СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ИЗО ХМАО 2 класс для детей с ОВЗ 8 вид

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа ИЗО ХМАО  рачитанна для детей сОВЗ(для глухих)2 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ИЗО ХМАО 2 класс для детей с ОВЗ 8 вид»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрена на заседании

Методического объединения

Протокол от «30»августа 2017 г.

№ 1

Ярусова А.А.__________


УТВЕРЖДЕНА приказом директора

от «30» августа 2017 г.

№ 255

Боровинская И.В.__________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Изобразительное искусство ХМАО»

(региональный компонент)

Обучающейся 2 класса

на 2017/2018 учебный год

для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

для детей с ограниченными возможностями здоровья (для глухих обучающихся)

(вариант 1.2)


Составила: Шестакова Татьяна Викторовна

Учитель изобразительного искусства



п. Алябьевский, 2017 г




Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………….3

    1. Нормативная база………………………………………………………………………………………………...3

    2. Психолого-педагогическая характеристика……………………………………………………………………4

    3. Цели и задачи……………………………………………………………………………………………………..5

    4. Общая характеристика учебного предмета……………………………………………………………………..6

  1. Содержательный раздел……………………………………………………………………………………………………………...6

    1. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы………………………………6

    2. Планируемые результаты учебного предмета (личностные и предметные)………………………………....8

    3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов……………………………………10

  2. Организационный раздел……………………………………………………………………………………………………………11

    1. Учебный план……………………………………………………………………………………………………..11

    2. Тематическое планирование. …………………………………………………………………………………...12.

    3. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ……………………………………………………………………………………..15
















1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по данному предмету сформирована и реализуется на основе федерального государственного образовательного Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (Приказ № 1599 от 19.12.2014). Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2006 г. Рабочая программа разработана на основе образовательной программы специальных (коррекционных) классов VIII вида Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алябьевская средняя общеобразовательная школа». Рабочая программа курса изобразительное искусство ХМАО во 2-3 специальном (коррекционном) классе VIII вида составлена в соответствии с программой, выпущенной под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.2. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2012), базисным учебным планом на 2016-2017 гг.


1.1. Нормативно-правовая база для разработки программы

Федерального уровня:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для глухих обучающихся; Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (вместе с «СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…»);


- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вместе с СанПин 2.4.2.3286-15. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы….) (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528).

Регионального уровня:

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2015 года №10-Исх-8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году»;

- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»

Уровень общеобразовательной организации:

- Устав МБОУ «Алябьевская средняя общеобразовательная школа»;

- Локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения.

Одной из важнейших и актуальных задач коррекционной школы является улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации. Данная программа позволяет организовать урочную работу по изобразительному искусству с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.


    1. Психолого-педагогическая характеристика глухих обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

К категории глухих относятся дети со стойким двусторонним нарушением слуха, при котором при врожденной или рано возникшей (до овладения речью) глухоте естественный ход развития словесной речи оказывается невозможным; без специальной систематической психолого – педагогической помощи весь дальнейший путь психофизического развития становится весьма своеобразным, существенно ограничивается социальная адаптация. Наиболее полноценное развитие глухих детей достигается при раннем (с первых месяцев жизни) выявлении нарушений слуха и комплексном медико - психолого-педагогическом сопровождении сразу после установления диагноза, Обеспечении качественного образования на всех его ступенях с учетом структуры нарушения, уровня общего и речевого развития, индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Глухие школьники - это неоднородная по составу группа обучающихся: обучающиеся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня общего и речевого развития, близкого возрастной норме, чему способствует ранняя комплексная медико- психолого- педагогическая помощь и качественное дошкольное образование, имеют положительный опыта общения со слышащими сверстниками, могут при специальной психолого-педагогической помощи получать образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием слышащих нормально развивающихся сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки; обучающиеся, которые могут получать образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих нормально развивающихся детей, но в более пролонгированные календарные сроки, обучаясь по адаптированной образовательной программе; обучающиеся с дополнительными ограничениями здоровья (с умственной отсталостью, в отдельных случаях с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения и др.), а также обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития, включая выраженные интеллектуальные, сенсорные, двигательные, эмоциональные расстройства, текущие психические заболевания и др. В последние десятилетия в категории лиц с тяжелыми нарушениями слуха выделена группа детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации, их число неуклонно растет на современном этапе. Выбор оптимальных условий получения образования детьми с кохлеарными имплантами зависит от их актуального социально-психологического статуса, уровня общего и речевого развития. Различие структуры нарушения, разный уровень общего и речевого развития у глухих обучающихся определяют необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, требуют дифференциации стандарта – разработку вариантов, обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям, включая обеспечение специальной помощи глухим детям, обучающимся совместно со слышащими сверстниками; преодоление ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребёнка к освоению образования, сопоставимого по уровню и срокам с образованием здоровых сверстников. В классе 1 обучающийся.

