СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ФГОС ООО "История. Древний мир. 5 класс"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории для 5 класса основной средней общеобразовательной  школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностными, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования и на основе авторской программы  В.И. Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», опубликованной в сборнике «Рабочие программы. «Всеобщая история.  5-9 классы.» Москва, изд. «Просвещение», 2012.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ФГОС ООО "История. Древний мир. 5 класс"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

г. Протвино Московской области

Рассмотрено

на заседании МС

Председатель МС

_____ Г.Н.Солдатова

Протокол №____ от

«___» _________ 2016г.



Согласовано

Заместитель директора

по УВР

_____ Н.Н.Храмова


«___» _________ 2016 г.


Утверждаю

Директор МБОУ

«Гимназия»

_____ Л.В.Филонова

Приказ № ______ от

«___» _________ 2016г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

________________ Фитисовой Ларисы Евгеньевны_________

(ФИО педагога полностью)

для изучения предмета инвариантной части учебного плана

_________история__в 5 _классе

(предмет)

на базовом уровне (ФГОС)



2016 – 2017 учебный год







Пояснительная записка

История Древнего мира.

Рабочая программа по истории для 5 класса основной средней общеобразовательной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностными, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования и на основе авторской программы В.И. Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», опубликованной в сборнике «Рабочие программы. «Всеобщая история. 5-9 классы.» Москва, изд. «Просвещение», 2012.

Выбор программы обусловлен миссией и целями гимназии, а так же тем, что она обеспечивает непрерывность обучения в 5-9 классах.

Авторская программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год) что соответствует учебному плану МБОУ «Гимназия», но в связи с заведомым выпадением из-за праздничных дней (3.11, 4.11, 9.03, 4.05. 11.05) планируется пройти программу в полном объем путем уплотнения учебного материала за 65 часов.













Основное содержание.

Глава 1. Зачем изучать историю.

Зачем изучать историю. Что такое исто­рия. Ключи к познанию прошлого. Исторические источники. Науки-помощницы: археология, антропология, этнология, этнография. Периоды истории, исторические эпохи. История Древнего мира - часть всеобщей истории.

Счет лет в истории. Историческая хронология. Ка­лендарь. Лента времени. Счет лет до нашей эры.

Понятия и термины: история, год, век (столетие), тысячелетие , исторический источник.


РАЗДЕЛ I. ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ.


Глава 2. Предыстория человечества. Первобытный период.

Древнейшие люди, их жизнь и деятельность как этап предыстории человечества. Современные взгляды на происхождение человека. Расселение древнейших людей. Древнейший человек и природа. Появление орудий труда. Каменный век. Древнейшие люди покоряют огонь.

Появление «человека разумного». Неандертальцы и кроманьонцы. Собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Изобретения кроманьонцев. Родовые общины. Появление человеческих рас.

Возникновение религии и искусства. Древнейшие формы религиозных верований. Духи природы и душа человека. Художники пещер. Искусство древних людей на территории России.

Древние земледельцы и скотоводы на исходе первобытности . Возникновение земледелия. Изобретение орудий труда, первые выращиваемые культуры. Одомашнивание животных и скотоводство. Переход от присваивающего хозяйства к производящему — основное содержание неолитической революции. Изобретение гончарного круга, простейшего ткацкого станка и другие новшества неолита.

От неолита к медному веку. Строительство мега­литических сооружений. Изобретение плуга. Медный век. Появление ремесел. Зарождение обмена, появле­ние денег. Соседская община. Племя. Семья. Возник­новение имущественного и социального неравенства. Выделение знати: вождь, дружина.

Первые очаги цивилизации. Древнейшие города. Показатели перехода от первобытности к цивилизации. Изобретение бронзы. От бронзового века к железному.

Понятия и термины: первобытные люди, орудия тру­да, человек разумный, земледелие, скотоводство, ремесло, религия, искусство, душа, идол, молитва, жертва, родо­вая община, старейшина, совет старейшин, племя, вождь племени, знать, царь, цивилизация.


РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК.


Глава 3. Древнейшие цивилизации Месопотамии.

