СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Клуб любителей музыки "Веселые нотки" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Клуб любителей музыки "Веселые нотки" 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Клуб любителей музыки "Веселые нотки" 1 класс»


Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и молодежи»

Железнодорожного района г.Барнаула



Принято на Педагогическом совете

МБУ ДО «ЦРТДиМ»

«____»______________201__ г.


Утверждаю

Директор МБУ ДО «ЦРТДиМ»

__________ Н.В. Новичихина










Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

клуба любителей музыки «Веселые нотки»




возраст обучающихся: 7-12 лет

срок реализации: 4 года







Автор - составитель:

Лысова Александра Александровна,

педагог дополнительного

образования













г. Барнаул, 2016


Содержание



Пояснительная записка 3

Условия реализации программы 5

Результаты освоения программы 6

Учебный план 8

Календарно-тематическое планирование 10







Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа клуба любителей музыки «Веселые нотки» разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (МинобрнаукиРФ 2015г.). Данная программа имеет художественную направленность, актуальность её реализации подчёркивается осознанием педагогической общественностью значимости музыкального образования детей с опорой на традиции народной музыки и народно-песенного исполнительства.

         Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

         Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.

          Дети 7-8 лет характеризуются ограниченным диапазоном: до первой октавы – ре второй октавы. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Главная задача – добиться унисонного звучания. Динамика ограничена. Основное внимание уделяется координации слуха и голоса, формированию хорошей артикуляции и четкой дикции, овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости и навыкам художественного исполнения.

      Цель – Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

       Задачи:

      1.Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому  наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

        2.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость,  творческое воображение.

        3.Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.

        4.Помочь учащимся овладеть практическими  умениями и навыками в  вокальной  деятельности.

Общая характеристика курса.

Программа «Весёлые нотки» входит во внеурочную деятельность по художественно-эстетическому направлению. Вокальная педагогика учитывает, что каждый  обучающийся  есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.


1.Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.

2.Наглядно-зительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).

3.Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.

4. Социо - игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.

          

Программа предполагает реализацию следующих принципов:


          1)Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.

         2) Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.

        3) Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.

        4) Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.

        5) Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.

         Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют  произведения   в рамках школьных, поселковых праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

Место курса в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на 30 часов в год с проведением занятий 1 час в неделю. Продолжительность занятий 1 академический час.        

Реализация программы рассчитана на 4 года обучения


Освоение полного курса предметного содержания программы осуществляется путём прохождения 3-х уровней сложности:

1. Стартовый уровень (1 ступень обучения, начальная). Его задачами являются:

-знакомство с малыми формами фольклора;

-устранение недостатков: певческих, дикционных, ритмического и музыкально- слуховых;

-знакомство с календарно - обрядовыми праздниками;

- развитие навыков интонирования, певческой дикции.

2. Базовый уровень (2 ступень обучения, развивающая). Его задачами являются:

-постановка голоса в народной манере исполнении;

-сценическая речь и актёрское мастерство;

-соединение пения с движением, танцем, игрой на шумовых инструментах;

-знакомство с законами сцены, участие в постановке инсценировок обрядов и театрализованных представлений на основе фольклорного материала.

3. Продвинутый уровень (3 ступень обучения, творческая). Его задачами являются:

-ансамблевое исполнение песен с импровизацией;

-сольное исполнение народных песен;

-сольное художественное исполнение отрывков из сказок, былин и народных рассказов с сохранением диалектных и характерных особенностей текста;

-участие в театрализованных спектаклях, программах художественно-эстетической направленности.

Данная программа отражает и динамику развития фольклорно-исполнительских способностей ребенка - от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному активному восприятию синкретической народной культуры. Программа имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую, и каждая из них затрагивает принцип от простого к более сложному, от предметного видения мира малышом к нравственным проблемам Отечества, семьи.

Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая педагогу объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса, добиваясь «проживания» детьми фольклора, его «прорастания» в жизнь.

В основе содержательного компонента программы находятся несколько основных разделов творческой работы.

Раздел «Ансамблевое пение» включает в себя работу над развитием и укреплением навыков певческого дыхания, мягкой атаки, приёмов звукообразования и звуковедения, чистого интонирования, певческой артикуляции, дикции и т.д. Практическая вокально-хоровая работа над репертуаром включает в себя весь спектр вокально-хоровой работы по освоению репертуара: разбор поэтического текста песен, анализ основного напева, освоение мелодических линий подголосков, работа над чистотой интонирования ансамблевых партий, совершенствование звучания многоголосной партитуры, работа над запевом и т.п.