Согласно заключению территориальной ПМПК и ИПРА имеет умственную отсталость (вариант 1.2). Обучение организовано очное, согласно рекомендациям территориальной ПМПК(№ 213 от 15.04.2016 года) и ИПРА(№ 199.16.86/2016г)


 Программа для 2 класса составлены с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.


1.3 Цель и задачи.

Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета:

– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;

– формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;

-- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления

Задачи:

– сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;

– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;

– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.

- развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.


Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий) ;

– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

– зрительного восприятия и узнавания;

- моторики пальцев;

– пространственных представлений и ориентации;

– речи и обогащение словаря;

– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;

– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Обучение изобразительному искусству в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.

1.4 Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно- развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.

Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы


Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство ХМАО » в основной школе выделяется 33 часа, 1 час в неделю 33 в год, (33учебных недель).

В базисном учебном плане для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (вариант № 1 Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся с легкой и средней тяжести)

- формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации

- создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.

В ценностно-ориентационной сфере:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;

- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

- уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства.

В эстетической сфере:

- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;

- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию;

- воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа; формировать эстетический кругозор

В трудовой сфере:

- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности

- овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.

Каждый урок изобразительного искусства оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Основные формы работы:

урок, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);

  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);

  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно – проверочный урок);

  • Комбинированный урок;

  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок).


Методы:

  • Словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

  • Наглядные – наблюдение, демонстрация;

  • Практические – упражнения;

  • Методы изложения новых знаний;

  • Методы повторения, закрепления знаний;

  • Методы применения знаний;

  • Методы контроля.


2.2 Планируемые результаты учебного предмета


Накопление у глухих обучающихся первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества. Представление о различных видах искусства и формах проявления культурной жизни общества; способность эмоционально воспринимать и оценивать объекты и явления окружающего мира природы, умение проявлять адекватные реакции при восприятии произведений искусства. Проявление интереса в приобщении к миру искусства через посещение культурно-просветительских мест и мероприятий, участие в культурной жизни общества ближайшего окружения. Проявление желания изображать увиденное или передавать свои чувства, интереса к освоению элементарных форм художественного ремесла; умение получать эстетическое удовольствие от собственной художественной деятельности. Владение приемами изобразительной деятельности в лепке, аппликации, моделировании и конструировании и др. Привлечение собственного жизненного опыта, ручных умений, художественных и творческих способностей для самовыражения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство ХМАО»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

2.3Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов

  1. Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются:

Оценка "5"

1Учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

  1. Правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

  2. Верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

  3. Умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  1. Учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  2. Гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  3. Умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  1. Учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  2. Допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать /понимать

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

  • известные центры народных художественных ремесел России и округа.

  • ведущие художественные музеи России и ХМАО.

уметь

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся художников и мастеров Югры, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного и народного искусства региона);

  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, деятели искусств Югры.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план

№ п/п

Содержание

Количество часов

1

Уроки изобразительного творчества

4

2

Уроки живописи

9

3

Уроки графики

6

4

Уроки декоративного творчества

6

5

Уроки народного творчества

2

6

Уроки скульптуры

4

7

Уроки- диалог об искусстве

3


ИТОГО

34


3.2 Календарно - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ХМАО



урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Дата проведения

1

Введение.

"Наш край Югра"

1


Уроки живописи

Пейзаж как жанр изобразительного искус­ства. Пейзаж в творчестве художников разных эпох. Выразительные возможности языка живописного пейзажа в передаче лирического образа родной природы.

