№ | Тема урока | Содержание | УУД | план | факт |
Тема №1 «Химия в центре естествознания» (18 часов). |
1 | Химия как часть естествознания. Предмет химии. | Естествознание – комплекс наук о природе. Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. | Определение мотивации изучения учебного материала. | 1 неделя | |
2 | Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. | Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Эксперимент. | Умение делать выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом. | 1 неделя | |
3 | Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности» (без оценки). | Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Лабораторное оборудование: устройство, назначение, приемы обращения. | Владение правилами безопасного обращения с химическим оборудованием, проявление экологической культуры. Умение работать в паре. | 2 неделя | |
4 | Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки». | Строение пламени. Устройство спиртовки и правила обращения с нагревательными приборами. Сочинение «Наблюдение за горящей свечой». | Владение правилами безопасного обращения с химическим оборудованием, проявление экологической культуры. Умение работать в паре. | 2 неделя | |
5 | Моделирование. | Модели в физике, в биологии, в химии: материальные (модели атомов и молекул) и знаковые (химические знаки и химические формулы) | Самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | 3 неделя | |
6 | Химические знаки. | Химический элемент, химические знаки. | Использование знакового моделирования. | 3 неделя | |
7 | Химические вещества. Простые и сложные вещества. | Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы. Коэффициенты. | | 4 неделя | |
8 | Химия и физика. | Понятие «атом», «молекула», «ион». Основные положения атомно-молекулярного учения. Кристаллические состояние вещества. | | 4 неделя | |
9 | Агрегатные состояния веществ. | Понятие об агрегатном состоянии вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Физические и химические явления. | | 5 неделя | |
10 | Химия и география. | Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Минералы и горные породы. | | 5 неделя | |
11 | Лабораторная работа «Минералы и горные породы» (без оценки). | Знакомство с осадочными органическими горючими породами. Гранит - магматическая горная порода. | Владение правилами безопасного обращения с химическим оборудованием, проявление экологической культуры. Умение работать в паре. | 6 неделя | |
12 | Химия и биология. | Химический состав живой клетки. Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов. | | 6 неделя | |
13 | Подготовка к контрольной работе. | Выполнение заданий различной степени сложности. | Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | 7 неделя | |
14 | Контрольная работа №1 «Химия в центре естествознания» | Контрольная работа по вариантам на 45 минут. Для сильных учеников дополнительные задания. | Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | 7 неделя | |
15 | Анализ контрольной работы. | Проработка заданий, вызвавших затруднения. | Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | 8 неделя | |
16 | Качественные реакции в химии. | Понятие о качественных реакциях, как о реакциях, воспринимаемых с помощью зрения, слуха, обоняния. | | 8 неделя | |
17 | Лабораторная работа «Качественные реакции в химии» (без оценки). | Определяемое вещество и реактив на него. | Владение правилами безопасного обращения с химическим оборудованием, проявление экологической культуры. Умение работать в паре. | 9 неделя | |
18 | Обобщение и актуализация знаний по теме «Химия в центре естествознания». | Обобщение знаний. Обратить внимание на определения, на знание знаков элементов. | Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | 9 неделя | |
Тема №2 «Математические расчёты в химии» (14 часов). |
19 | Относительная атомная и молекулярная масса. | Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д.И. Менделеева. | Проведение расчётов по формуле. | 10 неделя | |
20 | Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества. | Расчёты по формуле вещества. Умение округлять до целого. Порядок действий в математике. | Проведение расчётов по формуле. | 10 неделя | |
21 | Массовая доля элемента в сложном веществе. | Понятие о массовой доле химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле. | Создание и преобразование модели и схемы для решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | 11 неделя | |
22 | Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов. | Решение задач по формулам. | Создание и преобразование модели и схемы для решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | 11 неделя | |
23 | Решение задач по формулам (1уровень). | Решение задач по формулам (подстановочные задачи). | Создание и преобразование модели и схемы для решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | 12 неделя | |
24 | Чистые вещества и смеси. | Понятие о чистом веществе и смеси. Смеси гомогенные и гетерогенные. | | 12 неделя | |
