СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по музыке 3 класс по ФГОС , Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева,Т. С. Шмагина,

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке для 3 класса по ФГОС Критской, Сергеевой,Шмагиной создана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по музыке 3 класс по ФГОС , Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева,Т. С. Шмагина,»



1.Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 3 классов составлена на основе следующих документов :

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

4.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2013

  • Рабочая тетрадь для 3класс, М.: Просвещение, 2014

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3кл.:

  • Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».3 класс. (СD)



6. Программа по данному предмету с указанием всех выходных данных (программа не старше 5 лет.). Рабочая учебная программа по музыке для 1 - 4-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.

Количество недельных часов: 1ч

Количество часов в год: 34 ч

Уровень программы: базовый.

Содержание программного материала 3 класс

I четверть (9 часов)

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)

Урок 1. Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.

Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

Урок 3.. «Виват, Россия!»(кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Урок 4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)

Урок 6. Утро. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».

Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.

Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).

II четверть (7 часов)

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)

Урок 10. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Урок 11. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Урок 12. Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

Урок 14. «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.

Урок 15. Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…» Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть.

III четверть (10 часов)

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)

Урок 17. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.

Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)

Урок 18. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».

Урок 19. Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».

Урок 20. Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».

Урок 21. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.

Урок 22. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.

Тема раздела: «В концертном зале » (4 ч.)

Урок 23. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.

Урок 24. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты.

Урок 25. Музыкальные инструменты (скрипка). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть.

IV четверть (8 часов)

Тема раздела: «В концертном зале » (2 ч.)

Урок 27. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».

Урок 28. «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)

Урок 29. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.

Урок 30. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.

Урок 31. Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.



Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.



Урок 32. Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель.

Урок 33. «Радость к солнцу нас зовет». Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.

Урок 34. Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.





Описание места учебного предмета.



3. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

3 класс

  • обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;

  • накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);

  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;

  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель;

  • развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений концертного исполнения;

  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах детского музицирования;

  • развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей; умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.



Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).



4. Учебно-тематический план .

Название раздела

Кол-во часов

«Россия-Родина моя»

5ч.

«День, полный событий»

4 ч.

«О России петь - что стремиться в храм»

4 ч.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4 ч.

«В музыкальном театре»

6 ч.

«В концертном зале»

6ч.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

5 ч.



  1. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:


5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно; «1» - отсутствие ответа или работы по неуважительной причине.

Отметку «5» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объёме соответствует учебной программе, допускается один недочёт (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку «4» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку «3» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку «2» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки (неправильный ответ).

Отметку «1» - получает ученик в случае отказа от ответа или отсутствия работы без объяснения причины или неуважительной причины.

  1. Перечень ресурсного обучения

Стандарты второго поколения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект /Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).



  1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

  3. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

  4. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. 2_е изд. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010.

  6. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя /А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

  7. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).


Список научно-методической литературы.



  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б. Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М., Академия, 2001г.

  6. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  7. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  9. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  10. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  11. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.


MULTIMEDIA – поддержка предмета

  1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. ID COMPANI, 2010.

  2. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/cat/musika/

  3. Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».

  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

  5. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.

  6. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

  7. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

  8. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

  9. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

  10. Погружение в классику - http://intoclassics.net/news/1-0-1

  11. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

  12. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

  13. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

  14. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html

  15. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

  16. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

Учебно-методическое обеспечение



Дополнительная литература для учителя.



  1. Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы [Текст] : музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / JI. Н. Алексеева. - М. : Просвещение, 2001.

  2. Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1-4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2010.

  3. Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно- популярную литературу по искусству.

Информационно-коммуникативные средства.




Критская, Е. Д. Музыка. 1-4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - Режим доступа: http://prosv.nj/metod/musl-4/index.htm

  1. Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Крит­ская, Г. Г1. Сергеева, Т. С. Шмагина. - Режим доступа : http://www.prosv.ra/ebooks/KiitskayaJVIuzika_l- 4kl/index.html

  2. Можно использовать видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.

Наглядные пособия.



  1. Портреты композиторов.

  2. Альбомы с демонстрационным материалом.

  3. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музы­кальной культуры.

Интернет-ресурсы.



  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school- collection.edu.ru

  2. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

  3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http://nsc.lseptember.ru/ urok

Технические средства обучения.



  1. Музыкальные инструменты.

  2. Цифровое пианино .

  3. Персональный компьютер.

  4. Мультимедийный проектор.

  5. Экспозиционный экран.

  6. DVD-проигрыватель.

Учебно-практическое оборудование.



  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

  2. Штатив для карт и таблиц.

  3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

  4. Шкаф для хранения карт.

  5. Ящики для хранения таблиц.

Специализированная учебная мебель.



  1. Компьютерный стол.

