Муниципальное бюджетное учреждение «Приреченская СОШ»
Ужурского района Красноярского края
. | «Согласовано» _______________ ____________________________ Заместитель руководителя по УВР «___»________________2015 г. | «Утверждаю»___________ _______________________ Директор школы «___»_______________2015 г. Приказ №______________ |
Рабочая программа предмета
«Художественная культура Красноярского края. 5 - 7 класс»
Программу составила учитель русского языка
и литературы 1 категории Горбачева Н. В.
2015 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по учебному предмету «Художественная культура Красноярского края» составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного стандарта основного общего образования Красноярского края, авторской примерной программы по курсу « Художественная культура Красноярского края» для 5 – 7 классов под редакцией Ложкиной Р. П. Красноярск. 2006 и учебного плана МБОУ «Приреченская СОШ».
Рабочая программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Учебный предмет «Художественная культура Красноярского края» на ступени основного общего образования изучается в течение трех лет обучения, с 5 по 7 класс.
Изучение учебного предмета «Художественная культура Красноярского края» на ступени основного общего образования предполагает дальнейшее освоение обучающимися 5-7 классов художественной культуры как области, изучающей создание, сохранение и распространение произведений искусства и народных традиций; основных видов искусства (изобразительного, театрального, музыкального, декоративно-прикладного) и культуры народов, проживающих на территории Красноярского края, и направлено на достижение следующих целей:
воспитание чувства любви и уважения к своему краю, формирование устойчивого интереса к художественному творчеству народов, проживающих на территории Красноярского края, их традициям и быту;
развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства Красноярского края;
воспитание и развитие художественного вкуса обучающегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;
овладение практическими умениями и навыками понимания и оценки художественных произведений.
В программу по учебному предмету включены следующие разделы: «Изобразительное искусство», «Театральное искусство», «Музыка», «Декоративно-прикладное искусство». В 5 классе изучаются сведения по изобразительному и театральному искусству и музыке, в 6 классе – по изобразительному и декоративно-прикладному искусству и музыке, в 7 классе – по театральному искусству и музыке. Количество часов по программе в каждом классе – 17 часов в год (по 0, 5час. в год).
Учебно-методический комплекс:
1. Ложкина Р. П., Рыбалко В. Т., Шаповалова Л. И. Примерная программа по курсу « Художественная культура Красноярского края» для 5 – 7 классов. Красноярск. 2006.
2. Шаповалова Л. И. Художественная культура Красноярского края. 5-7 классы. Красноярск. 2006.
Содержание программы
5 класс
Класс | № | Тема | Количество часов |
5 | 1 | Введение | 1 |
2 | Живопись | 2 |
| 3 | Архитектура | 4 |
| 4 | Театральное искусство | 7 |
| 5 | Музыка | 3 |
Итого: 17 часов
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися | Дата |
План | Факт |
1 | Особенность предмета НРК. | 1 | Урок объяснения нового материала | Знать основные понятия | | |
2 | Жанры живописи, исторически развивающиеся в крае | 2 | Урок объяснения нового материала | Уметь различать жанры живописи | | |
3 | В. И. Суриков. Дом – музей В. И. Сурикова. | | Урок – экскурсия (виртуальная) | Понимать значимость личности В. И. Сурикова, знать биографию художника | | |
4 | Острог. Сибирский двор. Деревянное зодчество. | 4 | Урок объяснения нового материала | Знать терминологию, особенности деревянного зодчества Сибири | | |
5 | Архитектура нашего села. | | Урок - экскурсия | Применять полученные теоретические знания на практике | | |
6 | Архитектура как синтез искусств | | Урок объяснения нового материала | Знать взаимосвязь архитектуры с другими видами искусств | | |
7 | Экскурсия в школьный музей | | Урок - экскурсия | Знать структуру школьного музея, основные разделы | | |
8 | История создания театров Красноярского | 7 | Урок объяснения нового материала | Знать сведения об истории создания театров Красноярского края | | |
9 | Синтез архитектурного, хореографического, музыкального искусства в создании спектаклей | | Урок объяснения нового материала | Знать взаимосвязь различных видов искусств | | |
