Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район
УТВЕРЖДЕНО |
решением педагогического совета |
от 31.08.2016 года протокол № 1 |
Председатель ___________ /В.Г.Горобец / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «История и культура кубанского казачества»
Уровень образования: начальное общее образование, 1 – 4 класс.
Количество часов: 135
Учитель: Подколзина Наталья Владимировна
Программа разработана на основе авторской программы «История Кубанского казачества» Администрации Краснодарского края, Департамента по делам казачества, военным вопросам и воспитанию допризывной молодёжи Кубанское казачье войско, ККИДППО, Краснодар: Традиция, - 2009.
I. Пояснительная записка
Программа курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 4, программы «История Кубанского казачества» Администрации Краснодарского края, Департамента по делам казачества, военным вопросам и воспитанию допризывной молодёжи Кубанского казачьего войска, ККИДППО, Краснодар: Традиция, 2009.
Цели программы – способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиций кубанского казачества и методов духовнонравственного, психологического, гражданского и военно-патриотического воспитания.
Настоящий курс призван реализовать в практической деятельности принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:
Воспитание гражданственности и любви к Родине;
Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
Формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;
Формирование мировоззренческой, нравственной культуры.
Поэтому задачами программы являются:
формирование у школьников познавательного интереса к истории и традициям казачества;
изучение бытовых и духовных традиций казаков, совершенствование физического и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества;
укрепление связей с казачьей семьёй в профилактике социального поведения детей и подростков.
Особенностью построения данной программы является выделение шести основных тематических разделов в течение каждого из 4 лет обучения: «Кубанские казаки», «Традиции и обычаи кубанских казаков», «Труд и быт казаков Кубани», «Православие в жизни кубанского казачества», «Кубанское казачье войско: история и современность», «Традиционная культура кубанского казачества». Разделы призваны реализовать цель и задачи программы. Содержание, основные формы работы каждого раздела усложняются в зависимости от возраста учащихся.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Роль и значимость предмета.
История казачества в прошлом не являлась предметом глубокого, всестороннего анализа; лишь отдельные её аспекты нашли отражение в научной литературе. Между тем, интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. Богатая культура российского казачества, в том числе казачества кубанского, представляет интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания.
Связь обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами современности.
В условиях благоприятного развития нашего Кубанского края изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания и образования молодёжи Кубани: именно на здоровых традициях можно построить и сформировать достойное современное общество. Курс призван способствовать формированию у детей чувства ответственности за судьбы России, своего родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях наших предков.
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и, в дальнейшем, систематизации, обобщения, более глубокого изучения предмета.
Содержание первого года обучения посвящено изучению того, что ближе всего ребёнку 6–7-летнего возраста, тому, что окружает его: его семье, школе, жизни в своем городе, станице. Дети получают общие представления об основных понятиях, связанных с историей и культурой казачества. Актуализация знаний учащегося, обращение к его опыту, формирование внимательного отношения к ближайшему окружению ребёнка – всё это соответствует важнейшему принципу обучения и воспитания – принципу природосообразности.
Содержание второго, третьего и четвёртого годов обучения направлены на знакомство с историей и приобщение к культуре кубанских казаков в своем населенном пункте, районе, на Кубани в целом в различные исторические периоды, значимости деятельности кубанских казаков.
Осознание включенности в жизнь своего края формируется у учащихся через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города. С этой же целью в содержание учебного пособия введены сквозные герои, обсуждение которыми учебных тем, проблемных вопросов помогают ребёнку сориентироваться при выполнении заданий, в доступной форме получить сложную для понимания информацию.
Эффективность преподавания учебного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Кубановедение», «Основы православной культуры», курсов внеурочной деятельности, направленных на воспитание юного казака.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
• Ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности духовно-нравственных традиций кубанского казачества и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты развитой личности.
• Православная культура как основа духовных ценностей казака.
Место курса в плане внеурочной деятельности
На изучение курса «История и культура кубанского казачества» в начальной школе выделяется 135 часов. В первом классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели). Во 2-4 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса
«История и культура кубанского казачества»
В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения курса «История и культура кубанского казачества» должны отражать сформированность:
• осознания себя гражданином России и жителем казачьего края, чувства гордости за свою Родину, кубанское казачество;
• уважительного отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре, своей семье;
• социальной роли учащегося, мотивов учебной деятельности, изучения истории и культуры кубанского казачества;
• самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения;
• чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях;
• мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами освоения курса «История и культура кубанского казачества» являются:
• способность осознавать цель и задачи изучения предмета;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
• освоение доступных способов изучения истории и культуры кубанского казачества (наблюдение, запись, сравнение и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
• использование различных способов поиска (интервьюирование, справочники, Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами; фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины;
• умение составлять тексты в устной и письменной формах, выступать; соблюдать нормы информационной этики;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументировать свою точку зрения.