На­чало истории Древнего мира. Древний Восток и Ближ­ний Восток. Плодородный полумесяц.

Речные цивилизации. Междуречье: рождение ци­вилизации. Природа и население Древней Месопота­мии. Необходимость ирригации. Шумер — древнейшая цивилизация. Облик и язык шумеров. Шумерские го­рода-государства Ур, Урук, Лагаш. Цари, династии, законы.

Что такое государство. Территория, границы, казна, налоги, войско, управление государством. Фор­мы государства. Монархия. Подданные, рабы.

Культура Шумера. Возникновение письменности. Клинопись. Рождение литературы. Поэма о Гильгамеше. Шумерский миф о потопе. Знания шумеров.

Аст­рономия. Математика. Первые школы.

Наследники Шумера. Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Устройство общества Древнего Вави­лона. Подданные царя. Особенность «власти-собствен­ности». Восточная деспотия. Боги Древней Месопота­мии. Жрецы. Зиккурат. Храмовые хозяйства.


Глава 4. Древний Египет. Страна на берегах Нила и ее жители.

Цивилизация Древнего Египта - ровес­ница Древнего Шумера. Местоположение государ­ства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Оросительные системы. Путь к объ­единению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Власть фараона. Жизнь древних египтян.

Мир пирамид. Для чего строились пирамиды. Строители пирамид. Пирамиды — первое из семи чудес света. Пирамида Хеопса. Сфинкс. Гробница фараона Тутанхамона. Представление древних египтян о «цар­стве мертвых»: мумия, гробница, саркофаг. Пирамида власти. Царь и его чиновники, писцы, пирамидальное устройство общества.

Могущество Древнего Египта. Эпоха Нового цар­ства — время превращения Египта в могущественную военную державу. Армия фараона. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Войны и завоевания. Сражение при Кадеше. Военные трофеи фараонов. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменно­сти. Папирус. Изобретение материала и инструмента для письма. Иероглифическое письмо. «Книга мерт­вых».

Культура и религия Древнего Египта. Верования древних египтян. Главные боги Древнего Египта. Свя­щенные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса. Древнеегипетские храмы и жрецы. Ре­формы фараона Эхнатона. Монотеизм.


Глава 5. Восточное Средиземноморье в древности.

Финикия — страна мореплавателей. Морская торговля и пиратство. Финикийцы - торговцы и строители го­родов. Города финикийцев Тир, Сидон, Библ, Угарит. Жизнь в финикийских городах. Финикийские ремес­ленники. Производство пурпурных тканей, ювелирных украшений, изделий из стекла. Первый алфавит и его роль в истории культуры. Финикийская колонизация Средиземноморья. Боги финикийцев. Финикийский миф о Европе.

Древняя Палестина. Переселение древнееврейских племен в Палестину, отношения с местным населени­ем. Племенной союз Израиля. Борьба древних евреев с филистимлянами. Цари Израиля Саул, Давид, Соло­мон. Иерусалим - столица Иудейского царства. Храм Соломона. Библейские предания.

Ветхий Завет. Библейские пророки. Ветхий завет — часть Библии. Ветхозаветные сказания. Иудейский монотеизм. Библейские пророки Авраам, Ной, Илья. Моисей и десять заповедей.



Глава 6. Великие военные империи Ближнего Во­стока.

Ассирийская империя. Роль железа в истории Древнего мира. Понятия военная держава и империя. От города Ашшур к могущественной державе. Военная мощь ассирийцев. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Асси­рийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Государство Урарту. Трагедия побежденных Ассирией стран. Ниневия - достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Нововавилонское царство. Завоевания нововазилонских царей. Город Вавилон — «царь городов», символ могущества власти и смешения народов. Ветхозаветное повествование о сооружении Вавилонской башни. Вавилонские зиккураты. Висячие сады - одно из семи чудес света. Падение Вавилона. Библейский рассказ о пире Валтасара.

Персидская империя — крупнейшее государство Древнего мира. Начало чеканки монет в Лидии. Завоевания персов. Кир II Великий, его завоевания, гибель в войне с массагетами. Царь Дарий I во главе «страны стран». Восточная деспотия. Управление Персидской империей. Сатрапии. «Царская» дорога и государственная почта. Обновление денежной системы. Столица великой державы древности — город Персеполь.

