СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа к УМК "Алгоритм успеха" 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа составлена к учебнику А.Летягина для 6 класса. В ней отражены основные цели курса географии 6 класса, перечислены основные УУД, содержание тем и календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа к УМК "Алгоритм успеха" 6 класс»



























































Рабочая программа «Начальный курс географии» разработана для 6 класса общеобразовательной школы в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими документами.

Данная рабочая программа по географии линии УМК «География. Алгоритм успеха» ( 5-9 классы) для основной школы составлена в соответствии:

  • С Федеральным законом N 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (ст. 28);

  • С Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования
    и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

  • С требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

  • С Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. N 253 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2015/16 учебный год".

  • С Приказом от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

  • С Авторской программой Летягина А.А., Душиной И.В., Пятуниным В.В., Таможней Е.А. География: Программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф, 2013., входящей в федеральный перечень примерных учебных программ для образовательных учреждений, полностью соответствует требованиям ФГОС ООО (2010 г.).

Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям ФГОС ООО.

«Начальный курс географии» - первый систематизированный курс новой для школьников учебной дисциплины.

В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучения географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности, используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем для овладения курсов географии России

Основная цель данного курса- систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развить познавательный интерес обучающихся 5 и 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-морфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно - географических знаний.

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, из них по 35 ч. (1 ч. в неделю) приходится на 5 и 6 классы и по 70 ч. (2 ч. в неделю) на 7, 8 и 9 классы.

Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии. Курс географии 6 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 6 класса рассматриваются на уровне представлений.


Критерии и нормы оценки результатов освоения ООП:

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к

организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

· Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

· Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

· Самостоятельность ответа.

· Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ:

Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами; продемонстрировал понимание поставленной проблемы и раскрыл ее суть, высказал свою точку зрения; смог правильно выбрать необходимые источники географической информации, четко следовал ходу решения и верно выполнил задание.

Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или неверно используется географическая терминология.

Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах и явлениях, но не может раскрыть их сущности; показал, что в основном понимает суть проблемы, имеет фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению; допустил ошибки в ходе выполнения практического задания.

Отметка «2» ставится за ответ, в котором учащийся не раскрывает содержание вопроса, допускает теоретические ошибки, не показывает знание основных терминов и понятий, не использует при ответе географическую карту или допускает ошибки при показе географических объектов. Ответ неправильный.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Отметка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил

в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины

работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой

может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Отметка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;

  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая

предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на

последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Отметка «5» - 10 правильных ответов,

  • «4» - 7-9,

  • «3» - 5-6,

  • «2» - менее 5 правильных ответов.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Отметка «5» - 18-20 правильных ответов,

  • «4» - 14-17,

  • «3» - 10-13,

  • «2» -менее 10 правильных ответов.


Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с

соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали

полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения

предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и

навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов

форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или

выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном

объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов

типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая

страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными

к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью.

Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний,

рациональное их использование в определенной последовательности;

соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний,

допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний;

допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники

знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.










Особенности организации учебного процесса:

Образовательные технологии

Формы организации учебной деятельности

Методы и приёмы обучения

Технология развивающего обучения

Технология проблемного обучения

Здоровьесберегающие технологии

Проектная технология

Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы,

практические занятия,

Проекты.



1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

  • объяснительно-иллюстративный метод

  • эвристический

  • исследовательский (проектный)

2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности

  • Познавательные игры

  • Организационно-деятельностные игры

  • Предъявления требований

  • Поощрения и наказания

3)методы контроля

  • Устный опрос (индивидуальный, фронтальный, групповой)

  • Письменный опрос (проверочные работы, тесты, географические диктанты,

  • Практические работы

  • Самоконтроль при выполнении домашнего задания


Место учебного предмета в учебном плане:

Образовательная область

Название предмета


За счёт каких часов реализуется

Сроки реализации программы

Количество часов в год

Количество часов в неделю

Общественно-научная

Начальный курс географии

Обязательная часть


1 год

35

1





Требования к результатам обучения географии

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:

  • воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей деятельности;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;

  • формирование и развитие экологического мышления.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

  • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем

  • формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;

  • умение работать с разными источниками географической информации;

  • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • овладение основами картографической грамотности;

  • овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

  • формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.

Выпускник научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  • строить простые планы местности;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрении концепции устойчивого развития.

Содержание тем учебного курса.

п/п

Раздел учебного курса

Кол-во часов

Элементы содержания


Характеристика основных видов универсальных учебных действий обучающихся

предметные результаты

универсальные учебные

действия

личностные результаты

1

Введение. Географическое познание нашей планеты.

