Класс | Федеральный базисный Учебный план | Утвержденный календарный учебный график на 2017-2018 уч.г. | Потеря учебного времени | Причина потери учебного времени |
8 | 3-часа в неделю | 68 часов | | |
Планируемые результаты изучения курса физики 8 класса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпример;
основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни;
формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
Предметные:
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Планируемые результаты по темам курса
1.1. Тепловые явления (22 часа).
Личностные результаты обучения:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами.
Метапредметные результаты обучения:
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию;
выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Предметные результаты обучения:
На уровне запоминания
физические величины и их условные обозначения: температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.
физические приборы: линейка, секундомер, термометр;
методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория.
Воспроизводить:
определения понятий: измерение физической величины, цена деления шкалы измерительного прибора;
определения понятий: гипотеза, абсолютная погрешность измерения, относительная погрешность измерения.
закон сохранения энергии в тепловых процессах
график фазовых переходов для любых веществ.
На уровне понимания
Приводить примеры:
физических явлений, плавления, парообразования, конденсации, кристаллизации;
физические термины: молекула, атом, вещество, материя;
связь между температурой и скоростью движения молекул;
Объяснять:
роль и место эксперимента в процессе познания, причины погрешностей измерений и способы их уменьшения
постоянство температуры при фазовых переходах
принципы работы тепловых двигателей.
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях
измерять, время; температуру, вычислять погрешность прямых измерений этих величин, погрешность измерений малых величин, записывать результаты прямого измерения с учётом абсолютной погрешности.
соотносить физические явления и теории, их объясняющие;
использовать логические операции при описании процесса изучения физических явлений.
Решать задачи на теплообмен в теплоизолированных системах.
.
1.2. Электрические явления (27 часов)
Личностные результаты обучения:
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся
приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.
Метапредметные результаты обучения:
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.
формирование умений работать в группе, вести дискуссию, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения;
развития монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способность выслушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию;
выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Предметные результаты обучения:
На уровне запоминания
физические величины и их условные обозначения, единицы измерения: заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, электрическая емкость; формулы данных физических величин;
Воспроизводить:
определения понятий: электрический ток, электрическое поле, электрон, протон, нейтрон, атом, молекула
определение по плану: силы тока, напряжения, сопротивления, электрической емкости;
графики зависимости: силы тока от напряжения, силы тока от сопротивления.
различать последовательное и параллельное соединение проводников в электрических цепях.
Описывать:
На уровне понимания
существование различных видов носителей электрического тока;
различный характер носителй электрического тока в проводниках, полупроводниках и электролитах.
зависимость сопротивления проводника от длины, сечения и материала.
объяснять суть короткого замыкания.
объяснять устройство электронагревательных приборов.
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
определять неизвестные величины, входящие в формулы: закона Ома, закона Джоуля - Ленца, электрической емкости, сопротивления;
строить графики вольт - амперных характеристик проводника;
находить проявление теплового действия тока в быту и технике;
решать задачи на виды соединений проводников;
чертить электрические схемы цепей.
Применять в нестандартных ситуациях
планировать поиск решения проблемы, оценивать полученные результаты;
использовать теоретические методы научного познания;
решать комбинированные задачи на комбинированное соединение проводников
решать задачи на расчет развиваемой мощности в электрических цепях.
Классифицировать:
1.3. Электромагнитные явления (6 часов).
Личностные результаты обучения:
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
формирование ценностных отношений друг к другу; к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.
Метапредметные результаты обучения:
выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
организация учебной деятельности, постановка целей, планирование, самоконтроля;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.
Предметные результаты обучения:
На уровне запоминания;
Воспроизводить:
изображение магнитного поля прямого тока и катушки;
изображение силовыми линиями магнитные поля постоянных магнитов и поля Земли,
правила буравчика, правой руки и левой руки.
На уровне понимания
Объяснять:
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
определять полюса катушки, по которой протекает ток;
приводить примеры направления силовых линий поля при взаимодействии магнитов.
Применять:
Применять в нестандартных ситуациях:
1.4.Световые явления (8 часов)
Личностные результаты обучения:
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
формирование ценностных отношений друг к другу; к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
убежденность в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.