Календарно-тематическое планирование

№ урока п/п

Тема урока

Кол-во часов

Срок проведения (неделя)

Тип урока

Результаты обучения


знать

уметь

УУД

«Россия-Родина моя» ( 5 ч.)

1

Мелодия-душа музыки

1

1

Урок нового материала


Знать/понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации

Уметь: демонстрировать личностно-окрашенное, эмоционально-образное восприятие музыки, показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса

Р: Самостоятельно выражать своё эмоциональное отношение к искусству.

П: различать звучание муз.инструментов, использованных в мелодиях

К: Интонационно исполнять сочинения разных жанров.

Л: Уважительно относится к творчеству русских композиторов.

2

Природа и музыка. Звучащие картины.

1

2

комбинированный

Знать, что такое романс, певец, солист, мелодия, аккомпанемент,

Поэзия, пейзаж, лирика.

Уметь выявлять настроения и чувства человека ,выраженные в музыке.


Р:Самостоятельно выражать эмоциональное отношение к муз. произведениям.

П: Различать аккомпанемент мелодии.

К: Выполнить творческое задание.

Л:Ценить образы природы выраженные в музыке и в живописи.

3

Виват ,Россия! Наша слав –русская держава.

1

3

комбинированный

Знать понятия образов Родины, защитников Отечества в различных жанров музыки: кант, народная песня.

Различать русские народные песни и канты, и современные героические песни.


Р: Самостоятельно определять сходство и различие между кантами и РНП.

П: Различать песни защитников Отечества в разных жанрах музыки.

К: Исполнение старинных кантов и песен.

Л: Интонационно осмысленно исполнять песни о героических событиях.

4

Кантата «Александр невский»


4

комбинированный

Знать понятия кантата, набат, вступление, трехчастная форма.


Расширить понятия музыкальных образов Защитников Отечества.




Р: Самостоятельно различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная.

П: Определять выразительные возможности различных муз.образов.

К: выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Л: Уважать свою Родину и её Защитников.

5

Опера «Иван Сусанин» Родина моя! Русская земля…Да будет во веки веков сильна…

1

5

комбинированный

Знать, что такое опера, хоровая сцена, певец-солист, ария, эпилог, благовест.

Уметь определять по жанрам музыки героические образы Защитников Отечества.

Р:Знать песни о героических событиях истории Отечества.

П: Познать выразительность музыкальной и поэтической речи.

К: Исполнение фрагментов из оперы

Л: Гордиться Защитниками Отечества.

«День, полный событий» (4 часа)

6

Утро

1

6

комбинированный

Знать понятия-песенность, развитие, повтор, лад, тембр.


Уметь различать в музыке душевное состояние человека, его чувства и мысли.




Р: Самостоятельно определять музыкальные впечатления ребенка « с утра до вечера»

П: самостоятельно проследить и сравнить музыкальный язык композиторов.

К: Исполнение главных мелодий произведений

Л:Различать формы композиции и особенности муз. языка Чайковского и Грига.




7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.


7

комбинированный

Познакомить с портретами «нарисованными» музыкой Прокофьева.








Различать в музыке, что в каждой интонации спрятан человек.








Р: Самостоятельно распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.

П: Понимать художественно-образное содержание муз.произведения.

К: самостоятельно раскрывать средства музыкально-образного воплощения персонажей.

Л: Находить общность интонаций в музыке, живописи и поэзии

8

В детской. Игры и игрушки.


1

8

комбинированный

Знать-мелодия, речитатив, соло, интонационная выразительность, песенность, танцевальность, маршевость, фортепиано,


Уметь отличать интонационные линии персонажей.






Р: самостоятельно распознавать выразительные музыкальные особенности героев.

П: понимать содержание муз.произведения.

К: передавать интонационно-мелодические особенности муз.образа.

Л: Выявлять связь музыки и живописи.

9

На прогулке. Вечер.

1

9

комбинированный

Знать , что такое сюита, мелодия, аккомпанемент.

Выявлять связь музыкальных и живописных образов.

Р: Самостоятельно обнаруживать интонационную связь в музыке, живописи, поэзии.

П: Понимать и раскрывать средства музыкального воплощения образов.

К: разработать сценарий к муз.произведению

Л: Исполнять соло из муз.сочинений различных жанров.

«О России петь - что стремиться в храм» (4 ч.)

10

Радуйся, Мария! Богородице Лево радуйся!

1

10

Урок изучения и первичного закрепление новых знаний

Знать , что такое молитва, песня, всенощное, тропарь, величание.




Узнавать жанры церковной музыки.








Р: Самостоятельно различать мелодики русского и зарубежного религиозного искусства.

П: Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоций.

К: Исполнение молитвы.

Л: Знать религиозные праздники России.

11

Древнейшая песнь материнства.Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!

