир пирамид. Для чего строились пирамиды. Строители пирамид. Пирамиды — первое из семи чудес света. Пирамида Хеопса. Сфинкс. Гробница фараона Тутанхамона. Представление древних египтян о «царстве мертвых»: мумия, гробница, саркофаг. Пирамида власти. Царь и его чиновники, писцы, пирамидальное устройство общества.
Могущество Древнего Египта. Эпоха Нового царства — время превращения Египта в могущественную военную державу. Армия фараона. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Войны и завоевания. Сражение при Кадеше. Военные трофеи фараонов. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Папирус. Изобретение материала и инструмента для письма. Иероглифическое письмо. «Книга мертвых».
Культура и религия Древнего Египта. Верования древних египтян. Главные боги Древнего Египта. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса. Древнеегипетские храмы и жрецы. Реформы фараона Эхнатона. Монотеизм.
Глава 5. Восточное Средиземноморье в древности.
Финикия — страна мореплавателей. Морская торговля и пиратство. Финикийцы - торговцы и строители городов. Города финикийцев Тир, Сидон, Библ, Угарит. Жизнь в финикийских городах. Финикийские ремесленники. Производство пурпурных тканей, ювелирных украшений, изделий из стекла. Первый алфавит и его роль в истории культуры. Финикийская колонизация Средиземноморья. Боги финикийцев. Финикийский миф о Европе.
Древняя Палестина. Переселение древнееврейских племен в Палестину, отношения с местным населением. Племенной союз Израиля. Борьба древних евреев с филистимлянами. Цари Израиля Саул, Давид, Соломон. Иерусалим - столица Иудейского царства. Храм Соломона. Библейские предания.
Ветхий Завет. Библейские пророки. Ветхий завет — часть Библии. Ветхозаветные сказания. Иудейский монотеизм. Библейские пророки Авраам, Ной, Илья. Моисей и десять заповедей.
Глава 6. Великие военные империи Ближнего Востока.
Ассирийская империя. Роль железа в истории Древнего мира. Понятия военная держава и империя. От города Ашшур к могущественной державе. Военная мощь ассирийцев. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Государство Урарту. Трагедия побежденных Ассирией стран. Ниневия - достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.
Нововавилонское царство. Завоевания нововазилонских царей. Город Вавилон — «царь городов», символ могущества власти и смешения народов. Ветхозаветное повествование о сооружении Вавилонской башни. Вавилонские зиккураты. Висячие сады - одно из семи чудес света. Падение Вавилона. Библейский рассказ о пире Валтасара.
Персидская империя — крупнейшее государство Древнего мира. Начало чеканки монет в Лидии. Завоевания персов. Кир II Великий, его завоевания, гибель в войне с массагетами. Царь Дарий I во главе «страны стран». Восточная деспотия. Управление Персидской империей. Сатрапии. «Царская» дорога и государственная почта. Обновление денежной системы. Столица великой державы древности — город Персеполь.
Зороастризм — религия древних персов.
Глава 7. Древняя Индия.
Природа и население полуострова Индостан. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Труд и занятия древнейших жителей Индии. Хлопчатник. Сахар. Пряности и благовония. Первые города-государства. Дравиды. Арии в Индии. Санскрит. Священные книги ариев - Веды. Литературные источники периода ариев. Индуизм — религия древних индийцев Карма. Йога. Знания древних индийцев, цифры, изобретение нуля, шахматы.
Устройство общества в Древней Индии. Варны и касты. Миф о происхождении четырех варн. Образ жизни представителей разных варн и каст. Возникновение буддизма. Жизнь Будды. Государство Маурьев. Царь Ашока.
Глава 8. Древний Китай.
Природа и люди Древнего Китая. Берега рек Хуанхэ и Янцзы - центры
формирования древнекитайской цивилизации. Первые китайские государства. Объединение Китая. Пер Китайская империя, ее император Цинь Шихуанди. Устройство Китайской империи. Археологические свидетельства эпохи - глиняные воины гробницы Цинь Шихуанди. Войны империи. Великая Китайская стена. Свержение династии Цинь. Новая империя Хань.
Китайские иероглифы, каллиграфия. Китайские мудрецы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Учение Лао Цзы. Представления древних китайцев об устройстве мира. Изобретения и открытия древних китайцев (порох, бумага, чай). Великий шелковый путь.
Понятия и термины: государство, культура, миф, закон, фараон, жрец, раб, иудаизм, каста, империя, конфуцианство.
