СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа История Кубанского казачества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по курсу История Кубанского казачества

1-4 класс ФГОС НОО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа История Кубанского казачества»

Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 31.08.2016 года протокол № 1

Председатель ___________ /В.Г.Горобец /






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «История и культура кубанского казачества»


Уровень образования: начальное общее образование, 1 – 4 класс.

Количество часов: 135

Учитель: Подколзина Наталья Владимировна





Программа разработана на основе авторской программы «История Кубанского казачества» Администрации Краснодарского края, Департамента по делам казачества, военным вопросам и воспитанию допризывной молодёжи Кубанское казачье войско, ККИДППО, Краснодар: Традиция, - 2009.







I. Пояснительная записка

Программа курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 4, программы «История Кубанского казачества» Администрации Краснодарского края, Департамента по делам казачества, военным вопросам и воспитанию допризывной молодёжи Кубанского казачьего войска, ККИДППО, Краснодар: Традиция, 2009.


Цели программы – способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиций кубанского казачества и методов духовнонравственного, психологического, гражданского и военно-патриотического воспитания.

Настоящий курс призван реализовать в практической деятельности принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:

  • Воспитание гражданственности и любви к Родине;

  • Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

  • Формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;

  • Формирование мировоззренческой, нравственной культуры.


Поэтому задачами программы являются:

  • формирование у школьников познавательного интереса к истории и традициям казачества;

  • изучение бытовых и духовных традиций казаков, совершенствование физического и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества;

  • укрепление связей с казачьей семьёй в профилактике социального поведения детей и подростков.


Особенностью построения данной программы является выделение шести основных тематических разделов в течение каждого из 4 лет обучения: «Кубанские казаки», «Традиции и обычаи кубанских казаков», «Труд и быт казаков Кубани», «Православие в жизни кубанского казачества», «Кубанское казачье войско: история и современность», «Традиционная культура кубанского казачества». Разделы призваны реализовать цель и задачи программы. Содержание, основные формы работы каждого раздела усложняются в зависимости от возраста учащихся.


II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Роль и значимость предмета.

История казачества в прошлом не являлась предметом глубокого, всестороннего анализа; лишь отдельные её аспекты нашли отражение в научной литературе. Между тем, интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. Богатая культура российского казачества, в том числе казачества кубанского, представляет интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания.

Связь обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами современности.

В условиях благоприятного развития нашего Кубанского края изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания и образования молодёжи Кубани: именно на здоровых традициях можно построить и сформировать достойное современное общество. Курс призван способствовать формированию у детей чувства ответственности за судьбы России, своего родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях наших предков.


В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и, в дальнейшем, систематизации, обобщения, более глубокого изучения предмета.

Содержание первого года обучения посвящено изучению того, что ближе всего ребёнку 6–7-летнего возраста, тому, что окружает его: его семье, школе, жизни в своем городе, станице. Дети получают общие представления об основных понятиях, связанных с историей и культурой казачества. Актуализация знаний учащегося, обращение к его опыту, формирование внимательного отношения к ближайшему окружению ребёнка – всё это соответствует важнейшему принципу обучения и воспитания – принципу природосообразности.

Содержание второго, третьего и четвёртого годов обучения направлены на знакомство с историей и приобщение к культуре кубанских казаков в своем населенном пункте, районе, на Кубани в целом в различные исторические периоды, значимости деятельности кубанских казаков.

Осознание включенности в жизнь своего края формируется у учащихся через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города. С этой же целью в содержание учебного пособия введены сквозные герои, обсуждение которыми учебных тем, проблемных вопросов помогают ребёнку сориентироваться при выполнении заданий, в доступной форме получить сложную для понимания информацию.

Эффективность преподавания учебного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Кубановедение», «Основы православной культуры», курсов внеурочной деятельности, направленных на воспитание юного казака.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


• Ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности духовно-нравственных традиций кубанского казачества и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты развитой личности.

• Православная культура как основа духовных ценностей казака.


Место курса в плане внеурочной деятельности


На изучение курса «История и культура кубанского казачества» в начальной школе выделяется 135 часов. В первом классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели). Во 2-4 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).


Планируемые результаты изучения курса

«История и культура кубанского казачества»


В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты освоения курса «История и культура кубанского казачества» должны отражать сформированность:

• осознания себя гражданином России и жителем казачьего края, чувства гордости за свою Родину, кубанское казачество;

• уважительного отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре, своей семье;

• социальной роли учащегося, мотивов учебной деятельности, изучения истории и культуры кубанского казачества;

• самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения;

• чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях;

• мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметными результатами освоения курса «История и культура кубанского казачества» являются:


• способность осознавать цель и задачи изучения предмета;

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;

• освоение доступных способов изучения истории и культуры кубанского казачества (наблюдение, запись, сравнение и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

• использование различных способов поиска (интервьюирование, справочники, Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами; фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины;

• умение составлять тексты в устной и письменной формах, выступать; соблюдать нормы информационной этики;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументировать свою точку зрения.