1

11

комбинированный

Дать представление об образе матери в музыке, поэзии и ИЗО




Познакомить с величайшей Святыней Руси – Иконами Божией Матери.




Р: Самостоятельно ориентироваться в Православных праздниках.

П: иметь представление о песнопении, религиозных праздниках, богослужении и молитвах воспевающих красоту материнства.

К: исполнять песни о матери.

Л: Ценить и уважать свою мать.

12

Вербное воскресенье.Вербочки.

1

12

Комбинированный

Дать представление о празднике православной церкви – Вербное Воскресение.




Расширить представление о православных праздниках

Р: Самостоятельно иметь представление о религиозных праздниках.

П: знать жанры церковной музыки.

К: Обнаруживать сходство и различие произведений религиозного искусства.

Л. Приобщаться с традициям православной церкви.

13

Святые земли Русской.

1

13

комбинированный

Дать представление о связи русской истории, традиций, церковной музыки и Русских святых

Расширить представление о Православных Святых.

Р: Самостоятельно ориентироваться в терминах.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: исполнение стихиры.

Л. Уважать историю Родины.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

14

Настрою гусли на старинный лад…Певцы русской старины.

1

14

Урок изучения и первичного закрепление новых знаний

Дать представление о самом древнем жанре песенного фольклора -былине.




Уметь выявить общность жизненных истоков народного и профессион. творчества.




Р: Самостоятельно рассуждать о значении повтора, контраста в развитии музыки.

П: выявлять общность интонаций в музыке и поэзии.

К: выявлять ассоциативно-образные связи муз. и литер.

произведений.

Л: Хранить традиции народного фольклора.

15

Былина о Садко и Морском царе.

1

15

комбинированный

Знать, что такое былинный напев, повтор, распевы.




Уметь выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Р: Самостоятельно определять, какую роль имеют распевы в былинах.

П: аккомпанировать на воображаемых гуслях.

К: Исполнить северный былинный напев.

Л: Хранить традиции народного фольклора.

16

Лель, мой Лель!

1

16

комбинированный

Знать понятия-песня, куплет, меццо-сопрано, кларнет, литавры.




Узнавать меццо-сопрано.






Р: самостоятельно различать приемы используемые композитором в опере: повтор-контраст.

П: называть и объяснять основные термины.

К: спеть мелодию «Песни Леля»

Л: Знать творчество русских композиторов.

17

Звучащие картины. Прощание с Масленицей

1

17

Комбинированный

Народные традиции, повтор, контраст, сопоставление, мелодии в народном стиле

Различать мелодии в народном стиле

Р: Самостоятельно сравнивать взаимосвязь музыки и художественного произведения.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: разучивание масленичных песен.

Л: Хранить традиции русского народа.



«В музыкальном театре» (6 ч.)

18

Опера « Руслан и Людмила»

1

18

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

,Знать понятия баритон, каватина, сопрано, рондо, бас, контраст, увертюра, симфонический оркестр.


Различать средства музыкальной выразительности в изображении героев оперы-сказки.






Р: Самостоятельно

определять муз. темы главных героев.

П: называть и объяснять основные термины оперы.

К: интонационно узнавать образы героев.

Л: Развивать ассоциативную связь музыки и художественного произведения.

19

Опера «Орфей и Эвридика»

«

1

19

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать, что такое опера, миф, лира.




Уметь различать контрастные средства выразительности образов.




Р: Самостоятельно определять музыкальные темы главных героев.

П: понимать значения терминов.

К: с помощью мимики и жестов передавать хар-р персонажей.

Л:Развивать ассоциативную связь музыки и этноса.


20

Опера «Снегурочка», «Океан-море синее»

1

20

Урок нового материала

Сцена из оперы, ария, сопрано, шествие, каватина, тенор.»






Рассуждать о смысле и значении оперного искусства.






Р: самостоятельно рассуждать о значении режиссера, дирижера и композитора в опере.

П: понимать смысл терминов.

К: передавать свои муз. впечатления в рисунке.

Л:Рассуждать о смысле и значении опер-сказок.

21

«Океан-море синее»

1

21

комбинированный

Знать, что такое зерно-интонация, развитие, трехчастная форма.




Дать понятие изобразительности в музыке на основе оперы-былины «Садко» Различать интонационно музыкальную картину моря.


Р: Самостоятельно передавать содержание оперы-былины.

П: раскрывать и объяснять с помощью каких средств композитор изображает море.

К: выполнять живописно-творческую работу.

Л. Анализировать художественно-образное содержание оперы.

22

Балет «Спящая красавица», Две феи. Сцена на балу.

1

22

Урок нового материала

Знать основные темы балета.

Сравнительный анализ оперы и балета.






Р: Самостоятельно определять музыкальные темы главных героев.

П: понимать смысл терминов.