На материале курса планируется сформировать основные компетенции учащихся:
• ключевые интеллектуальные умения (постановка проблемы, работа с информацией, планирование работы, рассуждение, выдвижение гипотез, проектирование и оценка…)
• универсальные способы деятельности, способы познания и взаимодействия;
• базовые знания, общее представление о системе знаний;
• социальный опыт;
• адекватная самооценка собственной системы знаний.
По окончании обучения учащиеся должны
Знать/понимать:
• различные фольклорные формы кубанского казачества;
• особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
• историю своей казачьей семьи и/или историю семьи своих одноклассников;
• уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
• основные ремесла кубанского казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
• памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
• основы духовной жизни кубанских казаков;
• структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.
Уметь:
исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
реконструировать основные праздничные обряды;
рассказать о своем казачьем роде;
выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества»
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час | Количество часов учебных занятий | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
т е о р и я | п р а к т и к а |
| Вводное занятие | 2 | | | |
1.1 | Что такое казачество и кто такой казак? | 1 | 1 | | Раскрывать значение терминов казак, казачество. |
1.2. | Происхождение казачества | 1 | | 1 | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю своего народа. |
2. | Традиционная культура кубанских казаков | 3 | | | |
2.1. | Казачьи легенды, сказки. Казачьи пословицы. | 1 | 1 | | Знакомиться с легендами, сказками и пословицами кубанских казаков. |
2.2. | Казачий музыкальный фольклор | 1 | 1 | | Знакомиться с музыкальным фольклором кубанских казаков. Выделять главное в изложенном материале. Оценивать красоту и звучание казачьих песен. |
2.3. | Народные игры кубанского казачества | 1 | 1 | | Знакомиться с играми кубанских казаков. Осуществлять поиск информации в Интернет-ресурсах о любимых играх казаков. Проводить аналогии с современными детскими играми. |
3. | История моей казачьей семьи | 3 | | | |
3.1 | Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение | 1 | 1 | | Устанавливать связь поколений на примере воспитания в традиционной казачьей и современной семье. Рассказывать об особенностях нравственного воспитания в казачьих семьях. |
3.2. | Семейные традиции. Моя семья | 1 | 1 | | Изучать генеалогическое древо своей семьи. Характеризовать правила, обычаи и нормы жизни казаков. |
3.3. | Семейная летопись. Проектная работа: «Я и моя семья». | 1 | | 1 | Изучать генеалогическое древо своей семьи. |
4. | Труд и быт казаков на Кубани | 3 | | | |
4.1. | Народные занятия | 1 | 1 | | Характеризовать уровень развития народных знаний в разные периоды. Находить аналогии с современностью. |
4.2. | Казачьи промыслы | 1 | 1 | | Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию по данной теме из дополнительных источников. Оценивать достижения народных умельцев. |
4.3. | Кубанские станицы и хутора. История образования города. Проектная работа: «История моего города». | 1 | 1 | | Исследовать на исторической карте географию расселения казаков на Кубани. Формулировать причины переселения. Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию по истории возникновения родного города из дополнительных источников. |
5. | Декоративно-прикладное искусство | 3 | | | |
5.1. | Декоративно-прикладное искусство жителей Кубани | 1 | 1 | | Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию по данной теме из дополнительной литературы, электронных изданий. Оценивать достижения народных умельцев. |
5.2 | Работы кубанских умельцев | 1 | 1 | | Характеризовать достижения народных умельцев. Самостоятельно изготовить изделие декоративно- приклад. искусства. |
5.3. | Посещение музея | 1 | | 1 | Анализировать достижения декоративно-прикладного искусства, представленные на выставке. |
6. | Памятники истории кубанского казачества | 3 | | | |
6.1 | Памятники на Кубани | 1 | 1 | | Знакомиться с памятниками героям-кубанцам. |
6.2. | Памятники в моем городе | 1 | 1 | | Знакомиться с памятниками героям родного города. |
6.3 | Проектная работа: «Памятники на Кубани» | 1 | | 1 | Самостоятельно составлять рассказ на основании различных источников информации |
7. | Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества | 4 | | | |
7.1. | Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества | 1 | 1 | | Изучать памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества. |
7.2 | Защитники земли Кубанской | 1 | 1 | | Знакомиться с персоналиями известных защитников Кубани. Характеризовать казаков, как лучших воинов на страже отечества. |
7.3. | Проектная работа: «Мы умеем предками гордиться». | 1 | | 1 | Самостоятельно составлять рассказ на основании различных источников информации |
