СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории кубанского казачества

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана для классов казачьей направленности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории кубанского казачества»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 33 станицы Архангельской

муниципального образования Тихорецкий район



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 31 августа 2015 года протокол №1

Председатель

_________Н.И.Лобацкая







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


По истории кубанского казачества


Уровень образования (класс) основное общее образование 5-9 класс


Количество часов 170


Учитель Пчелинцева Милана Михайловна


Программа разработана в соответствии и на основе авторской программы Ратушняк В.Н., Ратушняк О.В., Мирук М.В. «История кубанского казачества», «Традиция», 2006



















  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «История Кубанского казачества» разработана на основе авторской программы «История Кубанского казачества» авторы: В.Н. Ратушняк, О.В. Ратушняк., Краснодар, 2006 год.

История казачества в прошлом не являлась предметом глубокого, всестороннего анализа; лишь отдельные ее аспекты нашли отражение в научной литературе. Между тем интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. Мы являемся свидетелями того, как считавшееся давно похороненным российское казачество возрождается и крепнет. Согласно решению Войскового Сбора Кубанского казачьего войска от 22 ноября 2003 г. «Об основных направлениях деятельности Кубанского казачьего войска», среди таковых были признаны военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи, возрождение и сохранение исторических, культурных и духовных традиций кубанского казачества.

Актуальность курса определяется его нацеленностью на воспитание гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.

Цели курса - способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиций кубанского казачества и методов духовно-нравственного, психологического, гражданского и военно ­ патриотического воспитания.

Задачами курса являются:

1. Формирование у школьников познавательного интереса к истории и традициям казачества.

2. Изучение бытовых и духовных традиций и правил поведения казаков; совершенствование физического и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества.

3. Укрепление связей с казачьей семьей в профилактике социального поведения детей и подростков.

Преподавание «Истории кубанского казачества» в классе казачьей направленности предполагает, как минимум, три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся (в реальной педагогической практике они органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников):

1) получение учащимися «готовых» знаний со слов учителя;

2) самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни);

3) углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес (ученики фактически выступают в роли «юных ученых» - исследователей). Наиболее эффективная форма организации этого уровня познавательной работы учащихся - проектная деятельность, которая осуществляется членами кружков.

Продолжительность занятия — 40 минут. Форма обучения — групповая. Преобладает комплексный тип занятий (рассматриваются как теоретические, так и практические вопросы). Основной формой работы являются учебные занятия. Это и лекция, и занятие-встреча, занятие-заочная экс­курсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие-творческий портрет, занятие-праздник. Запланированы и выездные занятия в музеи. Занятия по данной програм­ме носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого года обучения на­целены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия второго года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятель­ность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний).

2. Общая характеристика курса

Курс внеурочной деятельности «История Кубанского казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении кубанского казачества, о казачьих атаманах и героях, их православной вере, традициях, фольклоре, военном искусстве и т.д.

«История Кубанского казачества» реализуется во внеурочной деятельности классов казачьей направленности и соответствует возрастным возможностям учащихся. Она является частью предмета «Кубановедение». Предметы «Кубановедение» и «История России» являются базой для внеурочной деятельности «История Кубанского казачества».

Программа дает общее представление о кубанском казачестве и в значительной мере посвящена изучению традиций и войсковых праздников кубанского казачества.


3. Описание места курса «История кубанского казачества» в учебном плане

Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с базисным учебным планом МБОУ СОШ №33, для классов казачьей направленности. Общее число учебных часов -170 (1 час в неделю).


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

Программа «История Кубанского казачества» способствует формированию у школьников следующих качеств личности:

  • патриотизм;

  • терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку Кубанского казачества;

  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;

  • трудолюбие;

  • настойчивость;

  • дисциплинированность;

  • любовь к малой родине;

  • неравнодушное отношение к возрождению традиций Кубанского казачества:

Личностным результатом обучения истории Кубанского казачества в 5-6 классах, является формирование:

  • познавательного интереса к изучению истории Кубанского казачества;

  • всесторонне образованной, развитой личности;

  • понимания значения культуры Кубанского казачества;

  • чувства гордости за свою малую родину;

  • уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;

  • представления о Кубани как неотделимой части России;


Средством развития личностных результатов служит учебный материал нацеленный на:

– умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани;

– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «История Кубанского казачества» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:

– осознание роли истории и кубановедения в познании общественных процессов, происходящих в мире;

– освоение системы краеведческих знаний о истории Кубани, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;

– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты 

Знать (понимать):

-        основные этапы и главные события истории казачества с момента переселения до наших дней;

-        важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе их жизни;

-        изученные виды исторических источников.