Раздел «Сценическое и актёрское мастерство» включают работу над сценической мимикой, координацией между голосом и телом во время исполнения, навыками актёрского мастерства и культуры поведения на сцене.Практические занятия связаны со сценической постановкой фрагментов календарно-обрядовых праздников.Обрядовые праздники на начальном этапе познаются через игру, сказки, театральные действа.

Раздел «Сольное пение» представляет собой индивидуальную работу педагога с детьми по освоению вокально-исполнительских навыков и сольного репертуара


Условия реализации программы

Количество детей в группах младшего школьного возраста - 12 человек, что является оптимальным для организации игровой деятельности младших школьников и создания творческой атмосферы на занятиях.

В общих выступлениях коллектива принимают участие все обучающиеся.

Продолжительность занятий соответствуют санитарным нормам (30 минут - первый год обучения, 40 минут – 2,3,4 годы обучения).


Формы коллективной работы на занятиях могут быть различны: изучение песенного, музыкально-инструментального и хореографического материала, беседа, игра, дискуссия, постановка обрядовых сцендр.

Подбор репертуара и план выступлений определяется ежегодно в контексте комплексных программ ДЮЦ.

Программой предусмотрены специальные формы работы, направленные на формирование музыкальной культуры и художественного вкуса детей. К ним относятся:

- прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных певцов с целью формирования вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса;

- посещение концертов с целью расширения кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям своего народа;

- встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами с целью формирования навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью; обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.

- беседы-обсуждения впечатлений детей;

- подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д.

- сбор материалов для архива ансамбля.

Для реализации программы необходимы:

  • пианино;

  • записи фонограмм в режиме + и -;

  • ТСО (ноутбук, колонки, проектор, экран);

  • записи аудио, видео на дисках и флеш - картах.


Результаты освоения программы

Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами:

занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.



При оценке знаний, умений и навыков учитываются следующие показатели:

основные показатели личностного развития обучающихся:

  • развитие образного мышления;

  • развитие эмоциональной восприимчивости;

  • креативная направленность интересов;

  • развитие оценочных навыков;

основные показатели общекультурного развития:

  • формирование зрительского ислушательского опыта, визуальной культуры;

  • знакомство с лучшими образцами традиционной народной культуры;

основные показатели развития специальных знаний, умений и навыков, творческого роста:

    • выразительность исполнения;

    • чистота звучания;

    • ощущение чувства формы и ритма;

    • приобретение исполнительского и слушательского опыта и дальнейшее применение его в практической творческой деятельности;

    • развитие музыкального слуха;

    • активное участие в различных творческих конкурсах.


Реализация данной программы позволяет решать актуальные проблемы в воспитании подрастающего поколения, создавать реальную здоровую альтернативу асоциальным явлениям, имеющим место в жизни современной молодёжи, а также формирует гражданское самосознание, любовь к родине, знание истории и культуры своего народа, преданность отечеству.




Учебный план


Стартовый уровень (1 ступень обучения, начальная)


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

/контроля

Всего

Теория

Практика


Раздел 1.

Ансамблевое пение


20

2

18

Концертные и конкурсные выступления, творчески отчёты

1.1.

Формирование навыков ансамблевого пения


2

9

Концертное мероприятие «Семейный праздник «Творческие МЫ»

1.2.

Вокально-хоровая работа над репертуаром



9

Проведение игровых музыкальных часов для начальных классов

Раздел 2.

Сценическое и актёрское мастерство

13

2

11

Концертные и конкурсные выступления, творческие отчёты

2.1.

Работа над сценическим воплощением календарно - обрядовых праздников


2

8

Концертное мероприятие «Хороводница»

2.2.

Работа над сценическим воплощением репертуара



3

Театрализованное мероприятие «Сказочное путешествие»


Итого:

33

4

29



Базовый уровень (2 ступень обучения, развивающая)


п

/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

/контроля

Всего

Теория

Практика


Раздел 1.

Ансамблевое пение


15

4

11

Концертные и конкурсные выступления, творчески отчёты

1.1.

Развитие навыков ансамблевого пения


2

5

Концертное мероприятие «Семейные традиции»

1.2.

Вокально-хоровая работа над репертуаром


2

6

Проведение игровых музыкальных часов для начальных классов

Раздел 2.

