СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование за курс 6 класса " Живая планета"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.    

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование за курс 6 класса " Живая планета"»


Красносулинский район посёлок Розет

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Комиссаровская средняя общеобразовательная школа


«Согласовано»

Протокол заседания методического объединения

____________

«Согласовано»

Заместитель директора ВР


_________ /Каракутова С.Н. /

Протокол № ____ от

«___»___________20___г.


«Утверждаю»

Директор школы:__________

Приказ от _______ № ____

Подпись руководителя

___________Перепёлкин Г.А.

печать









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности


_Живая планета

(название)

Экологическое

(указать направление)

Класс / количество часов 6 класс 1час


ФИО педагога_Курова Оксана Геннадьевна











2016 - 2017 учебный год








Пояснительная записка


Настоящее Положение разработано в соответствии с

- Федеральным законом № 273- ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» ( п.3 ст.28 в части разработки и утверждения образовательных программ образовательной организации);

- приказом от 06.10.2009 № 273 « Об утверждении и введении в действие

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 18.05.2015г. № 507 ( далее- ФГОС НОО) ;

- приказом Минобрнауки России от 17.12. 2010г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644 ( далее – ФГОС ООО);

- письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- письмом Минобрнауки России от 07.08.2015г. № 08- 1228 « О направлении методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного стандарта основного общего образования»;

- примерной основной образовательной программой основного общего образования ( одобрена федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015г. № 1/15 ;

- примерной основной образовательной программой начального общего образования ( одобрена федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015г. № 1/15 ;

- Образовательной программой начального общего образования, основного общего образования МБОУ Комиссаровской СОШ.

- Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Комиссаровской средней общеобразовательной школы

      

Направление работы экологического клуба» Живая планета»

  1. Познавательное – включает цикл познавательных мероприятий( дидактические игры, беседы, викторины) , которые способствуют глубокому расширению экологических знаний.

  2. Познавательно-развлекательные – знакомство детей с элементами живой и неживой природы.

  3. Практическое- озеленение школьного двора, озеленение класс, подкормка птиц.

  4. Исследовательское – включает в с себя проведение следующих мероприятий: экскурсий, опытов , фенологических наблюдений.


Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.    

   Актуальность программы определена тем, что шестиклассники должны иметь мотивацию к обучению экологии, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности  .

             Целесообразность -  вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно - полезной работе относится выполнение исследовательских работ по изучению природы родного края, проведение акций «Чистое село», «Зеленый листок» и др. Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых  на  занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у  учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

Педагогическая идея - полноценность использования данной программы обеспечивается тем, что органично соединяет базовые знания по неживой природе с определенным объёмом знаний о живой природе, тем самым подготавливает учащихся к последующему изучению естественнонаучных дисциплин.

  Цель кружка  - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!

          Основные задачи:

Воспитание экологически грамотного человека.

Формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе.

Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком – это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой».

Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.

Научить учащихся пользоваться научной литературой.

Научить любить природу, правильно её использовать.

Изучать растительный мир родного края.

Научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.

Сроки реализации, режим занятий и возраст :

Рабочая программа кружка «Живая планета» разработана для занятий с учащимися 6 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Курс рассчитан на 35 часов в год, 1 час в неделю.

Контингент обучающихся : дети в возрасте 11-12 лет.

Место проведения занятий: класс и школьный двор

Продолжительность занятий : 45 минут

Формы занятий: Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и  в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций, на свежем воздухе для изучения объектов  природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, развития физической активности школьников и их оздоровления.

Внеклассная работа развивает алгоритмический стиль мышления, дает широкие возможности для реализации личностно-ориентированного обучения через проектную деятельность. Существенный плюс в том, что занятия проходят в свободной форме, а это позволяет учащимся чувствовать себя комфортно, смелее заявлять о себе, своих способностях. Вне рамок  урока создается особый психологический настрой.

Внеклассные занятия повышают интерес к предмету, побуждают ребят к самостоятельной работе и на уроках, к постоянному поиску чего-то нового. Главное – появляется возможность раскрыться и выразить свое творчество.

Методы обучения: лекции, практические работы, экскурсии, фенологические наблюдения.