7.4 | Поход к монументу Славы. | 1 | | 1 | Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от экскурсии. |
8. | Православие и казачество | 4 | | | |
8.1. | Традиционные религиозные праздники и обряды кубанского казачества | 1 | 1 | | Перечислять основные праздники казаков. Показывать в чем их сходство и различие с современными. |
8.2. | Вера в народной жизни. Первые храмы на Кубани | 1 | 1 | | Исследовать становление религиозных традиций казаков. Определять роль православия в жизни казаков. Самостоятельно составлять рассказ о появлении первых храмов |
8.3. | Религиозные традиции казаков | 1 | 1 | | Рассказывать об особенностях нравственного воспитания в казачьих семьях. Характеризовать правила, обычаи и нормы религиозной жизни казаков. |
8.4. | Экскурсия в храм | 1 | | 1 | Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от экскурсии. |
9. | Казак - патриот | 4 | | | |
9.1. | Кто такой патриот? | 1 | 1 | | Объяснять понятие «патриот». Характеризовать казаков, как лучших воинов на страже отечества. |
9.2. | Казачество: прошлое и современное | 1 | 1 | | Анализировать достижения казачьей системы воспитания и подготовки в военном деле. Сравнивать образ жизни казачьего войска с современной армией. |
9.3. | Защитники земли кубанской | 1 | 1 | | Осуществлять самостоятельную деятельность по выбору темы, подготовке и демонстрации своей работы. |
9.4. | Встреча с участником боевых действий | 1 | | 1 | Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от встречи. |
10 | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий | 4 | | | Демонстрировать знания, полученные в ходе изучения курса. Активно участвовать в организации и проведении мероприятий |
| Итого: | 33 | 25 | 8 | |
2 год обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час | Количество часов учебных занятий | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
т е о р и я | п р а к т и к а |
1. | Вводное занятие | 2 | | | |
1.1 | Кубанские казаки – потомки запорожских казаков | 1 | 1 | | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю своего народа. Осознавать национальную принадлежность. |
1.2. | Казак, казачка и казачата | 1 | | 1 | Раскрывать значение терминов казак, казачество, казачка, казачата. |
2. | Традиционная культура кубанских казаков | 3 | | | |
2.1. | Образ казака в народном творчестве. | 1 | 1 | | Охарактеризовать образ казака в произведениях искусства и литературы. Оценивать и отличать принадлежность казака по форме. |
2.2. | Детские игры кубанского казачества. | 1 | 1 | | Осуществлять поиск информации в Интернет-ресурсах о любимых играх казаков. Проводить аналогии с современными детскими играми. |
2.3. | Выставка «Семейные реликвии» | 1 | | 1 | Активно участвовать в организации и проведении выставки. Составлять простой рассказ о своих впечатлениях. |
3. | История моей казачьей семьи | 3 | | | |
3.1 | Заповеди казаков и их выполнение и соблюдение | 1 | 1 | | Устанавливать связь поколений на примере воспитания в современной семье. |
3.2. | Традиции моей семьи | 1 | 1 | | Изучать генеалогическое древо своей семьи. Характеризовать правила, обычаи и нормы жизни казаков. |
3.3. | Семейная летопись. Проектная работа: «Мои родные и близкие». | 1 | | 1 | Изучать генеалогическое древо своей семьи. Составлять простой рассказ о своих предках. |
4. | Труд и быт казаков на Кубани | 3 | | | |
4.1. | Строительство жилищ казаками, особенности их строения | 1 | 1 | | Объяснять значение понятий: кош, курень, майдан. Описывать традиционные жилища казаков. Прокомментировать разницу между хутором и станицей. |
4.2. | Промыслы и ремесла, которыми владеют казаки | 1 | 1 | | Выделять основные занятия казаков. Характеризовать особенности казачьих промыслов. |
4.3. | Трудовые династии. Проектная работа: «Кем работают мои родители». | 1 | 1 | | Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию о профессиях своих предков. |
5. | Декоративно-прикладное искусство | 3 | | | |
5.1. | Связь школьных и казачьих праздников и традиций | 1 | 1 | | Перечислять основные праздники казаков. Показывать в чем их сходство и различие с современными. |
5.2 | Работы кубанских умельцев | 1 | 1 | | Характеризовать достижения народных умельцев. |
5.3. | Изготовление поздравительной открытки с казачьими элементами | 1 | | 1 | Самостоятельно изготовить изделие декоративно- прикладного искусства. |
6. | Памятники истории кубанского казачества | 4 | | | |
6.1 | Главный город края. Годы его основания | 1 | 1 | | Исследовать географию расселения казаков на Кубани. Формулировать причины переселения. Характеризовать значение личности А.Суворова в процессе образования казачьих поселений. |
6.2. | Краснодар: памятники кубанского казачества | 1 | 1 | | Самостоятельно составлять рассказ о памятниках казачества в Краснодаре. |
6.3 | Связь истории родного города, улицы с историей казачества | 1 | 1 | | Показывать связь истории родного города или улицы с историей казачества. |
