СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по предмету литературное чтение 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и КТП  по предмету литературное чтение 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по предмету литературное чтение 1 класс»

Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель МО

_________ Н.А.Павлинич

Протокол № ___

От «___» ________ 2017 г.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов»

__________ И.А. Каплеева

«___» ________ 2017 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 31 с углубленным изучением отдельных предметов»

_______________ Н. С. Огорелкова

«___» ____________ 2017 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

литературному чтению

1-а класс

на 2017-2018 учебный год


Составила учитель начальных классов

1квалификационной категории

Лазаревич Ирина Геннадьевна






Омск, 2017



Содержание

I.Паспорт рабочей программы

II.Пояснительная записка

III. Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)

IV. Содержание учебного курса

V. Учебно-тематический план

VI. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

VII.Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

VIII.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

IX.Список литературы


I.Паспорт рабочей программы

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений (программа начального общего образования)

Статус программы

Рабочая программа учебного предмета

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. сб.Программы по учебным предметам: 1-4 классы Академкнига / Учебник.,2011г

Категория обучающихся

Учащиеся 1-а класса БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов»

Сроки освоения программы

4 года, первый год обучения

Объём учебного времени

132 часов

Форма обучения

очная

Режим занятий


4 часов в неделю




II.Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета


Место учебного предмета в учебном плане


Задачи обучения грамоте решаются на уроках русского язы­ка и литературного чтения. Содержание курса «Обучение гра­моте» подчеркивает интегрированный характер этого периода с учетом специфики учебных предметов «Русский язык» и «Ли­тературное чтение». Продолжительность курса «Обучение гра­моте» (23 учебные недели, 9 ч в неделю, 207 часов в год). Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с уче­том принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосо­четаний в слогах, словах, предложениях. Курс «Обуче­ние грамоте» по литературному чтению длится 92 часа, а затем начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

В 1-м классе максимальное количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» составляет 40 часов, во 2-м, 3-м и 4-м классах — по 136 часов в год (4 часа в неделю).


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Содержательные линии


Виды речевой и творческой деятельности

Аудирование

Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение ее частей и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по ее содержанию и задавать собственные вопросы.

Чтение вслух

Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке. Освоение особенностей выразительного чтения и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений.

Чтение про себя

Умение самостоятельно читать текст небольшого объема с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения; для составления общего представления о содержании отдельных глав учебника, книги, популярных журналов в рамках просмотрового чтения; для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения.

Говорение (культура речевого высказывания и речевого общения)

Освоение разновидностей монологического высказывания в форма краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного отрывка в тексте).

Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника.

Письмо (культура письменной речи)

Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»; умение самостоятельно подписывать конверт; использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специальные вопросы и задания в конце каждой четверти, адресованные членам клуба и предназначенные для переписки).

Различение видов текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме мини-сочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки; использование в письменной речи средств выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, контраст, повтор).

Работа с текстом художественного произведения

Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне, главные переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне). Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах.

В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, транслируемые героями; устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения (этому учащиеся получат возможность научиться); выделять основную мысль текста (этому учащиеся получат возможность научиться); обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования.

Работа с учебными и научно-популярными текстами

Обучение структурированию научно-популярного и учебного текстов, выделению в тексте отдельных частей, ключевых слов, составлению плана пересказа ведется в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (см. учебники «Русский язык» 2, 3, 4 классы, часть 2).

Формирование библиографической культуры

Умение пользоваться аппаратом учебника (страницей «Содержание» или «Оглавление», системой условных обозначений), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе.

Практическое умение составить монографический (без использования термина), жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание учебника «Литературное чтение». Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях (с опорой на систему учебных словарей, входящих в комплект «Перспективная начальная школа», а именно в учебнике «Русский язык», часть 2 соответствующего года обучения).

Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника. Знакомство с книгой как с особым видом искусства, изучение ее элементов, а также практическое освоение жанра аннотации – все эти задачи в комплекте «Перспективная начальная школа» решаются в учебнике «Русский язык» средствами раздела «Развитие речи».


Литературоведческая пропедевтика

Общая характеристика

Представление о фольклорных произведениях (древнее происхождение; существование в устных формах и способность транслировать содержание во времени за счет устойчивости жанровых и сюжетно-композиционных структур, за счет фигуры повтора). Жанровое разнообразие фольклорных произведений (докучная и кумулятивная сказки; сказки о животных, волшебные и бытовые сказки; малые фольклорные формы: загадки, заклички, считалки, потешки, колыбельные песенки, пословицы). Различение фольклорных произведений (мир общинных ценностей) и авторских произведений (мир индивидуальных переживаний). Представление о жанрах басни и былины как о пограничных жанрах (басни – авторские произведения, укорененные в сказке о животных и в фольклорном мире ценностей; былины – фольклорные произведения с элементами конкретно-исторических реалий).

Авторская литература: жанры рассказа и литературной сказки, авторская поэзия. Особенности стихотворного текста (ритм, рифма). Различение парной, перекрестной и охватывающей рифм и понимание содержательности каждого конкретного вида рифмы.

Освоение понятий «тема» и «основная мысль», а также «основное переживание» героя произведения. Практическое различение произведений разного жанрового характера (без освоения понятия «жанр»). Практическое освоение представления о сюжете и о бродячих сюжетах (без освоения термина «сюжет», вводится термин «история»). Представление о герое произведения, об авторе-рассказчике.

Практическое различение в текстах и уяснение смысла использования средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, гиперболы, контраста, звукописи, фигуры повтора.

Работа с текстами разных видов и жанров литературы

Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений (от указания формальных примет до понимания разной степени разработанности характеров героев, наличия/отсутствия в тексте слоя индивидуальных переживаний, обнаружения разного мира ценностей – коллективных или индивидуальных). Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колыбельная песенка, закличка, гимн) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь на его ярко выраженные жанровые особенности (наличие волшебного мира, а также волшебных предметов и (или) помощников в волшебной сказке; наличие композиции, замыкающей события в круговое движение в докучной сказке; наличие обращения к природному явлению с просьбой о помощи в закличке).

Понимание разницы между художественным и научно-популярным текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаического и поэтического текстов (от указания формальных примет –наличия (отсутствия) рифмы до понимания разницы создаваемых картин мира – мира внешней событийности и мира внутренних переживаний). Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героя (или лирического героя) в лирическом стихотворении.

Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка)

Представление о литературе как об одном из видов искусства (наряду с живописью и музыкой). Сравнение особенностей мировосприятия писателя, живописца и композитора (на материале близких концептуально-тематически литературных, живописных и музыкальных произведений). Способность произведений, принадлежащих к разным видам искусства, транслировать сходные мысли и выражать похожие переживания авторов-создателей.

Представление о литературе как явлении художественной культуры (наряду с живописью, скульптурой, прикладным творчеством). Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира.


Элементы творческой деятельности

Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (в том числе и с опорой на цветовое маркирование).

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).

Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Практическое освоение малых фольклорных жанров (загадки, заклички, считалки, небылицы, колыбельные): сочинение собственных текстов и инсценирование их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации).

Способность устно и письменно делиться своими впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных, живописных и музыкальных произведений.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества

Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки.

Авторские произведения, укорененные в фольклоре (былины, басни, гимны).

Литературные авторские произведения

Произведения классиков отечественной литературы XIX – XX веков (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в стихах, повести).

Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).

Произведения современной отечественной (с учетом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).

Разные виды книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (детские журналы).

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их общекультурного и литературного развития. Выпускник может работать с текстом: выделять нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; ориентироваться в книге и работать сразу с несколькими источниками информации; пользоваться словарями, периодическими изданиями и фондом школьной библиотеки; накопит опыт понимания того, что литература – это искусство слова, один из видов искусства (наряду с другими видами) и явление художественной культуры; получит возможность осознать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия, спрофилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и их обсуждения, опыт моральных оценок и нравственного выбора); овладеет элементарным инструментарием анализа и оценки произведений литературы: определением их эстетической ценности и выявлением их нравственного смысла.