Сценическое и актёрское мастерство.

19

6

13

Концертные и конкурсные выступления, творческие отчёты

2.1.

Работа над сценическим воплощением календарно - обрядовых праздников


3

7

Концертное мероприятие «Макошье - весенний праздник»

2.2.

Работа над сценическим воплощением репертуара


3

6

Концертное мероприятие «Песенное настроение» (песни из мультфильмов)


Итого:

34

10

24



Продвинутый уровень (3 ступень обучения, творческая)


п

/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

/контроля

Всего

Теория

Практика


Раздел 1.

Ансамблевое пение


34

8

26

Концертные и конкурсные выступления, творчески отчёты

1.1.

Совершенствование навыков ансамблевого пения


4

13

Концертное мероприятие «Вместе мы – семья»

1.2.

Вокально-хоровая работа над репертуаром


4

13

Игровая музыкальная программа «Я пою, мы поём» (по мотивам стихотворений детских поэтов)

Раздел 2.

Сценическое и актёрское мастерство.

34

6

28

Концертные и конкурсные выступления, творчески отчёты

2.1.

Работа над сценическим воплощением календарно - обрядовых праздников


4

18

Концертное мероприятие «Широкая масленица»

2.2.

Работа над сценическим воплощением репертуара


2

10

Отчетный концерт «Музыка всегда со мной»


Итого:

68

14

54





Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Кол-во часов

Дата занятия

Тема занятия

Вид работы

Формируемые умения; музыкальный материал

1-2

2

16.09. – 20.09.

Вводное занятие. Диагностика детских голосов. Правила гигиены певческого голоса. Исполнение знакомые песен.

Работа над звукообразованием

Распевание: на одном звуке.

-Разучивание слов и мелодии песни Л. Григорьевой «Моя семья»;

-Муз. Грамота: «Музыкальный урок».

3


1

23.09

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о семье.

Работа над фразировкой, вступлением, окончанием

Распевание: «Мы поём»

- одновременно начинать и заканчивать пение;

-Разучивание слов и мелодии песни Л. Григорьевой «Моя семья».

4-5

2

27.09-30.09

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни об осени.

Работа над дыханием.


Распевание: «Андрей – воробей»

-Ансамбль и строй;

-Повторение и коррекция исполнения песни Л. Григорьевой «Моя семья».

- Разучивание слов и мелодии песни «По лужам».

6


1

04.10

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о семье и осени.

Связное пение (легато).


- Распевание: «Вот иду я» вверх (вниз).

- Игровая разминка «У жирафа пятна, пятна»

-Повторение и коррекция исполнения песен Л. Григорьевой «Моя семья», «По лужам».

7-8

2

07.10-11.10

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения.

Связное пение (легато).


- Распевание: «Не летай , соловей…»,

- Формирование художественного вкуса «Ромашковая Русь».

-Повторение и коррекция исполнения песен Л. Григорьевой «Моя семья», «По лужам».

9

1

14.10

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о маме, доме, семье.

Напевное пение.


- Распевание: «Жили у бабуси…»

- «Разноцветная семья». Муз. А.Варламова, сл. Р. Паниной.

-Повторение и коррекция исполнения песен Л. Григорьевой «Моя семья», «По лужам».

10-11

2

18.10 – 21.10

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Сочиняем песню.

Мягкая атака звука.


Творческая лаборатория Игра «Буриме «Сочиняем песню»

11-14

2

25.10 – 28.10

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о зиме.

Работа над дикцией.

Знакомство с ударными муз. Инструментами.

- Распевание: упр. На дикцию. слушать друг друга во время пения;

«Если б не было зимы»из м/ф «Зима в Простоквашино». Муз.Е.Крылатова, сл. Ю.Этина;

«Песня о снежинке» из к/ф «Чародеи». Муз. Е.Крылатова. сл. Л.Дербенева

15

1

08.11

Музыкальная викторина «Песни из мультфильмов»

Работа над пением в разном темпе

- Распевание «Заинька»;

Песни из мультфильмов» «Облака», «В траве сидел кузнечик», «Голубой вагон», «По лужам» и др.

16-17

2

11.11 -15.11

Подготовка к концертному мероприятию «Творческие МЫ»

Работа над пением ансамблем

- Ритмические игры «Конвейер», «Я считаю»

Дыхательные гимнастики «Насос», «Цветочек»

-Повторение и коррекция исполнения песен Л. Григорьевой «Моя семья», «По лужам».