РАЗДЕЛ III. АНТИЧНОСТЬ
Глава 9. Древнейшая Греция.
Понятие Античнсть. Карта античного мира. История Древней Греции и история Древнего Рима — две составные части Античности.
Древнейшая Греция. Природа и население. Эллада и эллины. Области Греции. Земледелие и скотоводство. Полезные ископаемые.
Боги Древней Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Герои греков. Мифы об их подвигах. Геракл. Персей. Значение примера героев в жизни древних греков.
Первые государства на Крите. Держава царя Миноса. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Лабиринт и Минотавр. Раскопки на Крите. Минойская культура. Морское могущество Крита. Гибель Критского царства. Миф о Тесее и Минотавре.
Ахейская Греция. Города-государства Тиринф, Пилос, Микены. Войны и воины-ахейцы. Троянская война. Дорийское завоевание и гибель ахейской (микенской) цивилизации. Миф о Троянской войне.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Сказитель Гомер. «Иллиада» — поэма о Троянской войне. Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. «Одиссея» - поэма о странствиях царя острова Итака. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Глава 10. Полисы Греции.
Возникновение полиса. Жизнь греков после дорийского завоевания. Начало возрождения Греции. Превращение древнего полиса в государство. Устройство древнего полиса-государства. Тирания. Знать и демос в Афинском полисе. Войско полиса, гоплиты и фаланга. Великая греческая колонизация: причины и результаты. Метрополии и колонии. Колонии на северных берегах Черного моря. Греки и варвары. Скифы. Два великих полиса: Афины и Спарта.
Рождение демократии в Афинах. Демос восстает против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах. Установление разрядов афинских граждан. Тирания Писистрата. Реформы Клисфена. Историческое значение древнегреческой демократии.
Олигархическая Спарта. Возникновение Спартанского государства. Население Спарты. Реформы Ликурга. Общественное устройство Спарты. Граждане и неграждане. Спартанское воспитание. Спартанская армия.
Глава 11. Победа греческой демократии над восточной деспотией.
Греко-персидские войны. Причины войн персов с греками. Битва при Марафоне. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. Идея Фемистокла о создании греческого флота.
Нашествие персидских войск на Элладу. Поход армии царя Ксеркса. Битва у Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламитской битвы. Морское Саламинское сражение. Битва при Платеях и Микале. Причины и историческое значение победы греков. Эсхил о победе греков на море.
Глава 12. Расцвет Греции.
Афины при Перикле. Вождь афинской демократии Перикл. Выборы на
общественные должности в Афинах. Полномочия и роль народного собрания. Суд. Оплата работы на выборных должностях. Граждане Афин и переселенцы (метеки). Строительство Афин при Перикле. Военная сила Афин. Рабство в Афинах.
Афинский Акрополь. Особенности архитектуры храмов. Греческая архитектура и скульптура. Фидий. Греческая культура эпохи классики. Греческие архитектурные ордеры. Скульптура. Атлеты Мирона и Поликлета. Пракситель.
Греческая философия. Великие философы Пифагор, Платон, Аристотель. Педагоги и ученики. Образование афинян. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Эфебия. Воспитание девочек.
Возникновение театра в Древней Греции. Устройство театра. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. Великие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедиограф Аристофан. Воспитательная роль театральных представлений.
Олимпийские игры. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Нереиды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.
Повседневная жизнь греков. Обустройство греческого дома. Одежда. Еда. День афинского гражданина. Жизнь греческих женщин.
Глава 13. Упадок Греции. Рождение нового мира.
Пелопоннесская война. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Укрепление македонской армии: фаланга, конница, осадные башни. Стремление Филиппа подчинить соседей. Борьба греческих полисов против македонского завоевания. Оратор Демосфен. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчета новой истории. Гибель Филиппа.
Личность Александра — царя Македонии и Греции. Разрушение Фив. Поход в Малую Азию. Первые победы: сражение на реке Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Борьба народов Средней Азии против захватчиков. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Смерть Александра Македонского.
Восток и Греция после Александра Македонского. Распад державы Александра после его смерти. Создание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: царство Селевкидов, царство Птолемеев в Египте, Македония, Пергам. Александрия Египетская - крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Мусей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие ученые на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Глава 14. Ранний Рим.
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Предшественники римлян. Этруски.