Уметь:

-        соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

-        использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

-        показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;

-        рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

-        соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-        объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

-        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

-        высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;


5.Содержание учебного предмета.

Программа по истории кубанского казачества предусматривает обучение школьников 5-9 классов казачьей направленности в объеме 34 часов в каждом классе в течение учебного года


5 класс - 34 часа

Тема 1. Вводное занятие. Предмет и задачи курса «История кубанского казачества» -

4 часа

Что такое казачество, кто такой казак? Происхождение казачества. Казачьи войска дореволюционной России, территория их расселения. Казачество прошлое и современное: общее и особенное.

Казаки в устном народном творчестве, художественной литературе и искусстве.


Тема 2. Православие как источник духовности казачества - 8 часов

Религиозные традиции запорожских и донских казаков. Кав­каз - место раннего появления христианства. Православная Тму­таракань. Православие у адыгов. Византия и генуэзские миссионеры. Казаки - старообрядцы на Кубани в XVH в. Осо­бенности религиозного сознания черноморских переселенцев. Черноморское духовенство. Духовная жизнь линейных станиц.

Влияние церкви на духовное и нравственное состояние каза­чества. Епархиальное управление Кубанской областью. Борьба с расколом и сектантством. Святые обители.

Вера в народной жизни. Святой угол. Православный кален­дарь. Паломничество и почитание святых мест. Станичный храм. Станичный батюшка. Вера и верование.

Традиционные религиозные праздники и обряды кубанского казачества. Рождество. Колядование. Щедрование. Посевание. Крещение Господне. Святки. Масленица. Прощеное воскресе­нье. Великий пост. Вербная неделя. Страстная неделя. Сретение. Благовещенье. Пасха. Провода. Вознесение. Троица. Воздвиже­нье. Покров (Покрова). Престольные/храмовые праздники.

Войсковые праздники. День благоверного князя святого Александра Невского. Святая Екатерина - покровительница Екатеринодара. Святыни и обряды казачества. Родильно-­крестильный обряд. Проводы на службу. Свадебный обряд. По­хоронно-поминальный обряд.


Тема 3. Казачьи традиции, народные знания и фольклор - 7 часов

Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполне­ние. Воспитание в казачьей семье.

Народные знания. Народная метеорология. Народные пред­ставления об устройстве вселенной. Народная ветеринария. Тра­диционная медицина.

Казачье декоративно-прикладное искусство. Традиционные художественные ремесла и промыслы. Художественная ковка. Изготовление оружия. Гравировка. Прядение и ткачество. Вы­шивка. Гончарное дело. Лозоплетение. Роспись. Войсковая жи­вопись.

Казачий музыкальный фольклор. Этапы формирования ку­банской казачьей музыкальной традиции. Особенность жанро­вой системы кубанского музыкального фольклора. Воинские жанры народных песен Кубани. Историческая песня. Обрядовые песенные жанры. Свадебный фольклор. Неприуроченные жанры фольклора: плясовые песни, припевки, частушки. Казачьи пля­ски. Казачий язык - диалекты и говоры.

Тема 4. Культура физического воспитания казачества - 6 часов

Физическое воспитание казачьей молодежи в семье и общине (станице). Народные игры кубанского казачества. Физическое воспитание в учебных заведениях. Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках. Искусство рукопашного боя и верховой езды. Система выживания. Казачий Спас.


Тема 5. Материальная культура кубанского казачества - 7 часов

Землевладение и землепользование на Кубани. Войсковые земли. Паевый надел. Станицы и хутора. Усадебная земля и по­левой надел как основа хозяйственной деятельности казаков.

Скотоводство. Лошадь в жизни казака. Корова - кормилица. Казачьи промыслы. Рыболовство. Охота.

Поселения и традиционные жилища казаков. Сечь. Кош. Ста­ница. Хутор. Курень. Хата. Турлук. Саман. Землянка. Баз. По­греб. Амбар. Летняя кухня. Казачьи городки. Зимовники. Май­дан.

Традиционная одежда кубанских казаков. Шаровары. Рубаха. Косоворотка. Сорочка. Зипун. Платье. Юбка. Кофта. Украше­ния. Черкеска. Бурка. Башлык. Бешмет. Папаха.

Традиционная система питания на Кубани. Лепешки. Каша. Курник. Вареники. Рыбные блюда. Молочные продукты. Блюда из овощей и фруктов. Борщ. Мясные блюда. Студень (холодец). Сало. Напитки. Квас. Кисель. Узвар (взвар). Брага.

