ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс разработан для учащегося, обучающегося индивидуально по состоянию здоровья. В него входят основные элементы алгебры и геометрии, необходимые для итоговой аттестации за курс основной школы и продолжения обучения.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика 9 класс» разработана на основе федерального компонента образовательного стандарта образовательной области «Математика»(Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010. – 67с. – (Стандарты второго поколения)), с учетом рекомендаций авторских программ Ш.А.Алимова, Ю.М.Колягина, Ю.В.Сидорова и др. по алгебре и Л.С.Атанасяна по геометрии (Программы для общеобразоват. Школ, гимназий, лицеев: Математика. 5 – 11 кл./ Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 4 – изд.,стереотип. – М.: Дрофа,2004.).
Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочих программ:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897
• Примерные программы по учебным предметам
• Примерная основная образовательная программа основного общего образования
• Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №32
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
На изучение математики отводится 4 часов в неделю, всего часа; в том числе на проведение контрольных работ отводится часов.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе МБОУ СОШ №32 г. Новочеркасска. Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике и авторской программы Ш.А.Алимова, Ю.М.Колягина, Ю.В.Сидорова и др. по алгебре и Л.С.Атанасяна по геометрии.Авторская программа используется без изменений.
Структура программы. В Рабочей программе представлены основной минимум содержания математического образования в 9 классе, требования к уровню математической подготовки и к уровню подготовки выпускника, тематическое планирование, обязательные результаты обучения, измерители. Содержание образования разработано на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ основного полного образования.
Алгебра как содержательный компонент математического образования в основной школе нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для усвоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Программа по алгебре для 9 класса предусматривает повторение материала 8 класса, концентрическое изучение тем «Квадратичная функция», «Уравнения и системы уравнений», «Прогрессии», «Степенная функция. Корень n-й степени», «Тригонометрические выражения», повторение курсов алгебры 7 – 9 класса.
Программа по геометрии для 9 класса предусматривает повторение курса 8 класса, концентрическое изучение тем «Векторы. Метод координат», «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов», «Длина окружности и площадь круга», «Движение», «Об аксиомах планиметрии», повторение курса геометрии 9 класса.
Преподавание алгебры ведется по учебнику «АЛГЕБРА 9» под редакцией Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др. − М. : Просвещение, 2010. Преподавание геометрии ведется по учебнику «ГЕОМЕТРИЯ 7-9» под редакцией Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др. − М. : Просвещение, 2009 – 2014.
Требования к УПВ задают систему итоговых результатов, которых должны достигать все учащиеся 9 класса, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 9 класса.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
Цель программы обучения математике: развитие личности школьника средствами математики, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе. Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;
формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Достижение перечисленных целей предполагает решение следующих задач:
– формирование мотивации изучения математики, готовности и способности учащихся к саморазвитию, личностному самоопределению, построению индивидуальной траектории в изучении предмета;
– формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
– формирование специфических для математики стилей мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, в частности, логического, алгоритмического и эвристического;
– освоение в ходе изучения математики специфических видов деятельности, таких как построение математических моделей, выполнение инструментальных вычислений, овладение символическим языком предмета и др.;
– формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, использовать компьютерные программы, Интернет при ее обработке;
– овладение учащимися математическим языком и аппаратом как средством описания и исследования явлений окружающего мира;
– овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач повседневной жизни, изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
– формирование научного мировоззрения;
– воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Общая характеристика учебного курса
Содержание курса математики строится на основе системно-деятельностного подхода, принципов разделения трудностей, укрупнения дидактических единиц, опережающего формирования ориентировочной основы действий, принципов позитивной педагогики.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО АЛГЕБРЕ В 9 КЛАССЕ
Числа и вычисления
Рациональные числа. Иррациональные числа. Действительные числа.
Корень n-й степени.
Вычисления с помощью калькулятора.
Выражения и их преобразования
Степень с целым показателем и ее свойства.
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий.
Уравнения и неравенства
Решение рациональных уравнений.
Система уравнений. Решение нелинейных систем. Графическая интерпретация решения систем уравнений с двумя переменными. Решение текстовых задач методом составления уравнений.
Функции
Функция. Область определения и область значений функции. График функции. Возрастание, убывание функции, сохранение знака на промежутке, наибольшее и наименьшее значения.
Функции: у = х2; у = х3, у = ах2 + bх + с, их свойства и графики.
Геометрические фигуры и их свойства.
Измерение геометрических величин.
Треугольник и его элементы. Синус, косинус, тангенс и котангенс угла от 0º до 180º. Прямоугольный треугольник. Решение прямоугольных треугольников. Метрические соотношения между элементами произвольного треугольника: теорема синусов, теорема косинусов. Площадь треугольника.
Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник.
Вектор. Угол между векторами. Координаты вектора. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов.
Анализ данных
Сбор и регистрация данных. Таблицы и диаграммы, их использование для представления информации в повседневной жизни. Статистические характеристики систем данных (медиана, мода, среднее арифметическое, размах).
Задача подсчета вариантов. Систематический перебор. Дерево вариантов. Правило произведения.
Достоверные, невозможные и случайные события. Равновозможные (равновероятные) события.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение математики отводится 4 часа в неделю, всего часа; согласно годовому календарному учебному графику МБОУ СОШ №32 города Новочеркасска, учебных недель в году для 9 классов – 34.
