Настоящая рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство» и программы «Начальная школа XXI века» в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №1 г. Черняховска им. В.У.Пана, с учебным планом МАОУ СОШ №1 г.Черняховска им. В.У.Пана , рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета 16.06.2017 г. (протокол № 11 от 16.06.2017 г.) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Изобразительное искусство» к концу 3-го года обучения
сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;
умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
сформированность представлений о природном пространстве и архитектуры разных народов;
сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знании архитектурных памятников своего региона, их истории;
активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них;
умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);
принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов;
умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
умение проводить самостоятельные исследования;
умение находить нужную информацию в Интернете;
умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
умение сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом
Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях. Передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата. Понимание и изображение природного ритма. Отделение главного от второстепенного. Выделение композиционного центра. Создание композиции на плоскости на заданную тему. Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики. Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цветов. Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких зарисовок фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме. Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании художественного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм ( по описанию в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три-пять человек. Поиск Интернет музейных экспозиций. Освоение техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм.
Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Передача смысловой зависимости между элементами изображения путём выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Оформление сцены к спектаклю. Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства. Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.
Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусств. Выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них. Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональности, практической значимости произведений декоративно-прикладного искусства. Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история.
№ урока | Тема, раздел (количество часов) | Тема урока |
1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (14 ч ) | Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. «Букет из осенних листьев» |
2 | | Освоение картинной плоскости. Отображение содержания художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства |
3 | | Открытое и закрытое пространство. «Облака и птицы в небе». Работа в технике акварели «по сырому». |
4 | | Входящая административная контрольная работа |
5 | | Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции. «Закат солнца, сумерки». |
6 | | Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». Изображение полёта журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца». |
7 | | Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. Работа в малых группах. «Яхты в море». |
8 | | Освоение понятия «тематический натюрморт». Составление натюрморта и его изображение (живопись и графика). |
9 | | Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями: лето – сенокос, купание, езда на велосипеде; осень — сбор урожая, начало учебного года. |
10 | | Освоение разнообразных видов штриха. Рисунок с натуры одного предмета округлой формы — яблока, чашки. |
11 | | Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров. Выполнение набросков с насекомого, создание эскиза летательного аппарата по выполненным наброскам. |
12 | | Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах: форму, содержание, динамику в скульптуре отражают материал и фактура. Примерные темы композиций: «Хоккеист и балерина» |
13 | | Освоение приёмов лепки фигуры человека способами вытягивания деталей из целого куска и удаления лишнего. Примерные темы композиций: «Артисты на арене цирка». |
14 | | Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции. «Детский городок». Работа в малых группах. |
15 | | Создание композиции по мотивам литературных произведений, например по сказке Н.Н. Носова «Цветочный город». |
16 | | Промежуточная административная контрольная работа |
17 | Развитие фантазии и воображения (10 ч) | Знакомство с разнообразием растительного мира. Создание своего кораллового острова и заселение его растениями и животными. |
18 | | Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике. |
19 | | Композиции на передачу контраста в рисунке. «Дюймовочка в жилище полевой мыши». |
20 | | Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, цветов, травы, деревьев, стаи птиц. Образное определение звуков в цвете и форме. |
21 | | Чтение художественных произведений (проза, стихи, сказки) с подробным описанием (природы, местности, настроения, внешности человека), их передача в графических образах (иллюстрации) |
22 | | Создание коллективного алфавита из буквиц, найденных в книгах, журналах, Интернете. |
23 | | Создание эскизов оформления сцены по мотивам сказок (можно для кукольного спектакля). |
24 | | Выполнение эскизов архитектурных сооружений, элементов украшения. «Архитектура в стране снов — домик, в котором живёт твой сон». |
25 | | Создание предметов декоративно-прикладного искусства на тему: Кувшин «Поющий петух“». Декоративная лепка: глина, пластилин. |
26 | | Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. Изготовление игрушек, можно фигурок в национальных костюмах, в технике бумажной пластики. |
27 | Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (7 ч) | Знакомство с символами и знаками в искусстве и жизни. Создание знаков в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома: «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец» и др. |
28 | | Цвет, форма, ритм и символика в украшениях. Изготовление бус в подарок Василисе Премудрой или Царевне-лягушке на основе ритма (чередования форм бусин). |
29 | | Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). |
30 | | Восприятие произведений разных видов искусства. Обсуждение, построенное на сравнении, нахождении общего и особенного в каждом виде искусства. Выделение эмоционально-образных характеристик произведений музыки, поэзии, живописи, графики. |
31 | | Выполнение этюдов, набросков после беседы или посещения музея (выставки). Освоение выразительных средств живописи (цвет, пятно, композиция, форма) и графики (линия, пятно, композиция, форма). |
32 | | Выполнение творческих самостоятельных работ по материалам обсуждений, экскурсий. Пейзаж «Дом на горе». |
33 | | Итоговая административная контрольная работа |
34 | | Экскурсия по архитектурным достопримечательностям города. |
№ | Тема, раздел | Кол-во часов | Из них модуль «Художественный труд» | Из них контрольных работ |
1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму | 14 | | |
2 | Развитие фантазии и воображения | 10 | 4 | |
3 | Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства | 7 | 2 | |
4 | Резерв (вводный, промежуточный, итоговый административный контроль) | 3 | | 3 |
Итого: | 34 | 6 | 3 |