Тема 6. Итоговое занятие – 2 часа

6 класс - 34 часа

Тема 1. Традиционное снаряжение и оружие кубанских казаков - 6 часов

Экипировка казака и верховой лошади. Эволюция огне­стрельного оружия казаков. Холодное оружие. Шашка. Сабля. Кинжал. Пика. Подготовка военного снаряжения к службе в ар­мии.

Тема 2. Образование Кубанского казачьего войска - 4 часа

Формирование кубанского казачества. Южнорусский и укра­инский компоненты формирования казачества Кубани. Запо­рожцы - предшественники Черноморского войска. Черномор­ское войско: запорожцы, малороссийские казаки, переселенцы из Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний, отстав­ные солдаты. Черноморцы как мореходы, всадники, пластуны. Донцы - предшественники Кавказского линейного казачьего войска. Линейные казаки: хоперцы, южнорусские однодворцы, донцы. Новая Линия. Казачество Закубанья. Объединение чер­номорцев и линейцев. Формирование самосознания и самона­звания: кубанские казаки. Кубанское казачье войско. Н.И. Евдо­кимов - первый атаман Кубанского казачьего войска.


Тема 3. Воинский мир кубанского казачества - 7 часов

Казак как прирожденный воин. Военная служба казачества в дореволюционной России. Разведка. Охрана границ. Кавалерий­ская служба. Пластуны: от стрелков - разведчиков до «царицы полей». Участие казачества в охране границ и военных действиях императорской России.

Воинские народные знания. Воинский фольклор. Воинские обряды. Полковое / батальонное самосознание.

Тема 4. Выдающиеся кубанские атаманы - 8 часов

С. И. Белый, З.А. Чепега, А.А. Головатый, ФЯ. Бур­сак, А.Д. Безкровный, Н.И. Евдокимов, Г.А. Рашпиль, Н.Н.Кармалин, М. П. Бабыч: их жизнь и деятельность во славу казачества, на благо Войска.

Тема 5. Герои кубанского казачества - 7 часов

Подвиг защитников Ольгинского куреня во главе с полков­ником Л. Тиховским (1810 г.). Подвиг казаков сотника А.А. Гре­чишкина (1829 г.). Казачество в Крымской войне: герои обороны Севастополя. Подвиг казаков сотника Е. Горбатко (1862 г.). Ка­заки - освободители Болгарии. На сопках Маньчжурии. Есаул В.Д. Гамалий и его знаменитый рейд в годы Первой мировой войны. Военный летчик В.М. Ткачев. Елена Чоба. Казаки - ге­рои Великой Отечественной войны. А.Е. Берлизов – герой Приднестровья.

Тема 6. Итоговое занятие - 2 часа

Казак - доблестный защитник Родины. Воинские традиции кубанского казачества и современность (встреча с представи­телями казачества).


7 класс - 34 часа

Тема 1. Историки кубанского казачества - 7 часов

Я.Г. Кухаренко, И.Д. Попко, ПЛ. Короленко, Е.Д. Фелицын,

Ф.А. Щербина, В.А. Голобуцкий. Их деятельность по изучению истории кубанского казачества.

Краеведческая деятельность на Кубани. Изучение истории казачества краеведческими организациями Кубани. Кубанский областной статистический комитет (1879 - 1917 гг.). Общество любителей изучения Кубанской области (1897 - 1932 гг.). Ку­банское общество любителей изучения казачества на Кубани(1911-1917 гг.).

Тема 2. Духовный наставник и просветитель черномор­ских казаков К.В. Россинский

3 часа

Кто такой К. В. Россинский: происхождение и становление личности. К. В. Россинский - войсковой священник. Просветительская деятельность К. В. Россинского и его духовное насле­дие.

Тема 4. Казачье зарубежье - 6 часов

Гражданская война и трагедия казачества. Эмиграция каза­ков. Страны расселения. Жизнь за рубежом. Вторая мировая война и вторая волна эмиграции. Лиенцевская трагедия. Совре­менное положение казачества за рубежом.

Тема 5. Возрождение кубанского казачества - 10 часов

У истоков казачьего возрождения. Кубанский казачий клуб.

Учредительный съезд кубанского казачества (1990 г.). Образование Кубанской казачьей Рады, Всекубанского казачьего войска, Кубанского казачьего войска. Организационная структура войска. В.П. Громов - атаман Кубанского казачьего войска. Деятельность Кубанского казачества на современном этапе. Основные функции и направления деятельности казачьих обществ на Кубани. Первичное казачье общество (станичное, городское, хуторское). Кубанское казачье войско: атаман, состав, деятельность.