Зороастризм — религия древних персов.


Глава 7. Древняя Индия.

Природа и население полуострова Индостан. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Труд и занятия древнейших жителей Индии. Хлопчатник. Сахар. Пряности и благовония. Первые города-государства. Дравиды. Арии в Индии. Санскрит. Священные книги ариев - Веды. Литературные источники периода ариев. Индуизм — религия древних индийцев Карма. Йога. Знания древних индийцев, цифры, изобретение нуля, шахматы.

Устройство общества в Древней Индии. Варны и касты. Миф о происхождении четырех варн. Образ жизни представителей разных варн и каст. Возникновение буддизма. Жизнь Будды. Государство Маурьев. Царь Ашока.


Глава 8. Древний Китай.

Природа и люди Древнего Китая. Берега рек Хуанхэ и Янцзы - центры

формирования древнекитайской цивилизации. Первые китайские государства. Объединение Китая. Пер Китайская империя, ее император Цинь Шихуанди. Устройство Китайской империи. Археологические свидетельства эпохи - глиняные воины гробницы Цинь Шихуанди. Войны империи. Великая Китайская стена. Свержение династии Цинь. Новая империя Хань.

Китайские иероглифы, каллиграфия. Китайские мудрецы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Учение Лао Цзы. Представления древних китайцев об устройстве мира. Изобретения и открытия древних китайцев (порох, бумага, чай). Великий шелковый путь.

Понятия и термины: государство, культура, миф, закон, фараон, жрец, раб, иудаизм, каста, империя, конфуцианство.


РАЗДЕЛ III. АНТИЧНОСТЬ


Глава 9. Древнейшая Греция.

Понятие Античнсть. Карта античного мира. История Древней Греции и история Древнего Рима — две составные части Античности.

Древнейшая Греция. Природа и население. Эллада и эллины. Области Греции. Земледелие и скотоводство. Полезные ископаемые.

Боги Древней Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Герои греков. Мифы об их подвигах. Геракл. Персей. Значение примера героев в жизни древних греков.

Первые государства на Крите. Держава царя Миноса. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Лабиринт и Минотавр. Раскопки на Крите. Минойская культура. Морское могущество Крита. Гибель Критского царства. Миф о Тесее и Минотавре.

Ахейская Греция. Города-государства Тиринф, Пилос, Микены. Войны и воины-ахейцы. Троянская война. Дорийское завоевание и гибель ахейской (микенской) цивилизации. Миф о Троянской войне.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Сказитель Гомер. «Иллиада» — поэма о Троянской войне. Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похоро­ны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. «Одиссея» - поэма о странствиях царя острова Итака. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с жени­хами. Мораль поэмы.

Глава 10. Полисы Греции.

Возникновение полиса. Жизнь греков после дорий­ского завоевания. Начало возрождения Греции. Пре­вращение древнего полиса в государство. Устройство древнего полиса-государства. Тирания. Знать и демос в Афинском полисе. Войско полиса, гоплиты и фалан­га. Великая греческая колонизация: причины и резуль­таты. Метрополии и колонии. Колонии на северных берегах Черного моря. Греки и варвары. Скифы. Два великих полиса: Афины и Спарта.

Рождение демократии в Афинах. Демос восстает против знати. Демократические реформы Солона. От­мена долгового рабства. Перемены в управлении Афи­нами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах. Установление разрядов афинских граждан. Тирания Писистрата. Ре­формы Клисфена. Историческое значение древнегре­ческой демократии.

Олигархическая Спарта. Возникновение Спартан­ского государства. Население Спарты. Реформы Ли­курга. Общественное устройство Спарты. Граждане и неграждане. Спартанское воспитание. Спартанская армия.

Глава 11. Победа греческой демократии над восточ­ной деспотией.

Греко-персидские войны. Причины войн персов с греками. Битва при Марафоне. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. Идея Фемистокла о создании греческого флота.

Нашествие персидских войск на Элладу. Поход армии царя Ксеркса. Битва у Фермопил. Подвиг трех­сот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламитской битвы. Морское Саламинское сражение. Битва при Платеях и Микале. Причины и ис­торическое значение победы греков. Эсхил о победе греков на море.