К: передавать свои муз. впечатления с помощью пластики, мимики и жестов.

Л. Выявлять связь музыки и танца.


23

В современных ритмах

1

23

Урок нового материала

Знать современные интонации и ритмы, мюзикл.




Уметь выявлять современные музыкальные жанры: мюзикл.


Р: Уметь представление о синтезе музыки, танца, пения, сцен. действия.

П: понимать отличительные особенности зарубежных и отечественных мюзиклов.

К: исполнение сцен из мюзиклов.

Л. Выявлять основные отличия оперы от мюзикла.


«В концертном зале» (6 ч.)

24

Музыкальное состязание

1

24

комбинированный

Композитор, исполнитель, слушатель, концерт, вариационное развитие.




Расширить понятие единства композитора, исполнителя, солиста, слушателя и симфонического оркестра.








Р: Самостоятельно ориентироваться в терминах.

П: различать главные и побочные темы «Концерта»

К: выполнить творческое задание.

Л: Узнавать тембры музыкальных инструментов.

25

Музыкальные инструменты.Звучащие картины.

1

25

комбинированный

Знать деревянные духовые инструменты, старинная и современная музыка

Уметь различать на слух старинную и современную музыку.




Р: Самостоятельно узнавать тембр флейты.

П: стилевые особенности старинной и современной музыки.

К: наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

Л: Узнавать тембры музыкальных инструментов.

26

Музыкальные инструменты.Сюита «Пер Гюнт»

1

26

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать понятие сюита.




Уметь наблюдать за развитием музыки

Р: Самостоятельно определять муз. темы.

П: самостоятельно называть части сюита.

К: выполнение творческого задания

Л:Уважать творчество зарубежных композиторов.


27

«Героическая» Призыв к мужеству.

1

27

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать понятия симфония, дирижер, маршевость, песенность, контраст, финал, тема, вариация, контрданс.

Уметь различать контрастные средства выразительности.




Р: самостоятельно определять муз. темы.

П: Ориентироваться в динамических оттенках.

К: Дирижирование главных тем.

Л:Уметь анализировать сюжетную линию.

28

Финал симфонии .Мир Бетховена.

1

28

комбинированный

Выразительность, изобразительность, мелодия, аккомпанемент, лад, соната

Различать контрастные средства сонаты.

Р: Самостоятельно различать стилевые особенности муз.

произведений.

П: ориентироваться в видах и жанрах музыки.

К: Исполнение песни.

Л: Уметь анализировать сюжетную линию произведения.

29

Обобщающий урок

1

29

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.


Знать стилевые особенности, характерные черты муз. Речи разных композиторов.

Уметь узнавать тембры музыкальных инструментов.

Р: Самостоятельно различать стилевые особенности муз.

произведений.

П: ориентироваться в видах и жанрах музыки.

К: Исполнение песни.

Л: Уметь анализировать сюжетную линию произведения.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 ч.)

30

Чудо-музыка. Острый ритм-джаза звуки.

1

30

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Песенность, танцевальность, куплетная форма, лад, импровизация, ритм, джаз-оркестр, спиричуэл, джаз, блюз.


Уметь различать и узнавать ритмы джазовой музыки.






: самостоятельно сравнивать джазовые композиции.

П: ориентироваться в особенностях музыкального языка джаза.

К:знать известных джазовых музыкантов-исполнителей.

Л: Импровизировать джазовые мелодии.

31

Люблю я грусть твоих просторов. Мир С.Прокофьева

1

31

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Познакомить с образами природы в музыке Свиридова и Прокофьева.


Различать особенности мелодики, тембра музыки Прокофьева и Свиридова.




Р: Самостоятельно различать и узнавать музыкальные интонации.

П: различать , как с развитием музыки меняются краски звучания.

К: Выполнение творческого задания.

Л. определять жанры музыкальных произведений.

32

Певцы родной природы.

1

32

комбинированный

Знать сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.




Различать музыкальную речь разных композиторов.


Р: Самостоятельно различать и узнавать музыкальные интонации.

П: различать , как с развитием музыки меняются краски звучания.

К: Выполнение творческого задания

Л: . определять жанры музыкальных произведений.

33

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт.

1

33

комбинированный

Знать определения опера, симфония, песня, ода, кант, гимн.

Уметь определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.

Р: Самостоятельно различать музыкальную речь

разных композиторов.

П: определять характерные черты языка современной музыки.

К: определять жанровую принадлежность муз.произведения.

34

Обобщающий урок

1

34

Урок-концерт

Закрепить полученные знания и навыки.

Уметь ориентироваться в музыкальных терминах и произведениях

Р:самостоятельно рассуждать о жанровых особенностях музыки.

П: отвечать на вопросы учителя.

К:творческое задание.

Л: Гордиться великой силой искусства.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!