Тема 6. Итоговое занятие - презентация - 2 часа

Ты, Кубань, ты наша Родина (представление родителям и ка­зачьей общественности материалов, собранных в результате исследовательской, экспедиционной деятельности; выставка экспонатов, собранных учащимися или созданных ими в процес­се занятий и т.п.).

8 класс - 34 часа

Тема 1. Вводное занятие - 1 час

Цели и задачи курса. Ознакомление учащихся с тематиче­ским планом и литературой, необходимой для изучения курса.

Ознакомление с методикой подготовки и проведения практиче­ских занятий и самостоятельной работы учащихся. О подготовке докладов (рефератов) по отдельным темам. Например, о подви­гах казаков Л. Тиховского, А. Гречишкина, Е. Горбатко; о ку­банских историках - казаках Я.Г. Кухаренко, И.Д. Поп­ко, ПЛ. Короленко, Е.Д. Фелицыне, Ф.А Щербине; воена­чальниках и атаманах АА Головатом, З.А Чепеге Г.А Рашпи­ле, Ф.А Круковском, НЛ. Слепцов е и др.; об истории своей се­мьи, малой родины - населенного пункта, культуре и традициях кубанского казачества. Ознакомление учащихся с методикой подготовки и проведения викторины по изучаемому курсу.

Тема 2. Казачество как исторически сложившаяся этно­социальная общность людей на географическом пространст­ве России - 2 часа

Проблема происхождения казачества Летописи, былины и другие источники материалов о казаках. Казачество в трудах В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М.Соловьева, В.О. Ключев­ского. Вольные и служилые казаки. Казачьи войска дореволю­ционной России. Черноморское казачество в трудах советского историка В.А Голобуцкого. Разработки по истории казачества в новейшее время.

Тема 3. Первые казаки на Кубани - 1 час

Появление на Кубани казаков - раскольников атамана Петра Мурзенко. Основание первых городков. Восстание К. Булавина. Побег на Кубань казаков Игната Некрасова и создание кубан­ской казачьей общины. Взаимоотношения с Россией и Крым­ским ханством. Уход некрасовцев в Турцию. Иммиграция из Турции в Россию.

Тема 4. Запорожцы - предшественники черноморского казачества - 2 часа

Образование Запорожской Сечи. Военно-административное устройство Запорожья. Военно-политическая организация запо­рожского казачества. Развитие скотоводства и промыслов (ры­боловство и др.). Социальные противоречия. Борьба запорожцев против агрессии Крыма и Турции. Походы к Стамбулу. Запорожцы и Мазепа. Разгром Запорожской Сечи войсками Петра 1 в 1709 г. Алешковская Сечь. Возвращение запорожцев в Россию и образование Сечи Новой в 1734 г. Запорожцы и «Коли­ивщина» (1768 г.). Запорожцы и восстание Емельяна Пугачева. Ликвидация Запорожской Сечи (1775 г.). Судьба последнего кошевого атамана Запорожья Петра Калнишевского. Задунайская Сечь. Запорожская Сечь глазами Н.В.Гоголя: исторические факты и творческий вымысел.

Тема 5. Образование Черноморского казачьего войска - 1 час

Проект А. Головатого о преобразовании Запорожского казачьего войска. Начало русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг. и образование Войска верных казаков запорожских. Участие каза­ков в русско-турецкой войне. Черноморская казачья флотилия и ее военные действия. Штурм о. Березань и Измаила. Первый кошевой атаман черноморского казачьего войска Сидор Белый. Вопрос об отводе земли для Черноморского казачьего войска.

Тема 6. Переселение Черноморского казачьего войска на Кубань - 2 часа

Депутация казаков во главе с А. Головатым в Петербург с прошением об отводе земель на Кубани. Осмотр кубанских зе­мель отрядом М. Гулика. Грамота Екатерины 11 о даровании зе­мель. Поход гребной флотилии Саввы Белого к Тамани. Прибы­тие остальных партий переселенцев. Основание Екатеринодара и 40 куренных селений. Войсковое правительство и вступление в силу «Порядка общей пользы» - своеобразного устава об управлении войском.

Тема 7. Донское казачество и Кубань - 1 час

Формирование донского казачества. Донские казаки на служ­бе государства Российского. А.В. Суворов на Кубани. Участие донских казаков в процессе присоединения Прикубанья к Рос­сии. Служба донцов на Кубани в 1790-е гг. Волнения донских полков и их побег на Дон. Расправа над мятежниками. Расселе­ние донцов на Кубани. Образование Кубанского конного линей­ного войска и его служба России.

