
П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а
Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы/ авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 3-е издание, стереотип. – М: Мнемозина, 2011. – 63 с.
Геометрия. Программы для общеобразовательных учреждений.10-11 классы. / Составитель Бурмистрова Т.А. – 2-е издание. – М.: «Просвещение», 2010.
Кодификатора элементов содержания по МАТЕМАТИКЕ для составления контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена, «ФИПИ»,2015 .
Цели изучения предмета
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
В ходе ее достижения решаются задачи:
1) Систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
2) Расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:
1) математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
2) значении практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; истории развития понятия числа, создании математического анализа.
3) универсальном характере законов логики математических рассуждений, их применимости во всех областях человеческой деятельности.
Место предмета в учебном плане.
Данная программа отводит на изучение математики34 часа в год, из расчета 1 час в неделю.
Учет особенностей учащихся класса
Особенности учебной деятельности каждого ребенка связаны с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Чтобы учебный материал лучше усваивался, детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал необходимо проиллюстрировать примерами или картинками. Учащиеся редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других. При сдаче ЕГЭ дети могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами. Процедура ОГЭ требует высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для застревающих детей. Задача учителя - по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: "Ты уже можешь переходить к следующему заданию". Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, тест, зачёт, работа по карточке, практикумы
УМК
1) Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы/ авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 3-е издание, стереотип. – М: Мнемозина, 2011. – 63 с
2) А.Г. Мордкович. Алгебра 7,8 классы. В 2 ч. Ч. 1. Учебник, 2009;
3) А.Г. Мордкович. Алгебра 7,8 классы. В 2 ч. Ч. 2. Задачник, 2009;
4) А.Г. Мордкович. Алгебра 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник, 2010;
5) А.Г. Мордкович. Алгебра 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник, 2010;
6) Алгебра 7,8,9 кл.: Самостоятельные работы: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / Л.А. Александрова; под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.
7) Алгебра 7 кл.: Контрольные работы для общеобразоват. учреждений: учеб. пособие / А.Г. Мордковича, Е.Е. Тульчинская. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2013. – 40 с.
8) Алгебра 8 кл.: Контрольные работы для общеобразоват. учреждений: учеб. пособие / А.Г. Мордковича, Е.Е. Тульчинская. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2013. – 40 с.
9) Алгебра 9кл.: Контрольные работы для общеобразоват. учреждений: учеб. пособие / А.Г. Мордковича, Е.Е. Тульчинская. – 7-е изд. – М.: Мнемозина, 2015. – 33с.
10) Алгебра 7-9 кл.: тесты для учащихся общеобразоват. учреждений / А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская; под ред. А.Г. Мордковича. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2008. – 1020 с.
10) Геометрия. Дидактические материалы для 7,8,9 классов. Б.Г. Зив В.М. Мейлер М:«Просвещение», 2010;2008;2011г.
11) Геометрия. Программы для общеобразовательных учреждений.7-9 классы. / Составитель Бурмистрова Т.А. – М.: «Просвещение», 2008.
12) Геометрия, 7-9: Учеб.для общеобразоват.учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Кадомцев и др. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
15) Кодификатора элементов содержания по МАТЕМАТИКЕ для составления контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена, «ФИПИ»,2015.
Содержание программы
№ | Тема занятия |
1 | Натуральные числа. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости. |
2 | Дроби. Обыкновенная дробь, основное свойство дроби. Десятичная дробь. |
3 | Рациональные числа. Модуль числа. |
4 | Действительные числа. Квадратный корень из числа. Корень третьей степени. Понятие об иррациональном числе. |
5 | Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Проценты. Пропорция. Округление чисел. |
6 | Буквенные выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Свойства степени с целым показателем. |
7 | Многочлен. Формулы сокращенного умножения. Разложение многочленов на множители. |
8 | Квадратный трехчлен. Теорема Виета. |
9 | Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. |
10 | Рациональные выражения и их преобразования. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях. |
11 | Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. |
12 | Решение рациональных уравнений. Уравнение с двумя переменными. |
13 | Система двух линейных уравнений и ее решение. Решение нелинейных систем. |
14 | Линейные неравенства с одной переменной. Система линейных неравенств. Квадратные неравенства. |
15 | Решение текстовых задач. |
16 | Понятие последовательности. Арифметическая прогрессия. |
17 | Геометрическая прогрессия. |
18 | Сложные проценты. |
19 | Понятие функции. Область определения. Способы задания функции. График функции. |
20 | Линейная функция, гипербола, квадратичная функция и их графики. |
21 | График  ,  , модуль икс , геометрический смысл модуля. |
22 | Координаты на прямой и плоскости. |
23 | Начальные понятия геометрии. Треугольник. Теорема Пифагора. |
