СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП "Удивительный мир слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Удивительный мир слов» разработана на основе авторской программы «Удивительный мир слов» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Л.В. Петленко, В.Ю. Романова (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.:Вентана-Граф, 2011. – 192 с. 2 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП "Удивительный мир слов"»

Управление образования и науки

Администрации Губкинского городского округа

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Коньшинская средняя общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области



Утверждаю: Директор МБОУ «Коньшинская СОШ» ___________Леонова В.В. «____»____________20___г.















Рабочая программа внеурочной деятельности

«Удивительный мир слов»

на 2017-2018 уч. год

возраст воспитанников 7-8 лет














учитель начальных классов

Ушакова Анна Анатольевна







Программа внеурочной деятельности

название, тип программы и направление ВД: ___________________________________

_«Удивительный мир слов», модифицированная, общеинтеллектуальное______________

_____________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________



Автор программы: _ Программа к факультативному курсу________________________

«Удивительный мир слов» авторы Л.В. Петленко, В.Ю. Романова __________________

Разработчик программы: Ушакова А.А._________________________________________



Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета


от «____» _________ 20___ г., протокол № _______






Председатель __________ Леонова В.В.

подпись































Рабочая программа «Удивительный мир слов» разработана на основе авторской программы «Удивительный мир слов» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Л.В. Петленко, В.Ю. Романова (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.:Вентана-Граф, 2011. – 192 с.

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

  • осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

  • знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

  • овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

    • курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Место курса в учебном плане.

Изучение курса рассчитано на период с 2 по 4 класс. 2-4 классы – 34 часа в год


1.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В процессе изучения курса «Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний

других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других;

пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с

одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки

  • самооценки и следовать им;

    • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2 - го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.

Состав слова. Признаки родственных слов. Виды пересказа.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке. Пересказать текст.

2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделана развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка. Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

Содержание программы 2 класс

Мир полон звуков

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь?

Как устроен речевой аппарат.

Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл?

Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Звукопись как приём художественной речи.

Правильное ударение и произношение слов.

Универсальные учебные действия:

— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать

собственное мнение и аргументировать его;

— анализировать информацию, представленную на рисунке;

— сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

— наблюдать за функцией и ударением в слове;

— контролировать правильность постановки ударения в словах;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):

— разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

—игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

— проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

— мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

Азбука, прошедшая сквозь века

Солунские братья.

Как появились буквы современного русского алфавита.

Кириллица, название букв древней азбуки.

Сравнение кириллицы и современного алфавита.

Использование букв алфавита для обозначения чисел.

Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).

Как появилась буква «Ё».

Особенности использования букв.

Строчные и прописные буквы.

Универсальные учебные действия:

— сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

— интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

— наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

Практическая и игровая деятельность:

— чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

—конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

— рисование: «Весёлая буква Ё».

Всему название дано

Какие слова появились первыми.

Звукоподражательные слова у разных народов.

Лексическое богатство языка.

Как выбирают имя человеку?

Как улицы получают свои названия?

Какие русские имена встречаются на карте мира?

О чём может рассказать слово «борщ»?

Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Универсальные учебные действия:

— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

— воспринимать на слух и понимать информационный текст;

— сравнивать толкование слова в различных словарях;

—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

— мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;

— проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

— конкурс «Придумываем название для новых конфет».

Как делаются слова

История происхождения слов.

Поиск информации о происхождении слов.

Слова производные и непроизводные.

Словообразовательные связи слов.

Корень — главная часть слова.

Группы однокоренных слов.

Механизм образования слов с помощью суффикса.

Группы суффиксов по значению.

Механизм образования слов с помощью приставки.

Группы приставок по значению.

Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.

Универсальные учебные действия:

—моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

— самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

— наблюдать образование слов в русском языке;

— анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

— анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото»,

«Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний»,

«Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

— лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

— конструирование слов по словообразовательным моделям;

— проект «Как конфеты получают свои названия».


Секреты правильной речи

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.

Сочетание слов по смыслу.

Ограничения сочетаемости слов.

Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов.

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова.

«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.

Стилистическая окраска слов.

Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.

Слова исконно русские и заимствованные.

История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

Универсальные учебные действия:

— наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

— выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

— различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

— оценивать уместность использования слов в тексте;

—наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

—соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

—самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

Практическая и игровая деятельность:

—игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;

— решение кроссвордов;

— составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;

— составление шуточных рассказов и стихов.