Тема 8. Линейное казачество Кубани - 1 час

Южнорусские однодворцы. Екатеринославское войско. Хо­перцы. Образование Кавказского линейного казачьего войска в1832 г.: его состав, структура и устройство. Новая Линия. Роль правого фланга войска в обороне границ Кубани. АЛ. Ермолови А. Дюма о линейцах. Ф.А. Круковский - выдающийся атаман линейцев. Подвиг казачки Анны Сердюковой. Полки правого фланга Кавказского линейного войска.

Тема 9. Социальный состав казачества и социальные противоречия в Черномории - 1 час

Казачья старшина и «серома». Порядок отбывания воинской службы на кордоне. Беглые и крепостные в Черномории. Кри­минальная ситуация в Черномории и борьба казаков за правопо­рядок. Персидский поход. А. Головатый - несостоявшийся ата­ман Черноморского войска. Замена выборности атаманов назна­чением царя. «Персидский бунт».

Тема 10. Военно-административное устройство черномор­ского и линейного казачества -

2 часа

Административное устройство Черномории и Кавказского линейного казачьего войска: общее и отличия. Войсковое прави­тельство и Войсковая канцелярия, их состав и функции. Курен­ные (станичные) атаманы. Повинность и внутренняя служба ка­заков. Положения о Черноморском (1842 г.) и Кавказском ли­нейном казачьем войске (1845 г.) - основные документы, регламентировавшие их внутреннее устройство и служебные задачи.

Тема 11. Казаки и горцы: поиски компромисса - 1 час

Первые контакты черноморцев с горцами. Встречи А. Головатого с горскими князьями. Куначество как форма побратимст­ва. Прием горских детей в казачьи школы. Взаимопомощь вовремя эпидемий и неурожаев. Взаимодействие культур. «Меновые дворы» как действенная форма товарообмена и сближения горцев и казаков. Адыгские просветители и их роль в сближении народов Кубани.

Тема 12. Черноморцы в Отечественной войне 1812 г. - 1 час

Черноморские казачьи формирования в русской армии. Уча­стие в Бородинском и других сражениях. Военачальники и героивойны: А.Ф. Бурсак, А.Д. Безкровный, Н.с. Заводовский и др. Участие черноморцев в заграничном походе русской армии и взятии Парижа 19 марта 1814 г.

Тема 14. Казаки в военных действиях XIX века на южных рубежах России - 2 часа

Борьба за Северный Кавказ: причины и задачи. Черноморская и Кубанская кордонные линии. Методы их обороны казаками. Военно-хозяйственная деятельность казаков на Старой и Новой линиях. Подвиг защитников Ольгинского кордона во главе с полковником Тиховским (1810 г.). Бой казаков на бере­гу р. Степной Зеленчук под руководством сотника А. Гре­чишкина (1829 г.). Героическая оборона поста (у ст-цы Неберд­жаевской) казаками сотника Е. Горбатко (1862 г.). Казаки в по­следних наступательных операциях Кавказской войны.

Тема 15. Экономическое развитие Черноморского казачь­его войска и линейного казачества Кубани - 2 часа

Землепользование и землевладение. Переход от вольно-зах­ватной формы землепользования к общинно-передельной. Ху­торская система хозяйства. Особенности использования наем­ных работников. Скотоводство и земледелие. Рыболовство и промыслы. Развитие торговли. Ярмарки. Открытие меновых дворов для горцев.

Тема 16. Екатеринодар - войсковой город черноморских казаков - 1 час

Вопрос о времени основания города. Выбор места. Первый городничий. Планировка улиц. Административное устройство и организация городской власти. Экономическое развитие города. Культурный облик города. Культовые объекты города. Город и природная среда (р. Кубань, Карасун, парки и т.д.). Связи Екатеринодара с внешним миром.

Тема 17. Великие русские писатели о казаках (2 часа)

Бытовые сцены из жизни Запорожской Сечи в повес­ти Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». А.с. Пушкин на Кубани, его оценка черноморских казаков. М.Ю. Лермонтов и Кубань. Каза­ки в произведениях М.Ю. Лермонтова. ЛЯ. Толстой о роли ка­заков в создании России. Повести ЛЯ. Толстого «Казаки» и «Хаджи - Мурат».

Тема 18. Выдающиеся атаманы, военачальники и адми­нистраторы Черноморского и Линейного казачьих войск. - 2 часа

З.А Чепега - его жизнь и деятельность. АА Головатый - не­обычная биография войскового судьи. Г.А Рашпиль - политик и администратор. Ф.А. Круковский - боевой атаман казаков - ли­нейцев. н.п. Слепцов - неустрашимый генерал.