6.4. | Достопримечательности города, связанные с историей казачества | 1 | | 1 | Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию по данной теме из дополнительной литературы, электронных изданий. |
7. | Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества | 4 | | | |
7.1. | Изучение гимна, флага, герба Краснодарского края | 1 | 1 | | Узнавать символы Краснодарского края. Выделять основные элементы герба и флага, связанные с историей казачества. Знать слова гимна. |
7.2 | Изучение флага и герба своего города. | 1 | 1 | | Называть символы города Кропоткин. Выделять основные элементы, связанные с историей казачества. |
7.3. | Проектная работа: «Герб города Кропоткина». | 1 | | 1 | Подготовить рисунок и описание герба г. Кропоткин |
7.4 | Поход к монументу Славы. | 1 | | 1 | Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от экскурсии |
8. | Православие и казачество | 4 | | | |
8.1. | Православные храмы кубанского казачества | 1 | 1 | | Исследовать особенности архитектуры храмов. Самостоятельно составлять рассказ о храмах Кубани |
8.2. | Красный уголок в казачьей хате | 1 | 1 | | Характеризовать значение красного угла в жизни и жилище казака. |
8.3. | Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы | 1 | 1 | | Рассказывать о православном празднике Покрова Пресвятой Богородицы. |
8.4. | Экскурсия в храм | 1 | | 1 | Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от экскурсии |
9. | Казак - патриот | 4 | | | |
9.1. | Войсковое знамя | 1 | 1 | | Объяснять понятие «патриот» и значение войскового знамени. Характеризовать казаков, как лучших воинов на страже отечества. |
9.2. | Атрибуты и символы казаков | 1 | 1 | | Осуществлять самостоятельную деятельность по выбору темы, подготовке и демонстрации своей работы. |
9.3. | Встреча с казаками местного войска | 1 | | 1 | Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от экскурсии |
9.4. | Совместное посещение памятника и возложение цветов к мемориалу с казацкими почестями | 1 | | 1 | Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от возложения цветов. Характеризовать значение казацких почестей |
10 | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий | 4 | | | Демонстрировать знания, полученные в ходе изучения курса. Активно участвовать в организации и проведении мероприятий |
| Итого: | 34 | 24 | 10 | |
3 год обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час | Количество часов учебных занятий | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
т е о р и я | п р а к т и к а |
1. | Вводное занятие | 2 | | | |
1.1 | Переселение казаков на причерноморские земли | 1 | 1 | | Исследовать географию расселения казаков на Кубани. Формулировать причины переселения. |
1.2. | Образование городов и станиц, особенности казачьих поселений | 1 | | 1 | Характеризовать значение личности А.Суворова в процессе образования казачьих поселений. Объяснять значение понятий: кош, курень, майдан. Описывать традиционные жилища казаков. Прокомментировать разницу между хутором и станицей. |
2. | Традиционная культура кубанских казаков | 3 | | | |
2.1. | Образ казаков в художественной литературе и искусстве. | 1 | 1 | | Охарактеризовать образ казака в произведениях искусства и литературы. Оценивать и отличать принадлежность казака по форме. |
2.2. | Казачьи легенды и сказы. | 1 | 1 | | Знакомиться с легендами, сказками и пословицами кубанских казаков. |
2.3. | Проектная работа: «Песни, сказки, поговорки и предания в моей семье». | 1 | | 1 | Осуществлять сбор информации о передаваемых из поколения в поколение семейных песнях, сказках и поговорках. Составлять простой рассказ. |
3. | История моей казачьей семьи | 3 | | | |
3.1 | Изучение своего имени. Изучение казацких фамилий. | 1 | 1 | | Узнать значение своего имени. Знакомиться с особенностями образования казачьих фамилий. |
3.2. | Православные святые – покровители имени, именины | 1 | 1 | | Характеризовать значение своего имени, соотносить его с православным святым. |
3.3. | Проектная работа: «Я и моё имя. История моего имени и фамилии». | 1 | | 1 | Составлять простой рассказ о святом – покровителе имени. |
4. | Труд и быт казаков на Кубани | 3 | | | |
4.1. | Казак – труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудия труда кубанских казаков. | 1 | 1 | | Выделять основные занятия казаков. Характеризовать особенности казачьих промыслов. Оценивать достижения народных умельцев. |
4.2. | Современные профессии людей на Кубани | 1 | 1 | | Знакомиться с профессиями, востребованными в настоящее время в крае. |
4.3. | Проектная работа: «Профессии моих предков». | 1 | | 1 | Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию по рассказам родителей об их профессии. |
5. | Декоративно-прикладное искусство | 3 | | | |
5.1. | Значение животных для казачьих семей, конь – верный друг казака. Изображения животных на картинах кубанских художников | 1 | 1 | | Характеризовать значение животных в жизни казачьей семьи. Объяснять необходимость тесной взаимосвязи наездника с конем. Приводить примеры традиций, опираясь на репродукции картин кубанских художников. |
