Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №33 __________ Н.М.Рождественский Приказ №____ от ____.____.20____ |
Рабочая программа
географии
10 – А класс
Составитель: Рождественский Н. М. ,
учитель географии
________________ квалификационной категории
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 10 класса составлена в соответствии с требованиями
Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (редакция от 02.06.2016, с изменениями и дополнениями);
Федерального компонента государственного стандарта основного (среднего) общего образования федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказа Министерства образования Московской области №1427 от 15.04.2016 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, на 2016-2017 учебный год»;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации №08-1786 от 28.10.2015 «О рабочих программах учебных предметов»;
Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №02-501 от 03.11.2015 о требованиях к рабочим программам учебных предметов;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
на основе «Примерных программ по учебным предметам. «География 10 – 11 классы» М., Дрофа, 2015 год.
Данная программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Базисный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета в 10 классе – 1 час в неделю, всего за год – 35 часов.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Структура программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано формировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развивать у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Изучение географии в 10-11 классе направлено на достижение следующих основных целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки обучающихся (результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен:
Прогнозировать и оценивать (формулировать гипотезы, предвидеть):
изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов суши; роль ресурсов Мирового океана, климатических и космических ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы; последствия опустынивания, обезлесения и прочего; последствия антропогенного загрязнения геосфер и в целом всей окружающей среды;
темпы роста народонаселения Земли в целом, в отдельных регионах и странах мира; тенденции изменения возрастного состава населения;
темпы урбанизации и ее влияние на окружающую среду; тенденции создания единых энергетических транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве; изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран.
Объяснять:
причины изменения политической карт мира; различия в истории заселения, освоения и развития территорий;
закономерности размещения основных видов природных ресурсов;
различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; образование и развитие разных форм городского расселения (агломераций, мегаполисов);
различия в степени заселенности отдельных территорий, обусловленные экономическими, историческими и природными причинами;
миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов; направления миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов;
направления миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов; причины наибольшего распространения китайского, английского, испанского, русского языков, языка хинди;
причины демографического взрыва в ряде стран и регионов мира, роста народонаселения и их последствия; распространение мировых религий на Земле;
особенности размещения основных отраслей хозяйства;
особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства.
Описывать:
одну из отраслей мирового хозяйства;
один из районов старого или нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства.
Определять (измерять):
принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов;
ресурсообеспеченность отдельными видами ресурсов; рациональность или нерациональность использования минеральных, почвенных, водных, биологических ресурсов;
особенности экономико-географического положения объектов; общие тенденции развития объектов и явлений; изменение отдельных показателей во времени, средние показатели по различным источникам географической информации;
крупнейших экспортеров и импортеров важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции , крупнейших городов мира;
условия возникновения и развития наиболее крупных зон туризма и рекреаций.
Называть и (или) показывать:
крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы; основные виды природных ресурсов;
мировые центры и районы: месторождений полезных ископаемых промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, научные, информационные, финансовые, торговые, рекреационные;
основные средства и методы получения географической информации;
основные регионы повышенной плотности населения на Земле;
крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры;
примеры крупнейших старопромышленных районов мира;
меры по охране вод океана и суши;
тенденции изменения структуры мирового хозяйства;
основные формы международных экономических отношений;
крупнейшие индустриальные страны мира; примеры районов нового освоения; примеры свободных экономических зон мира.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Цели:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.
Формой организации образовательного процесса является урок. Используются современные технологии обучения: технологии педагогики сотрудничества, тестовые технологии, личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативное обучение.
Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, семинар, консультация, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: проектная работа;
методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочный контроль, письменная работа, тестирование, практическая работа, контрольная работа.
Используются средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты).
Результаты обучения оцениваются по 5-балльной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.
Содержание учебного курса
34 часа (1 час в неделю)
Введение (1 час)
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.
Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
Практическая работа № 1. Анализ карт различной тематики.