10 | История создания театров г. Красноярска | | Урок объяснения нового материала | Знать сведения об истории создания театров Красноярска | | |
11-12 | Посещение театра (просмотр спектакля) | | Урок - экскурсия | Уметь применять полученные знания на практике | | |
13 | Театры Красноярья: Норильск, Минусинск | | Урок объяснения нового материала | Знать сведения об истории создания театров Норильска, Минусинска | | |
14 | Театр в нашей школе | | Комбинированный урок | Уметь применять полученные знания на практике | | |
15 | Взаимосвязь музыки с другими видами искусств. | | Урок объяснения нового материала | Знать взаимосвязь музыки с другими видами искусств | | |
16 | Основные жанры фольклора в крае | | Урок объяснения нового материала | Знать основные жанры фольклора в крае | | |
17 | Экскурсия в школу искусств | | Урок - экскурсия | Уметь применять полученные знания на практике | | |
Содержание программы
6 класс
Класс | № | Тема | Количество часов |
6 | 1 | Живопись и графика | 7 |
| 2 | Скульптура | 1 |
| 3 | Архитектура | 2 |
| 4 | Музыка | 4 |
| 5 | Декоративно-прикладное искусство | 3 |
Итого: 17 часов
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися | Дата |
План | Факт |
1 | Эпический пейзаж. Т. В. Ряннель. | 7 | Урок объяснения нового материала | Знать терминологию, названия картин Т. В. Ряннеля | | |
2 | Индустриальный и архитектурно – городской пейзаж в живописи, графике | | Урок объяснения нового материала | Различать виды пейзажей в живописи и графике | | |
3 | Исторический жанр и реальные прототипы в творчестве В. И. Сурикова | | Урок объяснения нового материала | Знать основные этапы творчества художника, терминологию | | |
4 | Портрет в творчестве В. И. Сурикова. | | Урок объяснения нового материала | Знать названия основных картин художника | | |
5 | Портреты современников в творчестве А. Левитина, М. Знака, А. Волокитина, А. Поздеева | | Урок объяснения нового материала | Знать названия основных картин художника, уметь давать оценку | | |
6 | Натюрморт | | Урок закрепления материала | Знать терминологию, виды натюрморта | | |
7 | Графика | | Урок объяснения нового материала | Знать терминологию, художников-графиков | | |
8 | Скульптура монументальная, станковая, декоративная, садово - парковая | 1 | Урок объяснения нового материала | Знать виды скульптур | | |
9 | Архитектура городов края | 2 | Урок объяснения нового материала | Иметь представление об индивидуальности архитектуры городов края | | |
10 | Архитектура нашего села | | Урок-экскурсия | Иметь представление об индивидуальности архитектуры нашего села | | |
11-12 | Сочинения композиторов края. Хоры и оркестры Красноярья | 4 | Урок с дидактической игрой | Знать имена композиторов края, уметь слушать музыкальные произведения, знать виды оркестров Красноярского края | | |
13 | Красноярский государственный ансамбль танца Сибири | | Урок с дидактической игрой | Знать творческую биографию коллектива | | |
14 | Экскурсия в школу искусств | | Урок-экскурсия | Знать основные направления работы школы, расширить кругозор | | |
15-17 | Декоративно – прикладное искусство края | 3 | Урок-практикум | Уметь применять полученные знания на практике | | |
Содержание программы
7 класс
Класс | № | Тема | Количество часов |
7 | 1 | Театральное искусство | 11 |
2 | Музыкальное искусство | 6 |
Итого: 17 часов
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися | Дата |
План | Факт |
1 | Мотивы произведений В. П. Астафьева в постановках театров: - «Царь – рыба» (Театр оперы и балета); - «Звездопад» (ТЮЗ); - «Веселый солдат» (театр им. А. С. Пушкина) | 11 | Урок ознакомления с новым материалом | Знать произведения В. П. Астафьева, постановки | | |
2 | Красноярский государственный ансамбль им. М. С. Годенко | | Урок с дидактической игрой | Знать постановки ансамбля, творческую биографию коллектива | | |
3 | Создатели театрального искусства края: М. С. Белявский, А. Н. Баженов, Н. И. Басин ( КДТ им. А. С. Пушкина) | | Урок объяснения нового материала | Знать имена создателей театрального искусства края, их вклад в культурную жизнь края | | |
4 | А. А. Песегов, Н. К. Гудзенко ( Минусинский драмтеатр) | | Урок объяснения нового материала | Знать имена создателей театрального искусства края, их вклад в культурную жизнь края | | |