4

География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод. Расширение географического кругозора в Средние века. Открытия викингов. Торговые пути в Азию. Географические достижения в Китае и на арабском Востоке. Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание

Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии

Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое землеведение.

обучающийся научится:

применять изображение Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний.

Определять направление на стороны горизонта и визировать по компасу

Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий.

Отбирать источники географической информации для определения авсоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения гео названий.

Р1,Р2,Р3,Р4,

Р5, Р6,Р7, Р8;

ПО1, ПО2, ПО3, ПО4, ПО5, ПО6, ПО7, ПО8;

ПЗ1, ПЗ2;

ПЛ1, ПЛ2, ПЛ3,ПЛ4,ПЛ5, ПЛ6, ПЛ7, ПЛ8;

ПП1, ПП2.

Л1, Л2, Л3

Изображение земной поверхности -14 ч

2

План местности


7

Различные способы изображения местности. Дистанционный метод изучения Земли.

Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами.

Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака.

Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности

Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали и бергштрихи. Чтение карты Большого Соловецкого острова

Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы)


обучающийся научится:

называть существенные признаки понятий «план местности», «относительная и абсолютная высота», «азимут», «масштаб». Использовать понятия «план местности», «азимут», «относительная и абсолютная высота», «масштаб» для решения учебных задач по ориентированию на местности, по проведению глазомерной съемки местности, по составлению плана местности (маршрута), по определению относительных высот на местности, по чтению плана.

Устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной скатов холмов.

Выделять, описывать, объяснять существенные признаки плана.

Определять по плану расстояния, направления, абсолютные и относительные высоты точек и местоположение географических объектов.

Использовать приобретенные знания и умения для ориентирования на местности и проведения съемок ее участков.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из различных источников.

Р1,Р2,Р3,Р4,

Р5, Р6,Р7, Р8;

ПО1, ПО2, ПО3, ПО4, ПО5, ПО6, ПО7, ПО8;

ПЗ1, ПЗ2;

ПЛ1, ПЛ2, ПЛ3,ПЛ4,

ПЛ5, ПЛ6, ПЛ7, ПЛ8;

ПП1, ПП2.

Л1, Л2, Л3

3

Глобус и географическая карта — модели земной поверхности


7

Метод моделирования в географии. Глобус. Масштаб и градусная сеть глобуса

Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе

Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин

Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Картографические проекции. Географические карты. Масштаб географической карты. Линии градусной сетки на картах. Примеры работы с географическими картами

Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система космической навигации.


обучающийся научится:

называть существенные признаки понятий «относительная и абсолютная высота», «географическая карта», «масштаб». Использовать понятия «географическая карта», «относительная и абсолютная высота», «масштаб» для решения учебных задач по определению относительных высот на местности и абсоютных высот по карте, по чтению карты.

Устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной скатов холмов.

Выделять, описывать, объяснять существенные признаки глобуса и географических карт, их различия по содержанию, масштабу и способам картографического изображения.

Определять по карте расстояния, направления, абсолютные высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов.

Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт различного содержания.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из различных источников.

Р1,Р2,Р3,Р4,

Р5, Р6,Р7, Р8;

ПО1, ПО2, ПО3, ПО4, ПО5, ПО6, ПО7, ПО8;

ПЗ1, ПЗ2;

ПЛ1, ПЛ2, ПЛ3,ПЛ4,ПЛ5, ПЛ6, ПЛ7, ПЛ8; ПП1,

ПП2.

Л1, Л2, Л3


Геосферы Земли 17 ч.

4

Литосфера

5

Минералы и их свойства.

Ильменский минералогический заповедник.

Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность.

Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира.

Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа. Крупнейшие по площади равнины мира.

Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф.


обучающийся научится:

знать и объяснять существенные признаки понятий: «литосфера», «земная кора», «рельеф», «горы», «равнины», существенные признаки минералов и горных пород. Использовать понятия «литосфера», «земная кора», «рельеф», «горы», «равнины» для решения учебных задач по определению на местности относительных высот точек земной поверхности. Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами. Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Составлять описание гор и равнин, их географическое положение. Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для оценки интенсивности землятресений. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. Отбирать источники географической информации для составления описания форм рельефа, для объяснения происхождения гео названий гор и равнин.

Р1,Р2,Р3,Р4,

Р5, Р6,Р7, Р8;

ПО1, ПО2, ПО3, ПО4, ПО5, ПО6, ПО7, ПО8;

ПЗ1, ПЗ2;

ПЛ1, ПЛ2, ПЛ3,ПЛ4,ПЛ5, ПЛ6, ПЛ7, ПЛ8;

ПП1, ПП2.