Глава 12. Расцвет Греции.

Афины при Перикле. Вождь афинской демократии Перикл. Выборы на

об­щественные должности в Афинах. Полномочия и роль народного собрания. Суд. Оплата работы на выборных должностях. Граждане Афин и переселенцы (метеки). Строительство Афин при Перикле. Военная сила Афин. Рабство в Афинах.

Афинский Акрополь. Особенности архитектуры храмов. Греческая архитектура и скульптура. Фидий. Греческая культура эпохи классики. Греческие архи­тектурные ордеры. Скульптура. Атлеты Мирона и По­ликлета. Пракситель.

Греческая философия. Великие философы Пифа­гор, Платон, Аристотель. Педагоги и ученики. Образование афинян. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Эфебия. Воспитание девочек.

Возникновение театра в Древней Греции. Уст­ройство театра. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. Великие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедиограф Аристофан. Воспитательная роль театральных представлений.

Олимпийские игры. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды побе­дителям. Нереиды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олим­пийских игр.

Повседневная жизнь греков. Обустройство грече­ского дома. Одежда. Еда. День афинского гражданина. Жизнь греческих женщин.

Глава 13. Упадок Греции. Рождение нового мира.

Пелопоннесская война. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Укрепление македонской армии: фа­ланга, конница, осадные башни. Стремление Филиппа подчинить соседей. Борьба греческих полисов против македонского завоевания. Оратор Демосфен. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчета новой ис­тории. Гибель Филиппа.

Личность Александра — царя Македонии и Гре­ции. Разрушение Фив. Поход в Малую Азию. Первые победы: сражение на реке Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Борьба народов Средней Азии против захватчиков. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Смерть Александра Македонского.

Восток и Греция после Александра Македонского. Распад державы Александра после его смерти. Созда­ние пространства эллинистического мира на терри­тории державы Александра Македонского: царство Селевкидов, царство Птолемеев в Египте, Македо­ния, Пергам. Александрия Египетская - крупней­ший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Мусей. Александрийская библиотека. Из ис­тории древних библиотек. Греческие ученые на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эра­тосфен, Евклид.

Глава 14. Ранний Рим.

Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Предшественники римлян. Этруски.

Рим эпохи царей. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Гражданин римской общины, сочетание прав и обязанностей. Цари и знаки царской власти. Преобразования царя Сервия Туллия в сравнении с реформами Солона в Афинах. Свержение последнего римского царя и установление республики. Патриции и плебеи.

Ранняя республика. Государственное устройство. Магистраты. Народное представительство. Римские сословия. Патроны и клиенты. Роль сената в Риме. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Диктатор. Завершение борьбы патрициев и плебеев.

Римская семья. Нравы древних римлян. Римская религия: высшие боги, хранители домашнего очага. Боги патрициев и боги плебеев. Римские жрецы.

Рим завоевывает Италию. Нашествие галлов на Рим. Самнитские войны. Аппиева дорога — «родона­чальница» римских дорог. Война с Пирром. «Пиррова победа». Установление господства Рима над Италией.

Глава 15. Поздняя республика.

Пунические войны. Карфаген — могущественная держава Древнего мира, стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первая Пуническая война. Захват Сицилии. Вторая Пуническая война. Ганнибал — предводитель карфа­генского войска. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Сципион Африканский Старший — победитель Ганнибала. Третья Пуническая война и окончательное падение Карфагена.

Рим превращается в мировую державу. Римская ар­мия: легионы, центурии, манипулы, когорты. Вооруже­ние римлян. Завоевание Греции и Македонии Римом. Средиземноморье — провинция Рима.

Глава 16. Гражданские войны в Риме. Гибель респуб­лики.

Дальние заморские походы и разорение земле­дельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обни­щание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Римские всадники. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Деятельность Гая Гракха по созданию римских колоний за пределами Италии. Гибель Гая.

Рабство в эпоху Поздней республики. Завоева­тельные походы Рима - главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Гладиаторские игры — любимое зрелище рим­лян. Амфитеатры. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии - восстание Спартака. Победы армии восставших рабов. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины пора­жения восставших.