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Название раздела.

Кол-во


Вид внеурочной

п/п


Тема занятия

часов


деятельности



Мир полон звуков

6ч.




1.


Звуки вокруг нас

1


Познавательная

2.


Фабрика речи

1


Игровая,

познавательная

3.


Бессмыслица + бессмыслица = смысл

1


Игровая, познавательная

4.


Полоса препятствий

1


Игровая, познавательная

5.


Рисуем звуками

1


Познавательная

6.


Трудности словесного ударения

1


Игровая, познавательная



Азбука, прошедшая сквозь века

5ч.




7.


Буквы старые и новые

1


Познавательная

8.


Так считали наши предки

1


Познавательная

9.


Страницы древних книг

1


Познавательная

10.


Живая и весёлая буква алфавита

1


Игровая

11.


Загадки русской графики

1


Игровая



Всему название дано

5ч.




12.


Рождение языка

1


Познавательная

13.


Сколько слов в языке?

1


Познавательная

14.


Имена, имена, имена…

1


Игровая

15.


Увлекательные истории о самых простых вещах

1


Познавательная

16.


Словари – сокровищница языка

1


Познавательная



Как делают слова

7 ч.




17.


«Дальние родственники»

1


Познавательная,







игровая

18.


Слова «готовые» и «сделанные»

1


Познавательная

19.


Есть ли «родители» у слов?

1


Познавательная

20.


Внимание, корень!

1


Познавательная

21.


Такие разные суффиксы

1


Познавательная

22.


Когда нужно «приставить», «отставить» и

1


Познавательная



«переставить»?





23.


Что нам стоит слово построить?

1


Игровая,







познавательная

Секреты правильной речи

11 ч.


24.


Словарное богатство русского языка


1


Познавательная

25.


Вместе и врозь, или почему нельзя сказать «молодой старик»


1


Познавательная

26.


Выбираем точное слово


1


Познавательная, игровая


27.


Одно или много?


1


Познавательная, игровая

28.


Когда у слов много общего?


1


Познавательная

29.


Когда у слов много общего?


1


Познавательная

30.


Когда значения спорят?


1


Познавательная

31.


Слова одинаковые, но разные


1


Познавательная

32.


«Местные жители» и «иностранцы»


1


Познавательная

33.


Когда рождаются фразеологизмы?


1


Познавательная

34.


Выбор фразеологизма в речи


1


Игровая

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Коньшинская средняя общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области

Рассмотрено

Руководитель МС

_________Волкова И.В.

Протокол №5 от «16» июня 2017 года


Согласовано

Зам. дир. по УВР

_________ Волкова И.В.

«_31_» августа 2017 года

Утверждаю

Директор МБОУ «Коньшинская СОШ» ______ Леонова В.В.

Приказ № ___

от «_31 » августа 2017 года









Приложение к рабочей программе

«Удивительный мир слов»

2 класс

учителя начальных классов

Ушаковой Анны Анатольевны



2017 – 2018 учебный год





Рабочая программа «Удивительный мир слов» разработана на основе авторской программы «Удивительный мир слов» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Л.В. Петленко, В.Ю. Романова (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.:Вентана-Граф, 2011. – 192 с.

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

  • осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

  • знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

  • овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

    • курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Место курса в учебном плане.

Изучение курса рассчитано на период со 2 по 4 класс. 2-4 классы – 34 часа в год


















п/п




Календарные сроки



Тема учебных занятий



Тип и форма занятий



Кол-во часов

Содержание деятельности



УУД

Теоретическая часть

занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

План.

Факт.



Мир полон звуков (6 ч)


1



05.09


Звуки вокруг нас






Игра

1

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь?

Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и смысл?

Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Звукопись как приём художественной речи.

Правильное ударение и произношение слов.


— разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

—игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

— проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

— мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».


— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

— анализировать информацию, представленную на рисунке;

— сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

— наблюдать за функцией и ударением в слове;

— контролировать правильность постановки ударения в словах;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

2

12.09


Фабрика речи







Беседа

1

3




19.09


Бессмыслица

+

бессмыслица

=

смысл

Мини-исследование

«Сколько может быть в слове согласных букв подряд»

1

4

26.09


Полоса препятствий



Занятие-творчества

1

5

03.10


Рисуем звуками




Игра «Диктор»

1

6

10.10


Трудности словесного ударения.

