СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и календарно – тематическое планирование (Окружающий мир, 4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая  программа составлена на основе ФГОСНОО и примерной основной образовательной программы НОО, одобренной решением Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  начального  общего  образования: Приказ  Министерства образования и  науки  Российской  Федерации от 6 октября 2009 года №373  «Об  утверждении  и  введении  в  действие  Федерального  государственного  образовательного  стандарта начального  общего  образования» ( Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 №15785) и авторской издательской программы курса «Окружающий мир» автора Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»)

Просмотр содержимого документа
«КАЛЕНДАРНО»

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Дата

Примечание

по

плану

по факту

1

Общее строение организма человека




2

Нервная система. Головной и спинной мозг.




3

Двигательная система организма человека




4

Пищеварительная система.




5

Дыхательная система.




6

Кровеносная система. Кровь и ее значение




7

Сердце – главный орган кровеносной системы.




8

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.




9

Кожа, её строение и значение




10

Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. Гигиена зрения




11

Слух. Гигиена слуха.




12

Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека




13

Урок – обобщения. Проверочная работа по теме: «Органы чувств»




14

Эмоции и чувства человека




15

Эмоции и чувства человека




16

Внимание, его роль в жизни человека




17

Память. Её значение в жизни человека




18

Правила здоровой жизни. Режим дня школьника




19

Правильное питание. Закаливание




20

Поговорим о вредных привычках.




21

Поговорим о вредных привычках




22

Урок – обобщения. Здоровый образ жизни. Проверочная работа




23

Когда дом становится опасным.




24

Когда дом становится опасным.




25

Улица полна неожиданностей.




26

Если случится беда.




27

Если случится беда




28

Чем человек отличается от животных.




29

От рождения до старости (развитие человека).




30

Поговорим о доброте.




31

Поговорим о справедливости.




32

Поговорим о смелости




33

Поговорим о трудолюбии




34

Умеешь ли ты общаться.




35

Умеешь ли ты общаться.




36

Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра.




37

Природные зоны России. Тайга.




38

Природные зоны России. Зона смешанных и широколиственных лесов




39

Природные зоны России. Степи и пустыни.




40

Субтропики. Проверочная работа по теме: «Природные зоны России»




41

Почвы – среда обитания растений и животных




42

Рельеф России.




43

Рельеф России.




44

Как возникали и строились города.




45

Япония – Страна восходящего солнца




46

Китай- страна природных контрастов




47

Финляндия – наш северный сосед




48

Что такое культура.




49

Из истории письменности.




50

О первых школах и книгах.




51

Чему и как учились в России при Петре I.




52

Русское искусство до XVIII века.




53

Русское искусство до XVIII века




54

Искусство России XVIII века.




55

Искусство России XVIII века.




56

«Золотой век» русской культуры (XIX век).




57

«Золотой век» русской культуры (XIX век)




58

Искусство России ХХ века.




59

Как Русь боролась с половцами




60

Битва на Чудском озере. Куликовская битва.




61

Отечественная война 1812 года




62

Великая Отечественная война 1941– 1945 гг.




63

Великая Отечественная война 1941– 1945 гг.




64

Наше государство – Российская Федерация




65

Права и обязанности граждан..




66

Символика России




67

Урок – обобщения по теме: «Мы живём в Российском государстве»




68

Итоговое повторение





Просмотр содержимого документа
«программа по окружающему миру»

Данная рабочая программа составлена на основе ФГОСНОО и примерной основной образовательной программы НОО, одобренной решением Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ( Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 №15785) и авторской издательской программы курса «Окружающий мир» автора Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010). Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю, 68 часов в год.

I Планируемые результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.


Ученик получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приёмов решения задач.


Ученик получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнёра;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:

  • Осознание целостности окружающего мира.

  • Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.

  • Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.

  • Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.

  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (на­блюдение).

  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).

  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (экс­перимент).

  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (из­мерение).

  • Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятель­ности.

  • Расширение кругозора и культурного опыта школьника.

  • Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.


К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся:

  • выявлять признаки живого организма, характерные для человека;

  • моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения среде обитания;

  • устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;

  • оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости .;

  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивай масштаб, условные обозначения на карте, плане;

  • описывать характерные особенности природных зон России, особенности rid своей местности;

  • составлять рассказ-описание о странах-соседях России; *

  • различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

  • соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

  • называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

  • различать (называть) символы царской власти, символы современной России; называть имя Президента современной России;

  • описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

  • называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

  • выполнять правила безопасности дорожного движения


К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться: -применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки; 1

  • различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии строить общение;

  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.

  • соблюдать правила безопасности дорожного движения.


II Содержание программы

Раздел «Человек - живое существо (организм) (16 часов)

Человек живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организ­ме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган крове­носной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных со­судов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни чело­века. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего на­строения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. ОБЖ «Гигиена зрения», ОБЖ «Гигиена слуха»


Раздел «Твоё здоровье» (12 часов)

Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоциональ­ного благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закалива­ние.

Вредные привычки.

ОБЖ: «Когда дом становится опасным», «Соблюдение режима дня», «Правила закаливания», «Поговорим о вредных привычках», «Когда дом становится опасным». Улица и дорога. ПДД «Опасности на дороге». Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.

Практические работы:

Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

Раздел «Человек— часть природы» (2 часа)

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от ро­ждения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и разви­тия ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.


Раздел «Человек среди людей» (5 часов)

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного чело­века. Правила культурного общения.

ОБЖ: «Почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.»

Раздел «Родная страна: от края до края» (10 часов)

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Ох­рана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особен­ности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).


Раздел «Человек— творец культурных ценностей» (12 часов)

Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во вто­рой половине XVIII века. Первые университеты в России. МБ. Ломоносов.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство Poccии XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изо­бразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце

Русской поэзии (страницы жизни и творчества).Творчество поэтов ,писателей ,композиторов, художников (В А. Жуковский, А.Н. Плещеев, НА. Некрасов, В .И. Даль, АА. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардов­ский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).


Раздел «Человек — защитник своего Отечества» (5 часов)

Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. По­мощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новго­родские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русско­го народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Экскурсии.

В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, ком­позитора (с учетом местных условий).

Практические работы.

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Раздел «Гражданин и государство» (3 часа)

Россия — наша Родина. Русский язык - государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государств

III Тематическое планирование



п/п

Наименование раздела и темы

Количество часов

1

Человек - живое существо (организм)

16

2

Твоё здоровье

12

3

Человек— часть природы

2

4

Человек среди людей

5

5

Родная страна: от края до края

10

6

Человек— творец культурных ценностей

12

7

Человек — защитник своего Отечества

5

8

Гражданин и государство

3


ИТОГО

64





III Тематическое планирование


п/п

Наименование раздела и темы

Количество часов

1

Человек - живое существо (организм)

16


2

Твоё здоровье

12

3

Человек— часть природы

2

4

Человек среди людей

5

5

Родная страна: от края до края

10

6

Человек— творец культурных ценностей

12

7

Человек — защитник своего Отечества

5

8

Гражданин и государство

3


ИТОГО

64









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!