На материале курса планируется сформировать основные компетенции учащихся:

• ключевые интеллектуальные умения (постановка проблемы, работа с информацией, планирование работы, рассуждение, выдвижение гипотез, проектирование и оценка…)

• универсальные способы деятельности, способы познания и взаимодействия;

• базовые знания, общее представление о системе знаний;

• социальный опыт;

• адекватная самооценка собственной системы знаний.


По окончании обучения учащиеся должны

Знать/понимать:

• различные фольклорные формы кубанского казачества;

• особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;

• историю своей казачьей семьи и/или историю семьи своих одноклассников;

• уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;

• основные ремесла кубанского казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;

• памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;

• основы духовной жизни кубанских казаков;

• структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.

Уметь:

  • исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;

  • реконструировать основные праздничные обряды;

  • рассказать о своем казачьем роде;

  • выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества»

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


1 год обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего час

Количество часов

учебных занятий

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

т

е

о

р

и

я

п

р

а

к

т

и

к

а

Вводное занятие

2




1.1

Что такое казачество и кто

такой казак?

1

1


Раскрывать значение терминов казак, казачество.

1.2.

Происхождение казачества

1


1

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю своего народа.

2.

Традиционная культура кубанских казаков

3




2.1.

Казачьи легенды, сказки. Казачьи пословицы.

1

1


Знакомиться с легендами, сказками и пословицами кубанских казаков.

2.2.

Казачий музыкальный фольклор

1

1


Знакомиться с музыкальным фольклором кубанских казаков. Выделять главное в изложенном материале. Оценивать красоту и звучание казачьих песен.

2.3.

Народные игры кубанского казачества

1

1


Знакомиться с играми кубанских казаков. Осуществлять поиск информации в Интернет-ресурсах о любимых играх казаков. Проводить аналогии с современными детскими играми.

3.

История моей казачьей семьи

3




3.1

Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение

1

1


Устанавливать связь поколений на примере воспитания в традиционной казачьей и современной семье. Рассказывать об особенностях нравственного воспитания в казачьих семьях.

3.2.

Семейные традиции. Моя

семья

1

1


Изучать генеалогическое древо своей семьи. Характеризовать правила, обычаи и нормы жизни казаков.

3.3.

Семейная летопись.

Проектная работа: «Я и моя семья».

1


1

Изучать генеалогическое древо своей семьи.

4.

Труд и быт казаков на Кубани

3




4.1.

Народные занятия

1

1


Характеризовать уровень развития народных знаний в разные периоды. Находить аналогии с современностью.

4.2.

Казачьи промыслы

1

1


Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию по данной теме из дополнительных источников. Оценивать достижения народных умельцев.

4.3.

Кубанские станицы и хутора. История образования города.

Проектная работа: «История моего города».

1

1


Исследовать на исторической карте географию расселения казаков на Кубани. Формулировать причины переселения.

Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию по истории возникновения родного города из дополнительных источников.

5.

Декоративно-прикладное искусство

3




5.1.

Декоративно-прикладное искусство жителей Кубани

1

1


Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию по данной теме из дополнительной литературы, электронных изданий. Оценивать достижения народных умельцев.

5.2

Работы кубанских умельцев

1

1


Характеризовать достижения народных умельцев. Самостоятельно изготовить изделие декоративно- приклад. искусства.

5.3.

Посещение музея

1


1

Анализировать достижения декоративно-прикладного искусства, представленные на выставке.

6.

Памятники истории кубанского казачества

3




6.1

Памятники на Кубани

1

1


Знакомиться с памятниками героям-кубанцам.

6.2.

Памятники в моем городе

1

1


Знакомиться с памятниками героям родного города.

6.3

Проектная работа: «Памятники на Кубани»

1


1

Самостоятельно составлять рассказ на основании различных источников информации

7.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

4




7.1.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

1

1


Изучать памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества.

7.2

Защитники земли Кубанской

1

1


Знакомиться с персоналиями известных защитников Кубани. Характеризовать казаков, как лучших воинов на страже отечества.

7.3.

Проектная работа: «Мы умеем предками гордиться».

1


1

Самостоятельно составлять рассказ на основании различных источников информации

7.4

Поход к монументу Славы.

1


1

Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от экскурсии.