5.2 | Мужская и женская казачья одежда. Головные уборы | 1 | 1 | | Объяснять назначение таких предметов туалета, как зипун, черкеска, бурка, башлык, бешмет, папаха. |
5.3. | Посещение музея | 1 | | 1 | Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от экскурсии |
6. | Памятники истории кубанского казачества | 4 | | | |
6.1 | Значение символики для казака | 1 | 1 | | Узнавать символы Кубанского казачьего войска. Выделять подразделения структуры войскового казачьего общества. |
6.2. | Памятники воинской Славы | 1 | 1 | | Знакомиться с памятниками героям-кубанцам. |
6.3. | Памятники воинской Славы г. Кропоткин | 1 | 1 | | Знакомиться с памятниками героям родного города |
6.4. | Охрана и защита памятников | 1 | | 1 | Составлять простой рассказ о необходимости беречь и охранять памятники героям отечества. |
7. | Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества | 4 | | | |
7.1. | Трудовые династии края | 1 | 1 | | Приводить примеры трудовых династий края. |
7.2 | Трудовые династии родного города | 1 | 1 | | Знакомиться с трудовыми династиями родного города |
7.3. | Знаменитые люди нашего края и города | 1 | | 1 | Самостоятельно составлять рассказ о знаменитых людях г. Кропоткин |
7.4 | Встреча с известными жителями (тружениками). | 1 | | 1 | Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от встречи |
8. | Православие и казачество | 4 | | | |
8.1. | Значение веры для казака | 1 | 1 | | Исследовать становление религиозных традиций казаков. Определять роль православия в жизни казаков. |
8.2. | Устройство православного храма | 1 | 1 | | Ознакомиться с устройством православного храма. |
8.3. | Дом Божий – православная церковь в твоём городе | 1 | | 1 | Составлять рассказ об одной из православных церквей города |
8.4. | Правила поведения в храме. Посещение храма. | 1 | | 1 | Характеризовать правила, обычаи и нормы религиозной жизни и поведения в храме казаков. Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от экскурсии |
9. | Казак - патриот | 4 | | | |
9.1. | Войсковые праздники | 1 | 1 | | Объяснять понятие «патриот». Знакомиться с войсковыми праздниками казаков. |
9.2. | Казацкие почести и наказания | 1 | 1 | | Анализировать достижения казачьей системы воспитания и подготовки в военном деле. Сравнивать образ жизни казачьего войска с современной армией. |
9.3. | Отношение казаков к гражданскому населению | 1 | 1 | | Объяснять отношение казаков к гражданскому населению. Характеризовать казаков, как лучших воинов на страже отечества. |
9.4. | Готовность к казачьему воинскому, социальному, трудовому служению. | 1 | | 1 | Осуществлять самостоятельную деятельность по выбору темы, подготовке и демонстрации своей работы. |
10 | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий | 4 | | | |
| Итого: | 34 | 23 | 11 | |
4 год обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час | Количество часов учебных занятий | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
т е о р и я | п р а к т и к а |
1. | Вводное занятие | 2 | | | |
1.1 | Предки-казаки. | 1 | 1 | | Исследовать географию расселения казаков на Кубани. Формулировать причины переселения. |
1.2. | Обязанности и увлечения казаков. Долг перед Родиной. | 1 | | 1 | Характеризовать обязанности и основные занятия казаков, значение выполнения долга перед отечеством. |
2. | Традиционная культура кубанских казаков | 3 | | | |
2.1. | Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. | 1 | 1 | | Характеризовать обычаи и обряды жизни казаков. Использовать знание пословиц и поговорок для подтверждения своей точки зрения. |
2.2. | Особенности празднования зимних святок, колядок, щедровок, Масленицы, Пасхи, весенних хороводов, Ивана Купалы на Кубани. | 1 | 1 | | Объяснять особенности празднования основных религиозных и народных торжеств. Приводить примеры колядок, щедровок. |
2.3. | Кубанский диалект и говор. Происхождение и особенности языка. Пение песен | 1 | | 1 | Составлять простой рассказ об особенностях кубанского диалекта. Приводить в пример кубанские песни. |
3. | История моей казачьей семьи | 3 | | | |
3.1 | Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. | 1 | 1 | | Устанавливать связь поколений на примере воспитания в традиционной казачьей и современной семье. |
3.2. | Иерархия в семье. Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье | 1 | 1 | | Рассказывать об особенностях нравственного воспитания в казачьих семьях. |
3.3. | Выпуск стенгазеты «Кубанская семья». | 1 | | 1 | Принимать активное участие в подготовке материалов и выпуске стенгазеты «Кубанская семья» |
4. | Труд и быт казаков на Кубани | 3 | | | |
4.1. | Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. | 1 | 1 | | Характеризовать уровень развития народных знаний в разные периоды. Находить аналогии с современностью. |
4.2. | Казаки–ремесленники, знаменитые мастера своего дела | 1 | 1 | | Рассказывать о знаменитых казаках – мастерах своего дела. Оценивать достижения народных умельцев. |