III.Требования к уровню подготовки обучающихся (первый год обучения)


Учащиеся должны знать/ понимать:

  • наизусть 3–4 стихотворения разных авторов;

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

  • читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;

  • осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

  • отличать прозаическое произведение от стихотворного;

  • различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;

  • находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов; восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);

  • находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;

  • задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».





Универсальные учебные действия обучающихся (УУД)

1. Личностные:

  1. мотивация учебной деятельности через оказание помощи героям, которые в этом нуждаются, через обращение к читательскому опыту школьников;

  2. ценностное отношение к природному миру;

  3. смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: особое восприятие мира, характерное для поэтов, а также для всех людей, которые любят и чувствуют природу.

2. Познавательные:

  • умение работать с двумя источниками информации;

  • умение проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного;

  • развитие способности к осмысленному и внимательному чтению;

  • умение осуществлять анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;

  • установление причинно-следственных связей: между поступком человека и реакциями на него;

  • умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

3. Регулятивные:

  • умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради;

  • умение осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности;

  • проявление волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

4. Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог, высказывать свою точку зрения;

  • умение строить монологическое высказывание;

  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

  • умение обосновывать собственное мнение и позицию;

умение адекватно учитывать позицию собеседника.

IV.Содержание учебного курса

Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознан­ного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказок. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На матери­але фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как созвучных словах, нахо­дящихся в конце строчек; учатся обнаруживать повтор и звуко­пись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фолькло­ра, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.

Итогом первого года обучения является формирование моти­ва и начальных умений и навыков осознанного чтения и коротко­го устного высказывания (в рамках ответа на конкретный вопрос учебника). Дети получают общее представление о малых жанрах фольклора, о различиях прозы и поэзии, знакомятся с понятия­ми «автор» и «название произведения»; называют персонажей произведения, высказывают свое отношение к происходящему в тексте, находят повторы и рифмы.

Главная задача обучения в 1-м классе — формирование моти­ва и совершенствование начальных умений и навыков чтения — остается актуальной и на протяжении второго года обучения.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Умение воспринимать на слух и удерживать в памяти короткий текст, прочитанный учителем. Умение понимать смысл короткого текста, воспринятого на слух.

Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего пози­ционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением ор­фоэпических норм с предварительным (в случае необходимости) подчеркиванием случаев расхождения произношения и написа­ния слов. Чтение отдельных предложений из текстов с интона­ционным выделением знаков препинания. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в раз­ном темпе и настроении, с разной громкостью. Чтение по ролям, чтение по цепочке.

Чтение про себя коротких маркированных в тексте фрагмен­тов текста.

Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя.

Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, уметь дополнить чужой от­вет новым содержанием.

Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и про­заическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

Устное народное творчество и литература. Общее представ­ление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практи­чески игровой характер малых жанров фольклора. Эмоциональ­ный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения.

Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэ­тического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художе­ственного произведения, культура речевого общения.


Формирование библиографической культуры

Формирование умения находить в книге страницу «Содержа­ние» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» (практиче­ское освоение)

Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанра­ми докучной и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практиче­ское освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка.

Средства выражения авторского отношения к изображаемо­му (название произведения, характеристики героев, другие спо­собы авторской оценки).

Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первич­ные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение.

Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух обра­зов. Выражение собственного отношения к каждому из героев.

Стихотворение. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: узнава­ние особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и автор­ской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несло­весных средств — мимики, движений, жестов (чтение вслух закли-чек, небылиц, колыбельных песенок, шуточных авторских стихов).

Сравнительный анализ текстов малых фольклорных жанров и музейных иллюстраций к этим текстам с выражением эмоцио­нального отношения к ним.

