СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ИОК 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа информационно-ориентационных курсов. для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ИОК 9 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д.Рыбная Ватага

Кильмезского района Кировской области



Утверждено директором школы

Приказ № от «___»____2016 г





Рабочая программа

для 9 класса

«Информацонно-ориентационные курсы»




Учитель:

Масленникова Е.Л.



д.Рыбная Ватага

2016 г.

Пояснительная записка к программе элективного курса «Информацонно-ориентационные курсы»

Настоящая программа предназначена для профориентации учащихся 9 – х классов. Базируется на четырёх направлениях профконсультационной работы: информационное, диагностическое, консультационное и тренинговое.

Данный курс основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации “Мои профессиональные намерения”», Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии» и В.В. Сивковой – педагога-психолога ЛОИРО, «Профессиональное самоопределение».

Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда, а так же сориентировать учащихся в выборе будущей профессии.

Основные задачи курса:

  1. Определить интересы, склонности и способности учащихся в области профессиональной деятельности;

  2. Научить стратегии выбора профессии;

  3. Научить навыкам самопрезентации;

  4. Сформировать у учащихся положительное отношение к труду;

  5. Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий»;

  6. Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии;

  7. Научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

Элективный курс «Твоя профессиональная карьера» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.

Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х класса; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 1 раз в неделю.

Общее количество часов – 34.

Ожидаемые результаты:

  1. формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;

  2. формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;

  3. принятие учащимися предварительного решения о профессиональном выборе;

  4. создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.


По окончании курса учащиеся должны знать алгоритм стратегии выбора профессии и целеполагания, состояние современного рынка труда, пути получения профессии.

Основная форма контроля – зачет.

Содержание занятий

Занятие № 1. Многообразие мира профессий. История вопроса. Понятия профессии, специальности и должности. Отличия профессий. Характеристика профессий. Профориентационная анкета «Ориентация».

Занятие №2. Моделирование профессиональной карьеры. Раскрытие понятия «моделирование». Карта страны профессий. Требования к человеку, которые предъявляют профессии различных типов.

Занятие № 3. Профессиональный тип личности. Раскрытие понятия тип личности. Требования к человеку, которые предъявляют профессии различных типов.

Занятие № 4. Формула выбора профессии. Знакомство с подходом Климова Е.А. Самый надежный способ выбора профессии.

Занятие № 5. Самооценка и уровень притязаний. Психологические аспекты интереса. Рассмотрение компонента формулы «хочу – могу - надо» на собственном примере ученика.

Занятие № 6. Профессии типа «Человек-человек»

Занятие №7. Профессии типа «Человек-техника»

Занятие № 8. Профессии типа «Человек -художественный образ»

Занятие № 9. Профессии типа «Человек-природа»

Занятие № 10. Профессии типа «Человек- знаковая система»

Занятие № 11. Профессиональная направленность. Раскрытие понятия «Профессиональная направленность личности».

Занятие № 12. Мотивы выбора профессии. Понятие «мотив». Факторы успешности профессиональной деятельности, профессионально важные качества человека и профессиональная пригодность.

Занятие № 13. Способности и выбор профессии. Классификация способностей. Требования профессий к личности. Способности к обучению.

Занятие № 14. Профессиональные качества личности. Раскрытие понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект труда».

Занятие № 15. Лидер. Профессиональные роли. Авторитет, статус, роль, позиция лидера, стили руководства.

Занятие № 16. Ценностные качества профессионала. Анкета ценностных ориентаций.

Занятие № 17. Мои жизненные ценности. Ценностные убеждения. Личностные конструкторы, форма морали.

Занятие № 18. Игра «Остров сокровищ».

Занятие № 19. Чувства как критерий выбора. Агрессия, предсказуемость и непредсказуемость поведения.

Занятие № 20. Стресс и профессия. Стресс, стрессовые ситуации, реагирование, снятие стресса. Обучение методам пассивной и активной мышечной релаксации. Детерминанты профессиональной деформации. Уровни профессиональных деформаций.

Занятие № 21. Темперамент и профессия. Тип темперамента. Свойства нервной системы, экстроверсия, интроверсия, нейротизм. Диагностика типов темперамента.

Занятие № 22. Ошибки при выборе профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. «8 углов» при выборе профессии

Занятие № 23. Профессиональные планы. Профориентационная игра «Жизненное планирование будущего»

Занятие № 24. Учебные учреждения Удмуртии

Занятие № 25. Учебные учреждения Кировской области

Занятие № 26. Заключительное занятие. Профориентационная игра «Страшный суд». Подведение итогов курса. Получение обратной связи. Разработка рекомендаций.

Учебно-тематический план элективного курса «Информацонно-ориентационные курсы».

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма проведения

1.

Многообразие мира профессий.

1

Лекционное

2.

Моделирование профессиональной карьеры.

1

Практическое

3.

Профессиональный тип личности.

1

Лекционное, диагностика

4.

Формула выбора профессии.

1

Лекционное, диагностика

5.

Самооценка и уровень притязаний.

1

Лекционное

6.

Профессии типа «Человек-человек»

1

Лекционное

7.

Профессии типа «Человек-техника»

1

Лекционное

8.

Профессии типа «Человек -художественный образ»

1

Лекционное

9.

Профессии типа «Человек-природа»

1

Лекционное

10

Профессии типа «Человек- знаковая система»

1

Лекционное

11.

Профессиональная направленность.

1

Лекционное

12.

Мотивы выбора профессии.

1

Лекционное, диагностика

13.

Способности и выбор профессии.

1

Лекционное, диагностика

14.

Профессиональные качества личности.

1

Лекционное

15.

Лидер. Профессиональные роли.

1

Практическое

16.

Ценностные качества профессионала.

1

Лекционное

диагностика

17.

Мои жизненные ценности. Ценностные убеждения.

1

Лекционное

18.

Игра «Остров сокровищ».

1

Практическое

19.

Чувства как критерий выбора.

1

Лекционное

20.

Стресс и профессия

1

Лекционное. Практическое

21.

Темперамент и профессия.

1

Практическое

22.

Ошибки при выборе профессии.

1

Лекционное

23.

Профессиональные планы. Профориентационная игра «Жизненное планирование будущего»

1

Практическое

24.

Учебные учреждения Удмуртии (техникумы, колледжи)

5

Лекционное

25.

Учебные учреждения Кировской области (техникумы, колледжи)

5

Лекционное

26.

Заключительное занятие. Профориентационная игра «Страшный суд».

1

Тренинговое Лекционное

Общее количество часов

34


Список литературы

  1. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Палагин А.А. Азбука профориентации.- СПб., 2008. – 218 с.

  2. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Степанов А.Н. Ищу работу. – СПб.: Литера плюс, 1995. – 284 с.

  3. Основы планирования и реализации профессиональной карьеры. Рабочая тетрадь по профориентации молодежи. – СПб., 2010. – 42 с.

  4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение . – М.; Воронеж: Модек, 1996.

  5. Психология популярных профессий / Под ред. Л. А. Головей. СПб.: Речь, 2003.

  6. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. – СПб.: Речь, 2003.

  7. Соломин И.Л. Экспресс – диагностика персонала. – СПб.: Речь, 2008.- 280 с.


8