4.3. | Вещи, рассказывающие о быте и истории. | 1 | | 1 | Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию по данной теме из дополнительных источников. |
5. | Декоративно-прикладное искусство | 3 | | | |
5.1. | Материалы, из которых мастера нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза). | 1 | 1 | | Рассказывать о материалах, которые используют ремесленники для своей работы. |
5.2 | Устное народное и современное творчество, связанное с историей и бытом казаков | 1 | 1 | | Знакомиться с легендами, сказками и пословицами кубанских казаков. Осуществлять поиск информации в представленных материалах о быте казаков. |
5.3. | Поделки и изделия из глины, пластилина, дерева, соломы и лозы | 1 | | 1 | Самостоятельно изготовить изделие декоративно- приклад искусства. |
6. | Памятники истории кубанского казачества | 4 | | | |
6.1 | Памятник Екатерине II | 1 | 1 | | Описывать памятник Екатерине II в Краснодаре. Характеризовать значение царицы в истории земли кубанской. |
6.2. | Знаменитые казаки, внесшие вклад в образование и развитие Екатеринодара – Краснодара | 1 | 1 | | Знакомиться с персоналиями знаменитых казаков. Характеризовать их вклад в образование и развитие Екатеринодара. |
6.3. | Символика районов, связанная с историей казачества на Кубани | 1 | 1 | | Узнавать символы Кубанского казачьего войска и районов. Выделять подразделения структуры войскового казачьего общества. |
6.4. | Проектная работа «Памятники истории кубанского казачества» | 1 | | 1 | Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию по данной теме из дополнительных источников. |
7. | Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества | 4 | | | |
7.1. | Образовательные учреждения для обучения казаков – история и современность | 1 | 1 | | Знакомиться с образовательными учреждениями для обучения казаков. Проводить аналогии с современными учебными заведениями. |
7.2 | История образования Государственного Кубанского хора. Репертуар детских казачьих песен | 1 | 1 | | Знакомиться с историей образования Государственного Кубанского хора. Оценивать репертуар, красоту и звучание казачьих песен. |
7.3. | Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты | 1 | | 1 | Составлять простой рассказ о персоналиях или событиях, связанных с историей родного края. |
7.4 | Проектная работа: «История моей семьи в истории родной Кубани» | 1 | | 1 | Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию по данной теме из рассказов родных и дополнительных источников. |
8. | Православие и казачество | 4 | | | |
8.1. | Религиозные праздники и обряды кубанского казачества | 1 | 1 | | Рассказывать о традиционных религиозных праздниках и обрядах казачества. Показывать их сходство и различие с современными. |
8.2. | Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. | 1 | 1 | | Определять роль православия в жизни казаков. Самостоятельно составлять рассказ о традициях казаков в повседневной жизни. |
8.3. | Почитание родителей и стариков – закон для казака. | 1 | | 1 | Рассказывать об особенностях нравственного воспитания в казачьих семьях, уважении стариков и родителей. |
8.4. | Толерантное отношение казаков к другим мировым религиям. | 1 | | 1 | Исследовать становление религиозных традиций казаков. Характеризовать отношение казаков к другим вероисповеданиям. |
9. | Казак - патриот | 4 | | | |
9.1. | Героические страницы истории Кубани. | 1 | 1 | | Объяснять понятие «патриот». Характеризовать казаков, как лучших воинов на страже отечества. |
9.2. | Биография кубанцев, явивших примеры гражданского служения и исполнения патриотического долга. | 1 | 1 | | Знакомиться с персоналиями кубанских казаков-героев. |
9.3. | Роль казачества в решении основных задач гражданской обороны. Встреча с казаками местного войска. | 1 | | 1 | Анализировать достижения казачьей системы воспитания и подготовки в военном деле. Сравнивать образ жизни казачьего войска с современной армией. |
9.4. | Овладение навыками поведения в опасных ситуациях в соответствие с традициями казачества. | 1 | | 1 | Изучать и демонстрировать навыки поведения в опасных ситуациях в соответствие с традициями казачества. |
10 | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий | 4 | | | |
| Итого: | 34 | 22 | 12 | |
IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс (33часа)
1.Вводное занятие (2ч)
Что такое казачество и кто такой казак? Происхождение казачества.
2.Традиционная культура кубанских казаков(3ч)
Казачьи легенды, сказки. Казачьи пословицы. Казачий музыкальный фольклор. Народные
игры кубанского казачества.
3.История моей казачьей семьи(3ч)
Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение. Семейные традиции. Моя семья. Семейная летопись.
Проектная работа: «Я и моя семья».
4.Труд и быт казаков на Кубани(3ч)
Народные занятия. Казачьи промыслы. Кубанские станицы и хутора. История образования города.
Проектная работа : «История моего города».