8.

Православие и казачество

4




8.1.

Традиционные религиозные праздники и обряды кубанского казачества

1

1


Перечислять основные праздники казаков. Показывать в чем их сходство и различие с современными.

8.2.

Вера в народной жизни.

Первые храмы на Кубани

1

1


Исследовать становление религиозных традиций казаков. Определять роль православия в жизни казаков. Самостоятельно составлять рассказ о появлении первых храмов

8.3.

Религиозные традиции казаков

1

1


Рассказывать об особенностях нравственного воспитания в казачьих семьях. Характеризовать правила, обычаи и нормы религиозной жизни казаков.

8.4.

Экскурсия в храм

1


1

Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от экскурсии.

9.

Казак - патриот

4




9.1.

Кто такой патриот?

1

1


Объяснять понятие «патриот». Характеризовать казаков, как лучших воинов на страже отечества.

9.2.

Казачество: прошлое и современное

1

1


Анализировать достижения казачьей системы воспитания и подготовки в военном деле. Сравнивать образ жизни казачьего войска с современной армией.

9.3.

Защитники земли кубанской

1

1


Осуществлять самостоятельную деятельность по выбору темы, подготовке и демонстрации своей работы.

9.4.

Встреча с участником боевых действий

1


1

Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от встречи.

10

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

4



Демонстрировать знания, полученные в ходе изучения курса. Активно участвовать в организации и проведении мероприятий


Итого:

33

25

8




2 год обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего час

Количество часов

учебных занятий

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

т

е

о

р

и

я

п

р

а

к

т

и

к

а

1.

Вводное занятие

2




1.1

Кубанские казаки – потомки запорожских казаков

1

1


Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю своего народа. Осознавать национальную принадлежность.

1.2.

Казак, казачка и казачата

1


1

Раскрывать значение терминов казак, казачество, казачка, казачата.

2.

Традиционная культура кубанских казаков

3




2.1.

Образ казака в народном творчестве.

1

1


Охарактеризовать образ казака в произведениях искусства и литературы. Оценивать и отличать принадлежность казака по форме.

2.2.

Детские игры кубанского казачества.

1

1


Осуществлять поиск информации в Интернет-ресурсах о любимых играх казаков. Проводить аналогии с современными детскими играми.

2.3.

Выставка «Семейные реликвии»

1


1

Активно участвовать в организации и проведении выставки. Составлять простой рассказ о своих впечатлениях.

3.

История моей казачьей семьи

3




3.1

Заповеди казаков и их выполнение и соблюдение

1

1


Устанавливать связь поколений на примере воспитания в современной семье.

3.2.

Традиции моей семьи

1

1


Изучать генеалогическое древо своей семьи. Характеризовать правила, обычаи и нормы жизни казаков.

3.3.

Семейная летопись. Проектная работа: «Мои родные и близкие».

1


1

Изучать генеалогическое древо своей семьи. Составлять простой рассказ о своих предках.

4.

Труд и быт казаков на Кубани

3




4.1.

Строительство жилищ казаками, особенности их строения

1

1


Объяснять значение понятий: кош, курень, майдан. Описывать традиционные жилища казаков. Прокомментировать разницу между хутором и станицей.

4.2.

Промыслы и ремесла, которыми владеют казаки

1

1


Выделять основные занятия казаков. Характеризовать особенности казачьих промыслов.

4.3.

Трудовые династии. Проектная работа: «Кем работают мои родители».

1

1


Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию о профессиях своих предков.

5.

Декоративно-прикладное искусство

3




5.1.

Связь школьных и казачьих праздников и традиций

1

1


Перечислять основные праздники казаков. Показывать в чем их сходство и различие с современными.

5.2

Работы кубанских умельцев

1

1


Характеризовать достижения народных умельцев.

5.3.

Изготовление поздравительной открытки с казачьими элементами

1


1

Самостоятельно изготовить изделие декоративно- прикладного искусства.

6.

Памятники истории кубанского казачества

4




6.1

Главный город края. Годы его основания

1

1


Исследовать географию расселения казаков на Кубани.

Формулировать причины переселения.

Характеризовать значение личности А.Суворова в процессе образования казачьих поселений.

6.2.

Краснодар: памятники кубанского казачества

1

1


Самостоятельно составлять рассказ о памятниках казачества в Краснодаре.

6.3

Связь истории родного города, улицы с историей казачества

1

1


Показывать связь истории родного города или улицы с историей казачества.

6.4.

Достопримечательности города, связанные с историей казачества

1


1

Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию по данной теме из дополнительной литературы, электронных изданий.

7.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

4




7.1.