В том числе на проведение контрольных работ отводится: алгебра - часов, геометрия – часов.
Структура курса
Алгебра – 7 (4ч в неделю)
№ п/п | Модули | Количество часов |
-
| Алгебраические выражения | 14 |
-
| Уравнения с одним неизвестным | 10 |
-
| Одночлены и многочлены | 24 |
-
| Разложение многочленов на множители | 19 |
-
| Алгебраические дроби | 22 |
-
| Линейная функция и ее график | 14 |
-
| Системы двух уравнений с двумя неизвестными | 18 |
-
| Итоговое повторение | 15 |
| Всего | 136 |
Структура курса
Геометрия– 7 (2ч в неделю)
№ п/п | Модули | Количество часов |
-
| Начальные геометрические сведения | 10 |
-
| Треугольники | 17 |
-
| Параллельные прямые | 13 |
-
| Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 |
-
| Итоговое повторение. | 10 |
| Всего | 68 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО АЛГЕБРЕ
(3 часа в неделю, всего часов)
№ урока |
Содержание учебного материала |
Количество часов |
Сроки изучения | Тип урока, особые формы учебной деятельности | Виды и сроки контроля |
1. Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений ( 4 часа) Сроки изучения модуля: 28.11 – 21.10 Цели: ознакомить учащихся с приемами решения некоторых алгебраических уравнений, выработать умение решать простейшие системы нелинейных уравнений и применять их при решении задач. |
1 | Уравнения, сводящиеся к алгебраическим. | 1 | 28.11 | | |
2 | Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными. | 1 | 01.12 | | |
3 | Различные способы решения систем уравнений. | 1 | 01.12 | Практикум | С.р. |
4 | Различные способы решения систем уравнений. | 1 | 05.12 | | |
2. Степень с целым показателем (7 часов) Сроки изучения модуля: 23.10 – 20.11 Цели: выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными, решать текстовые задачи с помощью составления таких систем. |
5 | Степень с целым показателем и ее свойства. | 1 | 08.12 | Практикум | |
6 | Арифметический корень натуральной степени. Свойства арифметического корня. | 1 | 08.12 | | |
7 | Степень с рациональным показателем | 1 | 12.12 | Практикум | |
8 | Степень с рациональным показателем | | 15.12 | | |
9 | Возведение числового неравенства в степень с натуральным показателем. | 1 | 15.12 | | |
10 | Обобщающий урок по теме «Степень с целым показателем» | 1 | 19.12 | Урок коррекции знаний | |
11 | Контрольная работа по теме «Степень с целым показателем» | 1 | 22.12 | Урок проверки знаний | К.р. №1 |
3.Степенная функция ( часов ) Сроки изучения модуля: 21.11 – 26.12 Цели: выработать умение устанавливать основные свойства ( читать график ) по заданному графику функции у = х2; у = х3, у = ах2 + bх + с и изображать эскизы графиков этих функций, расширить сведения о свойствах функций. |
12 | Область определения функции. | 1 | 22.12 | | |
13 | Возрастание и убывание функции. | 1 | 26.12 | Практикум | |
14 | Четность и нечетность функции. | 1 | 29.12 | Практикум | |
15 | Функция | 1 | 29.12 | | |
!!!!!!40 | Функция | 1 | 09.12 | Практикум | |
41 | Функция | 1 | 11.12 | Практикум | |
42 | Неравенства и уравнения, содержащие степень. | 1 | 12.12 | | |
43 | Неравенства и уравнения, содержащие степень. | 1 | 16.12 | Практикум | |
44 | Неравенства и уравнения, содержащие степень. | 1 | 18.12 | Практикум | |
45 | Неравенства и уравнения, содержащие степень. | 1 | 19.12 | Практикум | |
46 | Решение задач. | 1 | 22.12 | Урок коррекции знаний | |
47 | Контрольная работа | 1 | 25.12 | Урок проверки знаний | К.р. №3 |
48 | Анализ контрольной работы | 1 | 26.12 | Консультация | |
Тематическое планирование уроков геометрии в 9 классе (1 ч в неделю, всего 68 ч)
№ урока | Содержание учебного материала | Количество часов | Дата урока | Особые формы учебной деятельности | Виды и сроки контроля |
X. Метод координат (11 ч) Сроки изучения темы: 23.10 – 04.12. |
Цель: расширить и углубить представление учащихся о методе координат, развить умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач. |
1 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | 1 | 28.11. | Теория | |
2 | Координаты вектора | 1 | 05.12. | Теория | |
3 | Простейшие задачи в координатах | 1 | 12.12. | Практикум | |
4 | Уравнения окружности и прямой | 1 | 10.12. | Теория | |
5 | Решение задач по теме « Метод координат» | 1 | 26.12. | Консультация | |
!!!!!!!!!!!!!!!!XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника (15 ч) Сроки изучения темы: 04.12 – 05.02. |
Цель: познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников, развить тригонометрический аппарат как средство решения геометрических задач. |
26 | Синус, косинус и тангенс угла | 1 | 05.12. | Лекция | |
27 | Синус, косинус и тангенс угла | 1 | 10.12. | Практикум | |
28 | Синус, косинус и тангенс угла | 1 | 12.12. | Практикум | |