СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии. 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация

 к рабочей программе учебного предмета «География России. Природа. Население.»

для учащихся 8 класса

                                           

   Рабочая программа разработана на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования   
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования представленных в ФГОС ООО   второго поколения
  • примерной программы основного общего образования по географии , разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию;
  • авторской учебной программы « География : программа: 5-9 классы / [А.А.Летягин , И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя ]. – М.: Вентана-Граф, 2018.-328 с.
  • Данная рабочая программа ориентирована  на использование  учебников по географии и учебно-методических пособий линии УМК «География. Алгоритм успеха(5-9кл.) созданных  коллективом авторов под руководством В.П.Дронова.

  Рабочая программа  по предмету География курс  «Природа .Население.»

  полностью соответствует требованиям ФГОС ООО.

В соответствии с учебным планом Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Вальдиватской средней школы имени генерала-майора Григория Андреевича Жукова учебный предмет «География» является обязательным в средней школе, на его преподавание отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии. 8 класс»

Аннотация

к рабочей программе учебного предмета «География России. Природа. Население.»

для учащихся 8 класса

Рабочая программа разработана на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования представленных в ФГОС ООО второго поколения

  • примерной программы основного общего образования по географии , разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию;

  • авторской учебной программы « География : программа: 5-9 классы / [А.А.Летягин , И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя ]. – М.: Вентана-Граф, 2018.-328 с.

  • Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников по географии и учебно-методических пособий линии УМК «География. Алгоритм успеха(5-9кл.) созданных коллективом авторов под руководством В.П.Дронова.

Рабочая программа по предмету География курс «Природа .Население.»

полностью соответствует требованиям ФГОС ООО.

В соответствии с учебным планом Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Вальдиватской средней школы имени генерала-майора Григория Андреевича Жукова учебный предмет «География» является обязательным в средней школе, на его преподавание отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).

Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения образовательных программ основного общего образования.

Предметные результаты обучения



Учащийся должен уметь:

- называть различные источники географической инфор­мации и методы получения географической информации;

- определять географическое положение России;

- показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

- определять поясное время.

-называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформен­ным и складчатым областям;

-показывать на карте и называть наиболее крупные место­рождения полезных ископаемых;

-объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внут­ренних процессов;

-делать описания отдельных форм рельефа по картам; называть факторы, влияющие на формирование климата России;

-определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

-давать описания климата отдельных территорий; с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной ра­диации и т. д.;

-приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

-называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельных вод­ных объектов;

-оценивать водные ресурсы; называть факторы почвообразования;

-используя карту, называть типы почв и их свойства; объяснять разнообразие растительных сообществ на тер­ритории России, приводить примеры;

-объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

-объяснять влияние природных условий на жизнь, здо­ровье и хозяйственную деятельность людей;

-объяснять изменение природы под влиянием деятельнос­ти человека;

-объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы,

-приводить ---соответствующие примеры

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- ставить учебные задачи;

-вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

-выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

-планировать и корректировать свою деятельность в соот­ветствии с ее целями, задачами и условиями;

-оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

-классифицировать информацию в соответствии с выбран­ными признаками;

-сравнивать объекты по главным и второстепенным при­знакам;

-систематизировать информацию; структурировать информацию;

-формулировать проблемные вопросы, искать пути реше­ния проблемной ситуации;

-владеть навыками анализа и синтеза;

-искать и отбирать необходимые источники информа­ции;

-использовать информационно-коммуникационные тех­нологии на уровне общего пользования, включая поиск, по­строение и передачу информации, презентацию выполнен­ных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

-представлять информацию в различных формах (пись­менной и устной) и видах;

-работать с текстом компонентами: сос­тавлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы --выступ­ления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

-создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

-составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определен­ного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;

-находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

-российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многона­ционального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократиче­ских и традиционных ценностей многонационального рос­сийского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;

-ответственным отношением к учению, готовностью и спо­собностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории об­разования;

-целостным мировоззрением, соответствующим совре­менному уровню развития науки и общественной практики;

-гражданской позицией к ценностям народов России, го­товностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-коммуникативной компетентностью в общении и со­трудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общест­венно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

-основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления


Содержание учебного предмета

Введение (1 час)

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Раздел I. Географическое положение и формирование государственной территории России

(15 часов)

Тема 1. Географическое положение России (9 часов). Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона Российской Федерации. Часовые пояса. Территория и акватория. Экономически эффективная территория.

Практикум: Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран. Определение поясного времени для различных пунктов России. Анализ карт административно-территориального и политико- административного деления страны

Тема 2. История заселения, освоения и исследования территории России (5 часов). Заселение и освоение территории России в IX- XVII вв. Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII-XIX вв. Географическое исследование территории России в XVIII-XIX вв. Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.