Рим эпохи царей. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Гражданин римской общины, сочетание прав и обязанностей. Цари и знаки царской власти. Преобразования царя Сервия Туллия в сравнении с реформами Солона в Афинах. Свержение последнего римского царя и установление республики. Патриции и плебеи.
Ранняя республика. Государственное устройство. Магистраты. Народное представительство. Римские сословия. Патроны и клиенты. Роль сената в Риме. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Диктатор. Завершение борьбы патрициев и плебеев.
Римская семья. Нравы древних римлян. Римская религия: высшие боги, хранители домашнего очага. Боги патрициев и боги плебеев. Римские жрецы.
Рим завоевывает Италию. Нашествие галлов на Рим. Самнитские войны. Аппиева дорога — «родоначальница» римских дорог. Война с Пирром. «Пиррова победа». Установление господства Рима над Италией.
Глава 15. Поздняя республика.
Пунические войны. Карфаген — могущественная держава Древнего мира, стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первая Пуническая война. Захват Сицилии. Вторая Пуническая война. Ганнибал — предводитель карфагенского войска. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Сципион Африканский Старший — победитель Ганнибала. Третья Пуническая война и окончательное падение Карфагена.
Рим превращается в мировую державу. Римская армия: легионы, центурии, манипулы, когорты. Вооружение римлян. Завоевание Греции и Македонии Римом. Средиземноморье — провинция Рима.
Глава 16. Гражданские войны в Риме. Гибель республики.
Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Римские всадники. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Деятельность Гая Гракха по созданию римских колоний за пределами Италии. Гибель Гая.
Рабство в эпоху Поздней республики. Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии - восстание Спартака. Победы армии восставших рабов. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Гибель республики. Гражданские войны в Риме. «Новые люди». Гай Марий и Корнелий Сулла. Проскрипции. Внешние войны. Первый триумвират и его распад. Установление диктатуры Цезаря. Гай Юлий Цезарь - историческая личность и легенды.
Диктатура Цезаря. Рим у ног Цезаря. Мартовские иды, гибель Цезаря в сенате. Великий оратор Марк Туллий Цицерон.
Глава 17. Возникновение и расцвет Римской империи.
Завершение гражданских войн. Второй триумвират. Поражение сторонников республики. Победа флота Октавиана при мысе Акции. Первый император Рима Октавиан Август. Превращение Египта в римскую провинцию. Расширение империи. «Век золотой латыни», поэма Вергилия «Энеида», Гораций, Меценат.
Преемники Августа, «кровавые императоры» Тиберий, Калигула, Нерон. Падение нравственности. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона. Флавии - строители империи. Колизей. Гибель Помпеи.
Возникновение христианства. Исторические свидетельства об Иисусе Христе. Евангельская история Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Первые общины христиан. Преследование христиан римскими властями. Возникновение церкви.
«Золотой век» Римской империи. Правление Траяна - «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Война с даками. Римское право. Марк Аврелий: философ на троне. Рим - символ мировой власти и цивилизации.
«Вечный город» и его жители. Римляне в повседневной жизни. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Нравы римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. Римская школа.
Глава 18. Поздняя империя.
Империя в III - начале IV в. Неэффективность рабского труда. Колоны и
магнаты. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Распад единой империи, тяжелое положение населения империи. Восстановление империи. Император — «бог и господин». Диоклетиан. Табель о рангах. Обожествление и неограниченная власть императора. Константин I Великий. Основание Константинополя — новой столицы империи. Признание христианства. Первый Вселенский собор в Никее. Символ веры. Христианство — государственная религия Римской империи. Разделение империи на Западную и Восточную.
Падение западной Римской империи. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Великое переселение народов. Германцы в римской армии. Вторжение готов в Италию. Взятие Рима Аларихом — вождем готов. Захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города. Нашествие гуннов. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи Античности.
Понятия и термины: миф, полис, колонизация, метрополия, демократия, олигархия, трагедия, комедия, патриций, плебей, республика, консул, трибун, сенат, стратег, легион, реформа, император, диктатор, империя, Новый Завет, Евангелие, святой, мученик, политика, право.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса.
В результате освоения курса истории Древнего мира 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
проводить наблюдение под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;
определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
формировать целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
создавать яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;
формировать представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»;
читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
сравнивать простые однородные факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и различия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
давать образную характеристику исторических личностей, описывать памятники истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Календарно – тематическое планирование по истории Древнего мира
5 класс (ФГОС) учебник под редакцией В.И. Уколовой
№ урока | № урока по теме | Название раздела. Тема урока | Виды деятельности | УУД | дата |
по плану | по факту |
1 | 1 | Введение | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): коллективная работа; знакомство со структурой учебника; изучение содержания параграфа учебника; работа с иллюстрациями; выработка критериев устных и письменных ответов на уроках истории; работа с понятиями; формулирование вывода по проблеме урока; коллективная работа с лентой времени; решение задач на отработку навыка работы с лентой времени; фронтальная работа (знакомство с исторической картой); коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок. | Предметные: научиться определять понятия: история, эра, исторический источник, век, год, археология, лента времени, первобытность, наша эра; виды исторических источников: вещественные, письменные; названия частей света; проблему и цели урока; назвать и кратко характеризовать источники, рассказывать об истории Древнего мира; объяснять, как ведется счет лет до н.э. и н.э. ; показывать и различать на исторической карте части света. Метапредметные: развивать у учащихся представление о месте истории в системе наук; формировать целевые установки учебной деятельности; уметь использовать ключевые базовые понятия курса истории. Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового; целостного социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, устойчивого интереса к изучению нового | 05.09 | |
| | Глава I. Зачем изучать историю (2ч) | | |
2 | 1 | Что такое история. Ключи к познанию прошлого | 06.09 | |
3 | 2 | Счет лет в истории | 12.09 | |
| | ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; актуализация знаний с опорой на материал предыдущего урока; самостоятельное формулирование проблемы урока; определение плана действий для решения проблемы; работа со словарем при консультативной помощи учителя; индивидуальная работа с текстом параграфа; формулирование вывода по проблеме урока; фиксирование затруднений в деятельности; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок. | | |
| | Глава II. Предыстория человечества. Первобытный период.(7ч) |
4 | 1 | Древнейшие люди | 13.09 | |
5 | 2 | Появление человека разумного | 19.09 | |
6 | 3 | Зарождение религии и искусства | 20.09 | |
7 | 4 | Древние земледельцы и скотоводы | 26.09 | |
8 | 5 | От неолита к медному веку | 27.09 | |
9 | 6 | Первые очаги цивилизаций | 03.10 | |
10 | 7 | Повторительно-обобщающий урок «Зачем изучать историю. Первобытный период» | 04.10 | |
| | ДРЕВНЙ ВОСТОК (18ч) | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): самостоятельное формулирование проблемы урока с опорой на историческую карту (знакомство с основными географическими объектами Древнего Востока); определение плана действий для решения проблемы; индивидуальная работа со словарем (определение понятия цивилизация); формулирование признаков цивилизаций; работа с учебником и тетрадью (чтение текста параграфа, составление описания системы оросительного земледелия, ответ на проблемные вопросы; знакомство с социальной структурой; работа с понятием государство и его признаками при консультативной помощи учителя; фронтальный диалог; формулирование вывода по проблеме урока; фиксирование затруднений деятельности; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок. | Предметные: научиться характеризовать географическое расположение государств; климатические и природные условия; показывать на карте местоположение древнейших государств; сравнивать природные условия, занятия людей; выделять сходство и различия; определять характерные признаки цивилизаций; особенности письменности; высказывать и обосновывать свои суждения об особенностях верований древнего востока; готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам. Метапредметные: - планировать учебное сотрудничество, достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации; определять цели и способы взаимодействия; обмениваться знаниями между членами группы для принятия совместных решений; - оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций; - формировать, основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; самостоятельно ориентироваться в новом учебном материале, строить речевые высказывания; находить информацию поданной теме в тексте и видеоряде учебника, дополнительных источниках к параграфу, дополнительной литературе, электронных изданиях и группировать ее; Личностные: Формирование устойчивого интереса к культурному наследию прошлого, навыков анализа исторических источников; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии, устойчивого интереса к изучению нового. | | |
| | Глава III. Древнейшие цивилизации Месопотамии (3ч) |
11 | 1 | Междуречье: зарождение цивилизации | 17.10 | |
12 | 2 | Культура Шумера | 18.10 | |
13 | 3 | Древний Вавилон | 24.10 | |
| | Глава IV. Древний Египет (4ч) | | |
14 | 1 | Страна на берегах Нила и ее жители | 25.10 | |
15 | 2 | Мир пирамид | 31.10 | |
16 | 3 | Могущество Древнего Египта | 01.11 | |
17 | 4 | Верования древних египтян | 07.11 | |
| | Глава V. Восточное Средиземноморье в древности (3ч) | | |
18 | 1 | Финикия – страна мореплавателей | 08.11 | |
19 | 2 | Древняя Палестина | 14.11 | |
20 | 3 | Библейские пророки | 15.11 | |
| | Глава VI. Великие империи Ближнего Востока (3ч) | | |
21 | 1 | Ассирийская империя | 28.11 | |
22 | 2 | Нововавилонское царство | 29.11 | |
23 | 3 | Древняя Персия – «страна стран» | 05.12 | |
| | Глава VII. Древняя Индия (2ч) | | |
24 | 1 | Ранние цивилизации Древней Индии | 06.12 | |
25 | 2 | Как было устроено общество Древней Индии. Новая религия | 12.12 | |
| | Глава VIII. Древний Китай (3ч) | в | | |
26 | 1 | Первые китайские государства | 13.12 | |
27 | 2 | Древняя мудрость и изобретения китайцев | 19.12 | |
28 | 3 | Повторительно-обобщающий урок «Древний Восток» | 20.12 | |
| | АНТИЧНОСТЬ | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий); формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; актуализация знаний с опорой на материал предыдущего урока; самостоятельное формулирование проблемы урока; определение плана действий для решения проблемы; работа с исторической картой ; (формулирование выводов о географическом положении Греции, ответ на проблемный вопрос «С какими народами древнего мира могли быть знакомы греки?»); работа с лентой времени; работа с исторической (контурной) картой; индивидуальная работа с учебником и тетрадью; фронтальный диалог; формулирование вывода по проблеме урока; фиксирование затруднений в деятельности; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок. | Предметные: научиться характеризовать географическое положение, климатические условия Древней Греции; содержание мифа о Тесее и Минотавре, о Дедале и Икаре; особенности общего развития Критского царства и причины его гибели; показывать на исторической карте территорию Греции и Крита; соотносить их географическое положение с известными государствами Древнего мира; описывать природные условия страны и делать выводы о занятиях ее жителей; сравнивать их с природно-географическими условиями Древнего Египта и Междуречья; выделять факты, подтвержденные археологическими раскопками; описывать памятники истории и культуры; высказывать суждения об их исторической и культурной ценности; характеризовать особенности религиозных верований древних греков; анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятий греков; характеризовать особенности греческой колонизации, описывать типичный центр греческих городов – полисов, обобщать информацию о положении различных групп населения в полисе; характеризовать причины, ход, итоги и значение битв, рассказывать о походах , используя историческую карту ; систематизировать и обобщать информацию о становлении демократии, оценивать роль и значение народного собрания, уметь сравнивать государственный строй с другим политическим устройством; готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам. Метапредметные: - точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; планировать общие способы работы; формировать готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. - формировать целевые установки учебной деятельности, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы. - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существенную информацию из текстов разных видов Личностные: Формирование устойчивого интереса к культурному наследию прошлого; формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задания | | |
| | Древняя Греция (19ч) |
| | Глава IX. Древнейшая Греция (5ч) |
29 | 1 | Что такое Античность. Территория, природа, население | 26.12 | |
30 | 2 | Боги и герои древних греков | 27.12 | |
31 | 3 | Первые государства на Крите. Минойская цивилизация | 16.01 | |
32 | 4 | Ахейская Греция | 17.01 | |
33 | 5 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». | 23.01 | |
| | Глава X. Полисы Греции (4ч) | | |