Тема 19. Православие в жизни казаков. Кирилл Россинский - 1 час

Православие в жизни запорожских и донских казаков. Кавказ - место раннего распространения христианства. Черноморцы и православие. Войсковые церкви. Черноморское духовенство. Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казаков. Войсковые праздники и войсковые святыни. Первые монастыри на Кубани. Старообрядчество. Кирилл Россинский и его роль в духовном воспитании и просвещении черноморцев.

Тема 20. Культура черноморского и линейного казачества (3 часа)

Традиционно-бытовая и профессиональная культура казаче­ства. Влияние южнорусской и украинской традиций на форми­рование культуры кубанских казаков. Топонимика. Одежда. Об­лик кубанских поселений. Обычай коллективного строительства домов. Типы хат и строений. Семейные праздники и обряды (свадьбы и т.п.). Календарные праздники. Песенно-музыкальныетрадиции. Войсковой певческий и войсковой музыкальный хоры(1811 г.). Фольклор. Церковь и казачьи традиции. Зодчество, возведение православных храмов. Домашнее и школьное обра­зование. Воспитание. Книжное дело. Открытие библиотек. Высшее образование: казаки-воспитанники Петербургского, Харьковского, Ставропольского и Оренбургского юнкерских казачьих училищ.

Тема 21. Знаменитые летописцы кубанского казачества - 3 часа

Я.Г. Кухаренко и А.М. Туренко - первые историки Черно­морского казачьего войска. И.Д. Попко (1819 - 1893) - исследо­ватель военного и гражданского быта черноморцев. П.П. Коро­ленко (1834 - 1912) - краевед и архивариус войскового архива Кубанского казачьего войска. Е.Д. Фелицын (1848 - 1903) - ис­торик, археолог, статистик, основатель краеведческого музея Кубани. Ф.А. Щербина (1849 - 1936) - выдающийся историк и общественный деятель Кубани. Ознакомление с наиболее интересными работами кубанских историков.


9 класс -34 часа

Тема 1. Вводное занятие (1 час)

Цели и задачи курса. Ознакомление учащихся с тематиче­ским планом и литературой, необходимой для изучения курса, с методикой подготовки и проведения практических занятий. Подбор докладчиков по отдельным темам (по выбору учителя и учащuxся). Информация о подготовке и проведении конкурса на лучшее сочинение по истории кубанского казачества.

Тема 2. Образование Кубанского казачьего войска - 2 часа

Указ императора Александра II об образовании Кубанского казачьего войска. Административное устройство и управление войском. Н.И. Евдокимов - первый атаман Кубанского казачьего войска. Земельные функции войска, их реализация станичными обществами. Воинская повинность кубанского казачества. Привилегии и обязанности кубанских казаков.

Тема 3. Окончание Кавказской войны и колонизации Закубанья - 2 часа

Пленение Шамиля в 1859 г. и активизация военных действий на Северо-Западном Кавказе. Прибытие на Кубань Александра II и утверждение плана покорения Западного Кавказа. Наступле­ние против горских племен. Переселение горцев в Турцию. Окончание Кавказской войны, начало заселения Закубанья каза­ками и другими поселенцами.

Тема 5. Культура казачества в 1860 -1917 п. - 2 часа) Традиционная народная культура. Религия и верования (пра­вославие, старообрядчество). Праздники и обряды. Фольклор и народные знания. Жилища, одежда. Кубанский казачий хор. Атрибуты и символы. Просвещение. Наука. Народная медицина. Художественная культура. Литература (В.С. Вареник, В.с. Мо­ва-Лиманский, Г.В. Добро скок, Н.Н. Канивецкий и др.).

Тема 6. Во главе войска стоявшие... - 2 часа

О жизни и деятельности наиболее известных атаманов Ку­банского казачьего войска. Ф.Н. Сумароков - Эльстон - воена­чальник и администратор. Его вклад в развитие образования казаков. Н.Н. Кармалин и его влияние на культурную жизнь казачества. Я.Д. Малама и его забота о благополучии каза­ков. М.П. Бабыч - «ридный Батько» казаков, почетный старик г. Ейска и 38 казачьих станиц и хуторов.

Тема 7. Кубанское казачество в русско-турецкой войне 1877 -1878 ГГ. и военные действия в Средней Азии - 2 часа

Участие казаков в Хивинском походе 1873 г. Мобилизация казаков на русско-турецкую войну. Балканский театр военных действий: 2-й кубанский полк и 7-й пластунский батальон. Взятие крепости Ардаган. Оборона Баязета и Шипкинского перевала. Участие в штурме и взятии Карса. Отражение турецких де­сантов в Абхазии.

