СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса по общеобразовательной программе "Школа-2100"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру разработаны на основании авторской программы  А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир» 4 класс. («Образовательная система «Школа 2100». ФГОС Примерная основная образоватаельная программа. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. / под  науч.  ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011) и полностью соответствует требованиям ФГОС.

 

Просмотр содержимого документа
«КТ окр мир история 4 кл»

Календарно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир . Человек и человечество», 4 класс

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Планируемые образовательные результаты изучения раздела

Информационные ресурсы

Личностные

Метапредметные

Предметные

Раздел I. Человек и его внутренний мир (5 ч.)

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.



Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.


Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).



В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.



Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.


Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).


В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.



Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.


Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Называть отличия между врожденными и приобретенными признаками человека; рассказывать, как жизнь в обществе помогает ребенку вырасти человеком.

Объяснять, как сознание может помочь человеку стать личностью; указывать, зачем человеку сила воли.

Сравнивать положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций; определять положительные и отрицательные эмоции; рассказывать, как эмоции помогают человеку в жизни.

Называть отличия чувства
от эмоций; рассказывать, как можно улучшить настроение и избавиться от тревоги.

Перечислять положительные и отрицательные черты характера; рассказывать, как узнать личность, характер другого человека; объяснять пословицу «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер».

Объяснять, что такое общество; рассказывать, почему возникают конфликты; называть способы разрешения конфликтов.

Рассказывать, с помощью каких «инструментов» общество и человек могут оценивать свои поступки; объяснять, что такое совесть; сравнивать право и мораль; понимать выражения и объяснять их значения.


Объяснять, что называют общественной группой; называть общественные группы, в которых ты знаком с каждым человеком; называть общественные группы, в которых ты знаешь не всех, но можешь объяснить, что тебя объединяет с этими людьми; объяснять, что такое человечество.

Объяснять выражение «права человеческой личности»; перечислять известные права человека в современном обществе; называть свои обязанности перед близкими людьми.

Иметь представление о том, что всемирная история началась с эпохи Первобытного мира; что это было время (более 2 млн лет назад –
5 тысяч лет назад) появления людей, которые постепенно овладевали самыми главными человеческими умениями.

Составлять короткий рассказ о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Древнего мира (расположение на карте, достижения науки и культуры, известные исторические события); называть главное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира.

Иметь представление о том, что Новое время (XV – начало XX века) – эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений.

Иметь представление о том, что Новейшее время (XX–XXI века) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжелых испытаний.

Объяснять слова «я – гражданин России»; сравнивать монархические государства и республики; сравнивать демократические государства и диктатуру; приводить примеры, как может быть нарушено право человека на участие в управлении своим государством; рассказывать, как организована власть в России.

Объяснять, что такое раса; называть большие расы, которые выделяют в современном обществе

Объяснять, что называют религиозными обрядами; называть отличия между верующими людьми и атеистами


Иметь представление о том, что Организация Объединенных наций, в которую входят почти все государства планеты, объединяет под своим флагом все человечество.

Рассказывать, для чего была создана ООН.


Называть памятники культуры родного края; называть общечеловеческие ценности.

Перечислять известные глобальные проблемы человечества; объяснять, с какими проблемами человечества связана народная пословица «Сытый голодного не разумеет»


Выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи.



Учебник часть 2.


Рабочая тетрадь.



http://school2100.com/pedagogam/lessons/beginners.php?SECTION_ID=2334









Проверочные и контрольные работы (КИМы)




Учебник часть 2.


Рабочая тетрадь.



http://school2100.com/pedagogam/lessons/beginners.php?SECTION_ID=2334















Проверочные и контрольные работы (КИМы)



2.

Кого можно назвать человеком?

04.09

4.

Посмотри в своё «зеркало».

11.09

6.

Как понять, что творится у друга на душе.

18.09

8.

Переживания, испытанные временем.

25.09

10.

Как узнать человека.


02.10

Раздел II. Человек в мире людей (6 ч. + 1 ч)

12.

Что такое общество.


09.10

14.

Как жить в мире людей.

16.10

16.

Моё общество.


23.10

18.

201

Права человека


30.10

13.11

22.

Повторение.



20.11

24.

Контрольная работа № 1 по темам «Человек и его внутренний мир», «Человек в мире людей».

27.11

Раздел III. Человек и прошлое человечества (10 ч)

26.

28.

Первобытный мир.


04.12

11.12

30.

32.

Древний мир.



18.12

25.12

34.

36.

Средние века.



15.01

22.01

38.

40.

Новое время.



29.01

05.02

42.

44.

Новейшее время.



12.02

19.02

Раздел IV. Человек и многоликое человечество

(3 ч.)

46.

Короли, президенты и граждане.

26.02

48.

Расы и народы.


04.03

50.

Кто во что верит.


11.03

Раздел V. Человек и единое человечество (6 ч. +3 ч)

52.

Мировое хозяйство.

18.11

54.

56.

Мировое сообщество государств.

25.03

08.04

58.

Что человечество ценит больше всего.

15.04

60.

Как нам жить.


22.04

62.

64.

Повторение изученного.

29.04

06.05

66.

Контрольная работа № 2 (итоговая)

13.05

68



Как нам жить.

20.05






Вид контроля

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Итого:

Контрольная работа

-

2

-

3

5





1 - фиолетовым цветом отмечены уроки взятые из резервных часов

Просмотр содержимого документа
«КТ окр мир природа 4 кл»

Календарно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир. Человек и природа», 4 класс

№ п/п


Тема урока


Дата проведения

Планируемые образовательные результаты изучения раздела



Информационные ресурсы


Личностные


Метапредметные

Предметные

(Н) – на необходимом уровне,

(П) – на программном уровне

Раздел I. Как работает организм человека. (16 ч + 2 ч из резерва)




Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.



Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.


Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).



В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.



Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.


Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).


В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить



Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.



Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.




Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н).

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека (Н).


Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях (П).


Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено) (Н).


Измерять температуру тела, вес и рост человека (Н).


Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья (П).





Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением (П).

Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека (П).


Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н).

Перечислять основные отрасли сельского хозяйства (Н).

Характеризовать способы повышения продукции в растениеводстве и животноводстве (П).


Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека (П).


Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды (П).

Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе (Н).

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха (Н).

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха (П).

Характеризовать свойства воздуха (Н).

Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых (Н).





Учебник часть 1.


Рабочая тетрадь.



Энциклопедии

А. Дорохов Про тебя самого. – Москва: Издательство «Детская литература», 1989.



М.Смит Тело человека. Серия «Детская энциклопедия». – М.: Росмэн, 2014.







http://school2100.com/pedagogam/lessons/beginners.php?SECTION_ID=2334






Проверочные и контрольные работы (КИМы)







Учебник часть 1.


Рабочая тетрадь.










http://school2100.com/pedagogam/lessons/beginners.php?SECTION_ID=2334



Учебник часть 1.


Рабочая тетрадь.





Проверочные и контрольные работы (КИМы)

1.

Как устроен организм человека.

07.09

3.

Кожа – «пограничник» организма.

14.09

5

7.1

Как человек двигается.

21.09

28.09


9.

11.

Путешествие бутерброда.

05.10

12.10

13.

Как удаляются ненужные вещества.

19.10

15.

Для чего и как мы дышим.

26.10

17.

Волшебная восьмёрка.

09.11

19.

Что такое кровь?

16.11

21.

Почему наш организм работает слаженно.

23.11

23.

Окна в окружающий мир.

30.11

25.

Многогранный мир чувств.

07.12

27.

Родители и дети.

14.12

29.

Отчего мы иногда болеем.

21.12

31.

Наши предки – древесные жители.

28.12

33.

На заре человечества.

11.01

35.

Контрольная работа № 1. «Как работает организм человека»

18.01

Раздел II. Рукотворная природа. (12 ч + 4 ч из резерва)


37.

Рукотворная жизнь.

25.01

39.

На службе у человека.

01.02

41.

Покорение силы.

08.02

43.

45.

Как человек использует свойства воды.

15.02

22.02

47.

49.

Как человек использует свойства воздуха.

29.02

07.03

51.

Горные породы и минералы.

14.03

53.

Металлы.

21.03

55.

Приручение огня.

04.04

57.

Как нам жить?

11.04

59.

Обобщение.

18.04

61.

Контрольная работа № 2. «Рукотворная природа».

25.04

63.

Повторение пройденного.

02.05

65.

Итоговая контрольная работа.

16.05

67.

Обобщающий урок.

23.05




1 - фиолетовым цветом выделены уроки взятые из резервных часов.

Просмотр содержимого документа
«РП окр мир 4 кл»

Пояснительная записка

  1. Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана в рамках образовательной программы начального общего образования МБОУ Топчихинская СОШ № 2 и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:Просвещение, 2010), и авторской программы А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир» 4 класс. («Образовательная система «Школа 2100». ФГОС Примерная основная образоватаельная программа. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011).


2. Обоснование выбора УМК

«... организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки  Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1067

Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа».

Учебно-методический комплект обеспечен следующими пособиями:

  1. А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир, 4 класс («Человек и природа»). Учебник в 2 частях. Часть 1. - 4-е изд., перераб. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

  2. Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. («Человек и природа») 4 класс. – М.: Баласс, 2015. (Образовательная система «Школа 2100»);

  3. Вахрушев А. А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 4-й класс («Человек и природа») . – М.: Баласс. 2015. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

  4. А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, С.В.Тырин Окружающий мир, 4 класс («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – Изд. 4-е перераб. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 128 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

  5. Н.В. Харитонова, Е.В. Сизова, Е.И. Стойка. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»,(«Человек и человечество») для 4 класса, - Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 96с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

  6. Вахрушев А. А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 4-й класс («Человек и человечество») . – М.: Баласс. 2015. - 48 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

  7. .И.Курапова Мои первые опыты. Учебное пособие к курсу «Окружающий мир» для 3-4 классов/ Под научной редакцией А.А.Вахрушева. Изд. 3-е испр. – М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»);

  8. В.А.Бердинских, М.Л.Бердинских. Родная страна. Книга для чтения по истории для 3-4 классов/ В.А. Бердинских, М.Л.Бердинских. – М.: Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «За страницами учебника»);


  1. Цели и задачи обучения предмету

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

Задачи:

  • формирование в сознании учащихся единого ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;

  • формирование у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.





  1. Общая характеристика организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств обучения



Деятельностный подход — основной способ получения знаний.

Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира.


Используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содер­жат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и состав­ляющие сравнительно небольшую часть курса должны усвоить все учени­ки. Таким образом, учебники существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны усвоить.

Большинство тем рассчита­но на 1-2 часа, поэтому уроки окружающего мира, как правило, относятся к типу комбинированного урока изучения нового, включающего как этап изучения нового материала, так и этап закрепления.


Средства: учебный материал и задания учебника, рабочая тетрадь, карты по истории, глобус, комплект наглядных пособий по окружающему миру, мультимедиапроектор, презентации к урокам и др.


Технологии:

- технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);

- технология оценивания образовательных достижений, учебных успехов (правило самооценивания);

- технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом);

- технология проектной деятельности;

- здоровьесберегающие технологии;

- ИКТ технологии.


Формы работы:

- работа в малых группах, индивидуальная работа, фронтальная работа.


Методы:

Традиционные (классические):

Проблемно-развивающего обучения:

- наглядные;

- беседа;

- рассказ;

- работа по учебнику;

- практическая работа.


- создание проблемных ситуаций;

- частично – поисковый;

- исследовательский.


  1. Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. (1 ч по учебнику «Человек и природа» и 1 ч по учебнику «Человек и человечество»).



  1. Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование

В рабочую программу внесены следующие изменения: в календарно –тематическом планировании по курсу «Человек и природа» 6 часов по выбору учителя были использованы в следующих разделах:

  1. Раздел I. Как работает организм человека. (16 ч + 2 ч из резерва)

а) в теме « Как человек двигается» (+ 1ч)

б) в теме «Путешествие бутерброда» (+1 ч)

  1. Раздел II. Рукотворная природа. (13 ч + 4 ч из резерва):

а) в теме «Как человек использует свойства воздуха». (+1 ч)

б) добавлена тема «Обобщение» перед контрольной работой по разделу

в) добавлен урок «Повторение пройденного» перед итоговой контрольной работой

г) добавлен «Обобщающий» урок в конце года

В планировании по курсу «Человек и человечество» 4 часа по выбору учителя были использованы в следующих разделах:

  1. Раздел II. Человек в мире людей (6 ч. + 1 ч) в теме «Права человека»

  2. Раздел V. Человек и единое человечество (6 ч. +3 ч):

а) в теме «Мировое сообщество государств» (+ 1 ч)

б) в теме «Повторение изученного» (+ 1 ч)

в) в теме «Как нам жить» ( + 1 ч).

Планируемые результаты



Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.


Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.


Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).


  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.


  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.


Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.



Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.


Содержание учебного предмета

Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч) Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.

Человек и его строение (13 ч) 

Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.

Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.

Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.

Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?

Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.

Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.

Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.

Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.

Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.

Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

Происхождение человека (2 ч) 

Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.

Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.

Рукотворная природа (10 ч) 

Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.

Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.

Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.

Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?

Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.

Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.

Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.

Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.

Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).

Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.

Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.


Повторение пройденного материала3 ч.


Часы по выбору учителя – 6 ч.



Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч). Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.

Человек и его внутренний мир (5 ч) 

Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.

Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности. Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе. Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.

Человек и общество (4 ч) 

Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.

Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.

Картина всемирной истории человечества (10 ч) 

Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.

Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.

Человек и многоликое человечество (3 ч) 

Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.

Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.

Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).

Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.

Человек и единое человечество (4 ч) 

Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».

Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.

Обобщающее повторение – 4 ч.

Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!

Часы по выбору учителя – 4 ч.
















Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение рабочей программы

Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе:

  1. А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир, 4 класс («Человек и природа»). Учебник в 2 частях. Часть 1. - 4-е изд., перераб. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

  2. Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. («Человек и природа») 4 класс. – М.: Баласс, 2015. (Образовательная система «Школа 2100»);

  3. Вахрушев А. А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 4-й класс («Человек и природа») . – М.: Баласс. 2015. _ 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

  4. А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, С.В.Тырин Окружающий мир, 4 класс («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – Изд. 4-е перераб. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 128 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

  5. Н.В. Харитонова, Е.В. Сизова, Е.И. Стойка. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»,(«Человек и человечество») для 4 класса, - Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 96с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

  6. Вахрушев А. А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 4-й класс («Человек и человечество») . – М.: Баласс. 2015. – 48 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

  7. И.И.Курапова Мои первые опыты. Учебное пособие к курсу «Окружающий мир» для 3-4 классов/ Под научной редакцией А.А.Вахрушева. Изд. 3-е испр. – М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»);

  8. В.А.Бердинских, М.Л.Бердинских. Родная страна. Книга для чтения по истории для 3-4 классов/ В.А. Бердинских, М.Л.Бердинских. – М.: Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «За страницами учебника»);

  9. Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев,С.А.Козлова, О.В.Чиндилова Контрольно-измерительные материалы. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 3-4 класс. – М.: Баласс, 2011. (Образовательная система «Школа 2100»).

  10. Авторская программа А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир». («Образовательная система «Школа 2100». ФГОС Примерная основная образоватаельная программа. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011).

  11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).


Оборудование и приборы:

1) Классная доска с набором креплений для наглядных пособий.

2) Компьютер.

3) Интерактивная доска, мультимедиапроектор

4) Географические и исторические карты.

Цифровые образовательные ресурсы: презентации к урокам

Интернет – ресурсы:

http://school2100.com/pedagogam/lessons/beginners.php?SECTION_ID=2334

http://school-collection.edu.ru/


Литература, рекомендованная для учащихся:

  1. Детская домашняя энциклопедия. В 2-х т. – М.: Знание, АСТ-ПРЕСС, 1995.

  2. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурников Р. Почемучка. – М.: Педагогика – Пресс, 1995.

  3. Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких, - М.: Педагогика, 1982.

  4. Канин А.Н. Спроси меня – и я отвечу: Энциклопедия для самых маленьких. – Тверь: Полина, 1994.

  5. М.Смит Тело человека. Серия «Детская энциклопедия». – М.: Росмэн, 2014.

  6. А. Дорохов Про тебя самого. – Москва: Издательство «Детская литература», 1989.


Лист внесения изменений


№ урока

Дата проведения по плану

Дата фактического проведения

Причина (приказ №…от..)






























































Рабочая программа Бистерфельд Н.П. Окружающий мир. 4 класс.