25 | Объемная доля газа в смеси. | Понятие об объемной доле компонента газовой смеси. Состав воздуха и природного газа. | Создание и преобразование модели и схемы для решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | 13 неделя | |
26 | Массовая доля вещества в растворе. | Понятие о массовой доле вещества в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворённого вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества. | Создание и преобразование модели и схемы для решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | 13 неделя | |
27 | Решение задач с использованием понятия « массовая доля вещества». | Примеры расчётных задач. | Создание и преобразование модели и схемы для решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | 14 неделя | |
28 | Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества». | Практическая работа проводится в парах. Каждая пара получает своё задание. | Владение правилами безопасного обращения с химическим оборудованием, проявление экологической культуры. Умение работать в паре. | 14 неделя | |
29 | Массовая доля примесей. | Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примесей в образце исходного вещества. Расчеты массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей. | Создание и преобразование модели и схемы для решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | 15 неделя | |
30 | Контрольная работа №2 «Математика в химии» | Контрольная работа по вариантам на 45 минут. Для сильных учеников дополнительные задания. | Создание и преобразование модели и схемы для решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | 15 неделя | |
31 | Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии» | Задачи первого уровня. | Создание и преобразование модели и схемы для решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | 16 неделя | |
32 | Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии» | Задачи второго уровня. | Создание и преобразование модели и схемы для решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | 16 неделя | |
Тема №3. «Явления, происходящие в природе» (9 часов). |
33 | Разделение смесей. Способы разделения смесей. | Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, отстаивание и т.д. | | 17 неделя | |
34 | Фильтрование. | Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате. | | 17 неделя | |
35 | Адсорбция. Дистилляция. | Понятие об адсорбции и адсорбентах. Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. | | 18 неделя | |
36 | Практическая работа №5 «Очистка поваренной соли» | Практическая работа проводится в парах. Задание для всего класса одно. | Владение правилами безопасного обращения с химическим оборудованием, проявление экологической культуры. Умение работать в паре. | 18 неделя | |
37 | Химические реакции. Условия протекания химических реакций. | Понятие о химической реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций. | | 19 неделя | |
38 | Обсуждение результатов практической работы №4 «Выращивание кристаллов соли». Катализатор. Каталитические реакции. | Презентации о работе дома. Представление выращенных кристаллов. Катализаторы, ферменты (энзимы). | | 19 неделя | |
39 | Признаки химических реакций. | Признаки химических реакций. Образование осадка, выделение газа, появление запаха, изменение цвета, выделение или поглощение тепла. | | 20 неделя | |
40 | Лабораторная работа (без оценки). «Признаки химических реакций» | Опыты с появлением осадка, с изменением цвета, с выделением газа. Демонстрация опыта с выделением газа, который имеет запах. | Владение правилами безопасного обращения с химическим оборудованием, проявление экологической культуры. Умение работать в паре. | 20 неделя | |
41 | Контрольная работа №3 «Явления, происходящие с веществами». | Контрольная работа по вариантам на 45 минут. Для сильных учеников дополнительные задания. | Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | 21 неделя | |
Тема №4. «Химические уравнения» (7 часов). |
42 | Закон сохранения массы веществ. | Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. | Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению основных исторических событий, связанных с историей развития химии и общества. | 21 неделя | |
43 | Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. | Реакции соединения. Реакции разложения. Составление простейших химических реакций с помощью химических уравнений. | | 22 неделя | |
44 | Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. | Реакции замещения. Реакции обмена. Составление простейших химических реакций с помощью химических уравнений. | | 22 неделя | |
45 | Урок-упражнение. «Расстановка коэффициентов в уравнениях реакций». | Выполнение упражнений фронтально и индивидуально. Типы реакций. Коэффициенты. | Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | 23 неделя | |
46 | Л/р «Разложение малахита», л/р «Окисление медной проволоки», л/р «Взаимодействие железа с раствором медного купороса». | Выполнение лабораторных работ. Работа парами. В тетрадях записать уравнения реакций. Указать тип реакций и признаки протекания реакций. | Владение правилами безопасного обращения с химическим оборудованием, проявление экологической культуры. Умение работать в паре. | 23 неделя | |