5 | А. М. Зыков ( г. Норильск, Заполярный драмтеатр) | | Урок объяснения нового материала | Знать имена создателей театрального искусства края, их вклад в культурную жизнь края | | |
6 | А. П. Чепурной, С. Д. Бобров ( Театр оперы и балета) | | Урок объяснения нового материала | Знать имена создателей театрального искусства края, их вклад в культурную жизнь края | | |
7 | Мастера сцены: Михненкова Л. Б., Михненков Э. И. (КДТ им. А. С. Пушкина) | | Урок объяснения нового материала | Знать имена создателей театрального искусства края, их вклад в культурную жизнь края | | |
8 | В. В. Ефимов, Л. В. Марзоева (Театр оперы и балета) | | Урок объяснения нового материала | Знать имена создателей театрального искусства края, их вклад в культурную жизнь края | | |
9 | Мастера сцены Театра музкомедии | | Урок объяснения нового материала | Знать имена создателей театрального искусства края, их вклад в культурную жизнь края | | |
10-11 | Посещение спектакля | | Урок-экскурсия | Уметь применять полученные знания | | |
12-13 | Творчество Д. А. Хворостовского | 6 | Комбинированный урок | Знать этапы творчества Д. Хворостовского, уметь слушать музыкальные произведения | | |
14-15 | Прослушивание произведений красноярских исполнителей и композиторов | | Урок-концерт | Знать имена композиторов края, уметь слушать музыкальные произведения | | |
16-17 | Творческая мастерская | | Урок - практикум | Уметь применять полученные знания | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения учебного предмета «Художественная культура Красноярского края» обучающийся должен:
-знать произведения известных художников, скульпторов и архитекторов Красноярского края и называть имена их авторов;
-знать основные факты жизни и творчества В.И. Сурикова;
-знать основные виды и жанры произведений известных художников, скульпторов и архитекторов Красноярского края;
-знать художественные музеи и выставочные залы Красноярского края;
-уметь понимать содержание, образный язык произведений известных художников, скульпторов и архитекторов Красноярского края разных видов и жанров;
-знать ведущие театры Красноярского края и историю их создания;
-знать наиболее известные постановки и ведущих актеров театров Красноярского края;
-знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции Красноярского края;
-знать имена известных композиторов и музыкантов-исполнителей Красноярского края;
-знать сочинения композиторов Красноярского края, творчество известных исполнителей музыкальных произведений;
-знать особенности и жанры музыкальных произведений композиторов, музыкального фольклора народов, проживающих на территории Красноярского края;
-знать виды оркестров Красноярского края;
-уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей); определения своего отношения к музыкальным явлениям Красноярского края;
-знать художественные традиции и быт народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера;
-знать особенности развития промыслов и ремесел народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера;
-знать ведущие краеведческие музеи Красноярского края;
-уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности в декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера);
-уметь выделять общее и специфическое в культуре Красноярского края, соотносить с культурой России и мира.
Учебно-методические средства обучения
Основная литература:
1.Ложкина Р. П., Рыбалко В. Т., Шаповалова Л. И. Примерная программа по курсу « Художественная культура Красноярского края» для 5 – 7 классов. Красноярск. 2006.
2. Шаповалова Л. И. Художественная культура Красноярского края. 5-7 классы. Красноярск. 2006.
Дополнительная литература:
1.Алехин А. И., Размахнина В. К. Слово родного края. Красноярск. 1997.
2. Андреева А. А. Жарки. Красноярск. 1988.
3.Быконя Г. Ф., Федорова В. И. Красноярск в дореволюционном прошлом. XVII – XVIII в. Красноярск. 1990.
4.Давыденко И. М. Художники Красноярска. Красноярск. 1978.
5. Ковальчук В. М. Земной поклон. Красноярск. 1998.
6. Статейнов А. П. Красноярский край: культура XX в. Красноярск. БУКВА. 2002.
7. Шаповалова Л. И. Открыть красоту. Красноярск. 2006.
8. Шаповалова Л. И. Понять красоту: краткий словарь – справочник. Красноярск. 2006.
9.Интернет – ресурсы:
http://www.nrk.cross-ipk.ru/body/programs/CULture-o.htm
http://www.nrk.cross-ipk.ru/body/cult