Гибель республики. Гражданские войны в Риме. «Новые люди». Гай Марий и Корнелий Сулла. Про­скрипции. Внешние войны. Первый триумвират и его распад. Установление диктатуры Цезаря. Гай Юлий Цезарь - историческая личность и легенды.

Диктатура Цезаря. Рим у ног Цезаря. Мартовские иды, гибель Цезаря в сенате. Великий оратор Марк Туллий Цицерон.

Глава 17. Возникновение и расцвет Римской империи.

Завершение гражданских войн. Второй триумвират. Поражение сторонников республики. Победа флота Октавиана при мысе Акции. Первый император Рима Октавиан Август. Превращение Египта в римскую про­винцию. Расширение империи. «Век золотой латыни», поэма Вергилия «Энеида», Гораций, Меценат.

Преемники Августа, «кровавые императоры» Тибе­рий, Калигула, Нерон. Падение нравственности. Заба­вы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона. Флавии - строители империи. Коли­зей. Гибель Помпеи.

Возникновение христианства. Исторические сви­детельства об Иисусе Христе. Евангельская история Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной пропо­веди. Апостолы. Первые общины христиан. Пресле­дование христиан римскими властями. Возникновение церкви.

«Золотой век» Римской империи. Правление Трая­на - «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Воен­ные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Война с даками. Римское право. Марк Аврелий: фи­лософ на троне. Рим - символ мировой власти и ци­вилизации.

«Вечный город» и его жители. Римляне в повсе­дневной жизни. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Нравы римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. Римская школа.

Глава 18. Поздняя империя.

Империя в III - начале IV в. Неэффективность рабского труда. Колоны и

маг­наты. Римская армия как инструмент борьбы полковод­цев за императорскую власть. Солдатские императоры. Распад единой империи, тяжелое положение населения империи. Восстановление империи. Император — «бог и господин». Диоклетиан. Табель о рангах. Обожест­вление и неограниченная власть императора. Констан­тин I Великий. Основание Константинополя — новой столицы империи. Признание христианства. Первый Вселенский собор в Никее. Символ веры. Христиан­ство — государственная религия Римской империи. Разделение империи на Западную и Восточную.

Падение западной Римской империи. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Великое переселение народов. Германцы в римской армии. Вторжение готов в Италию. Взятие Рима Аларихом — вождем готов. Захват Рима вандалами. Опусто­шение Вечного города. Нашествие гуннов. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Запад­ная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи Античности.

Понятия и термины: миф, полис, колонизация, ме­трополия, демократия, олигархия, трагедия, комедия, патриций, плебей, республика, консул, трибун, сенат, стратег, легион, реформа, император, диктатор, им­перия, Новый Завет, Евангелие, святой, мученик, поли­тика, право.


Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса.


В результате освоения курса истории Древнего мира 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • представление о видах идентичности, актуаль­ных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

  • приобщение к истокам культурно-историческо­го наследия человечества, интерес к его позна­нию за рамками учебного курса и школьного обучения;

  • освоение гуманистических традиций и ценно­стей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

  • опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Метапредметным результатом изучения курса яв­ляется формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осозна­вать (и интерпретировать в случае необходимо­сти) конечный результат, выбирать средства до­стижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки само­стоятельно (в том числе и корректировать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать само­стоятельно выбранные критерии оценки.


Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение под руководством учи­теля;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интер­нета;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных спо­собов решения задач в зависимости от конкрет­ных условий;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаи­модействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контр­аргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргумен­ты), факты;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;

  • определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • формировать целостное представление об ис­торическом развитии человечества от перво­бытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

  • создавать яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явления­ми и памятниками культуры крупнейших циви­лизаций Древнего мира;

  • применять понятийный аппарат и элементар­ные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анали­за, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собствен­ных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;

  • формировать представление о мифах как огра­ниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

  • датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с услов­ным делением древней истории на время «до на­шей эры» и «наша эра»;

  • читать историческую карту, находить и показы­вать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать дан­ные карты;

  • характеризовать важные факты истории Древ­него мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

  • сравнивать простые однородные факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и различия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

  • давать образную характеристику исторических личностей, описывать памятники истории и куль­туры древних цивилизаций, в том числе по сохра­нившимся фрагментам подлинников, рассказы­вать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

  • различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

  • соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

  • применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятель­но знакомиться с новыми фактами, источни­ками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.