Л1, Л2, Л3

5

Атмосфера


7

Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха.

Что такое атмосферное давление и как его измеряют. Изменение атмосферного давления с высотой. Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды.

Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер — движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны.

Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности воздуха с высотой. Уровень конденсации. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года.

Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают климатические показатели.


обучающийся научится: объяснять существенные признаки понятий «атмосфера», «ветер», «атмосферные осадки», «погода», «климат». Использовать понятия «атмосфера», «ветер», «атмосферные осадки», «погода», «климат» для решения учебных задач по определению атмосферного давления, по определению суточной температуры воздуха, по определению условий образования тумана, по выявлению причин особенностей годового распределения осадков на Земле.

Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением, между атмосферным давлением и скоростью ветра. Приводить примеры ветров различного направления, видов облаков, видов атмосферных осадков,редких явлений в атмосфере, стихийных природных бедствий и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Отбирать источники географической информации для составления описания погоды, для объяснения причин разнообразия климата на Земле. Определять по статистическим данным значения амплитуды температуры воздуха, характера годового хода атмосферных осадков, преобладающие направления ветра. Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды, для определения температуры и давления воздуха, напрвления и скорости ветра, видов облаков и атмосферных осадков, для определения относительной высоты по разности атмосферного давления. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Р1,Р2,Р3,Р4,

Р5, Р6,Р7, Р8;

ПО1, ПО2, ПО3, ПО4, ПО5, ПО6, ПО7, ПО8;

ПЗ1, ПЗ2;

ПЛ1, ПЛ2, ПЛ3,ПЛ4,ПЛ5, ПЛ6, ПЛ7, ПЛ8;

ПП1, ПП2.

Л1, Л2, Л3

  • 5

Гидросфера


3

Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения.

Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Многолетняя мерзлота. Подземные воды. Условия образования межпластовых вод. Болота.


обучающийся научится:

называть составные части гидросферы, свойства воды. Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности ихарактером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды. Приводить примеры равнинных и горных рек, озер по солености озерных вод и происхождению озерных котловин, стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Отбирать источники географической информации для составления описаний океанов и рек, объяснения происхождения географических названий морей, рек, озер. Составлять описание океанов и рек, их географического положения. Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, выделения частей Мирового океана, источников питания и режима реки. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Р1,Р2,Р3,Р4,

Р5, Р6,Р7, Р8;

ПО1, ПО2, ПО3, ПО4, ПО5, ПО6, ПО7, ПО8;

ПЗ1, ПЗ2;

ПЛ1, ПЛ2, ПЛ3,ПЛ4,ПЛ5, ПЛ6, ПЛ7, ПЛ8;

ПП1, ПП2.

Л1, Л2, Л3

7

Биосфера и почвенный покров


1

Биологический круговорот веществ. Почва. Образование почвы. Плодородие почв.

Почвенные организмы. В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах.


обучающийся научится:

давать определение понятиям: «биосфера», «живое вещество», «почва», «почвенное плодородие». Использовать понятия «биосфера» для решения учебных задач по поределению механического состава почвы. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки почвы, растений разных районов Земли. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Р1,Р2,Р3,Р4,

Р5, Р6,Р7, Р8;

ПО1, ПО2, ПО3, ПО4, ПО5, ПО6, ПО7, ПО8;

ПЗ1, ПЗ2;

ПЛ1, ПЛ2, ПЛ3,ПЛ4,ПЛ5, ПЛ6, ПЛ7, ПЛ8;

ПП1, ПП2.

Л1, Л2, Л3

Географическая оболочка Земли

1

Круговорот вещества на Земле. Природно-территориальный комплекс. Географическая оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и строение географической оболочки. Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле.

Образование рас в разных природных условиях.


Обучающийся получит возможность:

Знать и объяснять существенные признаки понятий «географическая оболочка», «природно-территориальный комплекс», «раса». Использовать понятия «географическая оболочка», «природно-территориальный комплекс», «раса», «литосфера», «атмосфера», «гидросфера», «биосфера» для решения учебных задач по выявлению характера взаимодействий геосфер, по определению представителей различных рас. Устанавливать взаимосвязи между различными оболочками Земли. Приводить примеры представителей различных рас. Отбирать источники географической информации для составления описаний состава и строения географической оболочки. Выделять, описывать и объяснять признаки круговорота вещества в природе.

Р1,Р2,Р3,Р4,

Р5, Р6,Р7, Р8;

ПО1, ПО2, ПО3, ПО4, ПО5, ПО6, ПО7, ПО8;

ПЗ1, ПЗ2;

ПЛ1, ПЛ2, ПЛ3,ПЛ4,ПЛ5, ПЛ6, ПЛ7, ПЛ8;

ПП1, ПП2.

