География.Планета Земля. 5 класс.
Планируемые результаты освоения учебного предмета География. Начальный курс. 5 класс.
В соответствии с требованиями ФГОС изучение географии в 5 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
формирование целостного мировоззрения;
формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и корректировать план;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать. Классифицировать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение с использованием причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов;
преобразовывать информацию из одного вида в другой;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению;
понимать позицию другого, уметь различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы,
теории);
Предметные результаты:
формировать представления о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формировать первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формировать представления и основополагающие теоретические знания о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основные этапы её географического освоения, особенности природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологические проблемы на разных материках и в отдельных странах;
овладеть элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладеть основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладеть основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формировать умения и навыки использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формировать представление об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения начального курса географии в 5-м классе ученик должен:
Знать/понимать:
Значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей.
Результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий.
Основные источники географической информации.
Методы изучения Земли.
Географические следствия осевого и орбитального вращения Земли.
Различия между планом местности, картой и глобусом.
Современные способы создания карт.
Как происходило освоение Земли.
Состав и строение оболочек Земли.
Изменения, происходящие в оболочках Земли под воздействием человека.
Географическую номенклатуру на карте, выделенную в учебнике.
Уметь:
Показывать по картам и глобусу географические объекты.
Обозначать и подписывать на контурной карте географические объекты.
Давать описания существенных признаков географических объектов и явлений.
Находить и анализировать географическую информацию, в том числе из Интернет-ресурсов.
Приводить примеры географических объектов, явлений и процессов.
Составлять простейшие схемы и планы.
Определять географические координаты.
Ориентироваться на местности.
Применять простейшие географические приборы.
Представлять результаты измерений и наблюдений в различных формах.
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Соблюдать правила поведения в природе и правила экологической безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (5-й класс)
Рабочая программа по географии: 5 класс География. Планета Земля составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
Программы предметной линии и учебно-методического комплекта «Сферы». География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. -176 с.
Рабочей программы по географии, 5 класс. Автор А.А. Лобжанидзе / авт.сост. Н.В. Болотникова. – М.: Планета, 2014.
Автор учебника 5-6 кл. и УМК – доктор педагогических наук¸ кандидат географических наук А.А. Лобжанидзе.
Программа соответствует требованиям ФГОС и структуре программ по учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
5 класс – начало изучения большого школьного курса географии. География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания.
Основная цель курса географии в 5-м классе:
формирование знаний о возникновении географии как науки, развитии географических знаний о Земле, способах изображения земной поверхности и их использовании, месте и роли Земли как планеты Солнечной системы; географической целостности и неоднородности Земли как планеты, об общих географических закономерностях развития рельефа, влияния природы на жизнь и деятельность людей.
Основные задачи курса:
Содержание разделов курса.
Раздел 1. Источники географической информации.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты,
определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Земля — планета Солнечной системы.
Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли.
Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие.
Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения.
Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Календарно- тематическое планирование. География 5 кл (1ч. в неделю; на 35 часов) 2017-18 гг
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Домашнее задание |
| 5а | 5 б,в | | |
1 | 5.09 | 6.09 | География: древняя и современная наука | Стр.8 |
2 | 12.09 | 13.09 | География в современном мире | Стр.10 |
3 | 19.09 | 20.09 | География в древности | Стр.14 сообщения |
4 | 26.09 | 27.09 | Географические знания в древней Европе | Стр.16 сообщения |
5 | 3.10 | 4.10 | География в эпоху Средневековья; Азия, Европа | Стр.18-21 |
6 | 10.10 | 11.10 | Открытие Нового Света. | Стр.22 сообщения |
7 | 17.10 | 18.10 | Эпоха Великих географических открытий. | Стр.24 сообщения |
8 | 24.10 | 25.10 | Открытие Австралии и Антарктиды | Стр.26 сообщения |
9 | 7.11 | 8.11 | Современные географические исследования. | Стр.28 сообщения |
10 | 14.11 | 15.11 | Изображения земной поверхности. | Стр.32 |
11 | 21 .11 | 22.11 | Масштаб. | Стр.34уметь изменять масштаб |
12 | 28.11 | 29.11 | Условные знаки. Практическая работа №1 Перевод из одного вида масштаба в другой. | Стр.36 знать знаки |
13 | 5.12 | 6.12 | Способы изображения неровностей земной поверхности. Диктант по условным знакам. | Стр.38 |
14 | 12.12 | 13.12 | Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа №2 Изображение холмов и оврагов на карте. | Стр.40 учиться строить горизонтали |
15 | 19.12 | 20.12 | План местности. Практическая работа №3 Определение на местности и на плане направлений и расстояний. | Стр42 Повторение к к-р |
16 | 26.12 | 27.12 | Повторение по теме «Изображения земной поверхности.» | |
17 | 16.01 | 10.01 | Съёмка местности. | Стр.44 |
18 | 23.01 | 17.01 | Географические карты. | Стр.46 |
19 | 30.01 | 24.01 | Параллели. Определение широты. | Стр.48,50 определять широту |
20 | 6.02 | 31.01 | Меридианы. Определение долготы. Географические координаты. | Стр.48,50 определять длготу |
21 | 13.02 | 7.02 | Практическая работа № 4 Определение географических координат. | Определять координаты точек |
22 | 20.02 | 14.02 | Земля в Солнечной системе. | Стр.56 |
23 | 27.02 | 21.02 | Осевое вращение Земли. | Стр.58 |
24 | 6.03 | 28.02 | Орбитальное движение Земли. | Стр.60 определять сутки и время года |
25 | 13.03 | 7.03 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей. | Стр.62 |
26 | 20.03 | 14.03 | Обобщающий урок по теме «Земля — планета Солнечной системы» | Стр.56-64 |
27 | 3.04 | 21.03 | Строение Земли. Горные породы. | Стр.66 знать таблицу |
28 | 10.04 | 4.04 | Практическая работа № 5 Определение горных пород по их свойствам. | Стр.66 |
29 | 17.04 | 11.04 | Земная кора и литосфера. | Стр.68 |
30 | 24.04 | 18.04 | Рельеф Земли. Практическая работа № 6 «Построение профиля рельефа». | Стр.70 достроить профиль Сообщения о землетрясениях, вулканах |
31 | 8.05 | 25.04 | Внутренние силы Земли. | Стр.72 сообщения о работе ветра |
32 | 15.05 | 16.05 | Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа. | Стр.74 сообщения о камнях |
33 | 22.05 | 23.05 | Человек и мир камня. | Стр.80 Повторение к к-р |
34 | 29.05 | 30.05 | Повторение по теме «Литосфера» | |
35 | 29.05 | 30.05 | Подведение итогов. | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета МБОУ УДСОШ №1
от «30» августа 2017 года № 1
Руководитель МС ________ /В.А. Лосева /
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
________________ /А.А. Данилова/
от «30» августа 2017 года
20