24 | Признаки равенства треугольников. Признаки подобия треугольников. |
25 | Решения прямоугольных треугольников. Теорема синусов. Теорема косинусов. |
26 | Параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция, их свойства и признаки. Сумма углов выпуклого многоугольника. |
27 | Центральные и вписанные углы. |
28 | Окружность вписанная в треугольник. Окружность описанная около треугольника. Длина окружности. |
29 | Площадь и ее свойства. Площади многоугольников, площадь круга. |
30 | Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара. |
31 | Векторы. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. |
32 | Описательная статистика. |
33 | Вероятность. |
34 | Комбинаторика. |
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формируемые ЗУН |
1 | Натуральные числа. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости. | 1 | Знать: арифметические действия над натуральными числами, признаки делимости на2,3,5,9,10 Уметь: применять теорию при решении упражнений |
2 | Дроби. Обыкновенная дробь, основное свойство дроби. Десятичная дробь. | 1 | Знать: правила арифметических действий с обыкновенными и десятичными дробями, основное свойство дроби Уметь: применять теорию при решении задач |
3 | Рациональные числа. Модуль числа. | 1 | Знать: правила арифметических действий с рациональными числами, определение модуля числа Уметь: применять теорию при решении задач |
4 | Действительные числа. Квадратный корень из числа. Корень третьей степени. Понятие об иррациональном числе. | 1 | Знать: определения квадратного, кубического корня из числа, их свойства, понятие иррационального числа Уметь: применять теорию при решении задач |
5 | Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Проценты. Пропорция. Округление чисел. | 1 | Знать: единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Понятие процента пропорция. Правило округления чисел. Уметь: решать задачи на проценты и пропорции и округлять числа |
6 | Буквенные выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Свойства степени с целым показателем. | 1 | Знать: понятие буквенного выражения, понятие степени и свойства степени с целым показателем Уметь: применять теорию при решении задач |
7 | Многочлен. Формулы сокращенного умножения. Разложение многочленов на множители. | 1 | Знать: понятие многочлена, действия над ними, формулы сокращенного умножения, способы разложения многочленов на множители. Уметь: применять теорию при решении задач |
8 | Квадратный трехчлен. Теорема Виета. | 1 | Знать: понятие квадратного трёхчлена, теорему Виета Уметь: применять теорию при решении задач |
9 | Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. | 1 | Знать: понятие и действие с алгебраическими дробями, правило сокращения дробей Уметь: применять теорию при решении задач |
10 | Рациональные выражения и их преобразования. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях. | 1 | Знать: определение и свойства квадратного корня Уметь: применять теорию при решении задач |
11 | Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. | 1 | Знать: понятия линейного, квадратного уравнений. Формулы корней квадратного уравнения. Уметь: применять теорию при решении задач |
12 | Решение рациональных уравнений. Уравнение с двумя переменными. | 1 | Знать: алгоритмы решения рациональных уравнений, уравнений с двумя переменными. Уметь: применять теорию при решении задач |
13 | Система двух линейных уравнений и ее решение. Решение нелинейных систем. | 1 | Знать: понятие системы двух линейных уравнений, понятие решении системы, способы решения Уметь: применять теорию при решении задач |
14 | Линейные неравенства с одной переменной. Система линейных неравенств. Квадратные неравенства. | 1 | Знать: понятия линейного, квадратного неравенства и системы линейных неравенств, способы их решения Уметь: применять теорию при решении задач |
15 | Решение текстовых задач. | 1 | Знать: способы решения задач ,связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами Уметь: решать текстовые задачи алгебраическим методом |
16 | Понятие последовательности. Арифметическая прогрессия. | 1 | Знать: понятие арифметической прогрессии, и её основные формулы Уметь: применять теорию при решении задач |
17 | Геометрическая прогрессия. | 1 | Знать: понятие геометрической прогрессии, и её основные формулы Уметь: применять теорию при решении задач |
18 | Сложные проценты. | 1 | Знать: формулу сложных процентов Уметь: применять формулу сложных процентов при решении задач |
19 | Понятие функции. Область определения. Способы задания функции. График функции. | 1 | Знать: понятие функции, области определения. Способы задания функции. График функции. Уметь: применять теорию при решении задач |
20 | Линейная функция, обратно пропорциональная функция, квадратичная функция и их графики. | 1 | Знать: понятия линейной функции, обратно пропорциональной функции, квадратичной функции и их графики и свойства Уметь: читать и строить графики данных функций. |
21 | График, ,модуль, геометрический смысл модуля. | 1 | Знать: графики √х, ∛х, модуль, геометрический смысл модуля и их свойства Уметь: читать и строить графики данных функций. |
22 | Координаты на прямой и плоскости. | 1 | Знать: основные понятия, связанные с координатной прямой, координатной плоскостью Уметь: изображать числа точками на координатной прямой, определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами. |
23 | Начальные понятия геометрии. Треугольник. Теорема Пифагора. | 1 | Знать: начальные понятия геометрии. Треугольник. Теорема Пифагора. Уметь: применять теорию при решении задач |