Изучение гимна, флага, герба Краснодарского края

1

1


Узнавать символы Краснодарского края. Выделять основные элементы герба и флага, связанные с историей казачества. Знать слова гимна.

7.2

Изучение флага и герба своего города.

1

1


Называть символы города Кропоткин. Выделять основные элементы, связанные с историей казачества.

7.3.

Проектная работа: «Герб города Кропоткина».

1


1

Подготовить рисунок и описание герба г. Кропоткин

7.4

Поход к монументу Славы.

1


1

Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от экскурсии

8.

Православие и казачество

4




8.1.

Православные храмы кубанского казачества

1

1


Исследовать особенности архитектуры храмов. Самостоятельно составлять рассказ о храмах Кубани

8.2.

Красный уголок в казачьей хате

1

1


Характеризовать значение красного угла в жизни и жилище казака.

8.3.

Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы

1

1


Рассказывать о православном празднике Покрова Пресвятой Богородицы.

8.4.

Экскурсия в храм

1


1

Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от экскурсии

9.

Казак - патриот

4




9.1.

Войсковое знамя

1

1


Объяснять понятие «патриот» и значение войскового знамени. Характеризовать казаков, как лучших воинов на страже отечества.

9.2.

Атрибуты и символы казаков

1

1


Осуществлять самостоятельную деятельность по выбору темы, подготовке и демонстрации своей работы.

9.3.

Встреча с казаками местного войска

1


1

Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от экскурсии

9.4.

Совместное посещение памятника и возложение цветов к мемориалу с казацкими почестями

1


1

Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от возложения цветов. Характеризовать значение казацких почестей

10

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

4



Демонстрировать знания, полученные в ходе изучения курса. Активно участвовать в организации и проведении мероприятий


Итого:

34

24

10



3 год обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего час

Количество часов

учебных занятий

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

т

е

о

р

и

я

п

р

а

к

т

и

к

а

1.

Вводное занятие

2




1.1

Переселение казаков на причерноморские земли

1

1


Исследовать географию расселения казаков на Кубани.

Формулировать причины переселения.

1.2.

Образование городов и станиц, особенности казачьих поселений

1


1

Характеризовать значение личности А.Суворова в процессе образования казачьих поселений.

Объяснять значение понятий: кош, курень, майдан. Описывать традиционные жилища казаков.

Прокомментировать разницу между хутором и станицей.

2.

Традиционная культура кубанских казаков

3




2.1.

Образ казаков в художественной литературе и искусстве.

1

1


Охарактеризовать образ казака в произведениях искусства и литературы. Оценивать и отличать принадлежность казака по форме.

2.2.

Казачьи легенды и сказы.

1

1


Знакомиться с легендами, сказками и пословицами кубанских казаков.

2.3.

Проектная работа: «Песни, сказки, поговорки и предания в моей семье».

1


1

Осуществлять сбор информации о передаваемых из поколения в поколение семейных песнях, сказках и поговорках. Составлять простой рассказ.

3.

История моей казачьей семьи

3




3.1

Изучение своего имени. Изучение казацких фамилий.

1

1


Узнать значение своего имени. Знакомиться с особенностями образования казачьих фамилий.

3.2.

Православные святые – покровители имени, именины

1

1


Характеризовать значение своего имени, соотносить его с православным святым.

3.3.

Проектная работа: «Я и моё имя. История моего имени и фамилии».

1


1

Составлять простой рассказ о святом – покровителе имени.

4.

Труд и быт казаков на Кубани

3




4.1.

Казак – труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудия труда кубанских казаков.

1

1


Выделять основные занятия казаков. Характеризовать особенности казачьих промыслов. Оценивать достижения народных умельцев.

4.2.

Современные профессии людей на Кубани

1

1


Знакомиться с профессиями, востребованными в настоящее время в крае.

4.3.

Проектная работа: «Профессии моих предков».

1


1

Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию по рассказам родителей об их профессии.

5.

Декоративно-прикладное искусство

3




5.1.

Значение животных для казачьих семей, конь – верный друг казака. Изображения животных на картинах кубанских художников

1

1


Характеризовать значение животных в жизни казачьей семьи. Объяснять необходимость тесной взаимосвязи наездника с конем. Приводить примеры традиций, опираясь на репродукции картин кубанских художников.

5.2

Мужская и женская казачья одежда. Головные уборы

1

1


Объяснять назначение таких предметов туалета, как зипун, черкеска, бурка, башлык, бешмет, папаха.

5.3.

Посещение музея

1


1

Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от экскурсии

6.

Памятники истории кубанского казачества

4




6.1

Значение символики для казака

1

1


Узнавать символы Кубанского казачьего войска. Выделять подразделения структуры войскового казачьего общества.

