Управление образования и науки
Администрации Губкинского городского округа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Коньшинская средняя общеобразовательная школа»
Губкинского района Белгородской области
Утверждаю: Директор МБОУ «Коньшинская СОШ» ___________Леонова В.В. «____»____________20___г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Удивительный мир слов»
на 2017-2018 уч. год
возраст воспитанников 7-8 лет
учитель начальных классов
Ушакова Анна Анатольевна
Программа внеурочной деятельности
название, тип программы и направление ВД: ___________________________________
_«Удивительный мир слов», модифицированная, общеинтеллектуальное______________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Автор программы: _ Программа к факультативному курсу________________________
«Удивительный мир слов» авторы Л.В. Петленко, В.Ю. Романова __________________
Разработчик программы: Ушакова А.А._________________________________________
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета
от «____» _________ 20___ г., протокол № _______
Председатель __________ Леонова В.В.
подпись
Рабочая программа «Удивительный мир слов» разработана на основе авторской программы «Удивительный мир слов» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Л.В. Петленко, В.Ю. Романова (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.:Вентана-Граф, 2011. – 192 с.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Место курса в учебном плане.
Изучение курса рассчитано на период с 2 по 4 класс. 2-4 классы – 34 часа в год
1.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе изучения курса «Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний
других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
материалом;
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с
одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.
Состав слова. Признаки родственных слов. Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке. Пересказать текст.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделана развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка. Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Содержание программы 2 класс
Мир полон звуков
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
Универсальные учебные действия:
— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать
собственное мнение и аргументировать его;
— анализировать информацию, представленную на рисунке;
— сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
— наблюдать за функцией и ударением в слове;
— контролировать правильность постановки ударения в словах;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);
— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):
— разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
—игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;
— проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
— мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».
Азбука, прошедшая сквозь века
Солунские братья.
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел.
Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё».
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;
— интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;
— наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.
Практическая и игровая деятельность:
— чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;
— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
—конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);
— рисование: «Весёлая буква Ё».
Всему название дано
Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Универсальные учебные действия:
— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
— воспринимать на слух и понимать информационный текст;
— сравнивать толкование слова в различных словарях;
—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
— мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;
— проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;
— конкурс «Придумываем название для новых конфет».
Как делаются слова
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов.
Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов.
Корень — главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса.
Группы суффиксов по значению.
Механизм образования слов с помощью приставки.
Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
Универсальные учебные действия:
—моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
— самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
— наблюдать образование слов в русском языке;
— анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;
— анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;
— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;
— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);
— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото»,
«Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний»,
«Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;
— лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
— конструирование слов по словообразовательным моделям;
— проект «Как конфеты получают свои названия».
Секреты правильной речи
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
Универсальные учебные действия:
— наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;
— выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
— различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
— оценивать уместность использования слов в тексте;
—наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
—соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
—самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
Практическая и игровая деятельность:
—игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;
— решение кроссвордов;
— составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;
— составление шуточных рассказов и стихов.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | | Название раздела. | Кол-во | | Вид внеурочной |
п/п | | Тема занятия | часов | | деятельности |
| | Мир полон звуков | 6ч. | | | |
1. | | Звуки вокруг нас | 1 | | Познавательная |
2. | | Фабрика речи | 1 | | Игровая, познавательная |
3. | | Бессмыслица + бессмыслица = смысл | 1 | | Игровая, познавательная |
4. | | Полоса препятствий | 1 | | Игровая, познавательная |
5. | | Рисуем звуками | 1 | | Познавательная |
6. | | Трудности словесного ударения | 1 | | Игровая, познавательная |
| | Азбука, прошедшая сквозь века | 5ч. | | | |
7. | | Буквы старые и новые | 1 | | Познавательная |
8. | | Так считали наши предки | 1 | | Познавательная |
9. | | Страницы древних книг | 1 | | Познавательная |
10. | | Живая и весёлая буква алфавита | 1 | | Игровая |
11. | | Загадки русской графики | 1 | | Игровая |
| | Всему название дано | 5ч. | | | |
12. | | Рождение языка | 1 | | Познавательная |
13. | | Сколько слов в языке? | 1 | | Познавательная |
14. | | Имена, имена, имена… | 1 | | Игровая |
15. | | Увлекательные истории о самых простых вещах | 1 | | Познавательная |
16. | | Словари – сокровищница языка | 1 | | Познавательная |
| | Как делают слова | 7 ч. | | | |
17. | | «Дальние родственники» | 1 | | Познавательная, |
| | | | | | игровая |
18. | | Слова «готовые» и «сделанные» | 1 | | Познавательная |
19. | | Есть ли «родители» у слов? | 1 | | Познавательная |
20. | | Внимание, корень! | 1 | | Познавательная |
21. | | Такие разные суффиксы | 1 | | Познавательная |
22. | | Когда нужно «приставить», «отставить» и | 1 | | Познавательная |
| | «переставить»? | | | | |
23. | | Что нам стоит слово построить? | 1 | | Игровая, |
| | | | | | познавательная |
Секреты правильной речи | 11 ч. | |
24. | | Словарное богатство русского языка | | 1 | | Познавательная |
25. | | Вместе и врозь, или почему нельзя сказать «молодой старик» | | 1 | | Познавательная |
26. | | Выбираем точное слово | | 1 | | Познавательная, игровая | |
27. | | Одно или много? | | 1 | | Познавательная, игровая |
28. | | Когда у слов много общего? | | 1 | | Познавательная |
29. | | Когда у слов много общего? | | 1 | | Познавательная |
30. | | Когда значения спорят? | | 1 | | Познавательная |
31. | | Слова одинаковые, но разные | | 1 | | Познавательная |
32. | | «Местные жители» и «иностранцы» | | 1 | | Познавательная |
33. | | Когда рождаются фразеологизмы? | | 1 | | Познавательная |
34. | | Выбор фразеологизма в речи | | 1 | | Игровая |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Коньшинская средняя общеобразовательная школа»
Губкинского района Белгородской области
Рассмотрено Руководитель МС _________Волкова И.В. Протокол №5 от «16» июня 2017 года | Согласовано Зам. дир. по УВР _________ Волкова И.В. «_31_» августа 2017 года | Утверждаю Директор МБОУ «Коньшинская СОШ» ______ Леонова В.В. Приказ № ___ от «_31 » августа 2017 года |
Приложение к рабочей программе
«Удивительный мир слов»
2 класс
учителя начальных классов
Ушаковой Анны Анатольевны
2017 – 2018 учебный год
Рабочая программа «Удивительный мир слов» разработана на основе авторской программы «Удивительный мир слов» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Л.В. Петленко, В.Ю. Романова (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.:Вентана-Граф, 2011. – 192 с.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Место курса в учебном плане.
Изучение курса рассчитано на период со 2 по 4 класс. 2-4 классы – 34 часа в год
№ п/п
| Календарные сроки |
Тема учебных занятий |
Тип и форма занятий |
Кол-во часов | Содержание деятельности |
УУД |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
План. | Факт. | |
Мир полон звуков (6 ч) |
1 |
05.09 | | Звуки вокруг нас | Игра | 1 | Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим. Для чего служит человеческая речь? Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и смысл? Такие разные гласные и согласные. Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов. | — разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов; —игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»; — проект «Как я говорил, когда был маленьким»; — мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?». | — участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; — анализировать информацию, представленную на рисунке; — сравнивать произношение гласных и согласных звуков; — наблюдать за функцией и ударением в слове; — контролировать правильность постановки ударения в словах; — осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах); — находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. |
2 | 12.09 | | Фабрика речи | Беседа | 1 |
3
| 19.09 | | Бессмыслица + бессмыслица = смысл | Мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд» | 1 |
4 | 26.09 | | Полоса препятствий | Занятие-творчества | 1 |
5 | 03.10 | | Рисуем звуками | Игра «Диктор» | 1 |
6 | 10.10 | | Трудности словесного ударения. | Игра «Слоговой аукцион» | 1 |
Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч) |
7 | 17.10 | | Буквы старые и новые | Занятие-творчества | 1 | Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней азбуки. Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений). Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы. | — чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы; — заочная экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности); —конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки); — рисование: Весёлая буква Ё». | — сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов; — интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности; — наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов. |