Раздел II. Природа России (37 часов)

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 часов). Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма. Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой.

Практикум: Анализ физической карты России. Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы». Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы (6 часов). Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата. Чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса

Практикум: Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Анализ климатической карты: выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны (своего региона) для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов). Виды вод уши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Особая роль воды в природе и хозяйстве.

Практикум: Анализ карты «Водные ресурсы». Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Определение возможности ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (3 часа). Почвы и почвенные ресурсы. Почвы- основной компонент природы. В. В. Докучаев- основоположник почвоведения. Размещение основных типов почв. Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Практикум: Анализ почвенной карты. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа). Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование меры по охране растительного и животного мира.

Практикум: анализ карт «Растительность» и «Животный мир». Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природы.

Тема 6. Природные различия на территории России (13 часов). Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно- хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр, и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологически е проблемы. Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы. Характеристика лесостепей, степей, полупустынь. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Природно- хозяйственное различие морей России.

Практикум: Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия».

Раздел III. Население России (11 часов)

Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства. Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и его определяющие факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян. Народы и основные религии. Россия- многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. География религий. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими, социально- экономическими факторами. Зоны расселения. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции; причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Практикум: Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Раздел IV. Природный фактор в развитии России (5 часов)

Тематическое планирование

раздела

Наименование разделов и тем

Всего часов


Введение

1

1.

Географическое положение и формирование государственной территории России:

15

Тема 1. Географическое положение и его виды

9

Тема 2. История заселения, освоения и исследования территории России

5

2.

Природа России

37

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

6

Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы

6

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

6

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы

3

Тема 5. Растительный и животный мир

3

Тема 6. Природные различия на территории России

13

3.

Население России

11

4.

Природный фактор в развитии России

5

5.


Итого


68





























Календарно-тематическое планирование на основе

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебного предмета «География» для обучающихся 8 класса


урока

Дата проведения

Тема урока

Содержание учебного материала

Планируемые результаты

Домашняя работа

план

факт

предметные

метапредметные

личностные


1

1.09


.

Введение.

Введение в курс «География России»

Что и с какой целью изучают в курсе «География

России».

Знать особенности предмета и структуру учебника

Уметь находить дополнительные источники информации

Формир.ответсв.отнош.к учебе.

Стр.3

2

5.09


Географическое положение и его виды.

Г.П Виды Г,П.:

Природно-географич.(физико-геогр.),математико-геогр.,эгп,транспортно-географич..геополитич.,этнокультурное.Уровни ГП. Изменения ГП со временем.

Знать главные черты географического положения России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. Уметь работать с географической картой России.

Выявлять последоват.изучения географич. обьектов на основе иллюстратив. Материалов уч-ка.

Формир .ответсв. отнош.к учебе.

П.1,вопр.1-3,с.9,шк.г-с.

3

8.09


Размеры территории и природно- географическое положение России

Основные черты природно-географического положения террит. РФ;отрицат. И положит.аспекты ГП.Размер террит.РФ и его влияние на природу, хоз-во и жизнь населения.

Знать :место РФ в мире по площади террит. опред. по картам крайние точки террит.РФ, наносить на к/к,устанавлив. Географич. Следствия значит. размеров террит. страны.

Умение оценивать правильность выполнения уч. Задачи, собственные возможности ее решения.

Формиров. Уважительного отношения куч. труду, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

П.2.,зад нак/к,

.стр 13


4

12.09


Экономико- географическое и транспортно-географическое положение России

Особенности ЭГП и ТГП России.

Отрицат. И положит. аспекты современных ЭГи ТГП.

Хар.ЭГП России на микро мезоуровне.,опред по полит.карте соседей 1 и 2 порядка.Умение работать с к/к

Умение оценивать правильность выполнения уч. Задачи, собственные возможности ее решения

Формиров. Уважительного отношения куч. труду, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

П.3,твор. Зад стр20,вопр.по выбору.

5

15.09


Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. Практическая работа «Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России»

Геополитич. и этнокультурное,эколог-ГП России. Отрицат.и положит. Аспекты ГП страны ,их влияние на природу ,хоз-во и жизнь населения.

Обсуждать и оценивать соврем. Геополитич .положение России на основе анализа текста и иллюстрат. материалов учебника.