6.2.

Памятники воинской Славы

1

1


Знакомиться с памятниками героям-кубанцам.

6.3.

Памятники воинской Славы г. Кропоткин

1

1


Знакомиться с памятниками героям родного города

6.4.

Охрана и защита памятников

1


1

Составлять простой рассказ о необходимости беречь и охранять памятники героям отечества.

7.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

4




7.1.

Трудовые династии края

1

1


Приводить примеры трудовых династий края.

7.2

Трудовые династии родного города

1

1


Знакомиться с трудовыми династиями родного города

7.3.

Знаменитые люди нашего края и города

1


1

Самостоятельно составлять рассказ о знаменитых людях г. Кропоткин

7.4

Встреча с известными жителями (тружениками).

1


1

Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от встречи

8.

Православие и казачество

4




8.1.

Значение веры для казака

1

1


Исследовать становление религиозных традиций казаков. Определять роль православия в жизни казаков.

8.2.

Устройство православного храма

1

1


Ознакомиться с устройством православного храма.

8.3.

Дом Божий – православная церковь в твоём городе

1


1

Составлять рассказ об одной из православных церквей города

8.4.

Правила поведения в храме. Посещение храма.

1


1

Характеризовать правила, обычаи и нормы религиозной жизни и поведения в храме казаков. Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от экскурсии

9.

Казак - патриот

4




9.1.

Войсковые праздники

1

1


Объяснять понятие «патриот». Знакомиться с войсковыми праздниками казаков.

9.2.

Казацкие почести и наказания

1

1


Анализировать достижения казачьей системы воспитания и подготовки в военном деле. Сравнивать образ жизни казачьего войска с современной армией.

9.3.

Отношение казаков к гражданскому населению

1

1


Объяснять отношение казаков к гражданскому населению. Характеризовать казаков, как лучших воинов на страже отечества.

9.4.

Готовность к казачьему воинскому, социальному, трудовому служению.

1


1

Осуществлять самостоятельную деятельность по выбору темы, подготовке и демонстрации своей работы.

10

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

4





Итого:

34

23

11




4 год обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего час

Количество часов

учебных занятий

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

т

е

о

р

и

я

п

р

а

к

т

и

к

а

1.

Вводное занятие

2




1.1

Предки-казаки.

1

1


Исследовать географию расселения казаков на Кубани.

Формулировать причины переселения.

1.2.

Обязанности и увлечения казаков. Долг перед Родиной.

1


1

Характеризовать обязанности и основные занятия казаков, значение выполнения долга перед отечеством.

2.

Традиционная культура кубанских казаков

3




2.1.

Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков.

1

1


Характеризовать обычаи и обряды жизни казаков. Использовать знание пословиц и поговорок для подтверждения своей точки зрения.

2.2.

Особенности празднования зимних святок, колядок, щедровок, Масленицы, Пасхи, весенних хороводов, Ивана Купалы на Кубани.

1

1


Объяснять особенности празднования основных религиозных и народных торжеств. Приводить примеры колядок, щедровок.

2.3.

Кубанский диалект и говор. Происхождение и особенности языка.

Пение песен

1


1

Составлять простой рассказ об особенностях кубанского диалекта. Приводить в пример кубанские песни.

3.

История моей казачьей семьи

3




3.1

Казачья семья в современном мире.

Отношение к семье на Кубани.

1

1


Устанавливать связь поколений на примере воспитания в традиционной казачьей и современной семье.

3.2.

Иерархия в семье. Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье

1

1


Рассказывать об особенностях нравственного воспитания в казачьих семьях.

3.3.

Выпуск стенгазеты «Кубанская семья».

1


1

Принимать активное участие в подготовке материалов и выпуске стенгазеты «Кубанская семья»

4.

Труд и быт казаков на Кубани

3




4.1.

Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.

1

1


Характеризовать уровень развития народных знаний в разные периоды. Находить аналогии с современностью.

4.2.

Казаки–ремесленники, знаменитые мастера своего дела

1

1


Рассказывать о знаменитых казаках – мастерах своего дела. Оценивать достижения народных умельцев.

4.3.

Вещи, рассказывающие о быте и истории.

1


1

Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию по данной теме из дополнительных источников.

5.

Декоративно-прикладное искусство

3




5.1.

Материалы, из которых мастера нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза).

1

1


Рассказывать о материалах, которые используют ремесленники для своей работы.

5.2

Устное народное и современное творчество, связанное с историей и бытом казаков

1

1


Знакомиться с легендами, сказками и пословицами кубанских казаков. Осуществлять поиск информации в представленных материалах о быте казаков.

5.3.