Л1, Л2, Л3



Перечень географических объектов (номенклатура)

Тема «Литосфера»

Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.

Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.

Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.

Тема «Гидросфера»

Моря: Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское, Северо-Атлантическое.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.

Озера: Каспийское, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.

Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер.











Матрица личностных результатов обучения и универсальных учебных действий (УУД)


Л. Личностные результаты обучения обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знания моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, умение выделять нарвственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности можно выделить три вида личностных результата обучения:

Л1- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

Л2- смыслообразование. Ученик должен задаваться вопросом «Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» и уметь на него отвечать.

Л3- нравственно-этическая ориентация, в т.ч. оценивание усваимого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Р. Регулятивные действия обеспечивают организацию учебной деятельности учащихся. К ним относятся:

Р1- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

Р2- планирование, т.е. определение последовательности промежуточных целей с учетом конечногоь результата; составление плана и последовательности действий;

Р3- прогнозирование, т.е. предвосхищение результата; составление плана и последовательности действий;

Р4- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданыым эталоном с целью обнаружения отклонений и отличие от эталона;

Р5- контроль в форме сличения способа действия и его результата с критериями формирующего оценивания с целью установления верности содержания и последовательности действий, обнаружение отклонений и отличий;

Р6- коррекция, т.е. внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

Р7- оценка, т.е. выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня освоения;

Р8- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодлению препятствий.

К. Коммуникативные действия:

К1- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, т.е. определение цели, фунций участников, способа взаимодействия;

К2- постановка вопросов, т.е. инициативное сотрудничество по поиску и сбору информации;

К3- разрешение конфликтов, т.е. выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных спсобов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

К4- управление поведением партнера, т.е. контроль, коррекция, оценка его действий;

К5- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

П. Познавательные учебные действия включают:

Общеучебные, в т.ч. знаково-символические;

Логические;

Простановку и решение проблемы.

ПО. Общеучебные действия:

ПО1- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

ПО2- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств;

ПО3- структурирование знаний;

ПО4- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ПО5- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

ПО6- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

ПО7- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободноя ориентация и восприятие текстов художественной, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

ПО8- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творчесого и поискового характера.

ПЗ. Знаково-символические действия:

ПЗ1- моделирование как изучение объектов и их процессов на их уменьшенных и/или упрощенных аналогах;

ПЗ2- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

ПЛ. Логические действия:

ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

ПЛ2- синтез, т.е. составление целого из частей, в т.ч. самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

ПЛ3- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

ПЛ4- подведение под понятие, выделение следствий;

ПЛ5- установление причинно-следственных связей;

ПЛ6- построение логической цепи рассуждений;

ПЛ7- доказательство;

ПЛ8- выдвижение гипотез и их обоснование;

ПП. Постановка и решение проблемы:

ПП1- формулирование проблемы;

ПП2- самостоятельное создание способов решения проблем творчесого и поискового характера.










Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Кол-во часов

Вид

урока

Контроль уровня обученности


Дата

планируемая

фактическая

Введение. Географическое познание нашей планеты -4ч.

1

Начало географического познания Земли. География в Средние века (Европа).

1

урок «открытия» новых знаний

Текущий




2

География в Средние века (Азия).

1

Текущий



3

Великие географические открытия.

1


Текущий




4

Географические открытия и исследования в 16-19 вв. Современные географические исследования.

1





Изображение земной поверхности -14 ч

План местности- 7 ч.

5

Виды изображения поверхности Земли

1


текущий



6

Ориентирование на местности.

1

урок рефлексии




7

Топографический план и топографическая карта.

1

урок общеметодологической направленности

текущий



8

Как составляют топографические планы и карты.

1

урок «открытия» новых знаний




9

Составление топографического плана сопртивной площадки при школе.

1

урок развивающего контроля

итоговый



10

Изображение рельефа на топографических планах и картах.

1





11

Виды планов и их использование.

1





Глобус и географическая карта — модели земной поверхности 7 ч.

12

Глобус-модель Земли.

1





13

Географические координаты. Географическая широта.

1





14

Географические координаты. Географическая долгота.

1





15

Определение расстояний и высот по глобусу.

1





16

Географическая карта.

1





17

Географические карты и навигация в жизни человека.

1





18

Урок коррекции ЗУН по теме «Изображение земной поверхности»

1





Геосферы Земли- 17 ч.

Литосфера- 5 часов

19

Минералы.

1

урок «открытия» новых знаний

текущий



20

Выветривание и перемещение горных пород.