Раздел 1. Общая характеристика мира (32 часа).
Тема 1: Современная политическая карта мира (5 часов).
Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Государственный строй стран мира.
Практическая работа № 2. Классификация стран мира по географическому положению.
Практическая работа № 3. Составление систематической таблицы «Государственный строй стран мира».
Тема 2: География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды (6 часов).
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизации окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Практическая работа № 4. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.
Практическая работа № 5. Составление картосхемы, размещение крупных месторождений полезных ископаемых и районов их выгодного территориального сочетания.
Тема № 3. География населения мира (5 часов).
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Городское и сельское население. Население и окружающая среда.
Практическая работа № 6. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Практическая работа № 7. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
Практическая работа № 8. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (4 часа).
Понятие о НТР, ее характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил.
Практическая работа № 9. Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства.
Практическая работа № 10. Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся стран.
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (13 часов).
География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность как основа мировой энергетики. Электроэнергетика, нетрадиционные источники энергии. Горнодобывающая промышленность, ее значение и структура. Основные черты географии черной и цветной металлургии. Особенности географии машиностроительной, химической, лесной и текстильной промышленности. Промышленность и окружающая среда. Агропромышленный комплекс. Растениеводство. Животноводство и рыболовство. География транспорта мира. Сухопутный, водный и воздушный транспорты. География международных экономических отношений. Открытая экономика и свободные экономические зоны. Международная торговля. Международный туризм. Непроизводственная сфера.
Практическая работа № 11. Создание картосхемы размещения основных промышленных районов мира.
Практическая работа № 12. Составление характеристики (экономико-географической) одной из отраслей (по выбору) промышленности мира (реферат, сочинение, картосхема).
Практическая работа № 13. Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени его развития; составление проекта развития транспортных систем одного из регионов.
Обязательная номенклатура.
Государства и их столицы.
Европа: Россия (Москва), Франция (Париж), Великобритания (Лондон), Италия (Рим), Германия (Берлин), Исландия (Рейкъявик), Швеция (Стокгольм), Норвегия (Осло), Финляндия (Хельсинки), Дания (Копенгаген), Нидерланды (Амстердам), Бельгия (Брюссель), Швейцария (Берн), Австрия (Вена), Польша (Варшава), Чехия (Прага), Болгария (София), Венгрия (Будапешт), Румыния (Бухарест), Югославия (Белград), Словакия (Братислава), Словения (Любляна), Хорватия (Загреб), Испания (Мадрид), Португалия (Лиссабон), Греция (Афины), Люксембург, Монако, Ватикан.
Азия: Турция (Анкара), Иордания, Сирия (Дамаск), Израиль (Иерусалим), Япония (Токио), Саудовская Аравия (Эр-Рияд), Йемен, Ирак (Багдад), Иран (Тегеран), Афганистан (Кабул), Пакистан (Исламабад), Индия (Дели), Непал, Бангладеш, Шри-Ланка, Индонезия (Джакарта), Мьянма, Камбоджа, Вьетнам, Таиланд, Сингапур, Корея (Сеул), Китай (Пекин), Монголия.
Америка: Канада (Оттава), США (Вашингтон), Мексика (Мехико). Куба (Гавана), Венесуэла, Аргентина (Буэнос-Айрес), Чили (Сантьяго), Перу (Лима), Никарагуа, Панама, Ямайка, Колумбия, Уругвай, Боливия, Эквадор.
Африка: Ливия, Тунис, Марокко, Алжир (Алжир), Египет (Каир), Эфиопия (Аддис-Абеба), Нигерия (Абуджа), Нигер, Чад, Танзания, Ботсвана, Камерун, Кот-дИвуар, Гана, Сомали, Конго (Киншаса), Замбия, Ангола, Намибия, ЮАР (Претория), Зимбабве, Мадагаскар.
Австралия и Океания: Австралийский Союз (Канберра), Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея.
