Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 города Кузнецка
им. 354 стрелковой дивизии
«Рассмотрено» ШМО учителей естественного- математического цикла ____________И.А. Суркова 30.08.2017 г. | «Согласовано» Заместителем директора школы по УВР __________Т.В. Терентьева 31.08.2017 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 14 _________Ю.В. Чернышова Приказ № От 01 .09.2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2017-2018 учебный год
по (предмету)___алгебре
Класс___9 «В»_
Всего часов на учебный год 136 ч
Количество часов в неделю 4 ч
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МБОУ СОШ №14 города Кузнецка
в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений: Алгебра 7-9 классы./ Сост. Т.А. Бурмистрова
«Просвещение», 2008
Учебник «Алгебра 9 класс», учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова «Просвещение», 2004 г..
Учитель:
Кошелева Е.Ю.
Стаж работы:
25лет
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по алгебре составлена на основе образовательной программы МБОУ СОШ №14 города Кузнецка, в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений: Алгебра 7-9 классы./ Сост. Т.А. Бурмистрова «Просвещение», 2008
Общая характеристика предмета
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контр-примеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
1
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса обучающиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.
В курсе алгебры 9 класса расширяются сведения о свойствах функций: обучающиеся знакомятся со свойствами и графиком квадратичной функции; систематизируются и обобщаются сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, формируется умение решать неравенства вида ах2 + bх + с0 ах2 + bх + с где а
0; вырабатывается умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем; даются понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида; знакомятся обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; вводятся понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Место предмета в учебном плане МБОУ СОШ №14 города Кузнецка
Учебный план МБОУ СОШ №14 города Кузнецка отводит на изучение алгебры в 9-ом классе 4 часа в неделю, итого 136 часов в год.
Учебно-тематическое планирование
Раздел | Количество часов |
Повторение | 2 |
1. Свойства функций. Квадратичная функция | 25 |
2. Уравнения и неравенства с одной переменной. Системы уравнений с двумя переменными. | 38 |
3. Прогрессии | 24 |
4. Степенная функция. Корень n -й степени. | 18 |
5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 17 |
6. Повторение | 12 |
2
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Повторение(2 часа)
Глава 1. Свойства функций. Квадратичная функция (25 часов)
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, её свойства и график. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Цель: расширить сведения о свойствах функций, ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх + с0 ах2 + bх + с где а
0.
В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.
Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.
Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у=ах2, её свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции – функции у=ах2+n, у=а(х-m)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы обучающиеся поняли, что график функции у = ах2 + bх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных переносов. Приёмы построения графика функции у = ах2 + bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у обучающихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.
При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.
Формирование умений решать неравенства вида ах2 + bх + с0 ах2 + bх + с где а
0, осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы ее расположение относительно оси Ох).
Обучающиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.
Обучающиеся знакомятся со свойствами степенной функции у=хn при четном и нечетном натуральном показателе n.. Вводится понятие корня n-й степени. Обучающиеся должны понимать смысл записей вида
,
. Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.
Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной. Системы неравенств с двумя переменными (38 часов)
Целые уравнения. Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
3
Цель: систематизировать и обобщить сведения о решении целых с одной переменной, Выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем; выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Обучающиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.
В данной теме завершаемся изучение систем уравнений с двумя. переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный обучающимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.
Ознакомление обучающихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.
Привлечение известных обучающимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать обучающимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.
Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.
Глава 3. Прогрессии (24 часа)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Цель: дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.
Работа с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.
Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.
Глава 4. Степенная функция. Корень n -й степени (18 часов)
Четная и нечетная функция. Функция у = хn. Определение корня n-й степени. Вычисление корней n -й степени.
4
Цель: ввести понятие корня n -й степени.
В данной теме продолжается изучение свойств функций: вводятся понятия четной и нечетной функции, рассматриваются свойства степенной функции с натуральным показателем. Изучение корней ограничивается введением понятия корня n-й степени и выполнением несложных заданий на вычисление корней n-й степени, в частности кубических корней.
Свойства корней n-й степени, понятие степени с рациональным показателем и ее свойства не изучаются. Этот материал будет рассмотрен в старшей школе.
Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (17 часов)
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Цель: ознакомить обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и. подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое исполнятся в дальнейшем при выводе формул для подсчёта числа перестановок, размещений и сочетаний. При изучении данного материала необходимо обратить внимание обучающихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.
В данной теме обучающиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание обучающихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.
6. Повторение(12 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры основной общеобразовательной школы.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 9 классе
В результате изучения курса алгебры 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать1
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций (у=кх, где к
0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =
, у=
, у=ах2+bх+с, у= ах2+n у= а(х - m) 2 ), строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследований построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
6
Список литературы:
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).
Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263).
Примерная программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике 5-11 классы к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составители Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк– М: «Дрофа», 2004. – с. 86-91)
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
Алгебра-9:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2004 – 2007 год.
Изучение алгебры в 7—9 классах/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова..— М.: Просвещение, 2005—2008.
Уроки алгебры в 9 классе: кн. для учителя / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. — М.: Просвещение, 2005— 2008.
Алгебра: дидакт. материалы для 9 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2007—2008.
Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение,2001 -2007г.
11. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
12. В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева Уроки алгебры в 9 классе- М.: «Вербум - М», 2000;
13. ЕГЭ Математика 9 класс. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тестовые задания / Т.В. Колесникова, С.С. Минаева. – М.: Издательство «Экзамен», 2007;
14. А.Г. Мордкович, П.В.Семенов События. Вероятности. Статистическая обработка данных. 7-9 классы. – М.: «Мнемозина»,2003;
15. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе/ Л.В.Кузнецова и др.– М.: Просвещение, 2006.