Хивинский поход. Участие в Ахалтекинской экспедиции 1881 г. и штурм крепости Геок-Тепе. Бои с афганцами в 1885 г. на р. Кушке.

Тема 8. Революция 1905 - 1907 п. и кубанское казачество - 1 час

Начало революции. Отношение казаков к происходившим событиям. Охрана царя Собственным Его Императорского Ве­личества конвоем. Привлечение казаков для борьбы с револю­ционными выступлениями и охраны общественного порядка. Волнения казаков 14, 15 и 17-го пластунских батальонов. Вос­стание казаков 2-го Урупского полка. Объявление Кубанской области на военном положении. Созыв Кубанской казачьей Ра­ды и ее решения.

Тема 9. Участие кубанских казаков в русско-японской и Первой мировой войнах - 2 часа

Бои на сопках Маньчжурии. Конный рейд генерала П.И. Мищенко.

Кубанские казачьи формирования на фронтах Первой миро­вой войны. Казаки на Западном и Кавказском фронтах. Подвиги и награды. Рейд сотни есаула В.Д. Гамалия по вражеским тылам.

Казачья «кавалерист - девица» Елена Чоба. Воздушный ас ­кубанский казак В.М. Ткачев.

Тема 10. Казачество Кубани в революционных событиях 1917 г. и Гражданской войне - 3 часа

Свержение царского правительства. Комиссар Временного правительства кл. Бардиж. 1 съезд Кубанской войсковой Рады и создание войскового правительства. Избрание атаманом Кубан­ского казачьего войска полковника А.П. Филимонова. Законода­тельная Рада. «Ледяной» поход генерала Л.Г. Корнилова. Екате­ринодар в руках красных. Взятие Екатеринодара армией А.И.Деникина. Создание Кубанской армии. «Самостийники» и «единонеделимцы». Отъезд делегации Кубани в Париж на мир­ную конференцию. Расправа деникинцев с делегатами. Взятие Екатеринодара Красной армией. Новороссийская трагедия. Сда­ча Кубанской армии в Адлере. Зеленые - сторонники третьего пути.

Тема 11. Эмиграция части казаков. Их жизнь и положение в зарубежье - 2 часа

Кубанцы в Крыму в армии генерала П.Н. Врангеля. Эвакуа­ция на о. Лемнос (Греция). Выборы кубанского войскового ата­мана В.Г. Науменко. Переезд казаков в Сербию. Расселение ка­заков по другим странам. Организация казачьих землячеств, ху­торов и станиц. Общественно-политическая и культурная жизнь за рубежом. Судьба казачьих регалий.

Тема 12. Казачество в 1920 - 1930-е годы - 3 часа

Окончание Гражданской войны и политика большевиков по отношению к казачеству. Борьба с бело-зеленым движением. Землеустройство в 1923 - 1927 гг. Курс на коллективизацию станицы. Раскулачивание. Расказачивание. Голод на Кубани на рубеже 1932 - 1933 годов. «Черные доски». Выселение казаков, репрессии. «Большой террор».

Тема 13. Казачество в Великой Отечественной войне - 2 часа

Нападение немецко-фашистских захватчиков на СССР. За­пись кубанских добровольцев на фронт. Кубанский Фонд обо­роны страны. Формирование 17-го Кубанского кавалерийского казачьего корпуса. Бой казаков под станицей Кущевской. 4-йгвардейский кавалерийский корпус в боях за Родину. 9-я пластунская дивизия.

Станицы Кубани под властью оккупантов. Кубанские части в составе вермахта. Трагедия Лиенца.

Тема 14. Возрождение кубанского казачества - 3 часа

От студенческого кружка к Кубанскому казачьему клубу.

Большой учредительный круг казаков России (июнь 1990 г.). Учредительный съезд кубанских казаков (окт. 1990 г.). Кубан­ская казачья Рада. Атаман в.п. Громов. Альтернативные казачьи организации. Трудности возрождения. Создание Кубанского ка­зачьего войска. Закон «О реабилитации репрессированных наро­дов» (1991 г.) и другие законы, имеющие отношение к казачест­ву. Краевой закон «О реабилитации кубанского казачества»(1995 г.). Утверждение Устава Кубанского казачьего войска. Помощь терским казакам, участие в военных действиях в Приднестровье и Абхазии. Включение казаков в государственный реестр.