Колорит осеннего пейзажа в технике монотипии.


2

Пейзаж "Летний день"

1

3

Букет "Полевые цветы"

1

4


Пейзаж "Золотая осень"

1


5



Осенние напевы



1




Уроки графики

Выполнение осеннего пейзажа графическими сред­ствами по наблюдению, впечатлению от музыкальных и поэтиче­ских произведений. Выбор мотивов изображения в соответствии с заданным фоном (продолжение работы по монотипии, выполнен­ной на предыдущем уроке) на темы «В нашем парке», «Осенний хоровод» и т. д.


6




Книжная графика

2


Уроки изобразительного

творчества

Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного про­изведения.

Выполнение иллюстрации к лирическим стихам поэтов Югры.


7


Подарки северной осени


1

Уроки декоративного творчества

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников разных эпох. Сред­ства выделения главного и характера связи между предметами. Рисование с натуры натюрморта из овощей, шишек, ягод, грибов. Передача разнообразия природных форм и их изобилия.


8


Разнообразие природных форм.


1

9



Сибирские дары леса.

1

Уроки живописи

Богатство оттенков цвета в объектах при­роды и способы получения их на палитре. Понятие собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения и окружения: цвет света и тени, цветной рефлекс. Приемы выявления формы предмета цветом, понятие «мазок по форме». Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей без подготовительного рисунка.


10



Зарисовки грибов, ягод.

1

11

Изображение фруктов и овощей.


1

Уроки декоративного творчества

Реалистическое и декоративное изображе­ние плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоратив­ной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоратив­ной композиции: ритм и масштаб цветовых пятен, силуэт как главное средство выразительности. Уроки декоративного творчества. Выполнение декоративной ком­позиции натюрморта на темы «Осень», «Дары северной осени», «Букет сибирских цветов и фрукты», «Таежный натюрморт» и т. д. в технике коллажа. Натюрморт в произведениях Югорских художников.


12

Стилизация формы и цвета

2

13

Декоративная композиция «Осенний букет».


1

14

Деревья нашего края.

1

Уроки скульптуры


Древо жизни в искусстве народов мира. Предания о чудесном древе в устном народном поэтическом твор­честве: в сказках, загадках, мифах, песнях и заговорах. Разнообразие худо­жественных образов древа жизни. Фантастические образы древа в современном декоративно-прикладном искусстве и народном твор­честве.

Лепка декоративной плакетки «Древо – счастья Севера», «Плодовое дере­во севера». Стилизация.


15

Фантастические деревья.

1

16

Народные мастера Югорского края

1


Урок - диалог об искусстве.

Изобразительное и народное искусство, литература о народных традициях общения людей в совместном труде и забавах. Жизнь этих традиций в современном мире и отображение их в искусстве. Беседа о народных ремеслах региона и творчестве мастеров нашего края: Е.Ерныхова, З.Лозямова и др.


17

Искусство народов Севера

1

18


Красота северных узоров.





1





Уроки живописи

Экскурсия в центры народных промыслов и ремесел, краеведческие музеи. Беседа: Знакомство с работой народных мастеров, одеждой, изделиями. Встречи с народными мастерами поселка, города и т.д. Выполнение портрета народного мастера, многофигурной композиции и т.д.


19

Северные фантазии


1

Уроки графики

Времена года любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтов. Своеобразие средств выразительности различных видов искусства в передаче красоты и особенностей зимней северной природы. Роль линий и цвета в выражении главных зимних признаков в графике. Выполнение по памяти и представлению пейзажа «Северные фантазии», «Зимние причуды». Поиск выразительной композиции: ажурность, изящество деревьев и кустов, сказочность заснеженных архитектур­ных построек, изображение людей, радующихся приходу зимы.


20

Портреты героев народных национальных сказок.

1

Уроки изобразительного

творчества

Образы положительных героев мифов и сказок народов Севера в различных видах искусства (живо­пись, графика, скульптура, народное и декоративно-прикладное искусство, театр, кино, телевидение). Встречи с поэтами, писателями поселка, города. Выполнение портретов мифологических и сказочных героев. Создание портретной галереи для школьного зала.