Формы контроля: анализ, анкетирование, выставка, собеседование

Технологии: здоровьесберегающая, ИКТ, личностно-ориентированное обучение, проектное обучение.



1.2 общая характеристика курса


В рамках реализации целей и задач ФГОС второго поколения внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Проблема использования свободного времени школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность школьников направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.

Данный курс вводит учащихся в чарующий мир природы. Формирование образа Земли как уникального дома всего человечества, нуждающегося в трепетном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом обеспечивает этот курс. При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная направленность, связанная с развитием у детей экологической ответственности.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

        В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

        Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.




описание ценностных ориентиров

- понимание ответственности за качество приобретенных знаний;

- понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

-умение анализировать влияние факторов окружающей среды, влияние собственных поступков на живые организмы;

- ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.


Принципы реализации программы:

  1. Научность;

  2. Доступность;

  3. Целесообразность.



1.3 СоДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


  1. Введение

Экология – наука о взаимосвязи в природе. Как живет планета.

Учащиеся должны знать:

- краткую историю возникновения экологии;

- представление нашей планеты;

- как устроена экосистема

уметь:

- различать неживую и живую природу. 

Личностные УУД – мотивация учения

Регулятивные УУД – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что еще неизвестно.


  1. Человек и природа

Осенние явления в жизни природы. Осенние фантазии. Акция «Зеленый листок».

Тайны природы и тропа загадок. Природа вокруг нас. Зимние фантазии. Пробуждение природы. Акция «Чистое село».

Учащиеся должны знать:

- алгоритм посадки комнатных растений и деревьев;

- какие явления происходят осенью, зимой, весной;

- виды растений;

- как можно сделать чистым свое село.

уметь:

- правильно сажать комнатные растения и плодовые деревья;

- наблюдать, исследовать явления окружающего мира;

- изготовлять поделки из природного материала;

- распознавать и применять лекарственные растения, понимать язык  природы;

- распознавать один вид от другого

- делать фотовыставку, стенгазету.

Познавательные УУД – умение определять понятия, строить логическое рассуждение, делать выводы.

Личностные УУД –мотивация учения

Регулятивные УУД- целеполагание , составление плана и последовательность действий.


  1. Силы природы

Признаки изменения погоды. Солнце - источник тепла и света для живых существ.

Вода – источник жизни. Мы в ответе за Землю, на которой живем!

Учащиеся должны знать:

- климат, признаки изменения погоды, явления;

- как влияет солнце на жизнь на Земле;

- что является источником жизни, влияние загрязнения воды на состояние растений;

- современное состояние и охрану Земли, экологическое состояние окружающей среды.

уметь:

- определять по приметам признаки изменения погоды;

- оформлять стенгазету

Личностные УУД – мотивация учения

Коммуникативные УУД – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Познавательные УУД- умение определять понятие, строить логическую цепочку

  1. Проектные работы

Выполнение тематических проектов: «Человек и природа», «Силы природы». Защита проектов.

Учащиеся должны знать:

- как осуществлять презентацию проектов;

уметь:

- осуществлять презентацию проектов;

- использовать приобретенные знания в жизни

По данной теме предусмотрен зачетный урок «Защита проектов».

Познавательные УУД –умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД- владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Личностные УУД- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.


Межпредметные связи

  1. Данная работа связывает экологию со всеми предметами( литературой, ИЗО, музыкой, русским языком…)

  2. При защите исследовательской работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации и , тем самым знакомятся с современными ИКТ

  3. Внеклассная работа способствует выявлению одаренных детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока.


1.4 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

п/п

Название темы





Количество часов

Теория

Практика

Виды учебной деятельности

1

Введение

4

4


Давать определение экологии . Определять рациональное пользование даров природы.

2

Человек и природа

14

9

5

Уметь описывать осенние явления в жизни природы. Делать рисунки осенние фантазии. Уметь разгадывать Тайны природы. Характеризовать ;природу вокруг нас; зимние фантазии; пробуждение природы.

3

Силы природы

8

7

1

Описывать признаки изменения погоды. Давать характеристику Солнце - источник тепла и света для живых существ.