Календарно – тематическое планирование по истории Древнего мира

5 класс (ФГОС) учебник под редакцией В.И. Уколовой

урока

урока по теме



Название раздела. Тема урока



Виды деятельности



УУД

дата

по плану


по факту

1


1

Введение

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): коллективная работа; знакомство со структурой учебника; изучение содержания параграфа учебника; работа с иллюстрациями; выработка критериев устных и письменных ответов на уроках истории; работа с понятиями; формулирование вывода по проблеме урока; коллективная работа с лентой времени; решение задач на отработку навыка работы с лентой времени; фронтальная работа (знакомство с исторической картой); коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок.

Предметные: научиться определять понятия: история, эра, исторический источник, век, год, археология, лента времени, первобытность, наша эра; виды исторических источников: вещественные, письменные; названия частей света; проблему и цели урока; назвать и кратко характеризовать источники, рассказывать об истории Древнего мира; объяснять, как ведется счет лет до н.э. и н.э. ; показывать и различать на исторической карте части света.

Метапредметные: развивать у учащихся представление о месте истории в системе наук; формировать целевые установки учебной деятельности; уметь использовать ключевые базовые понятия курса истории.

Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового; целостного социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, устойчивого интереса к изучению нового

05.09




Глава I. Зачем изучать историю (2ч)



2

1

Что такое история. Ключи к познанию прошлого

06.09


3

2

Счет лет в истории

12.09




ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; актуализация знаний с опорой на материал предыдущего урока; самостоятельное формулирование проблемы урока; определение плана действий для решения проблемы; работа со словарем при консультативной помощи учителя; индивидуальная работа с текстом параграфа; формулирование вывода по проблеме урока; фиксирование затруднений в деятельности; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок.





Глава II. Предыстория человечества. Первобытный период.(7ч)

4

1

Древнейшие люди

13.09


5

2

Появление человека разумного

19.09


6

3

Зарождение религии и искусства

20.09


7

4

Древние земледельцы и скотоводы

26.09


8

5

От неолита к медному веку

27.09


9

6

Первые очаги цивилизаций

03.10


10

7

Повторительно-обобщающий урок «Зачем изучать историю. Первобытный период»

04.10




ДРЕВНЙ ВОСТОК (18ч)

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий,

способов действий): самостоятельное

формулирование проблемы урока с опорой на историческую

карту (знакомство

с основными географическими объектами Древнего Востока); определение плана

действий для решения проблемы; индивидуальная работа со словарем (определение понятия цивилизация); формулирование признаков цивилизаций; работа с учебником и тетрадью (чтение текста параграфа, составление описания системы оросительного земледелия, ответ на проблемные вопросы; знакомство с социальной структурой;

работа с понятием государство и его признаками при консультативной помощи учителя; фронтальный диалог; формулирование вывода по проблеме урока; фиксирование затруднений деятельности; коллективное проектирование

способов выполнения дифференцированного

домашнего задания; комментирование выставленных оценок.

Предметные: научиться характеризовать географическое расположение государств; климатические и природные условия; показывать на карте местоположение древнейших государств; сравнивать природные условия, занятия людей; выделять сходство и различия; определять характерные признаки цивилизаций; особенности письменности; высказывать и обосновывать свои суждения об особенностях верований древнего востока; готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Метапредметные:

- планировать учебное сотрудничество, достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации; определять цели и способы взаимодействия; обмениваться знаниями между членами группы для принятия совместных решений;

- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций;

- формировать, основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; самостоятельно ориентироваться в новом учебном материале, строить речевые высказывания; находить информацию поданной теме в тексте и видеоряде учебника, дополнительных источниках к параграфу, дополнительной литературе, электронных изданиях и группировать ее;

Личностные: Формирование устойчивого интереса к культурному наследию прошлого, навыков анализа исторических источников; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии, устойчивого интереса к изучению нового.