Метапредметные результаты обучения:
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.
формирование умений работать в группе, вести дискуссию, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения;
развития монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способность выслушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
овладение эвристическими методами решения проблем;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
Предметные результаты обучения:
На уровне запоминания
физические величины и их условные обозначения, единицы измерения: фокус, оптическая сила линзы;
физические приборы: линзы, зеркала;
устройство и действие перископа);
Воспроизводить:
На уровне понимания
явления преломления и отражения;
получение изображений в зеркале;
получение изображений в линзе собирающей и рассеивающей;
получения изображений в глазе человека.
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
Применять в нестандартных ситуациях:
Содержание учебного материала и
требования к уровню подготовки учащихся
Повторение(2 часа)
СУМ: по курсу физики 7-ого класса. Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел.Давление твердых тел, жидкостей и газов. Работа. Мощность. Энергия.
Тепловые явления (24 часа).
Блок №1. Тепловое движение. Виды теплопередачи.
СУМ: Тепловое движение. Температура и её измерение. Шкала Цельсия. Абсолютный нуль. Внутренняя энергия тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвенция, излучение. Способы изменения внутренней энергии тела .
Блок №2. Количество теплоты
СУМ: Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания..
Л.Р. № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».
Л.Р. № 2 «Измерение удельной теплоемкости вещества».
Л.Р. № 3 «Измерение влажности воздуха».
К.Р. № 1 «Тепловые явления»
Блок №3. Изменение агрегатных состояний вещества.
СУМ: Различные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Влажность воздуха. Испарение. Конденсация. Кипение. Удельная теплота преобразования. Преобразование энергии в тепловых явлениях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
К.Р. № 2. «Изменение агрегатных состояний вещества»
2. Электрические явления (29 часов)
Блок №1. Электрические явления
СУМ: Электрический заряд (носители - электрон или протон). Модель строения атома. Закон сохранения электрический заряда. Электрическое поле. Электрон Проводники, диэлектрики и полупроводники. Напряженность электрического поля. Закон Кулона. Электростатическая индукция.
Учащиеся должны знать и помнить:
- смысл физических величин: электрический заряд, напряжённость электрического поля;
- представление об электрических зарядах их делимости, об электроне как носителе наименьшего электрического заряда, о ядерной модели атома и структуре ионов;
-смысл физических законов: сохранения электрического заряда и Кулона.
Учащиеся должны уметь:
- рисовать модель атома водорода;
- описывать и объяснять физические явления: электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов;
- объяснять устройство и принцип действия электрометра.
Блок №2. Электрический ток.
СУМ: Электрический ток. Гальванический элемент. Электрическая цепь. Сила тока. Амперметр. Напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Реостат. Вольтметр. Аккумуляторы.
Л.Р. № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных её участках»
Л.Р.№ 5 «Измерение напряжения на различных участках электричкой цепи»
Л.Р.№ 6 «Регулирование силы тока реостатом»
Л.Р.№ 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».
Блок №3. Соединение проводников в цепи
СУМ: Последовательность соединения проводников. Параллельное соединение проводников. Смешанные соединения проводников.
К.Р. № 3 « Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Соединения проводников»
Учащиеся должны знать и помнить:
Последовательное и параллельное соединение проводников.
Учащиеся должны уметь:
-собирать простейшие электрические цепи и чертить схемы;
- делать анализ соединений в электрической цепи.
Блок №4. Работа и мощность электрического тока
СУМ: Работа и мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. КПД установки Конденсатор. Электрическая емкость. Энергия конденсатора.
- правила техники безопасности при работе с электрическими цепями
Л.Р. № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
К.Р. № 4 « Электрические явления. Работа и мощность электрического тока».
3. Электромагнитные явления (6 часов).
СУМ: Опыт Эрстеда. Магнитное поле токов. Магнитное поле. Постоянные магниты. Магнитное поле электрического тока. Магнитное поле катушки с током. Магнитное поле Земли. Линии магнитной индукции. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель
Л.Р.№ 9 «Сборка электромагнита и его испытания»
Л.Р. № 10 « Изучение работы электродвигателя постоянного тока».
4.Световые явления (7 часов).
Блок №1 Световые явления
СУМ: Источник света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Закон отражения. Образование тени и полутени. Закон преломления. Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение света.