Умение оценивать правильность выполнения уч. Задачи, собственные возможности ее решения

Формиров. Уважительного отношения к уч. труду, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

П.4,вопр. Заполн.табл.стр30

6

19.09

22.09

Государственная территория России. Типы российских границ

Госуд.террит.РФ(суша,внутр. и террит. воды, воздушное простр. и недра)

Обсуждать знач. терр. России как важнейшего стратегического ресурса страны. На основе анализа текста и иллюстр.уч-ка приводить примеры различных типов и видов границ РФ

Умение оценивать правильность выполнения уч. Задачи, собственные возможности ее решения

Формиров. Уважительного отношения куч. труду, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

П.5,вопр2 на к/к, эссе на тему «Террит. России -ее важнейший стратег. Ресурс»

7

26.09


Сухопутные и морские границы России




Особенности сухопутных и морских границ РФ, протяженность страны соседи, значение для внешних связей.

Обозначить на к/к сухопут. И морские границы РФ, крупнейшие морские порты

Умение осуществл. Контроль своей деят. в процессе достиж. результата

Формиров. Уважительного отношения куч. труду, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

П.6,вопр1-6,стр41

8

29.09


Различия во времени на территории России. Практическая работа «Решение задач на определение поясного времени для разных пунктов России»

Поясное(зональное) местное и декретное время. их роль в хозяйстве и деят. людей

Выявлять сущ.признаки понятий «поясное время»и «местное время»Анализ карты час.поясов. Решение задач на опред. поясного времени.

Умение осуществлять контроль своей деят. в процессе достиж. результата

Формиров. Уважительного отношения куч. труду, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

П.7,вопр1-4,письм.зад ШГС

9

3.10


Административно-территориальное устройство РФ. Практическая работа «Выявление на карте специфики административно-территориального устройства России»

Гос.устройство и террит.делени РФ. Политко-администр.карта России.

Опред по полит.администр. карте специфич .черты админ.террит. устройства РФ,сост по карте хар-ку субъекта

Умение осуществл. Контроль своей деят.в процессе достиж. результата

Формиров. Уважительного отношения к уч. труду, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

П.8,вып.зад.письм.Шк.-геогр.след. стр.47

10

6.10


Повторение и обобщение темы «Географическое положение России»

Проверка ЗУН учащихся

Выполнять тестовые задания

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществл. осознанного выбора в уч .и познав. деят.

Формиров. Уважительного отношения куч. труду, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию


11

10.10


Заселение и освоение территории России в IV – XVII вв.

Освоение славянами террит.Русской равнины в 9-13 в.Колонизация севера и востока. открытие иосв. Сибири и Д.В.

Выявлять на основе сообщ. основные этапыи направления колонизаци и террит.России в 9-17 в

Умение организовывать уч.сотруднич.и совместную деят. с учителем и сверстниками.

Формиров. уважительного отношения куч. труду,готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

П.9.письм.зад на стр.55 заполн. Табл.

12

13.10


Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII - XIX вв.

Территор. изменения в 18-19вв. Присоед. И освоение западных террит в 18в, выход к Балтийскому и Черному морям, в Ср.Азию

уметь

показывать по карте: направления колонизации терри­тории страны в разные исторические периоды; города, порты, транспортные пути, отражающие процесс хозяй­ственного освоения территории страны в разные истори­ческие периоды

Ставить уч. задачи на к/к наносить города, основанные в европейской и азиатской частях.

Формиров. Уважительного отношения куч. труду, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

П10,подгот доклад стр61,вопр1,3

13

17.10


Географическое исследование территории России в XVIII - XIX вв.

Геогр.открытия 18в.1-я Камчатская экспед. Организ. научных экспед. Академией наук России.

характеризовать с помощью карт и дополнительных источников географической информации: маршруты и результаты важнейших географических открытий и путешествий; территории, вошедшие в состав страны в разные исторические периоды;


самостоятельный поиск географической информа­ции об истории географического изучения и заселения территории России;

для чтения карт различного содержания;

Формиров. уважительного отношения куч. труду, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

П.11,подгот сообщ/презент об одном из исслед.

14

20.10


Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. Практическая работа «Составление аннотации какого-либо из источников географической информации об истории освоения и открытия территории России»

Террит.изменения в 20 в.хозяйств. освоение и изучение террит. страны. гео. открытия в Арктике. Современные геогр. исследования.

объяснять влияние геополитических интересов страны на направления территориального роста страны; приводить примеры: адаптации человека в ходе освое­ния новых территорий к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;


Обсуждать современные географические исследования, методы географич. Исследований и их роль для развития хозяйства страны.

Анализировать по картам атласа и др. источникам маршруты важнейших отечеств.экспедиций в 20 в

П.12,вопр.1-3стр.71

Повтор. П9-12

15

24.10


Повторение и обобщение темы «История заселения, освоения и исследование территории России»




Проверять знания тестовый метод

Тесты




Раздел II Природа России. Рельеф, геологическое строение. (6часов)










минеральные

ресурсы

(6ч)


16

27.10


Геологическая история.