Поделки и изделия из глины, пластилина, дерева, соломы и лозы

1


1

Самостоятельно изготовить изделие декоративно- приклад искусства.

6.

Памятники истории кубанского казачества

4




6.1

Памятник Екатерине II

1

1


Описывать памятник Екатерине II в Краснодаре. Характеризовать значение царицы в истории земли кубанской.

6.2.

Знаменитые казаки, внесшие вклад в образование и развитие Екатеринодара –

Краснодара

1

1


Знакомиться с персоналиями знаменитых казаков. Характеризовать их вклад в образование и развитие Екатеринодара.

6.3.

Символика районов, связанная с историей казачества на Кубани

1

1


Узнавать символы Кубанского казачьего войска и районов. Выделять подразделения структуры войскового казачьего общества.

6.4.

Проектная работа «Памятники истории кубанского казачества»

1


1

Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию по данной теме из дополнительных источников.

7.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

4




7.1.

Образовательные учреждения для обучения казаков – история и современность

1

1


Знакомиться с образовательными учреждениями для обучения казаков. Проводить аналогии с современными учебными заведениями.

7.2

История образования Государственного Кубанского хора. Репертуар детских казачьих песен

1

1


Знакомиться с историей образования Государственного Кубанского хора. Оценивать репертуар, красоту и звучание казачьих песен.

7.3.

Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты

1


1

Составлять простой рассказ о персоналиях или событиях, связанных с историей родного края.

7.4

Проектная работа: «История моей семьи в истории родной Кубани»

1


1

Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию по данной теме из рассказов родных и дополнительных источников.

8.

Православие и казачество

4




8.1.

Религиозные праздники и обряды кубанского казачества

1

1


Рассказывать о традиционных религиозных праздниках и обрядах казачества. Показывать их сходство и различие с современными.

8.2.

Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе.

1

1


Определять роль православия в жизни казаков. Самостоятельно составлять рассказ о традициях казаков в повседневной жизни.

8.3.

Почитание родителей и стариков – закон для казака.

1


1

Рассказывать об особенностях нравственного воспитания в казачьих семьях, уважении стариков и родителей.

8.4.

Толерантное отношение казаков к другим мировым религиям.

1


1

Исследовать становление религиозных традиций казаков. Характеризовать отношение казаков к другим вероисповеданиям.

9.

Казак - патриот

4




9.1.

Героические страницы истории Кубани.

1

1


Объяснять понятие «патриот». Характеризовать казаков, как лучших воинов на страже отечества.

9.2.

Биография кубанцев, явивших примеры гражданского служения и исполнения патриотического долга.

1

1


Знакомиться с персоналиями кубанских казаков-героев.

9.3.

Роль казачества в решении основных задач гражданской обороны.

Встреча с казаками местного войска.

1


1

Анализировать достижения казачьей системы воспитания и подготовки в военном деле. Сравнивать образ жизни казачьего войска с современной армией.

9.4.

Овладение навыками поведения в опасных ситуациях в соответствие с традициями казачества.

1


1

Изучать и демонстрировать навыки поведения в опасных ситуациях в соответствие с традициями казачества.

10

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

4





Итого:

34

22

12




IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



1 класс (33часа)

1.Вводное занятие (2ч)

Что такое казачество и кто такой казак? Происхождение казачества.



2.Традиционная культура кубанских казаков(3ч)

Казачьи легенды, сказки. Казачьи пословицы. Казачий музыкальный фольклор. Народные

игры кубанского казачества.



3.История моей казачьей семьи(3ч)

Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение. Семейные традиции. Моя семья. Семейная летопись.

Проектная работа: «Я и моя семья».



4.Труд и быт казаков на Кубани(3ч)

Народные занятия. Казачьи промыслы. Кубанские станицы и хутора. История образования города.

Проектная работа : «История моего города».



5.Казачье декоративно-прикладное искусство(3ч)

Декоративно-прикладное искусство жителей Кубани. Посещение школьного музея.

Посещение музея (историко-краеведческого зала).



6.Памятники истории кубанского казачества(3ч)

Памятники на Кубани. Памятники в моей местности.



7.Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества(4ч)

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества.

Защитники земли Кубанской. Поход к монументу Славы. Возложение цветов.

Проектная работа: «Мы умеем предками гордиться».



8.Православие и казачество(4ч)

Традиционные религиозные праздники и обряды кубанского казачества. Вера в народной жизни. Первые храмы на Кубани. Религиозные традиции запорожских и донских казаков.

Экскурсия в храм



9.Казак-патриот(4ч)

Кто такой патриот? Казачество: прошлое и современное. Защитники земли кубанской.

Встреча с участником боевых действий.