Глава III. Древнейшие цивилизации Месопотамии (3ч)

11

1

Междуречье: зарождение цивилизации

17.10


12

2

Культура Шумера

18.10


13

3

Древний Вавилон

24.10




Глава IV. Древний Египет (4ч)



14

1

Страна на берегах Нила и ее жители

25.10


15

2

Мир пирамид

31.10


16

3

Могущество Древнего Египта

01.11


17

4

Верования древних египтян

07.11




Глава V. Восточное Средиземноморье в древности (3ч)



18

1

Финикия – страна мореплавателей

08.11


19

2

Древняя Палестина

14.11


20

3

Библейские пророки

15.11




Глава VI. Великие империи Ближнего Востока (3ч)



21

1

Ассирийская империя

28.11


22

2

Нововавилонское царство

29.11


23

3

Древняя Персия – «страна стран»

05.12




Глава VII. Древняя Индия (2ч)



24

1

Ранние цивилизации Древней Индии

06.12


25

2

Как было устроено общество Древней Индии. Новая религия

12.12




Глава VIII. Древний Китай (3ч)

в




26

1

Первые китайские государства

13.12


27

2

Древняя мудрость и изобретения китайцев

19.12


28

3

Повторительно-обобщающий урок «Древний Восток»

20.12




АНТИЧНОСТЬ

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий); формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; актуализация знаний с опорой на материал предыдущего урока; самостоятельное формулирование проблемы урока; определение плана действий для решения проблемы; работа с исторической картой ; (формулирование выводов о географическом положении Греции, ответ на проблемный вопрос «С какими народами древнего мира могли быть знакомы греки?»); работа с лентой времени; работа с исторической (контурной) картой; индивидуальная работа с учебником и тетрадью; фронтальный диалог; формулирование вывода по проблеме урока; фиксирование затруднений в деятельности; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок.

Предметные: научиться характеризовать географическое положение, климатические условия Древней Греции; содержание мифа о Тесее и Минотавре, о Дедале и Икаре; особенности общего развития Критского царства и причины его гибели; показывать на исторической карте территорию Греции и Крита; соотносить их географическое положение с известными государствами Древнего мира; описывать природные условия страны и делать выводы о занятиях ее жителей; сравнивать их с природно-географическими условиями Древнего Египта и Междуречья; выделять факты, подтвержденные археологическими раскопками; описывать памятники истории и культуры; высказывать суждения об их исторической и культурной ценности; характеризовать особенности религиозных верований древних греков; анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятий греков; характеризовать особенности греческой колонизации, описывать типичный центр греческих городов – полисов, обобщать информацию о положении различных групп населения в полисе; характеризовать причины, ход, итоги и значение битв, рассказывать о походах , используя историческую карту ; систематизировать и обобщать информацию о становлении демократии, оценивать роль и значение народного собрания, уметь сравнивать государственный строй с другим политическим устройством; готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Метапредметные: - точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; планировать общие способы работы; формировать готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

- формировать целевые установки учебной деятельности, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы.

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существенную информацию из текстов разных видов

Личностные: Формирование устойчивого интереса к культурному наследию прошлого; формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задания





Древняя Греция (19ч)



Глава IX. Древнейшая Греция (5ч)

29

1

Что такое Античность. Территория, природа, население

26.12


30

2

Боги и герои древних греков

27.12


31

3

Первые государства на Крите. Минойская цивилизация

16.01


32

4

Ахейская Греция

17.01


33

5

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

23.01




Глава X. Полисы Греции (4ч)



34

1

Появление полиса.

24.01


35

2

Великая греческая цивилизация.

30.01


36

3

Зарождение демократии в Афинах

31.01


37

4

Древняя Спарта

06.02




Глава XI. Победа греческой демократии над восточной деспотией



38

1

Греко-персидские войны.