Вода – источник жизни. Уметь описывать высказывание:»Мы в ответе за Землю, на которой живем!


4

Проектные работы

6

1

5

Грамотное выполнение тематических проектов: «Человек и природа», «Силы природы». Защита проектов

5

итоговое

3

3




Итого:

35

24

11




1.5 Календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу

«Живая планета»

( направление « экологическое»)

урока


Дата

Тема занятия, тип

занятия


Кол-во

часов


Элементы содержания


Планируемые результаты освоения материала

оборудование

план

факт







предмет-ные

метапредметные

личностные



Тема 1. Введение (4 час)


1



Экология – наука о взаимосвязи в природе

Открытие нового знания

1

Знать определение эколог ии

Иметь представление о биологии как науке о жизни, биосфере как области распространения жизни, экологии как разделе биологии

Давать определение ключевым понятиям

Формировать любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологиче­ской культуры


презентация

2



Как живет планета

Комплексное применение знаний

1

Неживая и живая природа. 

История возникновения науки

умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; анализ объектов.


Давать определения ключевым понятиям

развивают навыки обеспечения защиты значимой личной информации

презентация

3



Роль науки в рациональном использовании природных богатств

Комплексное применение знаний

1

Характеризовать взаимосвязь живых организмов


Описывать биосферу как области распространения жизни, экологии как разделе биологии

Давать определения ключевым понятиям

положительное отношение к учебной деятельности, к школе; интерес к учебному материалу

презентация

4



Обобщение и систематизация раздела : « Введение в экологию»

1

представление нашей планеты, как устроена экосистема


Тема 2. « Человек и природа» ( 15 часов)

5



Осенние явления в жизни природы

Открытие нового знания

1


Объяснять причину изменения в поведении живых организмов с сезонными изменениями

планируют последовательность действий для достижения какой-либо цели


учатся критически относится к информации и избирательности её восприятия

видеофрагмент

6



Заочная экскурсия в осенний лес

Комплексное применение знаний

1

Знать типы лесов

видоефрагмент


7




Зеленая аптека – лекарственных растений

Комплексное применение знаний

1

Знакомство с лекарственными растениями леса

Понимать и распределять лечебные свойства растений

планируют последовательность действий для достижения какой-либо цели


Воспитание потребности в общении с природой

презентация

8



Растения под охраной

Комплексное применение знаний

1

Знакомство с краснокнижными растениями

Характеризовать краснокнижные растнения

Уметь объяснять причины сокращения численности и исчезновение растений

Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему миру

презентация

9



Осенние фантазии

Комплексное применение знаний

1

Осенние пейзажи. Фото. Сбор природного материала.

выполнять практические действия на основе инструкции, определять порядок действий в процессе выполнения простейших наблюдений

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в группе, в паре,.

учатся критически относится к информации и избирательности её восприятия

презентация

10-11



Акция «Зеленый листок».

Комплексное применение знаний

2

Акция «Зеленый листок»

Посадка комнатных растений и плодовых деревьев на пришкольном участке

Прививать чувство милосердного отношения к окружающей среде

сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира

развивают навыки поддержки индивидуальной информационной среды

презентация

12



Тайны природы и тропа загадок

Комплексное применение знаний

1

Экологическая игра. Тайны природы и тропа загадок

Разгадывать тайны природы

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в группе, в паре, выполнять практические действия на основе инструкции

умеют осуществлять совместную информационную деятельность

презентация

13



Природа вокруг нас.

Комплексное применение знаний

1

Экологическая викторина. Природа вокруг нас

Разгадывать тайны природы

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в группе, в паре,.

умеют осуществлять совместную информационную деятельность

презентация

14



Зимние фантазии

Комплексное применение знаний

1

Зимние фантазии Фотовыставка «Природа зимой».

Разгадывать тайны природы

ставят задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

выражают положитель­ное отношение к процес­су познания


15



Пробуждение природы

Комплексное применение знаний

1

Климат и жизнь планеты Признаки изменения погоды. Необыкновенные явления

Разгадать тайны природы

на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; выполнять учебные действия в устной, письменной речи

понимают личностный смысл уче­ния

презентация

16-17



Акция «Чистое село».