Крупнейшие города и мегаполисы:
Мехико, Сан-Паулу, Токио, Калькутта, Бомбей, Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Филадельфия, Сеул, Шанхай, Дели, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Джакарта, Каир, Лондон, Москва, Париж, Берлин, Рурштат, Йоханесбург.
Промышленные районы:
Силиконовая долина, Детройт, Черная Англия, Северный Рейн-Вестфалия, Эльзас, Лотарингия, Витватерсранд, Медный пояс.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | № урока в изучаемом разделе | наименование разделов и тем | плановые сроки прохождения | скорректированные сроки прохождения |
Введение ( 1 час, 1 час в неделю по учебному плану) |
1 | 1 | Экономическая и социальная география как наука, ее место в системе географических наук | | |
Современная политическая карта мира (6 часов) |
2 | 1 | Политическая карта мира | | |
3 | 2 | Практическая работа № 1 Современная политическая карта мира | | |
4 | 3 | Многообразие стран современного мира | | |
5 | 4 | Влияние международных отношений на политическую карту мира | | |
6 | 5 | Государственный строй стран мира. Практическая работа № 2 Государственный строй стран мира | | |
7 | 6 | Обобщающий урок по теме «Современная политическая карта мира» | | |
Природа и человек в современном мире (7 часов) |
8 | 1 | Взаимодействие общества и природы | | |
9 | 2 | Мировые природные ресурсы | | |
Итого в 1 четверти: | часов | часов |
10 | 3 | Мировые природные ресурсы Практическая работа № 3 Оценка ресурсов стран мира | | |
11 | 4 | Практическая работа № 4 Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира | | |
12 | 5 | Загрязнение и охрана окружающей среды | | |
13 | 6 | Обобщающий урок по теме «Природа и человек в современном мире» | | |
14 | 7 | Административная работа | | |
География населения мира (6 часов) |
15 | 1 | Численность и воспроизводство населения | | |
16 | 2 | Состав населения | | |
Итого во 2 четверти: | часов | часов |
17 | 3 | Размещение и миграции населения | | |
18 | 4 | Практическая работа № 5 «Естественный прирост населения» | | |
19 | 5 | Городское и сельское население Практическая работа № 6 Признаки урбанизации | | |
20 | 6 | Обобщающий урок по теме «География населения мира» | | |
Научно-техническая революция и мировое хозяйство (6 часов) |
21 | 1 | Научно-техническая революция | | |
22 | 2 | Мировое хозяйство | | |
23 | 3 | Практическая работа № 7 «НТР и мировое хозяйство» | | |
24 | 4 | Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства | | |
25 | 5 | Факторы размещения | | |
26 | 6 | Обобщающий урок по теме «НТР и мировое хозяйство» | | |
Итого в 3 четверти: | часов | часов |
География отраслей мирового хозяйства (9 часов) |
27 | 1 | География промышленности | | |
28 | 2 | География промышленности | | |
29 | 3 | География промышленности | | |
30 | 4 | География сельского хозяйства | | |
31 | 5 | География транспорта | | |
32 | 6 | Обобщение знаний по теме «География отраслей мирового хозяйства» | | |
33 | 7 | Всемирные экономические отношения | | |
34 | 8 | Административная работа | | |
35 | 9 | Обобщающая повторение | | |
Итого в IV четверти | часов | часов |
Всего | часов | часов |
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методические материалы для учителя
В.П.Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс – М.:Просвещение, 2013
О.И.Ануфриева. Поурочные разработки по географии: Социальная и экономическая география мира. 10 класс. – Волгоград: «Учитель», 2010
Атлас. География мира. 10 класс.
В.П.Максаковский. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. – М.: Просвещение, 1994
Учебно-методические материалы для обучающихся
В.П.Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс – М.:Просвещение, 2013
Атлас. География мира. 10 класс.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей русского языка и литературы №____ от ____.____.20____ Председатель ШМО __________ ____________________ (подпись) (расшифровка) |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ ____________________ (подпись) (расшифровка) ____.____.20____ |