47 | Урок-упражнение. «Расстановка коэффициентов в уравнениях реакций. Определение типа реакции». | Выполнение упражнений фронтально и индивидуально. Типы реакций. Коэффициенты. | Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | 24 неделя | |
48 | Урок-упражнение. «Расстановка коэффициентов в уравнениях реакций. Определение типа реакции». | Выполнение упражнений фронтально и индивидуально. Типы реакций. Коэффициенты. | Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | 24 неделя | |
Тема №5. «Кислород. Оксиды. Валентность» (10 часов). |
49 | Характеристика элемента кислород по положению в Периодической таблице. | История открытия кислорода. Кислород как химический элемент и простое вещество. Озон. | Изучение основных событий, связанных с историей развития химии и общества. | 25 неделя | |
50 | Характеристика простого вещества - кислород. | Физические свойства кислорода. | Характеристика изученного вещества по составу и свойствам. | 25 неделя | |
51 | Химические свойства простого вещества кислород. | Взаимодействие кислорода с серой, фосфором, углём, медью, железом, метаном. | Умение характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, установление причинно-следственных связей между данными характеристиками вещества. | 26 неделя | |
52 | Оксиды. Валентность. Составление формул оксидов по валентности. | Валентность. Оксиды: строение, номенклатура. Составление формул оксидов по валентности. | Использование знакового моделирования. | 26 неделя | |
53 | Определение валентности элемента по формуле соединения. Воздух. | Состав воздуха. Определение валентности элемента в оксиде по готовой формуле. | Использование знакового моделирования. | 27 неделя | |
54 | Горение веществ на воздухе. | Горение и медленное окисление. | Характеристика изученных веществ по составу и свойствам. | 27 неделя | |
55 | Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Применение кислорода. | Получение кислорода из перекиси водорода в лаборатории и из воздуха в промышленности. Применение кислорода. | Наблюдение и описание химических реакций кислорода. Изучение методов собирания газов вытеснением воды и воздуха. | 28 неделя | |
56 | Подготовка к контрольной работе по теме «Кислород. Валентность. Оксиды». | Выполнение упражнений для закрепления темы. | Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | 28 неделя | |
57 | К/р №4 " Кислород. Валентность. Оксиды". | Контрольная работа по вариантам на 45 минут. Для сильных учеников дополнительные задания. | Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | 29 неделя | |
58 | Практическая работа №6. «Получение и свойства кислорода». | Получение кислорода из перманганата калия. Горение лучины в чистом кислороде. | Владение правилами безопасного обращения с химическим оборудованием, проявление экологической культуры. Умение работать в паре. | 29 неделя | |
Тема №6. «Водород. Кислоты. Соли» (10часов). |
59 | Водород - простое вещество. Физические свойства. Получение в лаборатории. | Водород как простое вещество и химический элемент. История открытия водорода. | Изучение основных событий, связанных с историей развития химии и общества. | 30 неделя | |
60 | Получение водорода в лаборатории (продолжение). | Меры безопасности при работе с водородом. Получение водорода при взаимодействии магния с кислотой. | Наблюдение и описание химических реакций водорода. | 30 неделя | |
61 | Взаимодействие металлов с кислотами. | Ряд активности металлов. Химические свойства водорода. | Умение характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, установление причинно-следственных связей между данными характеристиками вещества. | 31 неделя | |
62 | Урок-упражнение «реакции соединения и замещения». | Выполнение упражнений: | Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | 31 неделя | |
63 | Урок-упражнение. "Составление формул солей". | Кислоты: состав, номенклатура. Соли: состав, номенклатура. | Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | 32 неделя | |
64 | Химические свойства водорода. | Химические свойства водорода. | Умение характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, установление причинно-следственных связей между данными характеристиками вещества. | 32 неделя | |
65 | Кислоты и их соли. Составление формул (продолжение темы). | Кислоты: состав, номенклатура. Соли: состав, номенклатура. | Использование знакового моделирования. | 33 неделя | |
66 | Кислоты и их соли. Составление формул (продолжение темы). | Кислоты: состав, номенклатура. Соли: состав, номенклатура. | Использование знакового моделирования. | 33 неделя | |
67 | Взаимодействие солей с металлами. | Ряд активности металлов. Взаимодействие растворов солей с металлами. | Умение характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, установление причинно-следственных связей между данными характеристиками вещества. | 34 неделя | |
68 | Кислоты и их соли. Составление формул (продолжение темы). | Кислоты: состав, номенклатура. Соли: состав, номенклатура. | Использование знакового моделирования. | 34 неделя | |