Особенности рельефа как результат геологич. истории формиров. . террит, геолог. летоисчисление, геологич карта

называть и оказывать по карте крупные горные и рав­нинные территории, основные месторождения полезных ископаемых, районы распространения вулканизма и землет


Выявлять по материалам учебника названия геологических эр и периодов, их продолжительность, порядок чередования, главные изменения природы.

Знать геологические эры и периоды;

общие особенности геологического строения и рельефа России;


П.13,знать табл «геологич эры и периоды»

17

7.11


Развитие земной коры

Основные этапы развития земной коры,. основные тектонич. Структуры-платформы и складчатые обл.; тектонич карта

определять по тектонической карте элементы земной ко­ры, находящиеся в основании крупных форм рельефа; по физической карте — выраженность тектонических структур в рельефе; по геологической карте — возраст горных пород, слагающих террит


Устанавливать различия в геологическом возрасте платформенных и складчатых областей.

Выявлять основные этапы развития земной коры на основе объяснений учителя.

П.14,вопр.1 письм ,4.Шк.г-и с82

18

10.11


Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры. Практическая работа «Выявление зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных ископаемых на примере крупных территорий» Практическая работа «Изучение образцов минералов, горных пород, полезных ископаемых из школьной коллекции»


Зависимость размещения крупных форм рельефа и полезных ископаемых от строения земной коры

называть и показывать по карте крупные горные и рав­нинные территории, основные месторождения полезных ископаемых,

устанавливать связь между тектонич. строением, рельефом и п..иск.

Формулировать выводы о зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры.

Опред. по тектонической карте России полезные ископаемые

П.15,вопр.1-3,к/к

19

14.11


Формирование рельефа под воздействием внешних геологических процессов. Практическая работа «Изучение закономерностей формирование рельефа и его современного развития на примере своей местности»

Развитие форм рельефа под влияние внешних процессов. Современные рельефообразующие процессы.

приводить примеры изменения рельефа под действием внутренних и внешних факторов, влияния рельефа на жизнь, быт населения и его хозяйственную деятель­ность;


Выявлять основные формы рельефа, образованные внешними факторами и процессами.

Понимать влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.

П.16,зад.стр92

20

17.11


Литосфера. Рельеф. Человек
















Опасные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на жизнь и хозяйств. деятельность людей. Изменение рельефа в результате хоз. деят-ти

с помощью различных источников информации состав­лять краткую географическую характеристику крупных форм рельефа;


Обсуждать преимущества и недостатки условий жизни человека на равнинах и в горах, формулировать выводы, учитывая различные точки зрения.

Использовать знания для оценки рельефа при решении простейших задач землеустройства.

П.17.,вопр.стр97-98

21

21.11


Повторение и обобщение темы «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»


Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам»

Обсуждать вопросы и задания учебника.

Владеть различными способами самоконтроля.

Тесты




Климат и агроклиматические ресурсы. (6часов)






22

24.11


Условия формирования климата

Факторы формиров. Климата на террит. страны;солнечная радиацияи радиац.баланс

уметь оценивать в процессе беседы климатич. условия страны и их зависимость от ГП .

Понимать влияние основных климатообразующих факторов: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс.

Умение работать с картами, таблицами,учебником.

П.18,зад2стр.102 письм.,

23

28.11


Движение воздушных масс










ВМ, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны Синоптич.карт

Выявлять существенные признаки понятия «атмосферный фронт», «циклон»,

«антициклон».

Прогнозировать по синоптич.карте погоду на ближайшие сутки

Знать, что такое атмосферные фронты, циклоны, антициклоны и как они влияют на погоду и климат России

П.19,знать опред.,письм.заполнить табл. Стр.106

24

1.12


Закономерности распределения тепла и влаги. Практическая работа «Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей по территории страны»

Распред.темпер.воздуха и осадков по террит. России; испарение, испаряемость

определять по климатическим картам величины солнеч­ной радиации, средние и абсолютные температуры воз­духа, годовое количество осадков, коэффициент увлаж­нения для различных пунктов;


Понимать закономерности распространения тепла и влаги на территории страны (средние температура января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения)

сезонность климата России и чем она обусловлена

Умение вести самост. поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование

П.20,вопр.2,док.табл.стр112

25

5.12


Климатические пояса и типы климатов. Практическая работа «Определение особенностей погоды для разных пунктов по синоптической карте. Составление прогноза погоды»

Климатич. пояса и типы климатов на террит.России,их краткая харак-ка. Карта климатич. поясов и областей

называть и показывать по карте районы распростране­ния основных типов климата;


Понимать /объяснить факторы формирования климатических поясов в России.


