Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа д.Рыбная Ватага
Кильмезского района Кировской области
Утверждено директором школы
Приказ № от «___»____2016 г
Рабочая программа
для 9 класса
«Информацонно-ориентационные курсы»
Учитель:
Масленникова Е.Л.
д.Рыбная Ватага
2016 г.
Пояснительная записка к программе элективного курса «Информацонно-ориентационные курсы»
Настоящая программа предназначена для профориентации учащихся 9 – х классов. Базируется на четырёх направлениях профконсультационной работы: информационное, диагностическое, консультационное и тренинговое.
Данный курс основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации “Мои профессиональные намерения”», Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии» и В.В. Сивковой – педагога-психолога ЛОИРО, «Профессиональное самоопределение».
Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда, а так же сориентировать учащихся в выборе будущей профессии.
Основные задачи курса:
Определить интересы, склонности и способности учащихся в области профессиональной деятельности;
Научить стратегии выбора профессии;
Научить навыкам самопрезентации;
Сформировать у учащихся положительное отношение к труду;
Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий»;
Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии;
Научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
Элективный курс «Твоя профессиональная карьера» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х класса; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 1 раз в неделю.
Общее количество часов – 34.
Ожидаемые результаты:
формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
принятие учащимися предварительного решения о профессиональном выборе;
создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
По окончании курса учащиеся должны знать алгоритм стратегии выбора профессии и целеполагания, состояние современного рынка труда, пути получения профессии.
Основная форма контроля – зачет.
Содержание занятий
Занятие № 1. Многообразие мира профессий. История вопроса. Понятия профессии, специальности и должности. Отличия профессий. Характеристика профессий. Профориентационная анкета «Ориентация».
Занятие №2. Моделирование профессиональной карьеры. Раскрытие понятия «моделирование». Карта страны профессий. Требования к человеку, которые предъявляют профессии различных типов.
Занятие № 3. Профессиональный тип личности. Раскрытие понятия тип личности. Требования к человеку, которые предъявляют профессии различных типов.
Занятие № 4. Формула выбора профессии. Знакомство с подходом Климова Е.А. Самый надежный способ выбора профессии.
Занятие № 5. Самооценка и уровень притязаний. Психологические аспекты интереса. Рассмотрение компонента формулы «хочу – могу - надо» на собственном примере ученика.
Занятие № 6. Профессии типа «Человек-человек»
Занятие №7. Профессии типа «Человек-техника»
Занятие № 8. Профессии типа «Человек -художественный образ»
Занятие № 9. Профессии типа «Человек-природа»
Занятие № 10. Профессии типа «Человек- знаковая система»
Занятие № 11. Профессиональная направленность. Раскрытие понятия «Профессиональная направленность личности».
Занятие № 12. Мотивы выбора профессии. Понятие «мотив». Факторы успешности профессиональной деятельности, профессионально важные качества человека и профессиональная пригодность.
Занятие № 13. Способности и выбор профессии. Классификация способностей. Требования профессий к личности. Способности к обучению.
Занятие № 14. Профессиональные качества личности. Раскрытие понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект труда».
Занятие № 15. Лидер. Профессиональные роли. Авторитет, статус, роль, позиция лидера, стили руководства.
Занятие № 16. Ценностные качества профессионала. Анкета ценностных ориентаций.
Занятие № 17. Мои жизненные ценности. Ценностные убеждения. Личностные конструкторы, форма морали.
Занятие № 18. Игра «Остров сокровищ».
Занятие № 19. Чувства как критерий выбора. Агрессия, предсказуемость и непредсказуемость поведения.
Занятие № 20. Стресс и профессия. Стресс, стрессовые ситуации, реагирование, снятие стресса. Обучение методам пассивной и активной мышечной релаксации. Детерминанты профессиональной деформации. Уровни профессиональных деформаций.
Занятие № 21. Темперамент и профессия. Тип темперамента. Свойства нервной системы, экстроверсия, интроверсия, нейротизм. Диагностика типов темперамента.
Занятие № 22. Ошибки при выборе профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. «8 углов» при выборе профессии
Занятие № 23. Профессиональные планы. Профориентационная игра «Жизненное планирование будущего»
Занятие № 24. Учебные учреждения Удмуртии
Занятие № 25. Учебные учреждения Кировской области
Занятие № 26. Заключительное занятие. Профориентационная игра «Страшный суд». Подведение итогов курса. Получение обратной связи. Разработка рекомендаций.
Учебно-тематический план элективного курса «Информацонно-ориентационные курсы».
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения |
1. | Многообразие мира профессий. | 1 | Лекционное |
2. | Моделирование профессиональной карьеры. | 1 | Практическое |
3. | Профессиональный тип личности. | 1 | Лекционное, диагностика |
4. | Формула выбора профессии. | 1 | Лекционное, диагностика |
5. | Самооценка и уровень притязаний. | 1 | Лекционное |
6. | Профессии типа «Человек-человек» | 1 | Лекционное |
7. | Профессии типа «Человек-техника» | 1 | Лекционное |
8. | Профессии типа «Человек -художественный образ» | 1 | Лекционное |
9. | Профессии типа «Человек-природа» | 1 | Лекционное |
10 | Профессии типа «Человек- знаковая система» | 1 | Лекционное |
11. | Профессиональная направленность. | 1 | Лекционное |
12. | Мотивы выбора профессии. | 1 | Лекционное, диагностика |
13. | Способности и выбор профессии. | 1 | Лекционное, диагностика |
14. | Профессиональные качества личности. | 1 | Лекционное |
15. | Лидер. Профессиональные роли. | 1 | Практическое |
16. | Ценностные качества профессионала. | 1 | Лекционное диагностика |
17. | Мои жизненные ценности. Ценностные убеждения. | 1 | Лекционное |
18. | Игра «Остров сокровищ». | 1 | Практическое |
19. | Чувства как критерий выбора. | 1 | Лекционное |
20. | Стресс и профессия | 1 | Лекционное. Практическое |
21. | Темперамент и профессия. | 1 | Практическое |
22. | Ошибки при выборе профессии. | 1 | Лекционное |
23. | Профессиональные планы. Профориентационная игра «Жизненное планирование будущего» | 1 | Практическое |
24. | Учебные учреждения Удмуртии (техникумы, колледжи) | 5 | Лекционное |
25. | Учебные учреждения Кировской области (техникумы, колледжи) | 5 | Лекционное |
26. | Заключительное занятие. Профориентационная игра «Страшный суд». | 1 | Тренинговое Лекционное |
Общее количество часов | 34 | |
Список литературы
Бендюков М.А., Соломин И.Л., Палагин А.А. Азбука профориентации.- СПб., 2008. – 218 с.
Бендюков М.А., Соломин И.Л., Степанов А.Н. Ищу работу. – СПб.: Литера плюс, 1995. – 284 с.
Основы планирования и реализации профессиональной карьеры. Рабочая тетрадь по профориентации молодежи. – СПб., 2010. – 42 с.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение . – М.; Воронеж: Модек, 1996.
Психология популярных профессий / Под ред. Л. А. Головей. СПб.: Речь, 2003.
Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. – СПб.: Речь, 2003.
Соломин И.Л. Экспресс – диагностика персонала. – СПб.: Речь, 2008.- 280 с.
8