Комплексное применение знаний

2



понимают личностный смысл уче­ния

видеофрагмент

18



Обобщение и систематизация знаний по разделу « Человек и природа»

1


Прививать чувство милосердного отношения к окружающей среде

Давать определения ключевым понятиям

положительное отношение к учебной деятельности, к школе; интерес к учебному материалу

презентация

Тема 3. « Силы природы » ( 8 часов)

19



Признаки изменения погоды

Открытие нового знания

1

Климат и жизнь планеты Признаки изменения погоды. Необыкновенные явления

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности

на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

понимают личностный смысл уче­ния

презентация

20-

21



Солнце - источник тепла и света для живых существ

Комплексное применение знаний

2

Влияние солнца на жизнь на Земле.

на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности


развивают навыки обеспечения защиты значимой личной информации

презентация

22-23



Вода – источник жизни

Комплексное применение знаний

2

22 марта – День воды. Работа в интернете по побору материалов

Прививать чувство милосердного отношения к окружающей среде

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений

развивают навыки обеспечения защиты значимой личной информации

презентация

24-25



Мы в ответе за Землю, на которой живем!

Комплексное применение знаний

2

Современное состояние и охрана Земли, экологическое состояние окружающей среды

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений

решают задачи, ответом для которых является описание последовательности действий


интерес к предметно-исследовательской деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину

презентация

26



Обобщение и систематизация знаний по теме» Силы природы»

1


Тема 4. Проектные работы( 6 часов)


27



Выбор темы проекта

1

Мини-рассказы,

доклады, презентации

осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат


осознанно и произвольно строят речевые высказывания

в письменной и устной форме, выбирают наиболее эффективные способы решения задач


по­нимают причины успеха в своей учебной деятель­ности

презентация

28-30



Выполнение тематических проектов: «Человек и природа», «Силы природы».

3


31-32



Защита проектов

2

Подведение итогов своей деятельности (личной и коллективной).


осознают качество и уровень усвоения


выбирают, сопоставляют и обосновывают темы курса


умеют осуществлять совместную информационную деятельность


33-35



Итоговое повторение за курс : « Живая планета»

3





1.5 Планируемые результаты

В результате освоения данной программы учащиеся приобретут:

  1. личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

-формирование целостного выражения положитель­ного отношения к процес­су познания;

- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину.

- развитие навыков обеспечения защиты значимой личной информации

2) метапредметные :

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

- владение устной и письменной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета;

-умение записывать, фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

- установление причинно-следственных связей.

3) предметные:

- что такое природа;

- правила поведения в природе;

- глобальные экологические проблемы;

-экологическая ситуация родного села;

- влияние солнца на жизнь;

- влияние воды на организмы.


Портфель достижений учащихся будет представлен следующими проектными работами: «Человек и природа», «Силы природы».


Формы подведения итогов реализации программы:

- ВЫСТАВКИ поделок;

- фотовыставки;

- учебно-исследовательские конференции;

-участие в школьных, муниципальных, областных, всероссийских, международных конкурсах.

Отличительные особенности: Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к предметам естественно – научного цикла, самостоятельность.

● Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.

● В связи с тем, что многие учащиеся в сельской местности знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то антиалкогольные и противоникотиновые мероприятия помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.

● Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества.





1.6 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


Материально-техническое обеспечение:

  • выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий, материалы для оформления и творчества детей,

  • наличие канцелярских принадлежностей,

  • аудиоматериалы и видеотехника,

  • компьютеры,

  • проектор,

  • экран и др.

перечень УЧЕБНО-Методического обеспечения

Для педагога:

  1. Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.

  2. Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».

  3. Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.

  4. Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.

  5. Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.

  6. Биология газеты.

  7. Биология в школе (журналы).

  8. Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.

  9. Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.


Для учащихся:

  1. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.

  2. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.

  3. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.

  4. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.

  5. Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.

  6. Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.

  7. Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.

  8. Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».

  9. Александровская Л.П. Истории строки. Ростов-на-Дону, 2004.   


Список литературы (дополнительной)


  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. /[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1



13