Уметь извлекать из карты особенности типов климата,расшифровывать климатограммы

П.21,вопр.1-3,к/к

26

8.12


Климат и человек. Климат Ульяновской области. Практическая работа «Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям на примере своей местности»


Агроклимат. Ресурсы страны; влияние климата на хоз. Деятельность и здоровье людей; опасные и неблагоприятные погодно-климатич. Явления; мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информа­ции о климатических условиях России;

для адекватного поведения в экстремальных ситуациях,

связанных с грозными атмосферными явлениями природы

объяснять влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную дея­тельность человека;


Умение формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям.


П.22,вопр.стр121-122 для итогового контроля

27

12.12


Повторение и обобщение темы «Климат и агроклиматические ресурсы»

Контроль и коррекция знаний и умений




Тесты




Внутренние воды и водные ресурсы. (6 часов)






28-29

15.12

19.12


Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа.

Реки Ульяновской области. Практическая работа «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования»

Состав внутренних вод на территории страны ,главные речные системы ,водоразделы океанские бассейны ,падение и уклон рек.

называть и показывать по карте крупнейшие водные объекты России определять по картам и другим источникам падение и уклон рек, особенности питания, режим, замерзае-мость, величину годового стока;

с помощью различных источников информации состав­лять краткую географическую характеристику водных объектов;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Умение использовать географич. Знания для созидат.деятельности.

П.23,вопр.5 стр.127.

Творч. зад

30

22.12


Зависимость речной сети от климата. Практическая работа «Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России»


Питание и режим рек, основные показатели жизни рек

главные особенности крупных рек России, их за­висимость от рельефа и климата;

с помощью различных источников информации состав­лять краткую географическую характеристику водных объектов;


Выбирать географическую информа­цию о водных объектах России;

для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с водными объектами;

для оценки водных ресурсов своей местности в различ­ных целях.

Умение использовать географич. Знания для созидат. деятельности

П.24,сост. Хар-ку реки по плану стр.131

31

26.12


Озера, болота, ледники, подземные воды.

Типы и происхождении озерных котловин; распространение и типы болот, районы горного и покровного оледенения; виды подземных вод.

Знать

основные понятия и термины: «болото», «ледник», «многолетняя мерз­лота», «подземные воды» «снеговая линия», «снежная лавина»;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Умение использовать географич. Знания для созидат.деятельности

П.25,краеведч. Материал стр135

32

29.12


Многолетняя мерзлота

Происхождение и распространение многолет. мерзлоты; ее влияние на др. компоненты природы и хоз. деят-ть чел-ка.

Обсуждать причины образования многолетней мерзлоты.

Анализировать карту распространения многол. Мерзлоты; формулиров. Вывод о неодинаковом широтном положении границ в разных частях страны.

Осознание целостности природы, эмоционально-ценностное отношение к окр.среде

П.26,,разраб.проект стр.139

33

12.01


Воды и человек. Водные ресурсы. Практическая работа «Выявление экологических проблем внутренних вод своей местности»

Неравномерность размещ. водных ресурсов на террит страны. Хоз-ое использование и охрана водных ресурсов. Стихийные явления, связанные с водами.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для самостоятельного поиска географической информа­ции о водных объектах России;

для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с водными объектами;

для оценки водных ресурсов своей местности в различных целях.

Обсуждать материалы презентаций об охране и рациональном использов. Водных ресурсов своего края.

Осознание целостности природы, эмоционально-ценностное отношение к окр.среде

П.27,повтор.

П.23-26



Почвы и почвенные ресурсы. (3часа)






34

16.01


Почва особое природное образование

содержание основных понятий и терминов: «гумус», «почва», «почвенные горизонты»,

уметь

определять по картам зональный тип почв данной тер­ритории

Выявлять факторы почвообразования, конкретизировать механизм действия различных факторов на примере разных типов почв

Систематизировать изуч. Материал в виде таблицы

П28,вопр.1-2,ТВ. Зад стр149

35

19.01


Главные типы почв и их размещение по территории России. Практическая работа «Выявление особенностей почв своей местности»

главные свойства зональных типов почв в зависимости от факторов почвообразования;

уметь

определять по картам зональный тип почв данной тер­ритории;


Выявлять факторы почвообразования, конкретизировать механизм действия различных факторов на примере разных типов почв

с помощью различных источников информации состав­лять краткую географическую характеристику главных зональных типов почв;

П29,вопр.3

,ТВ. Зад стр152

36

23.01


Почвенные ресурсы. Почвы и человек. Практическая работа «Составление характеристики зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и выявление условий почвообразования. Знакомство с образцами почв из школьной коллекции»

Изменение свойств почв в процессе их хозяйственного использования.Меры по сохранению плодородия почв. Мелиорация.