18-19

2

18.11 – 22.11

Концертное мероприятие «Творческие МЫ»

Выступление

Отчетное концертное выступление

20

1

25.11

Я - композитор

Игровое занятие с использование детских музыкальных инструментов

- Ритмические игры «Конвейер», «Я считаю»

Сочинение музыки при помощи детских музыкальных инструментов на заданный ритм

21-22

2

29.11 – 02.12

Сценический образ, сценическое движение. Народная песня, сказки небылицы. Рождественские игры.

Активная подача звука.


- Распевание: «Падают листья». «Дудочка».

-Одновременно начинать и заканчивать пение;

-Муз.-ритмические движения: «Как у наших у ворот» с движениями.

- Колядка «Давай, коза, попрыгаем»

23-24

2

06.12 – 09.12

Сценический образ, сценическое движение. Хороводные песни о растениях.

Ансамбль и темп.

Распевание: «Охотник».

-Ансамбль и строй;

- Хоровод «Мак-маковистый»;

- Хороводная игра «Дударь-Дударище»

25-26

2

13.12 -16.12

Сценический образ, сценическое движение. «Веселые» хороводы.

Связное пение (легато).


Распевание: «Скок, поскок».

-Коллективное пение;

Муз. Грамота: «Неустойчивые звуки».

- Хороводы «Скоморох»; «Клубок»

27-28

2

20.12 – 23.12

Сценический образ, сценическое движение. Подготовка к концертному мероприятию «Хороводница»

Работа над мелодией. Выработка высокого, головного звучания.

Повторение и коррекция хороводов «Мак-маковистый», «Скоморох», «Клубок», «Дударь - Дударище» и движений к ним.

29-30

2

27.12 – 10.01

Концертное мероприятие «Хороводница»

Выступление

Отчетное концертное выступление

31-34

3

13.01 – 20.01

Сценический образ, сценическое движение. Театр пантомимы и пародий.

Работа над умением работать в ритме

- «Мы знаем своё дело» (подражательная песня-игра).

- Игра «Если б был не ученик, кем бы был бы я…»

35-38

3

24.01 – 31.01

Виды театров

Знакомство с видами театров

Песни Петрушки, музыкально-ритмические игры

39

1

03.02

Экскурсия в кукольный театр

Экскурсия


40-45

5

07.02 -28.02

Кукольный театр Петрушки

Постановка мини-спектакля «Кукольный театр Петрушки»

Музыкальные этюды «Петрушка и его миниатюры»

46- 48

3

03.03 – 10.03

Песни лета. Знакомство.

Знакомство с медными духовыми инструментам

- Распевание: Пение 5-ти нот, на дикцию.

- Слушать друг друга во время пения;

и. «Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето». Сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова, «Соломенное лето». Муз. Е. Рыбкина, сл. Вл. Степанова; «Картошка» из к/ф «Завтрак на траве» Муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского.

49-51

3

14.03 – 21.03

Песни лета. Разучивание песен

Знакомство с пением-театрализацией. Музыкальные импровизации.

«Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето». Сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова, «Соломенное лето». Муз. Е. Рыбкина, сл. Вл. Степанова; «Картошка» из к/ф «Завтрак на траве» Муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского.

52 - 55

3

24.03 – 07.04

Песни лета. Репетиции театрализованного представления «Сказочное путешествие»

Пение хором. Музыкальные импровизации.

«Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето». Сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова, «Соломенное лето». Муз. Е. Рыбкина, сл. Вл. Степанова; «Картошка» из к/ф «Завтрак на траве» Муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского.

56-60

4

11.04 – 21.04

Театрализованное представление «Сказочное путешествие»

Выступление по классам начальной школы. Цикл выступлений по параллелям.

Отчетное концертное выступление

61

1

25.04

Музыкальная викторина «Песни в русских мультфильмах»

Игровое занятие

Умение на слух определять мелодию песни и угадывать ее

62-63

2

28.04 – 05.05

Песни Шаинского – круглый стол

Семинарское занятие

История создания песен, интересные факты творчества композитора

64-65

2

12.05 – 16.05

Что такое балет? Музыка в балете

Знакомство с симфонической музыкой. Связь музыки и классического танца

Слушание музыки, соотнесение музыки и танца, особенности симфонического исполнения

66

1

19.05

Что узнали? Чему научились?

Итоговое занятие