Комитет по образованию Администрации Раменского района Московской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная
школа №18 пос. РАОС
140126 п. РАОС Раменский муниципальный р-н Московская область 46-6-28-33
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ ООШ №18 пос. РАОС ____________Постнова Н.В. «____» августа 2016 г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Изба - читальня
(клуб)
(базовый уровень)
1 класс
Составитель:
Рыбнова Светлана Михайловна
учитель высшей категории



2016 год
Рабочая программа по внеурочной деятельности (клуб «Изба - читальня») разработана в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими документами:
Авторская программа Л.А. Ефросининой «В мире книг», М.: Вентана-Граф, 2012г.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)
Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
Основной образовательной программы МОУ ООШ №18 пос. РАОС
Положения о рабочей программе педагога в МОУ ООШ №18 пос. РАОС (приказ №О-43/2 от 13.05.2016 г.)
Учебного плана МОУ ООШ № 18 пос. РАОС на 2016-2017 учебный год
Планируемые результаты по внеурочной деятельности
(клуб «Изба - читальня») 1 класс
Ученик 1 класса научится:
Личностные результаты освоения программы:
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх.
Познавательные УУД:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности.
Ученик 1 класса получит возможность научиться:
Личностные результаты освоения программы:
ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг»;
оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в книге;
определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
Содержание программы по внеурочной деятельности
(клуб «Изба - читальня») 1 класс (33 ч., 1 ч. в неделю)
Здравствуй, книга (2 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин — эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (3 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы: «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование отдельных эпизодов.
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова для детей.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике (по содержанию). Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови».
Дети — герои книг (3 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказки А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная Шапочка». Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева. «Мушка», Е. Пермяк. «Первая рыбка», В. Осеева. «Совесть», Н. Носов. «Мишкина каша», В. Драгунский. «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто. «В школу», С. Михалков. «Фома», Е. Благинина. «Тюлюлюй», Я.Аким. «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных (4 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения, главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Универсальные учебные действия:
— находить книгу в открытом библиотечном фонде;
— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге (герое);
— характеризовать книгу: определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
— пользоваться аппаратом книги;
— овладевать правилами поведения в общественных местах (в библиотеке);
— систематизировать по темам детские книги в домашнем библиотеке
Формы организации учебных занятий:
1. Программа предусматривает слушание произведений; проведение бесед, викторин, творческих конкурсов, практических работ, литературных игр; просмотр и обсуждение видеоматериалов.
2. Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая, индивидуальная и парная формы работы.
Основные виды учебной деятельности: путешествия по страницам книг;
познавательная; проблемно-ценностное общение; работа с ЭОР.
Календарно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год.
Клуб «Изба - читальня». 1 класс.
№ | Название темы/занятия | Плановые сроки проведения | Скорректированные сроки проведения |
Здравствуй, книга (2 ч) |
1. | Учебная книга. Элементы структуры учебной книги. Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?» | | |
2. | Книга-произведение Обложка книги. Классификация книг по темам и жанрам. Библиотека. Правила поведения в библиотеке | | |
Книги о Родине и родной природе (2 ч) |
3. | Г. Скребицкий. «Кот Иваныч», «Лесное эхо» | | |
4. | К. Паустовский. «Прощание с летом» | | |
Писатели детям (3 ч) |
5. | К. Чуковский. «Федорино горе», «Телефон» | | |
6. | С. Маршак. «Весёлая азбука», «Весёлый счёт» | | |
7. | А. Барто. «Я расту», «Совесть», «Думают ли звери?» | | |
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч) |
8. | Детские книги с фольклорными произведениями для детей | | |
9. | Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». | | |
По страницам книг В. Сутеева (3 ч) |
10. | В. Сутеев. Сказки. Инсценирование картин — эпизодов | | |
11. | В. Сутеев. Сказки. Инсценирование картин — эпизодов | | |
12. | Игра «По страницам сказок В. Сутеева» | | |
Сказки народов мира (3 ч) |
13. | Русские народные сказки. «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль» | | |
14. | Русские народные сказки. «Подземные царства» | | |
15. | Русские народные сказки. «Болтливая старуха» | | |
Книги русских писателей-сказочников (3 ч) |
16. | А.Н. Толстой «Приключения Буратино» | | |
17. | Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах) | | |
18. | Л. Петрушевская «Пуськи бятые», «Все непонятливые» | | |
Детские писатели (3 ч) |
19. | С. Михалков. «Самые любимые сказки» | | |
20. | К. Чуковский. «Путаница»; «Крокодил» | | |
21. | Т. Собакин. «Прилетели бегемоты» | | |
Сказки зарубежных писателей (3 ч) |
22. | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» | | |
23. | Ш. Перро. «Рике с хохолком» | | |
24. | Э. Рауд. «Муфта, Полботинка и Моховая Борода» | | |
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч) |
25. | В. Берестов. Стихи | | |
26. | А. Барто. Стихи | | |
Дети — герои книг (3 ч) |
27. | Дети — герои сказок. Русские народные сказки | | |
28. | Дети — герои рассказов. В. Осеева. «Совесть», Н. Носов. «Мишкина каша» | | |
29. | Дети — герои стихотворений. А. Барто. «В школу», С. Михалков. «Фома», Е. Благинина. «Тюлюлюй», Д. Хармс. «Иван Топорышкин. «Жадина» | | |
Книги о животных (4 ч) |
30. | Н. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы» | | |
31. | В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» | | |
32. | И. Акимушкин «Жизнь животных» | | |
33. | Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг». | | |
ИТОГО: | 33 часа | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей
____________________/Рыбнова С.М/
От «___» августа 2016 года
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МОУ ООШ №18 пос. РАОС
_____________/Волкова С.В./
«___» августа 2016 года
10