Тема 15. Кубанское казачество на современном этапе - 3 часа

Возвращение к традициям. Создание станичных самодея­тельных коллективов. В.Г. Захарченко - художественный руко­водитель Кубанского казачьего хора, композитор, ученый ­ фольклорист. Публикации казачьих песен и материалов фольк­лорных экспедиций. Анапский детский фестиваль «Казачок». Фестивали казачьих коллективов в станице Тульской. Тихов­ские, липкинские и другие поминовения. Научно-­исследовательский центр традиционной культуры под руково­дством Н.И. Бондаря. Современная художественная литература о кубанском казачестве (В.И. Лихоносов, А.Д. Знамен­ский, И.Ф. Варавва, в.п. Бардадым и др.). Казачество в совре­менной реалистической живописи (Г.Т. Квашура).

Тема 16. Итоговое занятие - 2 часа

Прошлое, настоящее, будущее кубанского казачества (круг­лый стол с представителями казачества и деятелями культу­ры Кубани).


6. Тематический план программы



7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения:


1. Библиотечный фонд

1.Вакуленко Е.Г. Народная культура кубанских казаков, Краснодар. «Традиция» 2012

2.Вакуленко Е.Г. Народные мастера Кубани, Краснодар. «Традиция» 2012

3.Н.А.Гангур Материальная культура кубанского казачества в 2-х томах «Традиция» 2012

4.Ткаченко П. Кубанский говор. Опыт авторского слова­ря. Краснодар «Традиция» 2012

5.Ткаченко П.И. Кубанские пословицы и поговорки. Краснодар, «Традиция» 2012

6.Ткаченко П.И. Кубанские песни. Краснодар, «Традиция» 2012

7.Ткаченко П.И. Кубанские обряды. Краснодар: Традиция, 2010 г.

8.Фролов Б.Е. Оружие кубанских казаков. Краснодар, 2002.

9.Фролов Б.Е. Одежда черноморских казаков в конце XVIII ¬

начале XIX в. // Новые материалы по этнографии кубанских казаков. Краснодар, 1993.


2.Технические средства обучения

1.Ноутбук-1

2.Интерактивная доска-1

3. Экранно-звуковые пособия

DVD фильмы:

История Кубанского казачества в 3-х частях

Дольмены.

Интерактивное учебное пособие «Кубановедение»


4. Оборудование класса

1.Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Комплект

2.Стол учительский-1

3.Настенная доска для вывешивания иллюстративных материалов-1



8. Планируемые результаты

Ученик научится (базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

- рассказывать об основных этапах и ключевых событиях истории Кубани;

-рассказывать о видах хозяйственной деятельности и занятия населения;

- использовать на практике знания о целостности процесса развития социумов (семья, населённый пункт, край, страна, мир), религиозных представлениях и особенностях культурного развития первых жителей Кубани;

-показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;

-различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;

-работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности;

-отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев - от реальных исторических лиц;

-высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;

-излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории Кубанского казачества, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты); - занимаясь проектной деятельностью;

-описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и водоёмов;

-оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам;

-осуществлять поиск информации по краеведческой тематике в местных СМИ, Интернете и т. д., дифференцировать факты и мнения;

-реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе;

-высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям истории Кубани, историческим деятелям, аргументировать собственную точку зрения;

- понимать образный язык различных видов искусства; оценивать творчество народных мастеров Кубани.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:


-осознания себя представителем этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданином России;

- воспитания уважения к базовым национальным ценностям, культурным и историческим традициям народов Кубани;

-выработки умения общаться с людьми различных национальностей и религиозных взглядов, воспитания художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию.

-создавать научные проекты на краеведческую тему.


По итогам посещения детьми курса по выбору «История Кубанского казачества» предполагаются следующие результаты.

Результаты первого уровня:

В сфере личностных УУД:

- учебно-познавательный интерес к истории кубанского казачества и творческой деятельности.

В сфере регулятивных УУД:

адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

В сфере познавательных УУД:

приобретать и осуществлять практические умения и навыки по различным фольклорным формам кубанского казачест­ва, особенностям проведения обрядовых праздников кубан­ских казаков.

В сфере коммуникативных УУД:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Результаты второго уровня:

В сфере личностных УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.

В сфере регулятивных УУД:

исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;

  • рассказывать о выдающихся кубанских атаманах ;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности.

В сфере познавательных УУД:

  • реконструировать основные праздничные обряды.

В сфере коммуникативных УУД:

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.

Результаты третьего уровня:

В сфере личностных УУД:

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении творческих работ;

- заложены основы личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, уважение к культурному наследию.

В сфере регулятивных УУД:

- выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;

  • выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традици­онным видам ДПИ кубанского казачества;

  • выполнять исследовательский проект на тему «История кубанского казачества».

В сфере познавательных УУД:

- развивать художественный вкус и критическое мышление.

В сфере коммуникативных УУД:

- формировать собственное мнение и позицию.