Чтение по ролям шуточных авторских стихотворений и марки­рованных отрывков из прозаических произведений.

Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игро­вых форм фольклора (заклички, докучной сказки, колыбельной песенки).

Основные виды учебной деятельности обучающихся: чте­ние по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное ри­сование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Раздел «Круг чтения»

Малые жанры фольклора: прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.

Русские народные сказки

Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про со­року и рака». Кумулятивные сказки (сказки-цепочки): «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь».

Русские писатели и поэты: Л. Толстой «Косточка»; М. Горький «Воробьишко».

Современная русская и зарубежная литература
Поэзия

А. Барто, Д. Хармс, Тим. Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Лунин, И. Токмакова, С. Козлов, А. Дмитриев, А. Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Кушнер, С. Черный, С. Маршак, Дж. Ривз.

Проза

Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок); Г. Остер «Эхо»;

С. Воронин «Необыкновенная ромашка»;

Ю. Коваль «Полет», «Снегири и коты», «Береза»;

Д. Биссет «Шшшшш!», «Бац», «Под ковром»;

Н. Друк «Сказка»;

Б. Заходер «Серая звездочка»


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (10 ч)

1. Чтение (10 ч)

Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстра­ций с частями текста. Пересказ содержания сказки.

Первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зри­тельное восприятие. Составление предложений на тему иллюстра­ций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Элемен­ты построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели.

Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.

Первичное представление о словах как структурных единицах языка.


Учащиеся должны знать/ понимать:

на уровне образных элементарных представлений структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы — элементы печатных и письменных букв рус­ского алфавита.

Уметь:

составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 пред­ложений на основе иллюстрации, графической модели или создан­ной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письмен­ными принадлежностями, правильно писать все элементы письмен­ных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.


ОСНОВНОЙ ЗВУКОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (73 ч)

1. Чтение (73 ч)

Гласные звуки

Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух.

Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак уда­рения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процес­се озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.

Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью прос­того кружка, а затем — знака транскрипции.

Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.

Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью эле­ментов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для зву­ка, речи.

Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, вы­борочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.


Согласные сонорные звуки (непарные по глухости/звонкости и парные по твердости/мягкости)

Согласные звуки [м, м', н, н', л, л', р, р', й] как ртосмыкатели.

Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).

Противопоставление сонорных' согласных звуков по твердости-мягкости; обозначение их твердости/мягкости на письме при помо­щи букв гласных — «а, о, у, э, ы» для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и «и» для мягких (ми). Прием последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Артикулирование звуков, выделенных из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование сог­ласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обознача­ющей звонкость. Одним из этих квадратов (с апострофом □') фик­сируются мягкие, другим (без апострофа □) — твердые звонкие звуки.

Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравнивае­мых слов: мыл — мил, Нил — ныл.


Термин «сонорные» детям не дается. Он заменяется словом «звонкие»

Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью ко­торых обозначаются все сонорные звуки.

Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых сло­гов-слияний (ма, ну, ри) с твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й'] на конце и в середи­не слова (май, майка).

Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.


Звук [й'] в начале слова и между гласными.

Обозначение мягкости согласных звуков

с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь»

«Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е» — обозначать два звука [й'а], [й'о], [й'у], [й'э] в начале слова ([й'ама] — яма) и после гласных зву­ков в середине и на конце слова ([бай'ан] — баян, [р'исуй'у] — рисую).

Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв «я, ё, ю, е» ([но]- но; [н'о]- нё; [ру]- ру; [р'у]- рю; [ла]- ла; [л'а]- ля; [мэ]- мэ; [м'э]- ме).

Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов, например: линь, руль, мыльный пузырь.

Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоение правил использования букв «я, ё, ю, е». Упражнение в чте­нии слогов и слов с этими буквами и мягким знаком «ь». Дифференцировка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при вы­делении их из контекста произносимого слова.


Парные звонкие и глухие согласные звуки

Отличие звонких и глухих звуков [д]-[д'], [т]-[т'], [з]-[з'], [с]-[с'], [г]-[г'], [к]-[к'], [в]-[в'], [ф]-[ф'], [б]-[б'], [п]-[п'] по признаку твердо­сти-мягкости. Соотнесение парных по звонкости-глухости звуков [д-т, д'-т', з-с, з'-с', г-к, г'-к', в-ф, в'-ф', б-п, б'-п'] на фоне уже знако­мого дифференциального признака (твердости-мягкости). Напри­мер: Дима — Тима. Даня — Таня. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков.

Упражнение в произношении минимальных пар слов, например: жар — шар, Луша — лужа, отличающихся звуками [ж]-[ш].

Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи, ши.

Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов.

Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или до­полнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева нап­раво) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, за­поминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варь­ируются изучаемые звуки.

Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.


Звук [и'] после разделительных мягкого «ь» и твердого «ъ» знаков

Обозначение на письме звука [й'] с помощью сочетаний раздели­тельных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю, я).

Звуковой анализ слов со звуком [й'], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й'], перекодирование её в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем — орфоэпи­чески.


Непарные глухие мягкие и твердые звуки [х, х', ч', щ', ц]

Отработка артикуляции звуков [х, х', ч', щ', ц] в процессе акцен­тированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости-мягкости. Уп­ражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шё {шорох, шёлк); жо, жё (обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё (чох, то есть чихание, чёлка); ще (щепка); що, щё (тре­щотка, щётка), чк (ручка, дочка), чн (точный, мучной), чт (мачта, поч­та), щн (хищник), щр (поощрение). Чтение слогов, слов, предложе­ний и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (9 ч)

1. Чтение (9 ч)

Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чте­нии «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению) возможно возвращение на уровень слогового их прочтения. Соб­людение пауз в соответствии со знаками препинания как в пред­ложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интона­ции: повествовательной, вопросительной, побудительной.

Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текс­та полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять нача­ло или конец текста и в связи с этим давать ему новое название.

Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответст­вующие трем его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего все начиналось, б) главная часть: что произошло с героями, в) заключение: чем все завершилось. Умение передать отношение автора и читающего ученика к описанным в тексте событиям.

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Литературное чтение» раздела «Азбука» к концу заключительного периода обучения грамоте

Учащиеся должны знать/ понимать:

структуру родной речи, иметь образные представления, о единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последователь­ности, а также о словосочетании, предложении и тексте;

графических системах печатных и письменных букв русского алфавита;

форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;

иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.

Уметь:

•читать печатный и письменный тексты в соответствии с ор­фоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

пересказывать отдельные части текста (2-3 предложения);

озаглавливать прослушанный текст


IV.Учебно-тематический план



Количество часов:

• в год -- 132;

• в неделю — 4;




п/п

Название разделов

Кол-во часов

Обучение грамоте

92 часа

1

Подготовительный период

10 час

2

Основной звукобуквенный период

73 час

3

Заключительный период

9 час

Литературное чтение

40 часов


Итого:

132 часа







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

рабочей программы курса «Литературное чтение»

1 класс

40 часов

В данной рабочей программе представлен Раздел 4. Литературное чтение. Раздел 1. Подготовительный период обучения грамоте. Раздел 2. Основной, звукобуквенный период обучения грамоте. Раздел 3. Заключительный период обучения грамоте выделены в отдельную рабочую программу.


Раздел 4. Литературное чтение

Количество часов:

• в год -- 40;

• в неделю — 4;


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата по плану

Дата по факту

п/п

Раздел/тема урока

Часов

Содержание

УУД

Вид контроля



Раздел 1. Подготовительный период обучения грамоте.

10






Раздел 2. Основной, звукобуквенный период обучения грамоте

73






Раздел 3. Заключительный период обучения грамоте

9






Раздел 4. Литературное чтение

40






93

Начало пути: волшебные предметы и помощники. «Про белого бычка»

1

Идентифицирование малых жанров, наблюдение включения одного жанра в другой.

Отработка навыка чтения, воспитание чувства юмора.

Совершенствование навыка чтения.

Обсуждение поэтических образов, фантазия, как особый поэтический взгляд на мир.

Осмысление роли поэтов и художников в познании мира

Личностные УУД

самоопределение: система заданий, ориентирующая младшего школьника оказывать помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач; смыслообразование и нравственно-этическая ориентация;


Регулятивные УУД

контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;


Познавательные УУД

поиск и выделение необходимой информации

анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;


Коммуникативные УУД

коммуникация как взаимодействие - учёт позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.

Текущий контроль



94

Законы докучной сказки. «Про сороку и рака»

1

Текущий контроль



95

Секреты считалок. Стихи А.Барто


1

Текущий контроль



96

Тайны загадок. Как устроена загадка?


1

Текущий контроль



97

Заклички: обращение к Природе

1

Текущий контроль



98

Трудности скороговорок.

1

Текущий контроль



99

Хвосты слонов. Г.Остер «Эхо»

1

Обнаружение и сравнение «хвостов» слов, нахождение рифмы.

Освоение понятия «рифма».

Введение термина «рифма».

Подведение к выводу, что поэзия – это не просто рифмованные строки.


Совершенствование навыка чтения, поиск рифмующихся строк.

Текущий контроль



100

Созвучные концы слов. Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

1

Текущий контроль



101

Н. Носов «Приключения Незнайки»

1

Текущий контроль



102

Рифма и смысл. И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки»

1

Текущий контроль



103

Рифма и смысл. А.Дмитриев «Шлагбаум», Д.Ривз «Рифма»

1

наизусть



104

Кумулятивные сказки: «Репка» рнс.

1

Знакомство с композиционными особенностями кумулятивной сказки.

Совершенствование навыка чтения

Личностные УУД

самоопределение: система заданий, ориентирующая младшего школьника оказывать помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;

Регулятивные УУД

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.


Познавательные УУД

поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями): перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, оценка прагматики текста («в каких случаях говорят то или это»), поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстановка нужных слов; работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками;

установление причинно-следственных связей;


Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество: чтение по цепочке или по ролям

Текущий контроль



105

Кумулятивные сказки: «Теремок» рнс.

1

Текущий контроль



106

Кумулятивные сказки:Три медведя рнс

1

Текущий контроль



107

Кумулятивные сказки: Маша и медведь

1

Текущий контроль



108

Д. Биссет «Шшшш!»

1


Знакомство с звукописью, обнаружение звукописи в стихотворных произведениях.

Обнаружение звукописи в прозаических и стихотворных произведениях.

Совершенствование навыка чтения

Текущий контроль



109

Д. Биссет «Бац!

1

Текущий контроль



110

Заклички, считалки, скороговорки Д. Ривз, Е.Благининой, А. Усачёва

1

Текущий контроль



111

М. Ботодицкая «Разговор с пчелой»,

С. Чёрный «Песня мухи»

1

Текущий контроль



112

Д. Биссет «Под ковром»

1

Текущий контроль



113

Л. Толстой «Косточка»

1

Текущий контроль



114

М.Горький «Воробьишко»

1

Текущий контроль



115

Б. Заходер « Серая звёздочка»

1

Идентифицирование малых жанров, наблюдение включения одного жанра в другой.

Отработка навыка чтения, воспитание чувства юмора.

Совершенствование навыка чтения.

Обсуждение поэтических образов Фантазия-поэтический взгляд на мир.

Текущий контроль



116

Б. Заходер « Серая звёздочка

1

Текущий контроль



117

А.Усачёв «Буль-буль»

1

Текущий контроль



118

Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин (Немножко необычное стихотворение)

1

Текущий контроль



119

Б. Заходер «Где поставить запятую?»

1

Текущий контроль



120

Виктор Лунин «Целыми днями».

1



121

Э. Успенский «Разгром».

1

наизусть



122

Б. Заходер «Рапуны», Приятная встреча

1

Обсуждение темы особого восприятия мира поэтами и любителями природы

Знакомство с жанрами прибаутки и небылицы,

Сопоставление литературных и художественных образов

Распознавание жанровой принадлежности текста


Совершенствование навыка чтения

Личностные УУД

самоопределение: система заданий, ориентирующая младшего школьника оказывать помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;

Регулятивные УУД

контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации (работа с текстом иллюстрациями

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество: чтение по цепочке или по ролям; коммуникация как взаимодействие– учёт позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.

Текущий контроль



123

Прибаутка и небылица. И.Токмакова «В одной стране».

1

Текущий контроль



124

С.Козлов «Туман».

1

наизусть



125

С.Воронин «Необыкновенная ромашка

1

Текущий контроль



126

И.Токмакова «Разговоры»

1

Текущий контроль



127

Ю.Коваль «Полёт»

1

Текущий контроль



128

Ю.Коваль «Снегири и коты»

1

Текущий контроль



129

Ю.Коваль «Берёза»

1

наизусть



130

Н.Друк «Сказка»

1

Текущий контроль



131

Искусство иллюстрации. Проверка техники чтения

1

Итоговый контроль



132

«Как хорошо уметь читать»

1

Текущий контроль




Итого по разделу:

40







Всего по курсу:

132





V.Перечень учебно-методических средств обучения,

ЭОР (электронных образовательных ресурсов)


Материально- техническое обеспечение учебного предмета «Литературное чтение»

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)


Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения

Количество

Примечание


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты по литературному чтению УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради на печатной основе)

Примерная программа начального общего образования по литературному чтению

К



Д

Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ.

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме)

Словари по русскому языку: толковый, фразеологический, орфоэпический, этимологический и словообразовательный

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях

Детские книги разного типа из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей

Д


Ф


Д/К


Д/К/П

Д



Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

П

При наличии необходимых технических условий


Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Телевизор.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом

Д

Д

Д

Д

Д/П

Д

Д





С диагональю не менее 72 см


По возможности


Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса литературное чтение

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы соответствующего содержания

Слайды соответствующего содержания

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д


Д

Д

Д

Д



Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски

Подставки для книг, держатели схем и таблиц

Полки для «Уголка книг»

К

Д

Д

Д

К

Д


Игры и игрушки

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины

Ф



VII.Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ


Контроль техники и осознанности чтения

IV четверть-1

Дата

Тема

Вид работы

___________мая 2018г

Текст «Барсук»

Проверка техники чтения


Контрольно-измерительные материалы

(текст для проверки техники чтения)

Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок  по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый. (47слов)



VIII.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися



Оценка достижений планирумых результатов реализуется в соответствии с Положением о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 31 с углубленным изучением отдельных предметов»


Контроль и учёт достижений учащихся в 1 классе ведётся по безотметочной системе и направлен на диагностирование образовательного результата освоения программы. Используются следующие формы контроля и учёта учебных достижений учащихся:

-текущий, тематический и итоговый контроль;

-устный монологический и диалогический опрос;

- графические работы (рисунки);

-чтение и пересказ текста;

- чтение стихов наизусть


Нормы оценки техники чтения в начальной школе

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы и классов расширенного обучения.


Классы

Входной контроль

1 полугодие

2 полугодие

1

-

15 (25)

30 (40)

1-й класс

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.


IX.Список литературы


Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа»

      1. Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). - М.:Академкнига/Учебник.

      2. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник.

      3. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.

Учебно-методическая литература

1 класс

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение.1 класс: Учебник.. — М.: Академкнига/Учебник.

  2. Малаховская О.В. Литературное чтение1 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник.

  3. Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы— М.: Академкнига/Учебник.

  4. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!