РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«География. Начальный курс»
ДЛЯ _ 5 _КЛАССА
на 2016 - 2017 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5-го класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии, на основе авторской программы основного общего образования по географии под редакцией Т.П. Герасимова, М.; Дрофа, 2010 год; примерной программы по учебным предметам. География. М. Просвещение, 2012 (Стандарты второго поколения).
Цели и задачи курса:
Главная цель курса - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методически задачи: - актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»; - формирование правильных пространственных представлений о многообразии современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира; - формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде, - развитие познавательного интереса учащихся к объектам и процессам окружающего мира, ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии; - формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле; - формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства; - формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.); - выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях.
2. Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
3. Место учебного курса в учебном плане.
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии. «География. Начальный курс» рассчитан на 34 учебных часа за год обучения , (1 час в неделю).
4. Требования к результатам обучения
Личностные результаты обучения географии, ценностные ориентиры содержания начального курса географии:
- осознание целостности природы,
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом). Предметные е результаты:
- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией); объяснять, для чего изучают географию.
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время , называть выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;
- описывать представления древних людей о Вселенной; называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты-гиганты; описывать уникальные особенности Земли как планеты;
- объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; работать с компасом, ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
Изучение географии формирует целый ряд специальных географических умений и комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, строить простые планы местности, создавать простейшие географические карты различного содержания; - использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде, оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Что изучает география (4 ч).
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод. Практическая работа № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практическая работа № 2. Как люди открывали Землю.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (5 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практическая работа № 3, Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего плана
Природа Земли (10ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов
Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Раздел | Общее кол-во часов | Виды деятельности ученика |
1 | Что изучает география | 4 | Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географических задач; Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе; Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдениями за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца. |
2 | Как люди открывали Землю | 5 | Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географических задач; формировать представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле; Развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России. |
3 | Земля во Вселенной | 9 | Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации; Сформировать представления о Вселенной и Солнечной системе; Формировать умения ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя; Оценивать вклад отечественных ученых. |
4 | Виды изображений поверхности Земли | 5 | Формировать способности практического применения знаний о плане местности и географической карты; Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников; Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. |
5 | Природа Земли | 11 | Осознавать ценность полученных знаний об основных оболочках Земли; Формировать и развивать творческие способности учащихся; Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации. |
Всего 34 часа |
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Географическая номенклатура 5 класс
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
Учебно-методический комплекс
География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).
География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).
География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.
Материально-техничение обеспечение: физические глобусы, учебные карты (физическая полушарий, контурная карта полушарий, физическая России, комплекты таблиц «Оболочки Земли» гербарий растений, комплекты "Горные породы и минералы", макет вулкана и различных форм рельефа, Образовательные Интернет-ресурсы по географии: GeoSite — все о географии http://www.geosite.com.ru; Библиотека по географии http://geoman.ru, География. Планета Земля http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/ , Планета Земля http://www.myplanet-earth.com, География для школьников http://www.litle-geography.ru, Карты Google http://maps.google.com, Каталог минералов http://www.catalogmineralov.ru
8. Планируемые результаты изучения учебного курса.
№ п/п | Раздел | Выпускник научится: | Выпускник получит возможность: |
| Что изучает география | - приводить примеры объектов живой и неживой природы, их приспособлений, определять сферы взаимодействия наук о природе; - уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе. - знать и объяснять существенные признаки понятий: «естественные науки», «физическая и экономическая географии», «методы географических исследований». | -приводить примеры географических объектов; - описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты; - называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией); - объяснять, для чего изучают географию. |
| Как люди открывали Землю | - приводить примеры хода и результатов географических открытий объектов Земли в разные исторические эпохи выдающимися путешественниками мира и России: - называть и показывать на карте полушарий части земной поверхности, а так же наносить на к/к. маршруты путешественников; - анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; | -называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; -показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; -приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их; - работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации; - подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли; . |
| Земля во Вселенной | - выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам; - характеризовать систему мира ; - называть и показывать планеты Солнечной системы, планеты земной группы и планеты–гиганты. - уметь давать характеристику группам планет, систематизировать знания в виде схем и таблиц - уметь наблюдать и фиксировать результаты наблюдений разными методами. | - описывать представления древних людей о Вселенной; - называть и показывать планеты Солнечной системы; - приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов; - описывать уникальные особенности Земли как планеты. |
| Виды изображений поверхности Земли | - создавать простейшие географические карты различного содержания; - ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, фотоизображения, компьютерные базы данных): - находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания | - объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»; - находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; - работать с компасом; - ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков. - использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; |
| Природа Земли | - различать изученные географические объекты, процессы и явления, - сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; - использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; - объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; - приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; | - объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера»; - называть и показывать по карте основные географические объекты; - наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; - приводить примеры форм рельефа суши и дна океана; - объяснять особенности строения рельефа суши; -описывать погоду своей местности. |
8