Выявл. неблагопр. изменения почв в результате хоз-го использования, систематизировать материал.

Умение оценивать правильность выполнения уч.задачи, владение основами самоконтроля

Составление характеристики зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности

П.30

Твор. Зад по родному краю с.156,повтор.п28-29




Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (3часа)






37-38

26.01-

30.01


Растительный и животный мир.

Растительный и животный мир Ульяновской области.

Практическая работа «Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы»

Растительный покров и животный мир России и своего края, закономерности распространения животных и растительных биомасс.

Опред.состав

органич-го мира на основании матер. уч-ка и наблюдений

Умение орган.уч. сотруднич и совместную деят . с учителем и сверстниками

Формирование ответств.

Отношения к учению

П31,зад.1-2 стр.161

39

6.02


Биологические ресурсы. Практическая работа «Выявление особенностей растительного и животного мира своей местности»

знать/понимать

содержание основных понятий и терминов: «биом», «биологические ресурсы», «лес»;

состав органического мира;

условия, определяющие численность и разнообразие ор­ганического мира;

приспособления животных и растений к условиям среды;

состав биологических ресурсов

Использовать знания для оценки биологических ресурсов своей местности в различных целях и осуществления мероприятий по охране органического мира

Умение орган.уч. сотруднич и совместную деят . с учителем и сверстниками

Формирование ответств.

Отношения к учению

П32,вопр3,твор.зад стр165




Природные различия на территории России. (13часов)






40

9.02


Природные комплексы

ПТК на террит. России как результат развития геогр. оболочки. Ландшафты природ. и антропогенные

Обсуждать примеры взаимосвязей между компонентами природы с целью выявл. признаков понятий «ПК»

Умение орган.уч. сотруднич и совместную деят . с учителем и сверстниками

Формирование ответств.

Отношения к учению

П.33,зад

Творч. Стр170

«ПК региона»

41

13.02


Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс.

основные понятия темы: «природный территориальный комплекс», «природная зона», «широтная зональность», «особо охраняемые при­родные территории»;


Анализировать карту «Природных

зон» определять по картам особенности размещения природ­ных зон;

Умение орган.уч. сотруднич и совместную деят . с учителем и сверстниками

Формирование ответств.

Отношения к учению

П.34

Вопр.1-3

42

16.02


Северные безлесные природные зоны

Хар-ка природных зон арктич. Пустынь,тундр и лесотундр .Хоз. деят-ть человека и экологич. Проблемы.

Анализировать карту «Природных

зон» определять по картам особенности размещения природ­ных зон;


Умение орган.уч. сотруднич и совместную деят . с учителем и сверстниками

Формирование ответств.

Отношения к учению

П.35

43

20.02


Лесные зоны. Тайга

Хар-ка прир.зоны тайги

Хоз. деят-ть человека и экологич. Проблемы. Тайги

Анализировать карту «Природных

зон» определять по картам особенности размещения природ­ных зон;


Умение орган.уч. сотруднич и совместную деят . с учителем и сверстниками

Формирование ответств.

Отношения к учению

П.36

44

27.02


Смешанные и широколиственные леса

Хар-ка прир.зоны Смешанные и широколиственные леса


Хоз. деят-ть человека и экологич. Проблемы.

Анализировать карту «Природных

зон» определять по картам особенности размещения природ­ных зон;


Умение орган.уч. сотруднич и совместную деят . с учителем и сверстниками

Формирование ответств.

Отношения к учению

П.37

45

2.03


Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни.


Хар-ка прир.зоны степи, полупустыни и пустыни.

Хоз. деят-ть человека и экологич. Проблемы.

Анализировать карту «Природных

зон» определять по картам особенности размещения природ­ных зон;


Умение орган.уч. сотруднич и совместную деят . с учителем и сверстниками

Формирование ответств.

Отношения к учению

П.38

46

6.03


Основные этапы развития природы Ульяновской области. Природные, почвенно-растительные зоны Ульяновской области.

Практическая

работа «Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны (по выбору). Составление прогноза её изменения в результате хозяйственной деятельности человека. Выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне»

Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны (по выбору).

Анализировать карту «Природных

зон» определять по картам особенности размещения природ­ных зон;


Умение орган.уч. сотруднич и совместную деят . с учителем и сверстниками

Формирование ответств.

Отношения к учению

Повт.35-38

47

9.03


Высотная поясность. Практическая работа «Составление сравнительной характеристики двух горных районов России»

Высотная поясность и ее проявления на террит. России

Сравнивать понятия «широт. зональнось «высот. поясность»

Обсуждать причины, опред.