24 | Признаки равенства треугольников. Признаки подобия треугольников. | 1 | Знать: признаки равенства треугольников. Признаки подобия треугольников. Уметь: применять их при решении задач |
25 | Решения треугольников. Теорема синусов. Теорема косинусов. | 1 | Знать: основные задачи решения треугольников, теорему синусов, косинусов. Уметь: применять их при решении задач |
26 | Параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция, их свойства и признаки. Сумма углов выпуклого многоугольника. | 1 | Знать: определения параллелограмма, прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции, их свойства и признаки, формулу суммы углов выпуклого многоугольника. Уметь: применять теорию при решении задач |
27 | Центральные и вписанные углы. | 1 | Знать: понятия центрального и вписанного угла, теорему о вписанном угле Уметь: применять теорию при решении задач |
28 | Окружность вписанная в треугольник. Окружность описанная около треугольника. Длина окружности. | 1 | Знать: понятия окружности вписанной в треугольник, окружности описанной около треугольника, формулы длины окружности. Уметь: применять теорию при решении задач |
29 | Площадь и ее свойства. Площади многоугольников, площадь круга. | 1 | Знать: понятия площади и ее свойства, формулы площади многоугольников, площади круга. Уметь: применять теорию при решении задач |
30 | Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара. | 1 | Знать: формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара. Уметь: применять теорию при решении задач |
31 | Векторы. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. | 1 | Знать: понятия вектора, координаты вектора, скалярное произведение векторов. Уметь: применять теорию при решении задач |
32 | Описательная статистика. | 1 | Знать: представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков Уметь: применять теорию при решении задач |
33 | Вероятность. | 1 | Знать: основные формулы по теории вероятности Уметь: применять их при решении задач |
34 | Комбинаторика. | 1 | Знать: основные формулы по комбинаторики Уметь: применять их при решении задач |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать/ понимать:
алгоритмы арифметических действий над натуральными числами, обыкновенными дробями, десятичными дробями, действительными числами
алгоритмы преобразований алгебраических выражений
способы решения уравнений, неравенств, систем неравенств
способы построения графиков функций
Уметь:
выполнять вычисления и преобразования сочетая устные и письменные приёмы
выполнять преобразования алгебраических выражений, разложения многочленов на множители
решать линейные, квадратные, рациональные уравнения, простейшие системы, неравенства
строить и читать графики функций
выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами
работать со статистической информацией, находить частоту и вероятность случайного события
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели
Должны знать:
Многогранники. Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.
Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения окружности и прямой. Формула расстояния от точки до плоскости.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.
Должны уметь:
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач; строить куб, призмы, пирамиды; решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Ресурсное обеспечение программы.
Литература для учителя:
1) Алгебра 7,8,9 кл.: Самостоятельные работы: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / Л.А. Александрова; под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина,2009
2) Алгебра 7 кл.: Контрольные работы для общеобразоват. учреждений: учеб. пособие / А.Г. Мордковича, Е.Е. Тульчинская. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2013. – 40 с.
3) Алгебра 8 кл.: Контрольные работы для общеобразоват. учреждений: учеб. пособие / А.Г. Мордковича, Е.Е. Тульчинская. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2013. – 40 с.
4) Алгебра 9кл.: Контрольные работы для общеобразоват. учреждений: учеб. пособие / А.Г. Мордковича, Е.Е. Тульчинская. – 7-е изд. – М.: Мнемозина, 2015. – 33с.
5) Алгебра 7-9 кл.: тесты для учащихся общеобразоват. учреждений / А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская; под ред. А.Г. Мордковича. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2008. – 117 с.
6) Геометрия. Дидактические материалы для 7,8,9 классов. Б.Г. Зив В.М. Мейлер М:«Просвещение», 2010;2008;2011г.
7) Журнал «Математика в школе»
8) Математика. 5 – 11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках/авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2006.
9)Геометрия. 7-11 классы/ А.А. Черняк, Ж.А. Черняк. – М.: Дрофа. 2011. – 247 с. (ЕГЭ: шаг за шагом)
10) Контрольно – измерительные материалы. Геометрия 9класс/Сост. А.Н. Рурукин.-2-е изд.,перераб.- М.:ВАКО,2015.-96с.
11)ОГЭ2016.Математика. 9класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания/ Высоцкий И.Р., Рослова Л.О., и др.; под ред. Ященко И.В. – М.: Издательство «Экзамен»,2916.-80с
12) ОГЭ: 3000задач с ответами по математике. Все задания части1. И.В, Ященко и др. М.: Издательство «Экзамен»,2016. – 463
13) ОГЭ2016, Математика. Сборник заданий: 9 класс/ В.В. Кочагин, М. Н. Кочагина. – Москва: Эксмо,2016 – 224с.(ОГЭ. Сборник заданий).
14) Математика. 9-11классы; решение заданий ЕГЭ высокой степени сложности: основные методы и приёмы/ авт.- сост. М.А. Куканов.- Волгоград: Учитель, 2010. – 223с.
Интернет-ресурсы
http://www.school.edu.ru/
fcior.edu.ru
school-collection.edu.ru
Перечень средств ИКТ
Аппаратные и программные средства
• Компьютер
• Интернет.
• ОС Windows.