8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории для 7 класса составлена в соответствии с п. 1,ч.1 ст. 48 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по истории. Программа предполагает обновление содержания исторического образования в 7 классе в соответствии с Концепцией единого учебно-методического комплекса по отечественной истории и историко-культурным стандартом.
Рабочая программа составлена с учетом рекомендаций программы под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «Владос» 2011 г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 7 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений.
Учитывая рекомендации КРИППО по преподаванию истории и обществознания в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016/2017 учебном году, исторические события, факты и явления, изучаемые в 7 классе, подаются в соответствии со схемой:
Всеобщая История | История России |
Всеобщая история XVI –XVII вв. От абсолютной монархии к парламентской монархии От абсолютизма к парламентаризму (29 час) | История России XVI-XVII вв. От начала правления Василия III (1505) до начала правления Петра I (41час) |
Необходимо предусмотреть повторение тем, связанных с историческими событиями 1505-1584 гг. (ориентировочно в объеме 14 часов).
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5–9 классах в общем объеме 374 часа, в 5–8 классах – 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю, в 6 классе – 34 учебных недели (68 часов).
На курс «История Нового времени» в 7 классе отводится 29 часов, на «Историю России» - 41 час.
Учитывая рекомендации КРИППО преподавание Всеобщей истории и истории России проводится синхронно-параллельно.
История в школе для детей с нарушением интеллекта учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками. Отводится большая роль коррекционного воздействия изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни.
В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом использую уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках использую информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Планируемые предметные результаты освоения курсов «Всеобщая история» и «История России»:
Учащиеся должны знать:
когда началось и закончилось событие (по выбору),
как протекало конкретное событие,
великих русских поэтов, писателей, ученых.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться лентой времени,
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий,
выделять главную мысль в отрывке исторической статьи,
оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.
Содержание курса
Тема 1. Россия в XVI веке (14 час)
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. Внешняя политика России во второй половине XVI в.
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в Церковь и государство в XVI в. Повседневная жизнь народов России в XVI в.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XVI в.»
Тема 2. Введение Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. (20 час)
Эпоха Великих географических открытий. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства. Общество Нового времени. Повседневная жизнь XVI - XVII вв.
Философия гуманизма. Живопись Высокого Возрождения.
Зарождение европейской науки. Начало Реформации в Европе. Контрреформация. Англия в XVI в. Франция в XVI - XVII вв.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация».
Тема 3. Смута в России (6 часа)
Русская культура в XVI в. Кризис власти на рубеже XVI—XVII вв. Начало Смуты. Самозванец на престоле. Разгар Смуты. Власть и народ. Окончание Смуты. Новая династия
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Смутное время»
Тема 4. «Богатырский» век (4 часов)
Социально-экономическое развитие России в XVII в. Сословия в XVII в.: верхи общества. Сословия в XVII в.: низы общества. Государственное устройство России в XVII в.
Тема 5. «Бунташный» век (6 час)
Внутренняя политика царя Алексея Михайловича. Формирование абсолютизма. Церковный раскол. Народный ответ
Повторительно-обобщающий урок по теме: ««Богатырский» век. Бунташный» век»
Тема 6. Россия на новых рубежах (4 час)
Внешняя политика России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока
Тема 7. В канун великих реформ (6 час)
Политика Федора Алексеевича Романова. Борьба за власть в конце XVII в.