1

Комбинированный урок

текущий



21

Рельеф земной поверхности. Горы суши.

1

урок «открытия» новых знаний




22

Равнины и плоскогорья суши.

1

Урок-практикум

текущий



23

Рельеф дна Мирового океана.

1

урок рефлексии

текущий



Атмосфера- 7 часов

24

Как нагревается атмосферный воздух

1

урок «открытия» новых знаний

текущий



25

Атмосферное давление

1

урок рефлексии

текущий



26

Движение воздуха

1

урок общеметодологической направленности




27-28

Вода в атмосфере

2

урок развивающего контроля

с/р



29

Климат

1





30

Обобщающий урок по теме «Атмосфера»

1





Гидросфера- 3 часа

31

Воды Мирового океана

1

Комбинированный урок

текущий



32

Воды суши

1

урок «открытия» новых знаний

текущий



33

Озера. Подземные воды. Болота.


1

Комбинированный урок

текущий



Биосфера- 1 час

34


Биологический круговорот. Почва

1

урок «открытия» новых знаний

текущий



Географическая оболочка Земли 1 час

35

Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка

1





Список литературы

Учителя:

Сборник нормативных документов «География». Федеральный компонент государственного стандарта Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев – 2-е издание М.:,Дрофа, 2008 г.

География : программа 6-11 классы общеобразовательных учреждений/ ( А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б.Путятин и др,)-М.: Вентана – Граф.2010 г.

1.Учебник: География. Начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А.Летягин; под общ. ред. В.П.Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2013, 192с.

2.Методическое пособие: А.А.Летягин. Начальный курс 5-6 классы. – М.: «Вентана-Граф», 2015, 240 с.

7.Методический журнал для учителей географии, экологии и природоведения «География». Издательский Дом «Первое сентября», номера изданий за 2007-2013гг.

Учеников:

1.Учебник: География. Начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А.Летягин; под общ. ред. В.П.Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2013, 192с.

2.Рабочая тетрадь к учебнику: Летягин А.А. География: дневник географа-следопыта: 6 класс. «География. Начальный курс» / А.А.Летягин. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 112 с.

3.Атлас. Начальный курс географии. 6 класс. / А.А.Летягин. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 32 с.

4.Антонова Л.В. Удивительная география / Л.В.Антонова. – М.: ЭНАС, 2009. 224с.

5.Аржанов С.П. Занимательная география / С.П.Аржанов, - М.: Просвещение, 2008. – 128с.

6.Ларина О.В., Мошевская Г.Н. Удивительные явления природы / О.В.Ларина, Г.Н.Мошенская. – М. : ЭНАС, 2010. -216с.

Дополнительная литература для учащихся:

  • Томилин А. Н. География для детей- М.: АСТ, 2009

  • Энциклопедия для детей. География. –М.: Аванта +, 2000

  • Большой географический атлас.- М.: Олма- Пресс, 2002

  • Географические открытия: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2007

  • Земля и Вселенная. – М.: Махаон, 2010

  • Вулканы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2006

  • Горы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2009

  • Моря и океаны: энциклопедия. – М.: Махаон, 2010

  • Живой мир: энциклопедия. – М.: Росмэн, 2008

  • Большая энциклопедия природы. – М.: Росмэн, 2008


Цифровые образовательные ресурсы:

Электронные презентации к урокам:

1.География как наука.

2.Как изучают внутреннее строение Земли.

3.Вулканы.

4.Гейзеры и горячие источники.

5.Горные породы и минералы.

6.Что такое полезные ископаемые.

7.Как и почему происходит смена дня и ночи.

8.Атмосфера Земли.

9.Загадочные явления в атмосфере.

10.Вода на Земле.

11.Части Мирового океана.

12.Жизнь в тропическом поясе.

Рекомендуемые сайты (видеогеография):

http://www.youtube.com/watch?v=T4kxwZeUdGQ – Эратосфен

http://www.stellrium.org/ - Движение Солнца на спутнике Юпитера – Ио

http://rutube.ru/tracks/2317444.html - Рождение Земли.

http://video.mail.ru/mail/ilya_quzey/Pochemuchka/4559.html - Какие бывают планеты

http://video.mail.ru/mail/list/galaktika12/1068/1084.html -Круглогодичное путешествие Земли вокруг Солнца

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России


Коллекция видеофильмов по темам: Смена дня и ночи, Годовое вращение Земли, Вулканы, Землетрясения, Внутреннее строение Земли, Строение атмосферы, Мировой круговорот воды в природе, Природные зоны Земли и др.

Электронное картографическое пособие. География. Мир. Издательство «Просвещение».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!