хар-р высот. Поясности, формулировать выводы

Формирование ответств.

Отношения к учению

П39.

Вопр.1-5

Стр.202

48

13.03


Моря как крупные природные комплексы.

Аквальные ПК. ресурсы российских морей, проблемы охраны ПК морей

называть и показывать по карте моря, омывающие тер­риторию России; определять их принадлежность к бас­сейну океана; к

приводить примеры: взаимосвязей между компонентами моря ; экологических проблем и приро­доохранных мероприятий;


Формирование ответств.

Отношения к учению

П.40

Зад. Школа-геогр.след. стр211

49

16.03


Природно-хозяйственные различия российских морей. Практическая работа «Составление характеристики одного из морей России»

Аквальные ПК. ресурсы российских морей, проблемы охраны ПК морей

называть и показывать по карте моря, омывающие тер­риторию России; определять их принадлежность к бас­сейну океана;

приводить примеры: взаимосвязей между компонентами моря ; экологических проблем и приро­доохранных мероприятий;


Формирование ответств.

Отношения к учению

П.41

50-51

20.03-

23.03


Особо охраняемые природные территории России.

Особо охраняемые природные территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия Ульяновской области


Проблемы охраны ПК России и Ульяновской области.

крупнейшие и старейшие особо охраняе­мые заповедники и национальные парки, 50памятники Всемирного 50природного наследия

приводить примеры: взаимосвязей между компонентами моря ; экологических проблем и приро­доохранных мероприятий;


Формирование ответств.

отношения к учению

П.42

52

3.04


Итоговый контроль по разделу «Природа России»


Контроль и коррекция знаний и умений

Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам»

Обсуждать вопросы и задания учебника.

Владеть различными способами самоконтроля.

Тестирование




Раздел III Население России (11часов)






53

6.04


Численность и воспроизводство населения России. Практическая работа «Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны. Прогнозирование темпов роста населения России»

Человеческий потенциал-главное богатство страны. Численность населения России ее динамика. ЕП и факторы, влияющие.Демогр. кризисы, типы воспроизв., миграции.

знать/понимать

основные географические понятия: «естественный при­рост населения», «воспроизводство населения», «этнос»,«город», «урбанизация», «сельская местность», «мигра­ции населения», «механический (миграционный) при­рост населения», «плотность населения», «расселение населения», «трудовые ресурсы», «экономически актив­ное население

основные показатели, характеризующие население Рос­сии: общую численность населения, место России в мире по численности


Формирование ответств.

Отношения к учению

П.43

Вопр228-229

54

10.04


Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни

основные географические понятия: «половой и возрастной состав населения», «средняя продолжительность жизни », соот­ношение мужчин и женщин, среднюю (прогнозируемую) продолжительность жизни.


Анализировать возрастно-половые пирамиды соот­ношение мужчин и женщин, среднюю (прогнозируемую) продолжительность жизни, населения России ,своего края.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в уч-ой и познават-ой деят-ти

Формирование ответств.

Отношения к учению

П.44, вопр3-5

55

13.04


Этнический и языковой состав населения России. Практическая работа «Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально-территориальным и политико-административным делением РФ»

Современный

Этнический, религиозный состав населения ,проблемы, связанные с многонациональностью.

Анализировать особенности размещения крупных народов, определять основные языковые семьи, выявлять особенности этнического состава населения России, своего края.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в уч-ой и познават-ой деят-ти

Формирование ответств.

Отношения к учению

П.45

Зад.Шк.-геогр. исследователя

56

17.04


Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий Народы своего края.




Разнообразие религиозного состава населения России. География основных религий на террит. страны. Межнациональные проблемы и их география.

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения населения разных территорий, своего края.

Обсуждать межнац. проблемы и выявлять их географию .умение наносить на к/к крупнейшие центры.

Формирование ответств.

Отношения к учению

Сообщения, презентации

По теме вопр.2

57

20.04


Особенности урбанизации в России. Городское население

Классификация городов, функция городов .Особенности урбанизации в России. Соц.-экономические и экологич. проблемы в крупных городах.

Обсуждать понятие « город»
выявлять его существенные признаки. Приводить примеры городов с разными функциями.

Обсуждать достоинства и неддостатки городского образа жизни,умение орган. Сотруднич-во

Формирование ответств.

Отношения к учению

П.47

Зад. 6 сост.

Табл.

58

24.04


Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения

Географические особенности расселения сель. населения Классификация ,сель. насел. пунктов, влияние прир. условий на типы сель Соврем. соц. проблемы.