10.Подведение итогов, проведение массовых мероприятий(4ч)

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий:

«Казаки-защитники Отечества», «Чудеса под Рождество», «Масленичные гулянья»



2 класс (34часа)

1.Вводное занятие(2ч)

Кубанские казаки – потомки запорожских казаков. Казак, казачка и казачата



2.Традиционная культура кубанских казаков(3ч)

Образ казака в народном творчестве. Выставка «Семейные реликвии». Детские игры кубанского казачества.



3.История моей казачьей семьи(3ч)

Заповеди казаков и их выполнение и соблюдение. Традиции моей семьи. Семейная летопись.

Проектная работа: «Мои родные и близкие».



4.Труд и быт казаков на Кубани(3ч)

Строительство жилищ казаками, особенности их строения. Промыслы и ремесла, которыми владеют казаки. Трудовые династии.

Проектная работа: «Кем работают мои родители».



5.Казачье декоративно-прикладное искусство(3ч)

Связь школьных и казачьих праздников и традиций.

Изготовление поздравительной открытки с казачьими элементами.





6.Памятники истории кубанского казачества(4ч)

Главный город края. Годы его основания. Памятникам кубанского казачества. Связь истории родного города, улицы с историей казачества. Достопримечательности города, связанные с историей казачества.



7.Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества(4ч)

Изучение гимна, флага, герба Краснодарского края. Изучение гимна, флага, герба своего города, исследование, как они соотносятся с историей казачества.

Занятие-встреча с героями ВОВ.

Проектная работа: «Герб г. Кропоткина».



8.Православие и казачество(4ч)

Православные храмы кубанского казачества. Красный уголок в казачьей хате. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.



9.Казак-патриот(4ч)

Войсковое знамя. Атрибуты и символы казаков.

Встреча с казаками местного войска. Совместное посещение памятника и возложение цветов к мемориалу с казацкими почестями



10.Подведение итогов, проведение массовых мероприятий(4ч)

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий: «Казачьему роду нет переводу», «День Матери», «Рождественские посиделки», «Наша Родина – Кубань».



3 класс (34часа)

1.Вводное занятие (2ч)

Переселение казаков на причерноморские земли. Образование городов и станиц, особенности казачьих поселений.



2.Традиционная культура кубанских казаков(3ч)

Образ казаков в художественной литературе и искусстве. Просмотр презентации репродукций картин кубанских художников. Казачьи легенды и сказы.

Проектная работа: «Песни, сказки, поговорки и предания в моей семье».



3.История моей казачьей семьи(3ч)

Изучение своего имени. Изучение казацких фамилий. Православные святые – покровители

имени, именины.

Проектная работа: «Я и моё имя. История моего имени и фамилии».



4.Труд и быт казаков на Кубани(3ч)

Казак – труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудия труда кубанских казаков. Современные профессии людей на Кубани.



5.Казачье декоративно-прикладное искусство(3ч)

Значение животных для казачьих семей, конь – верный друг казака. Изображения животных на картинах кубанских художников. Мужская и женская казачья одежда. Головные уборы.

6.Памятники истории кубанского казачества(4ч)

Значение символики для казака. Памятники воинской Славы.

Памятники воинской Славы нашего города. Охрана и защита памятников.



7.Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества(4ч)

Трудовые династии края. Трудовые династии города. Знаменитые люди нашего края и города. Встреча с известными жителями (тружениками) нашего города.



8.Православие и казачество(4ч)

Значение веры для казака. Устройство православного храма. Дом Божий – православная церковь в твоём городе. Правила поведения в храме.

Посещение храма.



9.Казак-патриот (4ч)

Войсковые праздники. Казацкие почести и наказания. Отношение казаков к гражданскому населению.

Готовность (знание, основные умения и начальный опыт) к казачьему воинскому, социальному, трудовому служению.



10.Подведение итогов, проведение массовых мероприятий(4ч)

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий:

«Рождество Христово», «Пасха – светлый праздник», «Мать-казачка».



4 класс (34часа)

1.Вводное занятие(2ч)

Предки-казаки. Обязанности и увлечения казаков. Долг перед Родиной.



2.Традиционная культура кубанских казаков (3ч)

Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Особенности празднования зимних святок, колядок, щедровок, Масленицы, Пасхи, весенних хороводов, Ивана Купалы на Кубани. Кубанский диалект и говор. Происхождение и особенности языка. Пение песен.



3.История моей казачьей семьи(3ч)

Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Иерархия в семье. Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье.

Выпуск стенгазеты «Кубанская семья».



4.Труд и быт казаков на Кубани(3ч)

Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Казаки–ремесленники, знаменитые мастера своего дела. Вещи, рассказывающие о быте и истории.