7
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 города Кузнецка
«Рассмотрено» ШМО учителей естественного- математического цикла ____________И.А. Суркова 29.08.2016 г. | «Согласовано» Заместителем директора школы по УВР __________Т.В. Терентьева 30.08.2016 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 14 _________Ю.В. Чернышова Приказ № 81 от 01 .09.2016 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2016-2017 учебный год
по (предмету)___алгебре
Класс___9 «А», «В»______
Всего часов на учебный год 136 ч
Количество часов в неделю 4 ч
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МБОУ СОШ №14 горда Кузнецка
в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений: Алгебра 7-9 классы./ Сост. Т.А. Бурмистрова
«Просвещение», 2008
Учебник «Алгебра 9 класс», учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова «Просвещение», 2004 г..
Учитель:
Кошелева Е.Ю.
Категория:
вторая категория
Стаж работы:
25лет
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
1 | Повторение курса 8 класса. | 2 | | |
Глава Квадратичная функция | 25 | | |
§1 | Функции и их свойства | 5 | | |
2 | Функция. Область определения и область значений функции. | 2 | | |
3 | Свойства функций | 3 | | |
§2 | Квадратный трехчлен | 6 | | |
4 | Квадратный трехчлен и его корни | 2 | | |
5 | Разложение квадратного трехчлена на множители | 3 | | |
6 | Контрольная работа№1. «Функции и их свойства. Квадратный трехчлен» | 1 | | |
§3 | Квадратичная функция и ее график | 9 | | |
7 | Функция ,ее график и свойства | 2 | | |
8 | Графики функций
и у | 3 | | |
9 | Построение графика квадратичной функции | 4 | | |
§4 | Степенная функция. Корень n - й степени. | 5 | | |
10 | Функция  | 2 | | |
11 | Корень n- й степени | 2 | | |
12 | Контрольная работа№2. «Квадратичная функция и ее график» | 1 | | |
Глава Уравнения и неравенства с одной переменной | 18 | | |
§5 | Уравнения с одной переменной | 8 | | |
13 | Целое уравнение и его корни | 5 | | |
14 | Дробные рациональные уравнения | 3 | | |
§6 | Неравенства с одной переменной | 10 | | |
15 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 5 | | |
16 | Решение неравенств методом интервалов | 4 | | |
17 | Контрольная работа №3. «Уравнения и неравенства с одной переменной» | 1 | | |
Глава Уравнения и неравенства с двумя переменными | 20 | | |
§7 | Уравнения с двумя переменными и их системы | 14 | | |
18 | Уравнение с двумя переменными и его график | 2 | | |
19 | Графический способ решения систем уравнений | 3 | | |
20 | Решение систем уравнений второй степени | 4 | | |
21 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 5 | | |
§8 | Неравенства с двумя переменными и их системы | 6 | | |
22 | Неравенства с двумя переменными | 2 | | |
23 | Системы неравенств с двумя переменными | 3 | | |
24 | Контрольная работа №4. «Уравнения и неравенства с двумя переменными» | 1 | | |
Глава 4 Арифметическая и геометрическая прогрессии | 24 | | |
§9 | Арифметическая прогрессия | 12 | | |
25 | Последовательности | 2 | | |
26 | Определение арифметической прогрессии. Формула n- го члена арифметической прогрессии | 4 | | |
27 | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии | 5 | | |
28 | Контрольная работа №5. «Арифметическая прогрессия» | 1 | | |
§10 | Геометрическая прогрессия | 12 | | |
29 | Определение геометрической прогрессии. Формула n- го члена геометрической прогрессии | 5 | | |
30 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии | 6 | | |
31 | Контрольная работа №6. «Геометрическая прогрессия» | 1 | | |
Глава Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 17 | | |
§11 | Элементы комбинаторики | 11 | | |
32 | Примеры комбинаторных задач | 2 | | |
33 | Перестановки | 3 | | |
34 | Размещения | 3 | | |
35 | Сочетания | 3 | | |
§12 | Начальные сведения из теории вероятностей | 6 | | |
36 | Относительная частота случайного события | 3 | | |
37 | Вероятность равновозможных событий | 2 | | |
38 | Контрольная работа №7. «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» | 1 | | |
39 | Степень с рациональным показателем | 18 | | |
40 | Чётные и нечётные функции | 2 | | |
41 | Функция  | 2 | | |
42 | Определение корня n-й степени | 1 | | |
43 | Свойства арифметического корня n-й степени | 2 | | |
44 | Определение степени с дробным показателем | 2 | | |
45 | Свойства степени с рациональным показателем | 2 | | |
46 | Преобразование выражений, содержащих степени с дробным показателем | 6 | | |
47 | Контрольная работа № 8 «Степень с рациональным показателем» | 1 | | |
48 | Итоговое повторение | 12 | | |
49 | Решение уравнений и систем уравнений | 2 | | |
50 | Решение неравенств и систем неравенств | 2 | | |
51 | Функции и их свойства . Построение графиков функций. | 2 | | |
52 | Рациональные дроби | 2 | | |
53 | Решение текстовых задач | 2 | | |
54 | Итоговая контрольная работа | 2 | | |
| Итого часов | 136 | | |
Арифметика
уметь
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
Алгебра
1 Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.