5.Казачье декоративно-прикладное искусство(3ч)
Декоративно-прикладное искусство жителей Кубани. Посещение школьного музея.
Посещение музея (историко-краеведческого зала).
6.Памятники истории кубанского казачества(3ч)
Памятники на Кубани. Памятники в моей местности.
7.Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества(4ч)
Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества.
Защитники земли Кубанской. Поход к монументу Славы. Возложение цветов.
Проектная работа: «Мы умеем предками гордиться».
8.Православие и казачество(4ч)
Традиционные религиозные праздники и обряды кубанского казачества. Вера в народной жизни. Первые храмы на Кубани. Религиозные традиции запорожских и донских казаков.
Экскурсия в храм
9.Казак-патриот(4ч)
Кто такой патриот? Казачество: прошлое и современное. Защитники земли кубанской.
Встреча с участником боевых действий.
10.Подведение итогов, проведение массовых мероприятий(4ч)
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий:
«Казаки-защитники Отечества», «Чудеса под Рождество», «Масленичные гулянья»
2 класс (34часа)
1.Вводное занятие(2ч)
Кубанские казаки – потомки запорожских казаков. Казак, казачка и казачата
2.Традиционная культура кубанских казаков(3ч)
Образ казака в народном творчестве. Выставка «Семейные реликвии». Детские игры кубанского казачества.
3.История моей казачьей семьи(3ч)
Заповеди казаков и их выполнение и соблюдение. Традиции моей семьи. Семейная летопись.
Проектная работа: «Мои родные и близкие».
4.Труд и быт казаков на Кубани(3ч)
Строительство жилищ казаками, особенности их строения. Промыслы и ремесла, которыми владеют казаки. Трудовые династии.
Проектная работа: «Кем работают мои родители».
5.Казачье декоративно-прикладное искусство(3ч)
Связь школьных и казачьих праздников и традиций.
Изготовление поздравительной открытки с казачьими элементами.
6.Памятники истории кубанского казачества(4ч)
Главный город края. Годы его основания. Памятникам кубанского казачества. Связь истории родного города, улицы с историей казачества. Достопримечательности города, связанные с историей казачества.
7.Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества(4ч)
Изучение гимна, флага, герба Краснодарского края. Изучение гимна, флага, герба своего города, исследование, как они соотносятся с историей казачества.
Занятие-встреча с героями ВОВ.
Проектная работа: «Герб г. Кропоткина».
8.Православие и казачество(4ч)
Православные храмы кубанского казачества. Красный уголок в казачьей хате. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
9.Казак-патриот(4ч)
Войсковое знамя. Атрибуты и символы казаков.
Встреча с казаками местного войска. Совместное посещение памятника и возложение цветов к мемориалу с казацкими почестями
10.Подведение итогов, проведение массовых мероприятий(4ч)
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий: «Казачьему роду нет переводу», «День Матери», «Рождественские посиделки», «Наша Родина – Кубань».
3 класс (34часа)
1.Вводное занятие (2ч)
Переселение казаков на причерноморские земли. Образование городов и станиц, особенности казачьих поселений.
2.Традиционная культура кубанских казаков(3ч)
Образ казаков в художественной литературе и искусстве. Просмотр презентации репродукций картин кубанских художников. Казачьи легенды и сказы.
Проектная работа: «Песни, сказки, поговорки и предания в моей семье».
3.История моей казачьей семьи(3ч)
Изучение своего имени. Изучение казацких фамилий. Православные святые – покровители
имени, именины.
Проектная работа: «Я и моё имя. История моего имени и фамилии».
4.Труд и быт казаков на Кубани(3ч)
Казак – труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудия труда кубанских казаков. Современные профессии людей на Кубани.
5.Казачье декоративно-прикладное искусство(3ч)
Значение животных для казачьих семей, конь – верный друг казака. Изображения животных на картинах кубанских художников. Мужская и женская казачья одежда. Головные уборы.
6.Памятники истории кубанского казачества(4ч)
Значение символики для казака. Памятники воинской Славы.
Памятники воинской Славы нашего города. Охрана и защита памятников.
7.Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества(4ч)
Трудовые династии края. Трудовые династии города. Знаменитые люди нашего края и города. Встреча с известными жителями (тружениками) нашего города.
8.Православие и казачество(4ч)
Значение веры для казака. Устройство православного храма. Дом Божий – православная церковь в твоём городе. Правила поведения в храме.
Посещение храма.
9.Казак-патриот (4ч)
Войсковые праздники. Казацкие почести и наказания. Отношение казаков к гражданскому населению.
Готовность (знание, основные умения и начальный опыт) к казачьему воинскому, социальному, трудовому служению.
10.Подведение итогов, проведение массовых мероприятий(4ч)
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий:
«Рождество Христово», «Пасха – светлый праздник», «Мать-казачка».