Посещение музея



5.Казачье декоративно-прикладное искусство(3ч)

Материалы, из которых мастера нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза). Поделки и изделия из глины, пластилина, дерева, соломы и лозы. Устное народное и современное творчество, связанное с историей и бытом казаков.



6.Памятники истории кубанского казачества(4ч)

Виртуальная экскурсия к памятнику Екатерине II. Знаменитые казаки, внесшие вклад в образование и развитие Екатеринодара – Краснодара. Символика районов, связанная с историей казачества на Кубани.

Работа над проектом: «Памятники истории кубанского казачества».



7.Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества(4ч)

Образовательные учреждения для обучения казаков – история и современность. История образования Государственного Кубанского хора. Репертуар детских казачьих песен.

Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты.

Проектная работа: «История моей семьи в истории родной Кубани».



8.Православие и казачество(4ч)

Религиозные праздники и обряды кубанского казачества. Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. Почитание родителей и стариков – закон для казака. Толерантное отношение казаков к другим мировым религиям.



9.Казак-патриот(4ч)

Героические страницы истории Кубани. Биография кубанцев, явивших примеры гражданского служения и исполнения патриотического долга. Роль казачества в решении основных задач гражданской обороны.

Встреча с казаками местного войска.

Овладение навыками поведения в опасных ситуациях в соответствие с традициями казачества



10.Подведение итогов, проведение массовых мероприятий(4ч)

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий: «Кубанская земля умельцами славится», «Будем помнить в веках», «Ай, да, Масленица», «Казачий турнир».


V. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ


Разделы программы

Виды контроля

Формы контроля

Что контролируем

1


1.

Традиционная культура кубанских казаков.

Вводный, текущий, итоговый

Фольклорные праздники, викторины, конкурс инсценировок, исследовательский проект «Моя семья»

- знание различных фольклорных форм

кубанского казачества;

- знание особенностей проведения обрядовых праздников кубанских казаков;

  • умение исполнять, демонстрировать

различные фольклорные формы кубанского

казачества;

  • умение реконструировать основные

праздничные обряды.


2.

История моей казачьей семьи.

Семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи»

- знание истории своей казачьей

семьи и/или истории семьи своих одноклассников;

- знание и понимание уклада жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;

  • умение рассказать о своем казачьем роде.


3.

Труд и быт казаков на Кубани.

Выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ремёсла и промыслы», «кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков»


- умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;

- знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий

4.

Декоративно-прикладное искусство.

Викторина, тестирование «Ремёсла и виды декоративно-прикладного искусства», выставка и анализ творческих работ учащихся

- знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий;

- выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества.


5.





Памятники истории Кубанского казачества.

Видео-,слайд- викторина, акция «Во имя России, во славу Кубани», творческий проект «История памятника» (по выбору учащегося)


- знание основных памятных сооружений, связанных с историей и культурой кубанского казачества;

- выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества».

6.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.


Викторина, тестирование, праздники, связанны с памятными датами, исследовательский проект.

- знание памятных событий и дат,

связанных с историческими событиями кубанского казачества;

- выполнение исследовательского

проекта на тему «История и культура кубанского казачества».

7.

Православие и казачество.

Исследовательский проект, православные праздники.

- понимание основ духовной жизни

кубанских казаков.

- выполнение исследовательского

проекта на тему «История и культура кубанского казачества».


8.

Казак- патриот.

Исследовательский проект «Казаки-войны моей семьи», тестирование, фронтальная беседа.

- структура и направления деятельности кубанского казачьего войска;

  • выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества»




VI. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

а) список литературы для педагога

  1. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М. 2000.

  2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб. 1993.

  3. Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции. // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.

  4. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Т. 1-2. Краснодар. 1992.

  5. Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар. 2006.

  6. Бондарь Н.И. «Мышка, мышка…»: образ и ритуал. // Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998.

  7. Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры Кубанского казачества). // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.



б) список литературы для учащихся

  1. Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар. 2002.

  2. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В.В. Воронин. Краснодар. 2001.

  3. Народная проза Кубани. Авторы-составители: Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар. 2003. (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки).

  4. От прибаутки до былины. Русский фольклор. М. 1991.

  5. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 1993.

  6. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 2000.

в) технические средства обучения

Компьютер, интерактивная доска.


г) экранно – тематические пособия

Презентации, диски песен.



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей истории и обществознания СОШ №4

От « 31 » августа 2016 года № 1

___________ / А.Ф.Беляк. /


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

____________ /Т.В. Михайлова/

« 31 » августа 2016 года



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!