21


Образ сказочного героя

1

22


Ханты-Мансийские орнаменты. Составление орнамента Ханты


2




Уроки графики

Орнамент в искусстве России, обско-угорский орнамент. Орнамент и традиционные ремесла коренных жителей севера. Выполнение зарисовок традиционной орнаментированной одежды коренных жителей севера. Рисование с натуры человека в одежде ханты и манси и т.д.


23


Тематическая композиция «Вороний праздник»

2


Уроки народного творчества.


Вороний праздник - встреча весны у обских угров, основные этапы проведения праздника. Фольклорный праздник, обрядовое действо, связь обряда с мифологией и верованиями северных народов. Изготовление масок к Вороньему празднику, выполнение тематической композиции

Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-прикладном, народном искусстве, мифологии. Анималистический жанр. Реальные образы животных и их декоративная стилизация. Зарисовки животных с натуры (зооуголок, чучела), по памяти и по представлению.


24


Изготовление маски к празднику.

2



Урок живописи


25

Братья наши меньшие (наброски и зарисовки).

1


Уроки графики

26

Зарисовки птиц.

1

27

Лепка медведя.

2


Уроки скульптуры.

Изображение животных в современном декоративном искусстве. Искусство художника анималиста. Животные в творчестве Югорских художников. Образ медведя в мифах и легендах обских угров.


3.3 Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью

История Тюменского края. В.В.Веселкин; Средне-Уральское книжное

издательство, 1975г.

2. Изобразительное искусство Сибири и Дальнего Востока. С.В.Иванов

3. Альбом хантыйских орнаментов. Н.В.Лукина; Издательство Томского

университета, Томск, 1979г.

4. Орнамент хантов Казымского Приобье: семантика, мифология, генезис.

Т.А.Молданова

5. Путешествие в Югру. З.П.Соколов; Мысль, Москва, 1982г.

6. Угорское население. А.П.Зыков, С.Ф.Кокшаров, Л.М.Терехова,

Н.В.Федорова, Екатеринбург, 1994г.

7. Региональные журналы «Югра»

8. Журналы «Северные просторы».


Информационно – коммуникационные средства:

Мультимедийные обучающие программы по изобразительному искусству. Презентации ,фильмы о художниках. Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса изобразительное искусство.

Технические средства обучения:

CD/DVD – проигрыватели.

Ауди-видео магнитофон.

Компьютер.

Магнитная доска с необходимым набором приспособлений для крепления наглядного материала.

Интерактивная доска.

Экранно – звуковые пособия: аудиозаписи музыки ,видеофильмы и презентации: по художественным и этнографическим музеям; музеям кукол; народным промыслам и др.



Учебно-практическое оборудование:


Материалы:


1. Краски акварельные,

гуашевые.

2. Фломастеры разного цвета

3. Цветные карандаши

4. Бумага рисовальная А3, А4 (плотная)

5. Бумага цветная разной плотности.

6. Картон цветной, серый, белый

7. Бумага в крупную клетку

8. Набор разноцветного пластилина.

9. Нитки (разные виды)

10. Природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.)

11. Клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш.

12. Шнурки для обуви (короткие, длинные)


Инструменты:


1. Кисти беличьи № 5, 10, 20

2. Кисти из щетины № 3, 10,

3. Стеки.

4. Ножницы.

5.Линейка.

6. Карандашная точилка.

7. Гладилка для бумаги.

Вспомогательные

приспособления:


1. Подкладные доски

2. Подкладной лист или

клеенка.

3. Коробка для хранения

природных материалов.

4. Подставка для кисточки

5. Баночка для клея

6. Листы бумаги для работы с клеем (макулатура)

7. Коробочка для мусора

8. Тряпочки или бумажные

салфетки (влажные) для вытирания рук.

Модели и натуральный ряд


1.Модели геометрических фигур и тел.

2.Муляжи фруктов и овощей (комплект).

3.. Гербарии из листьев, еловые и сосновые шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, тростниковая трава и др.

4. Изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов.

5. Керамические изделия.

6. Предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз, коробки и др.).

8. Образцы новогодних игрушек.

9. Коллекция «Виды и сорта бумаги»

10. Коллекция «Виды и сорта ниток»















18