8 | 24.10 | | Так считали наши предки | Практикум: чтение слов написанных кириллицей | 1 |
9 | 08.11 | | Страницы древних книг | Беседа | 1 |
10 | 14.11 | | Живая и веселая буква алфавита | Рисование «Веселая буква Ё» | 1 |
11 | 21.11 | | Загадки русской графики | Конкурс «Самая красивая буква» | 1 |
Всему название дано (5 ч) |
12 | 28.11 | | Рождение языка. | Беседа | 1 | Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира? О чём может рассказать слово «борщ»? Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. | — игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»; — мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»; — проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»; — конкурс «Придумываем название для новых конфет». | — формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; — составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; — воспринимать на слух и понимать информационный текст; — сравнивать толкование слова в различных словарях; —самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; —оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату. |
13 | 05.12 | | Сколько слов в языке? | Дисскусия | 1 |
14 | 12.12 | | Имена, имена, имена… | Проект «Мое имя» | 1 |
15 | 19.12 | | Увлекательные истории о самых простых вещах. | Конкурс «Придумай название конфет» | 1 |
16 | 26.12 | | Словари – сокровищница языка. | Игра «Найди слово» | 1 |
Как делаются слова (7 ч) |
17 | 16.01 | | «Дальние родственники» | Игра «Словообразовательное лото» | 1 | История происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов. Слова производные и непроизводные. Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов. Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова. | — игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»; — лингвистический эксперимент «Свойства корня»; — конструирование слов по словообразовательным моделям; — проект «Как конфеты получают свои названия». | —моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; — самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; — наблюдать образование слов в русском языке; — анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов; анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными; — наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова; — группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования); — взаимодействовать и договариваться в процессе игры; — находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. |
18 | 23.01 | | Слова «готовые» и «сделанные». | Игра | 1 |
19 | 30.01 | | Есть «родители» у слов? | Лингвистический эксперимент | 1 |
20 | 06.02 | | Внимание, корень! | Игра «найди родственное слово» | 1 |
21 | 13.02 | | Такие разные суффиксы. | Практикум | 1 |
22 | 20.02 | | Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? | Решение лингвистических задач | 1 |
23 | 27.02 | | Что нам стоит слово построить? | 1 |
Секреты правильной речи (11 ч) |
24 | 06.03 | | Словарное богатство русского языка | Игра «Объясни слово» | 1 | Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов. Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов. Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении. Многозначные слова. «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении). Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы. Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары. Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные. История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы. | —игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»; — решение кроссвордов; — составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»; — составление шуточных рассказов и стихов. | — наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; — выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи; — различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; —подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; — оценивать уместность использования слов в тексте; —наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах; —соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника; —самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю. |
25 | 13.03 | | Вместе и врозь или почему нельзя сказать «молодой старик» | Игра «Объясни пословицу» | 1 |
26 | 20.03 | | Выбираем точное слово | Игра «Так неправильно» | 1 |
27 | 03.04 | | Одно или много? | Мини-исследование «Что значит слово…» | 1 |
28 | 10.04 | | Когда у слов много общего? | Решение кроссвордов | 1 |
29 | 17.04 | | Когда у слов много общего? | Составление мини-словариков | 1 |
30 | 24.04 | | Когда значения спорят? | 1 |
31 | 30.04 | | Слова одинаковые, но разные | 1 |
32 | 08.05 | | «Местные жители и иностранцы» | Проект «Собираю фразеологизмы» | 1 |
33 | 15.05 | | Как рождаются фразеологизмы? | 1 |
34 | 22.05 | | Выбор фразеологизма в речи | 1 |
Материально-техническое обеспечение
Демонстрационные таблицы к основным разделам грамматического материала.
Демонстрационный плакат с алфавитом, написанный курсивным шрифтом. Альбомы сюжетных картинок для развития речи учащихся 2 класса. Демонстрационные картины для развития речи учащихся 3-4 классов.
Электронно-программное обеспечение:
Электронный образовательный ресурс. Наглядные пособия. Демонстрационные таблицы. Русский язык./ Издательство «Учитель» – 2012г.
Литература для учителя.
Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005
Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012