объяснять связь между природными условиями и ресур­сами (агроклиматическими, земельными, водными, рыб­ными, охотничьими, лесными) и формированием зональ­ных типов сельских поселений;


Обсуждать современные соц. проблемы малых городов и сел на основе анализа дополнит. источников гео. информации

Формирование ответств.

Отношения к учению

П.48


Зад.7 в тетр.

Школа-геогр.стр252

59

27.04


Миграции населения в России

Причины и виды миграций. Миграционный прирост

называть: факторы (причины), влияющие на естествен­ное движение населения, среднюю продолжительность жизни, интенсивность миграций, размещение народов, расселение населения, уровень безработицы;


умение проводить наблюдения за процессами, характери­зующими особенности населения своего региона прожи­вания.

Формирование ответств.

Отношения к учению

П.49

Вопр.1-10 по выбору

Стр258

60

4.05


Размещение населения России. Практическая работа «Определение по статистическим материалам и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны. Выявление закономерностей в размещении населения России»

Неравномерность размещения населения по террит. страны Факторы ,влияющие на размещение населения. Главные зоны расселения-

Основная полоса расселения ,зона Севера

Обсуждать понятие «плотность населения»,его существ признаки, связь между историей заселения территории, ее геогра­фическим положением, природными условиями, ресур­сами и особенностями населения

уметь

показывать по карте плотность населения: основную зону расселения населения; города-миллионеры;


Формирование ответств.

Отношения к учению

П.50

Творч .зад.стр264

Вопр.6-8

61

8.05


Занятость населения. Человеческий капитал. Практическая работа «Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства»

Неравномерность в обеспечении тр. Ресурсами различных территорий страны ,роль в развитии размещении хоз-ва

Обсуждать понятия «тр. ресурсы», «ЭАН» ,выделять их существенные признаки. Проблема занятости населения ,старения населения и факторы ,влияющие на безработицу.

Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства

Формирование ответств.

Отношения к учению

П.51

Зад.5 (по своему краю)

Мини-исслед «Проблемы безработицы в крае»

62

11.05


Население Ульяновской области. Условия жизни населения


Численность населения Ульяновской области и ее динамика. ЕП и факторы, влияющие.Демогр. кризисы, типы воспроизв., миграции.

Знать/понимать

основные географические понятия

Основные показатели, характеризующие население Рос­сии: общую численность населения, место России в мире по численности


Формирование ответств.

Отношения к учению

Сообщения

63

15.05


Повторение и обобщение раздела «Население России»




Формирование ответств.

Отношения к учению

Тестирование




Раздел IV Природный фактор в развитии России (5часов)






64

18.05


Влияние природы на развитие общества

основные географические понятия: «природные усло­вия», «природные ресурсы»;

виды природных ресурсов, главные особенности природ­ных ресурсов России; соотношение промышленных и сельскохозяйственных ресурсов

приводить примеры: разных видов адаптации человека к окружающей среде; влияния природных условий, сти­хийных природных явлений на жизнь и хозяйственную деятельность человека; использования и охраны природных ресурсов;


Проводить наблюдения за отдельными географиче­скими объектами, процессами и явлениями, их измене­ниями в результате природных и антропогенных воздей­ствий; оценки их последствий.

Формирование ответств.

Отношения к учению

П.52

Антропогенные изменения в крае

Вопр.с.280

65

22.05


Природные ресурсы












виды природных ресурсов, главные особенности природ­ных ресурсов России; соотношение промышленных и сельскохозяйственных ресурсов; соотношение эконо­мически эффективной территории и государственной территории; особенности размещения основных видов природных ресурсов;


давать хозяйственную оценку природно-ресурсного по­тенциала России, сравнивать природно-ресурсный по­тенциал России и других стран;


находить в разных источниках и анализировать инфор­мацию, необходимую для изучения природных условий разных территорий и их обеспеченности разными вида­ми природных ресурсов;


Формирование ответств.

Отношения к учению

П.53,

Доконч. Табл.

Вопр.3стр286 письм.

66

25.05


Природно-ресурсный потенциал России










Основные ресурсные базы; пробле­мы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России; место России в мире по запасам и до­быче основных видов природных ресурсов;


Давать хозяйственную оценку природно-ресурсного по­тенциала России, сравнивать природно-ресурсный по­тенциал России и других стран;


Находить в разных источниках и анализировать инфор­мацию, необходимую для изучения природных условий разных территорий и их обеспеченности разными вида­ми природных ресурсов;


Формирование ответств.

Отношения к учению

Презентации

67-68

29.05


Обобщающее повторение по курсу «География России. Природа. Население.»




Формирование ответств.

Отношения к учению































ЛИСТ КОРРЕКЦИИ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту