полностью соответствует требованиям ФГОС ООО.
В соответствии с учебным планом Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Вальдиватской средней школы имени генерала-майора Григория Андреевича Жукова учебный предмет «География» является обязательным в средней школе, на его преподавание отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).
- называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;
- определять поясное время.
-называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;
-показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
-объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;
-делать описания отдельных форм рельефа по картам; называть факторы, влияющие на формирование климата России;
-определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;
-давать описания климата отдельных территорий; с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;
-приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
-называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;
-используя карту, называть типы почв и их свойства; объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;
-объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных.
-объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
-планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
-использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
-работать с текстом компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы --выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
-создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
-составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;
-находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
-российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
-целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
-гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
-основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления
География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.
Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства. Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и его определяющие факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян. Народы и основные религии. Россия- многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. География религий. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими, социально- экономическими факторами. Зоны расселения. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции; причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Содержание учебного материала | Планируемые результаты | Домашняя работа |
план | факт | предметные | метапредметные | личностные |
|
1 | 1.09 | | . Введение. Введение в курс «География России» | Что и с какой целью изучают в курсе «География России». | Знать особенности предмета и структуру учебника | Уметь находить дополнительные источники информации | Формир.ответсв.отнош.к учебе. | Стр.3 |
2 | 5.09 | | Географическое положение и его виды. | Г.П Виды Г,П.: Природно-географич.(физико-геогр.),математико-геогр.,эгп,транспортно-географич..геополитич.,этнокультурное.Уровни ГП. Изменения ГП со временем. | Знать главные черты географического положения России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. Уметь работать с географической картой России. | Выявлять последоват.изучения географич. обьектов на основе иллюстратив. Материалов уч-ка. | Формир .ответсв. отнош.к учебе. | П.1,вопр.1-3,с.9,шк.г-с. |
3 | 8.09 | | Размеры территории и природно- географическое положение России | Основные черты природно-географического положения террит. РФ;отрицат. И положит.аспекты ГП.Размер террит.РФ и его влияние на природу, хоз-во и жизнь населения. | Знать :место РФ в мире по площади террит. опред. по картам крайние точки террит.РФ, наносить на к/к,устанавлив. Географич. Следствия значит. размеров террит. страны. | Умение оценивать правильность выполнения уч. Задачи, собственные возможности ее решения. | Формиров. Уважительного отношения куч. труду, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | П.2.,зад нак/к, .стр 13 |
4 | 12.09 | | Экономико- географическое и транспортно-географическое положение России | Особенности ЭГП и ТГП России. Отрицат. И положит. аспекты современных ЭГи ТГП. | Хар.ЭГП России на микро мезоуровне.,опред по полит.карте соседей 1 и 2 порядка.Умение работать с к/к | Умение оценивать правильность выполнения уч. Задачи, собственные возможности ее решения | Формиров. Уважительного отношения куч. труду, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию | П.3,твор. Зад стр20,вопр.по выбору. |
5 | 15.09 | | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. Практическая работа «Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России» | Геополитич. и этнокультурное,эколог-ГП России. Отрицат.и положит. Аспекты ГП страны ,их влияние на природу ,хоз-во и жизнь населения. | Обсуждать и оценивать соврем. Геополитич .положение России на основе анализа текста и иллюстрат. материалов учебника. | Умение оценивать правильность выполнения уч. Задачи, собственные возможности ее решения | Формиров. Уважительного отношения к уч. труду, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию | П.4,вопр. Заполн.табл.стр30 |
6 | 19.09 | 22.09 | Государственная территория России. Типы российских границ | Госуд.террит.РФ(суша,внутр. и террит. воды, воздушное простр. и недра) | Обсуждать знач. терр. России как важнейшего стратегического ресурса страны. На основе анализа текста и иллюстр.уч-ка приводить примеры различных типов и видов границ РФ | Умение оценивать правильность выполнения уч. Задачи, собственные возможности ее решения | Формиров. Уважительного отношения куч. труду, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию | П.5,вопр2 на к/к, эссе на тему «Террит. России -ее важнейший стратег. Ресурс» |
7 | 26.09 | | Сухопутные и морские границы России | Особенности сухопутных и морских границ РФ, протяженность страны соседи, значение для внешних связей. | Обозначить на к/к сухопут. И морские границы РФ, крупнейшие морские порты | Умение осуществл. Контроль своей деят. в процессе достиж. результата | Формиров. Уважительного отношения куч. труду, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию | П.6,вопр1-6,стр41 |
8 | 29.09 | | Различия во времени на территории России. Практическая работа «Решение задач на определение поясного времени для разных пунктов России» | Поясное(зональное) местное и декретное время. их роль в хозяйстве и деят. людей | Выявлять сущ.признаки понятий «поясное время»и «местное время»Анализ карты час.поясов. Решение задач на опред. поясного времени. | Умение осуществлять контроль своей деят. в процессе достиж. результата | Формиров. Уважительного отношения куч. труду, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию | П.7,вопр1-4,письм.зад ШГС |
9 | 3.10 | | Административно-территориальное устройство РФ. Практическая работа «Выявление на карте специфики административно-территориального устройства России» | Гос.устройство и террит.делени РФ. Политко-администр.карта России. | Опред по полит.администр. карте специфич .черты админ.террит. устройства РФ,сост по карте хар-ку субъекта | Умение осуществл. Контроль своей деят.в процессе достиж. результата | Формиров. Уважительного отношения к уч. труду, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию | П.8,вып.зад.письм.Шк.-геогр.след. стр.47 |
10 | 6.10 | | Повторение и обобщение темы «Географическое положение России» | Проверка ЗУН учащихся | Выполнять тестовые задания | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществл. осознанного выбора в уч .и познав. деят. | Формиров. Уважительного отношения куч. труду, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию | |
11 | 10.10 | | Заселение и освоение территории России в IV – XVII вв. | Освоение славянами террит.Русской равнины в 9-13 в.Колонизация севера и востока. открытие иосв. Сибири и Д.В. | Выявлять на основе сообщ. основные этапыи направления колонизаци и террит.России в 9-17 в | Умение организовывать уч.сотруднич.и совместную деят. с учителем и сверстниками. | Формиров. уважительного отношения куч. труду,готовности и способности к саморазвитию и самообразованию | П.9.письм.зад на стр.55 заполн. Табл. |
12 | 13.10 | | Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII - XIX вв. | Территор. изменения в 18-19вв. Присоед. И освоение западных террит в 18в, выход к Балтийскому и Черному морям, в Ср.Азию | уметь показывать по карте: направления колонизации территории страны в разные исторические периоды; города, порты, транспортные пути, отражающие процесс хозяйственного освоения территории страны в разные исторические периоды | Ставить уч. задачи на к/к наносить города, основанные в европейской и азиатской частях. | Формиров. Уважительного отношения куч. труду, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию | П10,подгот доклад стр61,вопр1,3 |
13 | 17.10 | | Географическое исследование территории России в XVIII - XIX вв. | Геогр.открытия 18в.1-я Камчатская экспед. Организ. научных экспед. Академией наук России. | характеризовать с помощью карт и дополнительных источников географической информации: маршруты и результаты важнейших географических открытий и путешествий; территории, вошедшие в состав страны в разные исторические периоды; | самостоятельный поиск географической информации об истории географического изучения и заселения территории России; для чтения карт различного содержания; | Формиров. уважительного отношения куч. труду, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию | П.11,подгот сообщ/презент об одном из исслед. |
14 | 20.10 | | Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. Практическая работа «Составление аннотации какого-либо из источников географической информации об истории освоения и открытия территории России» | Террит.изменения в 20 в.хозяйств. освоение и изучение террит. страны. гео. открытия в Арктике. Современные геогр. исследования. | объяснять влияние геополитических интересов страны на направления территориального роста страны; приводить примеры: адаптации человека в ходе освоения новых территорий к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; | Обсуждать современные географические исследования, методы географич. Исследований и их роль для развития хозяйства страны. | Анализировать по картам атласа и др. источникам маршруты важнейших отечеств.экспедиций в 20 в | П.12,вопр.1-3стр.71 Повтор. П9-12 |
15 | 24.10 | | Повторение и обобщение темы «История заселения, освоения и исследование территории России» | | | | Проверять знания тестовый метод | Тесты |
| | | Раздел II Природа России. Рельеф, геологическое строение. (6часов) | | | | | |
| | | | | минеральные | ресурсы | (6ч) | |
16 | 27.10 | | Геологическая история. | Особенности рельефа как результат геологич. истории формиров. . террит, геолог. летоисчисление, геологич карта | называть и оказывать по карте крупные горные и равнинные территории, основные месторождения полезных ископаемых, районы распространения вулканизма и землет | Выявлять по материалам учебника названия геологических эр и периодов, их продолжительность, порядок чередования, главные изменения природы. | Знать геологические эры и периоды; общие особенности геологического строения и рельефа России; | П.13,знать табл «геологич эры и периоды» |
17 | 7.11 | | Развитие земной коры | Основные этапы развития земной коры,. основные тектонич. Структуры-платформы и складчатые обл.; тектонич карта | определять по тектонической карте элементы земной коры, находящиеся в основании крупных форм рельефа; по физической карте — выраженность тектонических структур в рельефе; по геологической карте — возраст горных пород, слагающих террит | Устанавливать различия в геологическом возрасте платформенных и складчатых областей. | Выявлять основные этапы развития земной коры на основе объяснений учителя. | П.14,вопр.1 письм ,4.Шк.г-и с82 |
18 | 10.11 | | Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры. Практическая работа «Выявление зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных ископаемых на примере крупных территорий» Практическая работа «Изучение образцов минералов, горных пород, полезных ископаемых из школьной коллекции» | Зависимость размещения крупных форм рельефа и полезных ископаемых от строения земной коры | называть и показывать по карте крупные горные и равнинные территории, основные месторождения полезных ископаемых, устанавливать связь между тектонич. строением, рельефом и п..иск. | Формулировать выводы о зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры. | Опред. по тектонической карте России полезные ископаемые | П.15,вопр.1-3,к/к |
19 | 14.11 | | Формирование рельефа под воздействием внешних геологических процессов. Практическая работа «Изучение закономерностей формирование рельефа и его современного развития на примере своей местности» | Развитие форм рельефа под влияние внешних процессов. Современные рельефообразующие процессы. | приводить примеры изменения рельефа под действием внутренних и внешних факторов, влияния рельефа на жизнь, быт населения и его хозяйственную деятельность; | Выявлять основные формы рельефа, образованные внешними факторами и процессами. | Понимать влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. | П.16,зад.стр92 |
20 | 17.11 | | Литосфера. Рельеф. Человек | Опасные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на жизнь и хозяйств. деятельность людей. Изменение рельефа в результате хоз. деят-ти | с помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику крупных форм рельефа; | Обсуждать преимущества и недостатки условий жизни человека на равнинах и в горах, формулировать выводы, учитывая различные точки зрения. | Использовать знания для оценки рельефа при решении простейших задач землеустройства. | П.17.,вопр.стр97-98 |
21 | 21.11 | | Повторение и обобщение темы «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы» | | Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам» | Обсуждать вопросы и задания учебника. | Владеть различными способами самоконтроля. | Тесты |
| | | Климат и агроклиматические ресурсы. (6часов) | | | | | |
22 | 24.11 | | Условия формирования климата | Факторы формиров. Климата на террит. страны;солнечная радиацияи радиац.баланс | уметь оценивать в процессе беседы климатич. условия страны и их зависимость от ГП . | Понимать влияние основных климатообразующих факторов: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. | Умение работать с картами, таблицами,учебником. | П.18,зад2стр.102 письм., |
23 | 28.11 | | Движение воздушных масс | ВМ, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны Синоптич.карт | Выявлять существенные признаки понятия «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон». | Прогнозировать по синоптич.карте погоду на ближайшие сутки | Знать, что такое атмосферные фронты, циклоны, антициклоны и как они влияют на погоду и климат России | П.19,знать опред.,письм.заполнить табл. Стр.106 |
24 | 1.12 | | Закономерности распределения тепла и влаги. Практическая работа «Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей по территории страны» | Распред.темпер.воздуха и осадков по террит. России; испарение, испаряемость | определять по климатическим картам величины солнечной радиации, средние и абсолютные температуры воздуха, годовое количество осадков, коэффициент увлажнения для различных пунктов; | Понимать закономерности распространения тепла и влаги на территории страны (средние температура января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения) сезонность климата России и чем она обусловлена | Умение вести самост. поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование | П.20,вопр.2,док.табл.стр112 |
25 | 5.12 | | Климатические пояса и типы климатов. Практическая работа «Определение особенностей погоды для разных пунктов по синоптической карте. Составление прогноза погоды» | Климатич. пояса и типы климатов на террит.России,их краткая харак-ка. Карта климатич. поясов и областей | называть и показывать по карте районы распространения основных типов климата; | Понимать /объяснить факторы формирования климатических поясов в России. | Уметь извлекать из карты особенности типов климата,расшифровывать климатограммы | П.21,вопр.1-3,к/к |
26 | 8.12 | | Климат и человек. Климат Ульяновской области. Практическая работа «Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям на примере своей местности» | Агроклимат. Ресурсы страны; влияние климата на хоз. Деятельность и здоровье людей; опасные и неблагоприятные погодно-климатич. Явления; мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения. | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о климатических условиях России; для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с грозными атмосферными явлениями природы | объяснять влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека; | Умение формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям. | П.22,вопр.стр121-122 для итогового контроля |
27 | 12.12 | | Повторение и обобщение темы «Климат и агроклиматические ресурсы» | Контроль и коррекция знаний и умений | | | | Тесты |
| | | Внутренние воды и водные ресурсы. (6 часов) | | | | | |
28-29 | 15.12 19.12 | | Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа. Реки Ульяновской области. Практическая работа «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования» | Состав внутренних вод на территории страны ,главные речные системы ,водоразделы океанские бассейны ,падение и уклон рек. | называть и показывать по карте крупнейшие водные объекты России определять по картам и другим источникам падение и уклон рек, особенности питания, режим, замерзае-мость, величину годового стока; с помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику водных объектов; | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Умение использовать географич. Знания для созидат.деятельности. | П.23,вопр.5 стр.127. Творч. зад |
30 | 22.12 | | Зависимость речной сети от климата. Практическая работа «Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России» | Питание и режим рек, основные показатели жизни рек | главные особенности крупных рек России, их зависимость от рельефа и климата; с помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику водных объектов; | Выбирать географическую информацию о водных объектах России; для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с водными объектами; для оценки водных ресурсов своей местности в различных целях. | Умение использовать географич. Знания для созидат. деятельности | П.24,сост. Хар-ку реки по плану стр.131 |
31 | 26.12 | | Озера, болота, ледники, подземные воды. | Типы и происхождении озерных котловин; распространение и типы болот, районы горного и покровного оледенения; виды подземных вод. | Знать основные понятия и термины: «болото», «ледник», «многолетняя мерзлота», «подземные воды» «снеговая линия», «снежная лавина»; | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Умение использовать географич. Знания для созидат.деятельности | П.25,краеведч. Материал стр135 |
32 | 29.12 | | Многолетняя мерзлота | Происхождение и распространение многолет. мерзлоты; ее влияние на др. компоненты природы и хоз. деят-ть чел-ка. | Обсуждать причины образования многолетней мерзлоты. | Анализировать карту распространения многол. Мерзлоты; формулиров. Вывод о неодинаковом широтном положении границ в разных частях страны. | Осознание целостности природы, эмоционально-ценностное отношение к окр.среде | П.26,,разраб.проект стр.139 |
33 | 12.01 | | Воды и человек. Водные ресурсы. Практическая работа «Выявление экологических проблем внутренних вод своей местности» | Неравномерность размещ. водных ресурсов на террит страны. Хоз-ое использование и охрана водных ресурсов. Стихийные явления, связанные с водами. | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о водных объектах России; для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с водными объектами; для оценки водных ресурсов своей местности в различных целях. | Обсуждать материалы презентаций об охране и рациональном использов. Водных ресурсов своего края. | Осознание целостности природы, эмоционально-ценностное отношение к окр.среде | П.27,повтор. П.23-26 |
| | | Почвы и почвенные ресурсы. (3часа) | | | | | |
34 | 16.01 | | Почва особое природное образование | содержание основных понятий и терминов: «гумус», «почва», «почвенные горизонты», | уметь определять по картам зональный тип почв данной территории | Выявлять факторы почвообразования, конкретизировать механизм действия различных факторов на примере разных типов почв | Систематизировать изуч. Материал в виде таблицы | П28,вопр.1-2,ТВ. Зад стр149 |
35 | 19.01 | | Главные типы почв и их размещение по территории России. Практическая работа «Выявление особенностей почв своей местности» | главные свойства зональных типов почв в зависимости от факторов почвообразования; | уметь определять по картам зональный тип почв данной территории; | Выявлять факторы почвообразования, конкретизировать механизм действия различных факторов на примере разных типов почв | с помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику главных зональных типов почв; | П29,вопр.3 ,ТВ. Зад стр152 |
36 | 23.01 | | Почвенные ресурсы. Почвы и человек. Практическая работа «Составление характеристики зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и выявление условий почвообразования. Знакомство с образцами почв из школьной коллекции» | Изменение свойств почв в процессе их хозяйственного использования.Меры по сохранению плодородия почв. Мелиорация. | Выявл. неблагопр. изменения почв в результате хоз-го использования, систематизировать материал. | Умение оценивать правильность выполнения уч.задачи, владение основами самоконтроля | Составление характеристики зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности | П.30 Твор. Зад по родному краю с.156,повтор.п28-29 |
| | | Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (3часа) | | | | | |
37-38 | 26.01- 30.01 | | Растительный и животный мир. Растительный и животный мир Ульяновской области. Практическая работа «Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы» | Растительный покров и животный мир России и своего края, закономерности распространения животных и растительных биомасс. | Опред.состав органич-го мира на основании матер. уч-ка и наблюдений | Умение орган.уч. сотруднич и совместную деят . с учителем и сверстниками | Формирование ответств. Отношения к учению | П31,зад.1-2 стр.161 |
39 | 6.02 | | Биологические ресурсы. Практическая работа «Выявление особенностей растительного и животного мира своей местности» | знать/понимать содержание основных понятий и терминов: «биом», «биологические ресурсы», «лес»; состав органического мира; условия, определяющие численность и разнообразие органического мира; приспособления животных и растений к условиям среды; состав биологических ресурсов | Использовать знания для оценки биологических ресурсов своей местности в различных целях и осуществления мероприятий по охране органического мира | Умение орган.уч. сотруднич и совместную деят . с учителем и сверстниками | Формирование ответств. Отношения к учению | П32,вопр3,твор.зад стр165 |
| | | Природные различия на территории России. (13часов) | | | | | |
40 | 9.02 | | Природные комплексы | ПТК на террит. России как результат развития геогр. оболочки. Ландшафты природ. и антропогенные | Обсуждать примеры взаимосвязей между компонентами природы с целью выявл. признаков понятий «ПК» | Умение орган.уч. сотруднич и совместную деят . с учителем и сверстниками | Формирование ответств. Отношения к учению | П.33,зад Творч. Стр170 «ПК региона» |
41 | 13.02 | | Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс. | основные понятия темы: «природный территориальный комплекс», «природная зона», «широтная зональность», «особо охраняемые природные территории»; | Анализировать карту «Природных зон» определять по картам особенности размещения природных зон; | Умение орган.уч. сотруднич и совместную деят . с учителем и сверстниками | Формирование ответств. Отношения к учению | П.34 Вопр.1-3 |
42 | 16.02 | | Северные безлесные природные зоны | Хар-ка природных зон арктич. Пустынь,тундр и лесотундр .Хоз. деят-ть человека и экологич. Проблемы. | Анализировать карту «Природных зон» определять по картам особенности размещения природных зон; | Умение орган.уч. сотруднич и совместную деят . с учителем и сверстниками | Формирование ответств. Отношения к учению | П.35 |
43 | 20.02 | | Лесные зоны. Тайга | Хар-ка прир.зоны тайги Хоз. деят-ть человека и экологич. Проблемы. Тайги | Анализировать карту «Природных зон» определять по картам особенности размещения природных зон; | Умение орган.уч. сотруднич и совместную деят . с учителем и сверстниками | Формирование ответств. Отношения к учению | П.36 |
44 | 27.02 | | Смешанные и широколиственные леса | Хар-ка прир.зоны Смешанные и широколиственные леса Хоз. деят-ть человека и экологич. Проблемы. | Анализировать карту «Природных зон» определять по картам особенности размещения природных зон; | Умение орган.уч. сотруднич и совместную деят . с учителем и сверстниками | Формирование ответств. Отношения к учению | П.37 |
45 | 2.03 | | Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни. | Хар-ка прир.зоны степи, полупустыни и пустыни. Хоз. деят-ть человека и экологич. Проблемы. | Анализировать карту «Природных зон» определять по картам особенности размещения природных зон; | Умение орган.уч. сотруднич и совместную деят . с учителем и сверстниками | Формирование ответств. Отношения к учению | П.38 |
46 | 6.03 | | Основные этапы развития природы Ульяновской области. Природные, почвенно-растительные зоны Ульяновской области. Практическая работа «Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны (по выбору). Составление прогноза её изменения в результате хозяйственной деятельности человека. Выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне» | Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны (по выбору). | Анализировать карту «Природных зон» определять по картам особенности размещения природных зон; | Умение орган.уч. сотруднич и совместную деят . с учителем и сверстниками | Формирование ответств. Отношения к учению | Повт.35-38 |
47 | 9.03 | | Высотная поясность. Практическая работа «Составление сравнительной характеристики двух горных районов России» | Высотная поясность и ее проявления на террит. России | Сравнивать понятия «широт. зональнось «высот. поясность» | Обсуждать причины, опред. хар-р высот. Поясности, формулировать выводы | Формирование ответств. Отношения к учению | П39. Вопр.1-5 Стр.202 |
48 | 13.03 | | Моря как крупные природные комплексы. | Аквальные ПК. ресурсы российских морей, проблемы охраны ПК морей | называть и показывать по карте моря, омывающие территорию России; определять их принадлежность к бассейну океана; к | приводить примеры: взаимосвязей между компонентами моря ; экологических проблем и природоохранных мероприятий; | Формирование ответств. Отношения к учению | П.40 Зад. Школа-геогр.след. стр211 |
49 | 16.03 | | Природно-хозяйственные различия российских морей. Практическая работа «Составление характеристики одного из морей России» | Аквальные ПК. ресурсы российских морей, проблемы охраны ПК морей | называть и показывать по карте моря, омывающие территорию России; определять их принадлежность к бассейну океана; | приводить примеры: взаимосвязей между компонентами моря ; экологических проблем и природоохранных мероприятий; | Формирование ответств. Отношения к учению | П.41 |
50-51 | 20.03- 23.03 | | Особо охраняемые природные территории России. Особо охраняемые природные территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия Ульяновской области | Проблемы охраны ПК России и Ульяновской области. | крупнейшие и старейшие особо охраняемые заповедники и национальные парки, 50памятники Всемирного 50природного наследия | приводить примеры: взаимосвязей между компонентами моря ; экологических проблем и природоохранных мероприятий; | Формирование ответств. отношения к учению | П.42 |
52 | 3.04 | | Итоговый контроль по разделу «Природа России» | Контроль и коррекция знаний и умений | Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам» | Обсуждать вопросы и задания учебника. | Владеть различными способами самоконтроля. | Тестирование |
| | | Раздел III Население России (11часов) | | | | | |
53 | 6.04 | | Численность и воспроизводство населения России. Практическая работа «Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны. Прогнозирование темпов роста населения России» | Человеческий потенциал-главное богатство страны. Численность населения России ее динамика. ЕП и факторы, влияющие.Демогр. кризисы, типы воспроизв., миграции. | знать/понимать основные географические понятия: «естественный прирост населения», «воспроизводство населения», «этнос»,«город», «урбанизация», «сельская местность», «миграции населения», «механический (миграционный) прирост населения», «плотность населения», «расселение населения», «трудовые ресурсы», «экономически активное население | основные показатели, характеризующие население России: общую численность населения, место России в мире по численности | Формирование ответств. Отношения к учению | П.43 Вопр228-229 |
54 | 10.04 | | Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни | основные географические понятия: «половой и возрастной состав населения», «средняя продолжительность жизни », соотношение мужчин и женщин, среднюю (прогнозируемую) продолжительность жизни. | Анализировать возрастно-половые пирамиды соотношение мужчин и женщин, среднюю (прогнозируемую) продолжительность жизни, населения России ,своего края. | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в уч-ой и познават-ой деят-ти | Формирование ответств. Отношения к учению | П.44, вопр3-5 |
55 | 13.04 | | Этнический и языковой состав населения России. Практическая работа «Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально-территориальным и политико-административным делением РФ» | Современный Этнический, религиозный состав населения ,проблемы, связанные с многонациональностью. | Анализировать особенности размещения крупных народов, определять основные языковые семьи, выявлять особенности этнического состава населения России, своего края. | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в уч-ой и познават-ой деят-ти | Формирование ответств. Отношения к учению | П.45 Зад.Шк.-геогр. исследователя |
56 | 17.04 | | Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий Народы своего края. | Разнообразие религиозного состава населения России. География основных религий на террит. страны. Межнациональные проблемы и их география. | находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения населения разных территорий, своего края. | Обсуждать межнац. проблемы и выявлять их географию .умение наносить на к/к крупнейшие центры. | Формирование ответств. Отношения к учению | Сообщения, презентации По теме вопр.2 |
57 | 20.04 | | Особенности урбанизации в России. Городское население | Классификация городов, функция городов .Особенности урбанизации в России. Соц.-экономические и экологич. проблемы в крупных городах. | Обсуждать понятие « город» выявлять его существенные признаки. Приводить примеры городов с разными функциями. | Обсуждать достоинства и неддостатки городского образа жизни,умение орган. Сотруднич-во | Формирование ответств. Отношения к учению | П.47 Зад. 6 сост. Табл. |
58 | 24.04 | | Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения | Географические особенности расселения сель. населения Классификация ,сель. насел. пунктов, влияние прир. условий на типы сель Соврем. соц. проблемы. | объяснять связь между природными условиями и ресурсами (агроклиматическими, земельными, водными, рыбными, охотничьими, лесными) и формированием зональных типов сельских поселений; | Обсуждать современные соц. проблемы малых городов и сел на основе анализа дополнит. источников гео. информации | Формирование ответств. Отношения к учению | П.48 Зад.7 в тетр. Школа-геогр.стр252 |
59 | 27.04 | | Миграции населения в России | Причины и виды миграций. Миграционный прирост | называть: факторы (причины), влияющие на естественное движение населения, среднюю продолжительность жизни, интенсивность миграций, размещение народов, расселение населения, уровень безработицы; | умение проводить наблюдения за процессами, характеризующими особенности населения своего региона проживания. | Формирование ответств. Отношения к учению | П.49 Вопр.1-10 по выбору Стр258 |
60 | 4.05 | | Размещение населения России. Практическая работа «Определение по статистическим материалам и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны. Выявление закономерностей в размещении населения России» | Неравномерность размещения населения по террит. страны Факторы ,влияющие на размещение населения. Главные зоны расселения- Основная полоса расселения ,зона Севера | Обсуждать понятие «плотность населения»,его существ признаки, связь между историей заселения территории, ее географическим положением, природными условиями, ресурсами и особенностями населения | уметь показывать по карте плотность населения: основную зону расселения населения; города-миллионеры; | Формирование ответств. Отношения к учению | П.50 Творч .зад.стр264 Вопр.6-8 |
61 | 8.05 | | Занятость населения. Человеческий капитал. Практическая работа «Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства» | Неравномерность в обеспечении тр. Ресурсами различных территорий страны ,роль в развитии размещении хоз-ва | Обсуждать понятия «тр. ресурсы», «ЭАН» ,выделять их существенные признаки. Проблема занятости населения ,старения населения и факторы ,влияющие на безработицу. | Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства | Формирование ответств. Отношения к учению | П.51 Зад.5 (по своему краю) Мини-исслед «Проблемы безработицы в крае» |
62 | 11.05 | | Население Ульяновской области. Условия жизни населения | Численность населения Ульяновской области и ее динамика. ЕП и факторы, влияющие.Демогр. кризисы, типы воспроизв., миграции. | Знать/понимать основные географические понятия | Основные показатели, характеризующие население России: общую численность населения, место России в мире по численности | Формирование ответств. Отношения к учению | Сообщения |
63 | 15.05 | | Повторение и обобщение раздела «Население России» | | | | Формирование ответств. Отношения к учению | Тестирование |
| | | Раздел IV Природный фактор в развитии России (5часов) | | | | | |
64 | 18.05 | | Влияние природы на развитие общества | основные географические понятия: «природные условия», «природные ресурсы»; виды природных ресурсов, главные особенности природных ресурсов России; соотношение промышленных и сельскохозяйственных ресурсов | приводить примеры: разных видов адаптации человека к окружающей среде; влияния природных условий, стихийных природных явлений на жизнь и хозяйственную деятельность человека; использования и охраны природных ресурсов; | Проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий. | Формирование ответств. Отношения к учению | П.52 Антропогенные изменения в крае Вопр.с.280 |
65 | 22.05 | | Природные ресурсы | виды природных ресурсов, главные особенности природных ресурсов России; соотношение промышленных и сельскохозяйственных ресурсов; соотношение экономически эффективной территории и государственной территории; особенности размещения основных видов природных ресурсов; | давать хозяйственную оценку природно-ресурсного потенциала России, сравнивать природно-ресурсный потенциал России и других стран; | находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения природных условий разных территорий и их обеспеченности разными видами природных ресурсов; | Формирование ответств. Отношения к учению | П.53, Доконч. Табл. Вопр.3стр286 письм. |
66 | 25.05 | | Природно-ресурсный потенциал России | Основные ресурсные базы; проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России; место России в мире по запасам и добыче основных видов природных ресурсов; | Давать хозяйственную оценку природно-ресурсного потенциала России, сравнивать природно-ресурсный потенциал России и других стран; | Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения природных условий разных территорий и их обеспеченности разными видами природных ресурсов; | Формирование ответств. Отношения к учению | Презентации |
67-68 | 29.05 | | Обобщающее повторение по курсу «География России. Природа. Население.» | | | | Формирование ответств. Отношения к учению | |