34 | 1 | Появление полиса. | 24.01 | |
35 | 2 | Великая греческая цивилизация. | 30.01 | |
36 | 3 | Зарождение демократии в Афинах | 31.01 | |
37 | 4 | Древняя Спарта | 06.02 | |
| | Глава XI. Победа греческой демократии над восточной деспотией | | |
38 | 1 | Греко-персидские войны. | 07.02 | |
| | Глава XII. Расцвет Древней Греции (5ч) | | |
39 | 1 | Афины при Перикле | 13.02 | |
40 | 2 | Греческая культура эпохи классики | 14.02 | |
41 | 3 | Философия, наука, образование |
42 | 4 | Олимпийские игры | 20.02 20.02 | |
43 | 5 | Жизнь в греческом городе |
| | Глава XIII. Упадок Греции. Рождение нового мира. (4ч) | | |
44 | 1 | Греция подчиняется Македонии | 21.02 | |
45 | 2 | Александр Македонский и его завоевания | 06.03 | |
46 | 3 | Мир после завоеваний Александра Македонского | 07.03 | |
47 | 4 | Повторительно-обобщающий урок «Древняя Греция» | 13.03 | |
| | ДРЕВНИЙ РИМ (19ч) | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий); формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; актуализация знаний с опорой на материал предыдущего урока; самостоятельное формулирование проблемы урока; определение плана действий для решения проблемы; работа с исторической картой учебника (извлечение необходимой информации, формулирование выводов, поиск подтверждения полученной информации); индивидуальная работа с учебником и тетрадью; формулирование признаков цивилизаций, составление описания верований этрусков, сравнение с греческой религией, аналитическая работа с историческим текстом; фронтальный диалог; формулирование вывода по проблеме урока; фиксирование затруднений в деятельности; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок. | Предметные: научиться характеризовать географическое положение Древнего Рима; особенности управления Римом; показывать на исторической карте территорию Апеннинского п-ва, о-ва Сицилия, Лаций, земли этрусков, греческие колонии; соотносить расположение значимых объектов истории Древнего Рима с известными объектами истории Древнего мира; описывать природные условия и занятия римлян; сравнивать их с Древней Грецией; делать выводы об их сходстве и различиях; анализировать данные легенды о возникновении Рима; сопоставлять с данными археологических раскопок: раскрывать существенные черты положения патрициев и плебеев; характеризовать военные победы римлян; причины возвышения Рима; называть государства, ставшие объектами завоеваний Рима; роль сената; выделять главные особенности государственного устройства Рима, сопоставлять их с другим; Метапредметные: - формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме; точно и грамотно выражать свои мысли; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работе; - осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. - объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; строить логическую цепочку рассуждений; Личностные: формирование устойчивого интереса к культурному наследию прошлого, навыков анализа исторических источников, интереса к изучению нового, навыков самоанализа и самоконтроля; способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | | |
| | Глава XIV. Ранний Рим (5ч) | | |
48 | 1 | Предшественники Рима | 14.03 | |
49 | 2 | Рим эпохи царей | 20.03 | |
50 | 3 | Ранняя Римская республика | 21.03 | |
51 | 4 | Римская семья, нравы и религия | 27.03 | |
52 | 5 | Рим завоевывает Италию | 28.03 | |
| | Глава XV. Римская республика (6ч) | | |
53 | 1 | Пунические войны. | 03.04 | |
54 | 2 | Рим превращается в мировую державу | 04.04 | |
55 | 3 | Земельные реформы братьев Гракхов | 10.04 | |
56 | 4 | Рабство в Древнем Риме | 11.04 | |
57 | 5 | Гибель Римской республики | 17.04 | |
58 | 6 | Диктатура Цезаря | 18.04 | |
| | Глава XVII. Возникновение и расцвет Римской империи (5ч) | | |
59 | 1 | Рим становится империей | 02.05 | |
60 | 2 | Преемники Августа | 15.05 | |
61 | 3 | Возникновение христианства | 16.05 | |
62 | 4 | «Золотой век» Римской империи | 22.05 | |
63 | 5 | Римляне в повседневной жизни |
| | Глава XVIII. Поздняя Римская империя(3ч) | | |
64 | 1 | Империя в 3- 4 веках | 23.05 | |
65 | 2 | Падение Западной Римской империи. | |
66 | 3 | Повторительно-обобщающий урок «Древний Рим» | 29.05 | |
67 | 1 | Итоговое повторение курса «История Древнего мира» | 30.05 | |
68 | 2 | Итоговое повторение курса «История Древнего мира» | | | |
Перечень учебно – методического обеспечения:
Рабочие программы. Всеобщая история. 5-9 классы, М. «Просвещение», 2012.
В.И. Уколова . История. Древний мир. 5 класс. М. «Посвещение», 2013
Рабочая тетрадь – тренажер, М. «Посвещение», 2016
В.И. Уколова . Методические рекомендации. Всеобщая история Древнего мира. 5 класс. М. «Посвещение», 2012
В.И. Уколова . Поурочное тематическое планирование История. Древний мир. 5 класс. М. «Посвещение», 2013
Мультимедийное учебное пособие «История Древнего мира. 5 класс» (серия «Электронная библиотека «Просвещение»)
19