4 класс (34часа)
1.Вводное занятие(2ч)
Предки-казаки. Обязанности и увлечения казаков. Долг перед Родиной.
2.Традиционная культура кубанских казаков (3ч)
Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Особенности празднования зимних святок, колядок, щедровок, Масленицы, Пасхи, весенних хороводов, Ивана Купалы на Кубани. Кубанский диалект и говор. Происхождение и особенности языка. Пение песен.
3.История моей казачьей семьи(3ч)
Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Иерархия в семье. Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье.
Выпуск стенгазеты «Кубанская семья».
4.Труд и быт казаков на Кубани(3ч)
Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Казаки–ремесленники, знаменитые мастера своего дела. Вещи, рассказывающие о быте и истории.
Посещение музея
5.Казачье декоративно-прикладное искусство(3ч)
Материалы, из которых мастера нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза). Поделки и изделия из глины, пластилина, дерева, соломы и лозы. Устное народное и современное творчество, связанное с историей и бытом казаков.
6.Памятники истории кубанского казачества(4ч)
Виртуальная экскурсия к памятнику Екатерине II. Знаменитые казаки, внесшие вклад в образование и развитие Екатеринодара – Краснодара. Символика районов, связанная с историей казачества на Кубани.
Работа над проектом: «Памятники истории кубанского казачества».
7.Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества(4ч)
Образовательные учреждения для обучения казаков – история и современность. История образования Государственного Кубанского хора. Репертуар детских казачьих песен.
Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты.
Проектная работа: «История моей семьи в истории родной Кубани».
8.Православие и казачество(4ч)
Религиозные праздники и обряды кубанского казачества. Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. Почитание родителей и стариков – закон для казака. Толерантное отношение казаков к другим мировым религиям.
9.Казак-патриот(4ч)
Героические страницы истории Кубани. Биография кубанцев, явивших примеры гражданского служения и исполнения патриотического долга. Роль казачества в решении основных задач гражданской обороны.
Встреча с казаками местного войска.
Овладение навыками поведения в опасных ситуациях в соответствие с традициями казачества
10.Подведение итогов, проведение массовых мероприятий(4ч)
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий: «Кубанская земля умельцами славится», «Будем помнить в веках», «Ай, да, Масленица», «Казачий турнир».
V. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
№ | Разделы программы | Виды контроля | Формы контроля | Что контролируем |
1 1. | Традиционная культура кубанских казаков. | Вводный, текущий, итоговый | Фольклорные праздники, викторины, конкурс инсценировок, исследовательский проект «Моя семья» | - знание различных фольклорных форм кубанского казачества; - знание особенностей проведения обрядовых праздников кубанских казаков; различные фольклорные формы кубанского казачества; праздничные обряды. |
2. | История моей казачьей семьи. | Семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи» | - знание истории своей казачьей семьи и/или истории семьи своих одноклассников; - знание и понимание уклада жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи; |
3. | Труд и быт казаков на Кубани. | Выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ремёсла и промыслы», «кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков» | - умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом; - знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий |
4. | Декоративно-прикладное искусство. | Викторина, тестирование «Ремёсла и виды декоративно-прикладного искусства», выставка и анализ творческих работ учащихся | - знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий; - выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества. |
5. | Памятники истории Кубанского казачества. | Видео-,слайд- викторина, акция «Во имя России, во славу Кубани», творческий проект «История памятника» (по выбору учащегося) | - знание основных памятных сооружений, связанных с историей и культурой кубанского казачества; - выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества». |
6. | Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. | Викторина, тестирование, праздники, связанны с памятными датами, исследовательский проект. | - знание памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества; - выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества». |
7. | Православие и казачество. | Исследовательский проект, православные праздники. | - понимание основ духовной жизни кубанских казаков. - выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества». |
8. | Казак- патриот. | Исследовательский проект «Казаки-войны моей семьи», тестирование, фронтальная беседа. | - структура и направления деятельности кубанского казачьего войска; |
VI. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
а) список литературы для педагога
Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М. 2000.
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб. 1993.
Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции. // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Т. 1-2. Краснодар. 1992.
Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар. 2006.
Бондарь Н.И. «Мышка, мышка…»: образ и ритуал. // Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998.
Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры Кубанского казачества). // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
б) список литературы для учащихся
Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар. 2002.
Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В.В. Воронин. Краснодар. 2001.
Народная проза Кубани. Авторы-составители: Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар. 2003. (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки).
От прибаутки до былины. Русский фольклор. М. 1991.
Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 1993.
Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 2000.
в) технические средства обучения
Компьютер, интерактивная доска.
г) экранно – тематические пособия
Презентации, диски песен.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей истории и обществознания СОШ №4 От « 31 » августа 2016 года № 1 ___________ / А.Ф.Беляк. / | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР ____________ /Т.В. Михайлова/ « 31 » августа 2016 года |