I. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 2"А" класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,требованиями Примерной основной образовательной программы и авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягина, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика», на основе учебника:М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова«Математика» -УМК "Школа России"» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Для реализации программного содержания используется:
Математика,М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч./ В.Г. Моро (и другие)-М.: Просвещение, 2014 г.
Волкова, С. И. Математика. Контрольные работы. 1–4 классы :М.: Просвещение, 2014.
Волкова, С. И. Математика. Проверочные работы. – М. : Просвещение, 2014.
Моро, М. И. Тетрадь по математике. 2 класс : М. : Просвещение, 2014.
Бантова, М. А. Математика. 2 класс четырехлетней начальной школы : методическое пособие для учителя к учебнику «Математика. 2класс.
МОиН РФ. Итоговые проверочные работы : дидактические и раздаточные материалы.
Поурочные разработки по математике к УМК «Школа России»М.И.Моро,Т.Н.Ситникова,И.Ф.Яценко,М. «Вако»2015
Технические средства:
1.СистемныйблокIRUGorp 310 Gell
2.ЖК_мониторViewSonicVA 1931 W-LEDBlackTNLED
3.ИнтерактивнаядоскаLegamasterProffesionale-Board FLEX 77
4.Акустическая система GenusSP-S110
5.МФУ SamsungSCX 3200
6.Клавиатура
7.Веб-камера GenusSpFaseCam 315
8.Мультимейдийный проектор VivitekD 509
9.Мышь
10.ИБП 600 ВА IpponBlackOffice
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а такжеявляются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие обучающихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не толькодля дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
2.Предметные результаты освоения учебного предмета «Математика».
Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика».
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;
Метапредметные результаты
Регулятивные
обучающийся научится:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
обучающийся получит возможность научиться:
принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
*контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Познавательные
обучающийся научится:
строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
применять полученные знания в изменённых условиях;
осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью взрослых);
представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы).
обучающийся получит возможность научиться:
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;
анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблицы).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;
*контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.
Предметные результаты
Числа и величины
обучающийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
сравнивать числа и записывать результат сравнения;
упорядочивать заданные числа;
заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35–5, 35–30;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты;
записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.
обучающийся получит возможность научиться:
группировать объекты по разным признакам;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
обучающийся научится:
воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания;
выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
называть и обозначать действия умножения и деления;
использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых;
умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);
применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
обучающийся получит возможность научиться:
вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении;
решать простые уравнения подбором неизвестного числа;
моделировать действия «умножение» и «деление» с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;
раскрывать конкретный смысл действий «умножение» и «деление»;
применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
называть компоненты и результаты действий умножения и деления;
устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.
Работа с текстовыми задачами
обучающийся научится:
решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.
обучающийся получит возможность научиться:
решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
обучающийся научится:
распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);
выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;
соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).
обучающийся получит возможность научиться:
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
обучающийся научится:
читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).
обучающийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;
вычислять периметр прямоугольника (квадрата).
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
обучающийся научится:
читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;
проводить логические рассуждения и делать выводы;
понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.
обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена, количество, стоимость;
общих представлений о построении последовательности логических рассуждений.
3.Содержание тем учебного предмета «Математика».
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Нумерация
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.
4.Календарно-тематическое планирование(см.Приложение).
4.Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Математика»
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
1-ая четверть (36часов). |
Числа от 1 до 100. Нумерация. (17 часов) |
1 | Числа от 1 до 20 | 1 | |
2 | Числа от 1 до 20. Тест №1 по теме «Табличное сложение и вычитание». | 1 | |
3 | Десяток. Счёт десятками до 100. Образование и запись чисел от 20-100. | 1 | |
4 | Устная нумерация чисел от 11 до 100 | 1 | |
5 | Письменная нумерация чисел до 100 | 1 | |
6 | Однозначные и двузначные числа | 1 | |
7 | Единицы измерения длины - миллиметр | 1 | |
8 | Вводная контрольная работа № 1 | 1 | |
9 | Работа над ошибками. Миллиметр. | 1 | |
10 | Наименьшее трёхзначное число. Сотня | 1 | |
11 | Метр. Таблица единиц длины. | 1 | |
12 | Случаи сложения и вычитания, основанные на разрядном составе слагаемых | 1 | |
13 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых | 1 | |
14 | Единицы стоимости: рубль, копейка | 1 | |
15 | Единицы стоимости: рубль, копейка. | 1 | |
16 | Закрепление. | 1 | |
17 | Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание. | 1 | |
| Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (47 часов). | | |
18 | Упражнение в построении отрезков и нахождении их длин. Повторение пройденного. | 1 | |
19 | Обратные задачи | 1 | |
20 | Обратные задачи. Сумма и разность отрезков. | 1 | |
21 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого | 1 | |
22 | Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого | 1 | |
23 | Решение задач. Закрепление изученного. | 1 | |
24 | Час. Минута. Определение времени по часам. | 1 | |
25 | Длина ломаной. | 1 | |
26 | Закрепление изученного материала | 1 | |
27 | Проверочная работа по теме «Нумерация чисел от 1 до 100» | 1 | |
28 | Порядок действий в выражениях со скобками Числовые выражения | 1 | |
29 | Сравнение числовых выражений | 1 | |
30 | Периметр многоугольника | 1 | |
31 | Свойства сложения | 1 | |
32 | Свойства сложения | 1 | |
33 | Свойства сложения. Закрепление | 1 | |
34 | Свойства сложения. Закрепление | 1 | |
35 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | |
36 | Работа над ошибками. | 1 | |
2-ая четверть (28часов). |
37 | Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания | 1 | |
38 | Приёмы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20, 60+18 | 1 | |
39 | Приёмы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20 | 1 | |
40 | Приёмы вычислений для случаев вида 26+4 | 1 | |
41 | Приёмы вычислений для случаев 30-7 | 1 | |
42 | Приёмы вычислений для случаев вида 60-24 | 1 | |
43 | Решение задач | 1 | |
44 | Решение задач | 1 | |
45 | Решение задач | 1 | |
46 | Приём сложения вида 26+7 | 1 | |
47 | Приёмы вычитания вида 35-7 | 1 | |
48 | Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания | 1 | |
49 | Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания | 1 | |
50 | Закрепление изученного. | 1 | |
51 | Контрольная работа по теме «Устное сложение и вычитание в пределах 100» | 1 | |
52 | Работа над ошибками | 1 | |
53 | Буквенные выражения | 1 | |
54 | Закрепление изученного | 1 | |
55 | Закрепление изученного | 1 | |
56 | Решение уравнение | 1 | |
57 | Закрепление пройденного | 1 | |
58 | Закрепление пройденного | 1 | |
59 | Проверка сложения | 1 | |
60 | Проверка вычитания | 1 | |
61 | Закрепление изученного. | 1 | |
62 | Закрепление изученного. | 1 | |
63 | Контрольная работа за 2-ую четверть. | 1 | |
64 | Работа над ошибками | 1 | |
3-ья четверть (40часов). |
| Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления) (27 часов) | | |
65 | Письменный приём сложения вида 45+23 | 1 | |
66 | Письменный приём вычитания вида 57-26 | 1 | |
67 | Повторение письменных приёмов сложения и вычитания | 1 | |
68 | Решение задач | 1 | |
69 | Прямой угол | 1 | |
70 | Закрепление. Решение задач | 1 | |
71 | Письменный приём сложения вида 37+48 | 1 | |
72 | Письменный приём сложения вида 37+53 | 1 | |
73 | Прямоугольник | 1 | |
74 | Закрепление | 1 | |
75 | Письменный приём сложения вида 87+13. | 1 | |
76 | Закрепление. Решение задач. | 1 | |
77 | Письменный приём вычитания вида 32+8; 40-8 | 1 | |
78 | Письменный приём вычитания вида 50-24 | 1 | |
79 | Закрепление приёмов вычитания и сложения. | 1 | |
8 | Контрольная работа по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания» | 1 | |
8 | Работа над ошибками | 1 | |
82 | Письменный приём вычитания вида 52-24 | 1 | |
83 | Повторение письменных приёмов сложения и вычитания | 1 | |
84 | Повторение письменных приёмов сложения и вычитания | 1 | |
85 | Свойство противоположных сторон прямоугольника | 1 | |
86 | Свойство противоположных сторон прямоугольника | 1 | |
87 | Квадрат | 1 | |
88 | Письменные приемы вычислений чисел в пределах 100. | 1 | |
89 | Закрепление пройденного материала. Наши проекты: оригами. | 1 | |
90 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100» | 1 | |
91 | Работа над ошибками | 1 | |
| Умножение и деление чисел от 1 до 100 (24 часов) | 1 | |
92 | Конкретный смысл действия умножения | 1 | |
93 | Закрепление. | 1 | |
94 | Приём умножения с помощью сложения. | 1 | |
95 | Решение задач | 1 | |
96 | Периметр прямоугольника | 1 | |
97 | Умножение на 1 и на 0 | 1 | |
98 | Название компонентов умножения | 1 | |
99 | Название компонентов умножения | 1 | |
100 | Переместительное свойство умножения | 1 | |
101 | Переместительное свойство умножения. | 1 | |
102 | Закрепление изученного материала. | 1 | |
103 | Контрольная работа за 3 четверть. | 1 | |
104 | Работа над ошибками | 1 | |
4-ая четверть (36часа). |
105 | Конкретный смысл деления | 1 | |
106 | Решение задач на деление. | 1 | |
107 | Названия компонентов деления | 1 | |
10 | Повторение пройденного «Что узнали чему научились?» | 1 | |
109 | Взаимосвязь между компонентами умножения | 1 | |
110 | Взаимосвязь между компонентами умножения | 1 | |
111 | Приёмы умножения и деления на 10 | 1 | |
112 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | 1 | |
113 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | 1 | |
114 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление» | 1 | |
115 | Работа над ошибками. | 1 | |
| Табличное умножение и деление (13 часов) | | |
116 | Умножение числа 2. Умножение на 2. | 1 | |
117 | Умножение числа 2. Умножение на 2. | 1 | |
118 | Умножение числа 2. Умножение на 2. | 1 | |
119 | Деление на 2 | 1 | |
120 | Деление на 2 | 1 | |
121 | Решение задач на деление. | 1 | |
122 | Закрепление таблицы умножения и деления на 2 | 1 | |
123 | Умножение числа 3. Умножение на 3. | 1 | |
124 | Умножение числа 3. Умножение на 3. | 1 | |
125 | Деление на 3 | 1 | |
126 | Деление на 3 | 1 | |
127 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3» | 1 | |
128 | Работа над ошибками | 1 | |
| Повторение (8 часов) | | |
129 | Нумерация чисел от 1 до 100 | 1 | |
130 | Сложение и вычитание в пределах 100 | 1 | |
131 | Решение задач. | 1 | |
132 | Закрепление знаний. | 1 | |
133 | Работа над ошибками. Числовые и буквенные выражения. Неравенства. | 1 | |
134 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
135 | Единицы времени, массы. длины | 1 | |
136 | Обобщение изученного Игра «Умники и умницы» | 1 | |