Культура России XVII в. Мир человека XVII в.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «В канун великих реформ»
Тема 8. Ранние буржуазные революции (8 часов)
Нидерландская революция. Великая Английская революция. Путь к парламентской монархии в Англии. Международные отношения в XVI-XVIII вв.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Ранние буржуазные революции»
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности:
На уроках истории предполагаются практические действия учащихся, работа с картой, игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические игры). Предусматривается не только устная работа, но и письменная. Программа предусматривает проведение традиционных уроков. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
| Тема 1. Россия в XVI веке | 14 |
| Тема 2. Введение Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. | 20 |
| Тема 3. Смута в России | 6 |
| Тема 4. «Богатырский» век | 4 |
| Тема 5. «Бунташный» век | 6 |
| Тема 6. Россия на новых рубежах | 4 |
| Тема 7. В канун великих реформ | 6 |
| Тема 8. Ранние буржуазные революции | 8 |
| Резерв | 1 |
| Итого | 70 |
№ п/п | Дата | Кол-во час. | Тема урока |
План | Факт |
Тема 1. Россия в XVI веке (14 час) |
| | | 1 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий |
| | | 1 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. |
| | | 1 | Формирование единых государств в Европе и России |
| | | 1 | Российское государство в первой трети XVI в. |
| | | 1 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. |
| | | 1 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады |
| | | 1 | Внешняя политика России во второй половине XVI в. |
| | | 1 | Внешняя политика России во второй половине XVI в. |
| | | 1 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» |
| | | 1 | Опричнина. Россия в конце XVI в |
| | | 1 | Церковь и государство в XVI в. |
| | | 1 | Церковь и государство в XVI в. |
| | | 1 | Повседневная жизнь народов России в XVI в. |
| | | 1 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XVI в.» |
Тема 2. Введение Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. (20 час) |
| | | 1 | Эпоха Великих географических открытий |
| | | 1 | Эпоха Великих географических открытий |
| | | 1 | Эпоха Великих географических открытий |
| | | 1 | Абсолютизм в Европе |
| | | 1 | Дух предпринимательства. |
| | | 1 | Общество Нового времени |
| | | 1 | Повседневная жизнь XVI - XVII вв. |
| | | 1 | Повседневная жизнь XVI - XVII вв. |
| | | 1 | Философия гуманизма |
| | | 1 | Философия гуманизма |
| | | 1 | Живопись Высокого Возрождения. |
| | | 1 | Живопись Высокого Возрождения. |
| | | 1 | Зарождение европейской науки |
| | | 1 | Начало Реформации в Европе |
| | | 1 | Контрреформация |
| | | 1 | Англия в XVI в. |
| | | 1 | Англия в XVI в. |
| | | 1 | Франция в XVI - XVII вв. |
| | | 1 | Франция в XVI - XVII вв. |
| | | 1 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация». |
Тема 3. Смута в России (6 час) |
| | | 1 | Русская культура в XVI в. |
| | | 1 | Кризис власти на рубеже XVI—XVII вв. |
| | | 1 | Начало Смуты. Самозванец на престоле |
| | | 1 | Разгар Смуты. Власть и народ |
| | | 1 | Окончание Смуты. Новая династия |
| | | 1 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Смутное время» |
Тема 4. «Богатырский» век (4 час) |
| | | 1 | Социально-экономическое развитие России в XVII в. |
| | | 1 | Сословия в XVII в.: верхи общества |
| | | 1 | Сословия в XVII в.: низы общества |
| | | 1 | Государственное устройство России в XVII в. |
Тема 5. «Бунташный» век (6 час) |
| | | 1 | Внутренняя политика царя Алексея Михайловича |
| | | 1 | Формирование абсолютизма |
| | | 1 | Церковный раскол |
| | | 1 | Церковный раскол |
| | | 1 | Народный ответ |
| | | 1 | Повторительно-обобщающий урок по теме: ««Богатырский» век. Бунташный» век» |
Тема 6. Россия на новых рубежах (4 час) |
| | | 1 | Внешняя политика России в XVII в. |
| | | 1 | Внешняя политика России в XVII в. |
| | | 1 | Освоение Сибири и Дальнего Востока |
| | | | Освоение Сибири и Дальнего Востока |
Тема 7. В канун великих реформ (6 час) |
| | | 1 | Политика Федора Алексеевича Романова |
| | | 1 | Борьба за власть в конце XVII в. |
| | | 1 | Культура России XVII в. |
| | | 1 | Культура России XVII в. |
| | | 1 | Мир человека XVII в. |
| | | 1 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «В канун великих реформ» |
Тема 8. Ранние буржуазные революции (8 часов) |
| | | 1 | Нидерландская революция |
| | | 1 | Великая Английская революция |
| | | 1 | Великая Английская революция |
| | | 1 | Путь к парламентской монархии в Англии |
| | | 1 | Путь к парламентской монархии в Англии |
| | | 1 | Международные отношения в XVI-XVIII вв. |
| | | 1 | Международные отношения в XVI-XVIII вв. |
| | | 1 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Ранние буржуазные революции» |
| | | 1 | Итоговый урок по курсу |
| | | | Резерв |