Игра «Слоговой аукцион»

1


Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)

7

17.10


Буквы старые и новые


Занятие-творчества

1

Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней азбуки.

Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел.

Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).

Как появилась буква «Ё».

Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы.


— чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

— заочная экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

—конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

— рисование:

Весёлая буква Ё».


— сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

— интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

— наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

8

24.10


Так считали наши предки




Практикум: чтение слов написанных кириллицей

1

9

08.11


Страницы древних книг




Беседа

1

10

14.11


Живая и веселая буква алфавита



Рисование «Веселая буква Ё»

1

11

21.11


Загадки русской графики

Конкурс «Самая красивая буква»

1


Всему название дано (5 ч)

12

28.11


Рождение языка.






Беседа

1

Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов.

Лексическое богатство языка.

Как выбирают имя человеку?

Как улицы получают свои названия?

Какие русские имена встречаются на карте мира?

О чём может рассказать слово «борщ»?

Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.


— игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

— мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;

— проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

— конкурс «Придумываем название для новых конфет».


— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

— воспринимать на слух и понимать информационный текст;

— сравнивать толкование слова в различных словарях;

—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату.

13

05.12


Сколько слов в языке?






Дисскусия

1

14

12.12


Имена, имена, имена…






Проект «Мое имя»

1

15

19.12


Увлекательные истории о самых простых вещах.





Конкурс «Придумай название конфет»

1

16

26.12


Словари – сокровищница языка.

Игра «Найди слово»

1


Как делаются слова (7 ч)

17

16.01


«Дальние родственники»






Игра «Словообразовательное лото»

1

История происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов.

Слова производные и непроизводные.

Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов. Механизм образования слов с помощью суффикса.

Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки.

Группы приставок по значению. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.


— игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

— лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

— конструирование слов по словообразовательным моделям;

— проект «Как конфеты получают свои названия».


—моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

— самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

— наблюдать образование слов в русском языке;

— анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов; анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.


18

23.01


Слова «готовые» и «сделанные».





Игра

1

19

30.01


Есть «родители» у слов?





Лингвистический эксперимент

1

20

06.02


Внимание, корень!






Игра «найди родственное слово»

1

21

13.02


Такие разные суффиксы.






Практикум

1

22

20.02


Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?






Решение лингвистических задач


1

23

27.02


Что нам стоит слово построить?

1


Секреты правильной речи (11 ч)

24

06.03


Словарное богатство русского языка



Игра «Объясни слово»

1

Слово и его значение.

Уточнение значения слова по словарю.

Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов. Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов.

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова. «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).

Как возникают синонимы.

Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.

Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные.

История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов.

Использование фразеологизмов в речи.

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.


—игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;

— решение кроссвордов;

— составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;

— составление шуточных рассказов и стихов.


— наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

— выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

— различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

— оценивать уместность использования слов в тексте;

—наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

—соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

—самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

25

13.03


Вместе и врозь или почему нельзя сказать «молодой старик»

Игра «Объясни пословицу»

1

26

20.03


Выбираем точное слово




Игра «Так неправильно»

1

27

03.04


Одно или много?




Мини-исследование «Что значит слово…»

1

28

10.04


Когда у слов много общего?




Решение кроссвордов

1

29

17.04


Когда у слов много общего?




Составление мини-словариков

1

30

24.04



Когда значения спорят?


1

31

30.04



Слова одинаковые, но разные

1

32

08.05




«Местные жители и иностранцы»


Проект «Собираю фразеологизмы»

1

33

15.05



Как рождаются фразеологизмы?


1

34

22.05


Выбор фразеологизма в речи


1



Материально-техническое обеспечение


Демонстрационные таблицы к основным разделам грамматического материала.


Демонстрационный плакат с алфавитом, написанный курсивным шрифтом. Альбомы сюжетных картинок для развития речи учащихся 2 класса. Демонстрационные картины для развития речи учащихся 3-4 классов.

Электронно-программное обеспечение:


Электронный образовательный ресурс. Наглядные пособия. Демонстрационные таблицы. Русский язык./ Издательство «Учитель» – 2012г.

Литература для учителя.



    1. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005


    1. Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО


    1. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012