Лунные затмения. Зеркальное и диффузное отражение. Многократное отражение.
Блок №2 Оптические приборы
СУМ: Линзы. Оптическая сила линзы. Фотоаппарат. Глаз и зрение. Очки. Лупа. Движение небесных тел на небе.
Л.Р. № 11 «Получение изображений с помощью линзы».
5. Повторение 2 часа.
4. Календарно - тематическое планирование ФГОС 8 класс.
№ урока | Тема урока | Дата проведе ния |
план | факт |
Повторение-2ч. |
-
| Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел | | |
-
| Давление твердых тел, жидкостей и газов. Работа. Мощность. Энергия. | | |
Тепловые явления. (22 часа) |
-
| Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. | | |
-
| Способы изменения внутренней энергии тела. | | |
-
| Теплопроводность. Конвекция. Излучение. | | |
-
| Вводная контрольная работа | | |
-
| Примеры теплопередачи в природе и технике. | | |
-
| Количество теплоты. Единицы количества теплоты. | | |
-
| Удельная теплоемкость | | |
-
| Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | | |
-
| . Энергия топлива. Удельная теплота сгорания | | |
-
| Закон сохранения и превращения энергии в тепловых и механических процессах | | |
-
| Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела» | | |
-
| Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. | | |
-
| Удельная теплота плавления. | | |
-
| Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации. | | |
-
| Влажность воздуха Способы определения влажности воздуха. | | |
-
| Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. | | |
-
| Решение задач | | |
-
| Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | | |
-
| Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | | |
-
| Решение задач | | |
-
| Решение задач | | |
-
| Контрольная работа №1 «Тепловые явления» | | |
Электрические явления (29 часов) |
-
| Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. | | |
-
| Электроскоп. Электрическое поле. | | |
-
| Делимость электрического заряда. Строение атома. | | |
-
| Объяснение электрических явлений. | | |
-
| Проводники, полупроводники, и непроводники электричества. | | |
-
| Повторение | | |
-
| Электрический ток. Источники электрического тока. | | |
-
| Электрическая цепь и её составные части. Правила техники безопасности при работе с электрическими цепями | | |
-
| Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока. | | |
-
| Сила тока. Единицы силы тока. | | |
-
| Амперметр. Измерение силы тока. .Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках» | | |
-
| Электрическое напряжение Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. | | |
-
| .Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | | |
-
| Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. | | |
-
| Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. | | |
-
| Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление. | | |
-
| Реостаты. .Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом» | | |
-
| .Лабораторная работа №7«Определение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра» | | |
-
| Последовательное соединение проводников | | |
-
| Параллельное соединение проводников. | | |
-
| Решение задач. | | |
-
| Работа и мощность электрического тока. | | |
-
| .Лабораторная работа №8 « Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | | |
-
| Нагревание проводника электрическим током Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания | | |
-
| . Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. | | |
-
| Решение задач.Подготовка к контрольной работе. | | |
-
| Контрольная работа №2 по теме: «Электрические явления» | | |
-
| Конденсатор. Работа над ошибками. | | |
-
| Повторение | | |
Электромагнитные явления (6 часов) |
-
| Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока Магнитные линии. . | | |
-
| Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Применение электромагнитов. Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и его испытание» | | |
-
| Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | | |
-
| Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока на модели» | | |
-
| Устройство электроизмерительных приборов. Подготовка к контрольной работе | | |
-
| Контрольная работа №3 «Электромагнитные явления» | | |
Световые явления (7 часов) |
-
| Работа над ошибками.Источники света. Распространение света. | | |
-
| Отражение света Законы отражения света. Плоское зеркало. | | |
-
| Преломление света. Линзы. Оптическая сила линзы | | |
-
| Изображения, даваемые линзой | | |
-
| . Лабораторная работа №11 «Получение изображения при помощи линзы » Глаз и зрение | | |
-
| Решение задач.Подготовка к контрольной работе. | | |
-
| Контрольная работа №4 «Световые явления» | | |
Повторение-2 ч. |
-
| Повторение курса физики 8-ого класса.Подготовка к итоговой контрольной работе. | | |
-
| Итоговая контрольная работа по курсу физики 8-ого класса. | | |