07.02




Глава XII. Расцвет Древней Греции (5ч)



39

1

Афины при Перикле

13.02


40

2

Греческая культура эпохи классики



14.02


41

3

Философия, наука, образование

42

4

Олимпийские игры

20.02

20.02


43

5

Жизнь в греческом городе



Глава XIII. Упадок Греции. Рождение нового мира. (4ч)



44

1

Греция подчиняется Македонии

21.02


45

2

Александр Македонский и его завоевания

06.03


46

3

Мир после завоеваний Александра Македонского

07.03


47

4

Повторительно-обобщающий урок «Древняя Греция»

13.03




ДРЕВНИЙ РИМ (19ч)

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий); формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; актуализация знаний с опорой на материал предыдущего урока; самостоятельное формулирование проблемы урока; определение плана действий для решения проблемы; работа с исторической картой учебника (извлечение необходимой информации, формулирование выводов, поиск подтверждения полученной информации); индивидуальная работа с учебником и тетрадью; формулирование признаков цивилизаций, составление описания верований этрусков, сравнение с греческой религией, аналитическая работа с историческим текстом; фронтальный диалог; формулирование вывода по проблеме урока; фиксирование затруднений в деятельности; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок.

Предметные: научиться характеризовать географическое положение Древнего Рима; особенности управления Римом; показывать на исторической карте территорию Апеннинского п-ва, о-ва Сицилия, Лаций, земли этрусков, греческие колонии; соотносить расположение значимых объектов истории Древнего Рима с известными объектами истории Древнего мира; описывать природные условия и занятия римлян; сравнивать их с Древней Грецией; делать выводы об их сходстве и различиях; анализировать данные легенды о возникновении Рима; сопоставлять с данными археологических раскопок: раскрывать существенные черты положения патрициев и плебеев; характеризовать военные победы римлян; причины возвышения Рима; называть государства, ставшие объектами завоеваний Рима; роль сената; выделять главные особенности государственного устройства Рима, сопоставлять их с другим;

Метапредметные: - формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме; точно и грамотно выражать свои мысли; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работе;

- осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

- объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; строить логическую цепочку рассуждений;

Личностные: формирование устойчивого интереса к культурному наследию прошлого, навыков анализа исторических источников, интереса к изучению нового, навыков самоанализа и самоконтроля; способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания





Глава XIV. Ранний Рим (5ч)



48

1

Предшественники Рима

14.03


49

2

Рим эпохи царей

20.03


50

3

Ранняя Римская республика

21.03


51

4

Римская семья, нравы и религия

27.03


52

5

Рим завоевывает Италию

28.03




Глава XV. Римская республика (6ч)



53

1

Пунические войны.

03.04


54

2

Рим превращается в мировую державу

04.04


55

3

Земельные реформы братьев Гракхов

10.04


56

4

Рабство в Древнем Риме

11.04


57

5

Гибель Римской республики

17.04


58

6

Диктатура Цезаря

18.04




Глава XVII. Возникновение и расцвет Римской империи (5ч)



59

1

Рим становится империей

02.05


60

2

Преемники Августа

15.05


61

3

Возникновение христианства

16.05


62

4

«Золотой век» Римской империи



22.05


63

5

Римляне в повседневной жизни



Глава XVIII. Поздняя Римская империя(3ч)



64

1

Империя в 3- 4 веках



23.05


65

2

Падение Западной Римской империи.


66

3

Повторительно-обобщающий урок «Древний Рим»

29.05


67

1

Итоговое повторение курса «История Древнего мира»

30.05


68

2

Итоговое повторение курса «История Древнего мира»




















Перечень учебно – методического обеспечения:

  1. Рабочие программы. Всеобщая история. 5-9 классы, М. «Просвещение», 2012.

  2. В.И. Уколова . История. Древний мир. 5 класс. М. «Посвещение», 2013

  3. Рабочая тетрадь – тренажер, М. «Посвещение», 2016

  4. В.И. Уколова . Методические рекомендации. Всеобщая история Древнего мира. 5 класс. М. «Посвещение», 2012

  5. В.И. Уколова . Поурочное тематическое планирование История. Древний мир. 5 класс. М. «Посвещение», 2013

  6. Мультимедийное учебное пособие «История Древнего мира. 5 класс» (серия «Электронная библиотека «Просвещение»)


19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!